Современные направления педагогической работы по формированию ученического коллектива. Методика создания и формирования ученического коллектива

Формирование ученического коллектива - одна из ос­новных задач мастера производственного обучения и классного руково­дителя каждой учебно-производственной группы. От того, насколько быстро и успешно удастся им превратить группу в сплоченный коллек­тив, будут зависеть успешность всего обучения, работоспособность как группы, так и самого мастера, других педагогов. Поэтому организацией ученического коллектива группы надо заниматься еще до начала учеб­ного года, в период ее набора приемной комиссией.

Процесс становления ученического коллектива проходит три основ­ные стадии. На первой, начальной стадии, когда еще не определился актив группы, ей полностью руководит мастер, он предъявляет требова­ния, которые определяют жизнь, деятельность, поведение учащихся. Это период активного изучения мастером своих учеников. На второй стадии создается актив группы, поддерживающий требования мастера, который именно активу передает часть своих функций. Третья ста­дия - это сформированный коллектив, который уже сам предъявляет требования к членам коллектива, проверяет их выполнение.

Непросто бывает сформировать из таких разных и непохожих друг на друга учащихся, пришедших на первый курс, сплоченный друж­ный коллектив, где каждому было бы интересно, у каждого формиро­вались бы те отношения и нормы поведения, которые выпускник мог бы в последующем использовать в своем рабочем коллективе.

Еще до начала учебного года мастеру необходимо познакомиться с учащимися и поставить перед ними конкретные и четкие задачи, определить те требования, которые они должны соблюдать. В первую очередь, это правила поведения, распорядок дня. Здесь не может быть никаких отступлений. В результате проведения определенной работы у мастера складывается первое впечатление о составе учащихся, фор­мируется представление о возможном активе группы, о том, кто из ребят нуждается в особом внимании и подходе.

Учебно-производственная группа как коллектив представляет со­бой устойчивую самодеятельную организацию учащихся, объединен­ную единой целью и совместной общественно полезной деятельно­стью, обладающую органами коллектива и органически связанную с другими коллективами (учебными, производственными).

Ученический коллектив - не механическое объединение учащих­ся в учебную группу. Группа может проучиться в училище три года, но так и не стать коллективом. А может стать им уже в первом пол-


Угодий. Формирование ученического коллектива - процесс, требую­щий времени и определенных усилий со стороны мастера.

Важный и очень ответственный этап формирования коллектива - создание актива группы. Прежде всего подбор старосты, профорга, физорга. Актив - это опора мастера во всех делах по обучению и воспитанию учащихся группы, первый его помощник. Это ядро, осно­ва коллектива группы.

Староста группы (в некоторых училищах командир группы) - первый помощник мастера и классного руководителя в организации производственного обучения и воспитания учащихся, в обществен­ной жизни. В его обязанности входит поддержание учебной дисцип­лины в группе, контроль за сохранностью учебного инвентаря и обо­рудования, назначение дежурных по группе, контроль за их работой, извещение учащихся о распоряжениях администрации училища, из­менениях расписания, распределение учебников и учебных пособий, учет посещаемости занятий. Староста с мастером готовит и проводит групповые собрания.

Очень важно не ошибиться в определении кандидатур в состав акти­ва группы. Изучая личные дела учащихся, зачисленных в группу, зна­комясь с ними лично, мастер уже тогда делает для себя наметки о составе будущего актива. Однако они могут быть не совсем точными, первое впечатление может быть обманчивым. Поэтому опытный мастер обычно в начале рекомендует группе для выборов временного старосту, а затем, когда учащиеся лучше познакомятся друг с другом, решается вопрос об утверждении его в этой должности или выборе другого лица, которого признает и рекомендует группа. Одновременно могут быть проведены выборы и других членов актива (профорга, физорга), а также даны общественные поручения каждому члену группы. Возможны также вы­боры основного актива и через временные обязанности. Такой подход иногда называют «не от титула, а к титулу».

Формирование группы как коллектива во многом зависит от того, насколько удастся совместить в одном лице «фактических лидеров», пользующихся у учащихся авторитетом и уважением, которым они доверяют, и «формальных». Для правильной жизнедеятельности ученического коллектива очень важно, чтобы лидеры «формаль­ные», т.е. выборные, были лидерами фактическими.

Придавая большое значение фактическому лидерству, следует иметь в виду, что в ряде случаев такое лидерство основывается на превосходстве в физической силе, показной смелости и взрослости, умении сплотить вокруг себя неустойчивую часть группы личными притязаниями, модными увлечениями, волевым подавлением и т.п. Вряд ли такие «лидеры» будут помощниками мастеру. Безусловно, при умелом руководстве, определенной индивидуальной работе и они могут со временем стать вожаками коллектива.

Важно, чтобы учащиеся, входящие в актив, были, прежде всего, хорошими организаторами. Из качеств, характеризующих их как организаторов, можно выделить следующие:


Организаторское чутье, т.е. находчивость в различных ситуаци­ях, организаторская изобретательность, такт в отношениях с товари­щами, практический ум;

Умение, способность увлечь коллектив идеями и «заряжать» энергией, т.е. быть «заводилой»;

Склонность к организаторской деятельности, действенный и
устойчивый интерес к ней, способность брать ответственность на се­
бя, доводить начатое дело до конца, т.е. качества, характеризующие
прирожденного организатора.

Определить наиболее подходящие кандидатуры для работы в ак­тиве можно, используя социометрическую методику. Мастер может предложить учащимся группы ряд вопросов примерно следующего содержания: «Назови тех, кто не подведет в трудную минуту, на кого можно положиться. Требования кого из учащихся ты выполнил бы без возражения? Кому бы ты поручил организацию субботника, руко­водство работой в мастерской, на теоретических занятиях? С кем из товарищей ты хотел бы работать рядом? Кого из ребят ты мог бы предложить в судьи?»

Для формирования оптимального психологического климата в коллективе мастеру необходимо выявить микрообъединения среди учащихся, построенные на взаимных симпатиях. Этому могут спо­собствовать ответы на следующие вопросы: «С кем бы хотел жить в одной комнате? Кого ты хотел бы пригласить на день рождения? С кем хотел бы проводить свободное время?»

Отвечая на них, каждый учащийся должен назвать 3-4 человека. На основании полученных ответов составляется таблица, которая отра­жает структуру взаимоотношений, положение каждого в коллективе, лидерство в различных видах деятельности (вопросы формулируются в зависимости от того, на какую должность, для выполнения какого пору­чения необходимо подобрать нужную кандидатуру). Таблица составля­ется для каждой группы вопросов. Лидером в определенном виде дея­тельности будет учащийся, которого назвало наибольшее количество человек. Для принятия окончательного решения необходимо проанали­зировать полученные результаты и выяснить, чем объясняется то или иное положение каждого учащегося в коллективе. В этом мастеру помо­гут и собственные наблюдения за учащимися, и его беседы с ними, а также с инженерно-педагогическими работниками.

Выявив с помощью различных методов возможных кандидатов в актив и для выполнения тех или иных общественных поручений, можно приступить к выборам. Методика их следующая. Кандидатам даются задания, выполнение которых оценивается всем коллекти­вом. Форма оценки может быть различна, самая простая - голосова­ние. Набравшие наибольшее количество голосов считаются победите­лями конкурса.

Конкурс первый - «Выдумщик». Ведущий дает задание приду­мать наиболее интересное (полезное) дело. Каждый участник выби­рает то, за которое отдает свой голос.


Конкурс второй - «Агитатор». Ведущий дает задание сагитиро­вать ребят участвовать в деле, придуманном кандидатом. Оценивает­ся умение кандидатов агитировать за предложенное дело. Оценивает­ся конкурс аналогично предыдущему.

Конкурс третий - «Организатор». Кандидаты знакомят группу с планом организации предложенного ими дела. Оценивается умение составить план.

Конкурс четвертый - «Люди». Кандидатам предлагается подо­брать себе помощников и обосновать свой выбор. Оцениваются уме­ния находить нужных людей для выполнения предложенного дела.

Конкурс пятый - «Программа». Каждому кандидату предлага­ется продолжить фразу: «Если меня выберут, то я...» Оцениваются новизна, конструктивность и значимость для них программ, предла­гаемых кандидатами.

После подсчета набранных по результатам всех конкурсов голосов определяются два набравших наибольшее количество голосов канди­дата. На заключительном этапе каждому из них задается по несколь­ку вопросов, после чего учащиеся делают свой окончательный выбор.

Формируя актив, мастер, классный руководитель не должны пре­вращать их в своих любимчиков, особенно выделять и приближать к себе, делать поблажки, закрывать глаза на недостатки, позволять больше, чем другим. Все это может только повредить формированию коллектива. Учащиеся не любят «любимчиков», «выскочек», подха­лимов, быстро разбираются в настоящей сути таких «лидеров». К таким учащимся следует предъявлять высокие требования, направ­ленные на повышение их ответственности. Активисты должны быть «маяками» во всем, чтобы на них равнялись, к их уровню подтягива­лись все учащиеся.

Важную роль в создании ученического коллектива играет персо­нальное распределение общественных поручений. Определяются они в зависимости от наличия организаторских и коммуникативных спо­собностей учащихся, в результате сбора достаточной информации при условии получения предварительного согласия учащихся выпол­нять то или иное поручение. Лучше, если мастер согласует свои реше­ния совместно с группой. Надо стремиться к тому, чтобы каждый имел конкретные общественные поручения. Учащиеся быстро привы­кают к своим общественным обязанностям. Им нравится, что все они, а не 5-6 человек, как в школе, ведут общественную работу. Появля­ется чувство ответственности, усиливается сознательное отношение к порученному делу. Ученик понимает, что его общественное поруче­ние - почетный долг, обязанность. Опытные мастера рекомендуют активу группы вести учет общественной работы, который необходим при подведении итогов учебно-воспитательной работы в ней. Важно, чтобы учащиеся периодически отчитывались о выполнении поруче­ний перед собранием группы и получали оценку коллектива.

Назначение и выборы на руководящие должности, распределение общественных поручений - это только начало работы по формирова-


Нию группы как коллектива. Важно уделять индивидуальное внима­ние каждому учащемуся, вызвать у него интерес к общественной работе, дать добрый совет, помочь реализовать конкретное предложе­ние, подчеркнуть степень участия в каком-то мероприятии, приобод­рить, подсказать и т.п. Такой индивидуальный подход способствует в последующем активному участию всех в составлении планов воспи­тательной работы, в подготовке групповых мероприятий, в обсужде­нии хода и результатов производственного обучения группы, учебы и поведения учащихся.

Наличие работоспособного и деятельного актива - важное усло­вие формирования здорового ученического коллектива. Но актив группы - это еще не коллектив. Формируя именно коллектив группы в целом, мастер стремится выполнить три основные задачи.

Первая задача: добиваться, чтобы коллектив был дружным, тесно спаянным, сплоченным. Мастер внимательно следит, чтобы внутри коллектива не возникали различные группировки, не было отчужде­ния и разобщенности, тем более вражды и антагонизма. Такие отри­цательные проявления возможны в ситуациях, когда организуются ученические бригады и происходит соревнование между ними. Мас­тер не должен допустить такого состояния, когда интересы бригады преобладают над интересами коллектива в целом.

Вторая задача: добиваться, чтобы коллектив был не только спло­ченным, но и гуманистически направленным, со здоровым обще­ственным мнением, с такой атмосферой общения, когда возможны критика и самокритика, высокая требовательность к каждому его члену. Эти качества могут сложиться, если перед коллективом по­ставлена общественно полезная и в то же время увлекательная цель. Это и выполнение ответственного задания базового предприятия, и подготовка и проведение туристического похода, и шефская помощь общеобразовательной школе, и «поход за культуру труда», и органи­зация выставок лучших работ, и проведение технической конферен­ции, и организация дискотеки и т.п.

Важно, чтобы конкретная цель, которая ставится перед коллекти­вом, воспринималась учащимися не как изолированная и обособленная, а включалась в систему взаимосвязанных и подчиненных друг другу целей. Учащийся должен понимать (а наставник помочь ему в этом), чго за достигнутой ближайшей целью (например, освоить управление станком) стоит более общая задача (приобрести хорошую профессию), которая, в свою очередь, является условием решения еще более общей задачи (стать мастером своего дела). Важно также, чтобы и ближние, и средние, и дальние перспективные задачи принимались учащимися с интересом, который во многом определит успешность их выполнения.

И, наконец, третья задача: сформировать у коллектива умение применять правильные формы воздействия на членов коллектива, про­являть индивидуальный подход, такт, чувство меры, с одной стороны, и высокий уровень требовательности, с другой. В этом огромную роль играет наличие авторитетного для всех учащихся актива группы. Пси-


хологически развитым можно считать ученический коллектив со сло­жившейся системой отношений, для которых характерны такие каче­ства, как ответственность, коллективизм, сплоченность, контакт­ность, открытость, организованность, информированность.

Ответственность предусматривает единство слова и дела, требо­вательность к себе и другим, умение объективно оценивать успехи и неудачи группы и каждого учащегося, сознательно подчиняться дисцип­лине, обязательной для всех, ставить общественные интересы выше личных, направленность всех видов деятельности на достижение общей для группы цели, на решение поставленных группой задач.

Коллективизм включает постоянную заботу учащихся друг о дру­ге, об имидже своей группы, стремление постоянно отстаивать ее интересы, решать все вопросы жизнедеятельности группы - от пла­нирования до подведения итогов вместе, сообща: это умение противо­стоять тому, что разобщает учащихся группы.

О сплоченности коллектива можно судить по единству мнений учащихся при решении разнообразных вопросов жизнедеятельности.

Коллективные отношения немыслимы без контактивности уча­щихся группы, под которой имеются в виду хорошие личные, эмоци­онально благоприятные и дружеские, доверительные взаимоотноше­ния членов коллектива, внимательные, доброжелательные, уважи­тельные и тактичные отношения друг к другу, поддержка в трудные минуты жизни.

Под открытостью коллектива понимается способность устанав­ливать и поддерживать хорошие взаимоотношения с другими учени­ческими или иными группами или их представителями, оказывать им при необходимости посильную помощь и поддержку.

Организованность проявляется в умелом взаимодействии уча­щихся группы друг с другом, в бесконфликтном распределении обя­занностей между ними, во взаимодействии. Организованность - это также способность коллектива самостоятельно обнаруживать и уст­ранять недостатки, предупреждать, оперативно разрешать возмож­ные конфликты, умение в любой ситуации находить общий язык. Важный показатель организованности коллектива - готовность его членов при необходимости оперативно и слаженно принимать реше­ния, рационально распределять обязанности и действовать в сложных ситуациях.

Одним из условий успешного развития коллектива является его информированность - хорошее знание учащимися группы друг дру­га, тех целей, которые стоят перед группой, возможных трудностей на пути их достижения.

Показателем сформированности ученического коллектива явля­ется коллективная ответственность, коллективный самоконтроль. А.С. Макаренко подчеркивал важное значение создания в коллективе отношений «ответственной зависимости». Именно в них проявляется ответственность каждого за результаты работы коллектива и ответст­венность всех за результаты работы каждого. Показателем групповой


Ответственности является добросовестное выполнение учащимися своих обязанностей, своевременное и точное выполнение решений органов самоуправления, стремление выполнить поставленные зада­чи, готовность отвечать за свои поступки и поступки товарищей, желание представлять свой коллектив в других общностях.

Практика убедительно свидетельствует, что формирование уче­нического коллектива протекает более успешно, если основано на современных требованиях к организации воспитательного процесса, принципах сотрудничества педагогов и учащихся, деятельностном подходе к воспитанию, использовании коллективного планирования и коллективных творческих дел, методике коллективного творческо­го воспитания. Ее суть в том, что коллектив создается на основе практического стремления к привлекательным для подростков идеа­лам, организации их общественно и личностно значимой деятельно­сти, когда позиция педагога - быть старшим товарищем.

Каждое коллективное творческое дело представляет собой систе­му практических действий на общую пользу и радость, поэтому оно - дело. Каждое дело - коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается совместно педагогами и уча­щимися. Каждое коллективное дело - творческое, потому что без постоянного поиска оптимальных путей и средств решения задач, стоящих перед педагогами и учащимися, выполнение его невозможно (творчески - иначе зачем?). В этом процессе соединяется развитие трех сфер личности нового человека: познавательно-мировоззренче­ская (научныезнания, взгляды, убеждения, идеалы), эмоционально-волевая (высокие чувства, интересы, стремления, потребности), дей­ственная (общественно необходимые умения, навыки, привычки, творческие способности, общественно ценные черты характера).

Коллективные творческие дела предваряет подготовительный этап. На общем собрании учащихся избирается инициативная группа - совет интересных дел, ответственный за подготовку и проведение того или иного дела. На данном этапе проводится своеобразный «аукцион идей» - сбор предложений по организации жизнедеятельности группы на определенный период (учебный год, полугодие, месяц).

Каждое коллективное творческое дело состоит из пяти взаимосвя­занных этапов:

1. Коллективное планирование, во время которого педагоги и уча­щиеся вместе определяют конкретное дело, обосновывают его необ­ходимость, анализируют предложения по его проведению, проекти­руют участие каждого, избирают Совет дела.

2. Коллективная подготовка дела: здесь обсуждаются его проек­ты, форма проведения, распределяются обязанности между всеми учащимися группы.

3. Проведение коллективного творческого дела, т.е. практиче­ская реализация плана, разработанного при его подготовке.

4. Подведение итогов. На этом этапе учащиеся обмениваюся мне­ниями о том, что им удалось, а что нет, определяют, почему. Мастер


и классный руководитель отмечают отличившихся учащихся, луч­шие бригады.

5. Использование опыта учащихся в процессе учебной и внеучеб-ной деятельности при планировании, подготовке, проведении и об­суждении новых коллективных творческих дел.

Успех мастера в формировании ученического коллектива во многом зависит от его личных качеств, в первую очередь, от уме­ния устанавливать и поддерживать с учащимися правильные взаи­моотношения, строить свою работу на принципах сотрудничества, сотворчества.

Тема: Формирование

    Профессиональный принцип формирования ученического коллектива в колледже. Пути укрепления коллектива.Влияние мастера на коллектив учащихся на различных стадиях его формирования.

    Понятие о коллективе, признаки коллектива. Ученический коллектив и этапы его становления. Первичные и общие коллективы, их взаимосвязь. Особенности руководства ученическим коллективом.

«Коллектив» (от лат. collectives - собирательный) рассмат­ ривается как социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ори­ ентации, совместной деятельности и общения»

В числе главных характеристик коллектива выделяют:

внутриколлективную атмосферу, т. е. психологический климат, отношения между членами коллектива;

сплоченность, т. е. взаимопонимание, защищенность, «чувство локтя», причастность к коллективу;

Взаимопомощь и взаимоответственность, т. е. доброжелательность и бескорыстие, здоровую критику и самокритику, дух соревнования.

Ученический коллектив – это коллектив воспитательный, поскольку в нем происходит накопление учащимися позитивного социального опыта в различных сферах жизнедеятельности, в частности опыта коллективного поведения в позициях:

а) подчинения (ребенок как член общества и член коллектива вынужден принимать правила и нормы взаимоотношений, свойственные тому или иному коллективу);

в) активного противопоставления (ученик, убежденный в своей правоте, занимает активную позицию и не только высказывает свою точку зрения, противоположную мнению большинства, но и отстаивает ее перед коллективом);

в) руководства (ученик является членом коллектива и периодически выполняет руководящие функции).

Участие в жизнедеятельности коллектива способствует формированию у ребенка таких социально ценных качеств, как гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность, социальная справедливость.

Коллектив выступает для каждого воспитанника в качестве арены для самовыражения и самоутверждения себя как личности, ибо только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т. е. принятие или непринятие себя как личности.

Организация коллективной учебно-познавательной, ценностно-ориентационной деятельности и общения создает условия для формирования интеллектуальной и нравственной свободы и упражнения в их проявлении, так как только в коллективной жизнедеятельности формируются интеллектуально-нравственные ориентации личности, ее гражданская позиция и ряд общественно значимых умений и навыков.

Велика роль коллектива и в организации трудовой деятельности, поскольку только в условиях коллектива проявляется взаимоответственность за конечные результаты труда и потребность во взаимопомощи.

Физкультурно-оздоровительная и художественно-эстетическая деятельность, организуемая в условиях свободного коллективного общения, стимулирует содержательный обмен духовными ценностями, способствует эмоциональному развитию воспитанников, вызывая чувство коллективного сопереживания, сочувствия, совместного ощущения эмоционально-нравственной атмосферы и ее сотворчества.

Коллектив открывает перед каждой личностью возможности практического освоения демократических форм организации жизнедеятельности, что реализуется через активное участие студентов в самоуправлении и общественной жизни.

Основные признаки коллектива:

1) общая цель. Такая цель должна совпадать с общественными интересами и не противоречить законам государства;

2) общая совместная деятельность. Для достижения цели каждый член коллектива должен активно участвовать в соместной деятельности;

3) отношения ответственной зависимости. В процессе деятельности между членами коллектива в целях достижения цели складываются особые отношения;

4) общий руководящий орган. Коллективом избирается наиболее авторитетный член в органы управления. Важной особенностью является сплоченность. В хороших коллективах существуют такие качества, как взаимопомощь, взаимопонимание, защищенность.

А. С. Макаренко сформулировал закон жизни коллектива: движение – форма жизни коллектива, остановка – его смерть.

Он сформулировал основные этапы становления коллектива.

1 этап – становление коллектива. Педагог оформляет группу, класс, кружок в коллектив, т. е. социально-психологическую общность, в которой отношение учеников определяются характером их совместной деятельности, ее целями и задачами. Организатор коллектива – педагог, от которого исходят все требования.

2 этап – усиление влияния актива. Актив не только выполняет требования педагога, но и сам их предъявляет к членам коллектива, исходя из того, что приносит коллективу пользу, а что вред. Коллектив на данном этапе развития выступает как целостная система, в которой начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции. Коллектив здесь выступает как инструмент целенаправленного воспитания определенных качеств личности.

Третий и последующие этапы – расцвет коллектива. Уровень и характер требований – они более высокие к себе, чем к своим товарищам – свидетельствует о уже достигнутом уровне воспитанности, устойчивости взглядов, суждений. Если коллектив дошел до этого этапа развития, то он формирует целостную, нравственную личность. Основные признаки коллектива – общий опыт, одинаковые оценки событий.

4 этап развития – этап движения. На этом этапе каждый школьник благодаря усвоенному коллективному опыту сам к себе предъявляет определенные требования, его потребностью становится выполнение нравственных норм. Здесь процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.

Между этапами развития нет четких границ. Последующий этап не сменяет предыдущий, а добавляется к нему.

В ученическом коллективе можно выделить две структуры:

формальную , представляющую собой дифференцированное единство разнотипных первичных коллективов, которая задается извне педагогами,

неформальную , образующую связи и отношения эмоционально-психологического характера (по признаку симпатии, привязанности и др.), которая возникает стихийно.

Каждый учащийся может входить в одну контактную группу, в несколько групп или не входить ни в одну.

Положение ученика в формальной и неформальной структурах может, как совпадать (лидер и хороший товарищ), так и находиться в противоречии (хороший организатор, но никто не хочет проводить с ним свободное время).

Общеучебный коллектив не оказывает непосредственного влияния на каждую личность в отдельности. Такое влияние осуществляется только через первичный коллектив, в котором воспитанники находятся в постоянном деловом и межличностном взаимодействии.

Первичные коллективы могут иметь следующие модификации:

по времени существования – постоянные или временные;

по характеру деятельности – организованные на основе разнообразной деятельности (грппы, отряды и т. п.);

на основе одного вида деятельности (кружки, секции, клубы и т. п.);

по месту жительства;

по возрастному составу – одновозрастные и разновозрастные.

    Профессиональный принцип формирования ученического коллектива в колледже. Пути укрепления коллектива. Влияние мастера на коллектив учащихся на различных стадиях его формирования.

На первом этапе педагог имеет дело с формальным объе­динением детей. В своей классификации А. Н. Лутошкин сравнил такой коллектив с песчаной россыпью. Ведь, как и песчинки в горсти, детей еще ничто не объединяет. Педагог должен взять на себя организационную функцию, предъявить требования, задать правила и нормы взаимоотношений, и самое главное - заинтере­совать детей в совместной деятельности. Об успешном переходе к следующему этапу можно судить по тому, как дети принимают требования педагога, подчиняются дисциплине.Горсть песка пре­вращается в «мягкую глину»: уже «вылепливаются» взаимосвязи, появляются малые контактные группы, и выделяется актив - ини­циативная группа детей.

Второй этап характеризуется тем, что актив берет на себя часть организаторских функций. Педагог помогает освоить управ­ленческие навыки, распределить обязанности в совместной дея­тельности, наладить общение. Для большинства детей коллектив становится привлекательным сообществом, совместно выраба­тываются нормы жизни, рождается общественное мнение. Но еще не всегда деятельность коллектива успешна, иногда он не может самостоятельно справиться с решением коллективных за­дач. Он похож на «мерцающий маяк», а педагог, как смотритель маяка, должен позаботиться о нем, т.е. взять на себя организа­торскую, коммуникативную и коррекционную функции.

На третьем этапе достигается гармоничное сочетание подчинения и руководства, все члены коллектива проявляют вза­имную требовательность, заинтересованность в совместной дея­тельности, переживают за успехи и неудачи коллектива . И взрос­лые, и дети - сотрудники в общем деле. Появляется реальная за­щищенность личности в коллективе, создаются условия для само­реализации личности. Коллектив успешно осуществляет свою дея­тельность. Это - «алый парус», который символизирует сбыв­шуюся мечту и ощущение радости. В классификации-аналогии есть еще один образ: такой коллектив - «горящий факел», по­скольку становится примером для других.

Во всех коллективах создаются свои традиции. Традиции – это такие устойчивые формы коллективной жизни, которые помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают, украшают коллективную жизнь.

Цель, способную увлечь и сплотить коллектив, А. С. Макаренко называл перспективой. Он различал три вида перспектив: близкую, среднюю и далекую.

Близкая цель опирается на личную заинтересованность.

Средняя перспектива заключается в проекте события. Она должна определяться по времени и сложности.

Далекая – отодвинутая по времени, но наиболее социально значимая цель. Система перспективных линий должна пронизывать коллектив. Развитие коллектива в этих условиях протекает естественно.

Макаренко выдвигал принцип параллельного действия.

Каждый член коллектива оказывается под «параллельным» воздействием воспитателя, актива и всего коллектива. Коллектив может наказать провинившихся слишком сурово, поэтому А. С. Макаренко советовал пользоваться осторожно этим принципом.

Черты сформированного коллектива:

1) мажор – постоянная бодрость;

2) ощущение собственного достоинства;

3) дружеское единение членов;

4) ощущение защищенности;

5) активность к упорядоченному действию;

6) сдержанность в эмоциях.

    Диагностика ученического коллектива.

Одной из проблем современного образования является то, что обучение и воспитание не всегда основываются на знании психологии развития ребенка. Конечно, во многих учебных заведениях работают психологи, социальные педагоги, действуют психологические службы.

Однако, каким бы квалифицированным специалистом ни был психолог вашего учебного заведения, он не сможет осуществить индивидуальный подход к каждому из нескольких сотен детей. Его исследования и рекомендации будут носить общий характер.

В этой ситуации большое значение приобретает диагностическая деятельность классного руководителя.

Во-первых, как педагог, он имеет профессиональную психолого-педагогическую подготовку.

Во-вторых, он работает с относительно небольшим количеством детей и встречается с ними ежедневно.

Существует много методической литературы, основываясь на которой классный руководитель может создать свою систему диагностики развития личности учащегося и ученического коллектива. Штатный психолог вашего учебного заведения может выступать в роли координатора и консультанта, а также отслеживать результаты работы и осуществлять необходимую коррекцию.


Система подобных исследований существует далеко не у каждого классного руководителя. Чаще всего они проводятся эпизодически, формально, и не дают ясного представления об особенностях развития отдельного ученика и коллектива в целом. Разработка системы диагностики и работа по ней позволяют классному руководителю не только хорошо узнать детей и проследить их развитие и становление как личностей, но и владеть психологической ситуацией в классе, определять перспективы дальнейшего развития, методы взаимодействия с различными группами учащихся и отдельными учениками.

Здесь исследуются личностные особенности, познавательная сфера, интересы и склонности, место ученика в системе межличностных отношений. Результаты диагностики заносятся в социально-психологический паспорт, который отражает уровень развития ученика на каждом этапе.

Во второй части программы отражено изучение классного коллектива: этапы его формирования, уровень сплоченности и эмоционального единства, характер межличностных отношений.

Данные, отражающие уровень развития коллектива на данном этапе, вносятся в социальный паспорт класса.

Третья часть программы направлена на работу с родителями и педагогами-предметниками. Здесь представлены совместные исследования, педагогические консилиумы, тематика родительских собраний, направленных на повышение психологической компетентности учителей и родителей.

Диагностическая деятельность по программе проводится с учетом следующих условий:

– исследования направлены на выявление особенностей развития каждого ребенка;

– результаты диагностики сравниваются только с предыдущими результатами того же ученика, чтобы выявить степень его продвижения в развитии;

– изучение личности учащегося и ученического коллектива осуществляется на протяжении всех лет обучения;

– определяются перспективы развития ученика и коллектива;

– исследования носят комплексный системный характер;

– диагностика проводится в естественных условиях учебно-воспитательного процесса.

Изучение детей и коллектива проводится не только с помощью специальных психологических методик, но и путем индивидуальных бесед, наблюдений, бесед с родителями, учителями.

ОЦЕНКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Преобладает бодрый, жизнерадостный тон настроения.

    Преобладает подавленное настроение.

    Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии

    Конфликтность в отношениях и антипатии.

    В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение, понимание.

    Группировки конфликтуют между собой.

    Членами коллектива нравится вместе проводить время. Участвовать в совместной деятельности

    Проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности.

    Успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие всех членов коллектива.

    Успехи или неудачи товарищей оставляют равнодушными или вызывают зависть, злорадство.

    С уважением относятся к мнению друг друга.

    Каждый считает свое мнение главным, нетерпим к мнению товарищей.

    Достижения и неудачи коллектива переживаются как свои собственные.

    Достижения и неудачи коллектива не находят отклика у членов коллектива.

    В трудные минуты для коллектива происходит эмоциональное единение «один за всех, и все за одного».

    В трудные минуты коллектив «раскисает», возникают ссоры, растерянность, взаимные обвинения.

    Чувство гордости за коллектив, если его отмечают руководители.

    К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно.

    Коллектив активен, полон энергии.

    Коллектив инертен и пассивен.

    Участливо и доброжелательно относятся к новым членам коллектива, помогают им освоиться в коллективе.

    Новички чувствуют себя чужими, к ним часто проявляют враждебность.

    Совместные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно.

    Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о своих интересах.

    В коллективе существует справедливое отношение ко всем членами, поддерживают слабых, выступают в их защиту.

    Коллектив заметно разделяется на «привилегированных»; пренебрежительное отношение к слабым.

Оценки

3-св-во проявляется в коллективе всегда; 2-св-во проявляется в большинстве случаев; 1-св-во проявляется нередко;

0-проявляется в одинаковой степени и то, и другое свойство.

АТМОСФЕРА в группе (Шкала ФИДЛЕРА)

Ярко

Выражено

Средне

Низко

Плохо

Дружелюбие

Враждебность

Согласие

Несогласие

Удовлетворенность

делами класса

Неудовлетворенност.

Увлеченность

Равнодушие

Взаимная поддержка

Недоброжелательность

Теплота

Холодность

Сотрудничество

Отсутствие сотрудничества

Взаимовыручка

Отсутствие

взаимовыручки

Занимательность

Скука

Успешность

Не успешность

Рассчитывается средний балл для каждого ребенка, для получения информации о его психологическом состоянии в классе и средний балл для каждого отдельного параметра в целом по классу.

Тщательное изучение учащихся и ученического коллектива позволяет проследить весь ход развития личности в процессе воспитания, планировать и целесообразно направлять индивидуальную работу с детьми.

Изучение, знание и правильное использование факторов и закономерностей, формирующих личность ученика, позволяет добиться управляемости этим процессом, прогнозировать и корректировать развитие личности.

Классный руководитель, основываясь на принципах гуманистической психологии, может оказывать помощь ученикам в их учебной деятельности и в общении Конечно необходимо обеспечивать психическую безопасность и комфорт детей, поэтому такая работа должна осуществляться под контролем психолога. Исследовательская деятельность способствует и развитию самого учителя, совершенствованию его отношений с учениками, родителями, окружающими.

Ақмола облысы білім басқармасының

«Туризм және сервис индустриясы колледжі» КММ

Управление образования Акмолинской области

КГУ «Колледж индустрии туризма и сервиса»

Доклад

на тему:

« Формирование ученического коллектива. Педагогическое руководство ученическим коллективом. »

Выполнила: Колесник А.И.

Понятие «коллектив»

«Коллектив» (от лат. collectives - собирательный) рассмат­ривается как социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ори­ентации, совместной деятельности и общения» 1 .

"Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. - М., 1993. - Т. 1. - С. 450.

Коллектив как психолого-педагогическое явление в научней и методической литературе понимается различно. В одном слу­чае под коллективом понимают любое организованное объедк нение людей, в другом - высокую степень развития группы.

От того, как индивид становится элементом социальной орге яизации, включается в общество, зависит, с одной стороны, формирование способности социальной организации влиять го личность, с другой - формирование способности личности под даваться влиянию других.

Большую роль в социальном становлении учащихся призва кк сыграть отношения, складывающиеся у них со сверстника­ми. Именно в процессе развития групповых отношений фор­мируются условия, при которых более успешно протекает про­цесс социализации молодых людей. От того, какие отношения сложились у учащихся со своими товарищами, с педагогами, зависит возможность, с одной стороны, адаптации учащихся, с другой - раскрытие его потенциалов, сохранение его авто-псмности. Включение учащихся в различные социальные общ нести (класс, клубы, объединения; коллектив, сообщества, ор"."анизации, производственная бригада) создает условия для? реальных социальных проб учащихся, которые формируют го-тэвность к вхождению в различные социальные структуры, разнообразные типы социальных отношений.

Необходимо четко понимать, что различные отношения со­здают разные группы. Это могут быть группы как сплоченные так и несплоченные. Сплочение групп также происходит hp рапной основе. В результате интеграции могут возникнуть труп им социальной и асоциальной направленности, различного уровня деятельности опосредования.

Группы отличаются друг от друга и таким признаком, как доминирующий фактор сплочения. Факторами могут быть об-щх:е интересы членов группы, стремление приспособиться з специфических условиях, авторитет лидера, наличие соци альных норм, принимаемых всеми членами группы, и т. д. 3 зависимости от каждого фактора группа имеет свою траекто­рию развития и то качество, которое отличает одну сплочен кую группу от других.

В педагогической практике часто сплочение рассматрива­лось как единственный признак коллектива, Случается, что всякое сплочение, даже на основе антигуманных норм отноше з«й, рассматривается отдельными педагогическими работни ш .ми как позитивное явление. Это происходит из-за того, что

организаторские задачи они считают более значимыми, чем воспитательные, а манипулирование сплоченной группой осу­ществлять значительно легче.

Работа с группой может рассматриваться в двух плоскостях. С одной стороны, речь идет о том, что, оказывая воспитатель­ное влияние на учащихся, учитель, классный руководитель, администратор должен учитывать специфику класса, особен­ности его сплочения, а с другой стороны, стремиться к тому, чтобы сплочение группы происходило достаточно демократич­но, на основе гуманистических норм отношений, т.е. создавал­ся воспитательный коллектив.

Как считал Л.И.Уманский, самое существенное качество группы, уровень ее социально-психологической зрелости, пре­вращает ее в группу-коллектив. В своих работах он выделяет критерии развития группы.

Первый из них - групповая направленность, под которой понимается социальная ценность принятых группой целей, мотивов деятельности, групповых норм. Основой группового сознания, определяющего направленность группы, является гуманность принимаемых группой норм отношений. В случае наличия устойчивых антигуманных норм (жесткости, недобро­желательности, обмана и т.п.) группа становится асоциальным объединением. Особую роль в формировании социальных норм играет социальная позиция лидера группы.

Вторым критерием развития первичного коллектива являет­ся способность группы к самоуправлению (самоуправляемость).

К третьему критерию относится подготовленность группы к совместной деятельности. Необходимо подчеркнуть зависи­мость этой подготовленности от особенностей самой деятель­ности - ее сложности, профессионального характера, уровня творчества, вида, формы и т. д.

Необходимо сказать еще о трех взаимосвязанных показате­лях развития группы: интеллектуальной, эмоциональной и волевой коммуникативности. Интеллектуальная коммуника­тивность - это процесс межличностного восприятия и установ­ления взаимопонимания, нахождения общего языка, способ­ность членов группы понимать друг друга с «полуслова». Эмо­циональная коммуникативность - это межличностные связи эмоционального характера, которые в большей степени харак­теризует народная мудрость: «Разделенная радость - две ра­дости, разделенное горе - полгоря». Волевая коммуникатив­ность - это способность группы противостоять трудностям и

препятствиям, ее стрессоустойчивость, надежность в экстре­мальных ситуациях 1 .

Нельзя говорить о непрерывном прогрессивном развитии группы как коллектива, в ее развитии всегда имеются спады и подъемы, встречаются временные «болезни», ведущие к конф­ликтным ситуациям, к негативному развитию отношений.

Реализация воспитательных функций коллектива

Коллектив как социальный феномен характеризуется нали­чием единой общественно значимой цели, совместной деятель­ности по ее реализации, отношений взаимной зависимости и ответственности при равенстве членов в правах и обязанностях, связи со средой, другими коллективами. Концепция коллек­тива, разрабатываемая под руководством Л.И.Новиковой, рас­сматривает ученический коллектив в рамках целостной воспи­тательной системы как механизм, обеспечивающий педагогам переход управляемых сфер деятельности в сферу отношений.

Коллектив необходимо представлять как развивающийся социальный организм, развитие которого существенно зависит от характера отношений его членов в процессе организации деятельности и общения.

Воспитательная работа предполагает:

Рассмотрение коллектива в качестве педагогического средства, своеобразного инструмента, который надо со­здать, чтобы использовать в воспитании всех и развитии каждого в отдельности, при этом он выступает как объект и как субъект воспитания;

Выделение целеполагания как вида деятельности коллек­тива, детерминирующего развитие субъектности входя­щих в него детей;

Представление о взаимодействии ребенка и коллектива как о процессе двустороннем: идентификации ребенка в коллективе и обособлении его в коллективе («быть со все­ми» и «оставаться самим собой»),

В ученическом коллективе можно выделить формальную и неформальную структуры. Первая задается извне педагогами, вторая возникает стихийно. Формальная структура представ­ляет собой дифференцированное единство разнотипных первич­ных коллективов. Чаще всего типы коллективов выделяют в соответствии с теми функциями, которые они выполняют. Не-

1 См.: Уланский Л. И. Психология организаторской деятельности школьни­ков. - М., 1980.

формальную структуру образуют связи и отношения эмоцио­нально-психологического характера. По признаку симпатии, привязанности образуются малые контактные группы.

Каждый учащийся может входить в одну контактную груп­пу, в несколько контактных групп, не входить ни в одну. В по­следнем случае он не всегда оказывается «изгоем», так как, не являясь членом контактной группы в коллективе, ребенок мо­жет входить в контактные группы вне его.

Положение ученика в формальной и неформальной струк­турах может совпадать (лидер и хороший товарищ), находить­ся в противоречии (хороший организатор, но никто не хочет проводить с ним свободное время).

В связи с тем что функции разнотипных коллективов разно­образны и каждый из них как воспитательный феномен ока­зывает своеобразное педагогическое воздействие на личность, можно утверждать, что, чем в большее количество коллекти­вов включен учащийся, тем более значительный воспитатель­ный эффект следует ожидать (очевидно, при условии педаго­гически целесообразно организованной деятельности этих кол­лективов).

Наиболее значимой нам представляется задача развития первичных коллективов, которые должны являться объектом педагогического влияния. В школе наиболее устойчивой струк­турой, на которую возможно оказать такое влияние, является класс.

Для развития коллектива класса важна реализация комп­лекса однородных задач, решаемых классными руководителя­ми в своей педагогической деятельности, которые можно на­звать функциями управления коллективом. Среди них можно выделить целевые и процедурные функции, обеспечивающие реализацию поставленных педагогом целей.

Исходя из того, что перед педагогом стоит цель обеспечить благоприятное для каждого развитие отношений в коллекти­ве, в качестве целевых функций можно выделить следующие: формирование гуманистических норм отношений, организаци­онное сплочение коллектива, создание условий для адаптации и самореализации каждого учащегося в системе коллективных отношений, стимулирование лидерства, создание благоприят­ной эмоциональной атмосферы.

К процедурным функциям можно отнести следующие: ди­агностика уровня развития коллектива и отношений в коллек­тиве, организация деятельности, подготовка организаторов.

В соответствии с современными подходами к пониманию взаимоотношений коллектива и личности группа по отноше­нию к учащимся реализует следующие задачи:

Коррекция различных влияний на учащегося, которые он испытывает как в школе, так и вне ее;

Компенсация недостаточных возможностей самореализа­ции учащегося в других объединениях;

Социальная защита учащегося от неблагоприятных фак­торов окружающей социальной среды.

Считается, что реализация этих задач возможна при нали­чии в школе достаточно развитой воспитательной системы.

Коллектив школы имеет свою специфику и свои законы раз­вития. Можно рассматривать общешкольный коллектив как систему, состоящую из двух составляющих: ученического и педагогического коллективов. Если в первичном коллективе основными являются межличностные отношения, то в обще­школьном реализация воспитательных функций во многом за­висит от межгрупповых отношений, которые складываются как между формальными, так и неформальными группами. Развитие зависит от того, как обеспечивается взаимодействие этих групп.

Формирование общешкольного коллектива - сложный и, как правило, длительный процесс. В своем развитии коллек­тив проходит несколько стадий (этапов). Для выделения этапа надо определить критерии, по которым процесс развития кол­лектива можно разделить на стадии. Здесь существует несколь­ко подходов.

Развитие коллектива связано с преодолением ряда противо­речий:

1) между коллективом и отдельными школьниками или группами школьников, опережающими его в своем развитии или, наоборот, отстающими от его развития;

2) между перспективами коллектива и перспективами его членов;

3) между нормами поведения, принятыми в коллективе, и нормами, стихийно сложившимися в отдельных его группах;

4) между отдельными группами учащихся с различными ценностными ориентациями.

Для развития общешкольного коллектива наряду с преодо­лением перечисленных противоречий важно наличие интегри­рующих «импульсов», которыми могут быть совместные дей­ствия всего коллектива (программы, праздники, акции, пре­одоление возникших трудностей). Необходимо учитывать тот

факт, что интегрирующими являются не только общие цели, но и действия по их достижению. Еще А.С.Макаренко заметил необходимость наличия у коллектива близких, средних и даль­них перспектив.

Вторым условием является динамичность структуры кол­лектива, которая позволяет развивать не только межгруппо­вые, но и межличностные отношения. В этом плане большую роль могут сыграть разновозрастные объединения по инте­ресам, творческие группы, состоящие из учащихся разных классов.

Большое значение для развития общешкольного коллекш-ва имеет сотрудничество педагогов и учащихся. Отход от тра­диционной тоталитарной педагогики, от автократических ме­тодов управления ученическими коллективами требует суще­ственного пересмотра педагогических средств, форм и методов работы, которые прежде всего стимулируют активность школь­ников, обеспечивают самоорганизацию ученических коллекти­вов. Очень важно создать в коллективах учебных заведенкй обстановку взаимного доверия и взаимопомощи, взаимной от­ветственности.

Только при условии, что все члены коллектива хорошо зна­ют свои права и обязанности, полномочия и грани ответствен­ности, возможна оптимизация управленческих воздействий яа коллектив.

Будучи ориентированным на самостоятельную деятель­ность, наделенным соответствующими правами и гарантиями, каждый педагог или учащийся получает возможность реали­зовать себя в конкретной деятельности, что способствует его творческому и социальному росту. Оказанное доверие создает такую систему мотиваций, при которой в процессе реализации управленческих функций как субъект, так и объект управле­ния получают удовлетворение. Решение о делегировании пол­номочий и ответственности только тогда будет не формальным, а осознанным, воспринятым обеими сторонами, когда оно при­нимается не на основе волевого решения, а с согласия подчи­ненного путем коллективного обсуждения.

Основной зада"чей педагогического влияния на класс являет­ся обеспечение включенности учащихся в деятельность на осно­ве отношений «ответственной зависимости» (термин А.С.Макаренко). Такая включенность позволяет, с одной сторо­ны, обеспечить интеграционные процессы в группе, с другой - обеспечить сопричастность каждого учащегося к решению груп­повых проблем.

Особое значение для формирования коллективных отноше­ний имеет развитие самоуправления в ученическом коллек­тиве.

Развитие детского самоуправления

В школе должна быть создана обстановка, при которой каж­дый учащийся ощущает сопричастность к решению главных задач, стоящих перед педагогами и учащимися. В этом плане важную роль призвано сыграть участие детей в управлении сво­им коллективом. Развитие самоуправления помогает им почув­ствовать всю сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить свои возможности в реали­зации лидерских функций.

Задачи, которые традиционно ставили педагоги, развивая самоуправление, были самые разные. Авторитарная педагоги­ка основными из них считала: включение учащихся в решение педагогических задач, укрепление дисциплины силами уча­щихся, освобождение педагогов от ряда управленческих функ­ций. Основанием для этого было выполнение школой социаль­ного заказа на формирование послушной конформистской лич­ности.

Новый подход к пониманию сущности развития самоуправ­ления предполагает создание условий для социального станов­ления учащихся. Это обеспечивается включением их в реше­ние сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Через свое участие в решении проблем школьни­ки вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоле­ния сложностей социальной жизни. От отношения детей к це­лям совместной деятельности зависит их позиция в решении управленческих проблем.

Ученическое самоуправление - форма организации жизне­деятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей.

Между целями и содержанием деятельности коллектива и отношением к ним каждого школьника возникает основное противоречие, которое можно разрешить, сформировав груп­повой мотив группового действия, когда учащиеся видят, что» удовлетворение потребностей зависит от достижения этой цели.

На схеме 2 представлена модель развития самоуправления в ученическом коллективе. Суть такого рйейития в циклично­сти этого процесса.

Педагог, поставив цель перед ученическим коллективом, как правило, стремится к тому, чтобы она обязательно была им принята. Добившись этого, он часто сам становится организа­тором ее реализации, выдвинув в качестве единственно возмож­ного свой вариант ее достижения.

Самоуправление развивается только тогда, когда учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути ре­шения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового дей­ствия.

Подведение итогов, групповая рефлексия позволяют подве­сти учащихся к новой цели совместной деятельности, при этом на последующих этапах с каждым циклом они все самостоя­тельнее определяют цель, реализуемую впоследствии детским коллективом, Эта цикличность отражена в модели развития самоуправления, изображенной на схеме 2.

Формы организации воспитательной деятельности разнообразные:

воспитание в процессе обучения;

внеурочная деятельность;

внутриклассная деятельность;

межклассная деятельность;

внеклассная деятельность;

участие в работе творческих объединений;

массовая, общешкольная;

работа с семьей и общественностью.

Эти формы реализовываются в виде творческих дел, воспитательных мероприятий, прежде всего, это система школьных традиций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы работы педагога по сплочению ученического коллектива

Коллектив выступает как важная форма организации воспитания, как мощный педагогический инструмент.

Развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в коллективе и через коллектив, что является одной из важнейших закономерностей воспитания. Осмысливая важность этой закономерности, следует иметь в виду два следующих положения.

Первое из них состоит в том, что важной целью воспитания является

формирование личности в духе коллективизма, развития у нее товарищеских черт и качеств. Указанная цель может быть достигнута только при условии, что личность будет воспитываться в хорошо организованном и здоровом в социальном и духовном отношениях коллективе.

Второе положение связано с тем, что воспитание не может быть ограничено лишь личным влиянием педагога на каждого воспитанника. Оно обязательно должно подкрепляться разносторонним влиянием коллектива, который не только обеспечивает свободу и защищенность личности, но и выступает как носитель здоровой морали и аккумулирует в себе богатство нравственных и художественно - эстетических отношений. Поэтому в процессе социально-педагогической работы необходимо создавать здоровый и сплоченный воспитательный коллектив и умело использовать его для разностороннего развития личности. Без такого коллектива трудно рассчитывать на высокую эффективность воспитания.

Ученический коллектив - группа учеников, объединения общей целью, деятельностью, организацией этой деятельности.

Для работы педагога по созданию коллектива учащихся большое значение имеет правильное представление о том, что следует понимать под словом "коллектив" и какой коллектив выступает фактором развития и воспитания учащихся.

На основе анализа своего опыта А.С. Макаренко определил, что коллектив - это такая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения. Поэтому к основным характерным признакам коллектива относятся:

наличие общественно значимых целей;

их последовательное развитие как условие и механизм постоянного движения вперед;

систематическое включение воспитанников в разнообразную социальную деятельность;

соответствующая организация совместной деятельности;

систематическая практическая связь детского коллектива с обществом;

наличие положительных традиций и увлекательных перспектив;

атмосфера взаимопомощи, доверия и требовательности;

развитые критика и самокритика;

сознательная дисциплина.

Важно иметь в виду, что признаки, характерные для развитого коллектива, возникают не сразу и не автоматически. Выделяют три воспитательные функции коллектива:

организационную - детский коллектив становится объектом управления своей общественно полезной деятельностью;

воспитательную - детский коллектив становится носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений;

стимулирующую - коллектив способствует формированию нравственных стимулов всех общественно полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения.

В развитии коллектива особая роль принадлежит совместной деятельности. Это определяет, во-первых, необходимость вовлечения всех учащихся в разнообразную и содержательную в социальном и нравственном отношении коллективную деятельность, а во-вторых, необходимость такой ее организации и стимулирования, чтобы она сплачивала и объединяла воспитанников в работоспособный самоуправляемый коллектив. Деятельность воспитанников должна строиться с соблюдением ряда условий, таких, как умелое предъявление требований, формирование здорового общественного мнения, организация увлекательных перспектив, создание и умножение положительных традиций коллективной жизни.

Общественное мнение в коллективе - это совокупность тех обобщенных оценок, которые даются в среде воспитанников различным явлениям и фактам коллективной жизни. Характер и содержание общественного мнения, его зрелость можно выявить, только наблюдая воспитанников в реальных условиях жизнедеятельности или посредством создания ситуаций свободного выбора. Принято выделять два основных пути формирования общественного мнения в коллективе: налаживание практической деятельности; проведение организационно-разъяснительных мероприятий в форме бесед, собраний, сборов и т.п. Если организуется содержательная деятельность школьников с активным участием всех, они не только переживают радость успеха, но и приучаются критически относиться к недочетам и стремятся к их преодолению. При наличии принципиальных, здоровых отношений между учащимися всякое воздействие на коллектив оказывает влияние на его членов и, наоборот, воздействие на одного ученика воспринимается другими и как обращение к ним.

Процесс формирования коллектива требует постоянной и систематической работы, как коллектива педагогов, так и самих учащихся.

Эта работа связана, прежде всего, с реализацией следующих психолого-педагогических условий:

поддержанием благоприятного социально-психологического климата в коллективе;

учетом личностных особенностей каждого учащегося;

реализацией отношений сотрудничества педагога и коллектива учащихся;

использованием форм и методов, позволяющих поставить учащихся в активную позицию в процессе коллективной деятельности.

Реализация этих условий предполагает построение системы работы с коллективом, которая может включать в себя различные формы организации внеучебной деятельности. Такие, как:

специально подобранные тренинговые занятия, которые ориентированы на улучшение групповой атмосферы, получение дополнительной информации учащимися друг о друге, на сплочение коллектива, установление прочной обратной связи, повышение активности членов коллектива;

деловые игры, главная цель которых - выработка совместного коллективного решения, вовлечение всех членов коллектива в дискуссию;

Формирование коллектива будет тем эффективнее, чем полнее учитываются особенности коллектива и возможности его самоуправления с учетом той стадии развития, на которой он находится. Этот процесс протекает в два этапа:

сбор информации о коллективе и входящих в него членах;

2) организация адекватных его состоянию воздействий, главная цель которых - оптимизация влияния коллектива на личность каждого отдельно взятого члена и совершенствование коллектива.

Коллектив - это не просто система, это, прежде всего динамическая система. Он постоянно меняется, развивается, крепнет.

Одним из кардинальных вопросов в процессе формирования коллектива учащихся является коррекция психологического климата в нем. В данном случае можно говорить об основных (традиционных) и специальных (вспомогательных) средствах управления психологическим климатом. К основным средствам относятся: материально-бытовые условия, четкая организация учебно-воспитательного процесса, направленность деятельности коллектива, единство требований, перспективы коллектива, традиции коллектива, характер руководства коллективом, соответствие формальной структуры неформальной структуре коллектива, стиль взаимоотношений и другие.

Формы работы педагога определяются исходя из педагогической ситуации, сложившейся в школе и в данном классе, традиционного опыта воспитания; степень педагогического воздействия - уровнем развития личностей обучающихся, сформированностью классного коллектива как группы. Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы, экскурсии, конкурсы, общественно полезный и творческий труд, художественно - эстетическая деятельность, ролевой тренинг.

Групповые занятия - тренинги по формированию сплоченности коллектива являются своеобразным мостиком в личностном развитии, который обеспечивает преемственность прошлого и будущего в настоящем.

Формы организации воспитательной деятельности разнообразные:

воспитание в процессе обучения;

внеурочная деятельность;

внутриклассная деятельность;

межклассная деятельность;

внеклассная деятельность;

участие в работе творческих объединений;

массовая, общешкольная;

работа с семьей и общественностью.

Эти формы реализовываются в виде творческих дел, воспитательных мероприятий, прежде всего, это система школьных традиций.

Традиционные общешкольные праздники: День знаний, День Учителя, Посвящение в ученики (первоклашек), пятиклассники и старшеклассники, Новогодний марафон, День Победы, Прощание с начальной школой, Последний звонок, Выпускной вечер.

Групповая сплоченность проявляется в создании единой социально-психологической общности людей, входящих в группу, и предполагает возникновение системы свойств группы, препятствующих нарушению ее психологической целостности.

Сплоченность коллектива создается и проявляется в процессе общения, на фоне которого реализуются групповые потребности, возникают и разрешаются межличностные и групповые конфликты.

Список литературы

  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под. ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991.
  2. Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. /И.П. Иванов - М., 1984.
  3. Кабуш В.Т. Открытые воспитательные системы, проблемы и пути решения. - Минск, 1995.
  4. Каменская Е.Н. Ученическое самоуправление в общеобразовательном учреждении. - М., 2008.
  5. Каракоеский В.А. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. - М., 1996.

Тема 1.4. Формирование ученического коллектива.

Коллектив (от лат. Collectives – «собирательный») рассматривается как социальная общность людей, объдиненных на основе общественно значемых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения. Коллектив как психолого – педагогическое явление в научной и методической литературе имеет разные трактовки: в одном случае коллектив – это любое организованое объдинение людей, в другом – высокая степень развития группы.

Главными функциями коллектива являются: предметная функция – непосредственное осущетвление той или иной задачи, достижение той иной цели, ради которой возник и существует коллетив; социально – воспитательная функция – обеспечение сочетания общественных и индивидкальных интересов на основе сполочения членов коллектива вокруг общей идеи и предоставление каждому свободы волеизъявления и активного учатия в принятии коллективных решений. В педагогической литературе коллективом называется объдинение воспитаников (участников), отличающееся рядом важных признаков:

- Общая социально значимая цель . Цель коллектива обязательно совпадает с общественными целями, поодерживается обществом и государством, не противоречит господствующей идеологии, конституции и закон государства.

- Общая совместная деятельность для достижения поставленой цели, общая организация этой деятельности. Люди объдиняются в колективы для того, чтобы совместными усилиями быстрее достичь определеной цель. Для этого каждый член коллектива обязан активно участвовать в совместнеой деятельности, должна бять общая организация деятельности.

- Отношения отвественой зависимости. Между членами коллектива устанавливаются специфические отношения, отражающие не только единство цели и деятельности (рабоче сполчение), но и единство связанных с ними переживаний и оценочных суждений (моральное единение).

- Общий выборый руководящий орган. В коллективе устанавливаются демократические отношения. Оргнаны упраления коллективами формируются при прямом и открытом избрании наиболее авторитетных членов колектива.

Ученический коллектив это группа учеников, объединенная общей социально значимой цлью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы и отличающаяся сплоченостью, общей ответственостью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях.

Первичный коллектив – колектив, в котором воспитаники находятся в постоянном деловом и межличностном взаимодействии. Различают постоянные и временные формы первичного колектива. По характеру деятельности первичные коллективы можно разделить на органихованные на основе разнообразной деятельности (классы, отряды, группы); организованные на основе какого – то одного вида деятельности (кружки, секции, клубы и т. п.); организованные на основе игровой и других видов деятельности по месту жительства. По возрастному составу первичные коллективы могут быть одновозрастные и разновозрастные.

Органы управления коллективом.

Успешное функционирвание ученического колектива требует наличия в нем органов, координирующих и напрвляющих деятельность членов колектива по достижению общих целей. Для решения оперативных задач формируется актив и избирается старосто и профорг. Они составляют ядро группы.

Староста учебной группы избирается собранием группы сроком на один учебный год из наиболее авторитетных учащихся и утверждантся директором учебнеого заведения. Староста работает под руководлством мастера производственного обучения и о своей работе отчитывается перед общим собрание группы. На старосту группы возлагаются следующие обязанности: оказание помощи мастеру и преподователям в подготовке и проведении занятий; обеспечение соблюдения учащимся правил внутренего распорядка. Вместе с профоргом группы староста проводит работу по воспитанию и сплочению ученического колектива.

Актив группы решает следующие задачи: повышения успеваемости, оказания помощи отстающим, подготовка к экзаменам, укрепление дисциплины, благоустройство учебного заведения, проведение культурно – массовых мероприятий, подготовка к общим собраниям, работа стенной печати и др. Создание актива – это первый шаг на пути организации крепкого, сплоченого ученического коллектива.

Образовательное учреждение не может не учитывать влияние на воспитание учащихся различных социальных институтов. Среди них особое место занимают объединения учащихся: любителей музыки, участников художественной самодеятельности, членов спортивных секций, клубов по интересам и т. д. Объединение классифицируются по времени существования (временые и постоянные), по форме управления (неформальные объдинения, клубы, юношеские организации) и по содржанию деятельности общественно – политические, религиозные, патриотические, позновательные и др.). По содержанию объединения могут быть, например, трудовыми , решающими задачи зароботка. Досуговыми объединения прелполагают решение задач развития способностей и склонностей обучающихся, предоставления им возможгности для общения, самовыражения и самоутверждения.

В развитии воспиательного коллектива А. С. Макаренко закономернын считал переход от категорического требования педагога к членам коллектива до свободного требования каждой личности к себе на фоне требований коллектива.

На первом этапе развития коллектива в качестве средства, спалачивающего учащихся, должно выступать единичное требование педагога.

На втором этапе основные требования доджен предъвлять актив. Педагогу на этом этапе необходимо отказаться от злоупотребления прямыми требованиями, напрвлеными непосредственно к каждому воспитанику.

На третьем этапе требования предъявляет поддерживаемый активом и педагогом сам коллектив, инициирующий собственное развитие и развитие своих членов.

Педагогическое руководство ученическим коллективом

Коллектив непрерывно меняется, потому что непрерывно меняются люди, его образующие. Упралять ученическим коллективом – это значит управлять процессом его функционирования, испоьльзовать коллектив в качестве инструмента воспитания школьников с учетом той стадии развития, на котрой он находится. Управление будет тнм эффективнее, чем полнее учитываются особенности коллектива и его возможности самоуправления. Управление ученическим коллективом осуществляется как два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса: 1) сбора информации об ученическом коллективе и входящих в него школьниках; 2) организации адекватных его состоянию воздействий, имеющих целью совершенствовать сам коллектив и оптимизировать влияние его на личность каждого отдельного ученика (А. Т. Куракин)



В практике педагогического управления коллективом школьников необходимо соблюдать следующие важные правила:

1. Разумно сочетать педагогическое руководство с естественным стремлением учеников к самостоятельности, независимости. Желанием проявить свою инициативу и самодеятельность. Не подавлять, а умело напрвлять активность ребят, не командовать, а сотрудничать с ними.

2. Коллектив – динамическая система, он постоянно изменяется, развивается, крепнет. Поэтому педагогическое руководство им также не млжет остоваться неизменым. Начиная как единоличный организатор коллектива на первой стадии его развития, педагог по мере развития коллектива постепенно меняет тактику управления, развивает демократию, самоуправление, общственное мнение и на высших стадиях развития коллектива вступает в отношения сотуднечества с воспитаниками.

3. Высокой эффективности коллективного воспитания классный руководитель добивается лишь тогда, когда он опирается на коллеектив учителей, работающих в этом классе, включает коллектив класса в общешкольную деятельность и сотруднечество с другими коллективами, держит тесную и постоянную связь с семьей.

4. Формализм – злейший враг воспитания. Перестройка управления колективом заключается не только в пересмотре целей и содержания коллективистского воспитания, которые обретают личностную направленость, но также и в смене объекта педагогического управления.

5. Показатель правильного руководства – наличие в коллективе общего мнения по важнейшим вопросам жизни класа. Коллектив усиливает и ускоряет формирование необходимых качеств: пережить все ситуации каждый воспитаник не может, опыт товарища, коллективное мнение должны убедить его и выроботать необходимую линию общественного поведения.

6. Демократизация воспитания не означает упразнения контроля за выполненем членами коллектива своих обязанностей. Оправдывает себя испытания в учебных заведениях вертикально – горизонтальная структура контроля и коррекции.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: