Конституцией российской федерации установлена форма правления. Форма правления в российской федерации

Статья 1 Конституции Российской Федерации характеризует Россию как государство с республиканской формой правления.

При этом Конституция не определяет, к какой разновидности республики относится Российская Федерация - парламентской или президентской. Но в тоже время, Конституция Российской Федерации говорит нам о том, что в нашей стране предпочтение отдано президентской форме правления.

Президент Российской Федерации может быть отнесен к вполне самостоятельному виду органов государственной власти, так как провозглашен главой государства, а не главой исполнительной власти как это было по Конституции РСФСР 1978 г. следовательно, он не руководит Правительством. На основании Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» принятого 17 декабря 1997 года, закрепившим новое положение Правительства РФ в системе органов государственной власти. Правительство это высший орган, осуществляющий исполнительную власть и возглавляющий исполнительную власть в Российской Федерации. Так как исполнительная власть теперь полностью возложена на Правительство, Президент не несет прямой ответственности за политику и действия исполнительной власти. Президент РФ и ветвь исполнительной власти отделяются, а это значит, что сделан шаг в сторону от модели президентской республики, созданной в Штатах, которая предполагает тесную связь между этими двумя ветвями власти.

И опять же, но Президент наделен определенными полномочиями, позволяющими утверждать о наличии у него функций исполнительной власти. К их числу, мы относим руководство рядом органов исполнительной власти, внешней политикой, обладание правом председательствовать на заседаниях правительства. Также, Президент, реализуя свои конституционные полномочия, осуществляет исполнительную власть, принимая многочисленные указы, обусловленные требованием проведения политической, экономической и социальной реформ, в том числе указы по вопросам, входящих в компетенцию Правительства РФ.

Конституция предоставила Президенту РФ как главе государства, обладающему рядом функций, ставящих его над другими властями, полномочия по согласованному функционированию и взаимодействию Правительства РФ и других органов государственной власти, а также по формированию правительства, направлению его деятельности. Президент может быть отрешен от должности Советом федерации на основании выдвинутого Государственной думой обвинения в случае государственной измены или совершении иного тяжкого преступления, обязательно подтвержденного заключением Верховного суда РФ о наличии в действиях Президента признаков преступления и заключением Конституционного суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Конституция изменила принцип взаимоотношений органов законодательной и исполнительной властей, а также меру ответственности правительства перед парламентом. Назначение председателя правительства согласовывается с Государственной думой; эта палата вправе вынести вотум недоверия правительству, а председатель правительства поставить перед ней вопрос о доверии. государство правительство дума власть

Конституция, провозгласив принцип разделения властей, вывела правительство из прямого подчинения парламенту, сохранив за Государственной думой контроль в ключевой сфере - бюджетной политике. Теперь Думе Правительство представляет отчет о федеральном бюджете и о его исполнении, информирует о ходе исполнения федерального бюджета, также при осуществлении контроля над исполнением федерального бюджета предоставляет информацию в Счетную палату РФ. В соответствии с Конституцией и ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» на законопроекты требующие финансирования из федерального бюджета, ведение или об отмене налогов Правительство дает письменные заключения. Правительство как высший государственный орган исполнительной власти, должно исполнять и проводить в жизнь федеральные законы. Деятельность Правительства оценивается при рассмотрении практики выполнения конкретных законов палатами Федерального собрания.

Правительство взаимодействует с органами судебной власти, в меру своих полномочий осуществляет независимое правосудие, исполнение судебных постановлений. Конституция предоставляет право Правительству обращаться в Конституционный суд с запросами о соответствии федеральных законов, нормативных актов, конституций республик, уставов Конституции, с запросами о толковании Конституции. В случае признания судами актов Правительства или их отдельных положений не соответствующими Конституции, федеральным законам и указам президента Правительство приводит указанные акты, положения в соответствие с законодательством.

Суды олицетворяют судебную власть, являющуюся в соответствии со ст. 10 Конституции одной из трех ветвей государственной власти. В России действуют федеральные, конституционные и мировые суды, составляющие судебную систему Российской Федерации.

В Конституции говорится о том, что Федеральное собрание - законодательный орган. Значит, Федеральное собрание выполняет функции издания правовых актов самой высокой юридической силы, после Конституции и международных договоров. Федеральное собрание - единственный орган федеральной законодательной власти. Его акты - не могут быть отменены или изменены никаким другим государственным органом.

Современной форме правления в Российской Федерации предшествовал симбиоз (сожительство) власти Советов и зарождающийся президентской власти в СССР. Прошло два срока правления первого Российского президента, в последующем его сменил другой. Этот период был сложным, президентская форма правления выдержала серьезные испытания. Президент получил возможность воздействия на решения парламента через лояльное большинство во фракциях Государственной Думы. По-моему, система президентской власти в России - это уже структура, конечно, развивающаяся, со своими противоречиями, но уже относительно сформировавшаяся.

Форма государственного устройства

Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г. послужила основой для упорядочения системы федеративной отношений. Одним из основополагающих принципов явилось равенство прав субъектов федерации. Данное равенство распространяется на все субъекты федерации, и реализуется как в отношениях отдельных субъектов федерации с центром, так и в отношениях субъектов федерации друг с другом.

Субъекты федерации имеют ряд общих признаков:

  • 1) Собственные местные парламенты и свои правительства (администрации);
  • 2)Иметь право на собственное законодательство;
  • 3) разделение полномочий, в конституциях оговаривается; 4)В федерациях верхняя палата парламента является органом представительства субъектов, призванным выражать их специфические интересы. Обычно, эта палата, формируется на основе равного представительства субъектов федерации;

Субъекты федерации обязательно принимают участие в решениях общефедеральных вопросов, в различных формах. Организационной формой является верхняя палата. Конституция наиболее точно определяет вопросы, решаемые без ее участия (например, внесение поправок в федеральную конституцию), для обсуждения важных вопросов созывается совещание. Для решения наиболее важных вопросов совещание созывает президент, с приглашением руководителей федерации и субъектов.

Федеративное государство, независимо от его разновидности, характеризуется следующими государственно-правовыми признаками:

  • 1) государство является единым и сложным, поскольку состоит из субъектов, при этом каждый из которых обладает значительной самостоятельностью;
  • 2) договор или конституция выступает в качестве правовой формы закрепления государственных связей;
  • 3) единая территория, образовавшаяся в результате объединения территорий её субъектов;
  • 4) помимо федерального гражданства, одновременно с ним может сохраняться гражданство её отдельных субъектов;
  • 5) органы государственной власти являются общими для всего государства. В то же время субъекты федерации вправе иметь свои законодательные и исполнительные органы государственной власти;
  • 6) единые вооруженные силы;
  • 7) денежная система единая на территории всего государства;
  • 8) система федеральных налогов.

Российская Федерация немного отлична от ряда других федераций. Природа современного российского федеративного государства состоит в том, что она основывается на конституционно-договорном, добровольном разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Документом, который заложил принцип разграничения этих полномочий, выступает федеративный договор. Его содержание и положения полностью вошли в Конституцию Российской Федерации.

Многовековая история Российского государства не могла не найти отражение в Конституции Российской Федерации, закрепившей разный статус субъектов федерации.

В ч. 1 ст. 65 Конституции Российской Федерации определено, что в составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации, а далее в алфавитном порядке перечисляются сначала республики, затем края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Данный способ расположения говорит о том, что нашей страны подразделяются на различные типы. Доказательством этого деления субъектов федерации на типы служит и конституционное положение о том, что статус различных типов субъектов федерации определяется различными видами нормативных правовых актов: статус республики - Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики; статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа - Конституцией Российской Федерации и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации. Но тут же в ч. 1 ст. 5 Конституции Российской Федерации провозглашает равноправие всех субъектов российской федерации.

Здесь мы можем сказать, что в Конституции Российской Федерации закрепляется разделение субъектов федерации, именно в зависимости от того, каким типом они являются: - национально-государственному (республики), административно-территориальному (края, области, города), национально-территориальному (автономная область, автономные округа). Хоть такое деление в чистом виде не зафиксировано в законодательстве, но о нем можно говорить исходя из содержания статей 65-66 Конституции Российской Федерации.

Ч. 5 ст. 66 закрепляет, что «статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом». Практически же, мы видим, что республики занимают более прочное место, в системе федеративных отношений, чем другие субъекты федерации. По отношению к ним федеральные органы власти, как правило, воздерживаются от каких-либо резких методов воздействия. Этого нельзя сказать о других субъектах федерации. То есть, как бы замечаются элементы неравенства российского федерализма.

В современной форме государственного (территориально-политического) устройства Российской Федерации на лицо существенные по своему характеру изменения в форме управления территориями, регионами (федеральными округами), но пока не в самом территориальном устройстве федерации. Борьбы за полномочия и компетенцию идет внутри неизменной федеративной национально-территориальной формы организации государства. Этому во многом способствует не ясное конституционное описание российского федеративного устройства, дополненное особенностями договорного статуса отдельных субъектов федерации.

Республики, входящие в состав Российской Федерации - это субъекты с огромным политическим преимуществом, перед другими субъектами, о чем и говорится в ч. 2 ст. 5 Конституции Российской Федерации. Главным критерием, позволяющим существовать и выделять республиканские политические системы, является национально-территориальный принцип.

Порядок, в соответствии с которым осуществляется организация и взаимодействие высших органов страны (форма правления), в России устанавливается с учетом различных факторов. Наиболее существенными из них следует назвать уровень политической и соотношение социальных и политических сил и прочие.

В связи с особой обстановкой перехода к рыночной экономике, форма правления в современной России - президентская республика. Следует при этом сказать, что этот порядок обладает своими особенностями.

Так какая форма правления в России?

Необходимо в первую очередь отметить, что вместе с признаками, которыми обладает президентская республика в традиционном понимании (в частности, при наличии президентского контроля над правительственной работой), этот порядок обладает некоторыми чертами Эти черты состоят в том, что Госдума может выражать недоверие Правительству, при том, что окончательное решение по этому поводу принимает Президент.

Одной из основных проблем считается территориальная организация госвласти. Задача состоит в поиске и укреплении оптимального соотношения между сферами деятельности власти на федеральном уровне, главным образом, в обеспечении целостности территории, единства страны и стремлением ряда регионов и областей к большей самостоятельности.

Россия представляет собой уникальное государство, и форма правления в России строится, главным образом, на договорном конституционном правовом фундаменте. В качестве механизма самостоятельной настройки и регулирования федеративных взаимоотношений выступают договоры двустороннего характера между и органами госвласти. Следует сказать, что по числу субъектов РФ находится на первом месте в мире.

Децентрализация и увеличивающаяся самостоятельность регионов уравновешивается базовыми принципами, которые отражены в Конституции. Эти принципы гарантируют равноправие всех членов Федерации, незыблемость целостности территории страны, единство основ, составляющих

Форма правления в России предусматривает защиту свобод и прав граждан. В конституционных основах отражено верховенство федерального закона, а также указано на недопустимость совершения действий, каким-либо образом направленных на изменение статусов субъектов в одностороннем порядке.

Конституционно в стране разграничены предметы ведения органов госвласти на три категории: предметы, составляющие совместное ведение субъектов и Федерации, отдельное ведение и Федерации, и субъектов.

Для гармонизации федеральных взаимоотношений необходима гибкая политика межнационального согласия. Для этого разрабатывается определенная концепция политики страны, предусматривающая урегулирование и предотвращение конфликтов на различном уровне.

Форма государственного устройства и правления в Российской Федерации.

Конституционный строй РФ (понятие, содержание, основные черты). Суверенитет.

Основы конституционного строя - главные устои государства, его основные принципы, которые и призваны обеспечить его характер как конституционного .

Конституционный строй РФ

Гражданское общество

Демократизм Права и свободы человека

Основы Конституционного строя

Характерные черты для РФ:

· Социальное государство;

· Федеративное государство;

· Суверенное государство;

· Правовое государство;

· Экономическая основа - разнообразие форм собственности;

· Светское государство;

· Республиканская форма правления;

· Разделение властей.

В Конституции основам Конституционного строя посвящена глава первая

Гражданское общество - это система самостоятельных и независимых от государства общественных инструментов и отношений, которые обеспечивают условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов и коллективов, для жизнедеятельности социальной, культурной и духовной сфер, их воспроизводства и передачи от поколения к поколению.

Суверенитет - обязательный признак любого современного государства заключается в верховенстве государственной власти, её самостоятельности и независимости. Верховенство заключается в том, что:

1). гос. власть распространяется на всю территорию, всё население, партии, общ. организации и т.д.;

2). Государственно-властные полномочия принадлежат лишь законодательно установленной системе государственных органов;

3). Государство обладает особыми средствами воздействия (армия, милиция и т.д.);

4). Независимость в решении внешнеполитических вопросов.

Носителем суверенитета является народ и осуществляет его непосредственно либо через представительные органы власти.

Форма государства отвечает на вопросы, на каких принципах и как территориально построена государственная власть , как создаются высшие органы государства, как они взаимодействуют между собой и населением, какими методами она осуществляется. Таким образом форма государства определяется формой правления и формой государственного устройства.

В соответствии со ст. 1 Конституции РФ , Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Федеративному устройству посвящена гл. 3 Конституции РФ.


Федеративное государство - это союз государственных образований, каждое из которых обладает определённой самостоятельностью. Субъекты такого союзного государства имеют одинаковый статус и равные права.

Федеративное устройство основано на принципах:

Государственной целостности;

Единства системы государственной власти;

Разграничения предметов ведения между федеральными органами государственной власти и органами гос. власти субъектов РФ;

Равноправия субъектов.

Федеративное устройство определяется конституционно-правовым статусом, который характеризуется:

Суверенитетом РФ;

Территориальным единством;

Единым гражданством;

Наличием единой федеральной правовой системы;

Наличием единой денежной и кредитной системы;

Наличием единых вооружённых сил;

Наличием государственных символов.

Основные принципы РФ:

Добровольность объединения наций и народностей;

Наличие национально-территориальных объединений наряду с административно-территориальными;

Государственная целостность и нерушимость границ;

Разграничение предметов ведения между РФ и её субъектами;

Равноправие субъектов РФ.

В РФ - 88 субъектов: 21 республика, 9 автономных округов, 6 краёв, 49 областей, 1 автономная область, 2 города федерального значения.

Форма правления раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования её органов, их взаимодействия между собой и населением, степень участия населения в их формировании.

В РФ форма правления - республика, т.е. высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определённый срок и несущим ответственность перед избирателями.

Парламентская республика - парламент наделён не только законодательными, но и в том числе полномочиями требовать отставки правительства. Президент является только главой государства, но не главой правительства. Правительство формируется партией большинства в парламенте.

Президентская - при определённом парламентском контроле формирует правительство, которое несёт перед ним ответственность. Обычно нет должности премьер министра, так как зачастую сам президент совмещает две эти должности.

Существуют смешанные формы.

Политический режим , в самом широком понимании - это методы осуществления политической власти (основные виды - тоталитарное и демократическое).

Становление российской государственности процесс длительный и многоступенчатый. Он прошел несколько стадий, однако очень скоро стремление воплотить в жизнь прогрессивные идеи реформирования государства стало вступать в противоречие с реальными предпосылками формирования Российского государства. И все же были созданы новые государственные формы, аналогов которым невозможно найти не только в послереволюционной, но и дореволюционной России. Постоянно действующий законодательный орган, конституционное судопроизводство, институт президентской власти необратимо изменили облик государственной власти страны.

По классификации, принятой в науке конституционного права, в Российской Федерации существовала модель полупрезидентской или смешанной формы правления, т.е. сочетающей в себе признаки и президентской, и парламентской республик. Данную модель у нас иногда называют французской, поскольку именно такая форма правления была инициирована в 1958 г. генералом де Голлем. В то время подобная форма существовала и до проведения реформы Конституции Французской Республики. Краснов М.А. Россия как полупрезиденская республика// Государство и право, 2003, № 10. С. 16

В дальнейшем ситуация изменилась

В Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 года статья 1 гласит: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Конституция РФ. Ст. 1

Президент РФ провозглашен главой государства, а не главой исполнительной власти притом, что исполнительная власть прямо возложена на правительство.

Вместе с тем Конституция предоставила Президенту РФ как главе государства, обладающему рядом функций, ставящих его над другими властями, в том числе исполнительной, обширные полномочия по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия Правительства РФ и других органов государственной власти, а также по формированию правительства, направлению его деятельности. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. Президент назначает председателя (с согласия Государственной думы) и членов правительства, принимает решения о его отставке и об освобождении от должности отдельных членов правительства, утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти, вправе отменять постановления и распоряжения федерального правительства.

Президент наделен Конституцией и на ее основе федеральными законами определенными полномочиями, позволяющими утверждать о наличии у главы государства функций исполнительной власти. К их числу, в частности, относятся руководство рядом органов исполнительной власти, внешней политикой, право председательствовать на заседаниях правительства и др.

Кроме того, президент, реализуя свои конституционные полномочия по определению основных направлений внутренней и внешней политики государства, осуществляет исполнительную власть на практике, принимая многочисленные указы, обусловленные требованием проведения политической, экономической и социальной реформ, в том числе указы по вопросам, находящимся в компетенции правительства. Краснов М.А. Россия как полупрезиденская республика// Государство и право, 2003, № 10. С. 18

Президент может быть отрешен от должности Советом федерации на основании выдвинутого Государственной думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного суда Российской Федерации о наличии в действиях президента признаков преступления и заключением Конституционного суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации», принятый 17 декабря 1997 года, закрепил на основе Конституции новое положение Правительства РФ в системе органов государственной власти России как высшего органа, осуществляющего исполнительную власть и возглавляющего единую систему исполнительной власти в Российской Федерации

Конституция изменила принцип взаимоотношений органов законодательной и исполнительной властей, а также характер ответственности правительства перед парламентом. С Государственной думой согласовывается назначение председателя правительства; эта палата вправе вынести вотум недоверия правительству, а председатель правительства поставить перед ней вопрос о доверии. Артемьева О.В. Становление российской государственности// Государство и право, 2004, № 4. С. 113

Конституция, провозгласив принцип разделения властей, вывела правительство из прямого подчинения парламенту, сохранив за Государственной думой контроль в ключевой сфере - бюджетной политике. Правительство представляет Думе федеральный бюджет и отчет о его исполнении, информирует Думу о ходе исполнения федерального бюджета, предоставляет необходимую информацию в Счетную палату РФ при осуществлении ею контроля за исполнением федерального бюджета. В соответствии с Конституцией и ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Правительство дает письменные заключения на законопроекты, требующие финансирования из федерального бюджета, о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и другие проекты.

Правительство как высший государственный орган, осуществляющий исполнительную власть, должно исполнять и проводить в жизнь федеральные законы. При этом в законах зачастую не только определяется компетенция правительства в соответствующей сфере, но и содержатся поручения по реализации законов. Деятельность федерального Правительства оценивается и при рассмотрении палатами Федерального собрания практики выполнения конкретных законов.

Как субъект законодательной инициативы правительство обеспечивает подготовку, и внесение в Государственную думу значительной части законопроектов. Правительство может направлять в палаты Федерального собрания официальные отзывы о рассматриваемых федеральных законах и законопроектах. Взаимодействие правительства с палатами Федерального собрания обеспечивается полномочными представителями правительства в соответствующих палатах, назначаемыми на должность правительством, и статс-секретарями - заместителями руководителей федеральных органов исполнительной власти. там же, с. 114

Председатель правительства или его заместитель дают в устной или письменной форме ответы на парламентские запросы, запросы и обращения членов Совета федерации и депутатов Государственной думы.

Правительство взаимодействует с органами судебной власти, обеспечивает в пределах своих полномочий возможность независимого осуществления правосудия, исполнение судебных решений, участвует в проведении судебной реформы.

В случае признания судами актов правительства или их отдельных положений не соответствующими Конституции, федеральным законам и указам президента правительство принимает решения о приведении указанных актов в соответствие с федеральным законодательством. Конституция предоставляет право правительству обращаться в Конституционный суд с запросами о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов федеральных органов государственной власти, конституций республик, уставов, а также нормативных актов субъектов Федерации, некоторых других правовых актов, определенных Конституцией, с запросами о толковании Конституции, а также в связи с разрешением споров о компетенции.

Конституция определяет Федеральное собрание как законодательный орган. Это означает, что на Федеральное собрание возложена функция издания правовых актов самой высокой юридической силы, выше которой юридическая сила лишь самой Конституции и международных договоров. Федеральное собрание - единственный орган федеральной законодательной власти. Его акты - федеральные законы - не могут быть отменены или изменены никаким другим государственным органом, поскольку соответствуют Конституции. В случаях их противоречия федеральной Конституции они по решению Конституционного суда утрачивают юридическую силу. Акты любых других органов власти не должны противоречить федеральным законам.

Суды олицетворяют судебную власть, являющуюся в соответствии со ст. 10 Конституции одной из трех ветвей государственной власти. Правосудие в России осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. В России действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации. Там же, с. 116

Современной форме правления в Российской Федерации предшествовал не долго просуществовавший симбиоз власти Советов и зарождающийся президентской власти в СССР. Прошло два срока правления первого Российского президента, легитимно его сменил другой. Этот период был сложным, президентская форма правления выдержала серьезные испытания. Она стабилизировалась, произошла не революционная передача власти, хотя пока еще преемственная. Президент получил возможность воздействия на решения парламента через лояльное большинство во фракциях Государственной Думы, главы субъектов федерации больше не образуют мощное объединение в Совете Федерации. По существу, система президентской власти в России - это уже сформировавшаяся структура, конечно, развивающаяся, со своими противоречиями, но уже относительно устоявшаяся. Левакин И.В. Современная российская государственность// Государство и прав, 2003. № 1, с. 5

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Форма правления в РФ [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Форма правления представляет собой организацию власти в государстве в соответствии с определенной моделью. В Российской Федерации за всю историю было несколько форм правления.

Российская Федерация является одной из самых развитых и прогрессивных стран мира. Россия была и монархией, и республикой. В настоящее время Российская Федерация является смешанной республикой, в которой на правовом уровне установлен баланс между президентом и парламентом.

Россия – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления .

Мировой опыт показывает, что каждая форма правления имеет плюсы и минусы. Прежде чем рассматривать особенности формы правления в РФ , следует обратиться к классификации форм правления.

Классификация форм правления

В современной правовой науке признана следующая классификация форм правления : республики и монархии. Каждая форма правление имеет подвиды, которые отражены на рисунке ниже. Каждый подвид наделен сложной системой особенностей, влияющих на развитие общества.

Виды форм правления

Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределение компетенции между ними .

Монархия считается более древней формой правления, чем республика. Монархия характерна для многих ранних государств. Слово монархия имеет греческие корни. Впервые оно встречается в трудах античных философов. В латынь термин "монархия" проникает не ранее II в. н. э. Об этом свидетельствует тот факт, что встречается данное понятие впервые у Тертуллиана и Лактанция .

Республика известна со времен античности. Особый интерес для правоведов и историков по-прежнему представляет Римская республика.

Римская республика – форма правления Древним Римским государством в период с 509 по 31 года до н.э. Римская республика представляла собой совокупность демократических, олигархических и монархических элементов.

В современном мире существуют и иные, нетипичные виды республик. Например, теократическая республика (Иран, Афганистан). Для некоторых стран Африки характерна своеобразная форма президентской монократической республики: в условиях однопартийного политического режима лидер партии провозглашался пожизненным президентом, парламент же реальных полномочий не имел (Заир, Малави).

Подробнее о видах и их подробные характеристики.

История форм правления в РФ

Россия – удивительная страна. За всю свою историю она пережила несколько форм правления. Монархия в России существовала вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции. Несмотря на то, что к началу 20 века большинство развитых стран избавились от монархии или провели реформы по её актуализации, в Российской Империи наблюдался застой во власти и деградация монархии как института. Реформы монархии в России напрашивались еще при Александре I. Бездействие привело к свержению царя и победе Октябрьской Революции.

Вслед за свергнутой большевиками монархией пришла социалистическая республика. Социалистическая республика , существовавшая в СССР, является уникальным историческим опытом для нашей страны. В СССР были Конституции, множество законов и декретов. Государственное управление реализовывалось с опорой на депутатов. В роли президента выступал генеральный секретарь, который обладал широким спектром полномочий.

После вероломного развала СССР в Россию пришла демократия и так называемые западные ценности. Советская республика превратилась в инертное государство с официально обозначенной формой правления – республика. Хаос в государственном управление не прекращался на протяжении всего срока президенствования М.С. Горбачева, а затем и Б.Н. Ельцина. Бесконтрольный плюрализм, коррупция во власти и постоянные склоки в Государственной Думе – вот чем жила Россия вплоть до 2000 года.

Современная республика в РФ

Согласно Конституции РФ, формой правления в России является республика . В РФ республика имеет смешанный характер. Во главе государства стоит Президент. Он является верховным главнокомандующим. В России парламент наделен широкими полномочиями, но не более широкими, чем Президент. За счет баланса власти и реализуется смешанная республика в РФ.

Президент в Российской Федерации избирается всенародным голосованием на срок 6 лет. Премьер министр назначается президентом и перед ним же отчитывается. Состав правительства формирует премьер министр, а не Президент.

В стране регулярно проходят выборы в Государственную Думу. Депутаты выбираются народом по округам. Особенности республики в Российской Федерации закреплены в Конституции РФ, принятой всенародным голосованием в 1993 году. В Конституцию РФ регулярно вносятся изменения, направленные на актуализацию основного закона страны.

Действующим Президентом Российской Федерации является Владимир Владимирович Путин. Премьер министр и глава правительства РФ – Дмитрий Анатольевич Медведев. Спикером Государственной Думы на 2018 год является Вячеслав Викторович Володин.

Литература

  1. Конституция Российской Федерации
  2. Чиркин, В. Е. Государствоведение – М.: Юрист, 2009 – 382 с.
  3. Чичерин Б. H. Политические мыслители древнего и нового мира. – М.: Гардарики, 2001. – 336 с.
  4. Клименко А. В., В. В. Румынина Обществознание – М.: Дрофа, 2009. – 214с.


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: