География. Физико- географическая наука

Введение

Современная наука - это сложная система человеческих знаний, условно делится на три большие группы: естественные, общественные и технические науки.

Феномен современной географии заключается в том, что она объединяет науки, изучающие как природные явления - физическая география, так и науки, изучающие общественные закономерности - социально-экономическая география.

На первый взгляд дать определение географии можно очень просто: география - наука о природе всей земной поверхности, т.е. материков и океанов. Из школьного курса географии мы знаем, что география - это наука о поверхности Земли, странах, народах, а карта - это альфа и омега географии. Карта воссоздает образ Земли со всеми материками и океанами, горами и низменностями, реками и озерами, городами и поселками.

Объектом изучения географии является географическая оболочка. Научное и современное определение: география - это система естественных (физико-географических) и общественных (экономико-географических) наук, изучающих географическую оболочку Земли, природные и производственные географические комплексы и их компоненты.

Географические науки объединяет тесная взаимосвязь между изучаемыми объектами и общность конечной цели. Эта цель состоит в комплексном исследовании природы, населения, хозяйства.

Таким образом, география объединяет в себе две очень разные ветви, поэтому географы и предпочитают говорить: не географическая наука, а система географической науки, и даже системы географических наук.

Объекты географической науки

Объектом изучения является то, что изучает эта наука, такое объективное материальное явление или категория духовного порядка, которую исследователь представляет себе как конкретную совокупность независимых от него явлений, подлежащих изучению.

Есть объектные науки, у которых объект четко обозначен. Например, у физики - атом, у химии - молекула, у биологии - клетка, у минералогии - минералы и т.д. География к их числу не принадлежит. (Классификация Канта).

Таким образом, географические науки изучают поверхность Земли, облекающие и подстилающие ее слои вещества (сферы), как природные (часть литосферы, тропосферу, гидросферу, биосферу), так и не природные (социосферу, техносферу). В совокупности они составляют особого рода географический объект изучения, который до настоящего времени не получил однозначного определения и объяснения в системе географических наук. Причина в сложной структуре этой географической действительности, которую часто называют географической картиной мира.

В современной географии объектом изучения становятся системные образования (природные геокомплексы, территориально-производственные комплексы, районы, зоны). Нельзя не упомянуть о ландшафте как одном из самых распространенных географических терминов физической географии. По традиции, этот термин часто употребляют как синоним природного территориального комплекса, геокомплекса, геосистемы. Компоненты геосистем также служат объектами географического изучения. Изучение отдельных компонентов геосистем находится в ведении соответствующих отраслевых географических наук (геоморфологии, гидрологии и др.), занимающих пограничное положение между географией и смежными естественными науками.

Опр. ДНФ называется совершенной отн-но дан.мн-ва переем-х, если каждая переем-я входит в каждую элементарную конъюнкцию (с отрицанием или без отрицания), причем ровно один раз.Элементарные конъюнкции, вход.в СДНФ д.б.различными.Н-р:

1) xyz xyz– СДНФ от x, y, z.

2) xy– СДНФ от x, y, но не является СДНФ от x, y, z.

Замечания 1. const.º0 – СДНФ;

2. ДНФ, найденная табличным способом, является СДНФ.

3. F= – СДНФ от переменной x, но не является СДНФ от x, y, z, которая может быть из нее получена: F= = = – СДНФ от x, y, z.

Теорема. Всякая ф-ла ал-ры выс-й имеет равносильную ей СДНФ, кот.опр-ся с точ-ю до порядка записи элемент-х конъюнкций.

2. Понятие булевой функции. Таблица истинности формулы Подставляя в ф-лу вместо пропозициональных пер-x, y, z,… значения 0,1, и выполняя действия, мы б.пол-ть знач-я ф-лы.Опр. Булевой ф-цией наз-ся ф-ция, зад. на мн-ве {0,1} и приним.знач-я из этого же мн-ва.Каждой ф-ле алгебры в-й соответствует булева ф-ция и притом единственная. Таблица знач-й этой ф-ции наз-ся таблицей истинности.Лемма. Сущ. 2 n наборов, элементами кот-х явл-ся нули и единицы, длины n. (Длина набора – число символов, входящих в набор).Док-во методом математической индукции:

1. Пусть n=1: Имеем 2 набора {0},{1}.

2. Предположим, что утверждение леммы справедливо для n=k. Существует 2 k наборов длины k, элементами кот-х явл-ся нули и единицы.

Применим к набору (1) след. преобразование: сначала допишем в конце набора 0, а затем 1. В рез-те, из одного набора длины k получим два набора длины (k+1).

Таким же образом поступим с каждым из 2 k наборов. Всего наборов получится:2×2 k =2 k +1 .По принципу мат.индукции утверждение леммы справ-во для люб.нат.числа n.Теорема. Существует 2 2 n булевых функций от n переменных.Р!булевы ф-ции от 2 пер-х:

f 0 º0 – константа, f 1 =x&y – конъюнкция

f 2 = , f 3 =x – повторение аргумента x, f 4 = ,f 5 =y – повторение аргумента y, f 6 = , f 7 =xÚy – дизъюнкция. f 8 = – стрелка Пирса, f 9 =x«y – эквивалентность, f 10 = – инверсия y, f 11 =y®x – импликация,f 12 = – инверсия x, f 13 =x®y – импликация,f 14 = – штрих Шеффера,f 15 º1 – константа. Среди перечисленных 16-ти ф-ций две ф-ции – константы, 4 ф-ции зависят от одной пер-й и 10 – от 2-х.Особую роль играют булевы ф-ции тождественно рав.1 при люб.наборах знач-й пер-х.

Опр. Формула (АВ) наз-ся тождественно истинной (тавтологией), если она принимает значение «истина» при люб.знач-х переем-х, входящих в ф-лу.

Пример: F(x,y)=(x®y) Ú (y®x)

1.ВЫСКАЗЫВАНИЯ.Алгебра высказываний.Высказывания и операции над ними Выс-е–основное,неопределяемое понятие.Любые утверждения,об ист-ти или лож-ти кот-х имеет смысл говорить, мы б.наз-ть высказываниями , при этом мы можем не знать, истинно ли данное выс-е или нет. Выс-ми, например, б.след. утверждения:- «Кама является одной из крупнейших рек России»;- «8 – есть простое число»;- «9000 –я цифра в десятичной записи числа π есть 7». Первое из этих утвержд-й истинно,второе–ложно; ист-ть или лож-ть третьего утверж-я нам неизвестна.Выс-я б.обоз-ть лат.буквами (прописными и строчными, с индексами и без них): A, B, C, ..., A1, A2, C3, …,p, q, r, …, q2, q3 … .Итак, пусть p, q, r –выс-я или пропозициональные (высказывательные) переменные, кот.м.принимать два значения истинности: Л (0; F – false) и И (1; Т – true). Разл. образом сочетая выс.-я м\д собой, мы м.пол-ть новые выс-я. Н-р, из двух выс-й: «Пермь – столица Пермского края» и «8 – есть простое число» м.пол-ть след.выс-я:-«Пермь–столица Перм. края и 8 – есть пр. число»,- «Пермь – столица Пермского края или 8 – есть простое число»,- «Если Пермь – столица Пермского края, то 8 – есть простое число»,- «Пермь – столица Пермского края тогда и только тогда, когда 8 – есть простое число».Из перв.выс-я м. получить новое выс-е - «неверно, что Пермь является столицей Пермского края», т.е. выс-я, явл.отрицанием первого.Приведенные сочетания выс-й образуются при помощи слов «И»; «ИЛИ», «ЕСЛИ…, ТО», «ТОГДА И ТОЛЬКО ТОГДА, КОГДА…», «НЕ». В математической логике для обозначения этих основных типов сочетаний, имеющих название, используются спец.символы:p q(p&q, pq,p∙q)– читается «пэ и ку») – обозначает сложное выс-е, истинное только в том случае, когда p и q оба истинны. Такое выс-е называют конъюнкцией (от лат. conjunctio – союз, связь) высказываний p и q. p q(читается «пэ или ку») обозначает сложное выс-е, истинное тогда лишь, когда по крайней мере одно из выс-й истинно (м.быть истинными оба выс-я). Такое выс-е наз-т дизъюнкцией (от лат. disjunctio – различение, разобщение) высказываний p и q.p q(p q, p q)– читается «если пэ, то ку», «пэ достаточно для ку», «ку необходимо для пэ», «ку с необходимостью следует из пэ», «из пэ следует ку», «пэ влечет ку») обозначает сложное выс-е, кот.ложно только в том случае, когда p истинно, а q ложно и истинно во всех остальных случаях. Такое выс-е называют импликацией (от лат. implico – тесно связываю) выс-й p и q. В импликативном высказывании p q различают антецедент (основание) – высказывание p и консеквент (следствие)–выс-е q.p q(p q, p q, p q)– читается «пэ тогда и только тогда, когда ку», «пэ если и только если ку», «пэ в том и только том случае, когда ку») обоз-т сложное выс-е, истинное, когда выс-я p и q одновременно оба истинны или оба ложны. Такое выс-е наз-т эквивалентностью выс-p и q. – читается «не пэ», «неверно, что пэ») – есть противоположность p. Обозначает выс-е, истинное, если p ложно и ложное, если p истинно. Такое выс-е наз-т отрицанием высказывания p.Замечание 1. Символы &, , соответствуют бинарным операциям: новое высказывание сопоставляют двум высказываниям p и q, а символ выражает определенную на том же мн-ве унарную операцию: сопоставляет новое высказывание одному высказыванию p.Замечание 2. Слова «и»; «или», «если…, то», «тогда и только тогда, когда…», являющиеся связками в нашем обычном языке, в мат.логике получают несколько иной смысл.В обычном языке союз «и» исп-ся, как правило, для объединения двух предложений, соответствующих друг другу по смыслу в некот.связном повествовании как это бывает при описании последовательности событий (Елена хорошо подготовилась к экзамену Однако в логике «И» м.соединять люб.предл-я, совершенно незав-мо от наличия смыслового соответствия м\д ними.Аналог.союз ИЛИ в обычном языке употребляется в двух смыслах – в смысле исключающем от лат. aut («p или q, но не оба») и в смысле неисключающем от лат. vel («p или q, или оба). Именно в последнем смысле мы б.исп-ть союз ИЛИ чаще. И здесь опять несущественна смысл.зав-ть соединяемых выс-й.Не сущ-на смысловая связь в логике между выс-ми и при построении импликации, хотя в обычном языке сложное предл-е «если p, то q» предп-т м\д p и q отн-е посылки и следствия, или же причины и обусловленного ею дей-я.(Если б. дождь, то мы не пойдем на прогулку).В логике для ис-ти импликации дост-но, чтобы p было ложно или q – истинно.Т.о.,выс-я типа:– Если 7 – простое число, то 2´2=4;– Если 8 – простое число, то 2´2=4;-Если 8 – простое число, то 2´2=5 д.считаться истинным. Утверждение «p тогда и только тогда, когда q» не означает в логике, что составляющие предл-я p и q имеют одно и то же знач-е или один и тот же смысл, оно означает лишь выск-е, кот.истинно, когда оба выс-я истинны или ложны.Все, что говорилось о лог.смысле конъюнкции, дизъюнкции,импликации, эквивалентности и отрицания м.просто и наглядно проиллюстрировать с пом-ю Т.Н.таб-ц истинности.В таблицах выпис-ся всевозможные комбинации ист-х и лож-х зн-й составл.выс-й, а в результирующей колонке указ-ся ист-ть или лож-ть сложного выс-я для кажд.такой комбинации. Б.сопоставлять ист-му выс-ю символ 1, а ложному – символ 0.Вот как выглядят т-цы истинности для &, , и :

Понятие формулы алгебры выс-й. Опр. Алфавитом наз-ся произв.мн-во символов. Введем алфавит, сост.из след. групп символов:x, y, z, p, …А, В,… – пропозициональные переем-е;&, , и :– лог.связки;(,) – 2 технических символа.Опр. (ф-лы алгебры выск-й):Каждая отдельно взятая пропозицион-я перем-я есть ф-ла алгебры выс-й. Ф-лы такого вида наз-ся простейшими (атомами).Если x – формула ал-ры выс-й (АВ), то (Øx) – ф-ла (АВ).Если x и y – ф-лы ал-ры выс-й, то (x&y), (xÚy), (x®y), (x«y) – тоже ф-лы (АВ).Никаких др.ф-л (АВ), кроме получающихся сог-сно п.п.1–3 нет.Опр-я такого типа наз-ся индуктивными. В них имеются прямые пункты (1,2,3), где задаются объекты, к.в дальнейшем именуются определяемым термином и косвенный пункт (4), в к.говорится,что такие объекты исчерпываются зад.в прямых пунктах. Среди прямых пунктов им-тся базисные (1), где указ-ся нек.конкретные объекты, именуемые в дал.определяемым термином, и индуктивные пункты (2,3), где даются правила получения определяемых объектов из уже имеющихся объектов, в частности из объектов, перечисл-х в базисных пунктах.Зам-е: «О силе связок».Для упрощения записи формул (уменьшения числа скобок в них) будем считать, что:порядок выполнения лог.операций над выс-ми д.б.след.:Ø, &, Ú, ®, «внешние скобки, заключающие внутри себя все остальные символы, составл.ф-лу, м.опускать.Учитывая это соглашение, а также опустив знак конъюнкции, ф-лу м.зап-ть в виде .При чтении ф-ла м.б.названа по «последней» операции. Запис.ф-ла П.С. импл-цию.

Предмет изучения географии

Определение понятия географии. Существует много определений предмета географии. Но одно остаётся очевидным, что география изучает поверхность земли, которая образует географическую среду для человеческого общества ". Можно так определить понятие географии: география есть наука, комплексно изучающая в целом и по частям поверхность земного шара в отношении к человеческому обществу. Каковы особенности предмета географии? Из самого понятия земной поверхности, как предмета изучения географии, вытекает необходимость локального 2 рассмотрения географических предметов и процессов. География изучает явления в связи с определённым местом на земном шаре. География понимает под поверхностью Земли место взаимодействия литосферы, атмосферы, гидросферы, биосферы 3 . Все эти сферы имеют отношение к месту обитания человечества, влияют на человеческое общество и сами подвергаются воздействию со стороны общества. Поверхность Земли есть географическая среда.

1 «Ведь как бы ни определять содержание географии,- писал проф.
В. П. Буданов,- бесспорно одно: объектом изучения в географии является
поверхность всего земного шара и его отдельных частей...» («Карта в преподавании географии», 1938, стр. 5).

2 Слово локальный происходит от латинского слова локус (locus), что
означает «место», «территория». Синонимом ему является греческое слово
«хорос» (прилагательное «хорологический»). В географической литературе
часто встречаются эти слова.

3 Литое - камень; атмос - воздух; гидор - вода; биос - жизнь.

Географическая среда и мыслится как территория на Земле со всеми наполняющими её вещами, находящимися во взаимозависимости и в развитии, а также в определённых исторически изменяющихся отношениях к человеческому обществу. География изучает географическую среду как со стороны её структуры, так и происходящих в ней процессов.

География изучает Землю в целом (землеведение) и её отдельные части (страноведение) с точки зрения сходства и различия явлений, процессов, происходящих на земной поверхности.

Нахождение на одной и той же территории множества разнообразных предметов и процессов порождает различные формы связей и взаимодействия между ними, обусловленные фактом смежного существования и генетическими отношениями.

Изучаемые географией географические связи обнимают собой явления неорганической и органической природы в их отношении к деятельности человеческого общества. На основе своеобразия географических явлений и различия форм их сочетания возникают особые географические комплексы, развивающиеся по своим законам. Изучаемая географией поверхность Земли, как место обитания человечества, представляет собой совокупность разнообразных географических комплексов. География устанавливает законы развития как целых комплексов (ландшафтов), так и составляющих их элементов.

Географический комплекс представляет собой такое сочетание элементов природы и общества, в котором отдельные элементы в процессе своего развития взаимодействуют между собой, влияют друг на друга, вследствие чего изменение в одном из них вызывает соответствующие изменения в других.

Так значительное изменение климата в какой-нибудь местности повлечёт за собой изменение режима вод и всей гидрографии, растительного и животного мира. В конце концов это скажется на рельефе и вызовет другие отношения человека к природе.

В состав географического комплекса входят структурные элементы различных типов: астрономические, геоморфологические, гидрологические, климатические, биологические и социальные. Но сущность географической среды нельзя сводить к сумме составляющих её отдельных видов элементов.

В географическом комплексе данные астрономии, геоморфологии, гидрологии, климата, биологии образуют единое целое. Комплексирование элементов живой и мёртвой природы на поверхности Земли даёт в результате качественно своеобразную географическую среду в отношении человеческого общества, подчинённую своей особой закономерности.

Локальность придаёт органическое единство комплексному географическому процессу. Поэтому предмет географии не есть какой-то конгломерат предметов других наук.

«География» - буквально переводится как землеописание – это разноплановая разветвленная наука, имеющая множество направлений теоретического и прикладного характера. В рамках единой географии, в первую очередь, выделяются три основные составляющие:

    физическая география,

    экономическая география,

    социальная география.

По сути своей, изучая природу, физическая география относится к большому блоку наук, носящих общее название естественные , к ним относятся: биология, химия, физика, астрономия и т.д. Экономическая и социальная география являются общественными науками. Таким образом, место географии - на стыке естественных и общественных наук. В то же время физическая и социально-экономическая география представляют собой одно целое, объединяемое общими географическими методами исследований и связанное логическими причинно-следственными целями. Например, оценивая специализацию Западно-Сибирского экономического района, видим, что в растениеводстве основной зерновой культурой является яровая пшеница. Агроклиматические и земельные природные ресурсы с наибольшей экономической эффективностью позволяют выращивать именно ее, а не более урожайную озимую, так как зимы здесь в основном морозные и малоснежные, что является следствием высокой континентальности климата. Континентальность обусловлена тем, что воздушные массы на пути от Атлантического океана постепенно теряют влагу и из морских трансформируются в континентальные. Движение воздушных масс обусловлено господствующим в умеренных широтах западным переносом. В свою очередь, западный перенос является следствием отклонения южных ветров вправо в северном полушарии под действием отклоняющей силы вращения Земли. Южные ветры обусловлены разницей давлений: высоких – в тропических широтах и низких – в умеренных. Разница давлений является следствием неравномерного распределения солнечной энергии (тепла) на поверхности планеты, которое, в свою очередь, обусловлено шарообразностью Земли. Конечно, это не единственный путь логической взаимосвязи процесса явлений в природе и в экономической жизни, но факт остается фактом: одной из причин предпочтительного возделывания яровой пшеницы на юге Западной Сибири является форма Земли.

Основные объекты изучения в географии можно представить в виде таблицы 1.

Таблица 1 .

Разделы

Географии

Уровень

организации науки

Физическая география

Экономическая география

Социальная география

Глобальный

Географическая оболочка Земли (ГОЗ)

Мировое

хозяйство

Мировое сообщество

Территориальный (региональный, локальный и пр.)

Природные комплексы (ПК)

Хозяйство регионов, стран, экономических районов и т.д.

Население определенной территории

Компонентный

Компоненты географической оболочки Земли

Отрасли хозяйства

Социальные характеристики населения

Функциональный

(во взаимодействии)

Природные условия

Природные ресурсы и хозяйственные объекты

Трудовые ресурсы

Продуктом взаимодействия объектов изучения на функциональном уровне является географическая среда

Рассмотрим приведенные в таблице 1 термины и понятия.

На глобальном уровне физическая география изучает Географическую оболочку Земли , представляющую собой зону взаимодействия и взаимопроникновения четырех геосфер: литосферы (каменной оболочки), гидросферы (водной оболочки), атмосферы (газовой оболочки) и биосферы. Из определения видно, что в любой части ГОЗ должны присутствовать составляющие всех четырех оболочек, но определяющей здесь является биосфера, которая пространственно совпадает с ГОЗ. Большинством географов за верхнюю границу ГОЗ (и биосферы) принимает озоновый слой. На глубине, в литосфере, ограничителем жизни является температура (изотерма 100˚ С), но в состав ГОЗ входит также палеобиосфера, то есть горные породы, расположенные ниже этой изотермы, но содержащие следы и остатки живых организмов в виде окаменелостей, отпечатков и т.п. Основными компонентами ГОЗ являются:

    Горные породы и геологические структуры

    Рельеф поверхности литосферы

    Поверхностные и подземные природные воды

    Климат

    Растительность

    Почвы

    Животный мир

    Человек

Экономическая и социальная география на глобальном уровне изучают «мировое сообщество» , представляющее собой все население мира на данном историческом отрезке своего развития, и мировое хозяйство, которое следует трактовать как «деятельность общества, когда люди, посредством труда, во взаимодействии с природой, добывают необходимые средства существования и развития» .

Территориальный уровень организации системы подразумевает изучение физической географией природных комплексов, коих великое множество, больших и малых (природные зоны, физико-географические районы, ландшафты, ПТК и т.д.). Природный комплекс – это морфологически, генетически и функционально связанные между собой компоненты ГОЗ на определенной территории. Определение требует разъяснения. «Морфологически» - это означает что облик, внешний вид любого природного комплекса выделяет, обособляет его среди других, и визуально это видно по внешним «физиономическим» компонентам ГОЗ (рельефу, растительности). Примером является любой природный комплекс: степь, тундра, лес, луг, горы, овраг, пойма и т.д. «Генетически» – это означает, что в основе любого природного комплекса лежит единый процесс или процессы, создавшие и обособившие его:

    природные зоны – климатообразующая деятельность солнечной энергии,

    горы – тектонические процессы,

    овраг – водная эрозия,

    пойма – деятельность реки.

«Функционально» – это означает, что, образно говоря, каждый природный комплекс – это единый природный организм, где все компоненты ГОЗ взаимосвязаны и взаимозависимы. Изменение одних неизбежно влечет за собой изменение других.

В том случае, если решающим фактором в происхождении комплекса является человек, выделяют природно-антропогенные или природно-технические территориальные комплексы.

Экономическая география на территориальном (региональном, локальном) уровне изучает хозяйственные комплексы регионов (например, Западной Европы), стран, экономических районов и пр.

Социальная география изучает население этих территорий.

И на глобальном, и на региональном уровне изучаются природные и хозяйственные комплексы, составляющие элементы которых и сами являются объектами изучения на следующем уровне, который назвали компонентный. В физической географии это компоненты географической оболочки Земли, которые изучаются соответствующими естественными науками, которые родились в недрах географии:

    геология - наука о литосфере, горных породах и геологических структурах;

    геоморфология – наука о рельефе;

    гидрология – наука о природных водах;

    климатология, почвоведение и т.д.

В экономической географии на компонентном уровне изучают размещение направлений и отраслей хозяйства, например: география машиностроения, география сельского хозяйства, география животноводства и т.д.

Социальная география на этом уровне изучает основные характеристики населения: размещение, национальный и религиозный состав, миграции и т.п.

Следующий уровень организации географии условно назван функциональным. На этом уровне физическая география изучает природные условия, т.е. тела, явления и процессы Природы, а в более узком смысле – Географической оболочки Земли. ГОЗ представляет собой единый комплекс взаимозависимых и взаимосвязанных природных условий, что позволяет некоторым ученым считать ее даже живым организмом. В то же время тела, явления и процессы природы, используемые в хозяйственной деятельности, являются уже природными ресурсами, а деятельное население использует эти природные ресурсы в процессе хозяйственной деятельности, преобразуя ГОЗ в географическую (окружающую) среду, т.е. продукт взаимодействия общества и природы. Географическая среда есть ГОЗ, вовлеченная в хозяйственную деятельность, и представляет собой совокупность природной и социально-экономической среды, окружающей человека.

Многообразие объектов изучения в географии закономерно, поскольку в ней множество направлений и ответвлений. При этом мы не назвали такие направления, как медицинская география, рекреационная география и пр. Однако все названные объекты и многие другие изучаются еще целым рядом наук, поэтому следует определить предмет изучения географии, т.е. то, что изучает конкретно она.

Предметом изучения в географии является размещение разнообразных объектов физической, экономической и социальной географии. География призвана дать ответ на два основные вопроса:

    где?

    почему здесь?

Вопрос «где?» был основным на ранних стадиях развития науки, особенно в период великих географических открытий, да и сейчас еще актуален, например, по отношению ко многим природным ресурсам. Второй вопрос позволяет выделить взаимосвязи явлений и факторы размещения природных, хозяйственных и социальных объектов, что, в свою очередь, позволяет делать прогнозы ситуации на будущее. Это сейчас основной вопрос географии.

География - это способ познания окружающего мира. Первобытный человек, чтобы выжить должен был хорошо ориентироваться в окружающем его мире: прежде всего хорошо знать его (например, где находятся охотничьи угодья, где съедобные растения и т.д.) и уметь пользоваться этими знаниями. Уже в каменном веке создаются предшественники современных карт - рисунки на стенах пещерных жилищ (см. статью « «), схематично показывающие территорию, окружающую жилище человека.

География как наука

Собственно, география как наука начинается с «литературы путешествий»: попадая в иные, незнакомые места, умный наблюдатель фиксировал все непривычное для себя: как выглядят люди этой страны, во что они одеваются, какой у них государственный строй, какие растения и животные в этой стране и многое другое. Это и были зачатки страноведения, когда описывается страна в целом, «от геологии до идеологии», причем упоминается именно то, что отличает данную страну от всех остальных.

Эту особенность науки знаменитый русский географ Николай Баранский сформулировал так: «То, что есть везде (как ), в географии не должно быть нигде». Другими словами, не надо писать, что в данной стране есть воздух, почвы, растительность - это есть везде; надо обращать внимание на то, чем воздух этой страны (например, ее климат) своеобразен, чем он отличается от соседних стран.

Начавшись со страноведения, география развивалась далее по линии углубленного изучения отдельных компонентов природы, точнее, земных оболочек: (ее стали изучать такие науки как климатология и метеорология), гидросферы (гидрология суши и океанология), (геоморфология - наука о рельефе), биосферы (биогеография), педосферы (география почв). А в целом взаимодействие различных компонентов природы в каждой конкретной местности изучает ландшафтоведение. Аналогично шло углубленное изучение отдельных сторон жизни общества: хозяйство в целом изучала экономическая география, его отдельные отрасли - соответствующие науки: география промышленности, сельского хозяйства, торговли и так далее; жизнь людей - география населения; политическую жизнь - политическая география.

Но это изучение территории «по разделам» не давало сводного представления о каждой стране или районе. По поводу ситуации, когда территория описывается только «по отраслям», Баранский говорил: представьте, что писатель решил изобразить персонажей своего романа следующим образом: вначале описал, во что каждый из них одет, затем во что они все обуты, далее - какого телосложения, какой цвет волос у каждого, затем - черты характера и так далее. В итоге вроде бы вое описано, но целостного представления о каждом человеке нет. Поэтому необходимо после «покомпонентной» характеристики территории давать и характеристики «порайонные».

«География» - в дословном переводе - «землеописание», что остается до сих пор ее основной задачей. Но естественный ход развития каждой науки - следующий: описание - объяснение -предсказание - управление. Быстрее всего эти этапы прошли науки, изучающие неживую природу. Открытые закономерности механики, например, позволяют успешно управлять движением ; знание законов физики позволяет создавать новые материалы и так далее. В , имеющей дело с более сложными объектами, задачи управления биологическими процессами начали решаться лишь недавно.

Объект изучения географии

Объект изучения географии - земная поверхность со всем ее природным и общественным наполнением - еще более сложен и главное - разнороден: здесь происходят процессы физические (например, круговорот в природе), химические (миграция различных в земной коре), биологические (развитие растительных сообществ), экономические (функционирование народного хозяйства), демографические (), социальные (взаимодействие различных социальных групп и другие), политические (борьба за власть между различными партиями и движениями), социально-психологические (формирование общественного мнения, различного отношения людей к происходящим в обществе процессам) и многие другие (в том числе и те, которые мы пока не знаем).

На любом участке территории - в каждом селе, городе, районе - все эти процессы переплетаются, взаимодействуют (часто самым неожиданным образом) и в совокупности создают свою неповторимую картину «жизни территории» - точнее, жизни общества в конкретных условиях данной территории.

Задача географии

Задача географии - выявить специфику взаимодействия всех этих разнородных процессов на каждой территории, обобщить имеющиеся материалы и создать яркий, запоминающийся образ места - то есть решить вначале задачу описания территории (и частично - объяснения происходящих на ней процессов).

Гораздо сложнее задача географического прогноза: какое будущее (или какие варианты будущего) возможно для этой территории. Часто приходится ограничиваться выявлением ограничений для развития: например, в таком-то районе нельзя строить предприятия даже с небольшими выбросами вредных веществ, поскольку их рассеивание в атмосфере происходит крайне замедленно; или же: не стоит создавать здесь зону рекреации (от латинского «recreatio» - буквально «восстановление» сил и здоровья человека), поскольку она далека от места жительства потенциальных отдыхающих.

Еще более сложна задача управления географическими объектами. Можно ли, например, сдержать рост крупных городов? Или - заселить опустевшие сельские территории? Общество (в том числе и российское) очень часто преувеличивало свои возможности воздействовать на подобные процессы. Как выяснялось впоследствии (после того, как были уже затрачены большие усилия и средства), существуют внутренние закономерности развития процессов (правда, еще плохо изученные), и внешними усилиями далеко не всегда можно что-либо изменить (а порой эти усилия дают результат, обратный ожидаемому). О некоторых таких закономерностях будет рассказано в этой книге.

Итак, география в идеале должна помогать обществу решать те или иные конкретные проблемы - то есть выполнять прикладные задачи. Но есть и задачи другого рода - связанные с формированием у всех членов общества, у всего населения - «образа страны».

География России

Любой человек должен иметь в своей голове правильное представление о том, в какой стране, каком районе, городе, селе он живет. Без этого невозможен и истинный патриотизм - любовь к своему Отечеству.

«Люблю и знаю. Знаю и люблю. И тем полней люблю, чем лучше знаю» - эти слова географ Юрий Константинович Ефремов использовал как эпиграф к своей прекрасной книге «Природа моей страны».

Знание географии имеет особое значение для России - страны, история которой неотделима от ее географии. По словам историка Василия Ключевского, «история России - это история страны, которая колонизируется ». Еще одну сторону значения географии в России хорошо показал Пушкин в своей пьесе «Борис Годунов». В ней есть сцена, в которой царь Борис заходит к своему сыну Федору и застает его рисующим географическую карту:

Царь: А ты, мой сын, чем занят? Это что?

Федор: Чертеж московской; наше царство

Из края в край. Вот видишь: тут Москва,

Тут Новгород, тут Астрахань. Вот море,

Вот пермские дремучие леса,

А вот Сибирь.

Царь: А это что такое

Узором здесь виется?

Федор: Это Волга.

Царь: Как хорошо! Вот сладкий плод ученья!

Как с облаков ты можешь обозреть

Все царство вдруг: границы, грады, реки.

Учись, мой сын: наука сокращает

Нам опыты быстротекущей жизни -

Когда-нибудь, и скоро, может быть,

Все области, которые ты ныне

Изобразил так хитро на бумаге,

Все под руку достанутся твою.

Учись, мой сын, и легче и яснее

Державный труд ты будешь постигать.

Пушкин устами царя Бориса здесь очень точно выразил, чем география может помочь государственному мужу: «обозреть все царство вдруг» (то есть - одновременно), чтобы лучше понять его.

Михаил Васильевич Ломоносов (который, кроме всего прочего, руководил Географическим департаментом Российской Академии наук) похоже сказал о географии, что она «всея вселенная обширность единому взгляду повергает».

Традиционно обслуживала нужды российского государства, которое, начиная по крайней мере с XIV века, непрерывно «колонизовалось», расширяя свою территорию. В конце XIX - начале XX века некоторые географы даже критиковали Русское географическое общество за то, что оно увлекалось изучением зарубежных территорий (в ущерб изучению собственно России - прежде всего тех, на которые Россия могла «иметь виды», если не с целью присоединения, то для усиления своего влияния в них). Сейчас, когда шестивековая эпоха расширения территории России уже позади, меняются и задачи географии: мы все лучше должны знать внутреннюю, «глубинную» Россию, на которую будут направлены основные усилия государства и от которой в итоге будет зависеть наше будущее.

географический геокомплекс наука территориальный

О предметной области географии написано много, не очень внятно и противоречиво. В философии предмет исследования понимается как категория, обозначающая некоторую целостность (аспект), выделенную из мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания.

В.А. Анучин считает, что "общим предметом изучения, или общим объектом изучения, для всех географических наук является географическая, или ландшафтная сфера Земли, представляющая собой объединение всех приповерхностных геосфер ("сфер второго порядка") в единой взаимодействующей системе".

М.М. Голубчик и его соавторы предметом географии считают "исследование пространственно-временных особенностей процесса возникновения, функционирования, динамики и развития пространственно-временных природно-общественных геосистем (географической оболочки, географической среды)". При этом не уточняется то положение, что географическая оболочка исторически считается объектом физической географии, а среда (видимо, природная) одно из ее свойств, возникающих в субьект-обьектных отношениях.

У А.Г. Исаченко и К.К. Маркова предмет исследования есть изучение пространственно-временных отношений взаимодействия общества и природы. А.Н. Ласточкин предлагает морфологический подход познания географических объектов, который объединит предметы исследования частных географических наук. Более просто и понятно это у Э.Б. Алаева. Он предлагает считать, что в совокупности объект, аспект, метод и цель составляют предмет исследования научной дисциплины, своеобразный "паспорт" удостоверяющий ее функцию и право на существование (рис.1).

Объект исследования - это то, что изучает данная отрасль науки (объективное материальное явление, либо категории духовного порядка).

Аспект исследования - какая сторона, и под каким углом зрения рассматривается этот объект. Для географических дисциплин характерен геопространственный аспект (синонимы: территориальный, зональный, региональный). Для общих дисциплин - компоненты, сферы, взаимосвязи между сферами (компонентами), для региональных - геосистемы, в т.ч. ландшафты, ТПК и т.д., территориальная дифференциация (районирование, районообразование) горизонтальные потоки вещества, энергии и информации.

Метод исследования - это подходы к исследованию, т.е. методология, а также особые приемы и методика исследования.

Цель исследования - предполагаемы результат научного процесса и его отношение либо к общественной практике, либо к развитию самой науки.

Предмет изучения общей географии - географическая действителъность в виде географической картины мира, которая представлена набором категориальных понятий и теорий о взаимодействии общества и природы в особом геопространстве Земли - геоверсуме.

Объектом при такой формулировке предмета общей географии может быть геоверсум как целостное явление в особомгеопространстве Земли со своей структурой и закономерностями функционирования по принципу двух подсистем - природы и общества. Аспектом исследования у такого сложенного объекта являются компоненты (абиотические, биотические, социальные), геосферы и локальные геосистемы поверхности Земли - природные, социальные, интегральные и др.

Географический подход обусловил и использование новых методов исследования - системного анализа (моделирования), дистанционных методов сбора информации (особенно аэрокосмических) и компьютерных технологий в создании ГИС. Объяснительной частью предмета становится глобально-региональные закономерности территориальной организации и оптимизации качества среды жизни человека, базирующиеся на положениях системологии и синергетики.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: