Источники изучения истории древней греции. Природные условия и население Древней Греции

Лекция 1. Введение в историю Древней Греции.

Вопросы лекции:

1. Периодизация и источники истории Древней Греции.

2. Историография истории Древней Греции

3. Географические условия Балканской Греции и Крита.

Вступление: Античность.

Русское слово «античность » происходит от латинского «antiquus» - «древний». В эпоху Возрождения под античностью в Европе понимали всю древность известную тогда - «греко-римскую». Позже европейским ученым стали открываться и другие «древности»: египетские, вавилонские, шумерские и прочие. С тех пор понятия «античность», «античный мир» употребляются в более узком смысле, для обозначения истории и культуры Древней Греции и Рима.

Античная цивилизация родилась в бассейне Средиземного моря. Природно-климатические условия региона наложили неизгладимый отпечаток на неё. Экономику во многом определяло культивирование «средиземноморской триады» - зерновых, маслин и винограда. Причём, в отличие от Востока, земледелие развивалось здесь без использования искусственного орошения.

Недавно учёные установили весьма любопытное совпадение - границы античного мира даже в период максимальной экспансии Римской Империи практически нигде не распространялись далеко за пределы ареала произрастания виноградной лозы – культуры, без которой греки и римляне не мыслили цивилизованной жизни.

Море и острова, горы и долины во многом предопределили не только жизненный уклад греков, а позже и римлян, но повлияли на внешний облик и внутренний этих народов. На протяжении всей античной истории римляне и греки оставались во многом разными этносами. Но со временем они составили историко-культурную общность, представители которой осознавали своё отличие от других народов.

В последние века I тыс. до н. э. два изначально различных пути развития античного общества, греческий и римский, слились в единую греко-римскую цивилизацию. Ее завершающей политической формой стала Римская империя, просуществовавшая до конца V в. н. э.

В истории античности выделяют два больших этапа: греческий и римский. Грекам или эллинам , как они называли себя сами, первыми удалось создать цивилизацию, которая распространилась по всему Средиземноморью. Несколько позже на историческую арену Средиземноморья выходят римляне. Им удалось создать великое государство, надолго объединившее весь античный средиземноморский мир.

В его границах возник Pax Romana – «римский мир», вместивший в себя всю позднеантичную цивилизацию. В 476 году н. э., когда был низложен последний император Западной Римской империи, она прекратила свое существование. Это событие обычно принимается историками за финал античной истории.



I. Периодизация и источники истории Древней Греции.

Периодизация древнегреческой истории .

Историю Древней Греции принято делить на пять периодов, которые являются одновременно и культурными эпохами:

Эгейский или крито-микенский (III-II тыс. до н. э.);

Гомеровский, он же «темные века» и «предполисный» (XI-IX вв. до н. э.);

Архаический (VIII-VI вв. до н. э.);

Классический (V-IV вв. до н. э.);

Эллинистический (вторая половина IV - середина I в. до н. э.).

Первые три эпохи часто объединяют под общим именем доклассического периода.

Источники по истории Древней Греции

Источники по истории Крита и материковой («ахейской») Греции III-II тысячелетия до н. э.

Немногочисленные источники этого времени подразделяются на три основные категории: - письменные памятники, написанные т.н. «линейным письмом»;

Данные археологических раскопок городов и поселений;



Письменные источники. На острове Крит использовалось древнейшее т.н. «линейное письмо А » (англ. Linear script A). Подавляющее большинство надписей с использованием его было нанесено на таблички из глины. Часть из них сохранилась благодаря тому, что были обожжены во время пожара. Некоторые надписи нанесены чернилами на сосудах и других предметах. Форма знаков позволяет предположить, что основным материалом для письма была не глина, а пергамент или подобный недолговечный материал.

После завоевания Крита греками-ахейцами «линейное письмо А» исчезает, вытесненное «линейным письмом Б » (англ. Linear script B). Первые таблички, содержащие знаки этого письма были найдены Артуром Эвансом в 1901 году при раскопках на Крите. Но только в 1950-1953 годах они были расшифрованы англичанами Майклом Вентрисом (1922 – 1956) и Джоном Чэдвиком (1920-1998).

В настоящее время известно несколько тысяч табличек, написанных письмом Б. Они найдены на Крите, при раскопках городов Пилос, Микены, Фивы, Тиринф в материковой Греции. Подавляющее большинство табличек датируется XIV-XII вв. до н. э. Надписи очень кратки и представляют собой главным образом документы хозяйственной отчетности.

Кроме табличек, найденных в дворцовых архивах, сохранились надписи, состоящие из сокращений отдельных слов, наносившиеся краской или процарапанные на стенках глиняных сосудов, отдельные буквы на печатях, ставившихся на глиняных пробках и бирках.

Археологические раскопки . Наиболее важные результаты дали исследования обширных дворцовых комплексов: в Кноссе и Фесте на острове Крит, в Микенах и Пилосе на полуострове Пелопоннес.

Произведения античных авторов. Наиболее ранними письменными источниками являются поэмы «Илиада» и «Одиссея», автором которых традиционно приписывается Гомеру . Общепринято, что они созданы в IX-VIII вв. до н. э., но содержат много реалий предшествующего времени. Довольно разнообразные данные содержатся также в сказаниях и мифах греков - об афинском герое Тезее, о Геракле, о плавании аргонавтов и многих других.

В произведениях античных авторов V века до н. э. и последующих столетий сохранились отдельные воспоминания о прошлом эллинов, о могуществе критского царя Миноса, создании им обширной державы, о высокой культуре того времени. Небольшое количество данных, главным образом о внешнеполитическом положении критских и материковых греческих государств, содержится в древневосточных памятниках, прежде всего хеттских и египетских.

История Древней Греции изучает процесс возникновения, развития, функционирования древнегреческой цивилизации в бассейне Средиземного и Черного морей, имеющей особую социально-экономическую структуру, развитые политические институты, богатую культуру. Однако зарождение древнегреческой цивилизации произошло на Балканском полуострове и островах Эгейского моря.

Географические рамки

Географически Древняя Греция является совокупностью трех составляющих ее частей: южной части Балканского полуострова (от горы Олимп на севере до мыса Тенар на юге), многочисленных островов Эгейского моря, которые в южной части «замыкаются» островом Крит, и узкой прибрежной полосой в западной части Малой Азии. В эпоху Великой греческой колонизации (VIII - VI вв. до н. э.) греки расселились на обширных пространствах побережья Средиземного и Черного морей. На западе многочисленные греческие колонии появились на юге Италии, на острове Сицилия, на западном побережье Адриатики, на юге Галлии (современной Франции) и в северо-восточной Иберии (современной Испании). В северо-восточном направлении греческая колонизация сначала была направлена на освоение фракийского побережья и берегов пролива Геллеспонт, соединяющего Черное и Средиземное моря. Самой знаменитой колонией в этом районе стал Византий, ставший в IV веке нашей эры Константинополем, а в XV веке - Стамбулом. Через проливы греки вышли в Черное море и основали на его побережье десятки новых городов, большинство из которых существуют до сих пор. В южном направлении грекам удалось закрепиться в области Киренаика, на ливийском побережье к западу от Египта. В результате походов Александра Македонского греки проникли далеко на Восток, вплоть до западных территорий Древней Индии. Все эти территории стали местом развития греческой цивилизации и являются объектом изучения в рамках истории Древней Греции.

Периодизация истории Древней Греции

Историю Древней Греции обычно принято делить на несколько этапов и периодов. Первый этап (III-II тысячелетия до н.э.) называется крито-микенским. Поскольку в это время существовали два основных центра развития цивилизации, Крит и Балканская Греция, существует периодизация для каждого из этих центров: выделяются ранний, средний и поздний периоды. Затем следует полисный этап, во время которого происходит становление собственно той модели общества, которую принято называть античной. Первый период этого этапа (XI - IX вв. до н. э.) называется периодом тёмных веков или же гомеровским периодом. Далее следует архаический период (VIII - VI вв. до н. э.), во время которого формируется структурообразующий элемент древнегреческой цивилизации - полис. Классический период (V - конец IV вв. до н. э.) является временем расцвета всех составляющих частей античной древнегреческой цивилизации и временем кризиса полисной модели развития греческого полиса. Затем начинается 300- летний эпоха эллинизма (конец IV - конец I вв. до н. э.), которая берет свое начало от походов Александра Македонского и находит свое завершение в крушении мира эллинистических государств, подчинении западных территорий Риму и вхождением восточных территорий в состав Парфянского царства.

Этническая история Древней Греции

Этническая история Древней Греции достаточно сложна. До конца III тыс. до н. э. основное население Балканской Греции составляли пеласги, лелеги, карийцы; Крит до второй половины II тыс. населяли минойцы. Греческие племена (ахейцы) вторглись на территорию Балканской Греции в конце III - начале II тыс. до н. э. Древние народы были частично вытеснены с данной территории, частично ассимилированы. Во второй половине XV в. до н. э. после гибели Критского государства ахейцы высадились также на этом острове. В конце II тыс. до н. э. в Грецию вторглись новые греческие племена - дорийцы. С начала I тыс. греки, оставаясь единым народом, делились на четыре основные группы, использующие свой диалект: ахейцы, дорийцы, ионийцы, эолийцы. Диалектные особенности этих групп сохранялись до эпохи эллинизма. Активные контакты греков с другими народами, прежде всего с народами древних восточных государств, расселение в ходе колонизации на обширных пространствах Средиземноморья и Причерноморья и близкие отношения с местными племенами (фракийцы, скифы, галлы, иберы и другие) приводило к тому, что понятие эллин связывалось больше с принадлежностью к греческой культуре, чем с этническим происхождением. В связи с возникновение полиса, гражданского общества на первый план выходит статус гражданина конкретного греческого государства.

История Древней Греции имеет обширную источниковую базу. Это, прежде всего письменные источники. От Крито-микенской эпохи сохранились таблички написанные слоговым письмом А (на Крите) и Б (в Балканской Греции). Слоговое письмо А еще не дешифровано, а слоговое письмо Б в 1953 году расшифровал английский ученый М. Вентрис. Эти таблички являются документами хозяйственной отчетности. Эти документы вместе с данными археологии являются объектом исследования особого направления в истории Древней Греции - микенологии. Важным, но очень сложным источником являются поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Их изучением также занимается особая группа филологов и историков. В XIX веке так называемый «гомеровский вопрос» был одной из центральных проблем антиковедения. Современные исследователи занимаются такими вопросами как спецификой отражения реальной жизни в таком жанре как героический эпос, соотнесения литературного текста и археологического материала. Для эпохи архаики важными источниками являются поэмы Гесиода и греческих лириков (Архилоха, Феогнида, Солона, Алкея, Сапфо и других). Современные ученые с помощью их произведений стараются решать вопросы специфики социальной психологии архаического периода. В Греции возникает история как наука. Исторические произведения Геродота, Фукидида, Ксенофонта, дошедшие до нас полностью, фрагменты работ других историков дают целостную, хотя подчас и субъективную картину произошедших событий архаического и главным образом классического периодов. Большое значение имеют работы поздних писателей, эллинистического и римского времени: Диодора Сицилийского, Страбона, Плутарха, Павсания, Афинея, Авла Гелия и многих других. Они донесли до нас античную традицию, большая часть которой была утеряна. Естественно, что выяснение проблемы достоверности произведений античных авторов является одной из задач специалистов по истории Древней Греции. К письменным источникам относятся также речи греческих ораторов, научные и философские труды, произведения трагиков и комедиографов.

Особой дисциплиной является греческая эпиграфика, которая занимается всеми вопросами, связанными с надписями на твердых материалах (камне, металле, керамике), которые дошли до наших дней и были найдены, как правило, в результате раскопок. Эти надписи посвящены разным аспектам общественной, религиозной и частной жизни греков. Работа с этой категорией источников требует особой профессиональной подготовки. Перспективность данной дисциплины заключается в том, что и в наше время в результате работы археологов происходит постоянное пополнение этой категории источников, хотя и не так интенсивно как в XIX веке. К началу XXI века было известно около 100 тыс. греческих надписей, а современные компьютерные технологии обеспечивают быструю обработку эпиграфического материала. Еще одной специальной дисциплиной является античная нумизматика, которая имеет дело с многочисленными греческими и римскими монетами. На раннем этапе нумизматы занимались в основном проблемами систематизации и классификации нумизматического материала, использования монет для иллюстрирования политических событий, изучения некоторых аспектов греческой религии. Теперь же монеты и кладовые комплексы позволяют решать важные проблемы греческой экономики, выявлять специфику денежного обращения в разных регионах и в различные периоды, исследовать финансовую и монетную политику греческих государств. Папирология также является специальной дисциплиной. Она занимается изучением папирусов, найденных в Египте и созданных в эпоху эллинизма и в римское время. Хотя среди этих папирусов преобладает документальный материал этих двух периодов, среди найденных текстов встречаются работы более раннего времени. Так благодаря находке папируса в конце XIX века стала известна работа Аристотеля «Афинская полития». Работа эпиграфистов, нумизматов и папирологов все более приобретает международный характер, и многие проекты осуществляются группами ученых из различных стран.

Большое значение для изучения истории Древней Греции имеют вещественные памятники, которые открывают в результате археологических раскопок. Начиная с 30-х годов XIX века, на территории Греции ведутся археологические раскопки. С самого начала в них принимали участие ученые из разных стран (Франция, Англия, Германия, США и другие). Самые крупные археологические раскопки осуществлялись в Афинах, Олимпии, Дельфах, Делосе, на западном побережье Малой Азии (Турция). Были вскрыты остатки замечательных архитектурных памятников, были найдены многочисленные предметы быта и памятники искусства, особенно значительными в количественном отношении были находки греческой керамики. Раскопки осуществлялись практически во всех местах проживания греков: в Южной Италии и Сицилии, Южной Франции, в Причерноморье. В Северном Причерноморье, входившем в состав Российского государства, вели раскопки отечественные археологи. В результате раскопок Г. Шлимана в Микенах в 70-х годах XIX века была открыта Микенская Греция. Раскопки А. Эванса в Кноссе на Крите в 1900 году привели к открытию Минойской цивилизации. Раскопки активно продолжались в течение всего XX века. Особенно значимыми были раскопки греческого ученого С. Маринатоса на острове Фера, которые открыли остатки древнейшего города на территории Европы, погибшего в результате извержения вулкана 3,5 тысяч лет назад. Современные методы археологического исследования, новая прогрессивная техника позволяют получать во время раскопок гораздо больше научной информации, чем раньше.

Основные этапы изучения Древней Греции

Культурное и историческое наследие Древней Греции никогда не предавалось забвению. Греческая культура стала важной составной частью средиземноморской культуры, возникшей в Римской империи. Античное наследие, письменная традиция сохранялась в Византийском государстве. В Западной Европе интерес к древнегреческой культуре и истории возник в XV веке в эпоху Возрождения. Однако настоящее научное изучение Древней Греции начинается в конце XVIII - первой половине XIX века. Работы И. Винкельмана и Ф. Вольфа пробудили интерес к греческой истории в обществе и в среде специалистов. В XIX - начале XX века самой влиятельной была немецкая школа антиковедения. Работы А. Бёка положили начало изучению экономической жизни греков. Он же стал инициатором научной публикации греческих надписей. И. Дройзен первым систематизировал сложный исторический материал поздней греческой истории и впервые ввел понятие «эпоха эллинизма». Э. Курциус провел классические раскопки Олимпии и создал одну из лучших обобщающих работ по истории Греции. Большое значение для осмысления теоретических проблем имели работы Эд. Мейера, К. Бюхера, Ю. Белоха, Р. Пёльмана. Среди французских историков следует отметить А. Валлона, написавшего обобщающий труд по рабству в античности, и Ф. де Куланжа, который сформулировал представление о полисе как гражданской общине. Основателем научной школы изучения истории Древней Греции в Российском государстве стал профессор Санкт-Петербургского и Московского университетов М.С. Куторга. В основном он занимался историей Афинского государства; его работы публиковались в Западной Европе. Ф.Ф. Соколов положил начало изучению эпиграфических источников и воспитал целое поколение русских ученых. Из дореволюционных специалистов-антиковедов можно отметить В.В. Латышева , М.И. Ростовцева , М.М. Хвостова, В.П. Бузескула, С.А. Жебелева, Ф.Ф. Зелинского. Большое значение имели переводы на русский язык основных трудов греческих авторов, осуществленные Ф.Г. Мищенко. Особенно активно русские ученые занимались изучением греческих государств в Северном Причерноморье. В период между двумя Мировыми войнами на Западе выходили многотомные обобщающие работы по всемирной истории, среди которых следует отметить «Кембриджскую древнюю историю», несколько томов в ней были посвящены Древней Греции. В это же время в СССР складывалась школа советских историков, для которой были характерны работы, прежде всего, социально-экономической проблематики. Появились работы В.С. Сергеева, А.И. Тюменева, С.И. Ковалева , С.Я. Лурье. Новый этап в развитии антиковедения начался во второй половине XX века. После дешифровки М. Вентрисом слоговой письменности А возникло особое направление, изучающее историю Греции II тыс. до н. э. - микенология. В западной историографии следует выделить работы английского ученого М. Финли, который в своих многочисленных работах выступил против модернизации древней истории, особенно в сфере экономики. Это направление нашло свое выражение в работах Э.Вилля, Ч. Старра и некоторых ученых. Проблемами античного рабства занималась в ФРГ группа специалистов во главе с Й. Фогтом. Изучению вопросов истории афинского государства и демократии были посвящены работы К. Моссе, Р. Мейггса, Дж. Дэвиса, М. Хансена и многих других. Для настоящего периода характерна политика кооперации работы западных ученых, проведение международных конференций по разнообразной проблематике, выпуск многочисленных тематических сборников. Особое место в европейском антиковедении занимает научный центр в Дании (руководитель М. Хансен), который занимается одной из центральных проблем греческой истории - изучением всех аспектов полиса. В нашей стране представлено большинство направлений в изучении истории Древней Греции. Минойской цивилизацией были посвящены работы Ю.В. Андреева . Т.В. Блаватская занималась историей Ахейской Греции. Проблемы полиса и его формирования нашли свое отражение в работах Г.А. Кошеленко, Э.Д. Фролова, А.И. Зайцева, В.П. Яйленко. Различным аспектам истории Афинского государства посвящены работы К.К. Зельина, В.М. Строгецкого, С.Г. Карпюка, И.Е. Сурикова; общественной и политической мысли древних греков - работы А.К. Бергера, А.И. Доватура, Э.Д. Фролова. Различные аспекты кризиса греческого полиса нашли свое отражение в исследованиях Л.М. Глускиной, Л.П. Маринович, В.И. Исаевой. Отечественная школа антиковедения по-прежнему оставалась ведущей в мире в вопросах изучения истории греческих полисов Северного Причерноморья. За последние два десятилетия отечественное антиковедение понесло значительные утраты, резко сократилась раскопочная деятельность. Однако в это же время активизировалось сотрудничество с западными коллегами, отечественные ученые стали принимать большее участие в международных проектах.

И Д.П. Каллистова. М., 1956.

Древние цивилизации . Под ред. Г.М. Бонгард- Левина. М., 1989.

Хрестоматия по истории Древней Греции . Под ред. Д.П. Каллистова. М., 1964.

Под ред. В.И. Кузищина. СПб, 2000.

История Древней Греции имеет обширную источниковую базу. Это, прежде всего, письменные источники. От Крито-Микенской эпохи сохранились таблички, написанные слоговым письмом А (на Крите) и Б (в Балканской Греции). Слоговое письмо А еще не дешифровано, а слоговое письмо Б в 1953 году расшифровал английский ученый М. Вентрис. Эти таблички являются документами хозяйственной отчетности. Важным источником являются поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Каждая поэма состоит из 24 книг. В «Илиаде» Гомер дает обстоятельное описание военных действий греков и троянцев в ходе Троянской войны, устройства военного лагеря и вооружения, системы управления, внешнего вида городов, религиозных воззрений греков и троянцев, повседневного быта. В поэме «Одиссея» Гомер дает характеристику хозяйственным занятиям, быту царского дворца и поместья, отношениям между властью имущими и бедняками, обычаям, частностям повседневного быта. Для эпохи архаики важными источниками являются поэмы Гесиода и греческих лириков (Архилоха, Феогнида, Солона, Алкея, Сапфо и других). Современные ученые с помощью их произведений стараются решать вопросы специфики социальной психологии архаического периода. В Греции возникает история как наука. Исторические произведения Геродота, Фукидида, Ксенофонта, дошедшие до нас полностью, фрагменты работ других историков дают целостную, хотя подчас и субъективную картину произошедших событий архаического и, главным образом, классического периодов. Большое значение имеют работы поздних писателей, эллинистического и римского времени: Диодора Сицилийского, Страбона, Плутарха, Павсания, Афинея, Авла Гелия и многих других. Они донесли до нас античную традицию, большая часть которой была утеряна. К письменным источникам относятся также речи греческих ораторов, научные и философские труды, произведения трагиков и комедиографов. В результате раскопок были найдены надписи на твердых материалах (камне, металле, керамике). Эти надписи посвящены разным аспектам общественной, религиозной и частной жизни греков. Работа с этой категорией источников требует особой профессиональной подготовки. Большое значение для изучения истории Древней Греции имеют вещественные памятники, которые открывают в результате археологических раскопок. Начиная с 30-х годов XIX века, на территории Греции ведутся археологические раскопки. С самого начала в них принимали участие ученые из разных стран (Франция, Англия, Германия, США и другие). Самые крупные археологические раскопки осуществлялись в Афинах, Олимпии, Дельфах, Делосе, на западном побережье Малой Азии (Турция). Были вскрыты остатки замечательных архитектурных памятников, были найдены многочисленные предметы быта и памятники искусства, особенно значительными в количественном отношении были находки греческой керамики. Раскопки осуществлялись практически во всех местах проживания греков: в Южной Италии и Сицилии, Южной Франции, в Причерноморье. В Северном Причерноморье, входившем в состав Российского государства, вели раскопки отечественные археологи. В результате раскопок Г. Шлимана в Микенах в 70-х годах XIX века была открыта Микенская Греция. Раскопки А. Эванса в Кноссе на Крите в 1900 году привели к открытию Минойской цивилизации. Раскопки активно продолжались в течение всего XX века. Особенно значимыми были раскопки греческого ученого С. Маринатоса на острове Фера, которые открыли остатки древнейшего города на территории Европы, погибшего в результате извержения вулкана 3,5 тысяч лет назад.

Всякая историческая наука изучает свой предмет, исследуя исторические факты. Факт – отправная точка научного исследования, стремящегося восстановить исторические реалии прошлого. Исторические факты сохранены для нас историческими источниками, которые и используют ученые для реконструкции прошлого. Историческим источником являются все памятники прошлого, т. е. все сохранившиеся свидетельства, отражающие прошлую жизнь и деятельность человека. Исторический источник неизбежно вторичен по отношению к факту, о котором он свидетельствует. В частности, на объем информации и объективность письменного источника всегда влияет как материал, где он зафиксирован, так и позиция и личное отношение к событиям его составителя. Нередко это приводит к искажению информации, к тому, что многие привходящие обстоятельства скрывают историческую истину, и это не позволяет напрямую, без критического отбора использовать сведения, почерпнутые в историческом источнике.

Исторические источники различаются по содержанию свидетельств прошлого и характеру информации:

1) вещественные источники – это различные памятники материальной культуры (остатки зданий, орудия труда и оружие, предметы быта, монеты и т. п.);

2) письменные источники – это всевозможные сочинения, в том числе литературные произведения изучаемой эпохи, дошедшие до нас надписи самого разного содержания;

3) лингвистические источники – это данные древнегреческого языка (лексика, грамматический строй, ономастика, топонимика, идиомы и т. д.); многое о народе говорят его диалекты и койне (общегреческий язык);

4) фольклорные источники – это памятники устного народного творчества (сказания, песни, басни, пословицы и т. д.), которые дошли до нас благодаря тому, что впоследствии были записаны;

5) этнографические источники – это обычаи, обряды, верования ит.д., которые в виде пережитков сохранились в более поздних эпохах.

Однако источники по истории Древней Греции имеют ряд особенностей, что непосредственно отражается на возможности всесторонне и в полном объеме восстановить исторические реалии. Главная проблема антиковедения – это скудность источниковой базы (по сравнению с материалами по более поздним историческим периодам). Надо также отметить относительно небольшую роль в изучении античного мира этнографических источников, так как никто из современных исследователей не мог непосредственно наблюдать древнее общество. Однако данные этнографии могут использоваться как сравнительно-исторический материал при исследовании происхождения мифов, ритуалов, обычаев и т. д.

Кроме того, относительно ограниченный объем свидетельств прошлого неравномерно представлен как по различным эпохам и регионам, так и по видам источников. Это в полной мере относится к важнейшим для историка письменным источникам. Многие этапы древнегреческой истории протяженностью в несколько веков слабо отражены в письменных памятниках, дающих основную информацию о жизни общества в прошлом. Фактически ни одна эпоха древнегреческой истории не имеет полного и всестороннего освещения в

источниках, а по отдельным весьма продолжительным периодам в руках историков имеются весьма скудные и фрагментарные свидетельства.

Генрих Шлиман Кроме того, во многих дошедших до нас источниках информация по ряду вопросов

представлена в весьма сложной или завуалированной форме. Поэтому анализ источника и интерпретация на их основе античной истории неизбежно вызывает неоднозначную и зачастую дискуссионную оценку объективных реалий и субъективных явлений в жизни общества Древней Греции.

ВЕЩЕСТВЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ

Для становления антиковедения огромную роль сыграли археологические открытия ХІХ

ХХ вв. Немецкий археолог Г. Шлиман (1822-1890) во второй половине XIX в. открыл развалины легендарной Трои, а затем величественные руины Микен и Тиринфа (крепостные стены, руины дворцов, гробницы). В руки историков попал богатейший материал о ранее неизвестных страницах прошлого, которые считались художественным вымыслом. Так была открыта микенская культура, предшествующая культуре эпохи Гомера. Эти сенсационные находки расширили и обогатили представления о древнейшем периоде истории и стимулировали дальнейшие археологические изыскания.

Крупнейшие археологические открытия были сделаны на Крите. Англичанин А. Эванс (1851-1941) раскопал в Кноссе дворец легендарного правителя Крита – царя Миноса. Ученые обнаружили и другие древние поселения на Крите и соседних островах. Эти открытия явили миру уникальную минойскую культуру первой половины II тысячелетия до н. э., более раннюю культуру, чем микенская.

Систематические археологические исследования, проводившиеся как на Балканском полуострове (в Афинах, Олимпии, Дельфах) и островах Родос и Делос, так и на малоазийском побережье Эгейского моря (в Милете, Пергаме), дали историкам огромное количество самых разнообразных источников. Все ведущие европейские страны и США основали в Греции археологические школы. Они превратились в центры антиковедения, в которых не только совершенствовались методики раскопок и обработки археологического материала, но и вырабатывались новые подходы к изучению историй Древней Греции.

Не оставались в стороне и российские ученые. После учреждения в России в 1859 г. Императорской археологической комиссии началось планомерное исследование грекоскифских древностей в Северном Причерноморье. Археологи приступили к раскопкам курганов и греческих колоний. (Ольвия, Херсонес, Пантикапей, Танаис и др.). Был сделан ряд сенсационных находок, украсивших экспозиции Эрмитажа и других крупнейших российских музеев. Позднее, когда исследования возглавил Институт археологии АН СССР, к ним присоединились ученые и студенты ведущих исторических вузов страны.

Артур Эванс

В результате почти полуторавековых археологических исследований в руки антиковедов попали самые разнообразные и порой уникальные источники, открывшие много ранее неизвестного или малознакомого в истории Древней Греции. Но одни археологические находки (остатки крепостей, дворцов, храмов, художественных произведений, керамики и утвари, некрополи, орудия труда и оружие) не могут дать полного представления об исторических процессах развития общества. Материальные свидетельства прошлого можно интерпретировать по-разному. Поэтому без подкрепления археологического материала данными других источников многие аспекты древней истории грозят остаться белыми пятнами в наших знаниях о прошлом.

ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ

Все памятники письменности являются важнейшими историческими источниками, которые позволяют восстановить ход конкретных событий, узнать, что волновало людей, к чему они стремились, как строились отношения в государстве на общественном и личном уровнях. Письменные источники подразделяются на литературные, или нарративные, и документальные.

Самыми ранними из дошедших до нас литературных источников являются эпические поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», созданные в начале VIII в. до н. э. Гомеровский эпос существенно отличается от мифолого-эпических произведений народов Древнего Востока, так как благодаря наличию светских, рациональных аспектов содержит весьма ценные сведения. Произведения Гомера закладывают основы исторической традиции и исторического миросозерцания. Память о тысячелетней эпохе крито-микенской цивилизации с ее событиями, и прежде всего с боевыми действиями Троянской войны, переросли рамки мифа и стали историческим ориентиром, определившим в коллективной памяти эллинов не только мифологическое, как у большинства народов, но и историческое время. Поэтому-то общественный строй, нравы, обычаи и т. д. отражены в художественных образах ярко и достоверно. В то же время у Гомера широко представлена мифологическая картина мира. Изображенный поэтом мир богов (их образы, функции) стал основой для греческой олимпийской религии.

Важным эпическим источником является дидактическая поэма беотийского поэта Гесиода (рубеж VIII-VII вв. до н.э.) «Теогония». В повествовании о происхождении богов поэт рисует картину развития мира, отражая религиозно-мифологические представления греческого общества эпохи архаики. В этом эпосе мифологические сказания о древнейшем прошлом уже смыкаются с описанием современной автору реальной истории. В поэме «Труды и дни» поэт дает реалистические картины жизни крестьян своего времени. Дидактический эпос Гесиода утверждает, что справедливое устройство необходимо не только миру богов, но и миру людей.

К VII в. до н. э. интенсивное развитие греческого мира не оставило места для героического эпоса. Наиболее полным отражением эпохи формирования нового, городского общества и появления активной личности становятся различные жанры лирики. В элегиях и ямбе Тиртея из Лакедемона, Солона из Афин, Феогнида из Мегар отразилась сложная жизнь общества, пронизанная острыми политическими конфликтами, в которой человеку трудно найти спокойствие и счастье. Новое самосознание личности отразилось в поэзии Архилоха и особенно в творчестве эолийских поэтов Алкея и Сапфо.

Помимо художественных произведений, о жизни Древней Греции можно узнать и из исторических сочинений, официальных свидетельств различного характера. Первые документальные записи сделаны еще во ІІ тысячелетии до н. э. в ахейском обществе. С появлением алфавита и утверждением полисов документальных свидетельств становится значительно больше. Так из слияния исторического мироощущения в поэтическом творчестве с официальными документальными записями в античной Греции возникла историческая традиция. Она нашла отражение в особом прозаическом жанре, развитие которого привело в итоге к становлению истории как науки.

Возникновение греческой исторической прозы относится к VI в. до н. э. и связано с деятельностью так называемых логографов. Излагая сюжеты далекой мифологической древности, прослеживая генеалогию древних героев и историю городов, основанных ими, они были близки эпическим поэтам. Но это уже были исторические сочинения. Описывая легендарное прошлое, логографы вводили в текст документальные материалы, географические и этнографические сведения. И хотя в их трудах миф и реальность причудливо переплетены между собой, уже отчетливо видна попытка рационалистического переосмысления предания. В целом труды логографов знаменуют собой переходный этап от мифа с его священной историей к логосу с его научным исследованием прошлого.

Первый исторический труд создал Геродот из Галикартаса (ок. 485-425 до н. э.), которого еще в античности назвали «отцом истории». В ходе политической борьбы он был изгнан из родного города. После этого он много путешествовал, посетил греческие полисы на Средиземном и Черном морях, а также ряд стран Древнего Востока. Это позволило Геродоту собрать обширный материал о жизни современного ему мира.

Большое влияние на формирование собственной исторической концепции оказало на Геродота пребывание в Афинах, где он сблизился с лидером афинской демократии Периклом. В своем труде, который принято называть «Историей», Геродот описал ход войны между греками и персами. Это подлинный научный труд, поскольку уже в первых строках автор формулирует научную проблему, которую пытается исследовать и обосновать: «Нижеследующие изыскания Геродот Галикарнасец представляет для того… чтобы не забыта была причина, по которой возникла между ними война». Чтобы вскрыть эту причину, Геродот обращается к предыстории событий. Он рассказывает об истории древневосточных стран и народов, которые вошли в состав персидской державы (Египет, Вавилония, Мидия, скифы), а затем об истории греческих полисов и лишь после этого приступает к описанию военных действий. Чтобы отыскать истину, Геродот критически подходит к отбору и анализу привлеченных источников. И хотя степень достоверности собранных историком сведений различна и некоторые эпизоды в трактате носят характер вымысла, все же большинство сведений из «Истории» подтверждается другими источниками, и прежде всего археологическими открытиями. Однако мышление Геродота еще традиционно: закономерностью в истории у него выступает божественная сила, награждающая добро и карающая зло. Но главная заслуга Геродота в том, что его трудами в руках ученых появился источник, где стержнем описываемых событий является историческое время и осознанно введенный историзм.

Принцип историзма, впервые использованный Геродотом, развил и сделал доминирующим в научном трактате его младший современник – афинянин Фукидид (ок. 460-396 до н. э.). Он родился в знатной семье, принимал участие в Пелопоннесской войне, но из-за того, что не смог защитить город Амфиполь от спартанцев, был изгнан из Афин. В изгнании, где он провел почти два десятилетия, Фукидид и задумал описать историю Пелопоннесской войны.

Историка интересуют все события, современником которых он был. Но для отыскания исторической истины Фукидид проводит строгий критический отбор исторических источников, используя только те, что содержат достоверную информацию: «Я не считаю согласным со своей задачей записывать то, что узнал от первого встречного, или то, что я мог предполагать, но записывал события, очевидцем которых был сам, и то, что слышал от других, после точных, насколько возможно, исследований относительно каждого факта, в отдельности взятого». Для этого он посещал места событий, беседовал с очевидцами, знакомился с документами. Такой подход к фактам позволяет ему в изложении хода истории уже не объяснять происходящие события вмешательством богов, а находить объективные причины событий и поводы, их вызвавшие, что помогает выявить закономерности исторических событий. Для него ясна прямая связь между успехами в ведении военных действий и стабильностью внутренней политической обстановки в государстве. Историю, по Фукидиду, творят люди, действующие в соответствии со своей «природой». Их интересы, устремления и пристрастия оказываются сильнее законов и договоров.

Фукидид сыграл решающую роль в утверждении научного знания о прошлом. Он выработал критический метод анализа исторических источников и первым выявил закономерности исторического развития. Для всех последующих поколений исследователей Фукидид заложил основу для познания смысла исторического развития и действий людей. Его труд является ценнейшим историческим источником, в котором по возможности объективно освещаются описываемые события.

Жанр исторического исследования получил дальнейшее развитие в IV в. Не законченную Фукидидом «Историю», обрывавшуюся на описании событий 411 г. до н. э., продолжил буквально с последней фразы в своей «Греческой истории» Ксенофонт из Афин (ок. 445-355). Но в его изложении материала явственнее, чем у Фукидида, проявляется личная позиция автора, который происходил из богатый семьи, получил аристократическое воспитание и был учеником Сократа. Сторонник спартанского государственного устройства, Ксенофонт критично относился к афинской демократии. Это объясняет определенную тенденциозность в подаче материала. К тому же Ксенофонт недостаточно критично использует привлеченные источники, порой трактуя события в угоду своим пристрастиям, а также уделяя большое внимание отдельным личностям, не пытается вскрыть объективные причины исторических событий. Однако его «Греческая история», описывающая события с 411 по 362 г. до н. э., остается важнейшим источником для изучения сложной эпохи острой борьбы между полисами и кризиса классического греческого полиса.

Ксенофонт был не только историком. В ряде его трактатов нашли отражение его политические пристрастия. В сочинении «О государственном устройстве лакедемонян» он идеализирует спартанские порядки, а в «Киропедии», посвященной воспитанию основателя персидской державы Кира Старшего, с симпатией относится к идее монархического устройства государства. Интересные сведения о персидском государстве, его наемном войске и жизни народов на территории Малой Азии содержатся в трактате «Анабасис» («Восхождение»). В нем рассказано об участии греческих наемников, в числе которых был и Ксенофонт, в междоусобной борьбе за персидский престол на стороне Кира Младшего.

Большой интерес с точки зрения развития философской мысли и характеристики афинского быта представляет трактат «Воспоминание о Сократе», где записаны беседы знаменитого философа со своими учениками. Взгляды Ксенофонта на наиболее целесообразные методы ведения хозяйства отражены в сочинении «Экономика» (или «Домострой»), а предложения, как улучшить финансовое положение афинского государства, – в труде «О доходах». В целом многочисленные трактаты Ксенофонта содержат многообразную и ценную, но не всегда объективную информацию о самых различных сторонах жизни греческого общества его времени.

Главной заслугой Геродота, Фукидида и Ксенофонта явилось распространение в греческом обществе интереса к истории и утверждение исторического подхода к событиям прошлого. Некоторые, как Ксенофонт, а также Кратапп, или «оксиринский историк», прямо продолжали исследования Фукидида, с разной степенью успеха подражая великому историку. Другие, как Эфор, Феопомп и Тимей, пришли «в историю» из ораторских школ. Но результатом стало появление большого количества трактатов по истории Афин, Сицилии и Италии, Персии, правления царя Филиппа II и т. д. Они оказали огромное влияние не только на формирование исторического сознания в греческом обществе (этими работами широко пользовались ученые последующих эпох), но и на становление исторической традиции в соседних обществах.

Важным источником по классической эпохе является древнегреческая драматургия – произведения трагиков Эсхила, Софокла и Еврипида и комедиографа Аристофана. Как граждане афинского полиса они принимали активное участие в политических событиях своего времени, что нашло непосредственное отражение в их поэтических произведениях. Своеобразие этого вида литературного источника заключается в том, что здесь действительность подается через художественные образы. Но так как в этот период греческий театр активно участвовал в формировании полисной системы ценностей и демократической морали, то литературные образы не были плодом досужего вымысла или интерпретацией легендарно-мифологических сюжетов, а являлись выражением господствующего гражданского мировоззрения, объективных оценок и суждений афинского общества.

Драматург Эсхил (525-456 до н. э.) был современником острых внутриполитических столкновений в период становления афинской демократии и борьбы греков за свободу в эпоху греко-персидских войн. Участник основных сражений греков с завоевателями, он выразил в трагедии «Персы», написанной о реальных исторических событиях, патриотические настроения эллинов. Даже в произведениях Эсхила на мифологические сюжеты (трилогии «Орестея», «Прикованный Прометей», «Семеро против Фив» и др.) постоянно встречаются намеки на современные события и все поступки персонажей оцениваются с позиции гражданского идеала.

Образцом честного гражданина выступает поэт и драматург Софокл (496-406 до н. э.). В своих трагедиях «Царь Эдип», «Антигона», «Аякс» и др. он поднимает такие важные проблемы, как нравственность власти, место богатства в жизни, отношение к войне. Но, несмотря на объективное выражение общественных настроений, взгляды Софокла во многом традиционны, что сближает его с Геродотом. Он видит в событиях проявление божественной воли, перед которой человек должен смириться. Люди понесут неотвратимое наказание, если осмелятся нарушить миропорядок, установленный богами.

Трагедии Еврипида (480-406 до н. э.) «Медея», «Просительницы», «Электра», «Ифигения в Тавриде» и др. знакомят с общественными настроениями той эпохи, причем не только с демократическими идеалами афинян, возвеличиванием ими дружбы и благородства, но и с негативным отношением к спартанцам, богатству и т. п. Важное место в трагедиях Еврипйда занимает показ повседневного быта античных Афин, в том числе и семейных взаимоотношений, в частности между мужем и женой.

Интересным источником по политической истории Афин являются комедии Аристофана (ок. 445 – ок. 385 до н. э.). Его творчество приходится на сложный для Афин период Пелопоннесской войны, и в своих пьесах «Ахарняне», «Всадники» и «Мир» он утверждает идею мира, выражая антивоенные настроения афинских крестьян, которые несут наибольшие тяготы войны. Едкой сатире подвергались и недостатки в жизни афинского государства («Осы», «Женщины в народном собрании»), и новомодные научные и философские теории («Облака»). Произведения Аристофана– это отклик на все важные события в жизни афинского полиса. В них весьма точно отражена реальная жизнь и настроения греческого общества, которые по другим источникам прослеживаются слабо.

Незаменимым историческим источником являются философские и риторские произведения. В конце V – первой половине IV в. до н.э. напряженная политическая жизнь и творческая духовная атмосфера в полисах способствовала развитию науки, стремлению осмыслить все многообразие жизни общества. Выдающимся философом был Платон (427-347 до н. э.). Для историков большой интерес представляют его трактаты «Государство» и «Законы», где автор в соответствии со своими социально-политическими взглядами предлагает пути справедливого переустройства общества и дает «рецепт» идеального государственного устройства.

Ученик Платона Аристотель (384-322 до н. э.) попытался исследовать историю и политическое устройство свыше 150 государств. Из его трудов сохранилась только «Афинская полития», где систематически описаны история и государственное устройство афинского полиса. Обширная и разнообразная информация почерпнута из многочисленных источников, как дошедших до нас (труды Геродота, Фукидида), так и почти полностью утраченных (как аттиды – афинские хроники).

Аристотель

На основе изучения жизни греческих полисов Аристотель создал обобщающий теоретический труд «Политика» – о сущности государства. Его положения, Аристотель опиравшиеся на анализ реальных процессов исторического развития Эллады, предопределили дальнейшее развитие политической мысли в античной Греции.

Своеобразным историческим источником являются тексты выступлений ораторов. Написанные для произнесения в народном собрании или в суде, они, конечно же, полемически заострены. Политические речи Демосфена, судебные речи Лисия, торжественное красноречие Исократа и др. содержат важные сведения о различных сторонах жизни греческого общества.

Ораторское искусство оказало огромное влияние как на развитие общественной мысли Греции, так и на стилистические особенности письменных текстов. В угоду законам риторики постепенно главным в речи становится не точность и правдивость изложения, а внешняя привлекательность и полемическая тенденциозность выступления, в котором историческая объективность приносится в жертву красоте формы.

Незаменимым историческим свидетельством являются эпиграфические источники, т. е. надписи, сделанные на твердой поверхности: камне, керамике, металле. Греческое общество было образованным, и поэтому до нас дошло довольно много разнообразных надписей. Это – государственные декреты, статьи договоров, строительные надписи, надписи на постаментах статуй, посвятительные надписи богам, надгробные надписи, списки должностных лиц, различные хозяйственные документы (счета, договоры об аренде и закладе имущества, акты купли-продажи и т. п.), надписи при голосовании в народном собрании и т. д. (уже найдено свыше 200 тысяч надписей). Огромную ценность имеют и многострочные надписи, и надписи в несколько слов, так как они касаются всех сторон жизни древних греков, в том числе и повседневного быта, который практически не нашел отражения в литературных источниках. Но главное – надписи сделаны в большинстве случаев рядовыми гражданами и выражают их миросозерцание. Первым еще в 1886 г. греческие надписи опубликовал немецкий ученый А. Бёк (A. Bockh). Последнее на сегодняшний день собрание греческих исторических надписей издано в 1989 г. Р. Мейсом и Д. Льюисом (R. Meiggs, D. Lewis).

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Древняя Русь автора Вернадский Георгий Владимирович

II. Письменные источники 1. Греческие и латинские Agathias, Historiac, ed. Dindorf, HGM, II.Amianus Marcellinus, Res Gestae, J. C. Roife, ed. and trans., 3 vols. «Locb Classical Library» (Harvard University Press).Annales Bertiniani, см. Prodentius«Anonymi Belae regis notarii de Gestis Hungaronim Liber», Renim Hungaricarum Monumenta Arpadiana", ed. S. Endlicher (St. Gallen, 1849; перепечатка: Leipzig, 1931).Anscarius, см.

Из книги Эпоха викингов автора Сойер Питер

Из книги Древняя Греция автора Ляпустин Борис Сергеевич

ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ Все памятники письменности являются важнейшими историческими источниками, которые позволяют восстановить ход конкретных событий, узнать, что волновало людей, к чему они стремились, как строились отношения в государстве на общественном и личном

автора Авдиев Всеволод Игоревич

Письменные источники На территории Финикии и Сирии обнаружено сравнительно мало надписей, что, возможно, объясняется тем, что во время непрерывных войн древние книгохранилища и архивы безжалостно уничтожались. Среди найденных надписей большой интерес представляют

Из книги История Древнего Востока автора Авдиев Всеволод Игоревич

Из книги Легионы Рима на Нижнем Дунае: Военная история римско-дакийских войн (конец I – начало II века н. э.) автора Рубцов Сергей Михайлович

Письменные источники Аврелий Виктор. О цезарях / Пер. В. С. Соколова // Римские историки IV века. М., 1997.Аппиан. Римские войны / Пер. С. А. Жебелева и др. СПб., 1994.Арриан. Поход Александра / Пер. М. Е. Сергеенко. СПб., 1993.Вегеций Ренат, Флавий. Краткое изложение военного дела / Пер. С. П.

Из книги Спартаковская война: восставшие рабы против римских легионов автора Горончаровский Владимир Анатольевич

Письменные источники Apoll. Sid. - Аполлинарий Сидоний. Письма / Пер. Н. Н. Трухиной // История Древнего Рима. Тексты и документы. Ч. 1. М., 2004.Арр. Bell.Civ. - Аппиан. Гражданские войны/ Пер. С. А. Жебелева // Аппиан. Римские войны. СПб., 1994.Арр. Iber. - Аппиан. Иберские войны / Пер. С. П.

Из книги История Персидской империи автора Олмстед Альберт

Эламитские и вавилонские письменные источники Завоевав Элам и Вавилонию, Кир установил связь с гораздо более древней и сложной цивилизацией. Эти страны показали свою древность давним использованием письменных документов. В течение двадцати пяти веков в Вавилонии была

Из книги История Древнего Мира автора Гладилин (Светлаяръ) Евгений

Письменные источники древнейшей истории славян Ещё в 1993 году определен обязательный минимум вузовского Государственного образовательного стандарта по всем гуманитарным дисциплинам, включая и историю. На прочной основе школьных курсов студент первоначально должен

Из книги Языческая символика славянских архаических ритуалов автора Велецкая Наталья Николаевна

Из книги Славянская энциклопедия автора Артемов Владислав Владимирович

Из книги Битва у Варяжских столпов автора Серяков Михаил Леонидович

Глава 3. ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ О СЛАВЯНСКОМ ПРОИСХОЖДЕНИИ РУСОВ На славянское происхождение руси указывают достаточно многочисленные источники, которые не связаны между собой. Уже создатель ПВЛ четко заявил: «а Словеньскыи языкъ и Роускыи одно ее». Понятно, что

Из книги Быстьтворь: бытие и творение русов и ариев. Книга 1 автора Светозаръ

Письменные источники, подтверждающие существование предыдущих цивилизаций К ним прежде всего относятся индийские эпосы «Веды», «Рамаяна», «Махабхарата», славянские источники, сочинения Платона «Тимей» и «Критий», священное писание индейцев киче народности майя

Из книги Источниковедение автора Коллектив авторов

2.2. Письменные исторические источники в историческом познании Начнем рассуждение с аксиомы: мы – внутри культуры, которой свойственен определенный (но не единственно возможный) тип социальной памяти – казуальный по содержанию, письменный по механизму фиксации,

Из книги Историческое краеведение автора Матюшин Геральд Николаевич

Глава 5. Письменные источники § 1. РукописиКраткие сведения о письменности. Письмо - средство закрепления речевой информации при помощи изображений или начертательных знаков. Введение письма позволило хранить и накапливать коллективную память человечества. Язык

Из книги Сравнительное богословие. Книга 3 автора Коллектив авторов

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: