Конституционный строй РФ, понятие, основы. Социальное государство как основа конституционного строя российской федерации

[ Основы конституционного строя России

Понятие конституционного строя и его основ

Конституционный строй – понятие комплексное, более широкое, чем государственный строй, но, в свою очередь, более конкретизированное и юридизированное по сравнению со строем общественным. В обобщенном плане определить его можно как правопорядок, при котором соблюдается демократическая конституция государства. Следует иметь в виду, что гл. 1 Конституции РФ закрепляет лишь основы конституционного строя России. Все грани конституционного строя государства (имущественные, земельные, экологические, административные, процессуальные, трудовые, уголовные, семейные и иные правоотношения) невозможно прописать ни в одном нормативном акте, в том числе и в основном законе страны. Детализация этих правоотношений осуществляется в специальных законах, в отраслевом законодательстве. Основы же вообще – это важнейшие, исходные начала, определяющие сущность того или иного явления. Таким образом, конституционный строй – это совокупность соответствующих общественных отношений, а его основы – базовые, системообразующие принципы, их регламентирующие. Эти принципы лежат в основе (или, напротив, находятся на вершине) всей пирамиды правовой системы государства, служат ориентиром для многоплановых правомерных связей в обществе.

Незыблемость указанных принципов обеспечивает достаточно сложный порядок их изменения – гл. 1 Конституции РФ (равно как и гл. 2 и 9) является более «жесткой» по сравнению с другими главами и может быть изменена только в результате пересмотра Конституции. Таким образом, любое изменение в базовые конституционные положения может быть осуществлено только путем замены прежней Конституции новой (даже если изменения незначительны и новая Конституция во многом совпадает с прежней).

Кроме того, гл. 1 Конституции РФ обладает большей юридической силой по отношению к другим, в том числе и «защищенным» (гл. 2, 9), конституционным положениям. В соответствии с ч. 2 ст. 16 никакие другие положения Конституции РФ не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.

Глава 1 Конституции РФ нормативно не разделяет основы конституционного строя России на какие-либо виды. Тем не менее их можно объединить в определенные группы (схема 5): закрепляющие организацию государства и государственной (публичной) власти, приоритет прав и свобод человека и гражданина, политические и экономические основы государства и общества.

Схема 5. Система основ конституционного строя России.

Приоритет прав и свобод человека и гражданина, закрепление их в качестве высшей ценности составляют гуманистические основы конституционного строя России. Достаточно подробное освещение этой проблематики содержится в темах 7–9. Характеристики же остальных групп основ конституционного строя приводятся ниже.

Конституционные характеристики российского государства

Основные конституционные характеристики российского государства содержатся в ст. 1, 7 и 14 Конституции РФ. В соответствии с ними Российская Федерация – это демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления, а также социальное и светское государство. Все эти характеристики тесно связаны между собой, равно как и с другими основами конституционного строя.

Провозглашение России демократическим государством является принципиально важным для страны с сильной авторитарной традицией. Демократический характер государства (от греч. demos и kratos – власть народа) означает, что:

¾ во-первых, единственным источником власти в стране (и носителем суверенитета) является многонациональный народ России;

¾ во-вторых, власть в стране осуществляется в соответствии с волей большинства при соблюдении и охране прав меньшинства;

¾ в-третьих, власть в России формируется и осуществляется в соответствии с демократическими процедурами, прежде всего посредством свободных выборов и референдума.

Все это призвано обеспечить признание и реальное осуществление прав и свобод человека в стране на уровне международных требований.

Статья 1 Конституции РФ провозглашает Россию федеративным государством. Это означает, что из двух форм территориального устройства – унитарной и федеративной – Россией избрана последняя. Принципы федеративного устройства конкретизируются в некоторых других статьях гл. 1 (ст. 4, 5, 6, 11), а также в гл. 3 «Федеративное устройство» Конституции РФ.

По поводу провозглашения Российской Федерации правовым государством в ст. 1 Конституции РФ некоторые ученые и практические деятели считают, что такому утверждению место, скорее, в преамбуле Основного Закона (т. е. это пока не данность, а лишь цель, к которой стремится Россия). Конечно, современную Россию правовым государством считать нельзя. Вместе с тем после принятия Конституции 1993 г. в нашей стране сложилась принципиально иная правовая ситуация, позволяющая предполагать, что возврата к прежнему, антиправовому, тоталитарному, режиму уже не произойдет. Конституция РФ полностью соответствует характеристикам конституции правового государства, поскольку:

¾ признает основные неотчуждаемые права и свободы человека в качестве высшей ценности и закрепляет систему их гарантий на уровне международных стандартов;

¾ закрепляет господство права в жизни общества и государства, верховенство Конституции и правовых законов (и, соответственно, запрет неправовых законов), связанность государства правом;

¾ устанавливает правовые принципы и формы осуществления власти, систему разделения власти («по горизонтали» и «по вертикали») и взаимодействия различных ветвей и уровней власти.

Формирование правового государства – сложный и длительный процесс. Страна должна «дорасти» до своей Конституции, преодолев стереотипы правового нигилизма, повысив правовую культуру граждан и властных институтов всех уровней, сформировав гражданское общество. Исходя из этого, закрепление принципа правовой государственности в основном конституционном тексте (т. е. в качестве нормы прямого действия) представляется обоснованным. Это следует рассматривать незыблемой основой и важной гарантией поступательного движения России к правовому государству.

Закрепление в ст. 1 Конституции РФ в качестве одной из основ конституционного строя республиканской формы правления означает, что:

¾ во-первых, государственная власть в России осуществляется только выборными органами (либо органами и должностными лицами, получающими властные полномочия от тех или иных выборных органов), глава государства получает власть от народа, избирателей, а не по наследству;

¾ во-вторых, переход к другой – монархической – форме правления возможен только путем принятия новой конституции страны, посягательство на республиканскую форму правления является антиконституционным и преследуется по закону;

¾ в-третьих, монархическая форма правления не может закрепляться (и даже упоминаться) ни в одном из субъектов РФ.

Конституция РФ не дает конкретного, нормативно выраженного ответа на вопрос о разновидности республиканской формы правления в России. Российскую Федерацию часто называют президентской (или даже суперпрезидентской) республикой. Однако анализ конституционных норм, закрепляющих статус различных органов государственной власти (см. гл. 4–7 Конституции РФ), их взаимодействие между собой, позволяет сделать вывод, что, несмотря на особое положение Президента РФ в системе органов государственной власти, Основным Законом в России закреплена полупрезидентская (смешанная) республика. Именно такая смешанная форма республики является преобладающей формой правления в современном мире. Смешанная форма правления закреплена и для субъектов РФ Федеральным законом 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

В дополнение к характеристикам, данным в ст. 1 Конституции РФ, ст. 7 провозглашает Россию социальным государством. В отличие от конституций ряда зарубежных государств (ФРГ, Франции, Турции, Испании и др.), в которых термин «социальное государство» закреплен достаточно давно, в российской Конституции это понятие употреблено впервые. Понятия социальной государственности и правовой государственности не могут противопоставляться, подлинное социальное государство может быть только правовым. Более того, социальное государство без правовой составляющей допускает в том числе и произвольное перераспределение национального богатства в пользу социально слабых, уравниловку, обширную систему льгот и привилегий. Это ведет к порождению иждивенческой идеологии населения, потере жизнедеятельной инициативы людей, возложению на государство обязанностей, которые надлежащим образом выполнить весьма сложно (прежде всего в силу неблагоприятной экономической ситуации).

Социальное же правовое государство стремится к созданию равных возможностей для всех членов общества, исключению регулирования общественных отношений с помощью привилегий, выступает гарантом и защитником прав, свобод и интересов не какой-то одной или нескольких социальных групп, а всех граждан, всего общества. Именно такой подход в социальной политике государства создает условия, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека, гарантируют удовлетворение социально-экономических потребностей, получение необходимых социальных благ.

Основные направления социальной политики Российской Федерации как социального правового государства конкретизированы в ч. 2 ст. 7 Конституции РФ: охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, пенсионного обеспечения, пособий и иных гарантий социальной защиты. Детализация этих направлений осуществляется в отраслевом законодательстве: гражданском, семейном, жилищном, трудовом, пенсионном, социальном и др. Непосредственна связь указанных положений и с социально-экономическими и культурными правами человека в Российской Федерации. Вместе с тем Конституция РФ исходит из того, что обеспечение достойной жизни и свободного развития человека должно быть делом его ума, рук, инициативы и предприимчивости, а суть социальной правовой государственности состоит в том, чтобы создать для этого необходимые условия.

Рассмотренные выше конституционные характеристики российского государства дополняются положением ст. 14 Конституции РФ, провозглашающим Россию светским государством. Несмотря на особую, традиционно сильную роль Русской православной церкви в жизни российского общества, Конституция РФ устанавливает, что никакая религия в нашей стране не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а все религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Конституция РФ прямо не устанавливает отделение школы от церкви, однако этот признак светского характера российского государства закреплен в отраслевом законодательстве, в частности в Законе РФ от 10.07.92 № 3266-1 «Об образовании» с изм. и доп. и Федеральном законе от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» с изм. и доп. В России нормативно закреплен принцип светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; религиозным организациям допустимо обучать детей религии в таких учреждениях только вне рамок образовательной программы по просьбе родителей или лиц, их замещающих, с согласия детей и по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления.

С рассмотренными характеристиками российского государства непосредственно связаны и конституционные принципы функционирования (осуществления) публичной власти: единство и разделение власти, источник власти, формы осуществления власти, признание местного самоуправления в качестве самостоятельного уровня публичной власти и др.

Экономические и политические основы конституционного строя

В последние десятилетия отмечается тенденция к расширению объекта конституционно-правового регулирования за счет включения сюда основ политической, социальной, экономической и духовной жизни общества. Принципиально важно, что правовым регулированием вообще и конституционно-правовым регулированием в частности должны охватываться именно основы указанных сфер общественных отношений, поскольку чрезмерное вмешательство государства в дела гражданского общества свидетельствует о недемократическом, неправовом характере такого государства. Конституция РФ (гл. 1) содержит и некоторые базовые принципы, которые могут быть отнесены к экономическим и политическим основам конституционного строя России.

В подходе к государственному регулированию экономической деятельностью в России в 1990-х гг. произошли принципиальные изменения: государство сегодня не учреждает экономический строй и не осуществляет детальную регламентацию всех сторон экономической деятельности, а лишь обеспечивает правовыми средствами функционирование рыночной экономики. Именно такой подход закреплен в российском Основном Законе.

К конституционным принципам рыночной экономики в России можно отнести (ст. 8, 9 Конституции РФ): единство экономического пространства; свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; свободу экономической деятельности и государственную поддержку конкуренции; многообразие и равенство форм собственности.

Указанным конституционным положениям корреспондируют нормы ст. 71 и 72 Конституции РФ, в соответствии с которыми установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, гражданское, земельное и природоохранное законодательство, установление налоговой системы и общих принципов налогообложения и сборов в России отнесено либо к исключительному ведению Российской Федерации, либо к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (при безусловном приоритете федеральных норм). Таким образом, ни в одной составной части России не может осуществляться собственное, отличное от общегосударственных подходов, правовое регулирование отмеченных важных принципов экономической системы.

Базовые принципы рыночной экономики, закрепленные в гл. 1 Конституции РФ, развиваются в других конституционных положениях. Так, в развитие нормы о поддержке конкуренции (ч. 1 ст. 8) ч. 2 ст. 34 Конституции запрещает экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Одним из первых рыночных российских законов был Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

Отношения собственности – отношения гражданско-правовые, хотя институт права собственности, вне всякого сомнения, является комплексным, межотраслевым. Здесь можно вычленить, помимо собственно правового, философский, экономический, социальный, этический, нравственный, психологический и иные аспекты. Именно собственность определяет политическую, экономическую, социальную системы, духовную сферу жизни общества. Существуют вполне обоснованные взгляды на право собственности как на политическое право. Именно поэтому как принципиально важные (а во многом – революционные) следует рассматривать положения ч. 2 ст. 8 Конституции РФ о признании и равной защите частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.

Принцип неприкосновенности собственности в Российской Федерации нельзя трактовать как абсолютный: право собственности (и частной, и публичной) в любом современном цивилизованном государстве уже не рассматривается как «священное и неприкосновенное», как и всякое право, оно может быть ограничено. Однако в соответствии с ч. 3 ст. 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, а принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть осуществлено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Это положение требует разъяснения.

Во-первых, речь здесь идет не о собственности в узком смысле слова, а об имуществе вообще, включая и имущественные права (например, заключенные в ценных бумагах, а также заработная плата, в том числе и неполученная, и т. п.).

Во-вторых, термин «решение суда» следует толковать расширительно, понимая под ним решение как таковое, т. е. процессуальный акт суда, рассматривающего гражданские дела, и приговор суда, рассматривающего дела уголовные (в частности, при применении конфискации имущества или штрафа).

В-третьих, данному конституционному положению не соответствует ряд норм отраслевого (налогового, таможенного, административного) законодательства, допускающих лишение имущества частных лиц без судебного решения, в частности, о бесспорном списании с банковских счетов налогоплательщиков – юридических лиц недоимок по налогам, об изъятии в административном порядке имущества, составляющего предмет контрабанды, не прошедшего надлежащего таможенного оформления, орудий совершения преступления, незаконного промысла, улова и т. п.

При оценке и разрешении подобных юридических коллизий нельзя обойтись без учета правовой позиции Конституционного Суда РФ, неоднократно высказывавшейся в ряде постановлений и определений. Конституционный Суд РФ подтвердил незыблемость конституционного положения о невозможности лишения кого-либо права на имущество (прежде всего права собственности) без судебного решения, признав неконституционность соответствующих положений оспариваемых нормативных актов (Таможенного кодекса РФ, Кодекса РФ об административных правонарушениях и др.). Однако Суд пояснил, что не исключено временное изъятие имущества у частных лиц в административном порядке в целях реализации публичных интересов (в частности, при совершении таможенных и иных административных правонарушений). Такие меры превентивного характера направлены на обеспечение сохранности имущества, которое подлежит конфискации, и сами по себе не влекут прекращения права собственности на это имущество. Моментом же прекращения права собственности на конфискованное имущество у частных лиц и, соответственно, возникновения права государственной собственности на это имущество является вступление в законную силу решения суда либо истечение срока на обжалование решения о конфискации. Кроме того, судебного решения не требуется для изъятия имущества у частных лиц за совершенные правонарушения в случаях, когда гражданин или юридическое лицо добровольно соглашается заплатить определенную сумму (например, штраф).

Чрезмерное вмешательство государства недопустимо не только в сферу экономики, но и в сферу идеологии и политики. Конституция РФ не закрепляет политическую систему общества, исходя из того, что эта система в конечном счете создается инициативой свободных личностей. В качестве одной из основ конституционного строя ст. 13 Конституции РФ закрепляет идеологическое и политическое многообразие (плюрализм). Данные положения непосредственно связаны с такими конституционными правами и свободами, как свобода совести и вероисповедания, свобода выражения мнений и убеждений, свобода мысли и слова, свобода информации, свобода творчества, право на объединение, свобода собраний, митингов и демонстраций и др. В России никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Недопустимо идеологическое преследование официально не одобряемых направлений в науке, искусстве, религиозной деятельности и т. п.

На идеологическом многообразии основывается многообразие политическое, проявляющееся в наличии разнообразных направлений практической политической деятельности. Важнейшая роль в этой деятельности принадлежит политическим партиям и иным общественным объединениям, преследующим те или иные политические цели. Статус различных видов общественных объединений (общественных организаций, общественных движений, общественных фондов, общественных учреждений, органов общественной самодеятельности, профсоюзов, религиозных организаций и др.) закреплен в Федеральном законе от 19.05.95 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» с изм. и доп., а также в других законах и иных правовых актах.

В ряду общественных объединений особое место принадлежит политическим партиям. Если общественная организация (или объединение) может быть создана для реализации любых некоммерческих целей, то политической партией организация, не преследующая политических целей, быть не может. Конституция РФ конкретно о политических партиях практически не говорит ничего, подробное же регулирование статуса этого вида общественных объединений осуществляется Федеральным законом от 11.07.01 № 95-ФЗ «О политических партиях» с изм. и доп. Конституция РФ и действующее законодательство формально-юридически закрепляют в России многопартийную систему (именно многопартийность является внешним выражением политического плюрализма).

Закрепляя равенство политических партий и общественных объединений перед законом, ч. 5 ст. 13 Конституции РФ определяет пределы идеологического и политического плюрализма. Демократическое государство не должно допускать деятельность политизированных институтов гражданского общества, стремящихся изменить основы конституционного строя неконституционным, насильственным путем. Правовая государственность несовместима с распространением в обществе фашистской, расистской, антисемитской, антиисламской и иных подобных идеологий. Поэтому в России установлен ряд запретов на создание и деятельность таких общественных объединений, цели или действия которых направлены на: насильственное изменение основ конституционного строя; нарушение целостности Российской Федерации; подрыв безопасности государства; создание вооруженных формирований; разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.]

1. Определение и структура общественного строя. Общественный строй (или устройство) - это исторически конкретная система общественных отношений, другими словами - организация общества, обусловленная определенным уровнем производства, распределения ц обмена продуктов, характерными особенностями о6-Тцественного сознания и традициями взаимодействия людей в разных сферах жизни и охраняемая государством и правом. Что касается указанных факторов, обусловливающих общественный строй, то следует иметь в виду, что между ними и конкретными формами организации общества в той или иной стране зависимость не линейная. Изменения, например, в производственной сфере отнюдь не всегда немедленно влекут соответствующие изменения в той или иной подсистеме общественного строя. Обычно проходит какое-то время, изменения накапливаются, становятся устойчивыми, и лишь тогда можно обнаружить, что та или иная подсистема общественного строя стала в чем-то иной. Еще медленнее изменяются общественные традиции, которые подчас препятствуют своевременному изменению общественного строя, порождая противоречия и даже кризисы в общественной жизни. В таких случаях изменение общественного строя происходит лишь после преодоления кризиса.

Общественный строй постоянно находится под воздействием государства, которое создается обществом для защиты своих общих интересов, в частности для охраны общественного строя. Нс государство приобретает самостоятельность и зачастую становится над обществом, подчиняя интересы общества интересам аппарата государственной власти, располагающего мощными средствами принуждения^ Государство оказывает воздействие на общественный строй своей политикой, то есть организованной и целенаправленной деятельностью государственных органов, учреждений и должностных лиц.

Эта деятельность исходит из определенным образом „ понятых общественных потребностей. Таким образом, форма общественного строя во многом определяется государством, следовательно субъективным факторомд Подчас государство используется для волюнтаристского преобразования общественного строя, когда воздействие оказывается не только на его форму, но и на существо. Коммунистические эксперименты в ряде стран, в том числе, к сожалению, и в нашей, явственно продемонстрировали, насколько это опасно для соответствующего народа и даже для

всего человечества. Во всяком случае влиянием субъективного фактора объясняется то обстоятельство, что при более или менее сходных условиях жизни общества в разных странах мы тем не менее часто наблюдаем заметные различия в общественном строе этих стран.

Структура общественного строя складывается из четырех основных подсистем, которые сами представляют собой системы общественных отношений в соответствующих сферах жизни общества. Такими подсистемами являются:

а) экономические отношения,

б) социальные отношения (в узком смысле слова),

в) духовно-культурные отношения,

г) политические отношения.

Эта классификация, как и любая другая, разумеется, условна. Далеко не всегда возможно провести четкую грань, например, между отношениями экономическими и социальными, а уж политический момент при государственной организации общества присутствует практически в большинстве общественных отношений или, во всяком случае, во многих из отношений, отнесенных к другим группам. Но как грубый рабочий инструмент данная классификация может быть использована для характеристики специфики тех или иных отношений в обществе.

Каждая подсистема тесно взаимодействует с остальными подсистемами общественного строя, причем это именно взаимодействие, а не одностороннее воздействие одной подсистемы (например, экономической) на другие. Взаимодействие подсистем в значительной своей части входит в предмет правового регулирования, а основные его принципы регулируются конституционным правом.

2. Общественный строй и конституционное право. Государство воздействует на общественный строй прежде всего посредством правового регулирования общественных отношений - установления или санкционирования правовых норм и обеспечения их реализации. В современном демократически организованном обществе правовое регулирование опирается на конституцию и на иные источники права, имеющие конституционное значение. При отсутствии демократии или недостаточном ее развитии воздействие государства на общественный строй - исключительно или преимущественно силовое. При этом внешне оно может выглядеть как правовое: издаются конституции, законы и другие нормативные акты, однако содержание их - нередко антиправовое, отражающее интерес лишь узкой правящей группы. Этот интерес может быть замаскирован, однако реализация его неизбежно вредит интересам общества и потому обязательно требует насильственных средств.

Отмеченная в главе I тенденция к социализации конституционного права находит свое выражение прежде всего в том, что консти-

128 Глава IV. Конституционно-правовые основы общественного строя

туции стали регулировать основы общественного строя более или менее целостным образом, то есть включать нормы, обращенные ко всем четырем вышеуказанным подсистемам общественного строя. Эти нормы в большинстве случаев не столько санкционируют или устанавливают определенные правила поведения субъектов конституционного права в их взаимньїх отношениях (не требующих зачастую государственного вмешательства), сколько провозглашают принципы государственной политики в соответствующих сферах жизни общества, обязывают государство в лице его органов, учреждений, должностньїх лиц действовать в этих сферах определенным образом.

«Социалистические» конституции, начиная со сталинской Конституции СССР 1936 года, в своих первых главах или разделах регулируют именно основы общественного строя (устройства). Это, с точки зрения их составителей, самое главное и основное в конституции, из чего вытекает все остальное, включая права и свободы граждан.

Так, в Социалистической конституции Корейской Народно-Демократической Республики 1972 года три первые главы именуются соответственно «Политика», «Экономика», «Культура». В Конституции Китайской Народной Республики 1982 года в главе I «Общие положения» сосредоточены нормы, регулирующие основы общественного строя (наряду с некоторыми другими нормами). Конституция Республики Куба открывается главой I «Политические, социальные и экономические основы государства».

В большинстве же конституций нормы, регулирующие основы общественного строя, рассредоточены по разным главам и разделам и в значительной своей части находятся в главах и разделах, регулирующих права и свободы человека и гражданина, где они устанавливают обязанности государства (вообще учреждений публичной власти) проводить политику, обеспечивающую реализацию соответствующих прав и свобод.

Например, Конституция Итальянской Республики 1947 года содержит нормы, регулирующие общественный строй, как во вводной части «Основные принципы», так и в части I «Права и обязанности граждан», главы которой именуются соответственно: «Гражданские отношения», «Этико-социальные отношения», «Экономические отношения» и «Политические отношения», В этих главах наряду с правами, свободами и обязанностями человека и гражданина записаны и соответствующие принципы государственной политики.

Так, ст. 35 гласит:

«Республика охраняет труд во всех его формах и проявлениях.

Она заботится о подготовке и профессиональном росте трудящихся.

Она содействует международным договорам и организациям, имеющим целью утвердить и урегулировать трудовые права.

§ 1. Понятие общественного строя

Она признает свободу эмиграции при условии выполнения обязанностей, установленных законом в общих интересах, и охраняет труд итальянцев за границей».

Сходным в принципе образом регулируются основы общественного строя Конституцией Испании 1978 года, в которой между прочим в части І «Об основньїх правах и обязанностях» помещена глава третья «О руководящих принципах социальной и экономической политики», где формулируется целый ряд обязанностей публичных властей и государства по отношению к человеку и обществу. Кроме того, в Конституцию включена часть VII «Экономика и финансы», где также установлен ряд обязанностей публичных властей и государства в социально-экономической сфере.

Особенность Конституции Федеративной Республики Бразилии 1988 года заключается в том, что наряду с регулированием отдельных сторон общественного строя и воздействия на него государственной политики в частях I и II, посвященных соответственно основным принципам и основным правам и гарантиям, она содержит часть VII «Экономический и финансовый строй» и часть VIII «Социальный строй», где довольно подробно урегулированы общественные отношения во всех четырех сферах, образующих в своей совокупности общественный строй. Так, в упомянутой части VIII регулируются такие группы общественных отношений, как социальная защищенность, образование, культура и спорт, наука и техника, социальная коммуникация, экология, брак и семья, статус индейцев.

Но сколь бы подробным ни было конституционно-правовое регулирование отношений, составляющих общественный строй, оно не может и не должно быть исчерпывающим. Поэтому конституционно-правовым институтом является не общественный строй в целом, а лишь основы общественного строя, то есть предмет соответствующих конституционно-правовых норм составляют лишь основополагающие экономические, социальные, духовно-культурные и политические общественные отношения. При этом полити-деские общественные отношения регулируются обычно более широко, чем остальные.

Рассмотрим теперь составляющие подсистемы этого института. В предыдущей главе мы уже касались целого ряда институтов, входящих в эти подсистемы, и торопливому читателю может показаться, что мы повторяемся. Например, о собственности говорилось там и будет идти речь в настоящей главе. Однако в предыдущей главе речь шла о праве человека быть собственником, а здесь мы говорим о собственности как институте гражданского общества, как компоненте его экономической системы, что представляет собой иной конституционно-правовой институт, нежели право собственности. Следует подчеркнуть, что нормы конституций, регулирую-

130 Глава IV. Конституционно-правовые основы общественного строя

щие основы общественного строя, включая принципы государственной политики в соответствующих сферах жизни общества, зачастую в судебном порядке не защищаются. В этом их принципиальное отличие от нередко сходных по содержанию норм, провозглашающих права и свободы.

Это очень хорошо, что люди думают, анализируют, пытаются осмыслить произошедшее и существующее, а не сидят тупо у телевизора, закиснув в своем мещанском болоте. Плохо же то, что в своих рассуждениях они не опираются на научные законы общественного развития, а руководствуются по большей части эмоциями и смотрят не вглубь проблемы, а на внешние формы ее проявления.

Дело в том, что, несмотря на некоторые внешние аналогии, полностью переносить ситуацию начала XX века на нашу сегодняшнюю действительность никак нельзя, поскольку тогда речь шла о революции демократической, буржуазной, задача которой была уничтожить феодальные производственные отношения, мешавшие развиваться русскому капитализму. В царской России того времени действительно практически все слои общества были против царизма, как оплота феодальной власти.

Сейчас у нас в России никакого феодализма нет и в помине. У нас чистый капитализм в стадии империализма. Доказательства можно посмотреть здесь «Какой у нас в России общественно-политический строй?»

Т.е. в России стоит вопрос не демократической (т.е. буржуазной) революции, а революции социалистической, которая уничтожает не феодальные, а капиталистические производственные отношения, заменяя их более прогрессивными - социалистическими.

Вообще говоря, в России прошлого века социалистическая революция не должна была произойти так быстро, как оно случилось на деле. Но в начале XX века условия в России сложились уникальные (о чем Ленин писал, например, в «Детской болезни «левизны» в коммунизме»). Царизм, главная государственная опора феодальных производственных отношений, в начальные этапы развития капитализма в России (вторая половина XIX века) оказался выгоден нарождающейся русской буржуазии, поскольку он очень эффективно сдерживал классовый натиск пролетариата, находившегося под двойным гнетом сразу двух господствующих классов (умирающей феодальной аристократии и растущей буржуазии), что позволяло русской буржуазии богатеть несказанно. Но будучи слишком силен, царизм сумел задержаться в стране настолько долго, что обострил до крайней степени все существующие в русском обществе противоречия между общественными классами сразу двух формаций, как старой, отжившей свой исторический срок – феодальной (помещики и крестьяне), так и новой, развивающейся гигантскими темпами, - капиталистической (буржуазия и пролетариат). Пришедшая к власти в феврале 1917 года русская буржуазия, все время находившаяся под крылышком царского самодержавия, защищавшего ее от пролетариата, оказалась слишком слабой, чтобы разрешить хотя бы часть этих противоречий. Уничтожив самодержавие, она не сумела сделать главное для всякой буржуазной революции – уничтожить остатки феодальных отношений в обществе. Для России это означало уничтожить господствующий класс старого феодального общества – помещиков и аристократов, отобрав у них землю и передав ее крестьянам. В результате чего русское крестьянство полностью поддержало революцию социалистическую, которая вынуждена была доделывать то, что не смогла сделать революция буржуазная (Февральская). Именно поэтому одним из первых декретов Советской власти является «Декрет о Земле», которым была решена вековая проблема безземелья и малоземелья русских крестьян. Декрет о Земле отменял частную собственность на землю и наемный труд на земле, земля стала общенародным достоянием и передавалась в пользование всем тем, кто хотел и мог ее обрабатывать.

Советской власти в то время досталась задача неимоверной исторической трудности - устраняя существующие в обществе феодальные отношения, допустить развитие в деревне отношений капиталистических под жестким контролем советского государства и параллельно им выстраивать в промышленности и сельском хозяйстве отношения социалистические. Как известно из истории, СССР справился с этой задачей прекрасно - всего через 20 лет после социалистической революции страна из отсталой аграрной колонии запада превратилась в одну из сильнейших индустриальных держав мира.

Сейчас у нас в России нет феодальных отношений и нет классов феодального общества – помещиков и крестьян. В России полностью господствуют отношения капиталистические. И соответственно им в российском обществе существуют два основных общественных класса: БУРЖУАЗИЯ (крупная, средняя и мелкая) и ПРОЛЕТАРИАТ. Взаимоотношения между этими двумя классами и определяют всю политическую, экономическую и социальную ситуацию в нашей стране. Пенсионеры, интеллигенция, студенчество и пр. - это не классы, а прослойки, которые серьезного влияния на внутреннюю и внешнюю политику не оказывают, поскольку не участвуют в общественном производстве.

Буржуазия, как видим, неоднородна и делится внутри себя на три группы, внутри каждой из которых имеются еще и свои группировки и кланы, постоянно и довольно жестко конкурирующие между собой. Но, несмотря на свои внутренние противоречия, по отношению к пролетариату буржуазия всегда выступает как единое целое - как класс эксплуататоров к классу эксплуатируемых.

Конкуренция буржуазии между собой и ее противоположность пролетариату отражается и в ее идеологии, которая также внешне разнообразна (от либерализма и национализма до социал-патриотизма и социал-демократии), но, в общем и целом, в любой из своих форм эта буржуазная идеология противоположна идеологии пролетариата, поскольку отражает интересы буржуазного класса как целого.

В чем главный интерес всей буржуазии?

В чем главный интерес класса пролетариев?

Освободиться от всякой эксплуатации и всякого угнетения.

Борьба этих интересов между собой, т.е. борьба классов, победы и поражения каждого из них, и находят свое отражение в политике российского государства, как и всякого другого капиталистического общества.

Теперь по политическим силам в России.

Те, кто называет себя оппозиционными либералами , это часть крупной буржуазии, которая всего лишь хочет завоевать лучшее место у кормушки, отодвинув от нее другую часть нашей крупной буржуазии, так называемую «путинскую группировку». (Кстати, рулит в ней отнюдь не Путин, Путин всего лишь ее ставленник, довольно эффективный менеджер, которому поручено выражать интересы этой группировки). Либеральная оппозиция ни в коем случае не выступает против капиталистического строя и даже не требует расширения политических свобод в стране. Ей нужен лишь повод для народных волнений, на волне которых она хочет просто отодвинуть «путинцев» от государственной власти и сама занять их место. Именно поэтому ее и устраивает лозунг «Честные выборы», который вообще говоря, наивен и утопичен по определению, поскольку ничего по своей сути не означает и ничего конкретного требует.

Крупная буржуазия всегда тесно связана с мировым капиталом. Именно поэтому она всегда выступает за либерализацию, безудержную приватизацию всего и вся, за глобализацию и открытость, за отказ государства от какого-либо регулирования в экономике и пр., т.е. за все то, что выгодно, в первую очередь, иностранному капиталу, который желает полностью подчинить российский рынок своим интересам, совершенно не считаясь при этом ни с интересами нашей страны, ни с интересами нашего народа.

Почему либеральной оппозиции так важно отодвинуть «путинцев» от государственной власти? Разве ей не хватает того, что она имеет, той огромной доли российского рынка и тех колоссальных доходов, которыми она уже располагает?

Не хватает. Дело в том, что особенность современной России и ее отличие от России самодержавной начала XX века в том, что основным источником дохода современной российской крупной буржуазии и олигархии является бюрократический капитал, т.е. нажива на государственных средствах (распилы, откаты и т.п., т.е. то, что называется модным ныне словом «коррупция»). Традиционный путь накопления капитала – торгово-промышленный, свойственен ей в гораздо меньшей степени, да и то он полностью связан с функционированием предприятий и отраслей экономики, созданных еще в СССР.

Исходя из чего получается, что та группа крупной буржуазии, которая напрямую связана с государством, имеет неизмеримо большие возможности для своего обогащения. К примеру, коррупционный оборот в России еще в 2010 году составлял около 50% ВВП страны. Надо полагать, что за последующие 2,5 года он только увеличился (одна подготовка к Олимпиаде в Сочи чего стоит!). Вот за право распоряжения этим огромным куском капитала, созданного трудом российских наемных работников, и бьется либеральная оппозиция. А вы что думали, она на «болотные протесты» за просто так ходит?

Теперь несколько слов о другой части нашей российской буржуазии – о средней буржуазии . Положение средней буржуазии в России, как и везде в капстранах, неустойчиво, она постоянно рискует стать добычей крупной буржуазии, и именно поэтому мечтает сама стать крупной. Доступа к государственной кормушке она не имеет, и свое место под солнцем пытается пробить традиционным для капитала путем – участием в торговле и промышленности. Средняя буржуазия позиционирует себя защитницей национальных интересов страны, отечественного производителя, упирает в идеологии на национализм, патриотизм, протекционизм, не возражает против участия государства в экономике, поддерживает антимонопольные законы, будучи в значительной степени ограниченной в своих правах и зависимой от крупного капитала, нередко выступает за расширение демократических буржуазных свобод в стране и т.п.

Мелкая буржуазия - это самый многочисленный и самый неустойчивый слой буржуазии. Она есть нечто среднее между буржуазией и пролетариатом. С одной стороны, она является стороной эксплуатирующей наемный труд, а с другой стороны, она есть слой, который в значительной степени угнетен средней и особенно крупной буржуазией. Это скользкое, неопределенное положение мелкой буржуазии отражается и в ее идеологии. Она в своем мировоззрении все время шатается то туда, то сюда - не против капитализма, но капитализма «с человеческим лицом». То, что такого и не существует, ее не беспокоит, она мечтает о таком капитализме и все тут!

Другая ее часть выступает против капитализма, она за социализм, но не всякий, а такой, который «с человеческим лицом», т.е. разрешающий иметь частную собственность и позволяющий использовать наемный труд. И ее совершенно не интересует тот факт, что по законам рынка этот ее «социализм с человеческим лицом», т.е. рыночный социализм, мгновенно и неизбежно в реале превращается в капитализм.

Все наши существующие левые и «коммунистические» партии это партии вот такой вот мелкой буржуазии, идеологию которой разделяет и большая часть нашего общества, в том числе и наемные работники. Политически позиция мелкой буржуазии лучше всего выражается идеологией социал-демократии и разного рода социалистами. Тесно примыкают к ним и разного рода оппортунисты, партии которых могут содержать наименования «рабочая» или даже «коммунистическая», но на деле они отстаивают интересы именно мелкобуржуазных слоев нашего населения.

Мелкая буржуазия любит рассуждать не о классах, а народе вообще или трудящихся вообще. Чувствуя себя ущемленной политически и экономически, выступает за расширение реальных политических прав и свобод граждан. Не будучи уверенной в своих силах, стремится создать «широкие объединения трудящихся». Не постоянно шатаясь от крупной буржуазии к пролетариату, она не приемлет какой-либо конкретной идеологической позиции, и частенько пытается «объять необъятное», «скрестить ежа с ужом», т.е. согласовать в своей идеологии совершенно противоположные позиции, найди компромисс там, где он невозможен в принципе. Увлекается экономической борьбой с крупной и средней буржуазией и правительством, желая добиться сколько-нибудь надежного для себя существования в условиях буржуазного общества. Боится всяких революций и силовых методов классовой борьбы, предпочитая им спокойные разрешенные протесты в рамках буржуазных законов.

В России к партиям и политическим организациям такого рода относятся КПРФ, отколовшаяся от нее часть с временным названием МОК, «Левый Фронт», РКРП с его «Рот-Фронтом», все возможные осколки бывшей КПСС, объединения троцкистов, анархистов, анархо-синдикалистов, всякие борцы за «рабочий социализм» и т.п. Это все организации, идеологическая основа которых по научному называется оппортунизм и ревизионизм, поскольку все они на деле отказались от классического марксизма, осуществив его «ревизию», т.е. пересмотрев коренные положения этой науки.

Самый многочисленный класс в России – пролетариат , который пока еще не организован и разобщен. Идеология пролетариата может быть только одной – классический марксизм-ленинизм без всяких ревизий и новых прочтений. Задача пролетариата – свергнуть власть буржуазии, уничтожить эксплуатацию человека человеком, для чего в обществе должна быть уничтожена частная собственность как основа всякой эксплуатации. Путь, каким могут быть решены все эти задачи это социалистическая революция и последующая диктатура пролетариата, с помощью которой победивший пролетариат только и сможет построить новое общество – социалистическое. Такую идеологию может выражать только истинно коммунистическая рабочая партия. Но на сегодня такой партии в России нет. Ее только предстоит создать.

Что касается союзников пролетариата, то тут все зависит от задач борьбы на конкретном этапе, т.е. от стратегии и тактики коммунистической партии, в значительной степени определяемых конкретными историческими условиями. К примеру, в борьбе за расширение буржуазных политических свобод в стране союзниками пролетариата могут стать средняя и мелкая буржуазия. А вот в борьбе за политическую власть союзников у пролетариата не будет. В лучшем случае таким союзником может стать часть мелкой буржуазии, осознавшая безнадежность своего положения и свою неизбежную пролетаризацию, т.е. твердо вставшая на позиции пролетариата. Вполне вероятно, что к пролетариату может присоединиться на таких же условиях и какая-то часть общественных прослоек, например, студенчества или интеллигенции.

Заранее прогнозировать что-либо невозможно, пока вопрос не встал на повестку дня. Будущее покажет, какие задачи придется решать…



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: