Вознесенского. Основные темы и проблемы ранней поэзии А

Вознесенской Андрей Андреевич (1933-2010) – советский и российский поэт, архитектор, художник и публицист. Один из самых известных поэтов-«шестидесятников» Советского Союза, за своё творчество был награждён в 1978 году Государственной премией СССР и в 2010 году Премией Правительства Российской Федерации (посмертно). В 1996 году во время проведения Парижского фестиваля «Триумф» французской газетой «Нувель обсерватер» Вознесенский был признан «самым великим поэтом современности».

Родители и детство

Андрей появился на свет в Москве 12 мая 1933 года. Его отец, Вознесенский Андрей Николаевич, 1903 года рождения, по профессии был инженером-гидротехником, работал на должности директора ведущей российской организации, которая занималась проектированием водохозяйственных и гидротехнических сооружений (Гидропроект). Андрей Николаевич также имел звания профессора и доктора технических наук, работал в Институте водных проблем Академии Наук СССР, принимал непосредственное участие в строительстве Ингурской и Братской гидроэлектростанций. Имел звание Заслуженного деятеля науки и техники Узбекской ССР.

По отцовской линии у Андрея Вознесенского был прадед – архимандрит, настоятель Муромского Благовещенского собора на Посаде, Андрей Полисадов. По национальности прадед был грузин, его взяли в заложники русские во время покорения Кавказа и увезли с собой в город Муром, где определили в монастырь. Прадед потом окончил семинарию, вступил в брак с русской женщиной и получил церковную фамилию – Вознесенский.

Мама, Вознесенская Антонина Сергеевна (девичья фамилия Пастушихина), 1905 года рождения, происхождением она была из Владимирской области.

У Андрея была ещё старшая сестра Наташа.

Неподалёку от Владимира на реке Киржач расположен одноимённый городок. Здесь, на маминой родине, и прошло детство будущего поэта. Когда началась война, Андрюша с мамой были эвакуированы за Урал в город Кургану, где их приютила у себя семья машиниста. В 1941-1942 годах Андрей учился в Кургане в школе № 30. Через много лет он вспоминал этот город: «Эвакуация забросила нас в ужасную дыру, но какой же эта дыра была доброй!»

Из эвакуации Андрюша с мамой вернулись в Москву, где он пошёл в одну из старейших школ города (сейчас это учебное заведение № 1060). Эту школу в своё время окончил знаменитый режиссёр Андрей Тарковский.

Юность

С раннего детства мальчик проявлял огромную любовь к сочинительству и рисованию. О своих детских стихах Андрей никогда не рассказывал, а вот произведения юности он отважился показать своему любимому поэту Борису Пастернаку. Парнишка отправил тетрадку со своими сочинениями великому литератору, а тот пригласил юношу в гости прямо к себе домой. Вознесенский был очень поражён, когда гений поэзии встретил его в коридоре коммунальной квартиры в свитере с дырявым рукавом.

Потом между ними завязалась переписка. Борис Леонидович ответил четырнадцатилетнему парню, что, несмотря на молодость, он ворвался в литературу стремительно и бурно. И эти, на первый взгляд незначительные письма, соединили двух поэтов – одного начинающего, совсем молодого, а второго опытного, можно сказать, мэтра. Их дружба продолжалась до самой смерти Пастернака.

Однажды Борис Пастернак сказал Андрею, что ему всегда нравилась его манера выражать свои мысли, думать и видеть окружающий мир, но мэтр литературы не ожидал, что Вознесенской будет услышан и признан обществом так скоро. Пастернак был рад, что ему удалось дожить до этого времени – периода признания Вознесенского как поэта.

Можно сказать, Пастернак таким образом благословил молодого Вознесенского на великое литературное будущее. Тем не менее сам же и отговорил парня от поступления в литературный институт. Пастернаку казалось, что юное дарование могут там испортить, и вообще мужчине лучше иметь более серьёзную профессию в жизни, чем поэт. Так в 1952 году Андрей после окончания школы поступил в Московский архитектурный институт. Отучился, как положено, пять лет и в 1957 году получил диплом архитектора.

Творчество

По полученной специальности Вознесенскому работать не довелось, его жизнь уже полностью принадлежала искусству. С того времени и навсегда Андрей стал человеком двух профессий. Однако многие критики впоследствии отмечали, что именно архитектурное высшее образование повлияло на творчество Вознесенского. Его называли изобретателем в поэзии, а в стихах всегда можно было уловить игру, конструкции, архитектурное мышление. Вряд ли найдутся любители поэзии, которые не знают его знаменитых «сортиров рококо» и «коровников в амурах».

В 1958 году были опубликованы его первые стихи, которые отличались своеобразным стилем. Лирика Вознесенского была экстравагантной, звуковые эффекты и ритмическая система в них усложнялись. Яркие стихи молодого поэта, которые печатали в периодических изданиях, не остались незамеченными.

А уже в 1959 году, после того как напечатали его поэму «Мастера», имя поэта Андрея Вознесенского стало всенародно известным. Признание миллионов читателей было получено. Вознесенский стал ярким представителем нового поколения поэтов. Началась эра «шестидесятников», которые творили и мыслили свободно.

В Москве на Новой площади в Политехническом музее стали организовываться литературные вечера. Там читали свои стихи Вознесенский, Окуджава, Рождественский, Евтушенко, Ахмадуллина. Залы набивались полные. Они не могли вмещать всех желающих слушать поэзию нового поколения. Поэты стали выступать на стадионах, где собирались многотысячные аудитории.

1960 год ознаменовался выходом сразу двух поэтических сборников Вознесенского «Мозаика» и «Парабола». В культурной жизни СССР это стало очень ярким событием. В советскую официальную литературу его стихи не вписывались, критики только и делали, что разносили поэзию Вознесенского в пух и прах.

В 1963 году разразился его знаменитый скандал с Н. С. Хрущёвым. В Кремле проходила творческая встреча, и Вознесенский должен был выступать. Свою речь он начал с заявления, что не является членом Коммунистический партии, как и его любимый поэт Владимир Маяковский. На что Хрущёв предложил Андрею Вознесенскому убираться вон, и если необходимо, то даст указания для подписания ему заграничного паспорта.

Возможно, в другое время и для другого поэта, это был бы крах всего творческого пути. Но не для Вознесенского, народу нужны были его стихи. Книги поэта расходились огромными тиражами.

Также сильно его творчество любили за границей. Он очень много и часто ездил с выступлениями в Польшу, Болгарию, США, Австрию, Италию, Великобританию, Канаду, Францию. Среди поклонников поэзии Вознесенского Роберт Кеннеди, Пабло Пикассо, Аллен Гинзберг, Мартин Хайдеггер, Артур Миллер, Жан-Поль Сартр, Мэрилин Монро, Пьер Карден, Жаклин Кеннеди, Марк Шагал, Рональд Рейган.

Около двух десятков поэтических сборников вышло из-под пера Вознесенского. В 1993 году фурор произвёл его безразмерный молитвенный сонет «Россия воскресе», который был напечатан в журнале «Дружба народов».

Самым известным его произведением, которое было поставлено на театральных подмостках, стала любимая во всём мире рок-опера «Юнона и Авось». Эта постановка – визитная карточка труппы московского театра «Ленком». В мировой известности этой оперы немалая заслуга Вознесенского. И не только в том, что они вместе с композитором Алексеем Рыбниковым написали потрясающие стихи и музыку. Вознесенский хорошо дружил со знаменитым модельером Пьером Карденом, который помог организовать постановки «Юноны и Авось» в Париже, Нью-Йорке и других крупнейших городах мира.

В театре на Таганке в виде песен и стихов ставили его поэтический цикл «Антимиры», музыку к которым писали Борис Хмельницкий, Владимир Высоцкий. Это было что-то типа творческого вечера Вознесенского, где в первом отделении его стихи читали актёры театра, а во втором он сам.

На стихи Вознесенского написано очень много популярных эстрадных песен, которые исполняли именитые советские певцы. Самые известные из них:

  • «Песня на «бис», «Миллион алых роз» (Алла Пугачёва);
  • «Вальс при свечах» (Сергей Никитин);
  • «Верни мне музыку», «Особый друг», «Начни сначала» (София Ротару);
  • «Затмение сердца» (Валерий Леонтьев);
  • «Ода сплетникам» (Владимир Высоцкий);
  • «Не возвращайтесь к былым возлюбленным» (Галина Беседина и Сергей Тараненко);
  • «Плачет девочка в автомате» (Евгений Осин).

Личная жизнь

Непродолжительные отношения были у Вознесенского с поэтессой Беллой Ахмадуллиной после того, как она ушла от своего первого супруга Евгения Евтушенко.

В 1964 году Андрей женился на Зое Богуславской. До конца жизни она была его Музой и Озой (так он называл Зою). Это была необыкновенная любовь. Богуславская была старше Вознесенского на четыре года, на момент их знакомства она состоялась как драматург, писатель и литературный критик. Более того, Зоя была замужем и растила сына.

Но Вознесенский выбрал её как своё спасение, будто чувствовал каждой клеточкой своего тела, что это и есть его судьба. Она сопротивлялась и не хотела ничего менять в своей благополучной счастливой жизни. Но Андрей был настойчив, и Зоя сдалась. Она оставила прежнюю семью, и 46 лет шла рядом с Вознесенским бок о бок в радости и в горе.

Болезнь и смерть

На самом деле смерть как будто постоянно преследовала его и тихо отступала. В 70-х годах по Советскому Союзу прокатился слух о том, что поэт Андрей Вознесенский попал в аварию и разбился. Авария, и правда, была, машину смяло, как говорится, всмятку, но все, кто в ней находился, остались живы. За рулём был знаменитый писатель и поэт Казахской ССР Олжас Сулейменов. В машине также находилась актриса Татьяна Лаврова, которая была для Вознесенского его вечной и яркой влюблённостью.

Вторая авария случилась в жизни поэта, когда он ехал на такси к себе домой в Переделкино. Машина снова была смята в хлам, а поэт остался жив благодаря своей любимой песцовой лохматой шапке. Смерть снова обошла его, а он позднее написал стихи, где благодарил неведомого зверя, из которого пошили спасительную шапку.
Третий раз поэту повезло, когда он должен был улетать из Новосибирска в Москву и опоздал на свой самолёт, который во время этого полёта разбился.

В 1995 году медики диагностировали у Андрея Вознесенского первые признаки болезни Паркинсона. У него начали слабеть мышцы горла и конечностей.

В 2006 году у поэта случился первый инсульт. Последствия после него были тяжёлыми: почти полная парализация левой руки и проблемы с ногами, Андрей Андреевич очень тяжело стал передвигаться.

В 2010 году у него случился второй инсульт и потеря голоса. В мае этого же года Вознесенский с супругой Зоей Богуславской уехали в одну из лучших немецких клиник в город Мюнхен. Медиками ему была сделана операция, в ходе которой устранили атеросклеротическое повреждение артерий, что предотвращало возможность последующих инсультов. Но оперативные действия хирургов из Германии не смогли надолго продлить жизнь поэту.

1 июня 2010 года у Вознесенского случился третий инсульт. В 13 часов 10 минут его сердце остановилось. Перед этим жена вызвала «Скорую помощь», но когда медики приехали, поэт уже был мёртв. Когда тело Вознесенского увозили в морг, у ворот дома уже лежали красные гвоздики.

Андрей Андреевич проживал в Переделкино, рядом находилась дача-музей его учителя Бориса Пастернака. Ученик прожил дольше своего наставника на пятьдесят лет и два дня. За это время Вознесенский ежегодно на день рождения Пастернака (6 февраля) и в день его смерти (30 мая) приходил на дачу своего учителя. После смерти Пастернака в его рабочем столе была найдена тетрадь, подписанная «Андрюшины стихи», в нескольких местах простым карандашом стояли какие-то пометки. Вознесенский оказался очень благодарным учеником. За полвека он только один раз не пришёл на дачу-музей Пастернака, 30 мая 2010 года. Он просто не мог этого сделать физически, а быть может, почувствовал, что через два дня он встретится со своим наставником уже навсегда…

Андре́й Андре́евич Вознесе́нский - русский советский поэт, публицист, художник, архитектор. Один из самых известных поэтов-шестидесятников.

Андрей Андреевич Вознесенский родился 12 мая 1933 года в Москве. Отец - Андрей Николаевич Вознесенский (1903-1974), инженер-гидротехник, доктор технических наук , профессор, директор Гидропроекта, Института водных проблем АН СССР, участник строительства Братской и Ингурской гидроэлектростанций, заслуженный деятель науки и техники Узбекской ССР ; мать - Антонина Сергеевна (1905-1983), урожд. Пастушихина была родом из Владимирской области. Прапрадед Андрея Андреевича, Андрей Полисадов был архимандритом, настоятелем Благовещенского муромского собора на Посаде.

В Киржаче Владимирской области Вознесенский провел часть детства. Во время Великой Отечественной Андрей с матерью были эвакуированы из Москвы и жили в городе Кургане в семье машиниста. Андрей учился в 1941-1942 годах в школе № 30. Позднее, вспоминая эту пору, Андрей Андреевич написал: «В какую дыру забросила нас эвакуация, но какая добрая это была дыра».

После возвращения из эвакуации учился в одной из старейших московских школ (ныне Школа № 1060). В четырнадцатилетнем возрасте послал свои стихи Борису Пастернаку, дружба с которым в дальнейшем оказала сильное влияние на его судьбу. Окончил в 1957 году Московский архитектурный институт . 46 лет прожил в браке с писательницей, кино- и театральным критиком Зоей Богуславской.

Первые стихи поэта, сразу отразившие его своеобразный стиль, были опубликованы в 1958 году. Его лирика отличалась стремлением «измерить» современного человека категориями и образами мировой цивилизации, экстравагантностью сравнений и метафор, усложнённостью ритмической системы, звуковыми эффектами. Он ученик не только Маяковского и Пастернака, но и одного из последних футуристов - Семёна Кирсанова. Вознесенский написал стихотворение «Похороны Кирсанова», позже положенное на музыку под названием «Памяти поэта» большим поклонником Кирсанова Давидом Тухмановым (песню исполнял Валерий Леонтьев ).

Первый сборник Вознесенского - «Мозаика» - был издан во Владимире в 1959 году, и навлёк на себя гнев властей. Редактора Капитолину Афанасьеву сняли с работы и даже хотели уничтожить тираж. Второй сборник - «Парабола» - вышел в Москве и сразу стал библиографической редкостью. Одно из лучших стихотворений этого периода - «Гойя», нестандартно отразившее трагедию Великой Отечественной войны, - было обвинено в формализме.

В то время устраивались многочисленные встречи с поэтами. Проходили ставшие известными вечера в Политехническом музее, где звучали строки Вознесенского:

Пожар в Архитектурном Пылайте широко Коровники в амурах Райклубы в рококо.

Вознесенский наряду с Евтушенко и Ахмадулиной вызывал резкое неприятие у некоторой части советской литературной общественности. Это неприятие выражалось и в стихах - например, в стихотворении Николая Ушакова «Модный поэт», 1961 (Он сменною модой недельной / когда-то пленял молодёжь. / Так что ж ты, цветок рукодельный, / сегодня не модно цветёшь? ) или в стихотворении Игоря Кобзева «Комсомольским активистам», 1963 (Им служат оружьем трясучие джазы / И разный заморский абстрактный бред. / У них, говорят, появился даже / Собственный свой популярный поэт… ). На улице Горького в «Окнах сатиры» уже в 60-х годах изображён рабочий, выметающий «нечисть» метлой, - и среди сора-нечисти был изображён Вознесенский со сборником «Треугольная груша». В марте 1963 года на встрече с интеллигенцией в Кремле Никита Хрущёв подверг поэта резкой критике. Под аплодисменты большей части зала он кричал: «Убирайтесь вон, господин Вознесенский, к своим хозяевам. Я прикажу Шелепину, и он подпишет вам заграничный паспорт!». Вознесенский неоднократно выезжал в различные зарубежные страны для выступлений: 1961 - Польша; 1961, 1966, 1968, 1971, 1974, 1977, 1984 - США ; 1962, 1966, 1969, 1976, 1977, 1983 - Италия; 1962, 1963, 1973, 1982, 1984 - Франция; 1967, 1977, 1983 - ФРГ ; 1971 - Канада; 1964, 1966, 1977, 1981 - Великобритания; 1973 - Австралия; 1968 - Болгария; 1981 - Мексика и мн. др. Он стал одним из самых популярных русских поэтов в США . Вознесенский сдружился с поэтом-битником Алленом Гинзбергом, стал другом семьи Артура Миллера. Его встреча с Мэрилин Монро позднее запечатлелась в строках: «Я Мэрлин, Мэрлин. / Я героиня / Самоубийства и героина». Другие стихи ещё более откровенны:

В Америке, пропахшей мраком, Камелией и аммиаком. Пыхтя, как будто тягачи, За мною ходят стукачи… Невыносимо быть распятым, До каждой родинки сквозя, Когда в тебя от губ до пяток, Повсюду всажены глаза… Пусти, красавчик Квазимодо, Душа болит кровоточа От пристальных очей свободы И нежных взоров стукача.

Через год после сборника «Треугольная груша» вышла посвящённая Ленину поэма Вознесенского «Лонжюмо». Стихотворный сборник «Антимиры» послужил основой знаменитого спектакля Театра на Таганке в 1965 году. Для этого спектакля Владимир Высоцкий написал музыку и спел «Песню акына» на стихотворение Вознесенского.

В 1970-е Вознесенского стали издавать достаточно хорошо, он выступал по телевидению и получил в 1978 году Государственную премию СССР, но в том же году принял участие в неподцензурном альманахе «Метрополь» (1978).

Вознесенский дружил со многими деятелями искусства, о встречах с которыми вспоминал в статьях и мемуарно-биографических книгах. Он был собеседником Сартра, Хайдеггера, Пикассо, встречался с Бобом Диланом .

На стихи поэта написаны популярные эстрадные песни: «Плачет девочка в автомате», «Верни мне музыку», «Подберу музыку», «Танец на барабане», «Песня на „бис“» и главный хит «Миллион алых роз», где поэт в стихах пересказал новеллу Паустовского о любви художника Пиросмани к французской актрисе. С автором четырёх последних песен Раймондом Паулсом Вознесенский сотрудничал очень много. Рок-опера «„Юнона“ и „Авось“ », написанная на либретто Вознесенского Алексеем Рыбниковым, была поставлена в 1981 -м Марком Захаровым в Московском театре имени Ленинского комсомола и до сих пор не сходит со сцены. Наиболее известен романс «Я тебя никогда не забуду», основанный на стихотворении «Сага».

Жил и работал в подмосковном Переделкине, по соседству с дачей-музеем Бориса Пастернака, где два раза в год, 10 февраля (день рождения Пастернака) и 30 мая (день смерти поэта) проводил поэтические чтения. Встречам с Пастернаком посвящена книга Вознесенского «Мне четырнадцать лет».

Первый инсульт поэт пережил за 4 года до смерти. В 2010 году Андрей Вознесенский перенёс второй инсульт, после которого он окончательно не оправился.

Андрей Андреевич Вознесенский скончался 1 июня 2010 года после продолжительной болезни на 78-м году жизни у себя дома в Москве. Отпевание поэта по православному обряду состоялось в полдень 4 июня в церкви святой мученицы Татьяны при МГУ . Андрея Вознесенского похоронили 4 июня 2010 года на Новодевичьем кладбище в Москве рядом с родителями.

Андрей Вознесенский является одним из героев документального фильма Владислава Виноградова «Мои современники» (1984)

На стихи Вознесенского написано много популярных песен (в основном на его уже опубликованные стихотворения). Он также удачно выступал в качестве поэта-песенника, написал посвященное Софии Ротару стихотворение «Голос».

Песня в исполнении Евгения Осина «Плачет девочка в автомате», ставшая популярной в начале 90-х, известна с конца 60-х как один из номеров дворовой музыкальной городской культуры. На самом деле это песня на стихотворение А. А. Вознесенского «Первый лёд». В песне местами изменены слова.

Андрей Вознесенский упоминается (и по свидетельству очевидцев относился к этому с юмором) в песне рок-группы «Адо» «Веди себя хорошо» (1996):

Не учи собаку летать
Не корми конфетами рыб
И не читай Вознесенского вслух
Это очень смешно
Очень смешно

Неоднократно упоминается как герой реальных и нереальных историй в произведениях В. Аксёнова, С. Довлатова.

А. А. Вознесенский участвовал в принятии положительного решения о выпуске на всесоюзной фирме грамзаписи «Мелодия» первого диска группы «Аквариум» в 1987 году (диск-гигант, составленный из песен с магнитофонных альбомов «День Серебра» и «Дети Декабря »). Известная статья А.А. Вознесенского о Б. Гребенщикове была помещена на конверте этой пластинки. Лидера группы Бориса Гребенщикова, склонного в поэтическом творчестве к сложной метафоре, Вознесенский назвал своим преемником в поэзии.

В 2001 году подписал письмо в защиту телеканала НТВ.

Русский поэт, прозаик, художник, архитектор. Один из известных поэтов-шестидесятников.

Родился 12 мая 1933 года в Москве в семье научного работника.
В четырнадцать лет, будучи учеником 6-го класса, послал свои стихи Борису Пастернаку и получил от него приглашение в гости. Это событие определило жизнь Вознесенского. Дружба с великим поэтом, его личность, творчество, круг общения, которым Пастернак щедро делился с юным другом, - всё это было бесценно для начинающего поэта.
В 1957 году он получил диплом Московского архитектурного института и отметил это событие стихами:

"Прощай, архитектура! Пылайте широко, коровники в амурах, сортиры в рококо!.."

Первые публикации молодого поэта в печати появляются в 1958 году. В 1960 году, почти одновременно, вышли два сборника его стихов и поэм: "Парабола" - в Москве и "Мозаика" - во Владимире. Они сразу привлекли к себе внимание не только истинных любителей поэзии, но и официальных критиков, ругавших поэта. Его вступление в литературу было "внезапным, стремительным, бурным" и, с позиций того времени, неслыханно дерзким.
Поездка поэта в 1961 году в США вылилась в сборник "Треугольная груша" (1962).
В 1963 году на встрече с интеллигенцией в Кремле Хрущёв подвергает поэта резкой критике, и в запале кричит ему: "Забирайте ваш паспорт и убирайтесь вон, господин Вознесенский!" Однако, несмотря на временные опалы, стихи Вознесенского продолжали издаваться, и тиражи его книг достигли 200 тысяч.
В 1960-е годы Вознесенский выступает со своими стихами в Париже (1963), в Мюнхене (1967). В Нью-Йорке выступления были запрещены. Совершает поездки в Италию, Францию и другие страны. Впечатления от этих путешествий становятся строками стихов.
В 1964 году выходит сборник "Антимиры", в 1966 году - "Ахиллесово сердце", затем, в 1970 году - "Тень звука", в 1972 году - "Взгляд", в 1974 году - "Выпусти птицу!", в 1975 году - "Дубовый лист виолончельный", в 1976 году - "Витражных дел мастер", в 1979 году - "Соблазн".
В 1979 году А.А. Вознесенский примает участие в альманахе "Метрополь".

В 1981 году у него выходит книга "Безотчётное". В начале 80-х Вознесенский обращается к прозе, и в 1982 году публикует повесть "О", в 1984 году - книгу "Прорабы духа. Прозаические и поэтические произведения", в 1987 году - книгу "Ров. Стихи и проза", в 1990 году - "Аксиома самоиска", в 1991 году - "Россiя, Poesia" и т.д...
На стихи поэта Юрий Любимов поставил в Театре на Таганке спектакль "Антимиры", Р. Гринберг в Ивановском молодёжном театре поставила сценические композиции "Парабола" и "Мозаика", Алексей Рыбников написал рок-оперу "Юнона и Авось", а Марк Захаров поставил её в Ленкоме; Р. Щедрин - "Поэторию", А. Нилаев - ораторию "Мастера", В. Ярушин - рок-ораторию "Мастера".

Андрей Вознесенский – знаменитый и талантливый автор стихов и песен, которые знал и любил весь Советский Союз, родился в Подмосковье 12.05.1933 г.

Детство

Андрей Вознесенский – интеллигент в третьем поколении. Его отец был одним из крупнейших советских инженеров, руководил строительством нескольких гидроэлектростанций, был доктором технических наук.

Прадед был служителем церкви, носил титул архимандрита. И хотя «поповское происхождение» во времена становления Советской власти не приветствовалось, мальчик всегда помнил о том, что его предки были интеллигентными, образованными и уважаемыми людьми и старался им соответствовать.

Мама была из простой семьи, но тоже получила базовое образование. Хотя она почти всю жизнь не работала, посвятив себя мужу и сыну. Во время войны их эвакуировали в далекий уральский город Курган.

Вспоминая об том времени, Вознесенский всегда подчеркивал, что именно тогда, когда было тяжелее всего, люди бережно и внимательно относились друг к другу. Эти годы научили его ценить даже то малое, что имеешь и не бояться искренне проявлять свои чувства.

Литературное восхождение

Литературные способности мальчика раскрылись очень рано. Писать стихи он начал с самого детства. Рифмы складывались непринужденно сами собой, и даже в ранних произведениях уже присутствовал сложный ритмический рисунок. Андрей часто писал для школьной стенгазеты, но больше сочинял для себя.

Родители поощряли его творчество, но посоветовать или покритиковать не могли – оба они были далеки от литературы.

Пытаясь получить объективную оценку своего творчества, еще в подростковом возрасте Андрей отправил письмо уже находящемуся на пике популярности любимому своему поэту Борису Пастернаку и попросил честно высказать свое мнение о вложенных в письмо стихах.

К своему удивлению, он очень быстро получил ответ, в котором Пастернак подтвердил, что мальчик действительно талантлив. Знаменитый поэт написал, что несказанно рад знакомству с юным дарованием и с удовольствием будет продолжать общение.

Умение наблюдать и размышлять, которое было привито мальчику с детства, с одной стороны и сделало его известным, так как его стихи всегда отличались точность, ясностью, нестандартными образами.

С другой же оно сослужило ему плохую службу, поскольку многое звучало как критика сталинского режима. В стихах ему удалось отразить несоответствие звучавших со всех сторон призывов и лозунгов повседневным реалиям советского пространства.

В опале

Хотя Вознесенский по настоянию отца получил архитектурное образование, душа и мысли его были заняты литературой. Первые публикации состоялись уже после получения диплома. И сразу же на него обрушилась критика советской цензуры. Впрочем, до того, как ситуация крайне обострилась, успели выйти два его поэтических сборника.

Редактор первого из них поплатилась за это своей должностью. Практически весь тираж второго молниеносно убрали с открытой продажи.

Однако в те годы поэзией увлекались многие, часто устраивались литературные чтения и поэтические вечера. Поэты собирались на Арбате и в здании Московского политеха. Вознесенский быстро стал популярным. Познакомился с другими молодыми и талантливыми авторами, которые тоже подвергались жестокой критике и гонениям: Евтушенко, Ахмадулиной.

И если в годы Хрущевской оттепели на многое закрывали глаза, то в начале 60-х любое проявление инакомыслия тут же ставило человека под прицел спецслужб. Тогда в СССР началась волна массовой эмиграции. Уехало множество талантливых ученых, артистов, музыкантов, деятелей литературы и искусства. Попал под эту «зачистку» друг и наставник Вознесенского Борис Пастернак.

В 1963 году началась откровенная травля поэта. Тем более, что за два года до этого он выезжал в США для проведения творческих вечеров среди русских эмигрантов. О поэте ходили разные слухи. Одни считали его прислужником КГБ, который просто подстрекал своими бунтарскими стихами проявить несогласие с режимом других литераторов. Другие же убеждены в том, что спецслужбы реально травили и преследовали его по приказу самого Хрущева.

Так или иначе, долгие годы, вплоть до начала 70-х его сборники издавались исключительно за границей, публичные выступления в СССР не приветствовали, хотя невыездным он тоже не был. На этот период литературные и поэтические вечера за границей стали для него настоящей отдушиной и не позволили сдаться и забросить свое творчество.

Песенное творчество

Прекрасные, ритмичные, лиричные стихи поэта легко ложились на любую музыку. Кстати, первый такой опыт у Вознесенского состоялся в сотрудничестве с другим гениальным бардом неподражаемым Владимиром Высоцким.

Скандально известный Театр на Таганке в 1965 году поставил целый спектакль, основой для которого стал сборник стихов Вознесенского «Антимиры». Один из них Высоцкий положил на музыку и так родилась первая песня.

Страстным поклонником творчества поэта был популярный латышский композитор, автор бесчисленного количества хитов Раймонд Паулс. В творческом тандеме, который просуществовал не один десяток лет было написано огромное количество всенародно любимых произведений, многие из которых вошли в репертуар советской примадонны Аллы Пугачевой: «Миллион алых роз», «Танец на барабане» и др.

Настоящий фурор среди зрителей произвела первая советская рок-опера «Юнона и Авось», созданная гениальным режиссером Марком Захаровым. Либретто в опере было написано Андреем Вознесенским, а музыка – композитором-песенником Алексеем Рыбниковым. Премьера состоялась в 1981 году в театре Ленинского комсомола, и это произведение до сих пор не сходит со сцены и все так же тепло принимается зрителями.

Жизнь и смерть поэта

Всю свою жизнь поэт любил одну-единственную женщину – театроведа, литературного критика Зою Богуславскую. Они прожили в браке неполные пятьдесят лет до самой смерти поэта. Вознесенский любил жизнь во всех ее проявлениях – с удовольствием путешествовал, вел физически активную жизнь, любил плавать, кататься на лыжах.

Все его предки ушли из жизни в достаточно преклонном возрасте, и сам Вознесенский долго сохранял ясность ума и активность. Но в конце 90-х самочувствие поэта резко ухудшилось. Жена настояла на проведении всестороннего обследования, которое и выявило у него тяжелое генетическое заболевание – болезнь Паркинсона, поражающее нервную систему.

Более 10 лет поэт, постепенно слабея, самоотверженно боролся с недугом, и все это время любящая супруга находилась с ним неотлучно. Сначала он потерял голос, затем ослабели мышцы рук и ног. В последние месяца поэту было трудно даже передвигаться самостоятельно. Первого июня 2010 года одного из самых выдающихся наших современников не стало. Похоронен он на Новодевичьем кладбище, рядом с могилой отца.

А. А. Вознесенский появился на свет в 1933 году. В 50е годы XX века в литературу вошло свежее поколение поэтов, детство которых прошло во время войны, а юность случилась в послевоенные годы. Данное пополнение российской поэзии формировалось в обстановке кипучих перемен в жизни, вырастающего самосознания людей. Совместно с поэтами старшего и среднего поколений юные авторы старались остро схватывать требования формирующейся жизни и литературы и в меру сил откликаться на них. В. Соколов и Р. Рождественский, Е. Евтушенко и А. Вознесенский и многие другие в своих собственных темах и жанрах, образах и интонациях, адресуясь к всевозможным художественным обычаям, пытались олицетворить качества духовного облика нынешнего человека, его склонность к усиленному размышлению, созидательному поиску, инициативному действию.

Творчество Андрея Вознесенского развивалось сложным путем. Незаурядный талант поэта, поиски им новых возможностей поэтического слова сразу привлекли внимание читателей и критики. В его лучших произведениях 50-х годов, таких как поэма "Мастера" (1959), стихи "Из сибирского блокнота", "Репортаж с открытия ГЭС", передана радость работы, оптимистическое жизнеощущение человека-творца. Лирический герой Вознесенского полон жажды действовать, творить:

Я со скамьи студенческой

Мечтаю, чтобы зданья

Ракетой ступенчатой

Взвивались в мирозданье!

Однако порою в то время ему недоставало гражданской зрелости, поэтической простоты. В стихах сборников "Парабола" и "Мозаика" (1960) энергичные интонации и ритмы, неожиданная образность и звукопись местами оборачивались увлечением формальной стороной стиха.

Поэт Сергей Наровчатов, анализируя книгу Андрея Вознесенского "Витражных дел мастер", проследил связь между ее поэтикой и искусством витража. Как известно, связь между литературой и изобразительным искусством давняя, но в наши дни это "содружество муз" еще более укрепилось.

В стихах А. Вознесенского "Роща", "Бобровый плач", "Песнь вечерняя" до предела заострена мысль о том, что, разрушая окружающую природу, люди губят и убивают лучшее в себе самих, подвергая смертельной опасности свое будущее на Земле.

В творчестве Вознесенского заметно усиливаются нравственно-этические искания. Поэт сам ощущает острую необходимость обновления, прежде всего, духовного содержания поэзии. И выводом из этих раздумий становятся следующие строки о жизненном назначении искусства:

Есть высшая цель стихотворца -

Ледок на крыпечке оббить,

Чтоб шли обогреться с морозца

И исповеди испить.

Эти порывы и устремления прозвучали в книгах "Дубовый лист виолончельный" (1975) и "Витражных дел мастер" (1976), "Тоскую о милых устоях". Они обусловили и появление иных мотивов, образных штрихов и деталей, например, в восприятии природы. Отсюда - "Милые рощи застенчивой родины (цвета слезы или нитки суровой)..."; "Груша заглохшая, в чаще одна, я красоты твоей не нарушу"; "Сосны цветут - свечи огня спрятав в ладони будущих шишек..."; "Виснут черемухи свежие стружки...". Поэт с каким-то удивлением признается сам себе: "Вижу как будто впервые озеро красоты русской периферии".

Впервые стихотворения Андрея Вознесенского были опубликованы в "Литературной газете". В 70е годы вышли сборники стихов: "Тень звука", "Взгляд", "Выпустите птицу", "Соблазн", "Избранная лирика".

Вознесенский работает над произведениями большой поэтической формы, им написаны поэмы "Лонжюмо", "Оза", "Лед69", "Андрей Палисадов" и др. Его поэмы естественно вырастают из его стихотворений и возвышаются среди них, как деревья среди кустов. Эти поэмы стремительны, образы не застревают на быте и скрупулезной описательности, не хотят буксовать. Пространство дается в полете: "ночной папироской летят телецентры за Муром". В центре внимания - Время (с большой буквы), эпическое Время:

Вступаю в поэму,

как в новую пору вступают.

Так начинается поэма "Лонжюмо".

Реакция поэта на современное, жизненно важное - мгновенна, безотлагательна, скорая помощь и пожарная команда его слова - круглосуточны и безотказны. Болевое, человечное, пронзительное решительно и отчетливо характеризует творчество поэта.

Все прогрессы реакционны,

если рушится человек.

Андрей Вознесенский писал также статьи по проблемам литературы и искусства, немало занимался живописью, часть его полотен находится в музеях.

В 1978 году в Нью-Йорке ему присудили премию Международного форума поэтов за выдающиеся достижения в поэзии, в этом же году за книгу "Витражных дел мастер" Андрей Вознесенский награжден Государственной премии СССР.

Стихотворения Вознесенского наполнены звуковой энергией. Звуки струятся свободно, раскованно и - что самое важное - сознательно. Это не слепая игра в слова, а устойчивый юный прорыв к значению, к сущности...



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: