Объекты географической науки. География

Определение понятия географии. Существует много определений предмета географии. Но одно остаётся очевидным, что география изучает поверхность земли, которая образует географическую среду для человеческого общества ". Можно так определить понятие географии: география есть наука, комплексно изучающая в целом и по частям поверхность земного шара в отношении к человеческому обществу. Каковы особенности предмета географии? Из самого понятия земной поверхности, как предмета изучения географии, вытекает необходимость локального 2 рассмотрения географических предметов и процессов. География изучает явления в связи с определённым местом на земном шаре. География понимает под поверхностью Земли место взаимодействия литосферы, атмосферы, гидросферы, биосферы 3 . Все эти сферы имеют отношение к месту обитания человечества, влияют на человеческое общество и сами подвергаются воздействию со стороны общества. Поверхность Земли есть географическая среда.

1 «Ведь как бы ни определять содержание географии,- писал проф.
В. П. Буданов,- бесспорно одно: объектом изучения в географии является
поверхность всего земного шара и его отдельных частей...» («Карта в преподавании географии», 1938, стр. 5).

2 Слово локальный происходит от латинского слова локус (locus), что
означает «место», «территория». Синонимом ему является греческое слово
«хорос» (прилагательное «хорологический»). В географической литературе
часто встречаются эти слова.

3 Литое - камень; атмос - воздух; гидор - вода; биос - жизнь.

Географическая среда и мыслится как территория на Земле со всеми наполняющими её вещами, находящимися во взаимозависимости и в развитии, а также в определённых исторически изменяющихся отношениях к человеческому обществу. География изучает географическую среду как со стороны её структуры, так и происходящих в ней процессов.

География изучает Землю в целом (землеведение) и её отдельные части (страноведение) с точки зрения сходства и различия явлений, процессов, происходящих на земной поверхности.

Нахождение на одной и той же территории множества разнообразных предметов и процессов порождает различные формы связей и взаимодействия между ними, обусловленные фактом смежного существования и генетическими отношениями.

Изучаемые географией географические связи обнимают собой явления неорганической и органической природы в их отношении к деятельности человеческого общества. На основе своеобразия географических явлений и различия форм их сочетания возникают особые географические комплексы, развивающиеся по своим законам. Изучаемая географией поверхность Земли, как место обитания человечества, представляет собой совокупность разнообразных географических комплексов. География устанавливает законы развития как целых комплексов (ландшафтов), так и составляющих их элементов.

Географический комплекс представляет собой такое сочетание элементов природы и общества, в котором отдельные элементы в процессе своего развития взаимодействуют между собой, влияют друг на друга, вследствие чего изменение в одном из них вызывает соответствующие изменения в других.

Так значительное изменение климата в какой-нибудь местности повлечёт за собой изменение режима вод и всей гидрографии, растительного и животного мира. В конце концов это скажется на рельефе и вызовет другие отношения человека к природе.

В состав географического комплекса входят структурные элементы различных типов: астрономические, геоморфологические, гидрологические, климатические, биологические и социальные. Но сущность географической среды нельзя сводить к сумме составляющих её отдельных видов элементов.

В географическом комплексе данные астрономии, геоморфологии, гидрологии, климата, биологии образуют единое целое. Комплексирование элементов живой и мёртвой природы на поверхности Земли даёт в результате качественно своеобразную географическую среду в отношении человеческого общества, подчинённую своей особой закономерности.

Локальность придаёт органическое единство комплексному географическому процессу. Поэтому предмет географии не есть какой-то конгломерат предметов других наук.

2. Географическая среда - основной объект географических наук.

3. Географическая картина мира

4. Основные методы и подходы современной географии.

1. Объект и предмет географических наук.

Длительный процесс постепенного становления и развития географии был буквально пронизан «сквозными» темами. Они продолжают обсуждаться и в наши дни. К таким темам относятся:

    представления об объекте и предмете географической науки;

    представления об основных способах научного географического познания;

    положения о содержании и структуре географической науки, происходящих в ней процессах дифференциации и интеграции, анализа и синтеза;

Идеи географического детерминизма и индетерминизма и др.

При изучении любой науки первостепенное внимание уделяется определению этой науки, которое включает в себя понятие ее объекта и предмета.

География - наука о законах развития пространственно-временных систем (геосистем), формирующихся на земной поверхности в процессе взаимодействия природы и общества масштабе, позволяющем представить их на общегеографических и тематических картах), о методах прогнозирования этих систем и управления ими; наука о происхождении, строении, функционировании, динамике и развитии пространственно -временных природно-общественных геосистем; систе ма естественных и общественных наук о природных, терри­ ториально-производственных и социально-территориальных комплексах Земли и их компонентах.

Объект географического исследования - любое материальное образование или явление (состояние, отношение, процесс) на земной поверхности, которое отвечает трем важнейшим методологическим принципам географии - пространственность, комплексность, конкретность, картируется (т. е. отвечает основному методическому признаку), влияет на развитие или состояние предельного объекта географии - географической оболочки (географической среды); его изучение предполагает получение нового знания (фактов, теории) об этой оболочке.

Географическая оболочка: 1) природная геосистема, в пределах которой соприкасаются, взаимно проникают друг в друга и взаимодействуют нижние слои атмосферы, приповерхностные толщи литосферы, гидросфера и биосфера; 2) предельный объект исследования географии, сложная, многослойная оболочка, состоящая из трех основных «сфер» - литосферы (земной коры), гидросферы (водной оболочки), атмосферы (воздушной оболочки). В особую сферу выделена биосфера. Именно в этом пространстве развивается разумная жизнь - человек, человеческое общество. Этот пятый по счету слой получил название социосферы.

Объект географического наблюдения - объект географического исследования, доступный количественному измерению в соответствующих единицах географического наблюдения; в качестве которого могут фигурировать различные меры - единицы расстояния, площади, количества каких-либо явлений, признаков, позволяющих соизмерять объекты наблюдения в пространстве и во времени.

Решая вопрос об объекте и предмете науки, следует постоянно обращаться к истории науки. Понятия объекта и предмета науки теснейшим образом связаны с ее структурой.

Основываясь на этих положениях, выясним, что же представляет объект географии, исходя из парадигмы ее целостности как единой географии, под которой понимается система географических наук. Многие авторы сходятся на том, что объектом географии служит поверхность Земли, которая представляет собой арену сложного взаимодействия и переплетения самых различных процессов живой и неживой природы, человеческого общества, в связи с чем объект географии отличается от объектов других наук своей сложностью, комплексностью, разнообразной системной организацией, пространственным распределением.

В соответствии с традициями, собственным опытом, знаниями, имеющимися возможностями, поставленными целями и руководящей идеей, географ выделяет интересующий его предмет, отбирая нужные ему явления и оставляя в стороне все прочее. В наше время даже в рамках исторически сложившихся отдельных, часто очень узких, обособленных географических дисциплин (отраслей науки) все труднее и труднее решать задачи вычленения «своего», монодисциплинарного предмета исследо­вания. Становится необходимым установление тесных взаимосвязей между предметами различных дисциплин.

В современную эпоху, по мере возрастания техногенного воздействия цивилизации на природную среду, расширения и углубления глобального экологического кризиса, усиливается интерес к общегеографическим проблемам. Ряд географов считает, что интегрирующим ядром географических наук может стать общая география, призванная служить теоретико-методологическим стержнем естественной и общественной ветвей географической науки.

Считается, что в теоретическое ядро общей географии входят: метагеография, история географии, общая физическая география, включая землеведение, ландшафтоведение, эволюционную географию (палеогеографию), а также общественная география, состоящая из экономической и социальной географии.

Предмет географии - исследование пространственно-временных особенностей процесса возникновения, функционирования, динамики и развития пространственно-временных природно-общественных геосистем (географической оболочки, географической среды).

Оценивая роль географии в познании пространственно-временных особенностей процесса возникновения, функционирования, динамики и развития системы «общество - природа», мы исходим из парадигмы целостности географии. Под парадигмой понимается исходная концептуальная схема, модель постановки проблем, их решения и методов изучения, господствующих в течение конкретного исторического периода в научном сообществе.

В развитии представлений о единой географии прослеживаются три основных этапа, задачи каждого последующего из которых накладываются на предшествующие и каждому из которых соответствует определенная парадигма (схема), которые в совокупности составляют парадигму целостности (единства) географии.

На первом этапе в рамках хорологической парадигмы решалась задача пространственного анализа геосистем на основе сравнительно-описательного метода. География должна была ответить на вопросы: где, чего, сколько. С середины XIX в. начинается новый этап развития географии, когда в рамках хронологической парадигмы решается задача временного анализа геосистем естественно-историческим методом, их объяснение. География стала пытаться ответить еще и на вопросы: когда, как и почему. Вместе эти две парадигмы образуют в первой половине XX в. единую парадигму - пространственно-временную. И, наконец, в рамках антропоэкологической парадигмы с середины XX в. решается задача анализа взаимодействия общества и природы на разных исторических этапах и его прогноза. Ко всем предыдущим добавились еще вопросы: где будет, что будет и т. д. Кроме того, на пересечении трех названных направлений формируется ряд географических дисциплин, да и сама география, в частности пространственно-временной анализ геосистем, изучение их строения, функционирования и динамики, хозяйственного освоения природной среды, развития природно-социально-экономических геосистем.

Эта концепция поддерживается и К.К. Марковым, который пишет, что географическая среда, или в еще более широком понимании географическая оболочка в целом, есть общий объект всех географических наук.

В дальнейшем идеи единства географии были развиты в ряде работ отечественных и зарубежных ученых.

Для надежды на успешное решение интеграционной проблемы географии имеются все основания.

Морфологический подход является исходным, объединяющим предметы исследования частных географических наук.

Феномен современной географии заключается в том, что она объединяет науки, изучающие как природные (физическая география), так и общественные (социально-экономическая и политическая география) закономерности, акцентируя свое внимание на территориальных (пространственных) аспектах. Физическая география, в свою очередь, распадается на науки, изучающие природные компоненты и их свойства (рельеф, воды, климат, атмосферу и др.) и природные комплексы (географическая оболочка, ландшафты). Не менее объемными являются и отрасли общественной географии: география хозяйства, политическая география, география населения и др.

Жизнь сформулировала социальный заказ ученым: исследовать с возможной полнотой механизм взаимодействия природы, и общества, объективно и всесторонне оценить экологическую обстановку в мире, наметить пути улучшения использования природных ресурсов, запасы которых стали катастрофически истощаться.

Главной задачей географии уже давно стало не простое землеописание, а изучение пространственно-временных взаимосвязей, природных и антропогенных факторов и особенностей развития различных территориальных систем. Именно в этом качестве географы активно участвуют в решении многих проблем политического, экономического, социального и экологического характера, возникающих на разных уровнях - от мирового до локального. Поэтому география занимает уникальное место в системе наук, играя роль своего рода связую­щего звена между естественными и общественными науками.

Все это позволяет отнести географию к числу тех классических предметов, на которые ложится особая ответственность не только за формирование гуманистического мировоззрения, воспитания патриотизма и любви к Родине, но и умений и навыков ориентации и социально-ответственного поведения в окружающем мире.

В попытке определения интегрирующего географическую науку общего аспекта ее многообразных объектов И. П. Герасимов (1976) назвал пять «принципов», обеспечивающих, по его мнению, сохранение единства географии: историзм, регионализм, экологизм, социологизм и антропогенизм.

Мы можем утверждать вслед за А.Н. Ласточкиным, что связующими здесь могут быть только взаимосвязанные принципы:

    Принцип регионализма, так как он имеет отношение ко всем объектам и отражает общее явление естественной и антропогенной делимости географического пространства на его составляющие.

    Принцип экологизма, отражающий взаимоотношения этих естественных и антропогенных частей, единую цель и прикладное значение географических наук, которые исследуют данное пространство, и включающий все остальные названные выше «принципы». Без их реализации многие отраслевые, прежде всего физико-географические, исследования обычно обходятся или могут обойтись. Обойти же выполнение принципов регионализма и экологизма ни одной из отраслей и ни одному виду современных географических исследований не удается или уже не удастся. Однако пока они в самых разных науках реализуются не в качестве «всеобщих и одинаковых явлений» (по Геттнеру), а автономно, основываясь на собственном эмпирическом опыте каждой дисциплины и на необходимости решения частных экологических задач.

Перед географией стоит сложная задача: свести все знание о человеке и окружающей его среде в единую научную отрасль, которая должна представлять собой целостную познавательную систему со своим объектом и предметом, единым понятийно-терминологическим и методическим аппаратом.

В 60-е годы XX в. активно обсуждалась проблема станов­ления единой географии, говорилось о целесообразности объединения двух основных ее частей (физической или социально-экономической) для развития, прежде всего ее тео­ретических основ. В настоящее время в связи с резким обост­рением экологических отношений человека с окружающей средой эта проблема приобрела острое и в первую очередь практическое звучание с осознанием необходимости ее скорейшего решения.

Цель современной географии - изучение законов развития природно-общественных пространственно-временных геосистем, формирующихся на земной поверхности в процессе взаимодействия общества и природы, разработка методов прогнозирования этих систем и управления ими. География призвана в целом решать задачу пространственной организации жизни общества.

В основе названных подходов всегда лежало исследование классической триады: природы, населения и хозяйства, а суть географии сводится к пространственно-временному анализу процессов, обстановок и структур (как природных, так и социально-экономических).

Отличительная черта географического подхода к изучаемым явлениям - анализ взаимовлияния и взаимообусловленности природной среды и общественной жизни, их развития в пространстве и времени, познание законов пространственной организации человеческого общества. Следовательно, можно сделать вывод, что к географии относятся исследования, так или иначе связанные с территориальными, или пространственными, объектами.

Понятие географичности исследований довольно основательно рассмотрено В.П. Нарежным (1991). По его мнению, сущность географического исследования определяется наличием совокупности признаков, необходимых для познания окружающей действительности, таких как территориальность (акваториальность) изучаемых процессов; их развитие; вещественно-энергетический и организационно-функциональный (системный) характер; полная комплексность территориальных образований; описание предметов (анализ в натуральных и основных стоимостных показателях). Перечисленные признаки, взятые по отдельности, не являются только географическими и лишь в совокупности формируют географичность предмета исследований.

Все сказанное справедливо, но это лишь часть географических исследований. Для дальнейшего анализа этого вопроса рассмотрим расчленение научного знания по разновидности. Существуют разные подходы к его расчленению на виды. Выделяют:

    интуитивное (доэмпирическое) знание;

    эмпирическое знание (факты);

    теоретическое (послеэмпирическое) знание;

    методическое знание.

В доэмпирическое знание входят три компонента: 1) понятие о предмете исследования; 2) формулировки проблем и 3) эвристическое знание. Научные факты вместе с документацией, систематизацией и описанием образуют эмпирическое знание. Теоретическое знание состоит из гипотез, теорий, прогнозов, ретрогнозов, законов и принципов. Методическое знание включает целостную систему приемов практического и теоретического освоения мира.

Все, что ранее говорилось об объекте и предмете географии и географичности исследований, относится к области эмпирического знания. Что же касается теоретического и методического знания, то здесь мерки будут иными. Только для эмпирического знания характерны те атрибуты географичности, и, прежде всего территориальность и историчность, о которых говорилось ранее. Доэмпирическое знание, теоретическое и методическое знание имеют своим объектом саму географию. Иногда эту часть географии объединяют в метагеографию, которая рассматривает историю, теорию и методологию географии.

Опр. ДНФ называется совершенной отн-но дан.мн-ва переем-х, если каждая переем-я входит в каждую элементарную конъюнкцию (с отрицанием или без отрицания), причем ровно один раз.Элементарные конъюнкции, вход.в СДНФ д.б.различными.Н-р:

1) xyz xyz– СДНФ от x, y, z.

2) xy– СДНФ от x, y, но не является СДНФ от x, y, z.

Замечания 1. const.º0 – СДНФ;

2. ДНФ, найденная табличным способом, является СДНФ.

3. F= – СДНФ от переменной x, но не является СДНФ от x, y, z, которая может быть из нее получена: F= = = – СДНФ от x, y, z.

Теорема. Всякая ф-ла ал-ры выс-й имеет равносильную ей СДНФ, кот.опр-ся с точ-ю до порядка записи элемент-х конъюнкций.

2. Понятие булевой функции. Таблица истинности формулы Подставляя в ф-лу вместо пропозициональных пер-x, y, z,… значения 0,1, и выполняя действия, мы б.пол-ть знач-я ф-лы.Опр. Булевой ф-цией наз-ся ф-ция, зад. на мн-ве {0,1} и приним.знач-я из этого же мн-ва.Каждой ф-ле алгебры в-й соответствует булева ф-ция и притом единственная. Таблица знач-й этой ф-ции наз-ся таблицей истинности.Лемма. Сущ. 2 n наборов, элементами кот-х явл-ся нули и единицы, длины n. (Длина набора – число символов, входящих в набор).Док-во методом математической индукции:

1. Пусть n=1: Имеем 2 набора {0},{1}.

2. Предположим, что утверждение леммы справедливо для n=k. Существует 2 k наборов длины k, элементами кот-х явл-ся нули и единицы.

Применим к набору (1) след. преобразование: сначала допишем в конце набора 0, а затем 1. В рез-те, из одного набора длины k получим два набора длины (k+1).

Таким же образом поступим с каждым из 2 k наборов. Всего наборов получится:2×2 k =2 k +1 .По принципу мат.индукции утверждение леммы справ-во для люб.нат.числа n.Теорема. Существует 2 2 n булевых функций от n переменных.Р!булевы ф-ции от 2 пер-х:

f 0 º0 – константа, f 1 =x&y – конъюнкция

f 2 = , f 3 =x – повторение аргумента x, f 4 = ,f 5 =y – повторение аргумента y, f 6 = , f 7 =xÚy – дизъюнкция. f 8 = – стрелка Пирса, f 9 =x«y – эквивалентность, f 10 = – инверсия y, f 11 =y®x – импликация,f 12 = – инверсия x, f 13 =x®y – импликация,f 14 = – штрих Шеффера,f 15 º1 – константа. Среди перечисленных 16-ти ф-ций две ф-ции – константы, 4 ф-ции зависят от одной пер-й и 10 – от 2-х.Особую роль играют булевы ф-ции тождественно рав.1 при люб.наборах знач-й пер-х.

Опр. Формула (АВ) наз-ся тождественно истинной (тавтологией), если она принимает значение «истина» при люб.знач-х переем-х, входящих в ф-лу.

Пример: F(x,y)=(x®y) Ú (y®x)

1.ВЫСКАЗЫВАНИЯ.Алгебра высказываний.Высказывания и операции над ними Выс-е–основное,неопределяемое понятие.Любые утверждения,об ист-ти или лож-ти кот-х имеет смысл говорить, мы б.наз-ть высказываниями , при этом мы можем не знать, истинно ли данное выс-е или нет. Выс-ми, например, б.след. утверждения:- «Кама является одной из крупнейших рек России»;- «8 – есть простое число»;- «9000 –я цифра в десятичной записи числа π есть 7». Первое из этих утвержд-й истинно,второе–ложно; ист-ть или лож-ть третьего утверж-я нам неизвестна.Выс-я б.обоз-ть лат.буквами (прописными и строчными, с индексами и без них): A, B, C, ..., A1, A2, C3, …,p, q, r, …, q2, q3 … .Итак, пусть p, q, r –выс-я или пропозициональные (высказывательные) переменные, кот.м.принимать два значения истинности: Л (0; F – false) и И (1; Т – true). Разл. образом сочетая выс.-я м\д собой, мы м.пол-ть новые выс-я. Н-р, из двух выс-й: «Пермь – столица Пермского края» и «8 – есть простое число» м.пол-ть след.выс-я:-«Пермь–столица Перм. края и 8 – есть пр. число»,- «Пермь – столица Пермского края или 8 – есть простое число»,- «Если Пермь – столица Пермского края, то 8 – есть простое число»,- «Пермь – столица Пермского края тогда и только тогда, когда 8 – есть простое число».Из перв.выс-я м. получить новое выс-е - «неверно, что Пермь является столицей Пермского края», т.е. выс-я, явл.отрицанием первого.Приведенные сочетания выс-й образуются при помощи слов «И»; «ИЛИ», «ЕСЛИ…, ТО», «ТОГДА И ТОЛЬКО ТОГДА, КОГДА…», «НЕ». В математической логике для обозначения этих основных типов сочетаний, имеющих название, используются спец.символы:p q(p&q, pq,p∙q)– читается «пэ и ку») – обозначает сложное выс-е, истинное только в том случае, когда p и q оба истинны. Такое выс-е называют конъюнкцией (от лат. conjunctio – союз, связь) высказываний p и q. p q(читается «пэ или ку») обозначает сложное выс-е, истинное тогда лишь, когда по крайней мере одно из выс-й истинно (м.быть истинными оба выс-я). Такое выс-е наз-т дизъюнкцией (от лат. disjunctio – различение, разобщение) высказываний p и q.p q(p q, p q)– читается «если пэ, то ку», «пэ достаточно для ку», «ку необходимо для пэ», «ку с необходимостью следует из пэ», «из пэ следует ку», «пэ влечет ку») обозначает сложное выс-е, кот.ложно только в том случае, когда p истинно, а q ложно и истинно во всех остальных случаях. Такое выс-е называют импликацией (от лат. implico – тесно связываю) выс-й p и q. В импликативном высказывании p q различают антецедент (основание) – высказывание p и консеквент (следствие)–выс-е q.p q(p q, p q, p q)– читается «пэ тогда и только тогда, когда ку», «пэ если и только если ку», «пэ в том и только том случае, когда ку») обоз-т сложное выс-е, истинное, когда выс-я p и q одновременно оба истинны или оба ложны. Такое выс-е наз-т эквивалентностью выс-p и q. – читается «не пэ», «неверно, что пэ») – есть противоположность p. Обозначает выс-е, истинное, если p ложно и ложное, если p истинно. Такое выс-е наз-т отрицанием высказывания p.Замечание 1. Символы &, , соответствуют бинарным операциям: новое высказывание сопоставляют двум высказываниям p и q, а символ выражает определенную на том же мн-ве унарную операцию: сопоставляет новое высказывание одному высказыванию p.Замечание 2. Слова «и»; «или», «если…, то», «тогда и только тогда, когда…», являющиеся связками в нашем обычном языке, в мат.логике получают несколько иной смысл.В обычном языке союз «и» исп-ся, как правило, для объединения двух предложений, соответствующих друг другу по смыслу в некот.связном повествовании как это бывает при описании последовательности событий (Елена хорошо подготовилась к экзамену Однако в логике «И» м.соединять люб.предл-я, совершенно незав-мо от наличия смыслового соответствия м\д ними.Аналог.союз ИЛИ в обычном языке употребляется в двух смыслах – в смысле исключающем от лат. aut («p или q, но не оба») и в смысле неисключающем от лат. vel («p или q, или оба). Именно в последнем смысле мы б.исп-ть союз ИЛИ чаще. И здесь опять несущественна смысл.зав-ть соединяемых выс-й.Не сущ-на смысловая связь в логике между выс-ми и при построении импликации, хотя в обычном языке сложное предл-е «если p, то q» предп-т м\д p и q отн-е посылки и следствия, или же причины и обусловленного ею дей-я.(Если б. дождь, то мы не пойдем на прогулку).В логике для ис-ти импликации дост-но, чтобы p было ложно или q – истинно.Т.о.,выс-я типа:– Если 7 – простое число, то 2´2=4;– Если 8 – простое число, то 2´2=4;-Если 8 – простое число, то 2´2=5 д.считаться истинным. Утверждение «p тогда и только тогда, когда q» не означает в логике, что составляющие предл-я p и q имеют одно и то же знач-е или один и тот же смысл, оно означает лишь выск-е, кот.истинно, когда оба выс-я истинны или ложны.Все, что говорилось о лог.смысле конъюнкции, дизъюнкции,импликации, эквивалентности и отрицания м.просто и наглядно проиллюстрировать с пом-ю Т.Н.таб-ц истинности.В таблицах выпис-ся всевозможные комбинации ист-х и лож-х зн-й составл.выс-й, а в результирующей колонке указ-ся ист-ть или лож-ть сложного выс-я для кажд.такой комбинации. Б.сопоставлять ист-му выс-ю символ 1, а ложному – символ 0.Вот как выглядят т-цы истинности для &, , и :

Понятие формулы алгебры выс-й. Опр. Алфавитом наз-ся произв.мн-во символов. Введем алфавит, сост.из след. групп символов:x, y, z, p, …А, В,… – пропозициональные переем-е;&, , и :– лог.связки;(,) – 2 технических символа.Опр. (ф-лы алгебры выск-й):Каждая отдельно взятая пропозицион-я перем-я есть ф-ла алгебры выс-й. Ф-лы такого вида наз-ся простейшими (атомами).Если x – формула ал-ры выс-й (АВ), то (Øx) – ф-ла (АВ).Если x и y – ф-лы ал-ры выс-й, то (x&y), (xÚy), (x®y), (x«y) – тоже ф-лы (АВ).Никаких др.ф-л (АВ), кроме получающихся сог-сно п.п.1–3 нет.Опр-я такого типа наз-ся индуктивными. В них имеются прямые пункты (1,2,3), где задаются объекты, к.в дальнейшем именуются определяемым термином и косвенный пункт (4), в к.говорится,что такие объекты исчерпываются зад.в прямых пунктах. Среди прямых пунктов им-тся базисные (1), где указ-ся нек.конкретные объекты, именуемые в дал.определяемым термином, и индуктивные пункты (2,3), где даются правила получения определяемых объектов из уже имеющихся объектов, в частности из объектов, перечисл-х в базисных пунктах.Зам-е: «О силе связок».Для упрощения записи формул (уменьшения числа скобок в них) будем считать, что:порядок выполнения лог.операций над выс-ми д.б.след.:Ø, &, Ú, ®, «внешние скобки, заключающие внутри себя все остальные символы, составл.ф-лу, м.опускать.Учитывая это соглашение, а также опустив знак конъюнкции, ф-лу м.зап-ть в виде .При чтении ф-ла м.б.названа по «последней» операции. Запис.ф-ла П.С. импл-цию.

Предмет изучения географии

Определение понятия географии. Существует много определений предмета географии. Но одно остаётся очевидным, что география изучает поверхность земли, которая образует географическую среду для человеческого общества ". Можно так определить понятие географии: география есть наука, комплексно изучающая в целом и по частям поверхность земного шара в отношении к человеческому обществу. Каковы особенности предмета географии? Из самого понятия земной поверхности, как предмета изучения географии, вытекает необходимость локального 2 рассмотрения географических предметов и процессов. География изучает явления в связи с определённым местом на земном шаре. География понимает под поверхностью Земли место взаимодействия литосферы, атмосферы, гидросферы, биосферы 3 . Все эти сферы имеют отношение к месту обитания человечества, влияют на человеческое общество и сами подвергаются воздействию со стороны общества. Поверхность Земли есть географическая среда.

1 «Ведь как бы ни определять содержание географии,- писал проф.
В. П. Буданов,- бесспорно одно: объектом изучения в географии является
поверхность всего земного шара и его отдельных частей...» («Карта в преподавании географии», 1938, стр. 5).

2 Слово локальный происходит от латинского слова локус (locus), что
означает «место», «территория». Синонимом ему является греческое слово
«хорос» (прилагательное «хорологический»). В географической литературе
часто встречаются эти слова.

3 Литое - камень; атмос - воздух; гидор - вода; биос - жизнь.

Географическая среда и мыслится как территория на Земле со всеми наполняющими её вещами, находящимися во взаимозависимости и в развитии, а также в определённых исторически изменяющихся отношениях к человеческому обществу. География изучает географическую среду как со стороны её структуры, так и происходящих в ней процессов.

География изучает Землю в целом (землеведение) и её отдельные части (страноведение) с точки зрения сходства и различия явлений, процессов, происходящих на земной поверхности.

Нахождение на одной и той же территории множества разнообразных предметов и процессов порождает различные формы связей и взаимодействия между ними, обусловленные фактом смежного существования и генетическими отношениями.

Изучаемые географией географические связи обнимают собой явления неорганической и органической природы в их отношении к деятельности человеческого общества. На основе своеобразия географических явлений и различия форм их сочетания возникают особые географические комплексы, развивающиеся по своим законам. Изучаемая географией поверхность Земли, как место обитания человечества, представляет собой совокупность разнообразных географических комплексов. География устанавливает законы развития как целых комплексов (ландшафтов), так и составляющих их элементов.

Географический комплекс представляет собой такое сочетание элементов природы и общества, в котором отдельные элементы в процессе своего развития взаимодействуют между собой, влияют друг на друга, вследствие чего изменение в одном из них вызывает соответствующие изменения в других.

Так значительное изменение климата в какой-нибудь местности повлечёт за собой изменение режима вод и всей гидрографии, растительного и животного мира. В конце концов это скажется на рельефе и вызовет другие отношения человека к природе.

В состав географического комплекса входят структурные элементы различных типов: астрономические, геоморфологические, гидрологические, климатические, биологические и социальные. Но сущность географической среды нельзя сводить к сумме составляющих её отдельных видов элементов.

В географическом комплексе данные астрономии, геоморфологии, гидрологии, климата, биологии образуют единое целое. Комплексирование элементов живой и мёртвой природы на поверхности Земли даёт в результате качественно своеобразную географическую среду в отношении человеческого общества, подчинённую своей особой закономерности.

Локальность придаёт органическое единство комплексному географическому процессу. Поэтому предмет географии не есть какой-то конгломерат предметов других наук.

Увлекательный предмет география является научным направлением, изучающим земную поверхность, океаны и моря, окружающую среду и экосистемы, а также взаимодействие между человеческим обществом и окружающей средой. Слово географии в буквальном переводе с древнегреческого означает "описание земли". Ниже приведено общее определение термина география:

"География - система научных знаний, изучающая физические особенности Земли и окружающей среды, включая влияние деятельности человека на эти факторы, и наоборот. Предмет также охватывает закономерности размещения населения, землепользования, наличия и производств".

Ученые, которые изучают географию известны как географы. Эти люди занимаются исследованием природной среды нашей планеты и человеческого общества. Хотя картографы античного мира были известны как географы, сегодня это относительно самостоятельная специализация. Географы, как правило, сосредоточены на двух основных областях географических исследований: физической географии и географии человека.

История развития географии

Термин "география" был придуман древними греками, которые не только создали подробные карты окружающей местности, а также объяснили отличие людей и природных ландшафтов в разных местах Земли. С течением времени, богатое наследие географии осуществило судьбоносное путешествие в яркие исламские умы. Золотой век ислама стал свидетелем поразительных достижений в области географических наук. Исламские географы прославились новаторскими открытиям. Были исследованы новые земли и разработана первая сетка-основа для системы карт. Китайская цивилизация также инструментально способствовала развитию ранней географии. Компас, разработанный китайцами, использовался исследователями для изучения неизвестного.

Новая глава в истории науки начинается с периода великих географических открытий, период, совпадающий с Европейским Ренессансом. В европейским мире проснулся свежий интерес к географии. Марко Поло - венецианский купец и путешественник возглавил эту новую эпоху исследований. Коммерческие интересы в установлении торговых контактов с богатыми цивилизациями Азии, такими как Китай и Индия стали основным стимулом путешествий в те времена. Европейцы продвинулись вперед по всем направлениям, открыв новые земли, уникальные культуры и . Был признан огромный потенциал географии для формирования будущего человеческой цивилизации и в 18 веке, ее ввели в качестве основной дисциплины на университетском уровне. Опираясь на географические знания, люди начали открывать новые пути и средства для преодоления трудностей, порождаемых природой, что привело к процветанию человеческой цивилизации во всех уголках мира. В 20-м веке, аэрофотосъемка, спутниковые технологии, компьютеризированные системы, и сложное программное обеспечение радикально изменили науку и сделали изучение географии более полным и подробным.

Ветви географии

География может рассматриваться как междисциплинарная наука. Предмет включает в себя трансдисциплинарный подход, что позволяет наблюдать и анализировать объекты в пространстве Земли, а также разрабатывать пути решения проблем на основе этого анализа. Дисциплина география может быть поделена на несколько направлений научного исследования. Первичная классификация география разделяет подход к предмету на две обширные категории: физическая география и социально-экономическая география.

Физическая География

определяется как ветвь географии, которая включает в себя изучение природных объектов и явлений (или процессов) на Земле.

Физическая география дополнительно подразделяется на следующие отрасли:

  • Геоморфология: занимается изучением топографических и батиметрических особенностей поверхности Земли. Наука помогает прояснить различные аспекты, связанные с формами рельефа, такие как их история и динамика. Геоморфология также пытается предсказать будущие изменения физических характеристик внешнего облика Земли.
  • Гляциология: раздел физической географии, занимающийся изучением взаимосвязи динамики ледников и их влияния на экологию планеты. Таким образом, гляциология предполагает исследование криосферы, включая альпийские и материковые ледники. Ледниковая геология, гидрология снега и т.д. являются некоторыми субдисциплинами гляциологических исследований.
  • Океанография: так как океаны содержат 96.5% от всей воды на Земле, специализированная дисциплина океанография посвящена их изучению. Наука океанография включает в себя геологическую океанографию (изучение геологических аспектов дна океана, подводных гор, вулканов и т.д.), биологическую океанографию (изучение морской флоры, фауны и экосистем океана), химическую океанографию (изучение химического состава морских вод и их воздействие на морские формы жизни), физическую океанографию (исследование океанических движений, таких как волны, течения, приливы и отливы).
  • Гидрология: еще одна важная отрасль физической географии, занимающаяся изучением свойств и динамики движения воды по отношению к суше. Она исследует реки, озера, ледники и подземные водоносные горизонты планеты. Гидрология изучает непрерывное движение воды от одного источника к другому, выше и ниже поверхности Земли, через .
  • Почвоведение: раздел науки, который изучает различные типы почв в их естественной среде на поверхности Земли. Помогает собирать информацию и знания о процессе формирования (почвообразование), составе, текстуре и классификации почв.
  • : незаменимая дисциплина физической географии, исследующая рассредоточение живых организмов в географическом пространстве планеты. Она также занимается изучением распределения видов в течение геологических периодов времени. Каждый географический регион имеет свои уникальные экосистемы, а биогеография исследует и объясняет их взаимосвязь с физико-географическими особенностями. Существуют различные ветви биогеографии: зоогеография (географическое распределение животных), фитогеография (географическое распределение растений), островная биогеография (изучение факторов, влияющих на отдельные экосистемы) и т.д.
  • Палеогеография: отрасль физической географии, которая изучает географические особенности в различные моменты времени геологической истории Земли. Наука помогает географам получить информацию о континентальных положениях и тектоники плит, определяющиеся путем изучения палеомагнетизма и ископаемых записей.
  • Климатология: научное исследование климата, а также важнейший раздел географических исследований в современном мире. Рассматривает все аспекты, связанные с микро или местным климатом, а также макро или глобального климатом. Климатология также включает в себя изучение влияния человеческого общества на климат, и наоборот.
  • Метеорология: занимается изучением погодных условий, атмосферных процессов и явлений, влияющих на местную и глобальную погоду.
  • Экологическая география: исследует взаимодействие между людьми (отдельными лицами или обществом) и их природной средой с пространственной точки зрения.
  • Прибрежная география: специализированная область физической географии, которая также включает в себя изучение социально-экономической географии. Она посвящена исследованию динамического взаимодействия между прибрежной зоной и морем. Физические процессы, формирующие побережья и влияние моря на изменение ландшафта. Исследование также предполагает понимание воздействия жителей прибрежных районов на рельеф и экосистему побережья.
  • Четвертичная геология: узкоспециализированный раздел физической географии, занимающаяся изучением четвертичного периода Земли (географическая история Земли, охватывающая последние 2,6 миллиона лет). Это позволяет географам узнать об экологических изменениях, произошедших в недавнем прошлом планеты. Знания используется в качестве инструмента для прогнозирования будущих изменений в окружающей среде мира.
  • Геоматика: техническая отрасль физической географии, которая включает в себя сбор, анализ, интерпретацию и хранения данных о поверхности земли.
  • Ландшафтная экология: наука изучающая влияние различных ландшафтов Земли на экологические процессы и экосистемы планеты.

География человека

География человека, или социально-экономическая география - ветвь географии, занимающаяся исследованием воздействие окружающей среды на человеческое общество и земную поверхность, а также влияние антропогенной деятельности на планету. Социально-экономическая география ориентирована на изучение самых развитых с эволюционной точки зрения существ мира - людей и их окружение.

Эта ветвь географии делится на различные дисциплины в зависимости от направленности исследований:

  • География население: занимается изучением того, как природа определяет распределение, рост, состав, образ жизни и миграции человеческих популяций.
  • Историческая география: объясняет изменение и развитие географических явлений с течением времени. Несмотря на то, что этот раздел рассматривается как отрасль человеческой географии, он также фокусируется на определенных аспектах физической географии. Историческая география пытается понять, почему, как и когда изменяются места и регионы Земли, а также какое влияние оказывают на человеческое общество.
  • Культурная география: исследует, как и почему культурные предпочтения и нормы меняются в зависимости от пространства и места. Таким образом, она занимается изучением пространственных вариаций человеческих культур, включая религию, язык, выбор источников средств к существованию, политику и т.д.
  • Экономическая география: важнейший раздел социально-экономической географии, охватывающий исследование расположения, распределение и организацию хозяйственной деятельность человека в географическом пространстве.
  • Политическая география: рассматривает политические границы стран мира и разделение между странами. Она также изучает, как пространственные структуры влияют на политические функции, и наоборот. Военная география, электоральная география, геополитика - некоторые из субдисциплин политической географии.
  • География здоровья: исследует воздействие географического положения на здоровье и благополучие людей.
  • Социальная география: изучает качество и уровень жизни человеческого населения мира и пытается понять, как и почему такие стандарты меняются в зависимости от места и пространства.
  • География населенных пунктов: занимается исследованием городских и сельских поселений, экономической структуры, инфраструктуры и т.д., а также динамики расселения человека по отношению к пространству и времени.
  • География животных: изучает животный мир Земли и взаимозависимость между людьми и животными.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: