Упражнения для вольной борьбы. Глава ii специальные подготовительные упражнения

Вольная борьба — вид спорта, в котором между собой борются два атлета. Победителем будет тот, кто сможет положить соперника на лопатки. Вопреки названию, этот вид имеет свои правила и технику.

Чтобы добиться результата, начинающий борец должен ознакомиться с искусством вольной борьбы.

Обучение приемам вольной борьбы

Заниматься единоборством можно начать уже в школьные годы. Существуют секции, в которых ознакомят с техникой борьбы и её правилами, и располагаются они в спортивных клубах и дворцах.

Могут быть открыты в спортзалах при школе или университете. А также существуют платные спортивные школы и курсы, в которых проходят наборы на обучение.

К вольной борьбе можно прийти и в более зрелом возрасте. Стоит учесть, что неспортивному взрослому человеку будет сложнее начать из-за сформировавшихся мышц, но всё в руках начинающего. Главное: постоянно тренироваться , бороться с собой и превосходить себя предыдущего с каждым днём.

Важную роль в обучении играет наставник. В его силах поставить на ноги непрофессионального борца, передать ему свои знания и опыт. Очень часто инструктор воспринимается как старший товарищ. Именно тренерские наставления в начале обучения сыграют огромную роль в становлении человека как спортсмена.

Внимание! Наставник должен быть сильный духом, не потакать и способствовать разгильдяйству атлетов. Слово наставника — закон для борца. Истина, которую нельзя оспорить. Важна в тренере и наблюдательность. Необходимо увидеть, где именно спортсмену требуется помощь или совет.

Группы учеников довольно маленькие — от 10 до 20 человек. Обычно это чётное количество , чтобы была возможность тренироваться попарно. Небольшая численность спортсменов в группе обусловлена тем, чтобы наставник успевал заниматься каждым, никого не обделяя своим вниманием. Инструкторские советы и помощь очень важны на всех этапах воспитания борца.

Фото 1. Тренировка по вольной борьбе в спортзале, на занятиях в группе около 10 человек.

Первые тренировки для взрослых

Начинаются с рассказов о борьбе, определений способностей и умений ученика. Первый полученный навык — умение падать. Без этого серьёзных травм в борьбе избежать не удастся.

Как и на других спортивных занятиях, тренировка начинается с разминки. Её отсутствие приведёт к получению травм на ровном месте, что нежелательно для любого борца. Потом — физические упражнения и практика борьбы. Завершается тренировка заминкой , чтобы мышцы и суставы пришли в норму.

В самом начале обучения уделяется внимание физическому становлению борца, а только потом изучению и практике борьбы.

Техника стойки и партера

При занятиях этим спортом очень важно знать основы : броски, стойки, захваты и др.

Фото 2. Процесс обучения спортсмена тренером на занятии технике борьбы в положении стойки.

Вольная борьба ведётся в двух положениях:

  1. Стойка: положение, в котором борются, стоя на ногах. Различают высокую — атлет стоит прямо, ноги чуть согнуты в коленях; среднюю — ноги борца широко расставлены, согнуты, тело наклонено вперёд и низкую — спортсмен практически упирается руками в пол, тело максимально наклонено вперёд, ноги согнуты в коленях.
  2. Партер: положение, в котором хотя бы один борец находится лёжа — низкий или стоит на коленях — высокий партер. Большее количество движений, используемых в партере — это приёмы со скручиванием.

Тренировки проходят чаще всего в парах , где ученики отрабатывают технику друг на друге. Возможна отработка некоторых приёмов на манекенах и со жгутом, сделанных под фигуру человека. Наставник может встать в пару с учеником, чтобы показать правильное выполнение приёмов.

Вам также будет интересно:

Основы движений и упражнения

Приём — специальные действия нападающего борца, которые в итоге должны привести к победе над соперником.

В программе по вольной борьбе движений достаточно много. Начинающему борцу просто необходимо их знать и уметь применять на деле.

Рассмотрим некоторые наиболее популярные:


Присев на правое колено, проскользнуть под него. Правой рукой захватить правую ногу. Потянуть руку и ногу, чтобы они встретились. Потом наклониться влево вместе с соперником и перебросить через себя.

  • Переворот захватом дальней руки сзади сверху с зацепом одноимённой ноги изнутри : нужно сзади захватить правую руку левой рукой и приподнять вверх. Захватив запястье правой рукой, сбить соперника на живот. Завести руку за линию корпуса и приподнять вверх. Захватить её левой рукой под плечом. Затем отпустить захваченную руку, повернуться грудью на соперника, отпустить захват ноги, обхватить его корпус правой рукой и уложить на лопатки.
  • Сбивание скручиванием через ногу с захватом туловища и одноимённой ноги изнутри. При выполнении поставить правую ногу сзади правой ноги соперника.

Затем подать его корпус вправо, поднять ногу вверх и направо и сбить противника скручиванием через ногу вправо.


Подставить под противника оба колена, держа их сомкнутыми. Поднять его вверх.

Затем своим бедром и рукой приподнять ногу вверх, прижать его корпус к себе. Встать, приподнимая соперника. Левой ногой зацепить ногу, которая дальше. Поднимая ногу назад, при этом наклоняясь вперёд, навалиться на него. Отталкиваясь правой ногой и поднимая захваченную ногу, надвинутся на противника. При этом захватить его голову так, чтобы его подбородок упёрся в линию сгиба локтя и уложить на лопатки.

Развитие и физическая подготовка борца

Требования ко всем физическим качествам в вольной борьбе проявляются в равной степени. Но, как показывает практика, очень мало спортсменов, в которых все эти качества распределены равномерно.

Справка! Тренировки максимально направлены на развитие слабых сторон борца. Более развитые качества в процессе занятий выводят на новый уровень. Преимущество над соперником с каждой тренировкой должно только возрастать.

Не возникает сомнений, что борец должен быть сильным, физически развитым и выносливым человеком.

Вырабатывают силу различными тренажёрами, уделяя внимание всем группам мышц , особенно слабым.

Для воспитания выносливости увеличивают темп и количество подходов упражнений. Ловкость тренируют в учебных схватках с партнёрами.

Во время занятий уделяют внимание не только силовой подготовке, но и воспитанию волевых качеств . Борцу очень важно быть смелым, решительным и иметь силу воли. Эти способности достигаются не только лекциями и разговорами.

Для их развития спортсмену необходимо подбирать такие упражнения и партнёров в схватке и на тренировке, чтобы он чувствовал превосходство над противником . Атлет убеждается в своей силе и стремится достичь большего.

Существуют сотни физических упражнений. Но какие именно из них действительно помогут вам достичь успеха на татами? Далее мы приведем перечень десяти упражнений, которые помогут развить силу, быстроту реакции и другие необходимые каждому дзюдоисту физические качества.

1. Приседания

Приседания развивают устойчивость и силу нижней части тела. Сильные ноги – этим гордятся все японцы. В этом секрет их невероятно мощных приемов. Приседая, убедитесь, что вы опускаетесь достаточно низко, а бедра располагаются параллельно полу. Опирайтесь на пятки, не наклоняйтесь и удерживайте равновесие.

2. Прыжки в приседе

Это упражнение походит на обычные приседания, однако как только вы достигаете нижней точки приседа, быстро оттолкнитесь ногами и подпрыгните, слегка отрывая ноги от пола. Важно приземляться на пальцы ног. Повторить необходимое количество раз.

3. Прыжок из глубокого приседа

Одно из самых сложных и одновременно одно из лучших силовых упражнений в мире. Такие прыжки укрепляют ноги и верхнюю часть тела, а если они применяются в совокупности с другими упражнениями или перемежаются с упражнением «упор присев – упор лежа», они помогут значительно увеличить тонус всех мышц. Для начала присядьте на корточки, затем толчковым движением вытяните ноги назад, опираясь на руки, быстро вернитесь в исходное положение в приседе и резко подпрыгните как можно выше.

Как сделать ноги сильными в домашних условиях?

4. Отжимания в упоре лежа

Каким бы банальным не казалось это упражнение, отжимания в узком упоре, широком упоре, на ладонях или кулаках очень важны для укрепления верхней части тела. Крепкий корпус и руки позволяют развить хорошую реакцию во время схватки, а также обеспечивают мощность выполнения бросков.

5. Отжимания с хлопком

Другое легкое на первый взгляд упражнение – отжимание с хлопком, становится довольно сложным уже после двух-трех повторений. Выполните отжимание и, выпрямляя руки, вместо того, чтобы вернуться в исходную позицию, постарайтесь оттолкнуться ими от пола, так, чтобы вам удалось при этом хлопнуть в ладоши. Вернитесь в исходное положение и повторите необходимое количество раз. На один подход рекомендуется затрачивать 10-12 секунд, количество подходов – по мере физических возможностей.

Отжимания с хлопком (обучающие видео)

6. Подтягивания

Подтягивание - одно из наиболее полезных упражнений в общей силовой подготовке борца дзюдо. Умение подтягиваться подбородком выше перекладины укрепляет все тело, что является важным фактором для обеспечения преимущества над соперником. Вне зависимости от того, применяете ли вы узкий, широкий или средний хват, если подтягивания становятся регулярными упражнениями в вашей тренировочной программе – это значительно укрепит мышцы вашей спины, благодаря чему во время борьбы вам будет проще осуществлять выведение противника из равновесия.

Как научиться подтягиваться с нуля? Все подсобные упражнения, все виды подтягиваний.

7. Лазание по канату

Лазание по шесту или канату – еще одно очень полезное упражнение для дзюдоистов. Подъем по канату применяется всеми борцами дзюдо высокого уровня, так как это упражнение не только укрепляет руки, спину и все тело в целом, но также усиливает выработку молочной кислоты в предплечьях и руках. Этот немаловажный фактор дает о себе знать на последних минутах схватки. Если неделя за неделей вы регулярно подтягиваетесь на канате, вы сможете не только обеспечить себе преимущество перед соперником в выборе захвата, но и продержаться в выбранном захвате намного дольше.

Как научиться лазить по канату

8. Растягивание/стягивание резинки

У дзюдоистов постоянно напрягаются и сокращаются мышцы предплечья и запястья, в результате чего, у многих из них проявляется так называемый мышечный дисбаланс в предплечьях. Это может привести к травмам, растяжениям и воспалениям сухожилий. Растягивание резинки постепенно укрепляет противоположные мышцы (запястье и разгибающие мышцы предплечья), что важно для создания мышечного баланса. Просто оберните резинку вокруг кистей и начните растягивать и снова стягивать ее. Повторяйте это движение не менее пятидесяти раз в день в течение первой недели, постепенно увеличивая количество подходов.

9. Укрепление корпуса - упражнение "Планка"

У этого упражнения есть множество названий, но очень часто оно выполняется неправильно. Для правильного исполнения необходимо принять позицию отжимания в упоре, однако опираться нужно не на кисти рук, а на предплечья. Бедра должны быть параллельны полу, не нужно слишком высоко подниматься и опускаться на пол. Концентрируясь на мышцах брюшной полости и поясницы, медленно сводите лопатки. Удерживайтесь в этом положении необходимое время. Если упражнение кажется вам простым, начните медленно поднимать руку и ногу. Это заставит весь корпус напрячься, удерживая равновесие.

Упражнение планка - техника выполнения

10. Поднимание ног на турнике

Может показаться, что это упражнение легкое, однако выполнить его достаточно трудно. Повисните на перекладине и повисите немного, не касаясь ногами пола. Затем, напрягая основные мышцы, совсем немного согните колени и поднимите ноги как можно выше к перекладине. Постарайтесь избежать излишнего раскачивания. Если вам тяжело поднимать вытянутые ноги, начните с поднятия коленей к груди. Выполните четыре подхода по 15 повторений.

Подъем ног в висе на турнике

Если вы включите хотя бы некоторые из этих упражнений в вашу силовую или общеразвивающую программу подготовки, вы вскоре заметите, как улучшились ваши борцовские качества. Все эти упражнения просто незаменимы для тех, кто занимается дзюдо. Помните, что дзюдоисты должны обучаться по определенной специализированной программе, очень важно, чтобы выполняемые упражнения были ориентированы именно на дзюдо.

Специальные упражнения подразделяются обычно на 2 группы: специально подготовительные (подводящие) и кондиционные (развива­ющие). Их отличие от общеразвивающих упражнений состоит в большей приближенности к условиям реального борцовского поединка.

Специальные упражнения очень разнообразны. Их структура зави­сит от целевой направленности тренировки и уровня подготовленности занимающихся. Эти упражнения носят, как правило, локальный для групп рабочих мышц характер, а потому требуют при выполнении не только физической силы и ловкости, но и проявления воли.

Координационные (подводящие) упражнения направлены преиму­щественно на совершенствование координации движений борца при освоении их формы.

Кондиционные (развивающие) упражнения направлены преимуще­ственно на развитие и совершенствование физических качеств, специ­фических для спортивной борьбы. Эти упражнения в зависимости от преимущественного воздействия на те или иные физические качества подразделяются на: собственно силовые; скоростно-силовые; направлен­ные на развитие силовой и скоростно-силовой выносливости; гибкости; аэробные (продолжительностью более 5-8 мин, выполняемые при ЧСС 130-150 уд./мин); аэробно-анаэробные (продолжительностью 2-5 мин, выполняемые при ЧСС 150-180 уд./мин); анаэробные лактатные (про­должительностью 30-120 с при предельной ЧСС - свыше 180 уд./мин) и анаэробные алактатные (продолжительностью до 30 с. с максимальной интенсивностью). По форме выполнения упражнения этой группы можно разделить на выполняемые без снарядов (главным образом используя вес собственного тела), со снарядами (манекеном, штангой, гирями, резиновым амортизатором и т.п.), на тренажерах, с партнером.

К координационным упражнениям следует отнести упражнения в самостраховке при падениях, в страховке и оказании помощи партнеру при проведении технических дейст­вий, акробатические упражнения, упражнения на мос­ту, упражнения с партнером, с манекеном и на тренажерах. В первую очередь следует уделить особое внимание освоению стойки на борцовском мосту (рис. 11). Мост должен быть освоен борцом в самом начале занятий и выполняться уверен­но, поскольку он органически включается в соревнователь­ный поединок на всех без иск­лючения этапах спортивного мастерства.

Высокий устойчивый мост может быть освоен в процессе непрерывной тренировки мышц шеи и спины, развитии гибкости позвоночника.

Под­водящие упражнения показа­ны на рис. 12; стрелками обозначено направление дви­жений, которые можно выпол­нять как без отягощений (движение на мосту, прогиб в упоре), так и с отягощениями (с набивным мячом), а также с помощью партнера.

По ходу освоения борцов­ского моста специальные уп­ражнения усложняются, что в первую очередь связано с увеличением нагрузочных воздействий на мышцы шеи и спины и направ­лено на развитие подвижности в области шейных позвонков (рис. 13).

Упражнения этого типа могут выполняться с помощью партнера (рис. 14).

На рис. 15 показан прием выполнения операции «забегание», характерной для вольной борьбы (да и классической тоже), вместе с мостом, так как эта операция позволяет спортсмену уйти с моста. Такие уходы порою не просто даются в соревновательном поединке, поэтому совершенствование навыка «забегания» очень важно для тренировки специальных упражнений борца.

К координационным упражнениям следует отнести также всевоз­можные подседы и подхваты (рис. 16), акробатические кульбиты (рис. 17), уходы с моста (рис. 18).

Важное место в группе координационных упражнений занимают имитационные упражнения. Педагогических способов имитации про­тивоборства весьма много, так как они являются основой творчества самих тренеров.

Однако общепризнанными можно назвать следующие:

­ формальное (ситуативное) моделирование игрового действия (или отдельной его фазы);

­ игровое противоборство, определенное особыми правилами;

­ функциональное моделирование ситуаций соревновательного противоборства.

Формальное (ситуативное) моделирование состоит в создании оп­ределенных условий соревновательного противоборства, в которых выполнение конкретной операции приносит успех. Примеры такого моделирования приведены на рис. 19 (работа с партнером) и рис. 20 (работа с манекеном).

Игровое противоборство, определенное особыми правилами (часто взятыми из национальных традиций и народных игр), широко известно тренерам по спортивной борьбе. В разделе 3.1. мы говорили, что игровое противоборство, по мнению некоторых зарубежных и россий­ских специалистов, представляет собой уникальное средство отбора в игровую спортивную секцию. Вольную борьбу с большой долей досто­верности можно отнести к одной из таких спортивных специализаций.

Функциональное моделирование эпизодов соревновательного про­тивоборства направлено на повышение надежности и эффективности выполнения технических действий в условиях нарастающего утомле­ния. Смысл функционального моделирования заключается в том, что, подбирая тренировочные задания разной направленности, представ­ляющие собой эпизоды соревновательного противоборства, можно добиться формирования устойчивого навыка выполнения различных технических действий в условиях реальных соревновательных поедин­ков (при силовом противодействии соперника, в условиях нарастаю­щего утомления, при скоростных атаках и т.д.).

Объектом моделирования является как содержание заданных эпи­зодов (теснение в определенном захвате с последующим выведением из равновесия, навязывание атакующего захвата, подготовка и прове­дение определенного приема и т.д.), так и внешние параметры нагрузки (подбор партнеров с разной манерой борьбы, разным весом, разными функциональными возможностями, время работы и отдыха, число повторений и т.д.).

В последующих разделах нам предстоит познакомиться с различ­ными способами развития отдельных физических качеств, физиологи­ческих и психических его возможностей. Однако нельзя переоценить значение специальных игровых упражнений в подготовке молодых борцов.

Специальные игровые упражнения имеют 3 разновидности (или модификации):

­ отвлеченное от реаль­ных условий вольной борь­бы задание для начинаю­щих (рис. 21);

­ программирование конкретных действий спар­ринг-партнера (рис. 22);



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: