Саул царь и апостол савл были родственники. «Несвятой» апостол: почему Павел из фарисея стал лучшим проповедником христианства

Человек, о котором больше всего спорят христиане и иудеи, да и среди самих христиан он вызывает к себе далеко не однозначное отношение. Мог ли один человек со всеми своими слабостями и недостатками, но одновременно великий человек, превратить религиозную доктрину узкой группы последователей в мировую религию - христианство? Да - потому что это сделал апостол Павел.

Христианские теологи были озабочены в основном вопросом насколько верно Павел понял учение Иисуса из Назарета. В своем произведении "Антихрист" Фридрих Ницше представил Павла подлинным основателем и одновременно величайшим фальсификатором христианства. И довел до логического конца всю критику, выпавшую на долю апостола Павла в Новое время. Не только философ и поэт Ницше, но и христианские богословы требовали отказаться от паулинистского христианства в пользу возвращения к Иисусу.
Иудей Савл или Саул (Шаул) родился в киликийском (ныне турецком) богатом портовом городе Тарсе. По всей видимости он был основан хеттами около 1400 года до н. э. Через него проходили армии персидского царя Кира Великого и македонского царя Александра, тоже носившего этого прозвище. В 64 г. до н. э. римляне сделали его центром провинции, а в 41 году до н. э. в его гавани бросила якорь трирема Клеопатры, которая прибыла завоевать сердце Антония.

В древности считалось, что родители Павла (возможно, что свое греческое имя он получил одновременно с иудейским) из рода Израилева, колена Вениаминова были уроженцы города Гисхала в Иудейской провинции. По учению фарисей, о чем он сам писал, он с гордостью говорил: "Я - римский гражданин!" В то время в Европе насчитывалось не более пяти миллионов граждан Римской империи, то есть одна десятая часть всего населения. Неизвестно, унаследовал ли Павел права римского гражданина от своего отца и был ли отец первым в семье, кто получил римское гражданство. Привилегия быть римским гражданином неоднократно спасала жизнь Павла, хотя он и не избежал многочисленных наказаний, которым подвергался за годы своей миссионерской деятельности.

загадка Лао Цзы

На восьмой день после рождения он был обрезан и наречен Саулом ("выпрошенный" или "вымоленный") в честь первого царя Израиля, также происходившего из колена Вениаминова. По эллински его имя звучало как Савлос, Савл и лишь позднее превратится в Павел. Предположительно у Савла была сестра и брат, которого Павел называл Руфом. Павел был почти ровесником Иисуса, но в отличие от Христа, его разговорным языком был не арамейский, а греческий. Павел читал Ветхий Завет в версии Септуагинты - в греческом переводе, сделанном в 3 веке до н. э. в Александрии. Об этом говорит тот факт, что некоторые из употребляемых им терминов (в частности, "грех") восходят именно к Септуагинте.

Все послания Павла написаны по-гречески. Критики не нашли доказательств того, что он не знал или знал плохо этот язык. Наоборот, речь Павла грамотна и чиста. Судя по цитатам, он знал произведения афинского поэта Менандра, критского поэта Эпименида, стоика Арата и даже неологизмы.

Фарисеи же, по свидетельству историка Иосифа Флавия, верили в бессмертие души и ожидали за гробом награду за добродетель или возмездие за греховную жизнь. На фарисеях лежала обязанность соблюдать 613 заповедей закона Моисеева и при этом они не были скованы запретами и ограничениями, если не считать желание быть праведными, помогать бедным и больным. Фарисеи стремилисьосвободиться от власти эллинизированных царей династии Ирода и от священников-саддукеев, отрицавших бессмертие души.
Павел нигде не упоминает есть ли у него жена. В Деяниях апостолов нет и намека на его женитьбу.

Использованное им греческое слово agamos, которое переводится как "безбрачный", означало человека без спутницы жизни, равно применимым и к вдовцам, и к проживающим отдельно от супруги и к тем, кто никогда не был женат. Большинство ученых на основании нелестных высказываний Павла о женщинах делают вывод, что он никогда не был женат. Среди специалистов есть и крайние точки зрения: о существовании супруги у апостола Павла и о его нетрадиционной сексуальной ориентации или импотенции.

Павел должен был стать раввином. Однако по обычаю за обучение Торе нельзя было брать деньги и Павел освоил ремесло, которое его кормило бы. Он стал делать палатки. Его негативное отношение к христианам и евангельской проповеди привело к тому, что будущий апостол христианства присутствовал (если даже не был зачинщиком) при побивании камнями первого христианского мученика Святого Стефана.

Благодаря своим природным талантам и полученному воспитанию Савл сделался главой гонений на апостолов и их последователей. При этом он проявлял инициативу и служебное рвение. Савл пришел к первосвященнику Каиафе и попросил у него полномочия отправиться в Дамаск, в котором после казни Стефана скрывались многие ученики Христа. Без различия пола и возраста он обязался привести их в оковах в Иерусалим на истязание. Написавший об этом Лука или лукавит или не знает, что синедрион не обладал властью над синагогами Дамаска. Зато примечательно отношение к своей миссии Савла!

Основатели учений в реальности: Августин

На пути в Дамаск 26-летнего "инквизитора" поразил чудесный свет с неба, настолько сильный яркий, что он потерял зрение. И перед ним явился сам Иисус Христос. В Дамаск потерявшего зрение Савла привезли на каком-то вьючном животном. Через восточные ворота, которые сегодня называются Баб Шарки, он проследовал по двухкилометровой и широкой (три метра) Прямой улице - Via Recta - прямо к храму. Вскоре он чудесным образом вновь обрел зрение и принял крещение. С этого времени он становится Павлом и получает высокое назначение в звании апостола язычников.

Предположительно апостол Павел был казнен в Риме при императоре Нероне. Одно из свидетельств принадлежит преемнику Петра, Клименту Римскому, которого считают римским папой. Оно написано приблизительно в 80-е годы. Другое появилось на свет спустя столетие - между 200 и 213 годами и написано отцом латинской патристики Тертуллианом Карфагенским. В 313 году Евсевий Кесарийский в своей "Церковной истории" подтвердит: "Рассказывают, что в царствование Нерона Павлу отрубили голову прямо в Риме и что там же был распят Петр, и рассказ этот подтверждается тем, что до наших времен кладбище этого города называют именем Петра и Павла".

Евсевий Кесарийский относит казнь Павла к промежутку между июлем 67 и июнем 68 года. Некоторые современные исследователи наиболее вероятным называют время накануне самого знаменитого пожара в Риме - в ночь с 18 на 19 июля 64 года.

Закончить рассказ о реальной жизни апостола Павла хотелось бы словами русского религиозного философа Василия Розанова: "Да, Павел трудился, ел, обонял, ходил, был в материальных условиях жизни: но он глубоко из них вышел, ибо уже ничего более не любил (курсив автора - ред.) в них, ничем не любовался".

Апостол Павел (лат. Paulus и Paullus ; предп. 5/10, Тарс - 64/67, Рим) - «апостол язычников» (Рим. 11:13), не входивший в число Двенадцати апостолов и участвовавший в юности в преследовании христиан.

Пережитый Павлом опыт встречи с воскресшим Иисусом Христом привёл к обращению и стал основанием для апостольской миссии. Павлом были созданы многочисленные христианские общины на территории Малой Азии и Балканского полуострова. Послания Павла общинам и отдельным людям составляют значительную часть Нового Завета и являются одними из главных текстов христианского богословия.

Источники

Главными источниками сведений о жизни и проповеди Павла являются книги Нового Завета: Деяния святых Апостолов и Послания Павла. Аутентичные послания являются первичными источниками, содержащими свидетельство от первого лица и современными исследуемым событиям. Вопрос о том, какие именно из 14 новозаветных посланий, традиционно приписываемых апостолу Павлу, в действительности принадлежат ему, рассмотрен ниже и в статьях, посвящённых отдельным посланиям. Свидетельства Посланий требуют критического подхода. Павел небеспристрастен и непосредственно вовлечён в упоминаемые события, поэтому при чтении Посланий необходимо принимать во внимание его склонность к той или иной интерпретации фактов. Необходимо также, насколько это возможно, учитывать адресата послания и ситуацию, в которой оно было написано, поскольку это влияет на риторику письма и характер возвещения Евангелия (керигмы).

Деяния Апостолов, датируемые многими исследователями 70-ми - первой половиной 80-х годов, написаны уже после смерти Павла и являются источником, содержащим сведения из вторых рук. Возможное исключение - так называемые «мы-отрывки» (Деян. 16:10-17, 20:5-8, 27:1-16 - все три отрывка относятся к морским путешествиям Павла), в которых автор внезапно начинает повествование от первого лица. Не исключено, что этим он подчёркивает, что был свидетелем описываемых событий; существует даже предположение, что это отрывки из дневника, который Лука или кто-то другой вёл во время путешествия. Достоверность свидетельств книги Деяний существенно повышается, если они находят хотя бы косвенное подтверждение в Посланиях или других источниках (включая упоминание тех или иных реалий у античных авторов, археологические находки и др.). Подробнее о проблемах источников и историчности Деяний см. статью Деяния святых Апостолов.

Послания Павла - основной источник сведений о его вере, учении и мировоззрении. Приводимые в Деяниях речи Павла нельзя считать безусловно подлинными. Сопоставление книги Деяний, основным действующим лицом второй половины которой является Савл-Павел, с упоминаниями мест, лиц и путешествий в Посланиях позволяет в некоторой мере реконструировать жизнь Павла, прежде всего во время его миссионерских путешествий (прибл. 46-61 гг.). Существует ряд противоречий между Деяниями и Посланиями; в таких случаях, как правило, предпочтение отдаётся свидетельству Посланий.

О Павле несколько раз упоминается в писаниях мужей апостольских. Павел также является действующим лицом или ложным автором ряда новозаветных апокрифов, но ценность этих книг как источников информации об историческом Павле неизмеримо ниже. К числу таких апокрифов относятся Деяния Павла, Псевдо-Клементины, Деяния Петра и Павла, Апокалипсис Павла, апокрифические послания Павла и к Павлу (включая переписку с Сенекой) и др.

Жизнь

Происхождение

Павел - иудей средиземноморской диаспоры, родившийся в Тарсе, главном городе Киликии и одном из крупнейших центров эллинистической культуры. Еврейское имя Павла - Савл (др.-греч. ??????, эллинизированная форма имени Шауль, ивр. ?????). Павел происходил из колена Вениаминова, и, вероятно, был назван в честь принадлежавшего к тому же колену библейского царя Саула.

Семья и воспитание

Отец Павла был фарисеем (Деян. 23:6), и сам Павел был воспитан в традициях фарисейского благочестия. При этом Павлу перешло от отца римское гражданство, что говорит о высоком статусе семьи, поскольку в то время лишь немногие обитатели провинций Римской империи обладали статусом гражданина. С этим, вероятно, связано наличие у Павла римского имени лат. Paulus (в греческой транскрипции др.-греч. ??????), то есть «маленький». Впоследствии, называя себя «наименьшим из апостолов» (1Кор. 15:9), Павел возможно обыгрывал смысл своего имени.

Павел говорит о себе: «Я Иудеянин, родившийся в Тарсе Киликийском, воспитанный в сем городе [то есть, в Иерусалиме] при ногах Гамалиила, тщательно наставленный в отеческом законе» (Деян. 22:3). Если это свидетельство Деяний, не находящее, правда, подтверждения в Посланиях, верно, то Павел обучался Торе и искусству её раввинистической интерпретации у одного из самых знаменитых учителей того времени, раввина Гамалиила Старшего. Примеры раввинистического толкования можно найти в посланиях Павла, причём в качестве толкуемого текста выступает не Тора на древнееврейском, а её греческий перевод, Септуагинта. Во времена Павла этот перевод широко использовался среди евреев диаспоры, чьим родным языком как правило был греческий (позже, в ходе роста противостояния с христианством, иудеи практически отказались от использования Септуагинты).

Павел был обучен ремеслу - шитью палаток (Деян. 18:3). Возможно, это является косвенным указанием на то, что Павел собирался стать раввином: за обучение Торе нельзя было брать деньги, поэтому все рабби зарабатывали себе на жизнь тем или иным ремеслом. В посланиях Павел не раз упоминает, что не был обузой для общины, поскольку кормил себя сам (см., например, 1Кор. 9:13 - 1Кор. 9:15).

Павел пишет: «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я» (1Кор. 7:8). Был ли сам Павел безбрачным или вдовцом, в Новом Завете явно не сказано. Православные предания трактуют эти слова Павла в том смысле, что он был именно девственником.

Апостол Павел, лично для себя избравший девство и призывавший подражать ему в этом (1Кор. 7:8), тем не менее осуждает «лицемерие лжесловесников, сожжённых в совести своей, запрещающих вступать в брак» (1Тим. 4:2-1Тим. 4:3)

…Святые Апостолы Иоанн Богослов, Павел, Варнава и, без сомнения, многие другие были девственниками

Однако, согласно сообщению из книги Деяний апостолов: «…получив власть от первосвященников, я многих святых заключал в темницы, и, когда убивали их, я подавал на то голос» (Деян. 26:10), - можно заключить, что Павел был членом синедриона, поскольку имел право голоса казнить христиан. Члены этой организации были обязаны вступать в брак. Более того, Павел, будучи строгим фарисеем, вряд ли пожелал бы пренебречь тем, что Иудеи считали священным долгом, а именно браком. Его подробные наставления из седьмой главы первого послания к Коринфянам также позволяют предположить, что он был хорошо знаком с проблемами подобными тем, которые возникают в связи с браком, а значит, мог быть женат до написания этого отрывка.

Согласно преданию, святые мученицы Зинаида Тарсийская и Филонила являются родственницами (по некоторым данным - родными сёстрами) апостола Павла.

Связи с эллинизмом

Наряду со знанием Торы, из Нового Завета очевидно знакомство Павла с общими местами греко-римской культуры того времени: философии, литературы, религии и, прежде всего, риторики. По широко распространённой версии, послания Павла написаны на живом идиоматическом греческом языке. По другой, существует чёткое доказательство применения игры слов, стихосложения, проявляющихся только на арамейском языке. Родной город Павла Тарс был одним из центров эллинистической образованности, уступавшим в этом отношении лишь Александрии и Афинам. Правда, неизвестно, в каком возрасте Павел покинул Тарс и отправился на учёбу в Иерусалим, но известно (Деян. 9:30), что уже после обращения Павел был вынужден вернуться на длительное время на родину, чтобы избежать преследований со стороны бывших соратников.

Было убедительно показано, насколько широко в речах и посланиях Павла используются приёмы античной риторики. Можно также отметить, что многие из встречающихся в Новом Завете цитат или аллюзий на произведения секулярных античных авторов приводятся Павлом или, по крайней мере, вкладываются в его уста. Многие исследователи пытались также найти в богословии Павла следы влияния малоазийских мистериальных культов.

Участие в преследовании христиан

Судя по Деяниям святых Апостолов, Павел был моложе Иисуса. Весьма вероятно, что оба они находились в Иерусалиме в одни и те же пасхальные дни. Однако в Новом Завете нет никаких свидетельств о том, что Павел видел Иисуса до казни.

В 7-9 главах Деяний Апостолов несколько раз говорится об активном участии Павла (называемого вплоть до Деян 13:9 исключительно Савлом) в гонениях на раннюю христианскую церковь; сам Павел также упоминает в ряде посланий, что до обращения участвовал в преследовании христиан.

Убийство Стефана

Впервые Савл упоминается в 7-ой главе Деяний, в сцене избиения камнями первомученика Стефана. Проповедника Стефана привлекли к суду за богохульство представители синагог «эллинистов» (евреев, приехавших в Иерусалим из диаспоры и говоривших на греческом языке), в частности, выходцев из Киликии (Деян. 6:9), одним из которых мог быть Савл. В Деяниях описан суд над Стефаном, но непонятно, был ли ему вынесен смертный приговор, или его побила камнями разгневанная толпа, не ставшая дожидаться окончания суда.

Причины и характер преследований

Гонения, в которых принял участие Павел, были вызваны ранней христианской проповедью, становившейся неприемлемой для ортодоксального иудаизма из-за таких моментов как:

  • Проповедь распятого Мессии . «…мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн…» (1Кор. 1:23). Такая проповедь воспринималась как богохульство, поскольку распятие было особо позорной казнью, несовместимой с богоизбранностью Мессии, который должен прийти как царь и победитель. В Послании к Галатам (Гал. 3:13) Павел цитирует Второзаконие (Втор. 21:33): «… проклят всяк, висящий на древе». Для Павла-фарисея было немыслимо видеть в распятом и, следовательно, проклятом преступнике Мессию.
  • Критика храмового культа . Многие исследователи считают, что уже в это время в среде христиан из «эллинистов», таких, как Стефан, стало проявляться критическое отношение к еврейской сосредоточенности на Иерусалиме и Храме, плохо совместимой с вселенским характером христианского благовестия. В речи Стефана перед Синедрионом, в написании которой Лука мог опираться на источник, довольно точно передающий взгляды «эллинистов», содержатся открытые нападки на Храм. Возможно, именно критика храмового культа и стала основной причиной преследований.

В ранних гонениях на христиан можно видеть попытку синагогальных общин, находившихся под всецелым влиянием фарисеев, навести порядок в своей среде путём «дисциплинарного» наказания неортодоксальных взглядов. Именно таким наказанием могли быть упоминаемые Павлом бичевание (5 раз по 40 ударов без одного) и тюремное заключение, которым он подвергся уже став христианином (2Кор. 11:23, 2Кор. 11:24). Не исключено, что преследования христиан велись в основном в эллинистских общинах, членом одной из которых мог быть Савл. Основную роль в преследованиях играли, по всей видимости, фарисеи, но в них могло принять участие и храмовое саддукейское священство. В Деяниях (Деян. 9:1 - Деян. 9:2) фарисей Савл получает от саддукейского первосвященника полномочия привести в Иерусалим христиан из Дамаска для наказания.

После обращения

Как повествует книга Деяний, на пути в Дамаск он неожиданным образом услышал неведомый голос «Савл! Савл! Что ты гонишь меня?» и на три дня ослеп (Деян. 9:8 - Деян. 9:9). Приведённый в Дамаск, он был исцелён христианином Ананией и крестился (Деян. 9:17 - Деян. 9:18). Пробыв несколько дней с учениками Дамаска, Ап. Павел проповедует Евангелие среди иудеев Аравии, что можно понять из «Послания к Галатам»(Гал. 1:17). Проведя на аравийском полуострове три года, по причине угрозы от агрессивной части иудейской общины он уходит в Иерусалим.(Гал. 1:18). Местные христиане долго не могли принять его, только заступничество Варнавы примирило Павла с апостолами (Деян. 9:26 - Деян. 9:27). Заручившись поддержкой апостола Петра, Павел останавливается в Антиохии, где его сподвижниками становятся Варнава и Марк (Деян. 12:24).

Затем Павел 14 лет занимается проповедническим служением в Сирии и Киликии, где он вызывает нарекания со стороны иудео-христиан (фарисейской ереси ) за отрицание необходимости обрезания. Споры между сторонниками Павла и его противниками требуют созыва Апостольского собора(Деян. 15:1 - Деян. 15:6).

Когда в Антиохию прибывает Пётр, то у него с Павлом начинаются прения (Гал. 2:11 - Гал. 2:14).

Впоследствии Павел распространяет свою проповедь на Европу, проповедуя на Балканах (Филиппы, Фессалоники, Афины, Коринф) и в Италии. Одним из самых значимых его посланий является Послание к Римлянам, написанное в 58 году в Коринфе и адресованное христианской общине Рима.

Апостол Павел стал ревностным проповедником Евангелия в Палестине, Греции, Малой Азии, Италии и других регионах античного мира. Согласно книге Деяний, во время празднования воскресного дня в Троаде апостол Павел воскресил юношу по имени Евтих, который сидел на окне и, заснув, упал вниз с третьего этажа.

За распространение веры Христовой апостол Павел перенёс много страданий и был как гражданин не распят, а обезглавлен в Риме при Нероне в 64 году (по другой версии - в 67-68 гг.). На месте его погребения ученики оставили памятный знак, который позволил императору Константину разыскать это место и построить там церковь Сан-Паоло-фуори-ле-Мура.

Православные и католики отмечают память Петра и Павла в один день - 29 июня; Православные церкви, использующие Юлианский календарь, отмечают его 12 июля (н. ст.). В православии и католичестве Пётр и Павел - два наиболее почитаемых апостола, называемых первоверховными святыми апостолами за особо ревностное служение Господу и распространение веры Христовой.

Обнаружение останков апостола Павла

В день памяти апостола Павла 29 июня 2009 года, папа римский Бенедикт XVI рассказал, что впервые в истории было проведено научное исследование саркофага, находящегося под алтарём римского храма Сан-Паоло-фуори-ле-Мура. По словам папы, в саркофаге были обнаружены «…мельчайшие фрагменты костей, которые были подвергнуты исследованию с использованием углерода-14 экспертами, не знавшими об их происхождении. Согласно результатам, они принадлежат человеку, жившему между I и II вв.». «Это, похоже, подтверждает единодушную и бесспорную традицию, согласно которой речь идёт об останках апостола Павла», - заявил понтифик на церемонии по случаю завершения торжеств, связанных с 2000-летием святого Павла. Вскрывать древнюю находку долго не решались. Саркофаг пытались просветить рентгеновскими лучами, но камень оказался слишком толстым. «В саркофаге, никогда ранее не открывавшемся на протяжении веков, было проделано очень маленькое отверстие для введения зонда, посредством которого были обнаружены следы драгоценной льняной ткани, окрашенной в пурпурный цвет, пластина из чистого золота и ткань голубого цвета с волокнами льна. Было обнаружено присутствие красного ладана, а также белковых и известковых соединений». Понтифик пообещал, что, когда учёные закончат исследования, саркофаг с мощами будет доступен для поклонения верующих.

Послания апостола Павла

Русское Латинское Рус. Полн. Мин. Язык оригинала
1 Послание к Римлянам Epistula ad Romanos Рим Rom Ro Древнегреческий
2 1-е к Коринфянам Epistula I ad Corinthios 1Кор 1 Cor 1C Древнегреческий
3 2-е к Коринфянам Epistula II ad Corinthios 2Кор 2 Cor 2C Древнегреческий
4 Послание к Галатам Epistula ad Galatas Гал Gal G Древнегреческий
5 Послание к Ефесянам Epistula ad Ephesios Еф Eph E Древнегреческий
6 Послание к Филиппийцам Epistula ad Philippenses Фил Phil Phi Древнегреческий
7 Послание к Колоссянам Epistula ad Colossenses Кол Col C Древнегреческий
8 1-е к Фессалоникийцам Epistula I ad Thessalonicenses 1Фес 1 Thess 1Th Древнегреческий
9 2-е к Фессалоникийцам Epistula II ad Thessalonicenses 2Фес 2 Thess 2Th Древнегреческий
10 1-е к Тимофею Epistula I ad Timotheum 1Тим 1 Tim 1T Древнегреческий
11 2-е к Тимофею Epistula II ad Timotheum 2Тим 2 Tim 2T Древнегреческий
12 Послание к Титу Epistula ad Titum Тит Tit T Древнегреческий
13 Послание к Филимону Epistula ad Philemonem Флм Philem P Древнегреческий
14 Послание к Евреям Epistula ad Hebraeos Евр Heb H Древнегреческий

Павел Апостол - цитаты

Нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, не не-обрезания, варвара. Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.

Всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною.

И не Адам прельщен, но женщина, прельстившись, впала в преступление.

Где нет закона, нет и преступления.

Где Дух Господень, там свобода.


Этот человек никогда не общался с Иисусом Христом во время его земной жизни и не был в кругу учеников Спасителя. Его биография содержит немало темных пятен и очень странных эпизодов. Почему же так вышло, что именно апостол Павел в конце концов стал одним из наиболее почитаемых авторов Нового Завета?

В прошлом не раз бывало так, что ярый противник какого-либо учения впоследствии превращался в его ревностного апологета. Но история Савла из города Тарc, позже ставшего апостолом Павлом, конечно, стоит особняком. Во-первых, потому что написанные им тексты, вошедшие в состав Нового Завета, стали фундаментом для всей христианской богословской мысли. А во-вторых, потому что он прошел путь не просто от противника до сторонника, а от гонителя и палача христиан до защитника веры, принявшего мученическую смерть за свои убеждения.

Фарисей из Киликии.

Будущий апостол родился в знатной семье фарисеев из Тарса, главного города Киликии. С самого своего рождения он принадлежал к элите, потому что обладал статусом римского гражданина - честь, которой могли похвастаться далеко не все жители имперских провинций. Его растили в достатке, но при этом с соблюдением строгих традиций фарисейского благочестия. Он получил отличное религиозное образование, хорошо знал Тору и умел ее толковать. Казалось, что впереди его не ждет ничего, кроме успешной карьеры.

По некоторым данным, Савл даже входил в состав местного синедриона - высшего религиозного учреждения, которое одновременно исполняло функции суда. Там-то ему и пришлось впервые столкнуться с главными идеологическими врагами фарисеев на тот момент - христианами. Как и полагалось верному последователю фарисейского учения, он активно включился в гонения.

«Это я и делал в Иерусалиме: получив власть от первосвященников, я многих святых заключал в темницы, и, когда убивали их, я подавал на то голос; и по всем синагогам я многократно мучил их и принуждал хулить Иисуса и, в чрезмерной против них ярости, преследовал даже и в чужих городах», - такие слова будущего апостола приводятся в Деяниях святых апостолов. Одним из самых заметных эпизодов было участие Савла в судьбе святого Стефана, которого насмерть забили камнями. Сам он не принимал участия в расправе, но не пытался остановить убийц и вполне одобрял происходящее.


Жизнь Савла резко изменилась на пути в Дамаск, куда он вел группу христиан для наказания. Согласно преданию, он внезапно услышал голос, говоривший: «Савл! Савл! Что ты гонишь Меня?» После этого на три дня его поразила слепота, исцелить которую смог лишь дамаскский христианин Анания. На этом закончилась история фарисея Савла и начался тернистый путь апостола Павла.

Конфликт столпов веры.

Сразу после обращения Павел начал активно проповедовать христианство. 14 лет он ездил по миру и рассказывал о Христе в Аравии, Сирии, Киликии... Спустя некоторое время в Антиохию (столицу Сирии в то время) прибыл и апостол Петр - «камень», на котором основал свою церковь. И между двумя истовыми проповедниками разгорелся нешуточный конфликт. Удивительное дело - бывший фарисей, имеющий за плечами столь тяжкие грехи, не побоялся обвинить Петра в лицемерии!

«...сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?» - рассказывает об этом сам Павел в Послании к Галатам. Речь шла о том, что Петр, проповедуя, вел себя не всегда искренне, пытаясь одновременно и вызвать симпатию язычников, и не навлечь на себя осуждение со стороны единоверцев.

Тут стоит напомнить, что христиане поначалу не хотели принимать Павла, памятуя об его фарисейском прошлом. Собственно, только заступничество апостолов Варнавы и Петра помогло ему стать «своим» среди тех, кого он еще вчера подвергал жестоким гонениям. А теперь «в благодарность» он обвинял старшего среди двенадцати апостолов в лицемерии! Удивляет как то, что Павел осмелился на такое, так и то, что это не вызвало никаких нареканий со стороны Петра.

Объяснить поведение Павла несложно. Как известно, нет более горячего фанатика, чем неофит. Энтузиазм новообращенного христианина еще не успел остыть, а препятствия, которые приходилось постоянно преодолевать на пути этого служения, лишь жарче разожгли пламя веры в его душе. Кроме того, Павел явно ощущал свое преимущество над большинством других апостолов. На фоне искренних, но неумелых речей рыбаков, мытарей и странников проповеди профессионального богослова, свободно ориентировавшегося в сложнейших вопросах толкования Торы, наверняка звучали более убедительно и ярко. Вполне возможно, что это давало повод считать себя лучше разбирающимся в вопросах веры, нежели его старшие, но менее образованные собратья. А потому он не боялся поучать, искренне считая, что знает «как надо».

Что касается Петра, то ему хватило мудрости не спорить с Павлом, а признать его правоту. Ведь тот, вольно или невольно, задел самую больную тему - лицемерие. Кому как не Петру, трижды за одну ночь отрекшемуся от своего Учителя, было знать всю силу этого греха! А потому, Петр смирился и не стал возражать обвинениям Павла.

Миссионер или предатель?

Интересен и вопрос о том, почему жестокий фарисей Савл в одночасье превратился в пламенного христианина Павла. Ответ на это снова дает текст Деяний апостолов. Когда Бог велит Анании идти и исцелить Савла от слепоты, тот настолько удивляется, что даже смеет перечить: «Господи! Я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме». Но Господь настаивает: «Он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми». И Анания повинуется.

Для Савла, воспитанного на ветхозаветных принципах «око за око», проявление милосердия - это что-то странное и непривычное. Неизвестно, что больше впечатлило его: явленное могущество Бога или поведение Анании, который, пусть сомневаясь, но все же пришел и исцелил злейшего врага своих братьев по вере.

Перед молодым фарисеем, который думал, что во всех подробностях знает, как устроен мир, внезапно открылась новая реальность, построенная на иных, уже христианских ценностях. Эта внезапная смена системы координат и заставила его обратиться в новую веру.

Бог не зря избрал «сосудом» такого человека, как Павел. Вновь вспомним об его образовании и подготовке. Теперь все эти способности были употреблены на благо христианства. Вот почему слова проникали в каждое сердце. И вот почему его слышали во всех концах земли, за что он и был прозван «апостолом язычников».

Он мог проповедовать вдвойне эффективнее, нежели любой христианин, потому что заранее знал, что ему могут возразить фарисеи. И потому выходил победителем из всех диспутов, тем самым еще сильнее зля своих вчерашних соратников.


Потому-то Павла и постигла трагическая судьба, подобно другим апостолам. Ему не могли простить перехода в другой лагерь. Иудеи хотели убить его еще в Дамаске, сразу после начала его проповеди. Но этот план не удался.

В конце концов, решающее слово, как и в случае с , сказало римское правосудие. Павел был казнен в Риме, при императоре Нероне. Причем, как римский гражданин, он был обезглавлен, а не распят. Но слова, сказанные им, живут до сих пор.

Апо́стол Па́вел (урождённый Саул; Савл; Шауль; ивр. ‏שאול‏‎, - пер. «выпрошенный», «вымоленный». Павел - иудей средиземноморской диаспоры, родившийся в Тарсе, главном городе Киликии и одном из крупнейших центров эллинистической культуры. Павел происходил из колена Вениаминова.

Имя Павел по-гречески означает маленький или скромный.

Отец Павла был фарисеем (Деян. 23:6). При этом Павлу перешло от отца римское гражданство, что было редкостью для жителя провинций. Получив прекрасное образование, он стал последователем знаменитого богослова Гамалиила. Кстати, имея римское гражданство, не раз спасало ему жизнь.

Какие преимущества давало апостолу Павлу римское гражданство?


Римское гражданство давало человеку определенные права и привилегии, имевшие законную силу на всей территории империи.

Римский гражданин подчинялся только римскому закону - на него не распространялись законы, которые действовали в провинциях. Если против него выдвигалось обвинение, он мог согласиться, чтобы его судили по местному закону, но за ним сохранялось право потребовать, чтобы его дело рассматривал римский суд. Если ему выносился смертный приговор, он имел право обжаловать его, обратившись к императору.

Вот что написал о преимуществах такого гражданства римский политик I века до н. э. Цицерон: «Связать римского гражданина - преступление; высечь его - злодеяние; лишить его жизни - практически то же, что совершить отцеубийство».

Апостол Павел активно проповедовал по всей Римской империи. В Библии записано три случая, когда он воспользовался своим правом римского гражданина: 1) Он объявил управляющим в Филиппах, что, подвергнув его телесному наказанию, они нарушили его права. 2) Он сослался на свой статус, чтобы избежать бичевания в Иерусалиме. 3) Он воззвал к цезарю, римскому императору, чтобы тот лично разобрал его дело.

Суд кесарев. Если римлянин, которого обвиняли в преступлении, чувствовал, что приговор или суд несправедлив, то он мог требовать, чтобы император сам рассмотрел его дело. Павел - гражданин Рима, однажды так и поступил.

В Дамаск потерявшего зрение Савла скорее всего привезли на каком-то вьючном животном. Через восточные ворота, которые сегодня называются Баб Шарки, он проследовал по двухкилометровой и широкой (три метра) Прямой улице - Via Recta.

В Дамаске до сих пор существует та Прямая улица, на которой посланный Господом Анания нашел Савла молящимся (Деян 9.11)

В античные времена здесь проходила центральная магистраль Дамаска, название которой - «Via Recta» - упоминается в христианских письменных источниках. Под римским началом «Via Recta» была значительно расширена и стала большой оживлённой улицей, украшенной колоннадой.

Ананию считают первым епископом Дамаска, он же и крестил Павла. Невероятно, но дом, в котором жил Анания, сохранился до сих пор.

Самос, остров в Эгейском море, располож. у побережья Малой Азии, недалеко от Эфеса. Павел побывал на нем во время своего третьего миссионерского путешествия (Деян 20.15).

Как и его отец, он был настоящим фарисеем и римским поданным, воспитанным в строгих канонах иудейской веры и обученный ремеслу – шитью палаток. Родные верили в то, что он станет учителем-богословом, поэтому и отправили его учиться в Иерусалим к известному раввину Гамалиилу. Сразу надо отметить, что это были благочестивые хранители древних традиций Ветхого Завета.

В библейские времена свободу узников сковывали различными средствами: на них надевали кандалы и наручники, их сажали в колодки и содержали в тюрьме. После жестокого избиения бросили их в тюрьму, приказав тюремщику надежно стеречь их. Он, получив такое приказание, запер их во внутреннюю тюрьму, забив им ноги в колодки.

Около полуночи Павел и Сила пели Богу псалмы, тем вознося Ему свои молитвы и хвалу. Другие заключенные слушали их.

Деяния Апостолов, Глава 16.

Павел был обучен ремеслу - шитью палаток (Деян 18:3). Возможно, это является косвенным указанием на то, что Павел собирался стать раввином: за обучение нельзя было брать деньги, поэтому все рабби зарабатывали себе на жизнь тем или иным ремеслом.

Это умение ему пригодилось, когда он совершал миссионерские путешествия. Он никогда не обременял материально своих единоверцев во время путешествий, а сам обеспечивал себя, делая палатки.

Он никогда не сожалел о своем выборе, и приобретение истины считал самым лучшим, что было у него в жизни. Он пользовался своими знаниями для того, чтобы распространять христианство и для него это было честью.

Все послания Павла написаны по-гречески. Павел овладел греческим языком, а также был хорошо знаком с языческой культурой, что помогло ему, когда он стал христианским миссионером.

Изображения четырех апостолов – Петра, Павла, Андрея и Иоанна в Риме в катакомбах усыпальницы Санта Текла (Павел слева). Это самое раннее из найденных изображений Апостола Павла и других апостолов, датируемое второй половиной 3 века.
Как выглядел апостол Павел

Еще одно изображение Апостола Павла в одной из Римских катакомб, в которых собирались Христиане. Изображение датируется 4 веком.

Как выглядел точно апостол Павел сказать сложно! Но думаю это для нас не так важно, ведь главное быть такими ревностными, как ученики Иисуса.

Здесь Павел проповедовал против поклонения идолам и вызвал возмущение серебряников, которые зарабатывали на жизнь продажей статуэток богини Артемиды (см. Деян. 19:24–41). Руины греческого театра в Ефесе, где проповедовал Апостол Павел.

Павел - один из двух главных (первоверховных) апостолов, наряду с апостолом Петром. Он не входил в число 12 ближайших учеников Христа, но благодаря его деятельности христианство распространилось по всей Римской империи.

Знаменитые ученые Николай Глубоковский и Альфред Гарнак указывали на то, что только благодаря своей сильной воле апостол Павел вывел христианство на просторы всего мира. Врач и философ Альберт Швейцер говорил, что именно святой Павел развил тот дух, который заложил в Евангелие Иисус Христос.

Во время путешествия с Варнавой в Листру Павел исцелил хромого человека. Жители города были так изумлены, что решили: Павел и Варнава - боги. Варнава был принят за Зевса, а Павел - за Ермия.

Жрец Зевса даже собирался принести в их славу жертвы. Апостолам едва удалось убедить жителей в том, что языческие боги не имеют с ними ничего общего.

Сначала Савл считал христианство опасной ересью и преследовал христиан. Однажды он направился в Дамаск, чтобы уничтожить тамошнюю христианскую общину. По дороге ему явился Христос. Яркое сияние ослепило Савла, и он услышал голос: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» («Деяния святых апостолов», глава 9, стих 4). Савл спросил: «Кто ты?» – и получил ответ: «Я Иисус, Которого ты гонишь».

Это событие потрясло и преобразило Савла . Он стал христианином и самозабвенным проповедником Христа.

Эвроклидон - (от слова  (юго-восточный ветер) и  (волна, вал) - бурный ветер) . Этот ветер застиг корабль, на котором плыл св. ап. Павел из г.Мир Ликийских. Он относился к разряду так называемых Левантских бурных ветров, и свирепствовал с одинаковою силою во всех направлениях между с.-в. и ю.-в.

Павел пишет: «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я» (1Кор. 7:8). Был ли сам Павел безбрачным или вдовцом, в Новом Завете явно не сказано.

Из посланий Павла Коринфской церкви и книги Деяний мы узнаем, что апостол Павел несколько раз посещал Коринф. Об этом на сегодняшний день свидетельствует

Он пошел проповедовать по земле языческой, был в Македонии и Афинах, где основал Коринфинскую церковь. Он также дошел до Рима, где в итоге закончил жизнь мучеником. Как гражданину Римской империи, ему отсекли голову мечом.

В 313 году Евсевий Кесарийский в своей "Церковной истории" подтвердит: "Рассказывают, что в царствование Нерона Павлу отрубили голову прямо в Риме и что там же был распят Петр, и рассказ этот подтверждается тем, что до наших времен кладбище этого города называют именем Петра и Павла".

Во время проповеди в этом городе Павел, выступая в Ареопаге и обращаясь к греческим мудрецам, сказал: «…проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано: . (Деян. 17:23).

Апостол Пётр многократно упоминается в первой части книги Деяний апостолов (главы 1-15). В последующих главах он не упоминается вовсе, они посвящены исключительно Четырнадцать посланий Павла общинам и отдельным людям составляют значительную часть Нового Завета

Подборка фактов: сайт

Последние слова Павла (Замечательные слова)



P.S.

Господь не зря избрал «сосудом» такого человека, как Павел.

"Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе (2 Кор. 11:23-27).

В две тысячи девятом году мир потрясла неожиданная новость – найдены останки человека, который при жизни, скорее всего, был легендарным основателем христианства. Святого апостола Павла, а речь идет именно о нем, казнили за пределами городских стен Рима, а потом предали земле. Спустя годы на этом месте была возведена базилика, а следы захоронения окончательно утрачены. Неужели ученым удалось найти настоящую могилу человека, почитаемого всем христианским миром? Вполне возможно, новые раскопки откроют много интересного. Однако сперва стоит разобраться, кем же он был при жизни, чем заслужил такое высокое звание безгрешного, почему запомнился современникам и потомкам.

Апостол Павел: биография от воинствующего фарисея до святого

Христиане и иудеи имеют насчет апостола Павла собственные мысли и никак не могут достичь единодушия. Странно, как мог маленький человек, пускай и великий, превратить доктрину крохотной группы людей, фактически «клуба по интересам», в мировую религию, которую сегодня мы называем христианством. Основные сведения из его жизни можно почерпнуть из книг Нового Завета. Он упоминается в Деяниях святых Апостолов и в его собственных письмах. Правда, определить, какие Послания из существующих четырнадцати принадлежат ему, уже не представляется возможным.

В девятнадцатом веке за городскими стенами в Риме в базилике святого Павла была найдена тяжелая мраморная надгробная плита. Углеродный анализ показал ее принадлежность к пятому веку нашей эры. Надпись на ней была четкой и разборчивой – Paolo Apostolo Mart («Апостол Павел Мученик»). Почти через сотню лет в две тысячи шестом под полом базилики открылась полость. В ней обнаружили нишу, где располагался саркофаг с останками. Папа Бенедикт XVI впоследствии рассказал, что захоронение вполне может принадлежать Павлу, это не противоречило бы ни одному древнему тексту.

История гонителя и миссионера христианства

В отличие от большинства других апостолов, Павел (Савл или Шауль), что в переводе с иврита означает «выпрошенный», «долгожданный», «вожделенный», принадлежал к элите. По рождению он являлся римским гражданином, что было по тем временам престижно. Это давало множество разнообразных привилегий и прав. К примеру, такой подданный мог требовать личного императорского разбирательства в спорных судебных тяжбах.

Вероятнее всего, имя Paullus или Paulus (лат. малый), было дано мальцу от рождения, но использовать его он начал только после принятия христианства. Получив весьма недурное образование, Шауль сделался настоящим ревнителем Закона, так как собирался связать свою жизнь со служением Богу, став раввином. Он был не только книжником и фарисеем, но и принадлежал к синедриону – высшему иудейскому религиозному учреждению, а заодно и судебному органу страны. Свой голос в совете он зачастую отдавал за казни первых христиан. Он никогда не видел воочию Иисуса при жизни, хотя мог вполне быть на ежегодных пышных празднованиях в Иерусалиме.

Первое упоминание о Савле датируется приблизительно тридцать третьим годом. Тогда насмерть забили камнями юного мученик Стефана, диакона – христианина. Религиозные тексты гласят, что Павел был мал, и его приставили следить за одеждой. Впоследствии по дороге в Дамаск «явился свет» и ослепил его.

Христианский пророк исцелил апостола, после чего тот от чистого сердца уверовал в доброго Мессию. Иудеи отдали Шауля под суд, но казнить изменника было не так просто. По праву он принадлежал Риму. Свой приговор он все же получил у римского императора, но немного позднее. Совершив четыре апостольских миссионерских путешествия, судьба его свершилась: суд признал вину и приговорил отступника к казни.

Биографические сведения о миссионере

Согласно иудейским записям, Павел, от рождения получивший имя Шауль (שאול ‏‎) – прямой потомок двенадцати сыновей Иакова (колено Вениаминово), которые стали родоначальниками происхождения еврейского народа. Отец будущего апостола являлся ревностным фарисеем (общепринятое религиозно-иудейское течение), и детей своих воспитывал в строгости при соблюдении предписываемого Закона. При этом он имел римское гражданство, что явно указывает на его знатное происхождение и высокий уровень достатка. Похвастаться подобным в провинции мог далеко не каждый.

Родился Савл в городке под названием Тарс Киликийский. Все свое детство и юность провел в этом средоточии эллинистического образования и греко-римской культуры. Наряду с богословием, он изучал литературу, музыку, искусство, философию, религию и все, что было положено знать образованному человеку. Воспользовавшись правами гражданина, он переехал из родного города в великий Иерусалим. Согласно Деяниям святых апостолов (одна из книг Нового Завета), учиться ему пришлось у самого Рабана Гамлиэля бен Шимона ха-Закена (в христианстве – Гамалиила), известного ученого и раввина первого века до нашей эры.

Он штудировал Тору, а заодно и ее раввиннистические толкования, что хорошо заметно по поздним Посланиям. Скорее всего, он готовился стать учителем (ребе). Принимать плату за толкование священных текстов по тем временам было запрещено. Поэтому раввины зачастую «висели тяжким камнем на шее» у общины. С детства мальчиков приучали зарабатывать самостоятельно на жизнь, чтобы ни от кого не зависеть. Шауль овладевал ремеслом шитья парусиновых палаток для кочевников и торговцев. Если верить преданиям, то мученицы Филонила и Зинаида Тарсийская были кровными родственницами святого, а может, даже его родными или двоюродными сестрицами.

Преследование христиан

В Посланиях Павел впоследствии говорил, что имел реальную власть подавать голос за или против убийства христиан. Следовательно, вполне вероятно, что он мог служить в судебном органе (синедрионе). В седьмой и девятой главе Деяний сказано, что Шауль активно осуждал ранних христиан, обрекая их на гонения, пытки и даже казни.

Основной причиной тому была проповедь абсолютно неподходящая для ортодоксального (правоверного, последовательного) иудаизма. Иисуса распяли, что считалось самой позорной казнью после «побивания камнями». Этого уже достаточно – такой человек никак не мог иметь родства с Богом. Было и второе – новая вера отвергала исключительность Иерусалима в целом и Храма в частности. Преступник, в котором христиане усматривали Мессию, позволял обращаться к Творцу напрямую, минуя все положенные формальности храмового культа. Какой удар по авторитету священнослужителей!

Первый раз в библейских и апокрифических текстах имя Савла встречается как раз в том месте, где ведется рассказ о гибели от побития камнями первомученика Стефана. До самой казни Шауля не допустили, но спустя год он уже участвовал в подобных действах. Из этого можно сделать вывод, что ему как раз исполнялось тринадцать лет – возраст совершеннолетия у евреев. Библейские тексты дают весьма смутное описание суда над юношей. Непонятно, вынесли ли Стефану официальный приговор, или разъяренная толпа сама свершила его судьбу. Большого впечатления гибель мальчишки на Савла не произвела.

Из преследователей в миссионеры: жизнь Святого апостола Павла

Разбираясь, как Савл стал Павлом, следует понимать и учитывать, что никаких достоверных исторических материалов о жизни этого человека не сохранилось. Мы можем опираться только на библейские и апокрифические тексты, а также свидетельства его «коллег» апостолов. Доподлинно неизвестно, существовал ли такой человек в реальности или это собирательный образ нескольких первых христиан. Тем не менее история достаточно интересна, потому стоит изучить ее подробнее.

Путь в Дамаск и поворотный момент веры

Будучи убежденным фарисеем и членом синедриона, Савл должен был часто путешествовать меж городами, чтобы принимать участие в общих обсуждениях. Ходить доводилось пешком или передвигаться на лошадях или ослах. Направляясь однажды из Иерусалима, он подвергся чудесному явлению. Случившееся ученые датируют приблизительно летом тридцать четвертого года.

Погода стояла солнечная и вдруг на подходе к городу с небес заструился очень яркий свет. Шауль в страхе рухнул прямо в дорожную пыль, а потом услышал голос, который обращался к нему. После этого мужчина ослеп ровно на трое суток, из-за чего пришлось под руки вести апостола в Дамаск. Потом к нему пришел христианин Анания, возложил руки (особый обряд), и тот сразу же обрел зрение. Старец окрестил Савла именем Павел, и с тех пор земной путь этого человека круто изменился. Из-за случившейся истории выражение «путь в Дамаск» стало считаться образным, обозначающим переломный момент в чем-либо.

Апостольские путешествия

Что делал апостол Павел сразу после обращения, доподлинно неизвестно. Побыв немного в Дамаске, скорее всего, он направился в Набатейское царство, где проповедовал Евангелие среди аравийских иудеев. Правителю Арету IV Филопатрису, которого люди прозвали Великим, такое развитие событий не понравилось: по его стране бродил философ и агитировал народ попрать заветы старой веры. Он приказал схватить смутьяна, вносящего разброд в умы его верноподданных.

В тридцать седьмом или тридцать девятом пришлось бежать и поспешно возвращаться в Иерусалим. Там проповедник опять наткнулся на остракизм и отвержение. Новые единоверцы никак не могли смириться с тем, что им обязательно нужно было принять и даже полюбить палача, жестоко преследовавшего их ранее. Если бы не заступничество другого апостола – Варнавы – неизвестно, чем могла завершиться эта история. После этого Павел вернулся в родной Тарус, откуда через пару лет направился в Антиохию.

  • В первое апостольское путешествие Савл отправляется, руководимый своим защитником и наставником Варнавой. Мужчины заходят в Селевкию на Тире. Переправившись на остров Кипр, Павел вступает в препирательство с ложным пророком Вариисусом в городе Паф. Они направляются в Памфилию, Иконию и Ликаонию, где приходится проповедовать язычникам. После этого, друзья возвращаются в отправную точку.
  • Второе путешествие Павел начинает с Силой, еще одним апостолом. В Листре они «подхватывают» Тимофея и вместе идут в Галатию через Фригию. Решив проповедовать еще и в европейской части, они двигаются в Филиппы, где по приезде оказываются тут же арестованными. Павла освобождают, как настоящего гражданина Рима. Он продвигается дальше в Афины, где выпадает случай познакомиться с популярным мыслителем Дионисием Ареопагитом. В пятьдесят втором году он приходит в Коринф, где на полтора года задерживается у Прискиллы и Акилы, ставшими его последователями. После этого апостол морем идет в Эфес, откуда возвращается домой.
  • Третье путешествие Павел осуществляет в Эфес. Тут пишет два своих главных Послания – Коринфянам и Галатам. Апостол посещает Элладу и Македонию, а зимой доходит до Коринфа, откуда, через Кипр и Родос, приезжает в Тир. Вернувшись в Рим, обнаруживает, что иудеи решили судить его за то, что водил язычников в храм Соломона. Фарисеи и седукеи (религиозные течения в иудаизме) не смогли сами вынести приговор, перессорились и чуть не передрались. Тогда решили отправить неугодного богослова в Рим на суд императора.

Пуститься в четвертое и последнее апостольское путешествие у Павла получилось только после освобождения. Он посетил Крит, Эфес и Македонию. В Коринфе он повстречал своего единоверца и вечного оппонента Петра. С ним святой возвратился в Вечный город. Он успел побывать еще и в Испании, прежде чем опять попал под арест и был брошен в холодное и сырое подземелье.

Размышления первого христианского философа

Апостол Павел являлся первым богословом, который рассматривал философский аспект своей веры. Он пытался осмыслить и донести до простого люда историческое значение новой религии. Кроме того, его считали философом – мистиком, который трактовал слова Иисуса, зачастую опираясь на собственный духовный опыт. Мистика этого апостола – приближение к Христу. Он утверждал, что пребывает ежечасно в Боге, а Бог в это же время обретается в нем. Но если человек совершает проступок, то должен сам понести наказание, что несколько противоречит самим основам учения.

Эта философия получила даже отдельное название – паулианство. Фридрих Ницше считал Савла истинным основателем всей христианской доктрины. С ним соглашалось множество мыслителей, в том числе Лев Толстой, которому близка была идея непротивления злу насилием. В своих рассуждениях он говорит, что вера Павла основывается на страхе грядущей кары. В то же время богослов оправдывает казни, насилие, рабство и подчинение властям. На этой почве у апостола даже возникла идеологическая распря с Петром, который считал, что любовь следует познавать во всепрощении.

Послания богослова

По преданию апостол Павел написал четырнадцать писем, которые полностью вошли в Новый Завет. Авторство семи из них неопровержимо (протопаулинистские), а вот о других шести (девтеропаулинистские) ведутся ожесточенные дискуссии меж теологами на протяжении более двух тысяч лет. Послание к Евреям общепринято считать не имеющим отношения к этому апостолу.

  • Ранними письмами принято считать первое и второе к Фессалоникийцам, и Галатам. Они содержат основы проповеди, призывы к святости, а также размышления о Судном дне и воскрешении мертвых.
  • Самые большое – послание к Римлянам. В нем говорится о соблюдении чистоты веры, рассуждение о грехе и законе, о покорности властям и жестком следовании всем заповедям.
  • Ефесянам, Филимону, Колоссянам и Филиппийцам были написаны в римских застенках. В них много благодарности общине, а также осознание Христа, как примера для подражания. Павел предупреждает от лжеучителей и призывает к всеобщей радости.
  • Пастырские послания к Титу, Коринфянам и Тимофею более поучительны. В них меньше общих фраз, а речь идет о женской скромности, о поведении священников и диаконов, а также о церкви и таинстве благочестия.

Российский и советский ученый-лингвист Сергей Иванович Соболевский, штудируя работы Павла, выяснил, что написаны они обычным живым языком, без изысков и лишнего пиетета. Иероним Стридонский, церковный сочинитель и аскет, считал, что это прямое следствие того, что мужчине было трудно выражать свои мысли на неродном греческом, а тексты написаны именно на нем.

Смерть мистика Павла

Согласно библейским писаниям, апостол Павел или Савл перенес на жизненном пути огромное количество страданий и лишений, но никогда не предал своей веры. Он много путешествовал, проповедуя новую религию, разоблачая лицемеров и поощряя праведников. Большинство из его текстов вошли в Новый Завет, а имя его хорошо известно всем христианам на планете. После того как святой был схвачен подручными императора Нерона в Риме, он был казнен, вместе со своим «коллегой» Петром.

Император Нерон, приказав арестовать «праздно шатающихся» апостолов, поставил перед собой задачу красиво выйти из положения. Петра казнили через распятие головой вниз за городскими воротами, как простолюдина, вора и убийцу. Но Павел был римским гражданином и закон запрещал так позорно его убивать. Нерон приказал отрубить ему голову, но произвести казнь не на площади, а далеко за городской стеной.

Если судить по библейским текстам, то случилось это в шестьдесят третьем или четвертом годах. Однако пасторское Послание к Титу датируется более поздним временем. Потому ученые предпочитают датой смерти Святого апостола Павла считать шестьдесят седьмой – шестьдесят девятый год.

На месте захоронения учениками был поставлен специальный знак. Позже его использовал император Константин I Великий, как ориентир, желая увековечить память святого человека и выстроив базилику (храм). Православные празднуют день памяти Петра и Павла двенадцатого, а католики двадцать девятого июня. После обнаружения захоронения под алтарем церкви Сан-Паоло-фуори-ле-Мура папа Римский пообещал верующим, как только будут проведены соответствующие анализы и необходимые исследования, выставить мощи для поклонения.

В память об апостоле

В честь великого человека, ревностного христианина и апостола, установлено множество памятников по всему миру. В Бразилии располагается город, который называется Сан-Паулу (Святой Павел), являющийся крупнейшим поселением в Южном Полушарии на 2016 год.

Люди искусства неоднократно обращались к жизни апостола для создания собственных произведений. Рембрандт увековечил момент избиения камнями юного Стефана, при котором присутствовал Савл, Караваджо обыграл сюжет божьего озарения, произошедшего с ним на пути в Дамаск. Энрике Симоне написал картину «Усекновение главы святого Павла», на которой отрубленная голова сияет, озаренная божественным светом.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: