Транспорт мира. Значение транспорта в мировом хозяйстве

Мировая транспортная система – глобальная совокупность национальных транспортных систем, связанных между собой общими грузо - и пассажиропотоками. Эта система обладает мощной материально-технической базой, которая развивается и совершенствуется за счет масштабных инвестиций, обеспечивающих устойчивые темпы роста перевозок и повышение качества транспортных услуг.

Примерно 75% общей протяженности мировых транспортных коммуникаций (без учета морских линий) приходиться на автомобильные дороги; 16% на линии гражданской авиации; 4% на трубопроводы, 3% на железные дороги; 2% - на судоходные реки и каналы.

Страны и континенты имеют разную степень оснащения транспортными коммуникациями. Наиболее густая сеть в Западной Европе и Северной Америке. Хуже оснащены транспортными коммуникациями страны Азии и Африка.

В целом мировой объем перевозок грузов и пассажиров постоянно увеличивается. Заметно изменилось распределение перевозок между видами транспорта. Например, доля трубопроводного транспорта в общемировом грузообороте увеличилась в 2 раза (11%). В освоении мирового пассажирооборота воздушный транспорт приближается к уровню железнодорожного (составляет соответственно 9 и 11%).

Морской транспорт в мировой транспортной системе играет ведущую роль (80% всего грузооборота мировой торговли).

Речной транспортежегодно перевозится более 1,5 млрд.т груза, но в связи с конкуренцией с автомобильным транспортом наметилась тенденция к сокращению объемов перевозок.

Железнодорожный транспорт – общая протяженность железных дорог 42 основных стран мира составляет 915 тыс.км. (перевозится более 3,7 млрд.т.груза). В мировом масштабе увеличение объемов железнодорожных перевозок не ожидается из-за конкуренции с автомобильным транспортом. Отмечено сокращение протяженности железных дорог на 100 тыс.км в общемировом значении. При этом протяженность электрифицированных линий возросла в три раза.

Автомобильный транспорт- мировой парк автомобилей постоянно растет и динамично развивается объем перевозок. По мнению экспертов, расчетная цифра 160млн. единиц к 2010 году будет ежегодно увеличиваться на 4-4,5%. Примерно 75% общей численности грузового автомобильного парка приходиться на страны Западной Европы и Северной Америки.

Воздушный транспорт – бурное развитие за последние 10 лет: выросла протяженность трасс почти вдвое и объем перевозок по ним пассажиров и грузов в 2 раза.

Почти 90% грузооборота мирового воздушного транспорта приходится на промышленно-развитые страны.

Трубопроводный транспорт – общая мировая протяженность достигла 450 тыс.км. Самыми крупными странами-владельцами нефтепроводов являются США и Россия.

ТЕМА:
Мировая транспортная система
План лекции:
1. Количественные показатели работы транспорта.
Влияние НТР на развитие транспорта.
2. Транспортная сеть мира. Структура мирового транспорта.
Региональные транспортные системы.
3. Сухопутный транспорт мира.
4. Водный транспорт мира.
5. Воздушный транспорт мира.

Транспорт - третья ведущая отрасль материального производства.
ПРОТЯЖЕННОСТЬ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ МИРА:
ЧИСЛЕННОСТЬ ЗАНЯТЫХ 140 МЛН. ЧЕЛ.
ГРУЗО - И ПАССАЖИРООБОРОТ
ПРОТЯЖЕННОСТЬ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (в тыс. км)
Автомобильные
дороги
24000
Трубопроводы
1900
Внутренние
водные пути
550
Воздушные пути
9500
Железные дороги
1250
0
5000
10000

СТРУКТУРА МИРОВОГО ГРУЗО - И ПАССАЖИРООБОРОТА
ДОЛЯ В ГРУЗООБОРОТЕ
ДОЛЯ В ПАССАЖИРООБОРОТЕ

ТРАНСПОРТ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
Какое воздействие оказала НТР на различные
виды транспорта?
УВЕЛИЧЕНИЕ ПРОПУСКНОЙ СПОСОБНОСТИ
ТРАНСПОРТНЫХ ПУТЕЙ
ПОЯВЛЕНИЕ НОВЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
УВЕЛИЧЕНИЕ ВМЕСТИМОСТИ И
ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ
УВЕЛИЧЕНИЕ СКОРОСТИ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ

Мировая транспортная система
СОВОКУПНОСТЬ ВСЕХ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ, ТРАНСПОРТНЫХ
ПРЕДПРИЯТИЙ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ОБРАЗУЮТ МИРОВУЮ ТРАНСПОРТНУЮ СИСТЕМУ (МТС).
ОДНАКО МИРОВЫЕ ГРУЗОВЫЕ И ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ ГЕОГРАФИЧЕСКИ РАСПРЕДЕЛЕНЫ
КРАЙНЕ НЕРАВНОМЕРНО!

По уровню развития мировую транспортную систему
можно разделить на две части:
ТРАНСПОРТ
ЭКОНОМИЧЕСКИ РАЗВИТЫХ
СТРАН
75 %
На эти страны приходится 75 % общей длины транспортной сети,
мирового грузо- и пассажирооборота. Характерна высокая густота
транспортной сети.
ТРАНСПОРТ
РАЗВИВАЮЩИХСЯ
СТРАН
Транспорт - отстающая отрасль
экономики. Характерна монотранспортная система (преобладание 1-2 видов транспорта.
Мировая транспортная система состоит из нескольких
Региональных транспортных систем (РТС)
РТС
Северной Америки
30% общей длины МТС;
1 место по грузообороту;
высокий уровень автомобилизации.
РТС
зарубежной Европы
1 место по густоте и
частоте движения;
высокий уровень развития воздушного и автомобильного транспорта.
РТС
Содружества Независимых Государств
10%от МТС;
высокая доля ж/д транспорта
в грузообороте;
высокие показатели по дальности перевозок.

СУХОПУТНЫЙ ТРАНСПОРТ
АВТОМОБИЛЬНЫЙ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ
ТРУБОПРОВОДНЫЙ
Страны лидеры по протяженности
автомобильных дорог:
США;
Индия;
Бразилия;
Япония;
Китай.

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ
Железные дороги есть в 140 странах мира.

Начата подготовка к строительству Азиатско-Тихоокеанской ж/д магистрали:
Сингапур - Бангкок - Пекин - Якутск - туннель под Беринговым проливом - Ванкувер Сан-Франциско.

СКОРОСТНЫЕ МАГИСТРАЛИ
Самые скоростные поезда-экспрессы ходят на линиях:
Париж - Бордо (Франция) экспресс «Мистраль»
(длина линии 540 км) перевозит пассажиров за
2 час 10 мин.
Париж - Лондон экспресс перевозит пассажиров под
проливом Па-де-Кале со скоростью 250 км/ч
Токио - Осака (Япония) экспресс «Хикари» (длина
линии 515 км) перевозит пассажиров за 2 часа 15 мин.
Поезд-экспресс
«Лондон Париж»
Железнодорожный туннель под
проливом Па-де-Кале (Франция Великобритания)

ТРУБОПРОВОДНЫЙ
Получил развитие благодаря росту
добычи нефти и газа и территориальному
разрыву между районами добычи и потребления.
(Первый нефтепровод был построен в
США в 1865 г. длиною 6 км.)
СТРАНЫ-ЛИДЕРЫ ПО ДЛИНЕ
НЕФТЕ- И ГАЗОПРОВОДОВ:
1. США (760 тыс. км)
2. Россия (230 тыс. км)
3. Канада (150 тыс. км)
4. Страны Ближнего Востока
5. ФРГ
6. Франция
Самые мощные в мире магистральные
нефте- и газопроводы находятся в СНГ:
«Дружба»
«Сияние Севера»
«Союз»

ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ
МОРСКОЙ
СТРАНЫ-ЛИДЕРЫ
ПО МОРСКИМ
ПЕРЕВОЗКАМ:
Панама
Либерия
США
Япония
Греция
Норвегия
ФРГ
Великобритания
Италия
Швеция
РЕЧНОЙ И ОЗЕРНЫЙ

ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ
Обслуживает преимущественно
внутренние потребности отдельных стран
Но осуществляет и международные
перевозки
Система Великих американских озёр и
глубоководный путь реки Святого Лаврентия (США, Канада)
Морские корабли проходят несколько шлюзов, когда
поднимаются по реке Св. Лаврентия и обводным каналам. Океанические лайнеры могут доплыть из
Атлантики до всех промышленных центров в районе Великих озер.
РЕЧНОЙ И ОЗЕРНЫЙ
Крупные международные речные
артерии Европы:
Рейн
Дунай
Одра
Эльба

5% 2%
ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ
ДОЛЯ РЕГИОНОВ МИРА В
АВИА ПАССАЖИРОПЕРЕВОЗКЕ
Страны-лидеры по
воздушным перевозкам:
1. США
2. Великобритания
3. Япония
4. Россия
5. Франция
Сев. Америка
Заруб. Европа
6%
38%
Заруб. Азия
СНГ
19%
Юж. Америка
24%
Австралия и
Океания
Африка
Крупнейшие аэропорты
мира:
1. Хитроу (Лондон)
2. Лос-Анджелес
3. Нью-Йорк
4. 5. Фракфурт-на-Майне
6. Токио

Единая Транспортная Система

Определение высоты сооружения.

Геодезические разбивочные работы.

Генеральный план.

Геодезическая разбивочная основа для строительства.

Состоит из двух частей:

а)разбивочная сеть строительной площадки готовится в период инженерных изысканий,

б) внешняя разбивочная сеть здания.

Разбивочная основа подразделяется на плановую и высотную. Все работы выполняются на основе генерального плана и стройгенплана. При проектировании разбивочной основы учитывают:

а) расположение объектов,

б) геологические процессы,

в) места проложения инженерных сетей.

Разбивочная строительная сеть может быть в виде красных линий застройки и строительной сетки.

Красной линией называют границу квартала с улицей, за которую на уровне земли не должны выступать в сторону улицы никакие части здания.

Пункты геодезической разбивочной сети закрепляются на местности специальными центрами.

Генплан представляет собой технический документ размещения на топографическом плане существующих и намеченных для строительства зданий и сооружений. Генплан создается на основе топографических планов масштаба1:500, 1:1 000, 1:2 000. На генплане кроме постоянных зданий и сооружений наносятся все вспомогательные и временные сооружения. На генплане должны быть нанесены ситуация, рельеф, красные линии застройки.

Цель этих работ заключается в перенесении проектов зданий с плана на местность (в натуру). Разбивка сооружений и зданий выполняется как в плане, так и по высоте. При разбивке различают два этапа:

а) вынос в натуру главных (основных) осей сооружения. Для определения общего расположения здания на местности,

б) детальная разбивка для возведения здания.

Главные оси выносят при строительстве зданий и сооружений сложной конфигурации. Главные оси представляют собой две взаимно перпендикулярные линии.

Основными осями называют линии, определяющие внешний контур здания. Главные и основные оси разбивают на местности, используя пункты плановой разбивочной сети.

h 1 = d tgν 1

h 2 = d tgν 2

d = l Cosν

H = h 1 +h 2 = d (tgν 1 + tgν 2)

ν 1 и ν 2 -- углы наклона

Измеряем расстояние l , а затем рассчитываем горизонтальное проложение d .

Качество мировой транспортной системы в целом и качество транспортных систем отдельных государств принято оценивать следующими интегральными показателями:

Транспортоемкость;

Транспортная подвижность населения;

Соотношение грузовых и пассажирских перевозок;

Соотношение видов транспорта при перевозке различных видов грузов и пассажиров.



В мировой транспортной системе определяющее значение имеют морской, ж/д, автомобильный, воздушный и трубопроводный виды транспорта, которые обеспечивают международный грузооборот.

Речной транспорт в большинстве случаев имеет внутригосударственное значение. В обслуживании международной торговли между странами, отделенными друг от друга морями и океанами, незаменим морской транспорт, который считается наиболее универсальным и эффективным средством доставки массовых грузов на дальние расстояния. Морской транспорт обеспечивает перевозки более 80% объема международной торговли. Грузовладельцы оплачивают судовладельцам в виде фрахта за перевозку грузов в международных морских сообщениях до 150 млрд.долларов ежегодно, что составляет около 10% стоимости мирового экспорта.

Ж/д, речной и автомобильный транспорт широко используются в основном во внутригосударственных перевозках и внутриконтинентальной внешней торговле. В международной торговле нефтью и газом важную роль играют трубопроводные системы.

Морской транспорт

Морской транспорт – важная составляющая часть мировой транспортной системы. Морские суда транспортируют главным образом наливные, навальные, насыпные, грузы на расстояния от 8 до 10 тысяч километров. Последнее десятилетие стремительно растут контейнерные перевозки. Общий тоннаж мирового торгового флота превышает 800 млн.тонн. Морские суда плавают под флагами почти 160 стран, но главную роль здесь играют страны первой десятки, и основными из них являются: Либерия, Панама, Япония.

Наличие большого морского флота у некоторых развивающихся стран, особенно у Либерии, объясняется тем, что под флагами этих стран плавают суда США, Японии, Греции, Норвегии, Германии, Великобритании, Италии, Швеции. Такое «бегство» флота объясняется стремлением судовладельцев традиционных морских держав сэкономить на налогах и зарплате.

В мире насчитывается более 2,5 тысяч контейнеровозов общей грузоподъемностью 50 млн.тонн. И на эти суда приходится 10% мирового тоннажа.

В собственности 30-ти ведущих судоходных компаний мира более 960 судов.

Общее число морских портов на всех океанах и морях превышает 2700.

Бóльшая часть перевозок осуществляется по Атлантическому океану.

В настоящее время в мире сформировались три центра экономического развития: Западная Европа, Восточная Азия, Северная Америка.

На побережьях азиатского континента от Японии до Сингапура расположены важнейшие центры мирового промышленного производства, там же находятся более 100 морских портов, 40 из них перерабатывают 50% всех объемов мировой торговли.

Китай является лидером в данном регионе по объемам производства и торговли. Гонконг – самый крупный контейнерный порт мира. Крупнейшие европейские порты: Гамбург, Роттердам обрабатывают на много меньше грузов. Контейнерные потоки проходят между портами Европы, Азии и США на тех направлениях, где сконцентрирована мировая торговля.

1 – Азия и Дальний ВостокТихоокеанское побережье США и Канады;

2 – Азия – западное и северное побережья Европы;

3 – Азия – Средиземноморье;

4 – Азия – Атлантическое побережье Северной Америки;

5 – Азия – Индия, Пакистан, Бангладеш;

6 – Восточная Азия – Северо-Восточная Азия;

7 – Восточная Азия – Юго-Восточная Азия;

8 – Дальний Восток – Средний Восток;

9 – Европа – Средиземноморье;

10 – Европа – Атлантическое побережье Северной Америки.

По этим 10 направлениям перевозится более 70% всех контейнерных грузов. Всего же в мире существует 175 морских направлений, более мелких, по которым движутся контейнеры.

Железнодорожный транспорт

Несмотря на снижение его доли в перевозках, он остается важнейшим видом сухопутного транспорта. Протяженность мировой ж/д сети составляет около 1300 тыс.км. Размещение железных дорог отличается большой неравномерностью. Железные дороги имеются в 140 странах мира. Более половинный общей длины железных дорог приходится на США, РФ, Канаду, Индию, Китай, Австралию, Аргентину, Францию, Германию, Бразилию.

По густоте ж/д сети выделяются страны Европы. 22,2% всех мировых ж/д находятся на территории США, в РФ – 8,3%, в Китае – 5,6%.

По железным дорогам России перевозится около 20% мирового грузооборота и 15% пассажирооборота. По числу электрифицированных ж/д первенство принадлежит России. На территории РФ функционируют около 4000 ж/д станций.

Автомобильный транспорт

Его универсальность заключается в возможности перевозить грузы или пассажиров от двери до двери. Протяженность мировых автодорог постоянно растет и уже превышает 24 млн.км.

Примерно половина автодорог приходится на США, Индию, РФ, Китай. Самого высокого уровня автомобилизации достигли США, где на 1000 жителей приходится 600 автомобилей. Этим видом транспорта выполняются внутриконтинентальные перевозки больших объемов.

Воздушный транспорт

Это самый динамичный вид транспорта. Сеть регулярных авиалиний опоясывает весь земной шар. Ее опорными точками являются 5000 аэропортов, крупнейшие из которых пропускают десятки млн.пассажиров ежедневно. В межконтинентальном пассажирском сообщении воздушный транспорт вышел на 1 место в мире, почти полностью вытеснив морской. Самые главные воздушные державы мира: США, РФ, Япония, Великобритания, Франция, Канада и Германия.

В последние годы развиваются грузовые перевозки воздушным транспортом через специальные терминалы. Это снижает себестоимость перевозки грузов более чем в 2 раза по сравнению с перевозками грузов на пассажирских самолетах, что раньше использовалось часто.

Трубопроводный транспорт

В страны Западной Европы по трубопроводам из России поступают нефть и газ. Благодаря территориальному разрыву и быстрому росту добычи нефти и газа получил развитие трубопроводный транспорт.

Международные транспортные коридоры (МТК)

Для повышения эффективности внешней торговли и транзитных связей международные организации и заинтересованные Европейские и Азиатские страны приступили к формированию единой системы МТК.

В мировой транспортной системе насчитывается более 300 транспортных узлов.

Мировой транспортной системе присущи следующие тенденции развития:

Углубление специализации транспортного процесса по грузам и направления доставки, поскольку опережающими темпами растет спрос на узкоспециализированные транспортные средства, новые виды упаковок, специализированные терминалы;

Слияние транспортных и экспедиционно-распределительных центров, создание крупных международных транспортно-распределительных центров в узлах, обеспечивающих стыковку морского, воздушного и сухопутного видов транспорта, имеющих надежные каналы связи;

Повышение надежности перевозок, в том числе путем создания дублирующих транспортных коммуникаций мирового значения, МТК, в том числе по территории РФ, позволяющих обходить нестабильные «горячие точки» на Ближнем Востоке, в Центральной Америке и Центральной Азии;

Рост специализированных контейнерных перевозок.

Современная мировая транспортная система - отрасль сферы услуг, осуществляющая перевозку грузов и пассажиров, сформировалась в ХХ в. Транспортная система включает инфраструктуру (автомобильные и железные дороги, каналы, трубопроводы), терминалы (железнодорожные и автобусные станции, аэропорты, морские и речные порты), средства передвижения. Транспорт обеспечивает хозяйственные взаимосвязи между территориями.

На глобальном уровне уровень развития транспортной инфраструктуры соответствует уровню концентрации производства и населения и особенностям специализации территорий.

Развитие транспорта само по себе влияет на прилегающую территорию, придавая ей особые импульсы ускоренного развития. Территории, обеспеченные транспортной инфраструктурой, приобретают повышенную привлекательность для многих видов человеческой деятельности. Так, крупнейшие транспортные узлы международного значения (морские и речные порты, аэропорты) притягивают промышленность, ориентированную на импортное сырье и на экспорт готовой продукции, концентрируют предприятия обрабатывающей промышленности, капиталы банков, товарно-сырьевые биржи.

Зоны, расположенные рядом с магистралями в районах нового освоения, получают дополнительные стимулы развития.

Прогресс в средствах и путях сообщения (увеличение тоннажа океанских судов, их скорости, контейнерные перевозки, механизация погрузки и разгрузки) способствовало росту мировой торговли и вовлечению в хозяйственный оборот новых видов ресурсов.

Наиболее высокий уровень развития имеют региональные транспортные системы Северной Америки (около 30% общей протяженности мировых путей сообщения, первое место по грузообороту) и Западной Европы (первое место по густоте транспортной сети). В этих регионах происходит сокращение сети железных дорог и рост перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом.

В развитых странах лидирует автомобильный транспорт (40% перевозок), на железнодорожный приходится 25%. В странах с переходной экономикой в грузообороте преобладает железнодорожный (60%), на автомобильный приходится 9%.

Велика роль Европы в экспорте международных транспортных услуг (около 50%) и Азии (25%), на долю Америки приходится 13%, всех других регионов - 11%.

Грузовой транспорт . В грузовых перевозках в начале XXI в. лидирует морской транспорт, на его долю приходится 2/3 перевезенных грузов. Морской транспорт, как самый дешевый, связывает главные районы производства товаров, разделенные океанами - Европа - Америка - Япония и Китай. Доля железнодорожного - внутриконтинентального - транспорта в мировом грузообороте за последние 50 лет сократилась почти в 2 раза (до 15%), растет доля трубопроводного транспорта. Во внутриконтинентальных перевозках преобладает автомобильный транспорт.

Для всех видов транспорта характерно снижение транспортных издержек на единицу товара (они включают затраты перевозчика, страхование груза и плату за транзит). Развитие транспорта способствовало росту объемов мировой торговли и повлияло на ее географическую и товарную структуру. Так, появление супертанкеров, способных перевозить до 500 тыс. т нефти, снизило значение каналов мирового значения - Суэцкого и Панамского: танкеры «не помещаются» в узкое русло каналов и основные нефтеперевозки идут через юг Африки - мыс Доброй Надежды. Тем не менее, для Египта и Панамы оплата за провоз грузов через каналы - важнейшая часть поступлений в бюджет.

Развитие системы контейнерных перевозок, механизация погрузочно-разгрузочных работ способствовали снижению издержек на перевозки морским транспортом. Эффективность работы транспорта во многом зависит от организации работы инфраструктуры портов - перегрузка и складирование товаров, ремонт судов и их снабжение топливом, водой.

Доля затрат на транспорт в стоимости товаров различается между регионами и странами мира и зависит, в первую очередь, от их географического положения. Стоимость транспортных услуг для стран, не имеющих выхода к морю, почти на ½ выше. Кроме того, очевидно, что транспортные издержки на единицу товара гораздо больше для продукции добывающих отраслей, сельскохозяйственной продукции, требующих особых условий перевозки, чем для дорогих промышленных товаров.

Географическое положение крупнейших грузовых портов мира отражает распределение экономической мощи стран и их участие в международном разделении труда.

Важнейшая тенденция в развитии мирового грузового транспорта - формирование контейнерной системы, которая обеспечивает перевозку около 40% генеральных грузов и создание транспортных коридоров, объединяющих несколько видов транспорта для перевозок грузов через территорию нескольких стран. Так, в Европе намечено создать девять таких коридоров; два пройдут через Россию: Берлин - Варшава - Минск - Москва - Нижний Новгород - Екатеринбург; Хельсинки - Санкт-Петербург - Москва - Киев - Одесса.

Новыми тенденциями в развитии мировых грузоперевозок - это широкое распространение грузовых авиаперевозок. Этим видом транспорта стали перевозиться товары, чувствительные ко времени доставки - скоропортящиеся продукты (например, клубника из ЮАР в Лондон, свежая рыба для японских ресторанов в Париж), срезанные цветы, электроника, детали и узлы машин. Авиаперевозки активно используются ТНК для внутрифирменных поставок грузов между подразделениями компаний.

Выше уже говорилось о роли транспорта как одной из главных инфраструктурных отраслей в нормальном, ритмичном функционировании мирового хозяйства. Как чуткий барометр хода развития этого хозяйства, транспорт отражает изменения, происходящие в географическом разделении труда, во взаимоотношениях производителей, покупателей и продавцов. Претерпев радикальные изменения под воздействием НТР («транспортная революция»), транспорт в 80-90-х гг. XX в. развивался в целом успешно, хотя и ему не удалось избежать кризисных явлений на рубеже 1997–1998 гг. Долговременные тенденции развития мирового транспорта свидетельствуют о расширении мировой транспортной сети, о повышении ее загрузки, об улучшении качественных показателей, о расширении совместной деятельности различных видов транспорта и др.
Одно из важнейших понятий, связанных с транспортом, – понятие о мировой транспортной системе, которое охватывает все мировые пути сообщения и все транспортные средства. Для характеристики мировой транспортной системы обычно используют три главных показателя: 1) сеть путей сообщения; 2) работу транспорта; 3) основные грузо– и пассажиропотоки.
Мировую транспортную сеть можно рассматривать с разных точек зрения. Интересно, во-первых, проследить динамику ее развития и, во-вторых, проанализировать современное состояние разных видов этой сети.
Динамику развития отдельных видов мирового транспорта во второй половине XX в. демонстрирует таблица 140.
Из приведенных в таблице 140 данных со всей очевидностью следует, что динамика развития отдельных видов транспортной сети в последние десятилетия различается довольно сильно. С одной стороны, длина ее старых видов – железных дорог и внутренних водных путей – стабилизировалась. С другой стороны, протяженность более новых видов транспортной сети – автодорог, трубопроводов и воздушных путей – продолжает довольно быстро возрастать. Графически соотношение отдельных видов транспортной сети в 2005 г. показано на рисунке 103.
Таблица 140



Работа транспорта определяется размерами и структурой перевозок грузов и пассажиров.
Перевозку грузов можно измерять двояко. Во-первых, массой этих грузов, которая в мире еще в начале 1990-х гг. превысила 100 млрд т в год. Во-вторых, и это главное, грузооборотом, т. е. грузовой перевозочной работой, учитывающей не только массу, но и дальность перевозки грузов и измеряемой в тонно-километрах (т/км). Еще в начале 1950-х гг. мировой грузооборот составлял около 7 трлн т/км, а в 2000 г. он достиг уже 50 трлн т/км.
По мере роста грузооборота большие изменения происходили и в структуре. В 1950 г. железные дороги обеспечивали 31 % мирового грузооборота, автомобильные – 7,5, внутренние водные пути – 5,5, морские – 52 и трубопроводы 4 %. Если сравнить эти данные с современными (рис. 104), то обращают на себя внимание уменьшение в перевозках грузов доли железных дорог и внутренних водных путей и увеличение доли морского и трубопроводного транспорта. Это объясняется тем, что именно морской транспорт, обладающий практически неограниченной пропускной способностью морских путей и самой большой грузоподъемностью подвижного состава, берет на себя почти 80 % международных – прежде всего межконтинентальных – перевозок. Значительное повышение роли жидкого и газообразного топлива и сырья, быстрое развитие нефтехимической промышленности способствовали повышению роли трубопроводного транспорта. (Однако при этом нельзя забывать и о том, что в действительности более 80 % всех грузов перевозит автомобильный транспорт, тогда как морской – лишь 3,5 %. Но поскольку средняя дальность перевозок на автомобильном транспорте составляет всего 30 км, а на морском 7–8 тыс. км, грузооборот последнего оказывается намного большим.)
Пассажирские перевозки измеряют численностью перевезенных пассажиров и пассажирооборотом. В наши дни все виды транспорта ежегодно перевозят более 1 трлн пассажиров. Что касается пассажирооборота, то он увеличился с 2,5 трлн пассажиро-километров в 1950 г. до более чем 20 трлн пассажиро-километров в 2005 г. Это отражает заметно возросшую подвижность населения. В структуре пассажирооборота (рис. 104) внеконкурентное первое место принадлежит автомобильному транспорту; в том числе 60 % всех перевозок осуществляется легковыми автомобилями. Особая роль автомобильного транспорта в пассажирских (да и в грузовых) перевозках объясняется его повсеместным распространением, гибкостью и маневренностью. Сеть автомобильных дорог можно сравнить с кровеносной системой организма.
Основные транспортные грузо– и пассажиропотоки подразделяют на межконтинентальные и внутриконтинентальные. При этом межконтинентальные перевозки массовых (наливных, газообразных, насыпных) грузов осуществляют почти исключительно морским транспортом. Примерами их могут служить охарактеризованные выше транспортные «мосты», связанные с перевозками нефти, сжиженного природного газа, угля, железных руд, бокситов и др. На морской транспорт приходится также основная часть межконтинентальных перевозок генеральных (штучных) грузов, например автомобилей, машин. Во внутриконтинентальных перевозках и грузов, и пассажиров главную роль играют автомобильный и железнодорожный транспорт, а в перевозках нефти и природного газа – трубопроводный.



Перспективы развития мирового транспорта в начале XXI в. зависят прежде всего от темпов роста мировой экономики и мировой торговли, а также от геополитической ситуации в мире и его регионах. Согласно некоторым прогнозам, в 2000–2015 гг. можно ожидать относительно умеренного роста перевозок.
Мировая транспортная система не является внутренне однородной. Даже при самом генерализованном подходе ее можно подразделить на две подсистемы – экономически развитых и развивающихся стран, различающиеся очень сильно.
Транспортная подсистема экономически развитых стран отличается особенно большими размерами. На нее приходится около 80 % общей длины транспортной сети, более 70 % мирового грузооборота по массе и примерно 80 % по стоимости, а доля ее в мировом пассажирообороте еще больше. В экономически развитых странах сосредоточено более 4/5 мирового парка автомобилей, в них находятся почти 2/3 всех портов мира, выполняющих 3/4 мирового грузооборота. В структуре грузооборота этих стран на автомобильный транспорт падает 40 %, на железнодорожный – 25, а на остальные виды транспорта – 35 %.
Для этой подсистемы характерны также: большая густота транспортной сети, в первую очередь характеризующая обеспеченность ею, высокий технический уровень транспортной сети и транспортных средств, широкое распространение смешанных перевозок с участием разных видов транспорта. В последнее время на первый план все более выходят требования к качеству транспортного обслуживания, к повышению эффективности, регулярности, ритмичности пассажирских и грузовых перевозок, к увеличению их скорости, комфортности, к обеспечению безопасности. Все большую часть пассажирских и грузовых перевозок в этих странах осуществляют по принципу «точно в срок», что отражает возросшие требования клиентуры.
Транспортная подсистема развивающихся стран имеет во многом другие параметры и качественные характеристики. Она располагает немногим более 20 % общей мировой длины транспортной сети, обеспечивает (по стоимости) 20 % мирового грузооборота. В этих странах сосредоточено 10 % мирового парка легковых и 20 % грузовых автомобилей и автобусов. Густота транспортной сети в большинстве стран невелика, а технический уровень транспорта (например, паровая тяга и узкая колея на железных дорогах) более низкий. Подвижность населения в этих странах также во много раз меньше, чем в развитых.
Наряду с таким двучленным подразделением мировой транспортной системы, в ней принято выделять и несколько региональных транспортных систем, каждая из которых имеет свои особенности. Эти особенности отражают уровень развития производительных сил, отраслевую и территориальную структуру хозяйства, плотность и характер размещения населения, уровень географического разделения труда и степень сформированности экономических районов, участие стран в международных экономических связях, а также особенности исторического развития, природных условий и транспортной политики отдельных государств региона.
Наиболее высокого уровня достигла региональная транспортная система Северной Америки. На нее приходится около 1/3 общей длины всех мировых путей сообщения, а по протяженности автомобильных дорог, газопроводов эта доля еще больше. Северная Америка занимает первое место и по грузообороту большинства видов транспорта. В структуре ее внутреннего грузооборота 26 % приходится на автомобильный транспорт, 28 – на железнодорожный, 18 – на водный (речной и каботажный морской) и 28 % – на трубопроводный. Но особенно показательна структура внутреннего пассажирооборота, который на 81 % обеспечивается легковым автотранспортом, на 16 – воздушным и только на 2 – автобусным и на 1 % – железнодорожным. Хотя при этом очень большие размеры территории и США и Канады приводят к тому, что густота транспортной сети в них сравнительно невелика. Например, для железных дорог она составляет в США – 30, а в Канаде 5 км на 1000 км2 территории.
Региональная транспортная система зарубежной Европы по многим показателям, прежде всего по дальности перевозок, уступает системе Северной Америки, но зато намного превосходит ее по густоте сети и частоте движения. Как и в Северной Америке, здесь достигнут высокий уровень автомобилизации, большое развитие получили трубопроводный транспорт, воздушные перевозки, тогда как роль железнодорожного и внутреннего водного транспорта уменьшилась. Во внутреннем грузообороте Западной Европы на долю автомобильного транспорта приходится 67 %, железнодорожного – 19, водного – 8 и трубопроводного – 6 %. В пассажирообороте также заметно преобладает легковой автомобильный транспорт (54 %), за которым следуют железнодорожный (21), автобусный (17) и воздушный (8 %). А вот по густоте транспортной сети Западная Европа занимает первое место в мире: в Германии, во Франции, в Великобритании, странах Бенилюкса, Швеции, Дании она колеблется от 50 до 100 км на 1000 км2 территории.
Транспортные различия в зарубежной Азии настолько велики, что в ее пределах правильнее было бы выделить несколько региональных транспортных систем: например, высокоразвитую систему Японии, систему Китая, систему Индии и Пакистана, систему стран Юго-Западной Азии. То же относится и к Африке, где немалые различия существуют между Северной Африкой и Африкой к югу от Сахары, к Латинской Америке. В Австралии сложилась своя региональная транспортная система. Однако густота транспортной сети во всех этих региональных системах значительно меньше, чем в Европе и Северной Америке. Лишь в некоторых странах она находится в пределах от 1 до 5 км, а в большинстве не достигает и 1 км на 1000 км2 территории.
Единая транспортная система СССР в известной степени сохранилась и в странах СНГ, образуя особую региональную систему. Хотя на нее приходится только 1/10 мировой транспортной сети, по размерам грузооборота эта система занимает более видное место, прежде всего благодаря железнодорожному транспорту. Россия по общим размерам грузооборота (4,5 трлн т/км) уступает в мире только США и Китаю. Однако в структуре этого грузооборота очень велика доля трубопроводного транспорта (55 %), за которым следует железнодорожный (41 %), тогда как на автомобильный транспорт приходится менее 1 %. Если же рассматривать не грузооборот, а перевозки грузов, то соотношение окажется в значительной мере другим: на железнодорожный транспорт приходится 42 %, трубопроводный – 36, автомобильный – 14 %. В структуре пассажирооборота России 40 % приходится на железнодорожный, 35 % – на автомобильный транспорт и 20 % – на воздушный. К этому надо добавить, что в 1990-егг. и грузооборот, и пассажирооборот транспорта страны очень заметно сократились.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: