Какие бывают человеческие чувства: классификация и как в них разобраться. Cочинение «Благородные чувства Гринева в контексте современности

Желание заботиться, защищать и отдавать всего себя - это не любовь как таковая и не чувства, это скорее следствие любви.

Давайте разберемся в том, какие чувства ты можешь испытывать к любимому человеку.

Тоска . Это очень сложное душевное состояние. Тоска - когда ты день на пролет, думаешь, о нем и не можешь уснуть, пока не пожелает тебе приятных снов. Тоска - это когда вы поссорились, а тебе хочется выть от того. Что его жутко не хватает.

Испытывая чувство тоски, ты можешь также чувствовать безразличие к окружающему тебя миру, одиночество, горесть и грусть,

Радость . Очень прекрасное чувство, которое можно испытывать к любимому человеку.

Ты радуешься каждой мелочи, которая происходит в вашей судьбе. Утром ты проснулась и первое, что увидела, это то, как он сладко улыбается во сне. Неужели это не повод для радости?

Беспокойство . Когда тебе не все равно, что происходит с ним. Ты волнуешься за его здоровье и душевное состояние. Ведь ты его любишь и желаешь ему только всего самого наилучшего.

Доверие . Фундамент прочных и надежных отношений для каждой пары. Доверие - очень хрупкое чувство, которое можно потерять за одну секунду. И заслужить его тоже бывает порой очень сложно. Но, любящие сердца способны справиться с любой трудностью.

Ревность - причина распада любящих пар. Но, это чувство в разных количествах присуще каждому человеку. Бороться с ней необходимо, когда эмоции и чувство ревности буквально мешают вам жить полной грудью. А совсем небольшая капелька ревности способна только сделать отношения более пикантными.

На самом деле список чувств испытываемых к любимому человеку огромен. Перечислить его в одной статье будет очень сложно. Тем более что у каждого человека существует своя особенная способность чувствовать. У каждого из нас свой лимит чувств и эмоций.

Когда любишь ты можешь одновременночувствовать: любовь и ненависть, радость и злость, эйфорию и тоску, грусть и разочарование, благодарность, легкость, доверие, или наоборот, Ревность и страх потерять любимого, умиротворение или подозрительность.

Как видите, список разнообразен, при том, что представлены не все чувства. Многие люди могут прожить всю жизнь и, например, никогда не испытать чувства ревности или разочарования в любимом человеке.

Можно утверждать, что существуют чувства испытываемые к любимому человеку о которых мы еще ничего не знаем, так как никому не приходилось его переживать.

Описать чувства тоже очень сложно. Использовать море слов, чтобы выразить то или иное чувство глупо. Лучше всего вы расскажете о своих чувствах, просто назвав его именно в тот момент, когда вы его ощущаете.

С возрастом, Человеку все сложнее описать свои чувства. Тогда как маленькие дети - просто профессионалы в этом, они не используют громких фраз, а просто искренне говорят о своих чувствах.

Чувства - в них заложена безграничная энергия. Испытывая чувство любви, человек способен на самые невероятные поступки. Хрупкая женщина, испытывающая чувство ревности, способна одним ударом обездвижить огромного мужчину.

Смело можно утверждать и то, что чувства не подвластны разуму. Они настолько сильны, что человек теряет способность думать и размышлять. Он полностью во власти чувств. Человек, Способный чувствовать, также способен меняться под влиянием чувств и эмоций.

Ни для кого не секрет, что эмоции играют важную роль в нашей жизни. Общаясь с людьми, наверняка можно заметить,что люди по-разному проявляют эмоции, делятся своими чувствами.

Эмоции — это адаптивный механизм, который заложен в нас природой, для оценки ситуации. Ведь не всегда у человека есть время, когда он может верно и точно оценить что же с ним происходит. Допустим в ситуации опасности… А тут раз — чего-то почувствовал и есть ощущение, что либо «нравится» либо «не нравится».

Тем более,что эмоциональная оценка она наиболее верная — природа не может обманывать. Эмоциональная оценка происходит очень быстро и здесь не «примешивается» разум и логика. Ведь логически можно объяснить все,что угодно и привести кучу всяких рациональных доводов.

Наблюдая за людьми (и за собой в том числе) я замечаю, что есть ситуации в которых люди либо игнорируют свои эмоции, либо стараются их не замечать или просто не осознают. Не буду сейчас делать предположения относительно причин этого, скажу лишь то, что не прислушиваясь к себе, к своей эмоциональной жизни, человек не может адекватно и наиболее полно воспринять ситуацию, а тем самым принять наиболее эффективное решение.

В обычной жизни это может проявиться в том,что игнорируя или вытесняя свои эмоции, человек может создать себе неверное убеждение. К примеру, если жена игнорирует/не осознает или не хочет признавать свою злость в отношении мужа, она может выплеснуть свое раздражение на другого человека или детей, в совершенно другой ситуации.

Или, у меня была клиентка, которая имела такое убеждение: «я не могу обидеть человека, расстроить его». Как оказалось, если человек разозлится, то она испытает чувство вины, с которым не хотела встречаться.

На своих консультациях я очень часто сталкиваюсь с эмоциональной сферой. Однажды заметил, что людям порой бывает очень не просто сказать, что же они на самом деле чувствуют или какую эмоцию сейчас испытывают. Даже если человек осознает,что у него есть сейчас какое-то чувство, иногда бывает очень затруднительно сказать это в словах, назвать его.

Одна из моих клиенток так мне и заявила: «я чувствую ХОРОШЕЕ чувство, но я не знаю, как это называется..».

И я решил восполнить этот пробел на страницах своего сайта. Ниже представлен список эмоций и чувств, которые мне удалось найти, надеюсь, что прочитав его, можно значительно пополнить осознание того, что может с Вами происходить.

И, кстати, можно проверить себя: перед тем как ознакомиться со списком предлагаю Вам самостоятельно составить его, а потом сравнить, насколько Ваш список полон…

Чтобы разобраться с тем, какие бывают чувства, нужно понять по каким критериям их можно оценить. Критерии – еще одно основание для классификации.

Критерии служат для того, чтобы переживания можно было измерить, охарактеризовать и назвать словом, то есть определить.

Выделяют три критерия чувств:

  1. валентность (тон);
  2. интенсивность (сила);
  3. стеничность (активность или пассивность).

Таблица чувств №1 позволяет охарактеризовать любое сложное переживание:

Например, человек может испытывать положительное сильное стеническое переживание. Это может быть любовь. Если интенсивность ощущений слабая, это просто симпатия.

Таблица чувств, характеризуя переживания, не позволяет назвать их словом. Название можно только предположить. У человека не всегда достаточно знаний и опыта, чтобы определиться как правильно назвать испытываемое душевное волнение. Это не удивительно, так как их очень много. Однако некоторые люди не могут назвать даже десяти чувств, а ведь столько, в среднем, испытывает человек ежедневно.

Третье основание для классификации социально обусловленных переживаний – в зависимости от базовой эмоции.

Американский психолог Пол Экман выделил семь базовых эмоций:

  • радость;
  • печаль;
  • гнев;
  • страх;
  • удивление;
  • отвращение;
  • презрение.

Таблица чувств №2 предполагает поиск названия испытываемого душевного переживания, отталкиваясь от первых четырех базовых эмоций:

БАЗОВАЯ ЭМОЦИЯ ПРОИЗВОДНЫЕ
Страх Беспокойство, замешательство, паника, нервозность, недоверие, неопределенность, неуверенность, опасение, смущение, тревога, сомнение и другие.
Грусть Апатия, отчаяние, вина, обида, озабоченность, печаль, подавленность, разбитость, стыд, скука, тоска, угнетенность, усталость и другие.
Злость Агрессия, ярость, брезгливость, бешенство, гнев, зависть, ненависть, недовольство, омерзение, нетерпимость, отвращение, презрение, пренебрежение, ревность, досада, циничность и другие.
Радость Бодрость, блаженство, восторг, достоинство, доверие, любопытство, облегчение, оживление, оптимизм, покой, счастье, умиротворенность, уверенность, удовлетворение, любовь, нежность, сочувствие, эйфория, экстаз и другие.

Вторая таблица чувств дополняет первую. Воспользовавшись ими двумя, можно понять, что за сила овладела разумом и сердцем, как ее описать и назвать. А это первый верный шаг к осознанности.

Список моральных, интеллектуальных, эстетических чувств

На вопрос: «какие бывают чувства», каждый человек может дать свой ответ. Кто-то чаще испытывает сильные и глубокие переживания, а у кого-то они легкие и непродолжительные. Способность чувствовать зависит от темперамента, характера, принципов, приоритетов и жизненного опыта личности.

Чаще всего чувства классифицируют в зависимости от сферы, в которой находится объект переживаний:

  • Моральные

Это симпатия и антипатия, уважение и презрение, привязанность и отчужденность, любовь и ненависть, а также чувства благодарности, коллективизма, дружбы и совести. Они возникают по отношению к действиям других людей или собственным.

Обусловлены нравственными нормами, принятыми в обществе и усвоенными личностью в процессе социализации, а также его взглядами, убеждениями, мировоззрением. Если чужие или свои поступки соответствуют моральным нормам, возникает удовлетворение, если нет – негодование.

  • Интеллектуальные

У человека есть и такие переживания, которые возникают в процессе умственной деятельности или в связи с ее результатом: радость, удовлетворение от процесса и результата работы, открытия, изобретения. Это также и вдохновение, и горечь от неудач.

  • Эстетические

Душевные волнения возникают при восприятии или создании чего-либо красивого. Невероятные ощущения человек испытывает, когда видит красоты Земли или мощь природных явлений.

Человек ощущает чувство прекрасного глядя на маленького ребенка или на взрослого гармонично сложенного человека. Прекрасные произведения искусства и другие творения рук человека способны вызвать восторг и душевный подъем.

Так как эта классификация не раскрывает всю палитру чувств, их принято классифицировать еще по нескольким основаниям.

Чем отличаются чувства от эмоций

Все люди испытывают душевные переживания и волнения, но не все умеют их называть и выражать в словах. А ведь именно знание того, какие бывают чувства, помогает не только правильно определять, но и контролировать, управлять ими.

Чувства – комплекс переживаний, связанных с людьми, предметами или событиями. Они выражают субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам.

Люди в быту и некоторые психологи употребляют слова «чувства» и «эмоции» как слова-синонимы. Другие говорят что чувства – вид эмоций, а именно высшие эмоции. Третьи разделяют эти понятия: эмоции относят к классу психических состояний, а чувства к психическим свойствам.

Да, между ними есть прямая взаимосвязь, ведь они являются переживаниями человека. Без душевных волнений индивид бы не жил, а существовал. Они наполняют жизнь смыслом, делают ее разнообразной.

Но все же между чувствами и эмоциями есть существенные отличия:

  • Эмоции – врожденные и инстинктивные реакции организма на изменения окружающей среды, чувства – социальные, развитые в процессе воспитания и обучения переживания. Чувствовать человек учится, выражать эмоции все умеют с момента рождения.
  • Эмоции сложно контролировать усилием воли, чувствами легче управлять, несмотря на их сложность и неоднозначность. Их большая часть возникает у человека в сознании, эмоции часто не осознаются, так как связаны с необходимостью удовлетворить инстинктивную потребность.
  • Чувство меняется, развивается и угасает, варьируется по силе, по-разному проявляется, может перерасти в свою противоположность, эмоция – определенная реакция. Например, если человек испытывает ненависть к другому лицу, не исключено что это переживание перерастет в любовь, а эмоция страха всегда страх, независимо от объекта (она может быть и беспричинной). Страх либо есть, либо его нет.
  • Эмоции не имеют предметной соотнесенности, чувства – имеют. Они переживаются по отношению к чему-то или кому-то по-разному. Например, любовь к ребенку не то же самое, что любовь к супругу. А к примеру, недоумение всегда выражается одинаково вне зависимости от того что конкретно его вызывает.
  • Чувства – более сильный мотиватор, чем эмоции. Они побуждают, вдохновляют, толкают на совершение поступков в отношении объекта, на который они направлены. Эмоции лишь рождают действия в виде ответных реакций.
  • Эмоции – непродолжительные и поверхностные, хоть и яркие проявления, а чувства всегда сложные и сильные душевные волнения.

Бывает сложно определить, когда сочетание эмоций породит чувство, и какое высшее переживание выражается в той или иной череде эмоциональных проявлений. Это близкие, сопутствующие друг другу явления, но все же их нужно различать. Личность в ответе за свои высшие эмоции и за те поступки, которые они повлекут за собой.

Как управлять своими чувствами

Когда сильные переживания и волнения овладевают человеком, даже если они позитивные, психологический баланс нарушается.

Для психологического здоровья и благополучия нужно уметь в меру как радоваться позитивным чувствам, так и огорчаться от негативных.

Чтобы справиться с чрезмерными, мешающими адекватно реагировать и разумно поступать сантиментам, нужно:

  1. Охарактеризовать душевные ощущения: определить валентность, интенсивность, стеничность (Таблица чувств №1).
  2. Определить базовую эмоцию. Выбрать на что в большей мере похоже переживание: на страх, грусть, злость или радость (Таблица чувств №2).
  3. Определиться с названием и постараться разобраться в переживаниях самостоятельно.

Иногда душевные порывы настолько овладевают человеком, что он в прямом смысле не может ни спать, ни есть. Длительные сильные переживания являются стрессом для организма. Не зря природой задумано, что даже яркий период влюбленности, когда кровь перенасыщена адреналином, окситоцином и дофамином, длится недолго, перерастая в спокойную и основательную любовь.

У каждого человека должна быть собственная таблица чувств, если он хочет быть осознанной личностью.

Вечный спор между разумом и сердцем это вопрос об умении регулировать эмоциональные, чувственные порывы посредством разума.

Испытывая глубокие и сильные переживания, человек проживает жизнь в полной мере. Ограничивать свою чувствительность неразумно, а порой просто невозможно. Все дело в том, какие переживания выбирает человек: позитивные или негативные, глубокие или поверхностные, настоящие или поддельные.


Разум – это способность человека творчески и логически мыслить, обобщать результаты познания. Чувство – способность ощущать, испытывать, воспринимать внешние воздействия, сознавать окружающее. 25 слов

Оба эти компонента являются составляющими человеческой личности. Чтобы человек оставался в гармонии с самим собой, необходимо, чтобы чувство и разум находились в согласии. Если разум одержит верх, то человек станет чёрствым, бездушным, эгоистичным. Если в личности восторжествуют только чувства-страсти, а разум отойдёт на второй план, то человек может перестать контролировать себя, начать разрушать всё вокруг. Но есть люди, которые живут чувствами и совершают добрые поступки, имеют благие намерения.

Что может произойти от преобладания одной составляющей над другой? Какова разница между чувством, ведомым добрым сердцем, и чувством, движимым страстями?

Проблема диссонанса между разумом и чувством в русской литературе затрагивается весьма часто.

По традиции писатели отдавали первенство чувствам. Я абсолютно согласна с ними. Человек, личностью которого овладевают чувства, чистые и искренние, но не низкие и животные страсти, гуманен и добр по отношению к окружающим, заботится об их благе, готов на безвозмездную помощь, неравнодушен к бедам посторонних людей. Олицетворением чистоты, гуманности и сострадания является Соня Мармеладова, главная героиня романа Фёдорова Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Соня – человек, живущий по божьим законам, с пониманием относящийся к проблемам других, готовый помочь в трудную минуту, разделить страдания.

Семья Мармеладовых находилась в бедственном положении, а нищете. Соне пришлось пойти на преступление, совершить насилие над собой: заняться проституцией. Несмотря на такую страшную цену, она решается на этот грех ради спасения своих близких от голодной смерти. Также Соня оказывает помощь Раскольникову. Она поддерживает его в трудный для него момент жизни, идёт за ним на каторгу, тем самым помогая его душе исцелиться и воскреснуть. Человек, ведомый искренними чувствами и благородными целями, заботится о благе ближних, не имея от этого выгоды. Он обладает такими качествами, как милосердие, бескорыстие, доброта. Такой человек способен совершать высокие, нравственные поступки под влиянием высоких духовных чувств.

Если чувства-страсти поработят человека, это может привести к его нравственной гибели. Тот, кто попал под влияние животных, низких страстей, становится способным на омерзительные, гадкие поступки. Аркадий Иванович Свидригайлов –полная противоположность Сони Мармеладовой- такой человек. В его жизни бушуют страсти. Он сладострастный, циничный. Свидригайлов загубил жизни других людей, в том числе своей жены, Марфы Петровны, которую, по слухам, отравил. Аркадий Иванович относится к типу людей, попавших под пагубное влияние страстей-разрушителей. Люди, чувства которых ведомы такими страстями, становятся эгоистичными, их поступки губительны для окружающих. Ими движут не высоконравственные чувства, а животные инстинкты.

Человек является разумным существом. Эта черта отличает его от других биологических видов. Но человек, полностью попавший под контроль холодного, расчетливого разума, становится циничной, холодной машиной, способной на аморальные поступки. Проблема победы разума над чувством ярко выражена в главном герое романа «Преступление и наказание» - Родионе Романовиче Раскольникове. Он – раб своей теории, являющейся плодом его больного разума. Суть данной теории состоит в том, что, по его мнению, люди делятся на два разряда: «право имеющих», которым всё дозволено, и « тварей дрожащих», которые должны подчиняться им. Эта идея одержала над личностью Раскольникова верх, стала им управлять, привела его к убийству, жестокому и безжалостному. Он убил старуху-процентщицу Алёну Ивановну. Одно преступление повлекло за собой другое.Он случайно убил сестру старухи, Лизавету, неожиданно появившуюся на месте преступления. Ещё более омерзительный герой, живущий разумом - Пётр Петрович Лужин, «двойник Раскольникова». В основе его теория лежит идея о сильной личности, поставившей себя выше других. Он, ничем не брезгуя, добивается своих целей, использует людей для своей выгоды, не чувствуя при этом мук совести. Он бесчувственная, эгоистичная натура. Показателем этого является, к примеру, случай с Соней. Лужин подставил и опозорил её, обвинив в воровстве денег, которые сам и подбросил беззащитной девушке. Если разум перейдёт границы дозволенного и поработит сознание человека, он может направить его на ложный путь, сделать его беспощадным и жестоким.

Конфликт между разумом и чувством знаком практически каждому человеку. Кто-то предпочитает жить разумом, кто-то склоняется в сторону чувств. Одни люди под воздействием чувств-страстей становятся аморальными, низкими и безнравственными, других людей чувства облагораживают, ведут к совершению благородных, высоконравственных поступков. С.Я.Маршак написал: «Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет». Это означает, что разум и чувство должны поддерживать друг друга, гармония между ними необходима, и хотя достичь её крайне трудно, нужно стремиться к этому. 60 слов(без цитаты в кавычках)

1. Определите, какая тема вам кажется наиболее конкретной и понятной.

2. Подумайте, какие книги к этой теме вы вспоминаете, поскольку без опоры на художественный текст написать сочинение не получится.

3. Непременно помните, что каждая тема содержит в себе вопрос, на который надо ответить.

Алгоритм работы над сочинением

1. Выбрав тему для своего сочинения, определите проблему (вопрос), который содержится в теме сочинения.

2. Сформулируйте тезисы, которые раскрывают эту проблему, являются ответами на поставленный вопрос.

3. Подберите два произведения, на материале которых вы будете доказывать свою точку зрения.

4. Продумайте сценарий своей работы (то есть построение работы, её композицию). Здесь можно написать план.

5. Напишите черновик.

6. Перечитайте черновой материал, подумайте, есть логика в построении Вашей работы. Внесите необходимую правку в построение. Перечитайте ещё раз и внесите правку в речевое оформление текста.

7. Перепишите набело.

8. Перечитайте написанное два раза – сначала проверьте, нет ли у Вас орфографических ошибок, затем проверьте пунктуацию.

Например, Вы выбрали тему «Что важнее при принятии сложных решений – разум или сердце?». Если мы переосмыслим эту тему в проблему (то есть главный вопрос, на который будем отвечать), то следует ответить на вопрос: «К чему должен прислушиваться человек, принимая решения: к разуму или чувствам?»

1. Мир, лишённый теплоты чувств, жесток и бесчеловечен (Гоголь «Шинель», Мёртвые души» (капитан Копейкин), , «Бедные люди», Замятин «Мы», Хаксли «О дивный новый мир», Брэдбери «451 градус по фаренгейту»).

2. Сердечные порывы бывают очень привлекательны в людях (небогатый Гринёв отдаёт заячий тулупчик Пугачёву; Андрей Болконский подхватывает упавшее знамя и увлекает бегущих солдат в атаку). Но не следует забывать и о том, что поддавшись чувствам, люди могут совершать непоправимые ошибки (Толстой «Война и мир», «Анна Каренина»).

3. Конфликт разума и чувств может быть разрушителен для человека (Достоевский «Преступление и наказание», Тургенев «Отцы и дети»).

4. Человек может прийти к гармонии разума и чувств (Толстой «Война и мир», Пьер Безухов, Наташа Ростова).

В заключении следует сделать вывод: Разум и чувства должны дополнять друг друга. Прислушиваясь только к голосу разума или полностью отдаваясь чувствам, люди теряют полноту восприятия мира и совершают ошибки.

В работе над сочинением очень помогает план. Что такое хороший план сочинения? Это структура Вашей работы (то есть кратко сформулированные основные мысли, которые будут развёрнуты в Вашей работе).

На черновике можно хаотично набросать всю сумму мыслей, которые пришли Вам в голову. Здесь же можно вспомнить и книги, которые послужат иллюстрациями Ваших тезисов. Кроме того, можно сделать наброски вступления и заключения.

Любопытно рассмотреть пример плана сочинения на тему «Мнимая и подлинная дружба».

1. Пушкин «Евгений Онегин», Онегин и Ленский, отсутствие настоящей духовной близости, «от делать нечего друзья».

Тургенев «Отцы и дети», Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов, со стороны Аркадия – подражание, слепое следование за старшим другом).

2. Гончаров «Обломов», Обломов и Штольц, теплота отношений, доверие, забота.

Толстой «Война и мир», Андрей Болконский и Пьер Безухов, интеллектуальная и духовная общность, поиск смысла жизни, страсть к познанию истины).

План-конспект

Вступление.

Дружба – одна из вечных человеческих ценностей. Что же является основой настоящей дружбы?

II. Основная часть. Примеры истинной и мнимой дружбы в изображении русских поэтов и писателей.

1. Тема дружбы в романе Пушкина «Евгений Онегин». Онегин и Ленский.

2. Тема дружбы в романе Тургенева «Отцы и дети». Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов.

3. Тема дружбы в романе Гончарова «Обломов». Илья Обломов и Андрей Штольц.

4. Тема дружбы в романе Толстого «Война и мир». Андрей Болконский и Пьер Безухов.

На эту тему есть много других замечательных произведений: Конан Дойль «Рассказы о Шерлоке Холмсе», Киплинг «Маугли», Андерсен «Снежная королева», Денисова «Подумаешь, звёзды», Железников «Чучело» и др.

III. Вывод. Настоящие друзья всегда нуждаются друг в друге и всегда готовы помочь. Они могут быть совершенно непохожи, но их связывает духовное родство, душевная близость. Настоящие друзья готовы многое простить друг другу. Они нужны друг другу не только в горе, но и в радости.

Когда Вы будете завершать работу над черновиком, необходимо сделать следующее:

Свериться с планом: устранить отклонения от темы, расширить абзацы, в которых мысль выражена недостаточно полно;

Убедиться в том, что главная идея проходит через всё сочинение;

Проверить, правильно ли выделены абзацы;

Сделать речевую правку;

Проверить орфографию;

Проверить пунктуацию.

Тематическое направление «Разум и чувство»

Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.

Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед велением чувства и подсказкой разума.

Толковый словарь.

Разум – способность человека логически и творчески мыслить, обобщать результаты познания, интеллект.

Чувство – эмоция, переживание; осознанное отношение к чему-нибудь (чувство долга).

Возможные темы сочинений.

Что важнее: разум или чувство?

Что слушать: разум или сердце?

Что значит испытывать благородные чувства?

Что такое истинные чувства?

Можно ли идти на поводу у своих эмоций?

Когда разум становится опасен?

Нужно ли давать волю чувствам?

Разум – счастливый дар человека или его проклятие?

В чём сила человеческого чувства?

Чувства созидающие и разрушающие.

Карамзин «Бедная Лиза»

Пушкин «Дубровский», «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Барышня-крестьянка»

, «Мцыри»

Тургенев «Ася», «Отцы и дети»

Достоевский «Преступление и наказание», «Бедные люди»

Толстой «После бала», «Война и мир», «Анна Каренина»

Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Лёгкое дыхание», «Тёмные аллеи»

Куприн «Гранатовый браслет», «Олеся»

Замятин «Мы», «Пещера»

Булгаков «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита»

Распутин «Прощание с Матёрой»

Нагибин «Старая черепаха», «Зимний дуб»

Железников «Чучело»

Алексин «Раздел имущества»

Трифонов «Обмен»

Тематическое направление «Честь и бесчестие»

В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным ценностям или идти путём предательства, лжи, лицемерия.

Многие писатели сосредотачивали своё внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.

Толковый словарь.

Честь – достойные уважения и гордости моральные качества человека; его принципы (долг чести, дело чести); хорошая репутация, доброе имя.

Бесчестие – отсутствие чести, достоинства; оскорбление, позор.

Возможные темы сочинений.

Как Вы понимаете слово «честь»?

Как Вы понимаете слово «совесть»?

Что такое «честь» и «бесчестье»?

Что значит быть человеком чести?

Что есть истинная честь и что есть мнимая?

Как связаны понятия «предательство» и «бесчестие»?

Возможен ли компромисс с совестью?

Устарело ли сегодня понятие «честь»?

Что помогает человеку сделать выбор между честью и бесчестьем?

Почему многие писатели говорили о необходимости быть верным долгу и чести?

Согласны ли Вы с утверждением Чехова: «Честь нельзя отнять, её можно потерять»?

Пушкин «Дубровский», «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»

Рылеев «Иван Сусанин»

Гоголь «Тарас Бульба»

Лермонтов «Герой нашего времени»

Толстой «Война и мир»

Куприн «Поединок», «Юнкера», «Куст сирени»

Ахматова «Не с теми я, кто бросил землю…»

Булгаков «Белая гвардия»

Быков «Сотников», «Обелиск»

Каверин «Два капитана»

Гроссман «Жизнь и судьба»

План-конспект сочинения на тему «Что значит идти дорогой чести?»

I. Вступление. Что такое честь, достоинство человека?

II. Основная часть. Жизненный путь Петра Гринёва – дорога чести и добра.

1. Дом и семья Гринёвых.

2. Заповеди отца.

3. Первые самостоятельные шаги Гринёва (нелепый проигрыш в бильярд, грубость по отношению к Савельичу).

4. Гринёв и Швабрин.

5. Гринёв и Пугачёв (нравственный выбор – погибнуть или стать предателем; смелость Гринёва и его верность долгу вызывают уважение Пугачёва).

III. Заключение. Главная награда на пути чести – доброе имя.

Подберите материал к сочинению на тему «Что такое «честь» и «бесчестье»?»

Пушкин «Капитанская дочка»

Пётр Андреевич Гринёв и Алексей Иванович Швабрин.

1. Социальное положение Гринёва и Швабрина.

Молодой офицер Гринёв и опытный военный, бретёр (вот уж пятый год как к нам переведён за смертоубийство) Швабрин.

2. Добрый Гринёв («Вы всякому человеку готовы помочь», - пишет в письме Маша Миронова) и злобный Швабрин (угрозы Маше – «Он обходится со мной очень жестоко и грозится, коли не одумаюсь и не соглашусь, то привезёт меня в лагерь к злодею…»).

3. Жалостливый Гринёв («Савельич поглядел на меня с глубокой горестью и пошёл за моим долгом. Мне стало жаль бедного старика…»). Жестокий Швабрин.

4. Искренний Гринёв («Во всю дорогу размышлял я о допросах, меня ожидающих… и решился перед судом объявить сущую правду, полагая сей способ оправдания самым простым, а вместе и самым надёжным»). Лживый Швабрин. («В клевете его видел я досаду оскорблённого самолюбия и отвергнутой любви и великодушно извинял своего несчастного соперника»).

5. Честный, принципиальный Гринёв («Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу»). Бесчестный, беспринципный Швабрин («С омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака»).

Толстой «Война и мир»

Князь Василий Сергеевич Курагин и князь Николай Андреевич Болконский.

1. Курагин – важный чиновник, влиятельный человек, много лет служит при дворе. Самоуверенный и пустой человек. Общается с людьми ради выгоды.

Болконский – пожилой человек с тяжёлым характером, генерал-аншф в отставке, служил во времена Екатерины II, был лично знаком с императрицей, старый товарищ Кутузова, но никогда не пользуется своими связями. Живёт в своём имении Лысые горы. Умный и проницательный человек.

2. Курагин – равнодушен к своим детям. Обеспокоен лишь поиском подходящий партий для них. Ему не свойственны такие качества, как духовное богатство, патриотизм, благородство.

Болконский – к детям относится строго, предъявляет высочайшие требования, держится с ними достаточно жёстко, но любит их. Он трудолюбивый человек (мемуары, математика, занятия в мастерской, работа в саду, строительство). Обладает чувством долга, порядочности, благородства. Воспитывает те же качества в детях (Андрей Болконский начал службу в армии с нижних чинов).

Можно попробовать написать сочинение на тему «Что помогает сделать человеку выбор между честью и бесчестьем?» , используя следующий план:

I. Вступление. Как я понимаю слова «честь» и «бесчестье»?

II. Основная часть. Повесть Быкова «Сотников». Нравственный выбор героев между честью и бесчестьем.

Какие нравственные качества дают человеку перед лицом смерти сделать выбор между честью и бесчестьем? Автор отвечает на этот вопрос, сравнивая двух героев.

Сотников – работал в школе, в 1939 году его призвали в армию, на войне командовал батареей. В первом бою батарея была разбита, Сотников попал в плен, бежал, попал в партизанский отряд. Оказавшись в плену у полицаев, Сотников пытается взять вину на себя, чтобы спасти люди, помогавшие партизанам (староста и Дёмчиха). Герой убеждён: лучше выбрать смерть, чем оказаться предателем.

Рыбак – сильный человек, мужественный боец, был старшиной в стрелковой роте. После ранения он оказался в глухой деревне, где его выходили местные жители. Рыбак уходит в лес к партизанам. Во время похода постоянно помогает больному Сотникову. Однако в ситуации выбора между жизнью и смертью Рыбак выбирает жизнь ценою бесчестья – предательства. У Рыбака нет таких нравственных ценностей, на которые можно бы было опереться в момент выбора. Став полицаем, он участвует в казни Сотникова Его жизнь оплачена казнью невинных людей. (Фильм Ларисы Шепитько «Восхождение»).

III. Вывод. Путь чести выбирают люди с твёрдыми нравственными принципами, которые закладываются в детстве и укрепляются всю жизнь. Человек должен стараться не позволять себе морально падать ни при каких обстоятельствах.

Тематическое направление «Победа и поражение».

Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными обстоятельствами в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, её причинами и результатами.

В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.

Толковый словарь.

Победа – успех в битве при полном поражении противника; успех в борьбе за что-нибудь, достижение чего-нибудь в результате преодоления чего-нибудь.

Поражение – неудача в войне, борьбе, разгром.

Возможные темы сочинений.

Что такое победа?

Можно ли преодолеть самого себя?

Что значит победа над самим собой?

Какую победу можно назвать настоящей?

Что является залогом победы в бою?

Когда победа равносильна поражению?

Чему нас учат поражения?

Как поражения помогают узнать самого себя?

Победа, которую мы не забудем.

Согласны ли Вы с утверждением «Нужно уметь достойно проигрывать»?

Согласны ли Вы с утверждением «Характер человека определяется не тем, как он наслаждается победой, а тем, как он сносит поражения»?

Пушкин «Капитанская дочка»

Лермонтов «Герой нашего времени»

Тургенев «Отцы и дети»

Достоевский «Преступление и наказание»

Толстой «Война и мир»

Полевой «Повесть о настоящем человеке»

Каверин «Два капитана»

Васильев «В списках не значился»

Быков «Сотников»

Носов «Красное вино Победы»

Хемингуэй «Старик и море»

Тематическое направление «Опыт и ошибки»

В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта.

Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, который предотвращает ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.

Толковый словарь.

Опыт – отражение в сознании людей законов объективного мира; совокупность знаний и практически усвоенных навыков, умений, то есть жизненный опыт.

Ошибка – неправильность в действиях, мыслях.

Возможные темы сочинений.

Можно ли избежать ошибок на жизненном пути?

Можно ли приобрести опыт, не совершив ошибок?

«…Опыт, сын ошибок трудных…» (Пушкин)

Путь к истине лежит через ошибки

Можно ли избежать ошибок, опираясь на чужой опыт?

Почему нужно анализировать свои и чужие ошибки?

Какие ошибки невозможно исправить?

Что такое заблуждение?

Какой опыт даёт человеку война?

Чем может быть ценен для детей опыт отцов?

Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?

Фонвизин «Недоросль»

Грибоедов «Горе от ума»

Пушкин «Евгений Онегин»

Лермонтов «Герой нашего времени»

Островский «Гроза», «Бесприданница»

Гончаров «Обломов»

Тургенев «Отцы и дети»

Достоевский «Преступление и наказание»

Толстой «Война и мир»

Чехов «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч», «Вишнёвый сад»

Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Тёмные аллеи».

Пастернак «Доктор Живаго»

Булгаков «Мастер и Маргарита».

Попробуйте выполнить следующие задания:

Прочитайте варианты вступлений и сформулируйте подходящие к ним темы сочинений. Напишите свой вариант вступительной части сочинения на одну из предложенных выше тем.

1. Тема ____________________________________________________________

Человеческую жизнь часто сравнивают с дорогой. Одни просто идут по ней, не задумываясь о конечной цели. Другие точно знают свой путь и никогда не отступают от него. Третьи ищут верный путь, порой сбиваясь с дороги. Мне кажется, что каждый шаг на дороге жизни – это крупица нашего опыта, даже если этот шаг сделан не в ту сторону.

2. _______________________________________________________________

Каждому из нас хорошо известна пословица «Человек учится на ошибках».

В этом высказывании много жизненной мудрости. К сожалению, мы устроены таким образом, что, пока сами не попадём в трудную ситуацию, почти никогда не сделаем для себя верных выводов.

Можно попробовать написать сочинение на тему «Путь к истине лежит через ошибки» , используя вот такой план.

I. Вступление. Путь к истине – это путь познания самого себя.

II. Основная часть. Жизненные поиски Пьера Безухова – путь проб и ошибок.

Образ Пьера Безухова в романе Толстого «Война и мир»

1. Образ Пьера Безухова – один из самых важных в романе. Герой изображён в постоянном развитии. Весь жизненный путь Пьера – это поиски самого себя, своего места в жизни, поиск истины.

2. Неудачный брак.

3. Неудачные преобразования в южных имениях.

4. Разочарование в масонстве.

5. Пьер на поле Бородина и в плену.

III. Заключение. Созидательная сила наших ошибок в том, что они открывают новые возможности для поиска истины.

Попробуйте самостоятельно подобрать материал для написания сочинения на тему «Человек учится на своих ошибках». (Можно вспомнить Тургенева «Отцы и дети», Достоевского «Преступление и наказание»).

Родион Раскольников убеждается в ошибочности своей теории, противоречащей общечеловеческой морали и христианской этике.

Вывод: Человек, совершивший ошибки и сделавший из этих ошибок правильные выводы, сегодня на порядок мудрее, чем вчера.

Подумайте, какой материал Вы бы подобрали к сочинению на тему «Какие ошибки невозможно исправить?»

Например, можно подумать о том, что самые страшные ошибки человек совершает тогда, когда идёт на сделку с совестью и от этого страдают невинные люди (Булгаков «Мастер и Маргарита», Понтий Пилат).

А можно вспомнить рассказ Паустовского «Телеграмма».

Скорее всего, мы придём к выводу, что есть такие ошибки, которые невозможно исправить, как нельзя воскресить мёртвого или вернуть себе честь или утраченное достоинство.

Тематическое направление «Дружба и вражда».

Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними.

Толковый словарь.

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Вражда – отношения и действия, проникнутые неприязнью, ненавистью.

Возможные темы сочинений.

Кого можно назвать настоящим другом?

Что такое мнимая и подлинная дружба?

Когда друг становится врагом?

Согласны ли Вы с утверждением, что дружбе нужно учиться?

Согласны ли Вы с утверждением о том, что настоящий друг познаётся в беде?

Согласны ли Вы с высказыванием «Из двух друзей один всегда раб другого?»

Что помогает людям преодолевать конфликты?




Понравилась статья? Поделиться с друзьями: