Александр Засс (Железный Самсон). Александр засс

https://do4a.net/data/MetaMirrorCache/cd9bbfcc17082a5ac59270e7702875f4.jpg

Александр Засс, так же известный как «Железный Самсон», на протяжении первой половины 20-го века был знаменитым стронгменом. Он был известен за такие подвиги силы как: скручивание железных прутьев, разрывание цепей собственной грудью и поднятие 226кг балки зубами. Он так же мог катать на себе небольших лошадей и выдерживать прямой удар профессионального боксёра прямо в живот. Все эти подвиги удивительны и многие из них никогда не были повторены. Но как же ему удалось стать таким сильным?

В начале…

Александр Засс родился в Вильно, Польша, в 1888-м году, но свои молодые годы он провёл в России. Будучи мальчишкой он приходил в восторг от созерцания силовых трюков, выполняемых цирковыми силачами. Ещё с тех пор он твёрдо решил приложить все свои усилия для того, чтобы стать таким же как они. Свои тренировки он начал с лазанья по деревьям, а так же подъёмов штанги и гантелей. Он очень быстро стал достаточно сильным, чтобы присоединиться к цирковой труппе в качестве не только силача, но и борца. Находясь в цирке ему удалось узнать от других атлетов их секреты тренировок, но при этом он так же сумел разработать свои собственные. Одним из них был изгиб зелёных ветвей, для развития силы хвата.

Https://do4a.net/data/MetaMirrorCache/c754f86628342cd61e50c0c7cdc27d63.jpg
Поднятие балки весом 226кг

Военнопленный

Во время первой мировой войны он был захвачен в плен и в дальнейшем содержался в австрийском лагере. Засс длительное время находился в одиночной камере и одной из главных причин для беспокойств выступала потеря силы, из-за невозможности выполнения упражнений. В попытках вернуть себе силу, отчаявшись он начал тянуть и толкать собственные кандалы. К его удивлению он не только восстановил свою форму, но и превзошёл её. Не вполне это осознавая ему удалось создать первую в мире систему изометрических упражнений… прямо в тюремной камере!

Невероятный побег

Засс продолжал тренироваться используя свою силу против оков, которые связывали его, пока однажды не наступил момент, в который он понял, что стал достаточно силён для того чтобы с лёгкостью разорвать их. Осталось лишь ждать своего часа. Сначала он разорвал все цепи сковывающие его, а затем разогнул железные прутья в тюремном окне, при этом один из них был просто-напросто вырван. После чего он изогнул этот прут в крюк, который в дальнейшем помог ему успешно выбраться из камеры.

Https://do4a.net/data/MetaMirrorCache/9106758934e4f6aeff983075394d62b4.jpg

Рождение легенды

После войны Александр Засс принял сценический псевдоним «Железный Самсон». Он гастролировал по Европе, выполняя силовые трюки, которые я упоминал выше. Он так же собрал и систематизировал первый сборник изометрических упражнений. В качестве снаряжения в сборнике преимущественно используются цепи… прямо как в тюрьме! Всё это имело огромный успех и его слава начала быстро распространяться.

Отец изометрического тренинга

Следуя Зассу, если вы хотите стать нечеловечески сильным, то большую часть тренировок следует уделять рукам и запястьям. Так как это является самым слабым звеном в подготовке многих людей. И, как позже говорил другой известный силач Уильям Пуллум – «Краеугольным камнем системы Самсона является развитие силы сухожилий».

В руках сосредоточено не так уж и много мышечной массы. Даже предплечья не так массивны по сравнению с другими частями тела. Большую часть силы можно получить благодаря тренировкам направленных на укрепление прочности сухожилий и связок. В конечно счёте в игру вступает даже прочность костей.

Https://do4a.net/data/MetaMirrorCache/03f9a860d4c6be39e833bf2f881674b6.jpg
Памятник Александру Зассу в Оренбурге

Но последовательная работа есть последовательная работа, и всегда ей будет. В своих записях Засс делился секретом, который считал самым важным в проблеме повышения силы – «Секрет улучшения всех силовых трюков в постепенном прогрессе, от одного этапа до другого, при этом сложность нагрузки увеличивается постепенно». Я часто наблюдал желания множества людей поскорее стать сильнее, но всё это приводило лишь к застою. На самом деле наиболее верным является медленный, постепенный путь прогрессии отягощений, но при всём при этом долгосрочные перспективы становятся более реальными.

Засс был также большим сторонником изометрических упражнений, в которых вы должны сопротивляться неподвижному объекту. Для тренировок он любил использовать толстую цепь на концах которой были присоединены ручки. Здесь он старается объяснить преимущество изометрического тренинга:

«Великий секрет силы заключается в особых тренировках, которые позволяют сохранять энергию, а не рассеивать её, при этом наращивая выносливость. Единственным известным для меня методом являются упражнения направленные на попытку преодоления очень сильного сопротивления.»

Нажмите, чтобы раскрыть...


https://do4a.net/data/MetaMirrorCache/ea0671a18f0a93d0aacca4f0729b8cdd.jpg
Засс в старости со своими питомцами

В книге «Тайна железного Самсона», обсуждаются некоторые тренировочные аспекты изометрического тренинга:

«Современные исследования показали, что продолжительность изометрической нагрузки должна зависеть от степени мышечного напряжения. Если прикладывается 60-70% усилия, то мышечное напряжение должно длится 6-10 секунд; если 80-90%, то 4-6; если 100%, то всего лишь 2-3.»

Нажмите, чтобы раскрыть...


Самым замечательным в изометрическом тренинге является возможность тренироваться под самыми разными углами, чего невозможно добиться при классическом тренинге с отягощениями. Засс был не только силачом, но и потрясающим борцом. Во всём этом есть определённый смысл, ведь если присмотреться поближе к борцовскому поединку, то по сути это не что иное как прикладывание под различными углами изометрических и изотонических усилий направленных против своего соперника.

Подводя итоги хочется заметить, что Засс строил свою силу с помощью того, что было у него под рукой. Без использования гантелей и штанг он стал одним из самых сильных людей в истории. Он не только учился у своих товарищей, но и разработал свой собственный подход, являющийся помесью как динамических, так и изометрических упражнений. Рост его силы был сложным и длительным процессом, но в конечном счёте всё это привело его к настоящему величию.

Наследие

Сегодня Александр Засс известен как отец изометрического тренинга, но успеха он добился не только в этом деле. Он так же был опытным дрессировщиком и работал на российскую военную разведку. Однажды ему даже пришлось выступать в роли прикрытия для своего коллеги, британского секретного агента капитана Ховарда. Доблестные подвиги Александра Засса по прозвищу «Железный Самсон» закончились лишь с его смертью, в его собственном доме, что когда-то находился в Хокли, графстве Эссекс, в 1962-м году.

Перевод был осуществлён
специально для сайта do4a.net,
Кандыба Григорий .


P.S. Друзья, если у вас есть интересные статьи или новости на английском языке, и вы хотели бы видеть их на страницах нашего сайта переведёнными на великий и могучий - присылайте ссылки в ЛС, самые интересные обязательно будут переведены и опубликованы!

Александр Иванович Засс

Редкий мальчишка в СССР не держал в руках книгу "Тайна Железного Самсона", написанную племянником Засса Юрием Шапошниковым. О том, как в Первую Мировую войну русский богатырь вынес на своих плечах раненого коня с поля боя, как он рвал цепи и изгибал затейливым узором металлические пруты, о разработанной им и до сих пор используемой атлетами всего мира системе изометрических упражнений, знают многие. Тайной для большинства осталась судьба "Сильнейшего человека мира" после Первой Мировой за рубежом. Он не был похож на многих силачей того времени, обладавших массивными фигурами и большим весом. Его рост - 167,5 см, вес - 80 кг, окружность грудной клетки 119 сантиметров, бицепсы - по 41 сантиметру.

Конечно, у Александра Засса была огромная природная сила, чем вообще отличались его предки. Однажды он в своем родном Саранске побывал с отцом в цирке. Мальчику особенно понравился могучий силач, разрывавший цепи, гнущий подковы. В конце своего выступления артист, как в то время было принято, обратился к публике, приглашая повторить его трюки. Увы, никто не смог ни согнуть подкову, ни оторвать от земли шаровую штангу с толстым грифом. И вдруг отец Александра, Иван Петрович Засс, поднялся со своего места и вышел на арену. Александр знал, что его отец был очень сильным. Иногда он демонстрировал перед гостями свою силу.

И вот силач протянул отцу подкову. К удивлению публики, подкова в руках Засса-старшего стала разгибаться. Затем Иван Петрович оторвал от помоста огромную штангу и, выпрямив туловище, поднял ее выше колен. Публика аплодировала как сумасшедшая. Цирковой силач был смущен. Он подозвал к себе униформиста. Тот сбегал за кулисы и принес серебряный рубль. Артист поднял руку с рублем и произнес: «А вот это тебе за подвиг и на выпивку!». Отец взял рубль, затем пошарил в кармане, вытащил трешку, и вместе с рублем протянул атлету, сказав: «Я не пью! А вот ты возьми, но пей только чай!»

С тех пор его сын жил только цирком. На заднем дворе дома с помощью взрослых установил два турника, повесил трапеции, раздобыл хозяйственные гири, сделал примитивную штангу, и с невероятным упорством стал тренироваться. Старался повторить то, что видел. Освоив «солнце» (большой оборот) на турнике, стал выполнять перелеты с одной перекладины на другую, делал сальто назад не только на полу, но и на лошади. Несколько раз подтягивался на одной руке. Но все эти занятия были бессистемными.

Он убедил отца выписать из Москвы книги по физическому развитию. И вскоре пришла книга знаменитого в то время атлета Евгения Сандова «Сила и как сделаться сильным». Он начинал заниматься по системе Сандова - своего кумира. Но вскоре почувствовал, что одни упражнения с гантелями не могут развить силу, которая необходима профессиональному силачу. Он обращается за помощью к знаменитым атлетам Петру Крылову и Дмитриеву-Морро, которые не оставили без внимания просьбу юноши, и вскоре Засс получил методические рекомендации от этих атлетов. Крылов рекомендовал упражнения с гирями, а Дмитриев - со штангой.

Он выжимал двухпудовые гири одновременно и попеременно («мельница»), жал их вверх дном, жонглировал. Со штангой выполнял, главным образом, жим, толчок и жим из-за головы. При собственном весе 66 кг юный Засс выкручивал (жим с отклонением туловища) правой рукой 80 кг. Но больше всего его привлекали силовые трюки, которые он видел в цирке. А посещал он цирк постоянно. Его спортивный реквизит стал пополняться подковами, цепями, металлическими прутьями, гвоздями. И тут он понял, что многократные попытки выполнить трюк - разорвать цепь или согнуть толстенный металлический прут - приносят ощутимые результаты в развитии физической силы. В сущности, это были широко известные ныне изометрические упражнения. Таким образом, чисто эмпирическим путем (основанным на опыте) Александр Засс пришел к убеждению, что атлетическую силу можно развить, сочетая в тренировках динамические упражнения с изометрическими. Позднее он опубликовал свою изометрическую систему, и эта брошюра произвела сенсацию.

Цирковая карьера Александра Засса началась в 1908 году в Оренбурге, в гастролировавшем там цирке Андржиевского. Попав в цирк, Засс одно время работал ассистентом легендарного дрессировщика Анатолия Дурова, затем - у атлета Михаила Кучкина, и тот часто говорил своему ассистенту: «Когда-нибудь, Саша, ты станешь знаменитым силачом, я не видел никого, кто был бы так силен, как ты, имея такой небольшой рост и вес». В целом Засс около шестидесяти лет проработал в цирке и почти сорок из них - с атлетическими номерами.

В 1914 году грянула Мировая война. Александра Засса призвали в 180-й Виндавский кавалерийский полк. Однажды произошел случай, поразивший даже тех, кто хорошо знал о необычайной силе Александра. Возвращался как-то он из очередной разведки, и вдруг, уже вблизи от русских позиций, его заметили и открыли огонь. Пуля прострелила ногу лошади. Австрийские солдаты, увидев, что лошадь и всадник упали, не стали преследовать кавалериста и повернули назад. Засс, убедившись, что опасность миновала, не пожелал оставлять раненую лошадь. До его полка оставалось еще полкилометра, но это его не смутило. Взвалив на плечи лошадь, Засс так и принес ее в свой лагерь. Пройдет время, он вспомнит этот эпизод и будет включать в репертуар ношение лошади на плечах.

В одном из боев Засс был тяжело ранен шрапнелью в обе ноги. Он попал в плен, и австрийский хирург начал было ампутацию. Но Засс взмолился не делать этого. Он верил в свой могучий организм и лечебную гимнастику, которую разработал для себя. И он выздоровел! Вскоре его вместе с другими пленными отправили на тяжелые дорожные работы. Он совершил несколько неудачных побегов, после которых его жестоко наказывали. Примечателен был третий побег. Сбежав из лагеря, Александр очутился в городе Капошваре на юге Венгрии, где как раз гастролировал цирк Шмидта, известный всей Европе. Представ перед хозяином цирка, Засс откровенно рассказал ему о своей беде, а также о работе в русских цирках. Тут же директор предложил ему разорвать цепь и согнуть толстый металлический прут. Конечно, голодный и уставший Засс не был в хорошей спортивной форме, но усилием воли справился с задачей. Работая в цирке Шмидта, Александр Засс, по предложению директора, взял сценическое имя Самсон. Это понадобилось для более эффектных афиш.

Его взяли в цирк, и вскоре весть об удивительном атлете разнеслась по городу. Но однажды на его представление пришел военный комендант. Он заинтересовался, почему такой сильный молодой атлет не служит в австрийской армии. В тот же вечер выяснилось, что Самсон - русский военнопленный. Его отвели в подвал крепости, в сырое, темное помещение. Но сила его и воля не были сломлены. Он совершил новый побег, разорвав цепь, соединяющую наручники, и выломав решетку.

Теперь он добирается до Будапешта, где устраивается работать грузчиком в порт, а затем - на арене цирка. Помог ему борец, чемпион мира Чая Янос, с которым Александр познакомился еще в России. Этот добродушный, могучий венгр с участием отнесся к несчастному Зассу. Отвез его в деревню к своим родственникам, где силы Александра постепенно восстановились. Затем он три года выступал в труппе борцов под руководством Чая Яноса, чередуя схватки на ковре с атлетическими выступлениями.

Однажды Янос познакомил русского силача с известным итальянским импрессарио синьором Пазолини, который много слышал об атлетических возможностях Засса. Итальянец и предложил заключить контракт. Начинаются европейские гастроли Засса, слава его растет.

В 1923 году он получил предложение работать в Париже. Своими колебаниями "соглашаться - не соглашаться" атлет поделится потом в своей книге "Удивительный Самсон: рассказано им самим", вышедшей в Лондоне в 1925 году. Засс все же подписал контракт с "Новым цирком" Шарля Дебрея - на великолепных условиях, но и в Париже долго не задержался. Год спустя Засс отправился в Англию по приглашению известного руководителя сети британских варьете Освальда Столла.

Прибыв в Лондон, не зная ни слова по-английски, Засс... потерялся. Встречавший популярного силача господин просто не обратил внимания на неприметного мужчину ростом 166 сантиметров, прибывшего на центральный вокзал "Виктория". Вскоре, однако, атлета нашли, и с тех пор его фотографии не сходили со страниц британских газет. Манчестер, Бристоль, Эдинбург, Глазго... Самсон переезжает из города в город, выступает на лучших театральных площадках - да, именно в театрах и мюзик-холлах демонстрировали свои силовые номера атлеты того времени.

Самсон был действительно уникален. Взять, скажем, разрывание цепи, обмотанной вокруг тела. Каждый новый импресарио появлялся перед Зассом с толстенной цепью. Это был своего рода экзамен, "пропуск" на подмостки. Но лишь Самсон мог продемонстрировать этот номер в десятках вариантов, разрывая металл разными группами мышц. Выступление, когда Самсон проносил по сцене лошадь весом за 300 килограммов, взваленную на плечи, - коронное. Он повторял его и просто на публике, под открытым небом. Для демонстрации колоссальной нагрузки на плечи Самсон соорудил специальную вышку. Стоя наверху, он удерживал на плечах подвешенные мостки с людьми. На самой известной фотографии, где в такой группе запечатлен Уинстон Черчилль, Засс держит на плечах 13 человек.

В 1925 году, вскоре после того, как Засс впервые приехал в Англию, он познакомился с танцовщицей Бетти - она стала ассистенткой в одном из его знаменитых номеров: он висел вниз головой под куполом цирка, держа в зубах канат, на котором была подвешена платформа с пианино и играющей на нем пианисткой. Долгие годы Бетти музицировала так, паря над манежем, пока во время выступления в 1952 году на ливерпульском стадионе Засс не рухнул вниз, вместе с пианино на хрупкую женщину.

Поистине уникальный номер под названием "Человек-снаряд" Засс развил из демонстрировавшегося другими силачами: они ловили 9-килограммовое ядро, которым выстреливала с небольшого расстояния пушка. Для начала Засс выбрал ядро себе под стать - 90 килограммов. Но и этого ему было мало. Неравнодушный к слабому полу, он знал, чем покорить публику! После долгих расчетов и поисков Самсон создал чудо-пушку, стрелявшую не холодным металлом, а... очаровательной девушкой! Выступление тщательно отрабатывалось, и тренировочные "стрельбы" Алекс производил своей верной спутницей Бетти. Позже ее заменила Лилиан ля Брам, покорившая Самсона то ли лучшей аэродинамикой форм, то ли более легким весом.

Заменяя домкрат, Александр Засс отрывал от земли с одной стороны грузовые автомобили. Судя по фотографиям, у него вообще была тяга к машинам: то в одном, то в другом городе Великобритании его импресарио Ховард устаивал "дорожные шоу", когда на одной из площадей при стечении народа Самсон укладывался на землю, а по нему - по ногам, по пояснице - проезжало авто с пятью-шестью пассажирами. "Человек мощностью в две лошадиные силы", - зазывал рекламный плакат. Растяжку лошадьми Засс тоже практиковал на широкой публике. При этом он удерживал двух лошадей, рвущихся в противоположные стороны.

Одним из коронных номеров Засса было забивание огромных гвоздей в толстую доску ладонью руки. Об этом взахлеб писала британская пресса. Дэвид Вебстер слышал историю, что однажды Самсон не рассчитал удар и пробил насквозь руку. Оказавшись таким образом пригвожденным к доске, Засс взялся пальцами свободной руки за шляпку гвоздя и вытащил его из дерева, словно клещами.

Итак, 1925 год - Самсон подписывает контракт и успешно гастролирует в Ирландии, потом возвращается в Англию. На последовавшее десятилетие приходится пик славы Самсона - "Сильнейшего человека Земли". Оказывается, все годы, до самой смерти Засс прожил в Соединенном Королевстве по виду на жительство, так и не отрекшись от русской Родины. А вот с началом Второй Мировой войны у Александра Засса, так и не принявшего британское подданство, возникают проблемы. Дабы не оказаться в числе интернированных, он прекращает публичные силовые выступления и оседает в городе Пэйнгтон, где занимается дрессировкой слонов, львов, шимпанзе в местном зоопарке.

Последнее публичное выступление Александра Засса в качестве силача в 1954 году было организовано для съемок телекомпании Би-би-си. Самсону тогда было 66 лет. Он продолжал работать, правда, не в силовом жанре, а дрессировщиком, но нередко включал в свои выступления силовые трюки. Так, в семидесятилетнем возрасте он носил по арене на специальном коромысле двух львов!

Александр Засс умер 26 сентября 1962 года в возрасте 79 лет. Похоронен под Лондоном, в небольшом городке Хокли.

Создан 10 янв 2009

Это произошло в 1938 году в английском городе Шеффилде. На глазах толпы груженый углем грузовик переехал человека, распластавшегося на булыжной мостовой. Люди вскрикнули от ужаса. Но в следующую секунду раздался возглас восторга: «Слава русскому Самсону!». А человек, к которому относилась буря ликования, встав из-под колес как ни в чем не бывало, улыбаясь раскланивался перед зрителями. Несколько десятилетий с цирковых афиш многих стран не сходило имя русского атлета Александра Засса, выступавшего под псевдонимом Самсон. Удивителен был репертуар его силовых номеров:
он носил по арене лошадь или пианино с пианисткой и танцовщицей, располагавшейся на крышке;
ловил руками 9-килограммовое ядро, вылетавшее из цирковой пушки с восьмиметрового расстояния;
отрывал от пола и удерживал в зубах металлическую балку с сидящими на ее концах ассистентами;
продев голень одной ноги в петлю каната, зафиксированного под куполом, держал в зубах платформу с пианино и пианисткой;
лежа голой спиной на доске, утыканной гвоздями, держал на груди камень весом в 500 килограммов, по которому желающие из публики били кувалдами;
в знаменитом аттракционе «Человек-снаряд» ловил руками ассистентку, вылетавшую из цирковой пушки и описывавшую над ареной 12-метровую траекторию;
разрывал пальцами звенья цепей;
забивал незащищенной ладонью гвозди в 3-х дюймовые доски, а затем вытаскивал их, обхватив шляпку указательным пальцем.

Выступления Александра Засса проходили триумфально. Это объясняется не только оригинальными атлетическими номерами, большинство из которых не мог повторить ни один атлет, но и тем, что он не был похож на многих силачей того времени, обладавших массивными фигурами и большим весом. Его рост — 167,5 см, вес — 80 кг, окружность грудной клетки 119 сантиметров, бицепсы — по 41 сантиметру. Он любил говорить, что большие бицепсы не всегда являются показателем силы. Так же как и большой живот не говорит о хорошем пищеварении. Главное — это сила воли, крепкие сухожилия и умение управлять своими мышцами. Очень часто Самсону приходилось отвечать на вопрос, как он достиг такой силы. Он отвечал, что это результат целеустремленной работы, огромного напряжения всех духовных и физических сил. Если проследить весь жизненный путь Александра Засса, то можно увидеть, что состоял он из постоянных тренировок и строгого режима. На одной фотографии, где Самсон запечатлен сидящим за столом у самовара, есть его запись: «5 минут отдыха», а ведь ему было тогда 74 года, и он продолжал работать, правда, не в силовом жанре, а дрессировщиком, но нередко включал в свои выступления силовые трюки. Так, в семидесятилетнем возрасте он носил по арене на специальном коромысле двух львов! Конечно, у Александра Засса была огромная природная сила, чем вообще отличались его предки. Однажды он в своем родном Саранске побывал с отцом в цирке. Мальчику особенно понравился могучий силач, разрывавший цепи, гнущий подковы. В конце своего выступления артист, как в то время было принято, обратился к публике, приглашая повторить его трюки. Увы, никто не смог ни согнуть подкову, ни оторвать от земли шаровую штангу с толстым грифом. И вдруг отец Александра, Иван Петрович Засс, поднялся со своего места и вышел на арену. Александр знал, что его отец был очень сильным. Иногда он демонстрировал перед гостями свою силу. И вот силач протянул отцу подкову. К удивлению публики, подкова в руках Засса-старшего стала разгибаться. Затем Иван Петрович оторвал от помоста огромную штангу и, выпрямив туловище, поднял ее выше колен. Публика аплодировала как сумасшедшая. Цирковой силач был смущен. Он подозвал к себе униформиста. Тот сбегал за кулисы и принес серебряный рубль. Артист поднял руку с рублем и произнес: «А вот это тебе за подвиг и на выпивку!». Отец взял рубль, затем пошарил в кармане, вытащил трешку, и вместе с рублем протянул атлету, сказав: «Я не пью! А вот ты возьми, но пей только чай!». С тех пор его сын жил только цирком. На заднем дворе дома с помощью взрослых установил два турника, повесил трапеции, раздобыл хозяйственные гири, сделал примитивную штангу, и с невероятным упорством стал тренироваться. Старался повторить то, что видел. Освоив «солнце» (большой оборот) на турнике, стал выполнять перелеты с одной перекладины на другую, делал сальто назад не только на полу, но и на лошади. Несколько раз подтягивался на одной руке. Но все эти занятия были бессистемными. Он убедил отца выписать из Москвы книги по физическому развитию. И вскоре пришла книга знаменитого в то время атлета Евгения Сандова «Сила и как сделаться сильным». Автор рассказывал о своей атлетической карьере, о победах над знаменитыми атлетами и даже о борьбе с огромным львом, которому перед схваткой надели намордник и специальные огромные рукавицы на лапы. Лев несколько раз бросался на Сандова, но тот каждый раз сбрасывал его с себя. Затем шли восемнадцать упражнений с гантелями, то есть то, что было особенно необходимо Александру. И он начинал заниматься по системе Сандова — своего кумира. Но вскоре почувствовал, что одни упражнения с гантелями не могут развить силу, которая необходима профессиональному силачу. Он обращается за помощью к знаменитым атлетам Петру Крылову и Дмитриеву-Морро, которые не оставили без внимания просьбу юноши, и вскоре Засс получил методические рекомендации от этих атлетов. Крылов рекомендовал упражнения с гирями, а Дмитриев — со штангой. Он выжимал двухпудовые гири одновременно и попеременно («мельница»), жал их вверх дном, жонглировал. Со штангой выполнял, главным образом, жим, толчок и жим из-за головы. При собственном весе 66 кг юный Засс выкручивал (жим с отклонением туловища) правой рукой 80 кг. Но больше всего его привлекали силовые трюки, которые он видел в цирке. А посещал он цирк постоянно. Его спортивный реквизит стал пополняться подковами, цепями, металлическими прутьями, гвоздями. И тут он понял, что многократные попытки выполнить трюк — разорвать цепь или согнуть толстенный металлический прут — приносят ощутимые результаты в развитии физической силы. В сущности, это были широко известные ныне изометрические упражнения. Таким образом, чисто эмпирическим путем (основанным на опыте) Александр Засс пришел к убеждению, что атлетическую силу можно развить, сочетая в тренировках динамические упражнения с изометрическими. Позднее он опубликовал свою изометрическую систему, и эта брошюра произвела сенсацию. Попав в цирк, Засс одно время работал ассистентом легендарного дрессировщика Анатолия Дурова, затем — у атлета Михаила Кучкина, и тот часто говорил своему ассистенту: «Когда-нибудь, Саша, ты станешь знаменитым силачом, я не видел никого, кто был бы так силен, как ты, имея такой небольшой рост и вес». В целом Засс около шестидесяти лет проработал в цирке и почти сорок из них — с атлетическими номерами.

В 1914 году грянула мировая война. Александра Засса призвали в 180-й Виндавский кавалерийский полк. Однажды произошел случай, поразивший даже тех, кто хорошо знал о необычайной силе Александра. Возвращался как-то он из очередной разведки, и вдруг, уже вблизи от русских позиций, его заметили и открыли огонь. Пуля прострелила ногу лошади. Австрийские солдаты, увидев, что лошадь и всадник упали, не стали преследовать кавалериста и повернули назад. Засс, убедившись, что опасность миновала, не пожелал оставлять раненую лошадь. До его полка оставалось еще полкилометра, но это его не смутило. Взвалив на плечи лошадь, Засс так и принес ее в свой лагерь. Пройдет время, он вспомнит этот эпизод и будет включать в репертуар ношение лошади на плечах. В одном из боев Засс был тяжело ранен шрапнелью в обе ноги. Он попал в плен, и австрийский хирург начал было ампутацию. Но Засс взмолился не делать этого. Он верил в свой могучий организм и лечебную гимнастику, которую разработал для себя. И он выздоровел! Вскоре его вместе с другими пленными отправили на тяжелые дорожные работы. Он совершил несколько неудачных побегов, после которых его жестоко наказывали. Примечателен был третий побег. Сбежав из лагеря, Александр очутился в городе Капошваре на юге Венгрии, где как раз гастролировал цирк Шмидта, известный всей Европе. Представ перед хозяином цирка, Засс откровенно рассказал ему о своей беде, а также о работе в русских цирках. Тут же директор предложил ему разорвать цепь и согнуть толстый металлический прут. Конечно, голодный и уставший Засс не был в хорошей спортивной форме, но усилием воли справился с задачей. Его взяли в цирк, и вскоре весть об удивительном атлете разнеслась по городу. Но однажды на его представление пришел военный комендант. Он заинтересовался, почему такой сильный молодой атлет не служит в австрийской армии. В тот же вечер выяснилось, что Самсон — русский военнопленный. Его отвели в подвал крепости, в сырое, темное помещение. Но сила его и воля не были сломлены. Он совершил новый побег, разорвав цепь, соединяющую наручники, и выломав решетку. Теперь он добирается до Будапешта, где устраивается работать грузчиком в порт, а затем — на арене цирка. Помог ему борец, чемпион мира Чая Янос, с которым Александр познакомился еще в России. Этот добродушный, могучий венгр с участием отнесся к несчастному Зассу. Отвез его в деревню к своим родственникам, где силы Александра постепенно восстановились. Затем он три года выступал в труппе борцов под руководством Чая Яноса, чередуя схватки на ковре с атлетическими выступлениями.

Однажды Янос познакомил русского силача с известным итальянским импрессарио синьором Пазолини, который много слышал об атлетических возможностях Засса. Итальянец и предложил заключить контракт. Начинаются европейские гастроли Засса, слава его растет. Наконец, он приезжает в Англию, где его выступления вообще вызвали фантастический интерес. Известные атлеты, такие как Эдвард Астон, Томас Инч, Пулум стали пробовать свои силы в повторении трюков Засса, но ни одна их попытка не оказалась успешной. Мистер Пулум, директор знаменитого тяжелоатлетического клуба «Камбервел» и главный редактор спортивного журнала «Здоровье и сила», писал о нем: «Прямо в сердце Англии прибыл человек, способный выполнять номера, в которые здравый смысл отказывается верить. Был бы он громадным детиной, его номера, возможно, и воспринимались бы как правдоподобные. Но обратите внимание хотя бы на экскурсию грудной клетки (разница между вдохом и выдохом) этого невысокого человека. Она равна 23-м сантиметрам, что многое говорит специалистам. Поэтому я утверждаю, что он не только обладает небывалой физической силой, не только великолепный артист, но и человек, использующий свой разум не хуже своих мышц». А вот что свидетельствует афиша знаменитого зала «Альгамбра», где должен был выступать Александр Засс: «В Манчестере во время строительных работ Самсон, подвешенный одной ногой к крану, поднял зубами металлическую балку с земли, и был перенесен на верх здания подъемным краном, в то время как толпа, разинув рты, стояла внизу. Если бы русский разжал рот, толпа никогда не смогла бы рассказать, что она видела». Не отставали от афиш и газеты. «Дейли телеграф»: «Господин Самсон, безусловно, является сильнейшим человеком на земле. В это можно поверить, увидев как он легко вяжет железные прутья в узлы».
«Манчестер гардиан»: «Согласно объявлениям, он самый сильный человек на Земле, и после того, как мы сами увидели его… это заявление можно считать неопровержимым».
Журнал «Здоровье и сила»: «В лице Самсона мы имеем силача, чьи достижения полностью открыты для проверки. Воистину, его мускулы сделаны из стали».

На закате своей жизни Александр Засс изобрел кистевой динамометр, сконструировал и изготовил цирковую пушку для аттракциона «Человек-снаряд». Умер Самсон в 1962 году. Похоронен под Лондоном, в небольшом городке Хокли.

Его называли «железным Самсоном». Он считал, что его сила в том, что он русский. Александр Засс бежал из немецкого плена, выносил на себе с поля боя раненого коня, гнул подковы и рвал цепи.

Засс и Резазад: кто сильнее?

Александра Засса считают легендарным русским силачом. И в самом деле, всё, что он показывал на сцене цирка, не укладывалось в головах обывателей. Например, в одном из своих номеров «железный Самсон» поднимал лошадь весом в 500 килограмм. Для сравнения самый выдающийся результат в современной тяжелой атлетике принадлежит иранцу Хоссейну Резазаде, который толкнул 263.5 килограмм. И это притом, что тяжелоатлет из Тегерана весит в два раза больше Засса. Безусловно, есть разница между ношением коня на плечах и поднятием штанги. Однако масштаб физических возможностей русского циркача до сих пор поражает воображение.

Человек своего времени

Между тем, в царской России было немало и других атлетов, которые зарабатывали на хлеб силовыми номерами в цирковых гастролях. Например, Евгений Сандов запросто выжимал одной рукой 101.5 килограмм. Иван Заикин удивлял тем, что носил корабельный якорь весом 409 килограмм. А «Русский лев» Георг Гаккеншмидт легко разводил в сторону руки с двухпудовыми гирями.

В то время стать цирковым силачом мечтал каждый русский мальчишка. Кстати, сам Александр Засс в своих воспоминаниях рассказывал, что на него огромное впечатление произвел циркач Ваня Пуд, который поднимал огромные бочки с водой. Произошло это в семилетнем возрасте, и юный Шура – так его называли в семье – играл в циркового силача, стараясь поднять деревянную бадью.

Превозмочь себя

В своих детских играх Засс брался за тяжести, которые не мог поднять даже взрослой человек. У мальчика ничего не получалось, но Шура не сдавался и долго тужился из последних сил. По сути дела, он выполнял изометрическо-статические упражнения, концентрируя усилием воли мускульное напряжение. Результат не заставил себя ждать. Через некоторое время будущий «железный Самсон» легко поднимал седло, хотя совсем недавно ему для этого требовались значительные усилия. Он видел очевидную взаимосвязь между отчаянными попытками достичь «невозможного» и увеличением силы. Однако признанные атлеты того времени не видели смысла в подобных тренировках, предпочитая «качать» мускулы динамичными упражнениями.

Научное объяснение

Понадобятся десятилетия научных исследований, чтобы объяснить этот «самсоновский» феномен. Оказывается, что энергетика человека зависит от обмена веществ в организме, который осуществляется двумя способами - аэробным и анаэробным. При динамических переменных упражнениях, например, при приседаниях, стимулируется аэробная система. А при статических нагрузках – анаэробная, та самая, которая является биохимической основой силовых возможностей.

Коня поднять, цепь разорвать…

Поскольку Александр Засс в основном тренировался статическими методами, он развил в себе уникальные силовые возможности, о которых и сам не догадывался. В 1914 году, будучи кавалеристом 180-й Виндавского полка, он попал в австрийскую засаду. Сам не пострадал, но его конь был ранен в ногу. Недолго думая, он поднял четвероного друга и полкилометра нес до лагеря, где располагался полк.
Сделав это, Засс поверил в уникальные возможности своего организма и в силу духа. Оказавшись в плену, силач, закованный в кандалы, разорвал цепь и разогнул прутья тюремной решетки. Позднее, вспоминая свой побег, «Самсон» признался, что без концентрации моральных сил вряд ли смог совершить это. Позднее это свойство отметил директор английского клуба атлетов «Камбервел» мистер Пулум, написав о «русском силаче», как о «человеке, использующим свой разум не хуже своих мышц».

Сила духа

В наши дни доказано, что моральные силы и в самом деле значительно увеличивают энергетику человека. В частности, ученые из американской спортивной ассоциации опытным путем установили, что мускульные способности человека, находящего под гипнозом, когда ему внушили, что он обладает невероятной силой, значительно выше, чем при введении в кровь допинга. Дело в том, что сила сокращения мышц зависит от мощности электрического импульса, поступающего из мозга по линии центральной нервной системы. Чем интенсивнее этот импульс, тем больше высвобождается ионов кальция, влияющих на силу человека.
Александр Засс не знал всех этих научных премудростей, но верил, что концентрация душевных сил увеличивает и силы физические. И еще считал, что "сила духа" в русском народе сильна.

Любовь по имени Бетти

Поступив на работу в английский цирк, Александр Засс разработал уникальный цирковой номер, в котором ассистенткой выступала пианистка Бетти Тильбери. Номер заключался в том, что силач парил под куполом цирка и держал в зубах канат, на котором была подвешена платформа с пианино и музицирующей девушкой.
Вскоре между ними вспыхнула любовь, продолжающая десять лет. Однако Засс нравился другим женщинам и заводил мимолетные романы. «Тебя не исправить, останемся просто друзьями», - однажды сказала ему Бетти и вышла замуж за клоуна Сида. А «русский Самсон» так и не обрел свою семью. Своей сестре Надежде он писал в письмах, что бесконечно одинок.

Александр Засс рано начал тренироваться, пытаясь повторить увиденные им в цирке номера силачей. Нашёл множество литературы о развитии силы и совершенствовании фигуры. Познакомился с различными методиками тренировок Анохина, Дмитриева-Моро и других руских атлетов, но любимым его героем стал Евгений Сандов. В те годы (конец ХIХ века) и много лет спустя, этот атлет волновал воображение тысяч людей. Опубликованные рассказы о его удивительной красивой силе составили основу литературы об атлетизме. Маленький Шура в далёкой заволжской деревне боготворил Сандова. Его книга «Строительство тела» стала для Александра тем, чем для верующего Библия. Затаив дыхание, он следил за спортивной биографией своего любимого героя.

Невидимый поединок с Евгением Сандовым

Евгений Сандов — болезненный студент-медик был страстно увлечён анатомией. Решает стать профессиональным борцом, хочет применять свои знания не столько для лечения, сколько для совершенствования человеческого тела: «Вы можете быть лучше, сильнее и красивее» — говорил Сандов людям и доказал это всей своей жизнью. Борец и силач, побил мировой рекорд в жиме одной рукой, с полуторапудовыми гантелями в руках делал сальто назад, в борьбе побеждал соперников, которые были вдове тяжелее него. Даже рисковал бороться со львом. Необыкновенное сочетание ловкости, силы и красоты тела при весьма скромном весе (80 кг) сделали его любимцем цирка.

Казалось непреодолимая пропасть лежит между мировым чемпионом и мальчонкой из глухой деревушки, затерянной на безкрайних просторах России. Но Александр думал иначе, он решил не только учиться у Сандова, но и достичь такого же совершенства тела — и разгорелся невидимый поединок.

Александр начинал теперь свой день с гимнастики и пробежки . На заднем дворе он соорудил своеобразный манеж с трапецией, подкидной доской, самодельными каменными гирями и другими снарядами. Его тело крепло и наливалось силой.

Сандов в это время поехал в Америку (1894г). Как-то его там обследовал врач – Сандов попросил служителя Эскулапа встать одной ногой ему на ладонь. Поднял доктора на вытянутой руке и поставил на стол. Александр, прочитав эту историю, духом не пал. Он совершенствует свой манеж – соорудил два турника для перелётов с одной перекладины на другую, из камней и палок делает всё более тяжёлые штанги. И как награда за упорный труд приходят первые успехи – на перекладине удалось «прокрутить солнце», подтянуться на одной руке, поймать камень, брошенный с подкидной доски.

Александр узнаёт новую весть о своем кумире. В 1901 году Сандов организовал в Лондоне первый конкурс атлетического сложения. Парад силачей принимали известнейшие люди, конкурс прошёл с большим успехом.

Конкурс так конкурс. Александр решается добраться до Саранска и вызвать на соревнование, уж если не Сандова, то по крайней мере местного силача Ваню Пуда, который обещал 10 рублей тому, кто согнёт железный прут. Никто этого сделать не мог, но Александр был уверен в своих силах и начал готовиться к выступлению. Металлического прута не нашлось, пришлось заменить его толстыми ветвями тополя, который рос у дороги. По прежнему Александр проводил много времени на тренировках с Климом Ивановичем, а вечером маленький соперник Сандова убегал к одинокому дереву, забирался к самой вершине и старался руками по круче согнуть толстые ветви. Такие упражнения требовали не только силы, но и ловкости, смелости, умения держать равновесие. Всё это пригодилось Самсону позже.

Наконец 12-летний Александр решил, что готов к выступлению. Никому не сказав, он отправился в цирк, который находился в 15 верстах от дома. Успел к дневному представлению, дождался, когда Ваня Пуд предложил любому желающему согнуть железный прут. Прут обыкновенный, потоньше тополиных ветвей. Только почему-то сильно жжёт ладони, страшно ноет колено, о которое Александр старается перегнуть стальную палку, тяжёлый гул в ушах, а проклятая железяка не поддаётся. В зале уже слышны свист и хохот, всё было кончено. Провал, позор…

Так бы Александр и ушёл с позором, но из зала вышел, какой-то бородач в дорогом костюме, который казалось, вот-вот лопнет на его могучих плечах. Бородач взял у Александра железный прут и начал внимательно рассматривать его, после чего сказал – «Мальчик согнул прут. Извольте убедиться». Действительно на знаменитом стальном пруте Вани Пуда был виден маленький изгиб. Александр получил свои 10 рублей и вышел с бородачом из цирка. Немного отойдя от цирка, бородач сказал – «Ну, прощай. Как-нибудь встретимся. Кучкин я, борец, не слыхал про такого? Потом, немного подумав, добавил – Прут-то я действительно немного того, подогнул. Но ты парень здоровый. Ещё не то делать сможешь».

За самоволие Александр дома был наказан и на год отправлен в дальнюю деревню подпаском. Помогать пастуху пасти огромное стадо (200 верблюдов, 400 коров и больше 300 лошадей), работа тяжёлая и для мужчины, не то что для 12-летнего мальчугана. С раннего утра и до поздней ночи в седле, под жгучим солнцем. Сначала сил едва хватало, чтобы добраться до постели после трудового дня. Но вскоре всё чаще удавалось выкроить часок-другой для занятий с самодельными гирями. Начал тренироваться с толстыми зелёными ветвями деревьев – пытался гнуть их одними руками, без упора. Перетаскивал большие камни, удерживая их только пальцами рук. Совершал дальние пробежки с телёнком на плечах. Через год Александр вернулся домой. Отец купил ему настоящие гантели, гири, заказал у кузнеца стальные прутья и цепи.

Через два года отец отправил Александра в Оренбург учиться на машиниста. Но приехав в Оренбург Александр увидел афишу знаменитого цирка Анджиевского, решил сходить на выступление. Там он встретил того самого бородача, который выручил его в Саранске. Кучкин предложил Александру выступать в цирке. Засс согласился, хозяин цирка Анджиевский также не был против, взял его на первое время чернорабочим. Александр начал тренироваться профессионально, Кучкин учил его премудростям цирковых силачей. Особенно тренировал в балансировании тяжёлыми предметами. Вскоре хозяин цирка дал Александру собственный номер – демонстрируя силу, он перебрасывал из руки в руку через голову здоровенный камень.

Набор массы

Александр Засс выступал сначала только как борец, хозяин цирка не давал ему выступать с силовыми номерами, т.к. считал, что люди перестанут ходить на выступления. Если в борьбе зрителю интересно смотреть, как щуплый Засс уходит от захватов, да надеяться вдруг повредят чего друг другу – рассказов хватит на неделю, то силовые номера унизят зрителя: «Выйдет заморыш Засс, ростом не вышел, щуплый с виду. Объявляем публике его вес – 67 килограммов. Заморыш, определённо. И вдруг заморыш этот начинает цепи рвать! Что думает человек, сидящий в зале? Увидев малыша Засса, уверится, что его тут морочат, всё сплошное жульничество». Решено было откормить Александра – хитрость небольшая. Месяц покойной жизни да специальные упражнения, чтобы мышцы росли.

Теперь день Александра начинался с трёхкилометровой пробежки. Затем тренировки с железными прутьями – сгибал их на колене, завязывал узлом, завивал спиралью. Цепи научился рвать в два движения – возьмёт два соседних звена, стиснет пальцами, повернёт туда-сюда до упора, и распадается цепь. Развитие грудных и спинных мышц. Нагрузив размещённую на груди платформу камнями, Засс делал несколько глубоких вдохов, потом отдыхал, после чего становился на «мост», прогибался. Заканчивались утренние занятия серией упражнений с мешком . Мешок в виде подушки наполнялся сначала опилками и весил 7 кг. Каждый день Засс отсыпал горсть опилок и добавлял горсть песка. Когда все опилки были заменены песком, он начал отсыпать песок и добавлять дробь. В конце концов, мешок стал весить около 70 кг.

Второй раз Засс тренировался вечером. Отрабатывал равновесие, упражнялся в верховой езде с вольтижировкой. Вольтижировка – выполнение комплекса специальных гимнастических упражнений на лошади, движущейся по кругу на различных аллюрах – шагом, рысью, галопом.

Александр Засс о тренировках

Вспоминая о , Засс позже писал, что крупный бицепс не является критерием силы так же, как большой живот признаком хорошего пищеварения. Но именно упражнения с мешком помогли ему развить большую мышечную массу. Масса нужна была не столько для выполнения номеров, сколько для приобретения «товарного вида».

Засс никогда не отрицал роль мышц, не считал динамические упражнения с мешком или другими отягощениями безполезными. Наоборот, всегда на всех этапах своей карьеры, он подчёркивал необходимость упражнений такого рода. Однако первостепенным он считал развитие сухожилий – шнуроподобные эластичные образования, при помощи которых мышцы прикрепляются к костям.

«Некоторые люди с тонкими ногами сильнее, чем люди с толстыми» – писал Самсон 20 лет спустя, излагая суть своей системы. Потому что сила лежит в сухожилиях, в тех невидимых твёрдых тканях, которые уступают по плотности только костям. Без сухожилий человек превратился бы в студень. Но сухожилия надо тренировать. Я не верю в большие мускулы, если рядом с ними нет настоящей большой силы сухожилий. Можно видеть энтузиастов физической культуры, обладающих довольно большими мускулами. Но какой от них прок, если отсутствует мощная основа – развитые сухожилия. Они не могут полностью использовать силу своих мышц в момент действительного испытания силы. И поэтому их сила – только иллюзия. Сухожилия же лучше всего увеличивают свою крепость, когда их мощь прилагается к какому-либо почти неподвижному предмету. Они становятся сильнее от сопротивления, чем от движения. Так определял Александр Засс основные принципы своих тренировок. Сочетание изометрических, неподвижных нагрузок с динамическими упражнениями, требующими сокращения мышц и работы с отягощением.

* Из книги «Тайна Железного Самсона».



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: