Социальное отклонение. Поведение, отклоняющееся от норм

Далеко не всегда поведение людей соответствует социальным нормам. Напротив, во многих случаях происходит их несоблюдение, нарушение. Поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует тому, чего ждет от человека общество, называется отклоняющимся поведением. Социологи дают и другое определение: отклоняющееся поведение - это форма дезорганизации поведения индивида в группе или категории лиц в обществе, обнаруживает несоответствие сложившимся ожиданиям, моральным и правовым требованиям общества. Отрицательные отклонения от социальных норм на уровне личности проявляются прежде всего в преступлениях и других правонарушениях, в аморальных поступках. На уровне малых социальных групп эти отклонения проявляются в деформациях, нарушениях нормальных взаимоотношений людей (раздоры, скандалы и т.д.). В деятельности государственных и общественных организаций такие отклонения проявляются в бюрократизме, волоките, коррупции и других явлениях.

Отклонение от норм могут носить и позитивный характер, то есть иметь полезные для общества последствия (например, проявления инициативы, новаторские предложения, направленные на улучшение общественных отношений). Бывают и индивидуальные, не приносящие никакого вреда особенности поведения отдельного человека: чудачество, эксцентричность.

Проявления отклоняющегося поведения, столь же разнообразны, как различные социальные нормы. Не менее разнообразны последствия этих отклонений, их общая черта - вред, ущерб, наносимый обществу, социальной группе, другим людям, а также личности, допускающей негативные отклонения.

Особенно опасны социальные отклонения как массовое явление. Преступления и другие правонарушения, алкоголизм, наркомания, религиозный фанатизм, расовая нетерпимость, терроризм - эти и другие подобные негативные процессы в развитии общества приносят чрезвычайную потерю человечеству.

Каковы причины отклоняющегося поведения? Исследователи имеют разные точки зрения по этому вопросу. В конце XIX в. было выдвинуто биологическое объяснение причины отклонений: наличие у некоторых людей врожденной склонности к нарушениям социальных норм, которая связана с физическими особенностями индивида, преступным темпераментом и тому подобное. Эти теории впоследствии были подвергнуты убедительной критике.

Другие ученые искали психологическое объяснение причины отклонений. Они пришли к выводу, что большую роль играют ценностно-нормативные представления личности: понимание окружающего мира, отношение к социальным нормам, а главное - общая направленность интересов личности. Исследователи пришли к выводу, что в основе поведения, которое нарушает установленные нормы, лежит иная система ценностей и правил, чем та, которая закреплена в праве. Например, психологическое исследование таких мотивов противоправных действий, как жестокость, жадность и лживость, показало, что у преступников названные качества наиболее выражены, причем их допустимости или необходимости оправдывается ими («Всегда лучше показать свою силу", "Бери

от жизни все, что можешь! ").

Ученые пришли к выводу, что названные деформации личности является следствием ее неправильного развития. Например, жестокость может быть следствием холодного, безразличного отношения к ребенку со стороны родителей, а нередко и жестокости взрослых.

Исследования показали, что низкое самоуважение, самоуничижение в подростковом возрасте компенсируется в дальнейшем отклоняющимся поведением, с помощью которой удается привлечь внимание к себе, добиться одобрения со стороны тех, кто оценит нарушение норм как признаки "сильной" личности.

Широкое признание получило социологическое объяснение причин отклонений от социальных норм. Известный социолог Э. Дюркгейм показал зависимость отклоняющегося поведения, от кризисных явлений в общественном развитии. Во время кризисов, радикальных социальных изменений, в условиях дезорганизации социальной жизни (неожиданные экономические спады и подъемы, падения деловой активности, инфляция) жизненный опыт человека перестает соответствовать идеалам, воплощенным в социальных нормах. Социальные нормы разрушаются, люди теряют ориентацию, и это способствует возникновению отклоняющегося поведения.

Некоторые ученые связывали отклоняющееся поведение с конфликтом между господствующей культурой и культурой какой-либо группы (субкультурой), которая отрицает общепринятые нормы. В этом случае преступное поведение, например, может быть результатом преимущественного общения индивида с носителями преступных норм. Преступную среду создает свою субкультуру, свои нормы, противостоят нормам, признанным в обществе. Частота контактов с представителями преступного сообщества влияет на усвоение человеком (особенно молодой) норм антиобщественного поведения.

Существуют и другие объяснения отклоняющегося поведения. Подумайте над изложенными точками зрения и попробуйте сами объяснить причины отклонения поведения от социальных норм.

В отношении лиц, допускающих отрицательное отклонение от норм, общество применяет социальные санкции, то есть наказание за неодобряемые, нежелательные действия. Слабые формы отклоняющегося поведения (ошибка, обман, грубость, халатность и т.д.), корректируются другими людьми - участниками взаимодействия (замечание, юмор, осуждения и т.п.). Более значительные формы социальных отклонений (правонарушения и т.п.) в зависимости от их последствий вызывают осуждение и наказание, исходят не только от общественности, но и государственных органов.

Из многих проявлений отклоняющегося поведения, подробнее рассмотрим преступность, алкоголизме наркоманию.

Под нормой (от лат. norma) понимают правило, точное предписа- ние, установленная мера. «Социальная норма» («социальные нор- мы») - это официально установленные или сложившиеся под воз- действием социальной практики нормы и правила общественного поведения и проявления человека в конкретно-исторических услови- ях жизни общества. Они определяют сложившиеся или установлен- ные (дозволенные или обязательные) стандарты поведения личности в группе, соблюдение которых является для индивида необходимым условием взаимодействия.

В социальных нормах преломляется и отражается предыдущий со- циальный опыт общества и осмысление современной действительнос- ти. Они закрепляются в законодательных актах, должностных ин- струкциях, правилах, уставах, других организационных документах, а также могут выступать в виде неписаных правил среды. Сгруппиро- ванные по основным нормообразующим факторам, они подразделя- ются на: правовые, нравственные, этические, религиозные и др., слу- жат критерием оценки социальной роли человека в любой конкретный момент и присутствуют в его повседневной жизни и дея- тельности.


120 Раздел III. Социальные отклонения в развитии и воспитании детей

Человек одновременно выполняет несколько социальных ролей - гражданина, специалиста, члена семьи, коллектива и пр., в процессе чего он усваивает социальный опыт поведения, необходимый ему для самореализации как личности.

Социальное отклонение - это социальное развитие человека, по- ведение которого не соответствует общественным ценностям и нор- мам, принятым в обществе (его среде жизнедеятельности). Выделяют такие формы социального отклонения: асоциальное поведение и анти- социальное.

Асоциальное поведение (от греч. а - отрицательная частица «не»,

«без» и лат. socialis - общественный, связанный с жизнью и отноше- ниями людей в обществе) - это такое поведение человека, которое не соответствует нормам, принятым в обществе, но не содержит проти- воправных действий. Антисоциальное (от греч. anti - против и соци- альный) - это противоправное поведение человека.

В социологии выделяют такое явление, характеризующее несоот- ветствующее нормам проявление человека в социальной среде, как аномия. Термин «аномия» предложен французским социологом Д. Дюркгеймом и означает отсутствие норм в поведении, их недоста- точность. Американский социолог Р. Мертон в 30-х гг. выдвинул тео- рию социальной аномии, под которой рассматривал состояние «без- нравия» в обществе, побуждающее индивида к отклоняющемуся поведению. По его мнению, во всяком обществе господствуют опреде- ленные цели и средства их достижения. Нарушение равновесия между целями и средствами их достижения и служит основанием для ано- мии. Мертон обосновывает следующие типы реакции человека при аномии (логически возможных вариантов сочетания отношения к целям деятельности и к избираемым при этом средствам их достиже- ния): конформизм, инновативность, ритуализм, ретризм, бунт.


Конформизм (от позднелат. conformns - подобный, сходный) - равное (наряду со всем) положительное отношение к целям и средст- вам их достижения, сложившимся в обществе.

Инновативность (от лат. innovatio - возобновление, перемена) - положительное отношение к целям и отрицание ограничений в выбо- ре средств, которое ведет к новационному поведению, новационной деятельности человека.

Ритуализм - отрицательное отношение к целям, их забвение при сохранении главного акцента на средствах составляет поведение ри- туального типа (например, религиозная деятельность, бюрократизм и пр.).

Ретризм - отрицание и целей, и любых средств их достижения. Он ведет к уходу от жизни (алкоголики, наркоманы и т.д.).


Глава 10. Социальные отклонения, их причины и пути преодоления 121

Бунт - отказ и от целей, и от средств, принятых в обществе с одновременной заменой их новыми целями и новыми средствами. Он выступает в форме мятежа, переворота и провозглашает революцион- ные перемены в социальных нормах и ценностях.

В социальной педагогике и в социологии выделяют выражение - отклоняющееся поведение. Под этим термином понимается поведение человека, не соответствующее принятым в обществе нормам и роле- вым предназначениям.

Термин «отклоняющееся» (поведение) часто заменяют термином

«девиантное» (от лат. deviatio - отклонение) или «делинквентное» (от лат. delinquens - правонарушитель). Под девиантным поведением человека подразумевается система поступков или отдельные поступ- ки, действия человека, носящие характер отклонения от принятых в обществе правил. Чаще всего под девиантным поведением понимают отрицательное (негативное) отклонение в поведении человека, проти- воречащее принятым в обществе правовым и нравственным нормам. Делинквентное поведение в крайних своих проявлениях характеризу- ется как уголовно наказуемое и подлежит административным воздей- ствиям.

В 1950-х гг. американский социолог А. Коэн выдвинул теорию де- линквентных субкультур. В основе этой теории лежит обоснование осо- бой субкультуры у людей делинквентного типа, определяющей ориен- тацию их на успех, но совсем иным путем (иными средствами), чем в

«большом» обществе. К таким представителям принадлежат те, для ко- торых нормальными средствами достижения самоуважения и уважения со стороны других являются мелкие кражи, агрессивность, вандализм. К субкультуре насилия относят агрессивное поведение, воровство и пр. Она функционирует внутри мафии, банды, криминальных групп и оп- ределяет сущность и образ жизнедеятельности их членов.

Существуют различные теории формирования девиантного поведе- ния человека. Среди них: биологические - своеобразие внешнего вида предопределяет склонность человека к правонарушению (Ломброзо, Шелдон); психологические - особенности психики человека являются той основой, которая определяет его склонность к конфликтам, право- нарушениям (Фрейд); социологические - девиантное поведение челове- ка является следствием усвоения им негативного социального опыта, сформировавшегося противоречия между результатом воспитания и требованиями среды и пр. (Дюркгейм, Мертон Миллер и др.).

Анализ различных теорий показывает, что и биологические, и пси- хологические теории выделяют особенное в личности, которое может сказаться на ее девиантном развитии, воспитании. Они свидетельст- вуют о том, что человек, с рождения неся в себе агрессивное начало,


122 Раздел III. Социальные отклонения в развитии и воспитании детей

может иметь определенное предрасположение к девиации. Однако любое предрасположение человека к девиации реализуется только при неблагоприятных для него условиях среды жизнедеятельности и воспитания, превращаясь в те самые основы его личности, которые и определяют в последующем негативное (девиантное или делинквент- ное) поведение.

В основе отклоняющегося поведения человека лежат его биопси- хологические характеристики, процесс и результаты его социального воспитания, усвоения им негативного социального опыта поведения: отрицательно выраженная направленность личности (интересы, по- требности, мотивы, цели, идеалы), негативные привычки и соответст- вующие им (негативной направленности и отрицательным привы- чкам) положительные чувства (внутреннее удовлетворение от их проявления), которые выступают регуляторами его антисоциального, аморального поведения, действий и поступков.

Девиантным человек становится постепенно. Основными этапами становления девиантного поведения являются:

возникновениепротиворечиямежду социальными нормами илич- ностью;

проявлениенесогласия,отрицаниесоциальныхтребованийребен- ком;

проявление противозаконных действий (мелкое хулиганство, обман, кражи и т.д.);

рецидивыпротивозаконныхдействий;

накопление опыта асоциального поведения (насилие, хулиганст- во, проституция и др.);

включение в группу с асоциальным поведением;

нарушениезаконов;

совершение преступления.

Чтобы эффективно решать вопросы работы с лицами социально- негативного (девиантного) поведения, необходимо выявить основные факторы, обусловливающие их формирование. К таким группам фак- торов и их составляющих следует отнести (см. схему 1):

А. Отклонения в психическом и физиологическом развитии: низ- кий уровень интеллектуального развития от рождения или как ре- зультат черепно-мозговой травмы; эмоционально обусловленные от- клонения и (или) отклонения активно-волевой сферы, способствую- щие формированию повышенной возбудимости, аффективного поведения, импульсивности в действиях и поступках, жажды наслаж- дений, злорадства и издевательства над окружающими, деспотизм, бродяжничество и пр.; отклонения в процессе формирования личнос- ти, приводящие к сложностям во взаимоотношениях со сверстниками.


Глава 10. Социальные отклонения, их причины и пути преодоления 123

Б. Несоответствие воспитания индивидуальности ребенка. Раз- личные отклонения в развитии ребенка диктуют необходимость их учета в воспитании. Оно должно ориентироваться на сдерживание или стимулирование тех или иных возможностей ребенка в познава- тельной, чувственной и волевой сферах, развитие компенсаторных возможностей, позволяющих преодолеть недостатки, и пр.

В. Несоответствие воспитательного воздействия своеобразию воз- растного развития. Так, например, наиболее сложным в воспитании является подростковый, отроческий возраст (11-13, 14-16 лет) - переходный возраст. В социальном плане подростковая фаза - это продолжение первичной социализации. Подростки - как правило, школьники - находятся на иждивении родителей (или государства), главной деятельностью является учеба. Это период завершения детст- ва и начала «вырастания» из него.

Юношеский возраст (от 17 до 23 лет) представляет собой в бук- вальном смысле слова «третий мир», существующий между детством и взрослостью. Биологически - это период завершения физического созревания. Большинство девушек и значительная часть юношей вступают в него уже постпубертатными (достигшими полной половой зрелости), однако на его долю выпадает задача многочисленных «до- делок» и устранения диспропорций, обусловленных неравномернос- тью созревания.


Несоответствие

индивидуальности


Недостатки в воспитании


Несоответствие воспитания возрасту


Негативная личностная позиция ребенка

Ребенок

Отклонения в психическом и физиологическом развитии

(врожденные и приобретенные) Негативные факторы среды

Схема 1. Группы факторов, существенно влияющих

на формирование девиантного поведения человека


124 Раздел III. Социальные отклонения в развитии и воспитании детей

К проблемам подросткового возраста, неучет которых приводит к отклоняющемуся поведению, относятся:

а) кризисные явления, характеризующие психофизиологическое развитие в подростковом возрасте: ускоренное и неравномерное раз- витие организма в период полового созревания; неразвитость сердеч- но-сосудистой системы, влияющей на физическое и психическое самочувствие подростка; «гормональная буря» эндокринной системы в период полового созревания, проявляющаяся в повышенной возбу- димости, эмоциональной неустойчивости;

б) обострения взаимоотношений со взрослыми, родителями, учи- телями, выражающиеся в «конфликте» морали старших и младших, чувстве взрослости и неприятии требований к себе;

в) стремления заменить отношения с позиции «морали подчине- ния» на «мораль равенства»;

г) повышенная критичность оценочных суждений и поведения взрослых;

д) изменения в характере взаимоотношений со сверстниками, по- требность к общению, стремление к самоутверждению, приводящие порой к негативным формам и др.

Г. Негативные факторы среды формирования личности.

Семья, как фактор негативного формирования личности:

а) безнравственная обстановка в семье: пьянство, ссоры, драки, грубость во взаимоотношениях, нечестность и пр., что создает нега- тивный пример для подражания, формирует соответствующее миро- воззрение;

б) проблемы состава семьи: неполные семьи, семьи с одним ребен- ком, многодетные семьи, дистантные семьи и др., что ведет к недостат- ку педагогического влияния на ребенка, формированию его личности со стороны только одного из родителей, либо к чрезмерному внима- нию и попустительству в процессе воспитания.

Эти негативные факторы влияния семьи способствуют созданию у ребенка отрицательного отношения к дому, семье, родителям, по- буждают его стремиться уйти из дома и значительную часть времени проводить вообще вне его. В этих условиях формируется категория

«детей улицы», безнадзорных и беспризорных. Этому способствуют: агрессивная обстановка в доме, грубость по отношению к ребенку; длительное невнимание к его интересам и проблемам, отучение его обращаться с чем-либо к родителю (родителям), видеть в нем (в них) опору, нежелание общаться с ним (ними); переключение родителей на свои личные проблемы и предоставление ребенка самому себе в тече- ние длительного времени; перекладывание воспитания ребенка на де- душку и бабушку без соответствующей их поддержки (с возрастом


Глава 10. Социальные отклонения, их причины и пути преодоления 125

пожилые люди оказываются неспособными обеспечивать необходи- мое воспитательное воздействие на внуков, что и приводит к их без- надзорности); недостатки воспитания, отсутствие у ребенка здоровых интересов, увлечений, усидчивости и пр.

Факторы средового (улицы, города, «стаи» и пр.) воздействия на человека в процессе его развития.

Негативные увлечения в домашней обстановке, непедагогическое использование возможностей игры в развитии ребенка и пр.

Отрицательное влияние ближайшего окружения, и прежде всего антипедагогическое поведение родителей, взрослых, сверстников и пр.

Негативное влияние средств массовой информации, особенно теле- видения, видеопродукции.

Имеются и другие средовые факторы, отрицательно сказывающие- ся на воспитание человека.

Д. Недостатки в воспитании ребенка, подростка:

а) ошибки семейного воспитания;

б) тепличные условия, отстранение ребенка от любых жизненных проблем, любой активной деятельности, способствующие формирова- нию черствости, инфантильности и неспособности сопереживать че- ловеческим трудностям и трагедиям, преодолевать жизненные слож- ности в критической ситуации;

в) ошибки и упущения в процессе обучения и воспитания в обра- зовательном учреждении, особенно в детском саду и школе;

г) негативные нравственные ориентиры воспитания;

д) научение ребенка, подростка определенным негативным моде- лям жизни и деятельности (самореализации в жизни). В этих услови- ях личность начинает идентифицировать себя с героями различных приключений, «примерять на себя» различные виды деятельности. Особенно этому способствует телевидение, кино, видеофильмы, кото- рые выступают своего рода «учебниками» различных форм преступ- ной деятельности;

е) средовые отрицательные «ожидания» по отношению к ребенку, подростку из неблагополучной семьи, имеющему негативное товари- щеское окружение, нарушающему дисциплину и пр. Такие ожидания, часто в прямой или косвенной форме провоцируют ребенка к право- нарушению;

ж) приобщение ребенка, подростка к спиртным напиткам, нарко- тикам, курению, азартным играм;

з) отсутствие единства и согласованности в воспитательной дея- тельности родителей в семье, во взаимодействии семьи и школы, семьи, школы и административных органов по работе с детьми и под- ростками и пр.;


126 Раздел III. Социальные отклонения в развитии и воспитании детей

и) недостатки системы перевоспитания, исправления правонару- шителей и последующей адаптации их в повседневной жизни (соци- альной среде).

Е. Негативная личностная позиция самого ребенка, подростка:

а) отклонения в самооценке подростка: завышенная - ведет к воз- никновению чрезмерной амбиции и самомобилизации, которая в со- четании с аморальной способностью самовыражения приводит к пра- вонарушениям; заниженная - рождает неуверенность в себе, поведен- ческий дуализм, раздвоенность личности и создает проблемы для нее в коллективе, сдерживает самовыражение;

б) отклонения в личностных притязаниях подростков. Они, как пра- вило, вытекают из отклонений в самооценке. Притязания предопреде- ляют личную позицию подростка и активность в достижении целей;

в) безразличие к нравственным ценностям и самосовершенствова- нию. Часто это связано с отсутствием нравственного примера и не- сформированностью потребности быть лучше;

г) негативно реализуемая потребность в самоутверждении и со- перничестве у подростков с отклонением в поведении, нездоровое со- перничество. Эти потребности, их направленность в подростковом возрасте предопределяют устремленность подростка к самоактив- ности;

д) сложность формирования у ребенка, подростка, юноши потреб- ности и активного желания самоисправления;

е) стремление подростка к общению, участию в неформальных мо- лодежных объединениях, в том числе и асоциальной направленности.

Описав основные группы факторов, обусловливающих формиро-

вание негативного, отклоняющего поведения детей и подростков, не- обходимо определить и наиболее важные направления педагогичес- кой деятельности по их профилактике и преодолению.

Социальное отклонение

Термин «социальное отклонение» обозначает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Социальные отклонения могут принимать самые разные формы. Преступники из молодежной среды, отшельники, аскеты, закоренелые грешники, святые, гении, художники-новаторы, убийцы – все это люди, отклоняющиеся от общепринятых норм, или, как их еще называют, девианты.

При рассмотрении отклоняющегося поведения различают, во-первых, поведение собственно девиантное (от позднелат. deviatio – отклонение) и, во-вторых, поведение деликвентное (от лат. delingues – правонарушитель) – преступное, криминальное. Деликвентное поведение опаснее для общества, чем девиантное. Однако субкультурные ценности девиантных групп могут реабилитировать преступника в своих глазах.

Выделяют два идеальных типа отклонений: 1) индивидуальные отклонения, когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры; 2) групповое отклонение, рассматриваемое как конформное поведение члена девиантной группы по отношению к ее субкультуре.

В реальной жизни девиантные личности строго разделить на два указанных типа нельзя. Чаще всего эти два типа отклонений взаимопересекаются.

Процесс становления личности девианта помогает понять концепция первичного и вторичного отклонений (X. Беккер). Под первичным отклонением подразумевается отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. В данном случае совершаемые индивидом отклонения так незначительны и терпимы, что он социально не квалифицируется девиантом и не считает себя таковым. Девианты остаются первичными до тех пор, пока их действия укладываются в рамки социально принятой роли.

Вторичным отклонением называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное. Личность при этом идентифицируется как девиант. Иногда в случае совершения даже единственного отклоняющегося действия (изнасилование, гомосексуальная связь, употребление наркотиков и т.д.) либо ошибочного или ложного обвинения к индивиду приклеивается ярлык девианта. Но стоит ему только получить ярлык девианта, это сразу же приводит к прерыванию многих социальных связей с группой и даже к изоляции от нее. Таким образом, вторичное отклонение может перевернуть всю жизнь человека. Создаются благоприятные условия для повторения акта отклоняющегося поведения. После повторения проступка изоляция еще больше усиливается, начинают применяться более жесткие меры социального контроля и лицо может перейти в состояние, характеризующееся постоянным отклоняющимся поведением.

Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Эта оценка заключается в том, что одни отклонения осуждаются, а другие одобряются. Например, странствующий монах в одном обществе может считаться святым, в другом – никчемным бездельником.

Относительно определения причин отклонений существуют различные теории.

Представители теории конституционных типов (Ч. Ломброзо, Э. Кречмер, В. Шелдон) предполагают, что определенные физические черты личности предопределяют совершаемые ею различные отклонения от норм.

Психоаналитическая теория (З. Фрейд) понимает отклоняющееся поведение как результат неосознаваемых внутриличностных конфликтов, рожденных столкновением природных инстинктов личности и норм культуры.

Авторы социологизаторских концепций (Д. Ватсон) полагают, что в поведении человека нет ничего врожденного и все его действия, поступки – это продукты внешней стимуляции. Согласно концепции социальной реорганизации (Т. Шибутани) отклоняющееся поведение объясняется социальными изменениями, в результате чего прежние стандарты теряют свое значение, из-за чего дезорганизуется жизнь общества: одни люди стараются придерживаться старых норм и ценностей, другие ориентируются на вновь появляющиеся ценности и нормы как общесоциальные, так и групповые. Выделяется три типа отклоняющегося поведения: 1) конформное (приспособительное к требованиям эталонной группы); 2) импульсивное (поведение под сильным возбуждением вопреки собственным стандартам); 3) компульсивное (принудительное, например, под воздействием сильных оскорблений или наркотиков как защитная реакция).

В соответствии с культурными теориями социальных отклонений индивиды становятся девиантами как результат неудачных процессов социализации. Когда процессы социализации успешны, индивид сначала адаптируется к окружающим его культурным нормам, затем воспринимает их так, что одобряемые нормы и ценности общества или группы становятся его эмоциональной потребностью, а запреты культуры – частью его сознания. Ошибки индивида редки, и всем окружающим известно, что они не являются его обычным поведением.

Одним из важнейших факторов обучения моральным ценностям и поведенческим нормам служит семья. Многочисленные исследования молодежной преступности показали, что около 85% молодых людей с отклоняющимся поведением воспитывались в неблагополучных семьях. Выявлено пять основных факторов, определяющих семейную жизнь как неблагополучную: сверхсуровая отцовская дисциплина (грубость, самодурство, непонимание); недостаточный материнский надзор (равнодушие, беззаботность); недостаточная отцовская и материнская привязанность (холодность, враждебность); отсутствие сплоченности в семье (скандалы, враждебность, взаимная неприязнь). Однако многочисленны также случаи проявления отклоняющегося поведения в совершенно благополучных семьях. Дело в том, что семья – это далеко не единственный (хотя и важнейший) институт в обществе, участвующий в социализации личности. Нормы, воспринятые с детства, могут быть пересмотрены или отброшены в ходе взаимодействия с окружающей действительностью, в частности, с социальным окружением.

В сложном, постоянно изменяющемся обществе, где нет единой и неизменной системы норм, многие из них, а также культурные ценности разных субкультур противоречат друг другу. Часто родители сталкиваются с такой ситуацией, когда воспитание ребенка в семье противоречит влиянию других социальных групп и институтов. Неизбежно происходят конфликты норм и ценностей. То, что говорят в семье детям, кажется неправдой, обостряется конфликт субкультур отцов и детей.

В отечественной психологии и криминологии считается, что отклоняющееся поведение не определяется «прирожденными механизмами», а обусловлено социально-психологи­ческими причинами, в том числе характером микросреды и групповых взаимоотношений, недостатками воспитания и т.д. Выделяются виды отклоняющегося поведения: агрессия, аномия, фрустрация. В подростковом возрасте отклоняющееся поведение может проявляться в форме: 1) эмансипации (стремление освободиться от опеки); 2) группирования (объединение со сверстниками); 3) увлечения; 4) влечения (проявления сексуальной активности, избирательной агрессии).



Когда нравственные нормы запрещают совершать некоторые действия, которые многие личности желают совершить, возникает другой феномен отклоняющегося поведения – нормы оправдания. Это культурные образцы, с помощью которых люди оправдывают осуществление каких-либо запретных желаний и действий без открытого вызова существующим моральным нормам.

Социальные отклонения играют в обществе двойственную, противоречивую роль. Они, с одной стороны, представляют угрозу стабильности общества, с другой – поддерживают эту стабильность. Успешное функционирование социальных структур можно считать эффективным, только если обеспечены порядок и предсказуемое поведение членов общества. Каждый член общества должен знать (в разумных пределах), какого поведения он может ожидать от окружающих его людей, какого поведения другие члены общества ожидают от него самого, к каким социальным нормам должны быть социализированы дети. Отклоняющееся поведение нарушает этот порядок и предсказуемость поведения. Поэтому общество будет функционировать эффективно, только когда большинство его членов будет принимать устоявшиеся нормы и действовать в основном в соответствии с ожиданиями других индивидов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Виды и формы девиантного поведения. Причины и факторы, детерминирующие это социальное явление. Социальные причины девиантного поведения у подростков. Психологический подход, рассматривающий девиантное поведение в связи с внутриличностным конфликтом.

    курсовая работа , добавлен 24.05.2014

    Понятие девиантного поведения подростков. Причины и формы девиаций в подростковом возрасте. Девиантное поведение и явление дезадаптации. Коррекция и профилактика девиантного поведения подростков. Организация коррекционной и профилактической работы.

    курсовая работа , добавлен 19.12.2014

    Определение отклоняющегося поведения и анализ различных форм его проявления: психического заболевания и антисоциального поведения. Понятие, виды и причины возникновения девиантного поведения, три вида теорий. Методы и подходы к изучению проблемы.

    реферат , добавлен 12.05.2009

    Факторы, способствующие формированию девиантного поведения. Социально-психологические особенности девиантных подростков. Особенности девиантного поведения молодежи, характерные для современного белорусского общества. Профилактика девиантного поведения.

    курсовая работа , добавлен 04.05.2015

    Характеристика понятия "девиантное" поведение, основные его причины. Характеристика основных форм девиантного поведения молодежи. Предпосылки девиации в подростковом возрасте. Особенности осуществления профилактики девиантного поведения у подростков.

    курсовая работа , добавлен 08.05.2010

    Характеристика отклоняющегося поведения подростков, причины возникновения. Факторы зависимости успешности работы социального педагога по коррекции девиантного поведения у подростков от определенных педагогических условий, программа воспитательной работы.

    дипломная работа , добавлен 02.11.2014

    Характеристика существующих подходов к пониманию нормы и девиантного поведения. Структура, типы, причины, биологическое, социологическое и психологическое объяснение отклоняющегося поведения. Суть и виды акцентуаций характера детей подросткового возраста.

    реферат , добавлен 07.06.2011

    Сущность понятий "норма" и "девиантное поведение". Теоретические подходы к объяснению девиации. Социально-психологические особенности подростков как социально-демографической группы. Основные причины и современные формы девиантного поведения подростков.

    курсовая работа , добавлен 05.11.2011

Каждое социальное общество имеет собственные нормы или правила, по которым оно и живет. Их можно отнести к неписаным законам, отражающим характер поведения человека в различных ситуациях. Несоблюдение же этих норм считается социальным отклонением, которое еще называют девиацией. Это понятие можно рассматривать с разных сторон. Прежде всего, отклоняющееся поведение всегда нарушает нормы права и стандарты, сложившиеся в обществе. Но помимо этого, его считают социальным явлением, которое находит свое выражение в любых массовых формах деятельности людей и не соответствует при этом негласно установленным правилам поведения.

Где изучается отклоняющееся поведение и его типы? Обществознание - тот предмет, который впервые знакомит школьников с научным объяснением данного

Основное понятие

К сожалению, не бывает такого общества, все члены которого придерживались бы общих нормативных требований. Существующее отклоняющееся поведение и его типы могут принимать разные формы. Так, к людям с относят преступников и отшельников, аскетов и гениев, святых и т. д.

Отклоняющееся поведение представляет собой тип поведения, не имеющий одобрения в обществе. Во все времена шла борьба по устранению нежелательных форм человеческой деятельности и их носителей. При этом применялись различные средства и методы, которые соответствовали имеющимся в стране социально-экономическим отношениям, общественному сознанию, а также интересам правящей верхушки.

Отклоняющееся поведение и его типы всегда привлекали интерес исследователей.

Роль в жизни общества

Отклоняющееся поведение представляет собой тип поведения с двойственным характером. С одной стороны, оно грозит потерей стабильности общества. С другой же - поддерживает данную стабильность. Как это можно объяснить? Успешная работа всех социальных структур возможна только при обеспечении порядка и предсказуемости поведения всех членов общества. Каждому человеку важно знать, как будут вести себя другие люди и какого поведения они ожидают от него.

Вместе с тем в каждом обществе существуют субкультуры. Они обладают своими нормами, входящими в противоречие с общепринятой моралью. Подобные отклонения считаются групповыми и порой содействуют дальнейшему развитию общества.

Виды девиантного поведения

Порой индивид нарушает социальные нормы только время от времени. Такое поведение относят к первичной девиации. Второй вид данного понятия - вторичный. В этом случае человек получает клеймо девианта и чувствует, что с ним обращаются не так, как с другими людьми.

Отклоняющееся поведение всегда нарушает моральные нормы и при этом может носить как индивидуальный, так и коллективный характер. Первый вид девиации нередко трансформируется во второй. Чаще всего это случается при влиянии криминальных субкультур на те категории людей, которые предрасположены к совершению девиантных поступков, то есть относятся к группе риска.

Типы отклоняющихся поведений

Выделяют:

Делинкветные поступки, имеющие ярко выраженную антиобщественную направленность, которые в крайних своих выражениях приобретают уголовно наказуемый характер;

Аддиктивные поступки, целью которых является уход от действительности с помощью использования психоактивных веществ или при чрезмерной фиксации на определенный вид деятельности;

Патохарактерологические поступки, которые обусловлены патологическими изменениями в характере, имеющими место из-за дефектов воспитания;

Психопатологические поступки, являющиеся следствием ;

Поступки, основанные на гиперспособностях человека, проявляющихся при особой одаренности или гениальности.

Отклоняющееся поведение и его типы могут иметь и несколько иную классификацию. По отношению к ним общества девиантные поступки бывают:

1. Социально одобряемыми. Они выражаются в таком поведении индивида, которое носит позитивный характер и направлено на устранение устаревших стандартов. Как правило, этот тип девианта связан с социальным творчеством и способствует качественным изменениям всей общественной системы. Примером тому служат гениальность, спортивные достижения, героические поступки и лидерские способности.

2. Нейтральными. Это отклоняющееся поведение представляет собой тип поведения, не вызывающий никаких опасений общества и не способствующий его изменению. К таким девиантным поступкам относят эксцентричность и чудачество, стремление удивить всех своей манерой поведения и формой одежды.

3. Социально неодобряемыми. Такое поведение нарушает и дезорганизует общественную систему.

Оно несет в себе черты негативности и дисфункциональности. Подобные девиантные поступки наносят вред обществу. К ним относят различные отклонения, приносящие вред людям и самой личности. Они выражаются в форме разнообразных противоправных, агрессивных и преступных действий, а также в алкоголизме, наркомании, суициде и т. д. Так, к социально неодобряемым относят следующие типы отклоняющегося поведения: аддиктивное, делинквентное.

Типология Р. Мертона

Понятие девиантного поведения относительно. Например, преступники полагают, что вымогательство - это нормальный вид заработка. Однако для большей части населения подобное поведение является девиантным. Это же относится и к некоторым видам социальных поступков. Одни из них считаются девиантными, а другие - нет.

В современной социологии наиболее признанными считаются виды, типы отклоняющегося поведения, классифицированные Р. Мертоном. Свою группировку понятий он составил в русле представлений этого процесса как разрушающего базовые элементы культуры, в том числе и этические нормы. На основании этого Мертон выделил четыре типа девиации, в число которых входит:

1. Инновация. Этот тип поведения предполагает согласие с общими целями общества, но при этом отрицание принятых способов их достижения. К инноваторам относят проституток и шантажистов, великих ученых и создателей финансовых пирамид.

2. Ритуализм. Такое поведение связано с отрицанием основных целей общества и абсурдным исполнением способов их достижения. Примером тому может служить бюрократ. Этот чиновник требует тщательного заполнения любого документа, его неоднократной проверки, составления в четырех экземплярах и т. д. При этом из вида упускается главное - цель.

3. Ретретизм. Это не что иное, как бегство от существующей действительности. Этот тип девиации выражается в отказе не только от социально значимых целей, но и от тех способов, которыми обычные люди их достигают. Такой тип поведения характерен для наркоманов, алкоголиков, бомжей и т. д.

4. Бунт. Данное поведение отрицает имеющиеся в обществе цели и способы. Бунтарь стремится к замене их на новые. Яркий пример тому - революционеры.

При составлении своей классификации Мертон подчеркивал тот факт, что отклоняющееся поведение и его типы не являются продуктом, который демонстрирует абсолютно негативное отношение к общепринятым нормам. Ведь вор вовсе не отвергает такую цель общества, как материальное благополучие. А действия бюрократа не вступают в противоречие с общепринятыми правилами работы. В этом случае наблюдается лишь буквальное исполнение, доходящее до абсурда. Но при этом и бюрократ, и вор являются девиантами.

Основные причины отклоняющегося поведения

Объяснений девиантного явления может быть множество. Для его понимания необходимо знать, какие имеет отклоняющееся поведение виды. И причины в таком случае будет выявить намного проще. Например, склонность к наркомании и алкоголизму, а также психические расстройства объясняются вовсе не социальными, а биологическими причинами. Ведь эти негативные явления порой передаются детям от их родителей.

В социологии есть несколько направлений, согласно которым и объясняются причины девиантного поведения. Одно из них заключается в наличии такого состояния общества, при котором старые ценности и нормы уже пришли в противоречие с существующими отношениями, а новых пока нет. При этом причина девиантного поведения заключается в несогласованности целей, которые выдвигаются обществом, и тех средств, которые предлагаются для их достижения.

Маргинализация

Это одна из причин девиации, характеризующаяся разрывом социальных связей. Самым распространенным вариантом является первоначальный разрыв экономических отношений. После этого утрачиваются социальные связи, а на следующем этапе - духовные.

Характерной чертой маргиналов служит снижение планки социальных потребностей и ожиданий. При этом происходит примитивизация их производственной, бытовой и духовной жизни.

Социальные патологии

Попрошайничество и бродяжничество

Такое поведение является особым образом жизни. Его основной причиной служит отказ от участия в труде на благо общества и стремление к получению нетрудовых доходов.

Стоит отметить, что попрошайничество и бродяжничество в последнее время получили довольно широкое распространение. Однако общество пытается вести борьбу с этим социально опасным явлением. Ведь нередко такие личности выступают в роли посредников при сбыте наркотиков, а также совершают кражи и прочие преступления.

Аддикция

Нередко причиной негативного поведения становится стремление избежать имеющегося внутреннего дискомфорта, а также изменить собственное социально-психическое состояние, выражающееся внутренней борьбой и внутриличностными конфликтами. Все это и является аддиктивными поступками. Подобный путь, как правило, выбирается теми, у кого нет легальной возможности для осуществления самореализации, чья индивидуальность подавляется в связи со сложившейся в обществе иерархией, а личностные стремления неизменно блокируются.

Таким людям невозможно сделать карьеру и изменить имеющийся у них социальный статус с использованием легитимных каналов. Именно поэтому они и считают общепринятые нормы общества несправедливыми и неестественными.

Особенности негативного поведения

В нашем современном обществе девиантные поступки все больше и больше становятся рациональными и рискованными. Основное отличие такой личности от авантюриста заключается в опоре на профессионализм, а не в вере в случай или судьбу. Это осознанный выбор личности, благодаря которому возможна ее самореализация, самоутверждение и самоактуализация.

Отклоняющееся поведение подростков

В современном обществе актуальна проблема детской безнадзорности, наркомании и преступности. В связи с этим наблюдается и рост числа подростков с девиантным поведением. Такое отклонение в поведении детей является результатом политической, социальной, экономической и экологической нестабильности, роста влияния псевдокультур, изменения в существующих ценностных ориентациях молодежи, неблагополучия в семейной и бытовой сфере, отсутствия контроля, что становится следствием постоянной занятости родителей, эпидемии разводов и недостатков в работе учреждений образования.

Основные типы отклоняющегося поведения подростков, как правило, находят свое выражение в таких формах, как аддиктивная, аутоагрессивная (суицидальная), а также гетероагрессивная.

Каковы наиболее часто встречающиеся причины негативного поведения молодежи? В их перечне находятся следующие:

1. Неправильно организованное воспитание. Такой подросток обычно проживает в трудной семье. На его глазах происходят конфликты между родителями, которые не интересуются его внутренним миром. Порой такое неблагополучие довольно глубоко скрыто. И обнаруживается оно только после того, как подросток начинает выделяться своим негативным поведением.

2. Биологические факторы. Среди подобных причин выделяется наследственность, которая снижает активность защитных механизмов и ограничивает приспособительные функции человека. Этот фактор способен проявляться в умственной недостаточности, наследовании аномальных черт в характере, а также такого негативного явления, как алкоголизм. Помимо этого, у подростков с девиантным поведением выявляется неполноценность клеток мозга, ставшая следствием некоторых тяжелых заболеваний, которые были перенесены ими в раннем возрасте. К факторам биологического типа относят и особенность подросткового периода. Именно в этом возрасте у человека происходит бурный рост организма, начинается и подходит к завершению половое созревание, а также совершенствуются функции многих систем и органов, в том числе ЦНС.

3. Психические факторы. В подростковом возрасте завершается и формирование характера человека. Нарушения данного процесса приводят порой к негативным характерологическим реакциям, выходящим за рамки принятой в обществе нормы. Среди них следующие: активный протест (непослушание и грубость); пассивный протест (уход из дома); активное уклонение от контактов с людьми; имитация или подражание поведению окружающих; повышенное стремление к самоутверждению на основе отрицания опыта старших; гиперкомпенсация (безрассудные поступки) как защитная реакция, маскирующая слабые стороны личности.

Итак, мы рассмотрели отклоняющееся поведение и причины, его вызывающие.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: