Происхождение и ранняя история. Венгры

На страницы письменных источников венгры попали только в конце IX – в X веке н.э., когда о них как об одном из кочевых народов причерноморских степей упоминают арабские географы и византийский император Константин. В начальной русской летописи сохранился рассказ о проходе чёрных угров мимо Киева ок. 896 г. во время ихдвижения из Днепро-Донских степей к Карпатам. По-видимому, до IX века древние венгры не представляли собой самостоятельного независимого объединения, а входили в союзы, где доминирующей силой были тюркские (булгарские) племена (например, Константин Порфирогенет называет венгров исключительно турками Таким объединением, прежде всего, была существовавшая в Нижнем Подонье и Приазовье во второй половине VI – первой половине VII вв. Великая Булгария – независимое государственное образование, возглавляемое булгарами, возникшее на западной периферии Тюркского каганата. В этом регионе, очевидно, обитало множество разноязыких племён (аланы, булгары, хазары, угры, славяне и др.), оставивших несколько локальных археологических комплексов, объединяемых исследователями в салтово-маяцкую культуру.Великая Булгария во второй половине VII в. попала в зависимость от Хазарского каганата, что приводит к миграции части булгар во главе с ханом Аспарухом на Дунай, где, после подчинения местного славянского населения, в 681 году было образовано государство Дунайская Болгария – процесс, который практически был повторён венграми через 200 лет. Вследствие военных поражений, которые хазары потерпели от арабов в 30-е гг. VIII века, а позже – от живших восточнее тюрков-гузов , и общей нестабильности политической обстановки в каганате в VIII-IX вв. остатки булгар переселяются в это время вверх по Волге на север, где основывают государство Волжскую Булгарию . Очевидно, в это же время и вследствие тех же причин где-то в приазовских степях обособляется и выходит из-под хазарской власти племенной союз, возглавляемый угорским племенем magyar / megyer , в который, впрочем, безусловно входили и тюркские группы (см. ниже). Согласно сообщениям средневековых венгерских псевдоисторических сочинений (Gesta Hungarorum), в которых помимо вымысла их безвестных авторов содержится, надо полагать, и реальная информация, в момент обретения древними венграми “независимости” в начале IX века они обитали в стране Levedia , которую современные исследователи локализуют, как правило, в нижнем Подонье.Хазары, пытаясь вернуть себе власть над венграми, использовали против них третью силу – разгромленных в волго-уральских степях всё теми же гузами тюрков-печенегов . В 889 г. печенеги вынудили венгров уйти из Леведии и переселиться в страну, называемую в средневековых венгерских сочинениях Atelkuza (современная “исправленная” венгерская форма – Etelk?z ; очевидно – от тю. *etil “Волга; большая река” и венг. k?z “между”, – букв. “Междуречье”), которую принято локализовать в степях нижнего Поднепровья. Уже в это время венгры становятся активной военно-политической силой в Европе, участвуя в войнах на территории Балканского п-ва и в Моравии. В 895 году венгерское войско потерпело поражение от болгарского царя Симеона, чем не преминули воспользоваться всё те же печенеги, напавшие на оставшиеся практически беззащитными венгерские кочевья. Венграм не оставалось ничего другого,как покинуть Ателькузу и, пройдя мимо Киева (см. выше), под предводительством вождей Курсана (Kursz?n ), имевшего титул kende (видимо - титул старшего из двух вождей), и Арпада (Arp?d ), именовавшегося gyula , в 896 году перевалить Карпаты и занять территорию Паннонии и Трансильвании, где, после разгрома франками аваров, жили разрозненные славянские племена, в большинстве своём покорившиеся новым пришельцам с востока. Так свершилось “завоевание” или “обретение” родины венграми (венг. honfoglal?s ).Предыстория венгров до VIII века уже не освещена письменными источниками, а то обстоятельство, что они находились в теснейшем контакте с тюркоязычным (а в более раннюю эпоху, судя по наличию заимствований в венгерском языке,– с ираноязычным) населением евразийских степей, ограничивает возможности использования археологического и палео-антропологического материала в исторических реконструкциях. Согласно сочинению “Gesta Hungarorum” истоки венгров связывались со страной Hungaria Major / Hungaria Magna (“Великая Венгрия”), находившейся далее на восток, чем более поздние прародины венгров – Levedia и Etelk?z . С другой стороны, в работах арабских и персидских географов и путешественников начиная уже с X века названия мадьяр и башкир употребляются для обозначения одного и того же народа. Эти два обстоятельства привели к тому, что уже в средние века Великая Венгрия стала связываться в литературе со страной башкир – впервые, видимо, у брата Иоанна де Плано Карпини (сер. XIII века): “Bascart или Hungaria Magna ”. На самом деле самоназвания венгров, magyar , и башкир, баш?орт , не имеют между собой ничего общего, а смешение этих этнонимов в арабской и персидской литературе имеет объяснение в фонетике тюркских языков-посредников и особенностях арабской графики. Кроме того, сложение традиции о Hungaria Magna в Поволжско-Приуральском регионе следует связывать с тенденцией средневековых учёных искать прародину всех народов, в особенности – тех, о которых известно, что они относительно поздно появились в Европе, как, например, венгры, – на Востоке. Данная тенденция нашла своё подкреплениев реальном наличии в Среднем Поволжье Великой Булгарии , соответствующей Дунайской Болгарии .Следует отметить, что имеется целый пласт племенных названий у башкир, которые, без сомнения, имеют общее происхождение с племенными названиями венгров (точнее – с названиями племён того, очевидно, разноязычного союза, возглавлявшегося Арпадом, который в конце IX века "завоевал родину" венгров в Паннонии), при этом большинство из этих названий имеют тюркское происхождение. Учитывая то обстоятельство, что ни в культуре, ни в антропологическом типе, ни в языке башкир нет никаких реальных следов венгерского (или угорского) влияния, а значимость тюркского компонента в генезисе венгерского языка и народа не подлежит сомнению, эти данные могут быть интерпретированы как свидетельства участия в сложении башкир и венгров одних и тех же, преимущественно тюркских, родоплеменных групп, что вполне естественно: оба этих народа формировались как союзы кочевых племён примерно в одно и то же время (во второй половине II тыс. н.э.) на близких территориях (венгры – между Волгой и Днепром, башкиры – между Приаральем и Уралом).Таким образом, проблема “Великой Венгрии” являет собой скорее предмет историографического и текстологического исследования и должна рассматриваться отдельно от проблемы прародины венгров и былого присутствия протовенгерских групп в Приуралье и Поволжье. Реального внимания заслуживает сообщение венгерского путешественника брата Юлиана о том, что в 20-е годы XIII века он во время своего путешествия в Волжскую Булгарию (предпринятого специально для поиска “оставшихся” на востоке венгров) встретил в одном из городов на правобережье Средней Волги язычников, говоривших по-венгерски. Оно находит отклик в материалах русских документов XV-XVI веков, касающихся районов правобережья Средней Волги и Приказанья, в которых упоминается этноним мочары / можары – рядом с мордвой, черемисами, башкирами, бесермянами. Данный этноним, как будто, невыводим из самоназвания татар - мишарей миш?р и из названия летописной Мещеры , но может рассматриваться как отражение древней формы самоназвания венгров мадьяр и является, таким образом, свидетельством о пребывании на данной территории если не прямых потомков Юлиановых “венгров”, то, по крайней мере, людей, ещё сохранявших древнее венгерское самоназвание.После "завоевания родины" и непродолжительного (конец IX – середина X века), но бурного периода военных походов, когда венгерские отряды наводили страх на жителей Европы от Франции до Константинополя, венгры осели на закрепившейся за ними территории Паннонии и Трансильвании, и началось их смешение с местным славянским населением, в ходе которого постепенно складывалась венгерская земледельческая культура, а в побеждающем венгерском языке образовывался мощный пласт славянских заимствований, составляющих, в особенности, термины земледелия. Процесс оседания и стабилизации нашёл своё завершение в принятии христианства (кенде Геза принял католицизм в 973 году) и сложении единого королевства (св. Стефан получил корону от папы Римского в 1000 году). Христианство окончательно утвердилось после подавления в 1046 году восстания язычников, а королевство освободилось от сюзеренитета германского императора при короле Эндре I (1046–1060 гг.). С распространением христианства и централизованной власти появляются и первые письменные памятники венгерского языка – сначала фрагментарные (Грамота Тиханьского аббатства, ок. 1055 г.), затем – и содержащие достаточно обширные связные тексты ("Надгробная речь", конец XII века, и др.).Границы государства расширялись: в начале XII века под власть венгерских королей попали Хорватия и Далмация. Помимо славян и венгров в формировании населения Венгрии принимали участие немцы (в частности – переселенцы из Саксонии в Трансильванию в XII веке при Гезе II), тюрки – как пришедшие вместе с венграми, так и более поздние переселенцы: хорезмийцы, хазары, булгары, половцы.Монгольское нашествие (1241–1242 гг.), хотя и разорило страну, не поставило её в зависимость от захватчиков. Наивысшего могущества Венгрия достигла при королях Анжуйской династии, в особенности – Луи (венг. L?jos ) I (1342–1382 гг.). В 1428 году турки впервые угрожают границам Венгрии, в это же время возрастают претензии австрийских Габсбургов на венгерский престол. В период правления династии Хуньяди (Янош Хуньяди стал регентом в 1446 году) стране удавалось сдерживать турков и австрийцев, однако после поражения под Мохачем в 1526 г. и взятия турками столицы страны – Буды (1541 г.) Венгрия фактически оказалась разбитой на несколько частей: большая часть сегодняшней Венгрии под турецким управлением, самостоятельное княжество Трансильвания, цепь “пограничных крепостей” вдоль северных рубежей Венгрии в союзе, а затем – под контролем австрийских Габсбургов. В ходе совместной борьбы с турками Трансильвания в конце XVI века также перешла под руку австрийских императоров, однако при воеводе Иштване Бочкаи и князе Жигмонде Ракоци в начале XVII века вновь обрела независимость. Движение за восстановление национального единства и независимости приобретает характер народной войны (движение куруцев , венг. kuruc ). В 1686 году Буда освобождена,а в 1699 году в результате успехов куруцев и побед австрийского принца Евгения Савойского Венгрия по Карловицкому миру вновь признана независимым государством. Борьба венгров под предводительством Ференца Ракоци против австрийского господства не привела к успеху: по Сантмарскому миру в 1711 г. Венгрия была окончательно включена в состав империи Габсбургов как автономная территория.Движение за национальное возрождение особенно усилилось в Венгрии в конце XVIII – начале XIX века. Прежде всего это сказалось в возрождении венгерского языка: в 1805 году был впервые опубликован по-венгерски свод законов, в 1825 году основана Венгерская Академия наук, в 1839 году венгерский парламент одобрил закон о придании венгерскому языку официального статуса на территории Венгрии.Подавление австрийскими и русскими войсками национально-демократической революции 1848-1849 гг. привело к установлению на территории Венгрии прямого правления австрийского императора – лишь в 1861 году вновь собрался венгерский парламент. Восстановление государственной независимости Венгрии произошло в результате революционных событий 1918 года, когда, вследствие поражения Австро-Венгрии в первой мировой войне, империя рухнула, и на её развалинах возникли национальные государства. Сегодняшние границы Венгерской республики соответствуют решениям международных договоров (Парижского и Потсдамского), учитывающих участие Венгрии в обеих мировых войнах на стороне потерпевших в этих войнах поражение коалиций, вследствие чего значительное число венгров живёт сегодня помимо Венгрии (более 10,5 млн. чел.) в Сербии (в основном – в Автономном Крае Воеводина, более 400 тыс. чел.), Румынии (Трансильвания, 1,8 млн. чел.), Словакии (более 500 тыс. чел.), на Украине (Закарпатье, более 150 тыс. чел.) и в других странах. Общая численность венгров в мире, по-видимому, приближается к 15 млн. человек.Ссылки

Как много этносов и этнических групп, кроме самих мадьяр, "работали" в течение многих веков, чтобы в итоге появился венгерский народ!
Фото Reuters

Талантливые поэты иногда могут одной-двумя строчками сказать очень много о предметах, которым ученые посвящают бесконечное число научных докладов, статей, книг. Сергей Есенин, который, думаю, ни об одной дискуссии по проблеме взаимоотношений славянских и финно-угорских племен в период раннего русского Средневековья и слыхом не слыхивал, двумя краткими строчками внес, однако, свой художнический вклад в ее (проблемы) осмысление: «Затерялась Русь/ в Мордве и Чуди…»

Дунайское междуречье

Толчком к написанию этого очерка стали неожиданно вспомнившиеся стихи известного советского поэта Евгения Долматовского: «Европа, полная тревог,/ А здесь, в Дунайском междуречье,/ Здесь Венгрия, как островок,/ С такой неевропейской речью…» «Дунайское междуречье» – так поэт обозначил местоположение этой страны в бассейне Среднего Дуная и его главного притока р. Тисы. Ну а «речь», язык венгров (самоназвание – magyar(ok), мадьяры) – действительно, очень «неевропейская». И в пограничных с ней странах (Австрия, Румыния, Словакия, Сербия, Хорватия, Словения, Украина), и в большинстве других государств Европы основное население говорит на языках, относящихся к индоевропейской семье. Венгерский же (мадьярский) язык входит в угорскую подгруппу финно-угорской группы уральской языковой семьи.

Самые близкие к венграм по языку народы – живущие в основном в Западной Сибири обские угры – ханты и манси. Как говорится, где Венгрия, а где Ханты-Мансийский автономный округ в азиатской части России. Однако – родственники, и весьма близкие. Более дальние – по языку, а не географически – финноязычные народы: удмурты, коми, мордва, марийцы, карелы, эстонцы, финны. Но ведь языковая близость народов говорит об их когдатошнем едином происхождении, об их генетическом и историческом родстве.

Около 60% всех слов современного венгерского языка – финно-угорские по своему происхождению (остальные – заимствования из тюркских, славянских и других языков; много, в частности, иранских и немецких). Финно-угорскими являются такие базисные глаголы, как жить, есть, пить, стоять, идти, смотреть, давать и другие; многие слова, описывающие природу (например, небо, облако, снег, лед, вода), относящиеся к общинно-родо-племенной и генеалогической лексике.

По сей день венгры готовят свой знаменитый рыбацкий суп холасле так же, как делали и делают это ханты и манси – не удаляя кровь из рыбы. Ни у какого другого европейского народа вы этого не найдете; некоторые другие блюда у венгров готовятся так же, как это делают, например, коми или карелы (известно, что пища и ее приготовление относятся к самым консервативным сферам народной культуры).

Как же западносибирские угорские племена стали центральноевропейским народом, венгерской нацией?

Распад угорской общности

Многие реалии ранних этапов этнической и социально-политической истории мадьярского этноса очень гипотетичны до наших дней: источники немногочисленны и фрагментарны, первые письменные данные появляются лишь на исходе I тыс. н.э. Отсюда все оговорки – «возможно», «предположительно», «не исключено» и т.п.

Большинство исследователей сходится на том, что прародина уральских народов – это северная часть Западной Сибири, территория между Уральским хребтом и нижним течением Оби. В IV–III тыс. до н.э. протоуральская общность распалась; финно-угорские племена, отделившись от самодийских (будущих ненцев, энцев, нганасанов, селькупов и др.), заняли земли по обеим сторонам Уральских гор. Это были охотники, рыболовы, собиратели, которые пользовались каменными орудиями труда и оружием; но лыжи и сани уже были в их обиходе (об этом нам рассказывают наскальные рисунки, обнаруженные на Урале).

В современном венгерском языке слова, относящиеся к сфере охоты и рыболовства, – из самого древнего общеуральского пласта лексики. Предположительно в начале II тыс. до н.э. финно-угорские племена тоже начали расходиться, обосабливаться. Приблизительно в конце II – начале I тыс. до н.э. распалась до того времени более или менее единая угорская общность: предки мадьяр отделились от обских угров.

Постепенно они мигрируют в южную зону Западной Сибири, кочуют по обширной территории между р. Урал и Аральским морем. Здесь протомадьяры вступили в контакт с народами иранского происхождения (сарматами, скифами), под влиянием которых начали осваивать такие формы хозяйствования, как скотоводство и земледелие (венгерские слова, означающие лошадь, корова, молоко, войлок и ряд других из этой сферы, – ираноязычные по происхождению).

Особенно важную роль в жизни протомадьяр (включая их религиозные представления) начинает играть лошадь. Об этом свидетельствуют раскопки угорских захоронений, в частности такой многозначительный факт: в могиле богатого угра археологи почти непременно находят и останки коня, который должен был служить своему хозяину и в инобытии. Те же иранские народы, по-видимому, познакомили будущих венгров с металлами – медью и бронзой, а позднее и с железом.

Не исключено, что какое-то время они находились в сфере влияния Сасанидского Ирана. Возможный след этого этапа в исторической памяти венгров – легенды, которые говорят о том, что какие-то «родичи мадьяр живут в Персии». Этих-то сородичей искал в 1860-х годах в своих странствиях по Ирану и Средней Азии Арминий Вамбери, выдающийся венгерский путешественник и востоковед еврейского происхождения.

В степной зоне, на равнинах восточнее Южного Урала, мадьяры становятся кочевыми скотоводами (номадами), с примитивным земледелием и охотой в качестве подспорья в хозяйстве. В первые века н.э. они все еще живут здесь, но около середины I тыс. н.э. мигрируют на запад, на земли нынешней Башкирии или в бассейн нижнего течения Камы, переместившись, таким образом, в Европу (в левобережье Камы, в ее низовьях, были открыты древнемадьярские могильники).

Эта территория в венгерской исторической традиции называется «Magna Hungaria» – «Великая Венгрия». Память о далекой прародине сохранялась в венгерском народе в течение веков. В 30-х годах XIII века венгерский монах-доминиканец Юлиан отправился на ее поиски и отыскал-таки на Урале людей, понимавших его мадьярский язык, рассказал им о Венгерском королевстве на Дунае, проповедовал среди них христианство.

Однако вскоре «восточной Венгрии» не стало: земли уральских мадьяр были разорены сокрушительным татаро-монгольским нашествием во главе с Батыем. Часть мадьяр (молодых мужчин-воинов) была включена в армию завоевателей; остальное мадьярское население Приуралья (точнее, та его часть, что уцелела) постепенно смешалась с соседними народами, главным образом с башкирами, с которыми мадьяры были тесно связаны в течение предшествующих веков. Об этом свидетельствуют идентичные географические названия в Башкирии и современной Венгрии; что еще показательнее – три из семи мадьярских племен, пришедших на Дунай в конце IX века, имели те же названия, что и три из двенадцати известных науке башкирских родов. Кстати, в записках некоторых арабских путешественников XII века башкиры называются «азиатскими мадьярами».

Венгры вместо мадьяр

Между тем в VII–VIII веках происходило движение основной части мадьярских племен на запад, в причерноморские степи. Здесь они живут вперемежку с тюркоязычными булгарами, хазарами, оногурами, которые были более «продвинутыми» в социально-культурном отношении. От тюрков в мадьярский язык перешли слова, обозначающие такие понятия, как разум, число, закон, грех, достоинство, простить, писать; как плуг, серп, пшеница, бык, свинья, курица (и многие другие).

У мадьяр постепенно усложняются социальная структура, правовые нормы, религиозные представления. Частичное смешение с оногурами имело еще одно существенное следствие: кроме этнонима мадьяры (как издревле называлось одно из их племен, а также и вся соплеменность) у них появляется новый этноним – венгры: в европейских языках он происходит именно от этнонима оногуры: лат. ungaris, англ. hungarian(s), франц. hongroi(s), нем. ungar(n) и т.д. Русское слово «венгр» – заимствование из польского языка (wegier).

В раннесредневековых европейских текстах мадьяр называли turci или ungri (тюрки или оногуры). Именно так – ungri – они именуются в византийских хрониках от 839 года, где речь идет об участии мадьяр в болгаро-византийском конфликте 836–838 годов. В это время они проживали на землях между р. Дон и низовьями Дуная (эта территория называлась по-венгерски Этелькёз).

В середине VI века мадьяры вместе с оногурами, жившими тогда в низовьях Дона, были включены в Тюркский каганат. Через столетие они стали подданными Хазарского каганата, от власти которого мадьяры избавились около 830 года.

А миграция на запад продолжалась. В Приднепровье мадьяры-венгры живут по соседству со славянскими племенами. Их активно вовлекает в орбиту своего влияния Византия, они участвуют в ее войнах. В 894 году в союзе с Византией мадьяры совершили опустошительный набег на Болгарское царство на Нижнем Дунае. Но уже через год болгары в союзе с печенегами жестоко отомстили, разорив земли мадьяр и уведя в плен почти всех молодых женщин (мужчины в это время были в очередном походе).

Когда мадьярские дружины возвратились и увидели, что осталось от их страны, они решили уйти из этих мест. В конце IX века (895–896 годы) мадьяры переходят через Карпаты и оседают на землях по среднему течению Дуная. Вожди семи мадьярских племен связали себя и свои племена клятвенным договором о вечном союзе.

Х век, когда венгры завоевывали и осваивали новую территорию, в венгерской историографии торжественно называется временем «Обретения родины» (Нonfoglalas); так же называется и весь этот многотрудный, многокомпонентный процесс. Тогда же, в Х веке, у венгров появилась письменность на основе латиницы.

Именно здесь, на Среднем Дунае, был центр огромной, но очень непрочной державы гуннов, а позднее – Аварского каганата.

Вслед за Аттилой

По легендам мадьяр, приход их предков на земли по Среднему Дунаю был отнюдь не случайным. В старинных мадьярских хрониках утверждается, что мадьяры – близкие родственники гуннов, так как прародителями этих народов были братья-близнецы Гунор и Магор (Мадьяр). В другом варианте легенды этим братьям удалось захватить двух дочерей аланского царя (аланы – один из ираноязычных сарматских народов): от них-то и произошли гунны, «они же венгры» (то есть здесь уже говорится об идентичности этих народов).

Есть даже легенда о том, что Аттила (?–453), знаменитый предводитель гуннского союза племен, был родоначальником мадьяр. По его, мол, следам и пришли мадьяры в конце IX века (напомню, что кочевой народ гунны сложился в первые века нашей эры в Приуралье из местных угров и сарматов и тюркоязычных хунну. Их массовое переселение на запад с 70-х годов IV века стало толчком к Великому переселению народов).

Венгерские историки, как и все другие, отклоняют допущение о мадьярско-гуннском родстве. Некоторые венгерские ученые считают, что отдельные группы мадьяр откочевали в карпато-дунайский регион еще в VII веке, так что спустя два века мадьярские племена шли на запад по пути их сородичей-первопроходцев.

В Х веке мадьяры на земле Среднего Подунавья становятся оседлым народом. Хорошо организованные, с огромным военным опытом, они сравнительно легко и быстро подчинили себе местное население – славян и тюрок, смешались с ними, переняли очень много из их хозяйственной, социальной, бытовой культуры. Так, очень много слов в венгерском языке, которые относятся к земледельческому труду, жилищу, пище, быту, – славянского происхождения. К примеру, эбед (обед), вачора (ужин, вечеря), удвар (двор), ведер (ведро), лопат (лопата), касза (коса), сзена (сено), почти идентично со славянскими звучат слова «кукуруза», «капуста», «репа», «каша», «жир», «шапка», «шуба» и многие другие.

Однако венгры не только сохранили свой язык (точнее, основной словарный состав и грамматику), но и навязали его подчиненному населению. Считается, что пришедших на Дунай венгров было 400–500 тыс.; в X–XI веках они ассимилировали около 200 тыс. человек. Так формировался венгерский этнос, который в 1000 году создал свое государство – раннефеодальное королевство Венгрия. Помимо территории современной Венгрии в него входили земли нынешних Словакии, Хорватии, Трансильвании и ряд других придунайских областей.

Венгерские короли

Арпад, вождь племени медьер, сильнейшего из семи племен, стал первым королем и основателем династии Арпадовичей (1000–1301); имя его племени перешло на весь народ. Между тем все новые этнические группы приходили на земли королевства. В XI веке венгерские властители разрешили селиться здесь тюркам-печенегам, которых изгнали из Северного Причерноморья половцы (тоже тюрки по языку); а в XIII веке уже половцы бежали в придунайские долины от монгольского нашествия (часть их позднее перебралась в Болгарию и другие страны). До сих пор в венгерском народе сохраняется этнографическая группа палоцей – потомки тех самых половцев.

Венгерские короли имели свой резон для такого «гостеприимства» – им нужны были храбрые, преданные, обязанные им воины (которыми охотно становились мужчины – печенеги и половцы) – как для отражения внешних угроз, так и для усмирения крупных феодалов внутри государства. Кочевников же привлекали сюда придунайские степные просторы, знаменитая пушта.

В XI веке (при короле Иштване Святом) венгры приняли христианство (католицизм). В XVI веке, в процессе Реформации, часть венгров стали протестантами, кальвинистами в основном, и лютеранами.

В Средневековье были периоды, когда Венгерское королевство становилось одной из самых сильных, крупных, влиятельных стран Европы. При короле Матьяше Корвине (вторая половина XV века, время расцвета средневековой Венгрии) в стране проживало около 4 млн. человек, из них не менее 3 млн. венгров. Население росло как за счет выходцев из европейских стран (немцев, французов, валлонов, итальянцев, валахов), так и переселенцев с востока (цыган, ираноязычных аланов-ясов, разных тюркоязычных групп). Значительная часть их была ассимилирована венграми.

Разумеется, совместная – в составе одного государства, одной страны – жизнь с разными по культуре и языку народами сказывалась и на культуре и языке основного народа. Очень сложная этническая история Венгрии и венгров, особенности природных условий разных регионов страны обусловили формирование ряда субэтнических и этнографических групп в составе венгерского народа.

Тысячелетия миграций, смешение с многими народами в разных регионах Евразии не могли не сказаться на антропологическом типе мадьяр. Сегодняшние венгры относятся к среднеевропейской расе большой европеоидной расы, лишь у небольшой их части отмечается монголоидная примесь. Но их предки – угры, которые когда-то ушли из Западной Сибири, имели многие (и выраженные) монголоидные черты. В своем долгом пути на запад мадьяры теряли их, смешиваясь с европеоидными племенами. Ко времени их прихода на Дунай они были уже вполне европеоидами: это демонстрируют венгерские могильники Х века на Среднем Дунае.

Однако какую одиссею во времени и в пространстве проделали мадьяры, пока обрели, уже навсегда, свою нынешнюю родину… Как много этносов и этнических групп, кроме самих мадьяр, с их культурами и языками, внешними особенностями и ментальностями (и т.д. и т.д.) «работали» в течение многих веков, чтобы в итоге появился, «получился» венгерский народ – трудолюбивый, красивый, талантливый, создавший прекрасную страну, столица которой, Будапешт, стоящий на обоих берегах голубого Дуная, по праву считается одним из самых красивых городов мира. Народ, давший человечеству великих композиторов и музыкантов Ференца Листа и Белу Бартока, великих поэтов Шандора Петефи и Яноша Араня, многих других замечательных людей.

В завершение – резюме, которое сделал, итожа очень интересные заметки о венграх и их языке (в одной из своих книг о народах мира), большой знаток этого народа и этого языка (как и многих других народов и языков), талантливый этнограф, писатель и научный журналист Лев Минц (увы, ушедший от нас в последний ноябрьский день 2011 года): «…Венгры – народ, происшедший от разных племен и народов. Один из них – очень важный, конечно – кочевники-мадьяры, пришедшие с востока и принесшие свой язык (…), как мельничный жернов, перемоловший корни и слова других языков (…) Перемолотые суровой угро-финской грамматикой, они стали совершенно венгерскими. Но не меньше предков нынешних венгров ни из какой Великой Венгрии не приходили: они жили здесь задолго до того, как конь праотца Арпада испил воды из Дуная.

Но все они – плюс множество еще компонентов – вместе венгры потому, что считают себя таковыми и другие их считают венграми. Все ведь сложно в этом мире. Этногенез венгров тут не исключение».

Лев Миронович цитат, особенно длинных, не любил. Но мне захотелось, в память об этом очень незаурядном человеке и хорошем товарище, закончить данный текст его словами.

Удивительна судьба этого угрского народа. До IX века нашей они расселялись от Урала до северного Причерноморья.

О том, что венгры принадлежат к угро-финскому этносу выяснилось только в XIX веке. Выясняли это очень долго. Особенно стойким было средневековое предположение, что венгры происходят от гуннов. Отсюда слово Hungary. Хоть сейчас и доказано, что это не так, но венгры по-прежнему очень хотят считать себя родственниками гуннов. Распространена была и тюркская версия происхождения этого народа.У венгров есть много легенд и мифов о их ранней истории, которые конечно все сильно приукрашивают. Они будто бы происходят и от Ноя и от Атиллы и от Бог знает кого еще из великих мира сего...

Но как говорят лингвисты, венгерский язык принадлежит к Уральской семье языков. А Венгры - родственники коренных уральцев . И их наипервейшие сородичи - народы манси, ханты и самоеды, проживающий на Северном Урале. А это совсем не то родство, о котором венгры мечтали в своих легендах. Но об этом отнюдь не почетном родстве подозревали еще в эпоху Возрождения. Итальянский гуманист Энеа Сильвио Пикколомини еще в середине XV века писал о североуральских родственниках венгров, что они пользуются тем же языком, что и венгры. Но эти предположения тогда никто не поддерживал.

Во втором тысячелетии до н.э. финская и угорская группы разделились, а к первому тысячелетию до н.э. относится появление протомадьяр. То есть им три тысячи лет. Место их обитания на то время локализуют как восточные и западные отроги Южно-Уральских гор. Ну, короче Челябинская область. У нас в ЮУРГу и в Педуниверситете есть исторические факультеты с отделениями археологии. И каждое лето ученые и студенты ездят на раскопки в степную зону Южного Урала. Находят там различные курганы, захоронения, относящиеся к разным эпохам и многочисленным народам, топтавшимся в наших степях на протяжении многих столетий. И не случайно каждый год к нам приезжают их коллеги из Венгрии и присоединяются к этим группам. Ищут свою прародину.

Так в Кунашакском районе Челябинской области, на берегу озера Уелги, археологи вскрыли курганы, которым около тысячи лет. И нашли там богатые захоронения древних кочевников – они были предками хазар, причерноморских булгар, дунайских мадьяр и венгров . К сожалению, часть погребений разграбили несколько веков назад. Но и нашим ученым достались удивительные находки: женские и мужские украшения, элементы конской упряжи, наконечники стрел, сабли, ножи, керамические сосуды. Все они свидетельствуют о знатном происхождении захороненных там людей.

Могильник состоит из двух пластов: нижний относится к IX веку, а верхний – к X-XI векам, - считает доктор исторических наук, профессор Сергей Боталов. - Материал, найденный в нижнем горизонте, со 100-процентной точностью совпадает с находками Карпатской котловины в Венгрии. Это говорит о возможной принадлежности могильника к мадьярской культуре.

Кстати, мировая наука располагает немногими артефактами из жизни древних венгров (мадьяр), когда-то кочевавших в южноуральских и башкирских степях, а затем переселившихся в Восточную Европу. Поэтому находка заинтересовала сотрудников Будапештского университета. Археологи считают, что следы древних мадьяр принадлежат периоду «обретения родины», то есть относятся ко времени их миграции в Карпатско-Дунайский бассейн.

В первом тысячелетии до н.э. венгры расселялись от Южного Урала и дальше в Западную Сибирь вплоть до Тобола и Иртыша. Там они были кочевниками-скотоводами. Главное было у них разведение лошадей. И так было приблизительно до V века нашей эры. Можно назвать это уральским периодом венгерской истории.

Как же лингвисты доказали, что венгры родственники финно-угров? Это нижний уровень языка. Числа, состояния (есть, пить...), движения (идти) названия частей тела, природных явлений. Но не только лексика, но и морфология языка. Как образуются уменьшительные, отрицательные формы. Все это доказывает родство. Вывод, что 88% венгерского языка это от оригинальной угрской лексики, 12% заимствовано из тюркской лексики, из аланского языка (аланы - предки осетин) и плюс заимствования из славянских языков.

С 4-5 века н.э. происходит тесное общение венгров с тюрками. Это время великого переселения народов. Из глубин Азиатского континента по Великой Степи двигались волны кочевников от Южной Сибири, перекатываясь через Южный Урал, до Прикаспийских степей и северного Причерноморья. В потоке этих многочисленных миграций венгры оказывались в орбите влияния то одного то другого тюркского этноса. Но особенность венгров в том, что заимствуя многое от тюрков, они не потеряли своего самобытного лица. Их выдавливали с прежних мест жительства. Их заворачивало и закручивало. Соседство с тюрками с 5 до 7 века. В первой половине 7 века венгры в составе анагурских племен смогли избавиться от тюркского владычества и они входят в состав нового политического объединения Анагуро-Болгария. Дальше под влиянием хазар это объединение распалось. Часть племен во главе с ханом Аспарухом оказывается на территории Болгарии, это начало Болгарской истории. Вторая часть двигается на север и образует Волжскую Булгарию, а третья часть остается в районе реки Кубань на Северном Кавказе и становится данниками хазар. В их числе были венгры. (Огромный Хазарских каганат в 965 году будет разгромлен князем Святославом Игоревичем).

В 889 году венгры занимают область Этелькёз. Всю вторую половину 9 века венгры рьяно занимаются грабительскими набегами на Европу. Это была череда ударов вплоть до Венеции и даже до Испании. В 895 году все обиженные венграми: болгары, византийцы печенеги и другие объединились против них. И венграм пришлось убираться с территории Этелькёза, где они обитали. С востока их давили печенеги. Есть такой закон кочевых племен - назад дороги нет. В 896 году венгерские племена двинули на запад. Несколько десятилетий они продолжали буянить, держа в страхе всю Центральную Европу. Наконец осели в Паннонии и Трансильвании, то есть на своем нынешнем месте. Быстренько обратились в христианство и стали оседлыми примерными европейцами.

Интересная история

Как монах Юлиан на Урал ходил.

Доминиканский монах Юлиан в 12 веке совершил путешествие на Южный Урал в поисках Великой Венгрии. И об этом составил отчет, который сохранился. Зачем ему это было надо? Из древних источников было известно, что где-то там на востоке существуют родственники венгров и они прозябают, потому что не знают истинной веры. И святой долг венгров донести до них правильную веру. Этого Юлиана позднее прозвали "Колумбом Востока". Он дважды совершал путешествие в Великую Венгрию и оставил потом отчеты. Это было как раз накануне ордынского нашествия на Русь. Можно сказать, что Юлиан проложил путь, по которому венгры двигались в обратном направлении в Европу.

Группа из четырех монахов-туристов во главе с Юлианом шли через Софию, Константинополь, Тьмутаракань и дальше на восток. Причем спонсировал эти два похода король Бела Четвертый. То есть не только церковь была заинтересована, но и королевская власть. Так монахи совершили очень трудный путь. Денег у них не хватило, наверное король пожадничал. С ними даже произошел такой случай. Для того чтобы выручить деньги на продолжение пути, двух их них решили продать в рабство (добровольно? или может по жребию?) НО. Никто монахов купить не захотел, потому что, как выяснилось, они ничего делать не умеют! Ни пахать, ни сеять, ни к какой работе не приучены. И эти два монаха, которых не купили, отправились обратно. Двое других пошли дальше. Один из них скончался по дороге, и только Юлиан смог достичь Волжской Булгарии. И вот там он узнал, что в двух днях пути живут люди, которые говорят на похожем языке.
Это было на реке Белая (Агидель в современной Башкирии). И там он действительно встретил венгров, своих соплеменников, не все же ушли на запад в IX веке. К грусти монаха эти родственники не только понятия не имели об истинной католической вере, но и вели достаточно дикий образ жизни. Они не знали земледелия, занимались скотоводством, причем употребляли мясо, молоко и кровь лошадей. Дикие венгры-уральцы очень обрадовались собрату, говорящему на их же языке и сразу же пообещали ему перейти в католичество. Причем эти венгры помнили о тех временах, когда они были с другими венграми, где-то жили и пришли оттуда на эти места. Юлиан понял, что Великая Венгрия лежит где-то еще дальше на восток.

Откуда они появились? Ответ на этот вопрос был получен случайно, когда обнаружилось родство языков венгров и ряда народов Крайнего Севера России. В это трудно поверить, но кочевники-оленеводы пришли в Европу, став одним из самых самобытных народов Старого Света.

Начало I тысячелетия нашей эры в Евразии было отмечено вторжением гуннов и значительным похолоданием, что послужило началом Великому переселению народов. Волна передвижения подхватила и угорский этнос, населявший территории на границе южной тайги и лесостепи Западой Сибири, от Среднего Урала до Прииртышья - протоугров. От тех, что пошли на север, произошли ханты и манси, а те, что двинулись на запад, к Дунаю, были предками венгров, или мадьяр, как они называют себя сами - единственных представителей финно-угорской языковой семьи в Центральной Европе.

Родственники Мадьяр

Сами названия народов манси и мадьяр происходят от общего корня «мансэ». Некоторые ученые считают, что слова «вогулы» (устаревшее название манси) и «венгры» - созвучные варианты одного и того же имени. Собирательство, охота и рыболовство - вот чем занимались предки мадьяр, манси и хантов. Лексика, связанная с последними двумя занятиями, сохранилась в венгерском языке с тех самых пор. Базовые глаголы, слова, описывающие природу, семейные связи, родоплеменные и общинные отношения также имеют угорское происхождение. Любопытно, что венгерский язык больше похож на мансийский, чем на хантыйский. Первые два языка оказались более стойкими к заимствованиям из других и сохранили в себе больше от языка-предка.

В мифологии венгров, хантов и манси тоже прослеживаются общие черты. У всех них есть представление об делении мира на три части: в ханты-мансийских мифах это воздушная, водная и земная сферы, а в венгерских - верхний (небесный), средний (земной) и нижний (подземный) миры. Согласно поверьям мадьяр, у человека две души - душа-дыхание и свободная душа-тень, которая может покидать человека и путешествовать, о существование такой же упоминается и в мансийских мифах, с тем отличием, что всего у мужчин душ может быть 5 или 7, а у женщин - 4 или 6.

Соседи венгров, их влияние на культуру

Передвигаясь по Поволжью, предки венгров встречали на своем пути скифов и сарматов - народы иранского происхождения, научившие их скотоводству, земледелию и обработке металлов - меди, бронзы и впоследствии железа. Весьма вероятно, что протовенгры во второй половине VI века состояли в Западном Тюркском каганата и вместе с тюркютами активно участвовали в среднеазиатской и иранской политике. Иранские мотивы и сюжеты прослеживаются в венгерской мифологии и изобразительном искусстве, а в венгерских хрониках Персия часто упоминается как страна, где живут «родичи мадьяр». Их поисками занимался Арминий Вамбери, известный венгерский путешественник и учёный-востоковед, путешествуя во второй половине 19 века по Средней Азии и Ирану.

Осваивая скотоводство в степях к востоку от Южного Урала, предки мадьяр ведут кочевой образ жизни, а охота и земледелие начинают играть в хозяйстве вспомогательную роль. Вероятно, после восстания части угорских племен против Тюркского каганата, уже к концу VI века, протовенгры появляются на территории современного Башкортостана, в бассейне Нижней Камы, Южного Предуралья, частично у восточных склонов Урала. Предположительно в этой местности находилась Великая Венгрия (Hungaria Magna) - прародина венгров, которая упоминается в отчёте средневекового монаха-дипломата Джованни Плано Карпини и в венгерской хронике «Gesta Hungarorum». Некоторые исследователи располагают Великую Венгрию на Северном Кавказе, другие считают, что ее в действительности не существовало, потому что в Средние века ученые были склонны искать прародину у всех народов. В пользу первой, самой распространенной версии, говорит открытие Баяновского могильника в низовьях Камы.

Российские и венгерские археологи исследовали его, нашли в нём сходство с погребениями венгров IX-X веков, а также предметы явно венгерского происхождения и считают, что находки говорят о общих предках населения Предуралья и европейских венгров. Схожие племенные названия башкир и венгров и одинаковые географические названия в Башкирии и Венгрии подтверждают былое соседство этих народов.

Экспансия м миграция мадьяр

В VI-VII веках мадьяры постепенно мигрировали на запад, к донским степям и северному берегу Азовского моря, где жили рядом с тюрками булгарами, хазарами, оногурами. Частичное смешение с последними дало мадьярам еще одно название этноса - венгры, особенно это заметно по латинским Ungari, Ungri, английским Hungarian(s) и другим европейским языкам, а русский язык заимствовал польское węgier. На новой земле - Леведии (по имени выдающегося вождя одного из венгерских племен) венгры признали власть Хазарского каганата, участвовали в его войнах. Под влиянием новых соседей постепенно усложнялись структура общества, нормы права и религия. Тюркоязычное происхождение имеют венгерские слова «грех», «достоинство», «разум» и «закон».

Под давлением хазар территория проживания мадьяр сдвигалась на запад, и уже в 820-е годы они селятся на правом берегу Днепра, где раньше. Примерно через 10 лет венгры вышли из-под власти Хазарского каганата, и к концу IX века постепенно расселились в степях между Днепром и Днестром.

Свою новую родину они назвали Ателькузой - по-венгерски Etelköz значит «междуречье». Мадьярский союз племен участвовал в византийских войнах. В 894 году венгры и византийцы предприняли сокрушительную атаку на Болгарское царство на Нижнем Дунае. Через год, когда мадьяры ушли в долгий поход, болгары под предводительством царя Симеона I вместе с печенегами нанесли ответный удар - разорили Ателькузу и пленили или перебили почти всех молодых женщин. Венгерские воины вернулись и нашли свои земли опустошенными, пастбища - занятыми врагами, от всего народа осталась лишь малая часть. Тогда они решили покинуть эти земли и двинуться к Дунаю, туда, где раньше располагалась римская провинция Паннония, а позже - центр Гуннской империи.

Направление было выбрано не случайно, ведь, по венгерскому преданию, в мадьярах течет кровь гуннов. Возможно, в нем есть доля правды, ведь после разгрома войск, оставшихся после смерти Аттилы, оставшиеся гунны во главе с его сыном поселились в Северном Причерноморье и жили там как отдельная народность около двухсот лет, пока полностью не ассимилировались с местными жителями. Вероятно, что они могли породниться и с предками современных венгров.

Как говорится в венгерских летописях Средних веков, мадьяры отправились в Подунавье забрать наследие их вождя Алмоша, ведущего род от Аттилы. Согласно преданию, Емеше, матери Алмоша, приснилось, что её оплодотворила мифическая птица Турул (от тюркского «ястреб») и предсказала женщине, что её потомки будут великими правителями. Таким образом было дано имя Алмошу, от венгерского слова «àlom» — сон. Исход венгров произошел во времена правления князя Олега и отмечен в 898 году в древнерусских летописях как мирный уход через киевские земли на запад.

В 895-896 годах под началом Арпада, сына Алмоша, перешли Карпаты семь племен мадьяр, и их вожди заключили договор о вечном союзе племен и скрепили его кровью. В те времена на Среднем Дунае не было крупных политических игроков, которые могли бы помешать венграм овладеть этими плодородными землями. Венгерские историки называют X век временем обретения родины - Нonfoglalas. Мадьяры стали оседлым народом, подчинили себе живших там славян и тюрок и смешивались с ними, ведь женщин у них практически не осталось.

Переняв многое из языка и культуры местных жителей, венгры всё же не утеряли свой язык, а, напротив, распространили его. В том же X веке они создали письменность на основе латиницы. Арпад начал править на новой родине и основал династию Арпадовичей. Семь племён, которые пришли на дунайские земли, насчитывали 400-500 тысяч, а в X-XI веках венграми стали называться в 4-5 раз больше человек. Так появился венгерский народ, основавший в 1000 году королевство Венгрия. В XI веке к ним присоединились печенеги, изгнанные половцами, а в XIII веке - сами половцы, бежавшие от монголо-татарского нашествия. Этническая группа палоцей венгерского народа - их потомки.

В 90-х годах XX века для поиска предков венгров были проведены генетические исследования, которые показали, что венгры - типичная европейская нация, учитывая некоторые отличительные особенности жителей севера Венгрии, а частота группы генов, характерных для народов, говорящих на финно-угорских языках, у венгров составляет всего 0.9%, что совсем не удивительно, учитывая, как далеко от угорских предков их увела судьба.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: