Избирательные реформы в великобритании 1872. Избирательные реформы Великобритании XIX в

В рассматриваемый период истории власть в государстве захватила земельная аристократия. На данный момент Верхняя палата (палата лордов) была наследственной. Это позволяло аристократии длительное время оказывать непосредственное влияние на законодательство. Лорды оказывали решающее влияние и на выборы в городах, покупая голоса избирателей. На ϶ᴛᴏ расходовались огромные средства. Местное управление Англии, как и ранее, сосредоточивалось в руках мировых судей. Эти должности оказались в руках титулованной аристократии. Не стоит забывать, что важно будет сказать, ɥᴛᴏ в Англии в данный период истории отсутствовал массовый, профессиональный чиновничий корпус, господствующим кругам с помощью органов местного самоуправления удалось создать многочисленный и достаточно эффективный механизм власти, включавший около 180 тыс. человек. Так, только лордов-лейтенантов, помощников лордов-лейтенантов, шерифов и т. д. насчитывалось 7,6 тыс. человек. Сюда же надо прибавить 10 тыс. присяжных заседателей. В стране имелись 14 тыс. местечек, в каждом из кᴏᴛᴏᴩых действовали констебли, церковные старосты, надсмотрщики за дорогами и бедными, сборщики налогов. Также отметим, что командный состав армии и флота в абсолютном большинстве случаев формировался из представителей дворянства.

Союз английской буржуазии с земельной аристократией не означал, что дворянство всегда и во всем проводило политику, удовлетворявшую его партнера. Правившая элита в первую очередь заботилась об интересах узкой клики земельных магнатов. Промышленный переворот, завершившийся к середине XIX в., существенно изменил соотношение сил в пользу буржуазии. Стоит заметить, что она стала добиваться такого перераспределения власти, кᴏᴛᴏᴩое бы ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙовало ее возросшему значению. Буржуазия стремилась к установлению ϲʙᴏего господства в палате общин. Но благодаря архаической избирательной системе нижняя палата парламента находилась в руках земельной аристократии. В городах избирательные цензы были не одинаковы: в одних требовалось членство в корпорациях или гильдиях, в других – уплата налогов и повинностей, в третьих – женитьба на дочери лица, пользовавшегося правом избирать, и т. д.

Утвержденный в июле 1832 г. Акт об улучшении народного представительства в Англии и Уэльсе лишил представительства в парламенте 56 мест и все те города, в кᴏᴛᴏᴩых насчитывалось менее 2 тыс. человек. Поселения, где проживали от 2 до 4 тыс. человек, теперь стали избирать только одного депутата. В итоге в палате общин оказались вакантными 143 места. Стоит заметить, что они были распределены следующим образом: 62 места предоставили графствам, 63 – городам и 18 – Шотландии и Ирландии . Важно заметить, что одновременно с перераспределением вакансий вводился новый избирательный ценз. Право голоса на парламентских выборах получили те жители графств и городов, кᴏᴛᴏᴩые владели имуществом, приносившим 10 фунтов стерлингов дохода в год. В результате имевших место преобразований количество пользовавшихся правом голоса увеличилось очень незначительно: в графствах оно поднялось с 247 до 376 тыс., а в городах – с 188 до 256 тыс. человек. Стоит сказать - положение народных масс почти не улучшилось. При этом, при рассмотрении данного вопроса крайне важно отметить, что избирательная реформа 1832 г. имела важное значение, так как была победой всего класса капиталистов над землевладельческой аристократией. Также эта реформа, связанная с представительством интересов народа в правящих кругах Англии , явилась значительным достижением в развитии и становлении Английской государственности.

Отмеченные выше недостатки политической системы Англии не претерпели никаких изменений, между тем как быстро менявшаяся структура общества сде­лала их еще более актуальными. Вместе с тем, несмотря на сохранение власти то­ри, в 20-е гг. уже не приходится говорить о былом единстве правящей партии, в ее рядах налицо были серьезные разногласия между сторонниками тех или иных реформ, такими, как Джордж Каннинг, Роберт Пиль или Уильям Гэскиссон, и “консерваторами из консерваторов” во главе с герцогом Веллингтоном. При этом Каннинг, возглавивший в 1822 г. британское внешнеполитическое ведомство, предпринял важные шаги по его реформированию, став в известном емкие основателем современной английской дипломатии вообще. Роберт Пиль на посту министра внутренних дел многое сделал для модернизации системы уголовного расследования и наказания, для придания полиции более совершенного вида. Министр торговли Уильям Гэскиссон снизил таможенные пошлины, способствовал дальнейшему внедрению принципов свободной торговли, поставил под сомнение Навигационные акты.

После кратковременного пребывания Каннинга на посту главы правительст­ва, прерванного его внезапной смертью в августе 1827 г., кабинет возглавил лорд Веллингтон, ничем особенным себя не проявивший, за исключением отмены в 1828 г. принятых еще при Карле II актов, запрещавших католикам находиться на государственной службе или избираться в парламент. Права диссентеров были тем самым существенно расширены.

В этот же период происходил подъем партии вигов - выборы 1830 г. принес­ли им дополнительные 130 мест в палате общин, и вскоре кабинет возглавил их лидер Чарльз Грей. Впервые после 1784 г. виги вернулись во власть. Сразу были выдвинуты предложения перераспределить избирательные округа от “гнилых местечек” в пользу новых промышленных городов и изменить выборный меха­низм. Применительно этому времени можно говорить и об изменениях в процес­се формирования в стране двухпартийной системы. Партии стали играть главную роль при одобрении или отклонении тех или иных законов в парламенте, возрос­ло их влияние на определение кандидатов, характер и результаты выборной кам­пании, и, наконец, благодаря партиям происходила политизация не только элек­тората, но и более широких слоев общества, приобщение их к новым идеям, принципам и программам. Все это существенно повлияло на процесс подготовки избирательной реформы. Именно под знаком борьбы за эти перемены начались 30-е гг. Впервые в британской истории рабочие и средние слои выступали со­обща в ходе внепарламентской борьбы за изменение представительной власти.

И все же первым главой кабинета, который однозначно выступил в защиту по­добных перемен, стал именно Ч. Грей. Правда, при этом не стоит переоценивать реформаторский запал нового премьера и его последователей; вряд ли Грей - ”аристократ из аристократов” - и его составленный почти целиком из лордов ка­бинет покушались на радикальное изменение статус-кво . Премьер был сторонни­ком ограниченных реформ, не более того. По-прежнему речь не шла, например, о допуске в число избирателей представителей низших слоев или женщин. При условии сохранения существенной роли монарха в политической системе нема­лое значение имело отрицательное отношение Георга IV, а за ним и Вильгель­ма IV к серьезным переменам.

Настроение политически активных кругов общества постепенно менялось в ином направлении. Очередная волна радикальных настроений опять-таки была связана с экономическими причинами - финансовым кризисом 1825-26 гг. и не­урожаями 1828-31 гг. Все это породило новый всплеск протестных выступле­ний, направленных главным образом на требование избирательной реформы. Во главе этого движения встал бирмингемский банкир Т. Атвуд, основавший в 1830 г. Бирмингемский политический союз. Он поставил цель объединить сред­ние слои и добиться с участием даже части пролетариата главной цели - укреп­ления положения представителей промышленного капитала. Атвуд подчеркивал общность интересов предпринимателей и наемных работников: по его собствен­ным словам, процветание хозяев благотворно сказывалось на рабочих и, напро­тив, их затруднения быстро приводили последних в бедственное положение. Обеспечение их интересов виделось в избрании в парламент предпринимателей.

Вывод: Союз Атвуда быстро приобретал популярность, его митинги собирали по 50-100 тыс. участников. Были созданы также Северный политический союз в Ньюкасле и Национальный политический союз в Лондоне. Образованный там же в 1831 г. Национальный союз трудящихся классов из-за своего радикализма не стал массовым, но явился прямым предшественником чартистов. В целом трудя­щиеся демонстрировали несомненную поддержку идее Билля о реформе. Это оказало воздействие на палату общин, в конце концов поддержавшую подобный билль в сентябре 1831 г. И хотя верхняя палата сорвала тогда принятие закона, победа дела реформы была уже не за горами.

1.2 ПАРЛАМЕНТСКАЯ РЕФОРМА 1832 ГОДА В АНГЛИИ.

Движение за реформу парламента в Соединенном королевстве Великобритании и Ирландии получило в конце 20-х гг. XIX в. новый импульс. В российской ис­ториографии (например, работы Т.С. Соловьевой) 1828-32 гг. в Англии рас­сматриваются как “конституционная революция”. Брожение началось в Ирлан­дии. Ирландская католическая ассоциация во главе с Даниелем О’Коннелом и Ричардом Шейлом развернула широкую агитацию за эмансипацию католиков - за равенство конституционных прав между католиками и протестантами. Существовавший в Ирландии избирательный ценз в 40 шилл. давал право католику участвовать в выборах, но, чтобы стать членом парламента, ему требовалось принести в письменном виде присягу верховной власти, от чего протестанты бы­ли избавлены. Неравенство проявлялось во многих сторонах общественной жиз­ни, в отправлении судебных дел, в армии. Так, в 1828 г. судебные дела вели 2023 протестанта и только 39 католиков. Массовые выступления за эмансипацию ка­толиков были первым организованным движением в Ирландии в общей борьбе за конституционные права. Ассоциация получила всенародную поддержку: каж­дый католик приносил один пенни в месяц к дверям церквей.

В январе 1828 г. премьер-министром Великобритании стал герцог, виконт Артур Уэлсли Веллингтон - национальный герой, одержавший победу над Напо­леоном в битве союзнических войск при Ватерлоо и получивший в народе имя “Железного Герцога”. В парламенте и кабинете министров он представлял груп­пировку наиболее консервативно настроенных тори. Однако накал выступлений ирландских католиков, а также большой политический опыт службы в Ирландии на ведущих постах английской администрации подсказывали ему, что британские парламентарии должны пойти на уступки. Веллингтон опирался на поддержку одного из лидеров тори, Роберта Пиля, которого ввел в свою администрацию, учитывая его карьерные успехи. Пиль совсем недавно (в 1827 г.) ушел в отставку с поста министра внутренних дел и в течение шести лет был вторым лицом пос­ле наместника Ирландии. Веллингтон и Пиль убедили короля Георга IV принять требования католиков. В это время О’Коннел одержал победу на выборах и по­лучил место в парламенте.

Билль об эмансипации католиков был подготовлен Пилем в марте 1829 г. Веллингтон употребил все свое влияние, чтобы билль прошел через палату лор­дов и стал законом в апреле 1828 г. Однако Пиль сумел ограничить действие это­го закона, который в то же самое время лишал избирательного права ирландских фригольдеров, пользовавшихся цензом в 40 шилл. Теперь ценз был повышен до 10 ф. ст. Таким образом, электорат сократился с 230 тыс. человек до 14 тыс.

Между тем победа ирландских католиков вызвала большой резонанс в Анг­лии и оказала влияние на рост активности самых различных слоев населения.

В ходе охватившего страну экономического кризиса 1829-30 гг. поднялась волна стачек и локаутов. Появились вооруженные группы рабочих, ходили слу­хи, что они проходят военное обучение. На фабриках изготовлялись пики. Вновь вспыхнуло аграрное движение в Ирландии. Только в одном 1832 г. было зареги­стрировано 9000 аграрных “преступлений”. К ним относились поджоги и порча скота, нападения на отдельных лиц и убийства. В непосредственной близости от столицы, в Южной и Юго-Восточной Англии, начались волнения сельскохозяйст­венных рабочих. Прядильщикам в 1829 г. удалось создать Великий националь­ный союз Соединенного Королевства, куда вошли рабочие этой отрасли не толь­ко в Англии и Шотландии, но и в Ирландии. Среди рабочих особой популярно­стью стали пользоваться идеи социалиста-утописта Роберта Оуэна.

С 1829 г. движение за парламентскую реформу стало стремительно разви­ваться. Характерно, что в предшествующие годы (с 1824 до 1829 гг.) вопрос о пар­ламентской реформе практически не ставился, и в течение этого времени в пар­ламент не было представлено ни одной петиции по данному поводу. Самый горя­чий поборник реформы лорд Джон Рассел в своей речи, произнесенной в палате общин 3 мая 1827 г., отметил, что к возможной реформе многие относятся с большим равнодушием. Но очень скоро это бездействие сменилось взрывом энергии народа.

На многолюдных митингах ораторы-радикалы настойчиво повторяли, что все бедствия страны происходят от преступного расходования народных средств: существовала практика подкупа парламентариев, раздача пенсий парламентари­ям никем не контролировалась, в качестве косвенного подкупа создавались доро­гостоящие синекуры, долг государства был непосильным, в то время как продолжали действовать совершенно ненужные учреждения. Вследствие отсутствия контроля, который мог быть установлен только при действенном представитель­стве народа, все эти злоупотребления достигли ужасающих размеров. Парламент не обращал внимания на пылкие выступления ораторов, на настроения в широ­ких слоях населения. На многочисленных митингах высказывалась мысль, все более понятная для масс, что действовать в истинных интересах народа может только такое правительство, которое будет избрано самим народом.

Перераспределение избирательных округов 1832 г. 1867 г. 1884-85 гг.
1. Лишены представи­тельства "гнилые" и"карманные" местечки. 2. Города с населени­ем 2000 4000 жителей - только 1 депутат,3. Освободившиеся места - городам и графствам. 1. Лишены представи­тельства мелкие города. 2. Города с населени­ем 2000 - 4000 жителей - только 1 депутат. 3. Освободившиеся места городам и графствам. 1. Лишены представи­тельстванебольшие города. 2. Города с населением 15000-50000 жителей -только 1 депутат. 3. Освободившиеся места городам играфствам. 4. Избирательный округ -1 депутат*
Расширение избирательного корпуса Собственники и арендаторы земли с доходом 10 ф.гт. в год Города Собственники и арендаторы домов и других строении сдоходом 10 ф.ст. в год. Графства Собственники и арендаторы земли с доходом 5 ф.ст. в год или подлежащие обложению налогом в 12 ф.ст. в год. Города Квартиросъемщики уплачивающие за квартиру 10 ф.ст. в год. Графства Собственники или помещения с доходом 10 ф.ст. в год Города Все домовладельцы или квартиронанима­тели.

Развитие конституционного (и в том числе избирательного) права германских государств на протяжении XIX века испытыва­ло существенное влияние законодательства Франции. В начале XIX века Германия была захвачена войсками Наполеона I. На ее территории в 1807-1813 гг. было создано новое государственное образование - Вестфальское королевство, ставшее первой немец­кой конституционной монархией. Его основной закон содержал ряд норм, заимствованных из французского права 1799-1804 гг. Вестфальская конституция включала положение о Народном со­брании с ограниченными функциями и полномочиями.

Несмотря на непродолжительный срок существования, Кон­ституция Вестфальского королевства стала важным этапом в развитии немецкого права. Позднее, монархи стран Германского Союза активно использовали эту конституцию в процессе созда­ния нового законодательства.

Важным этапом в истории немецких государств стал период после Венского конгресса 1815 г. Документ, принятый на Кон-



Заседание немецкого Бундестага во Франкфурте. Середина XIX века.

грессе (Союзный акт 1815 г.) гласил: «Во всех государ­ствах союза будет иметь место сословное собрание земли» (История буржуаз­ного конституционализма XIX в. М., 1993. С.141). Термин «Verfassung» пред­полагал двоякое толкование: как «сословное собрание» или как «сословная консти­туция». Последовавший в 20-40-х гг. XIX века процесс принятия конституций и со­здания представительных

органов власти в немецких государствах имел сложный и проти­воречивый характер. Война нанесла тяжелый удар по экономи­ке Германии. В этих условиях буржуазия, способная реально влиять на развитие хозяйственной жизни королевств и княжеств, все активнее требовала демократических реформ.

Волна революционных событий конца 40-х годов XIX века охватила и немецкие государства. Революция в Германии так же, как и события 1848 г. во Франции, способствовала созданию прогрессивного избирательного законодательства. Об этом сви­детельствуют статьи «Закона относительно выборов в Народ­ную палату» от 12 апреля 1849 г. Этот документ определял по­рядок выбора общегерманского представительного органа влас­ти. В нем полностью упразднялись имущественные цензы для избирателей, декларировалось всеобщее избирательное право: «1. Избирателем считается всякий неопороченный немец, достиг­ший 25 лет» (Конституции и законодательные акты буржуаз­ных государств XVIII - XIX вв. в Англии, США, Франции, Италии, Германии. Сборник документов. М., 1957. С. 545). Под «опороченными» подразумевались лица, лишенные избира­тельных прав. К голосованию также не должны были допус­каться находящиеся под опекой, банкроты, люди, получающие от государства или муниципальных властей денежную помощь по бедности. Кроме того, 4 параграф закона гласил, что: «...вся­кий, кто при выборах покупает голоса, продает свой голос при тех же выборах, назначенных для определенной цели, или вообще пользуется незаконными средствами для воздей­ствия на выборы, лишается избирательного права на срок от 4 до 12 лет» (Там же. С. 545).

Право быть избранным предоставлялось немцам также с 25 лет. Отменялись ограничения для чиновников: «6.Лица, состоя­щие на общественной службе, не нуждаются в каком-либо раз­решении при вступлении в Народную палату» (Там же) и воен­ных (п. 13). Выборы предписывалось проводить с использовани­ем избирательных округов по 100 000 человек населения в каж-

дом, а также избирательных участков. Во всех немецких государ­ствах выборы должны были проходить в один день (за исключе­нием дополнительных туров). Отдельно регламентировались пра­вила учета избирателей: «12. В каждом участке в интересах выборов должны быть составлены списки, в которые вносятся лица, имеющие право участия в выборах - их фамилии, имя, возраст, ремесло и место жительства. Эти списки должны быть, не позднее чем за четыре недели до дня, определенного для общих выборов, предоставлены каждому желающему на про­смотр и открыто опубликованы» (Там же. С. 546-547).

По мнению законодателей, организацией выборов должны были заниматься граждане, не состоящие на государственной службе. Для голосования предписывалось использовать избирательные бюллетени «без подписи».

Этот закон бесспорно являлся чрезвычайно прогрессивным явлением общественной жизни Германии. Но этот документ не имел силы прямого действия, поскольку каждое из государств, составляющих Союз, имело собственную правовую систему. И тем не менее, закон от 12 апреля 1849 г. стал основой для постепенной либерализации избирательных норм во всех немецких землях.

В действительности, в середине XIX века в государствах Гер­манского Союза принципы всеобщего и равного избирательного права были существенно ограничены.

В Пруссии два юридических документа: Указ короля Фридри­ха-Вильгельма IV от 30 мая 1849 г. и Конституционная хартия 31 января 1850 г. установили многоступенчатую систему выборов депутатов высшего представительного органа власти - ландтага. На первом этапе избирались выборщики. Права избирателей раз­личались в зависимости от величины уплачиваемых ими налогов: «70. Всякий пруссак, которому исполнилось 25 лет и который имеет избирательное право в той общине, в которой он живет, является избирателем первой степени... 71. На 250 душ насе­ления выбирается один выборщик. Избиратели первой степе­ни разделяются на три разряда, по размеру уплачиваемых ими прямых государственных налогов, таким образом, что каждый разряд в целом платит третью часть общей суммы налогов. Этот налог высчитывается: а) по общинам, если община одна образует целый избирательный участок; б) по участкам, если избирательные участки состоят из нескольких общин. Первый разряд образуется избирателями, платящими наибольшее ко­личество налогов и уплачивающими вместе одну треть общей суммы налогов. Второй разряд образуется избирателями, ме­нее обложенными налогами и уплачивающими вместе вторую треть общей суммы налогов. Третий разряд образуется теми, кто платит третью треть. Каждый разряд выбирает отдельно третью часть выборщиков...» (Там же. С. 553-554).

Как следует из текста закона, избиратели Пруссии были поде­лены на три группы. К первой, включавшей наиболее состоя­тельных граждан, относилось примерно 4 - 5 процентов всех

7-г 203

избирателей, ко второй - менее состоятельные граждане (12 -13 процентов избирателей). К последней группе - 81 - 85 процентов избирателей относились все те, кто платил незначительные нало­ги или был освобожден от них.

ландтага.

Подобная система предполагала изначальное неравенство при выдвижении депутатов. Голоса выборщиков первой и второй групп преобладали над голосами выборщиков третьей группы. В кон­це XIX века при определении категории избирателя, помимо го­сударственных налогов, в Пруссии стала учитываться и сумма уплачиваемых им местных налогов.

В результате объединения Германии и принятия Конститу­ции 16 апреля 1871 г. был установлен новый, демократический порядок избрания депутатов высшего законодательного органа Германии -рейхстага. Несмотря на то, что отдельные части Гер­мании (Пруссия, Бавария и некоторые другие) сохранили для избрания местных органов власти старую систему косвенных выборов (с помощью выборщиков), в единой Германии вслед за Францией утверждается приоритет прямых демократических выборов. Конституция Германии провозгласила, что «Рейхстаг образуется посредством всеобщих и прямых выборов с тай­ной подачей голосов» (Там же. С. 564).

Рассматривая особенности избирательного законодательства Ев­ропы, видоизменившегося в результате борьбы за демократичес­кие права и свободы, мы видим ряд качественных изменений. Су­щественно увеличилась численность электората. Наблюдается ус­тойчивая тенденция к устранению препятствий для участия в вы­борах представителей всех социальных слоев общества. Проис­ходит снижение имущественного избирательного ценза или его полное упразднение. Парламентские выборы приобретают под­линно общенациональный характер. Впрочем, ряд мер был на­правлен на то, чтобы не допустить к урнам для голосования лю­дей, выбор которых мог в большей степени подвергаться влиянию (например, получателей благотворительной помощи) и недобро­порядочных граждан - лиц, чья общественная репутация вызыва­ла сомнения (душевнобольные, банкроты, злоупотреблявшие ал­когольными напитками).

Принципы всеобщности и равенства применительно к консти­туционным правам широко распространяются в Европе, в том числе в таких слаборазвитых странах, как Норвегия, Швеция, Греция. Однако успех реформ не был абсолютным. В законода­тельстве многих европейских стран сохраняется ряд ограниче­ний избирательных прав (подробнее см. ниже).

Заслуживает отдельного упоминания проблема предоставле­ния избирательных прав женщинам. Агитация европейской оо-щественности за социальное равноправие неизменно включала и важное требование о предоставлении женщинам права голоса наравне с мужчинами. Наиболее активно велась борьба за поли-

тические права женщин в Великобритании и на подвластных ей территориях. В Англии женщины получили право голоса на выборах в советы графств в 1888 г. и приходские советы в 1894 г. Что касается участия женщин в парламентских выборах, то в конце XIX века не удалось добиться соответствующего парла­ментского постановления. В британских доминионах женщины стали участвовать в выборах высшего законодательного органа власти раньше, чем в метрополии: в Новой Зеландии с 1893 г., в Австралии с 1900 г. (в штате Южная Австралия с 1895 г.).

В первые десятилетия XX века в Западной Европе несколько скандинавских государств предоставили женщинам право голо­са: Финляндия (1906 г.), Норвегия (1913 г.), Дания (1915 г.). В других странах процесс окончательного правового закрепления женского равноправия продолжался на протяжении всей первой половины XX столетия.

Закон о парламентской реформе лишил 56 «гнилых местечек» права представительства в парламенте, 30 «гнилых местечек» могли впредь посылать в парламент по одному депутату вместо двух. Крупные промышленные города получили право парламентского представительства. Таким образом, в результате реформы мандаты были перераспределены.

Закон о реформе предоставил избирательное право мужчинам, достигшим 21 года, уплачивающим налог на бедных и имеющим недвижимость (в графствах – это была земля, в городах – строение), дающую не менее 10 фунтов стерлингов годового дохода. В результате реформы право голоса получили земельные арендаторы (до того времени лишенные избирательного права), имеющие годовую ренту не менее 50 фунтов стерлингов. Установлен был и ценз оседлости – 6 месяцев.

В результате реформы число избирателей увеличилось до 652 тыс. Однако рабочие и мелкая буржуазия, так упорно боровшиеся за избирательные права, не получили их. Не было ликвидировано крайнее неравенство избирательных округов и сохранялось открытое голосование. Парламентская реформа 1832 г. обеспечила представительство в парламенте промышленной буржуазии. Эта реформа явилась результатом компромисса землевладельческой аристократии и промышленной буржуазии.

Реформа 1832 г. была значительным событием в жизни Англии. Она рвала с феодальными традициями представительства и способствовала превращению палаты общин в буржуазный парламент. Реформа обеспечивала доступ промышленной буржуазии в парламент, включив таким образом ее в компромисс с аристократией. Изменения в составе палаты общин позволили кабинету окончательно избавиться от королевской зависимости, так как стоящая за спиной короля аристократия не могла обеспечивать кабинету необходимое большинство в палате общин. В это время корона лишилась последних остатков власти и королевская прерогатива была передана в фактическое владение кабинета. Произошло укрепление принципа ответственности правительства, выработанного в XVIII в.: министерская власть механически переходит в руки той партии, которая располагает парламентским большинством. Уступая место лидерам нового большинства, кабинет занимает положение руководителя парламентской оппозиции. В связи с понятием ответственного правительства в этот период сложился принцип, определяющий положение короны: король царствует, но не управляет. Это условное, неписаное правило является важнейшей основой английского парламентаризма.

Важным следствием реформы 1832 г. стало преобразование политических партий. Прежние названия партий потеряли смысл, и тори переименовались в партию консерваторов, виги – в партию либералов. С течением времени либерализм и консерватизм превратились в мощные политические течения, ознаменовавшие целую полосу развития буржуазного общества и государства.

Изменились не только названия партий, изменилась и их структура. После принятия реформы появилась необходимость регистрировать избирателей, составлять избирательные списки. Эти функции взяли на себя постоянные члены партий, объединившиеся на местах в партийные организации.

Реформа 1832 г. дала толчок преобразованию центрального государственного аппарата. Так, в министерстве финансов были упразднены должности, сохранившиеся со средних веков и потерявшие значение, было значительно упрощено военно-морское министерство, усилилась роль министерства внутренних дел и министерства торговли. В целом реорганизация государственного аппарата привела к значительному расширению и оживлению деятельности центральной администрации.

Была осуществлена и реформа городского самоуправления, в частности, были созданы советы городов, которые управляли городским имуществом, заведовали полицией, издавали постановления для охраны порядка. Положение в графствах и приходах не изменилось, там по-прежнему царило самоуправство мирового судьи и помещика.

Первый период войны
Ранним утром 22 июня 1941 г. фашистская армия неожиданно вторглась на территорию СССР. Наступление проходило по всей границе от Черного до Балтийского моря. Армия вторжения насчитывала 5,5 млн. человек, около 4300 танков и штурмовых орудий, 4980 боевых самолетов, 47200 орудий и минометов. Ей противостояли силы пяти советских западных пр...

Кабинет министров.
В XVIII в. в Англии был создан кабинет министров – орган, занимающий особое место в государственном строе. Лишив короля законодательной власти, парламент стремился ограничить его деятельность в исполнительной области, оттеснив монарха от управления делами кабинета и поставив деятельность кабинета под свой контроль. Это вполне успешно б...

Историография
Зачатки историографии возникли в России вместе с образованием Московского централизованного государства и обусловливались его политическими потребностями. Исторические сказания и летописи тогда впервые начали сверять и сводить воедино. В 1512 г. было составлено первое обозрение всемирной истории. Единая общая идея связала «Степенную кни...

Таким образом, в течение второй половины XVII-XVIII вв. в Англии в общих чертах сложилась система парламентаризма, окончательному закреплению которого препятствовал феодальный характер формирования нижней палаты парламента, обеспечивав­шей джентри командные посты в руководстве государством.

Депутаты нижней палаты парламента представляли в основном мелкие города и селения (часто «гнилые» местечки). Выборы осу­ществлялись таким образом, что депутаты фактически назначались землевладельцами. Лондон с полумиллионным населением обла­дал лишь четырьмя местами в парламенте, а в «карманных местеч­ках» проживали 3-4 избирателя, которые посылали в парламент своего представителя. Процветала торговля депутатскими места­ми.

В 1832 г. в Англии была проведена первая избирательная рефор­ма, которая должна была устранить наиболее одиозные пережитки феодализма в избирательной системе. Она значительно расширила круг избирателей и положила начало перераспределению избира­тельных округов. Несмотря на то что численность потенциальных избирателей увеличилась на треть и крупные города получили пра­во своего представительства в парламенте, реформа носила консер­вативно-ограниченный характер. Она сохранила достаточно высо­кий имущественный ценз, поэтому избирательные права получи­ли лишь крупные собственники, а не широкие демократические слои общества. Это обусловило цели и задачи последующих ре­форм национальной избирательной системы.

Демократизация избирательного права продолжилась в ходе реформы 1867 г., проведенной под влиянием чартистского движе­ния. В результате еще больше сократилось представительство ме­стечек и маленьких городов. Имущественный ценз снизился в графствах до 5 фунтов стерлингов годового дохода, избирательны­ми правами наделялись новые городские слои, в том числе ремес­ленники и рабочие.

Следующим этапом демократизации избирательной системы стала реформа 1883-1885 гг. Она устранила пестроту избиратель­ных цензов и завершила перераспределение избирательных окру­гов в пользу крупных городов. Парламентское представительство было строго пропорционально численности населения того или иного избирательного округа.

В результате в Англии установилось всеобщее мужское избира­тельное право, которое в равной степени распространялось на жителей городов и графств. Выборы проходили по мажоритарной системе, когда мандат получал депутат, набравший относительное большинство голосов.

Реформы избирательного права соответствовали проведенным ранее мероприятиям по демократизации государственно-полити­ческой системы Англии и способствовали наделению реальной властью представителей буржуазных кругов.



5. Эволюция английского прецедентного права во второй половине XVII-XIX вв.

После английской буржуазной революции в английской право­вой системе продолжал сохраняться дуализм источниковой базы.

Гармоничному развитию островного права в постреволюцион­ный период препятствовали противоречия между прецедентным правом и судейским правотворчеством. Несмотря на то что общее право возникло в рамках королевских судов и способствовало в свое время укреплению королевской власти, после революции се­редины XVII века наблюдался рост его авторитета и влияния. Об­щее право к этому времени восприняло принцип прецедента, пре­пятствовавший усилению абсолютизма. Сами королевские су­дьи стали считать себя не «слугами короля», а «слугами права». Что касается права справедливости, оно не было сковано рамками пре­цедента и поэтому активно использовалось королем при проведе­нии соответствующей политики в области права и судопроизвод­ства. Глава суда справедливости - Лорд-канцлер - являлся одно­временно и высшим судебным чиновником короля. В рамках этого источника права действовало правило: «Судьи должны быть льва­ми, но львами при троне».

Изменения, происходившие после революции 1640-1660 гг., затронули оба источника. В рамках суда справедливости стал раз­виваться институт доверительной собственности (траст), что озна­чало расширение прав собственников при распоряжении своим имуществом. Это обстоятельство имело особое значение в услови­ях сохранения феодальных конструкций собственности, ограничи­вавших распоряжение «реальными вещами».

В общем праве в постреволюционный период наблюдался от­ход от жесткого принципа судебного прецедента и расширение судейского правотворчества. Наиболее отчетливо эта тенденция проявилась при главном судье Мэнсфилде (1756-1788 гг.), кото­рый стал автором ряда судебных доктрин, применяемых и в современной судебной практике. Его называли мерным национальным судьей, говорившим на языке живого права И этот период были отменены многие феодальные пережитки, препятствовавшие зак­реплению частной собственности. Ушли в историюнаиболее ар­хаичные нормы, регулировавшие наследственнoe и договорное право в период феодализма. Перестало существовать корпоратив­ное купеческое право. Мэнсфилд заложил основы современного судопроизводства путем введения апелляционного суда и права сторон приводить доказательства в суде.

Таким образом, в процессе своей эволюции общее право при­обрело рационализм, гибкость и высокую степеньстабильности. Однако в XVIII веке оно стало застывать как источник права, ут­ратив адаптивную способность. Оставаясь источником средневе­кового права, оно не смогло регулировать правоотношения в бур­жуазном обществе, которое строилось на принципиально иных основах. Его модернизация в постреволюциониый период дала лишь временные результаты. Теперь оно неизбежно должно было уступить дорогу письменному законодательству - единственному источнику права в правовом государстве. Поэтому основной тен­денцией развития английского дуалистического права в XVIII- XIX веках стало сначала сближение общего права и права справед­ливости, а затем их слияние.

Реализации этой тенденции способствовала судебная реформа 1873-1875 гг. Она ввела однообразие правовой системы Англии путем не только устранения противоречий между общим правом и правом справедливости, но и между другими источниками фео­дального права: статутами парламента, нормами канонического права, торговым купеческим правом и др.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: