Налогообложение прибыли нко. Порядок ведения раздельного учета

Согласно законодательству РФ, некоммерческие организации, занимаясь своими прямыми социальными обязанностями, имеют право вести приносящую доход деятельность. При этом им необходимо регулярно отчитываться перед налоговыми органами в установленные сроки. Руководитель организации или бухгалтер должны знать, какая установлена система налогообложения, какие необходимо платить налоги и сдавать отчеты, чтобы не нарушать закон и не давать основание для внеплановых проверок контролирующими органами. Система налогообложения напрямую зависит от деятельности, которую ведет НКО (изучите статьи 246 и 251 НК РФ, чтобы разобраться в нюансах).

Согласно российскому законодательству, все некоммерческие организации могут функционировать как на общем, так и на упрощенном режиме налогообложения.

Когда происходит регистрация НКО, она по умолчанию попадает под общий режим налогообложения. Если учредители / руководитель хотят перевести организацию на упрощенный режим, то им следует обратиться в Инспекцию федеральной налоговой службы РФ с соответствующим заявлением.

На каком бы режиме налогообложения не осуществляла свою деятельность некоммерческая организация, она в обязательном порядке производит следующие платежи:

1. Страховые взносы, объектом которых признаются выплаты и иные вознаграждения, которые НКО начисляют в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам.
Каждые три месяца некоммерческая организация направляет в Инспекцию Федеральной налоговой службы составленный «Расчет по страховым взносам». В данный документ вносятся начисленные обязательные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
2. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) по трудовым и гражданско-правовым договорам.
3. Ежеквартально НКО представляют в ИФНС «Расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом» по форме 6-НДФЛ. В случае, если НКО имеет соответствующие объекты налогообложения в собственности, то данное имущество облагается соответствующими налогами: транспортным (глава 28 НК РФ) и земельным (глава 31 НК РФ).

Общий режим налогообложения

Некоммерческие организации, применяющие ОРН, независимо от наличия в их деятельности объектов налогообложения, официально являются плательщиками НДС (глава 21 НК РФ) и налога на прибыль (глава 25 НК РФ).

Обязанность по уплате НДС и налога на прибыль может возникнуть и при отсутствии предпринимательской деятельности. Например, налог на прибыль может возникнуть при разовой продаже имущества, при однократном оказании услуг за плату, при получении безвозмездных средств.

Обязанность по уплате НДС может наступить при безвозмездной передаче товаров, работ и услуг, если такая передача осуществляется не в рамках благотворительной деятельности. Кроме того, НКО, применяющие ОРН, могут признаваться плательщиками налога на имущество в случае владения имуществом.

Особенностями налогообложения НКО являются следующие:

1. право не облагать налогом на прибыль и НДС целевые поступления, (например, гранты, субсидии) и некоторые другие виды доходов (пожертвования, членские взносы);
2. наличие льгот по отдельным налогам (НДС, налог на имущество и др.) при продаже товаров, работ и услуг, относящихся к социальной сфере;
3. необходимость раздельного учёта при осуществлении основной и приносящей доход (предпринимательской) деятельности.

Упрощенная система налогообложения

При применении УСН НКО не признаются плательщиками НДС, налога на прибыль и налога на имущество. В случае появления дохода, подлежащего налогообложению, предусмотрен «налог, уплачиваемый в связи с применением УСН».

Для НКО, чьи доходы состоят из выручки, целесообразно использовать объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов». Если доходы НКО в значительной части состоят из безвозмездных поступлений, можно порекомендовать в качестве объекта налогообложения – «доходы».

Налоговая декларация по УСН представляется в ИФНС только 1 раз в год до 31 марта года, следующего за истёкшим, а платить налог УСН необходимо поквартально, не позднее 25 числа месяца после окончания квартала.

НКО – одна из форм собственности, которая может быть зарегистрирована на всей территории нашей страны. имеют некоторые отличия от остальных правовых форм. Однако НК РФ определяет их статус как плательщиков налога на прибыль. Сегодня мы расскажем, как правильно рассчитать налог на прибыль некоммерческой организации, какие существуют нюансы формирования налоговой базы для налогоплательщиков этой категории.

О форме собственности

Работа НКО вообще регулируется Федеральным законом № 7-ФЗ . Федеральное законодательство признает эти организации плательщиками налога на прибыль, при этом некоторые поступления в организацию не учитываются при определении налоговой базы.

Организации, осуществляющие некоммерческую деятельность, так же, как и любые другие, могут применять для ведения своей деятельности или ЕНВД. Ответственность по уплате налога на прибыль с них, естественно, снимается. В этом случае руководство должно тщательно следить за доходами предприятия. Если они превысят 60 миллионов рублей, компания переходит на общий режим налогообложения и обязана уплачивать все налоги. Причем при определении дохода в расчет не принимается целевое финансирование.

Если доходы превысят 60 миллионов рублей, компания переходит на общий режим налогообложения и обязана уплачивать все налоги.

Определение налоговой базы

Законодательство требует от НКО ведения раздельного учета доходов и расходов. учитывается отдельно от коммерческой деятельности. Если на предприятии отсутствует ведение раздельного учета, все средства подлежат обложению налогом на прибыль.

Ведение раздельного учета на предприятии необходимо закрепить . Оформляя ее, не забудьте определиться с методом признания доходов. Для НКО доступны кассовый метод и метод начисления.

В первом случае доходы и расходы признаются в том периоде, в котором они были реально оплачены. Во втором случае учет доходов и расходов осуществляется на момент их исчисления.

После проведения всех расчетов НКО должна заполнить декларацию и сдать ее в ИФНС по месту регистрации. Заполнение декларации производится по завершении отчетного периода, каждый квартал, нарастающим итогом. Если предприятие оплачивает авансовые платежи каждый месяц, то отчетным периодом в этом случае будет месяц.

Некоммерческие организации, которые в процессе своей деятельности не уплачивают налог на прибыль, обязаны представлять декларацию в налоговые органы один раз в год, по завершении налогового периода. В этом случае допускается упрощенная форма декларации.

Помимо декларации на прибыль, организации этой формы собственности представляют в налоговые органы отчет об использовании целевого финансирования.

Некоммерческие организации на практике часто встречаются с вопросами по налогообложению их деятельности. Например, имеет ли право автономная некоммерческая организация применять УСН и оказывать платные образовательные услуги в области повышения квалификации руководящих кадров и специалистов предприятий и организаций и не включать доходы от оказания платных образовательных услуг в состав налоговой базы.

Отметим, что автономная некоммерческая организация вправе применять упрощенную систему налогообложения. Переход организации на упрощенную систему налогообложения (УСН) осуществляется организациями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 НК РФ. Пунктами 2.1 и 3 ст. 346.12 НК РФ установлен перечень видов деятельности и иных условий, при наличии которых налогоплательщики не вправе применять УСН.

Так, например, в соответствии с пп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять УСН организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%. Однако данное ограничение не распространяется на некоммерческие организации, к которым в соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" относятся и автономные некоммерческие организации (смотрите также постановление Президиума ВАС РФ от 12.10.2004 № 3114/04, письмо ФНС России от 28.12.2004 № 22-0-10/1986@).

Положений, запрещающих автономным некоммерческим организациям применять упрощенную систему налогообложения, налоговое законодательство не содержит. Поэтому при соблюдении перечисленных в п.п. 2.1 и 3 ст. 346.12 НК РФ условий автономная некоммерческая организация вправе перейти на упрощенную систему налогообложения в порядке, предусмотренном ст. 346.13 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 346.13 НК РФ для перехода на упрощенную систему налогообложения организации достаточно в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого она намерена перейти на УСН, подать в налоговый орган по месту своего нахождения соответствующее заявление, форма которого утверждена приказом ФНС России от 13.04.2010 № ММВ-7-3/182@.

Вновь созданная организация вправе подать заявление о переходе на УСН в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе (п. 2 ст. 346.13 НК РФ, смотрите также письмо Минфина России от 19.05.2009 № 03-11-06/2/92). Такое заявление может быть подано и одновременно с , необходимыми для государственной регистрации юридического лица. В этом случае в заявлении о переходе на УСН не указываются ОГРН и ИНН/КПП (письмо МНС России от 27.05.2004 № 09-0-10/2190).

Что касается оказания платных образовательных услуг в области повышения квалификации руководящих кадров, и возможности не включать доходы от оказания платных образовательных услуг в состав налоговой базы, то авторы отмечают, что д оходы, получаемые автономной некоммерческой организацией от реализации платных образовательных услуг, направляемые на обеспечение образовательного процесса, подлежат включению в состав доходов при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН.

Согласно п. 1 ст. 46 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон Об образовании) негосударственное образовательное учреждение вправе взимать плату с обучающихся за образовательные услуги, в том числе за обучение в пределах федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований. При этом платная образовательная деятельность образовательного учреждения не рассматривается в качестве предпринимательской, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении (п. 2 ст. 46 Закона Об образовании).

В соответствии с п. 1 ст. 346.15 НК РФ налогоплательщики при применении УСН должны включать в состав доходов, учитываемых при определении налоговой базы, доходы от реализации и внереализационные доходы. Указанные доходы определяются исходя из положений ст.ст. 249 и 250 НК РФ соответственно. Доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ, в составе доходов не учитываются.

Согласно положениям ст. 249 НК РФ к доходам в целях налогообложения прибыли относится, в частности, доход от реализации товаров, работ, услуг, которым признается выручка от реализации товаров, работ, услуг.

Реализацией товаров, работ или услуг согласно ст. 39 НК РФ признается соответственно передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.

Перечень операций, которые в целях налогообложения не признаются реализацией товаров, работ или услуг, установленный п. 3 ст. 39 НК РФ, не включает операции по оказанию платных образовательных услуг.

Кроме того, исчерпывающий перечень доходов, которые не учитываются в целях налогообложения прибыли у некоммерческих организаций, предусмотренный ст. 251 НК РФ, не содержит такого вида доходов, как доход от оказания платных услуг.

Таким образом, доход, полученный негосударственным образовательным учреждением от реализации платных образовательных услуг, признается в соответствии со ст. 249 НК РФ доходом от реализации и подлежит включению в состав доходов при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН.

Аналогичная позиция (в отношении организаций-плательщиков налога на прибыль) приведена в письмах Минфина России от 24.06.2010 № 03-03-06/4/63, от 19.10.2006 № 03-03-04/1/701, УФНС России по г. Москве от 13.09.2006 № 20-12/81131.

Специалисты финансового и налогового ведомств поясняют, что средства, получаемые налогоплательщиками за оказание платных услуг, в том числе негосударственными образовательными учреждениями, направляемые на обеспечение образовательного процесса, являются доходами от реализации и учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в порядке, определенном главой 25 НК РФ. Следовательно, организации, применяющие УСН, доходы от оказания платных образовательных услуг должны включать в состав налоговой базы.

Если некоммерческая организация занимается коммерческой деятельностью, рассмотрим как принимается к вычету НДС по коммерческой и некоммерческой деятельности, как распределять НДС по косвенным и прямым расходам и надо ли заполнять в декларации по НДС раздел 7.

Согласно ст. 143 НК РФ некоммерческие организации (далее - НКО) относятся к плательщикам НДС.

Следовательно, вне зависимости от того, осуществляет НКО предпринимательскую деятельность или нет, оно имеет все права и обязанности плательщиков НДС в соответствии с порядком, предусмотренным главой 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ.

При приобретении товаров (работ, услуг) за счет целевых средств и предполагаемых к использованию при осуществлении некоммерческой (уставной) деятельности, не связанной с получением выручки от реализации товаров (работ, услуг), НДС, уплаченный поставщикам, к вычету не принимается. Суммы "входного" НДС в этом случае должны быть включены в стоимость таких товаров (работ, услуг) на основании пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ. Счет-фактура не вносится в книгу покупок, а регистрируется в журнале полученных счетов-фактур.

Однако по предпринимательской деятельности НКО должны формировать налоговую базу по НДС в общеустановленном порядке. Объектом налогообложения будет выручка от реализации товаров (работ, услуг). "Входной" НДС, уплаченный при приобретении товаров, имущества, работ и услуг, которые будут использоваться в предпринимательской деятельности, можно принять к вычету при выполнении требований, установленных ст.ст. 171 и 172 НК РФ, а именно:

  • товары приняты на учет на основании соответствующих первичных документов;
  • товары приобретены для использования при осуществлении операций, облагаемых НДС;
  • имеется надлежащим образом оформленный счет-фактура.

Отметим также, что НК РФ не содержит условия о том, что право на вычет ставится в зависимость от источника средств, перечисленных поставщику (постановление Президиума ВАС РФ от 04.09.2007 № 3266/07).

Таким образом, по нашему мнению, НКО вправе принять к вычету НДС и по тем товарам (работам, услугам), приобретенным за счет целевых поступлений от учредителя, но подлежащих использованию в коммерческой деятельности (письмо Минфина России от 28.12.2006 № 03-03-04/4/194).

Порядок ведения раздельного учета

В том случае, если приобретенные товары (работы, услуги) будут использованы как в облагаемых, так и в необлагаемых операциях, НКО обязаны вести раздельный учет данных расходов и НДС по ним (письмо УФНС России по г. Москве от 09.02.2007 № 19-11/12142).

Порядок ведения раздельного учета необходимо закрепить в учетной политике организации для целей налогообложения (письмо УФНС России по г. Москве от 20.10.2004 № 24-11/68949).

Сразу обращаем внимание, что в том случае, если можно установить факт прямого использования товаров (работ, услуг) при совершении необлагаемых или облагаемых операций, учет сумм входного НДС осуществляется в соответствии либо с абзацем вторым, либо с абзацем третьим п. 4 ст. 170 НК РФ, а именно:

  • учитывается в стоимости таких товаров (работ, услуг), имущественных прав в соответствии с п. 2 ст. 170 НК РФ - по товарам (работам, услугам), используемым для осуществления операций, не облагаемых НДС;
  • принимается к вычету в соответствии со ст. 172 НК РФ - по товарам (работам, услугам), используемым для осуществления операций, облагаемых НДС.

Если приобретаемые товары (работы, услуги) используются в деятельности, как облагаемой, так и освобожденной от обложения НДС, то в этом случае указанные расходы характеризуются тем, что их нельзя учесть каким-либо методом в составе затрат по определенному виду деятельности и точно распределить их (соответственно и входной НДС) между облагаемыми и освобожденными от обложения НДС операциями. Иначе говоря, изначально нельзя рассчитать, в каком размере "входной" НДС может быть предъявлен к вычету, а в каком - учтен в стоимости товаров (работ, услуг), в том числе по ОС и НМА. Как правило, основные трудности в этом случае возникают, когда необходимо распределить НДС по товарам (работам, услугам), входящим в состав общехозяйственных расходов, таким как приобретение канцтоваров, услуг, необходимых для функционирования организации в целом (услуги по обслуживанию справочно-правовых систем, аренда и т.п.).

В этом случае в соответствии с положениями п. 4 ст. 170 НК РФ распределение НДС должно осуществляться путем расчета пропорции исходя из определения доли стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения) в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период.

Иными словами, указанная пропорция определяется исходя из всех доходов, являющихся выручкой от реализации товаров (работ, услуг), как подлежащих обложению НДС, так и не облагаемых данным налогом.

При этом не играет роли, на каких счетах бухгалтерского учета отражаются указанные доходы (на счете 90 "Продажи" или на счете 91 "Прочие доходы и расходы") (письмо Минфина России от 10.03.2005 № 03-06-01-04/133). Кроме того, при расчете указанной пропорции также не важно, на какой основе происходила передача права собственности (результатов работ) (на возмездной или безвозмездной).

Для определения пропорции берутся данные текущего налогового периода (письма Минфина России от 26.06.2008 № 03-07-11/237, от 20.06.2008 № 03-07-11/232, ФНС РФ от 24.06.2008 № ШС-6-3/450@). В соответствии со ст. 163 НК РФ налоговый период для целей исчисления НДС - квартал. Следовательно, определение пропорции для расчета сумм НДС следует производить по итогам текущего квартала. Данная позиция высказана налоговым органом и согласована с Минфином России (письмо ФНС России от 01.07.2008 № 3-1-11/150).

Для обеспечения сопоставимости показателей при определении указанной пропорции стоимость отгруженных за налоговый период товаров, операции по реализации которых подлежат налогообложению, следует учитывать без НДС (письмо Минфина России от 18.08.2009 № 03-07-11/208).

Отметим, что универсального способа ведения раздельного учета НК РФ не содержит, поэтому организации нужно самостоятельно разработать и отразить в учетной политике свой способ ведения учета входящего НДС.

Например, к счету 19 "НДС по приобретенным ценностям" могут быть открыты отдельные субсчета:

  • 19-1 "НДС по облагаемым НДС операциям";
  • 19-2 "НДС по не облагаемым НДС операциям";
  • 19-3 "НДС по облагаемым и необлагаемым операциям".

Суммы, учтенные на субсчете 19-3 "НДС по облагаемым и необлагаемым операциям", по итогам квартала подлежат распределению исходя из рассчитанной пропорции доли стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения) в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период.

Заполнение налоговой декларации

В соответствии с Порядком заполнения налоговой декларации по НДС, утвержденным приказом Минфина России от 15.10.2009 № 104н (далее - Порядок), Раздел 7 включается в состав налоговой декларации только при осуществлении налогоплательщиком соответствующих операций. При этом операции, которые подлежат включению в Раздел 7, содержатся в самом его наименовании, а также в п. 44.3 Порядка.

Перечень кодов и наименований операций, подлежащих отражению в декларации, содержится в Приложении 1 к Порядку.

Таким образом, Раздел 7 подлежит заполнению в том случае, если организация осуществляет следующие операции:

  • операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) на основании ст. 149 НК РФ;
  • операции, не признаваемые объектом налогообложения в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ;
  • операции по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации в соответствии со ст.ст. 147-148 НК РФ;
  • суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев по перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 28.07.2006 № 468 "Об утверждении перечней товаров (работ, услуг), длительность производственного цикла изготовления (выполнения, оказания) которых составляет свыше 6 месяцев"

Если некоммерческая организация не осуществляет какую-либо из операций, перечисленных в вышеуказанных статьях, Раздел 7 заполнению не подлежит и в составе налоговой декларации не представляется.

Список литературы

  1. Налоговый кодекс РФ (часть вторая).
  2. Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
  3. Постановление Правительства РФ от 28.07.2006 № 468 "Об утверждении перечней товаров (работ, услуг), длительность производственного цикла изготовления (выполнения, оказания) которых составляет свыше 6 месяцев".
  4. Приказ Минфина России от 15.10.2009 № 104н.
  5. Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании".

Е. Титова,
О. Монако,
В. Пименов,
М. Миллиард,
А. Александров,
эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Законодательство допускает создание различных обществ. Большая часть из них учреждается для ведения предпринимательской деятельности. Однако в последнее время все большее распространение получают некоммерческие организации. Налогообложение и бухучет таких объединений имеют ряд специфических черт. Разберемся далее в некоторых нюансах.

Общие сведения

Объединения, осуществляющие общественно-полезную деятельность, регистрируются как некоммерческие организации. Учет и налогообложение таких обществ осуществляются по общим и специальным правилам. В большинстве случаев объединения создаются для ведения социально-значимой, законной деятельности. Однако на практике встречаются и недобросовестные лица, учреждающие НКО для сокрытия доходов и уклонения от исполнения бюджетных обязательств. Деятельность таких объединений регламентируется ФЗ № 7 и иными нормативными актами. В них определяются условия и правила работы, порядок оформления и сдачи отчетной документации, а также . Необходимо сказать, что вне зависимости от цели, для достижения которой было учреждено НКО, объединение является полноправным участником бюджетных правоотношений.

Классификация

Некоммерческие организации разделяются на следующие типы:

  1. Негосударственные. Они осуществляют деятельность за счет собственных средств.
  2. Государственные. Такие НКО находятся на бюджетном финансировании.
  3. Автономные.

НК закрепляет за НКО обязанность составлять отчетность и предоставлять декларации с приведением всех расчетов по отчислениям в местный, федеральный и региональный бюджеты. Кроме того, организациям необходимо вести бухучет и сдавать документацию на общих основаниях.

Специальные правила

Рассматривая бухгалтерский учет и налогообложение некоммерческих организаций, необходимо отметить, что объединения вправе самостоятельно разрабатывать формы отчетности, на основании образцов, утвержденных Минфином. В документации, используемой для расчета бюджетных платежей, должна присутствовать информация о предпринимательской и уставной работе объединения. Если коммерческая деятельность не осуществляется, соответственно, данные о ней отсутствуют, и организация вправе не предоставлять отчеты о:

  1. Корректировке капитала.
  2. Движении финансовых средств.

Кроме того, НКО может не сдавать приложения к балансу и пояснительную записку. Общества, находящиеся на бюджетном финансировании, обязаны отчитываться об использовании полученных средств. Информацию указывают в формах, утвержденных Минфином. Этот документ включается в общую отчетность. К ней прилагается письмо, в котором приводится перечень бумаг, передаваемых контрольному органу.

НДС и отчисление с дохода

Можно сказать, что налогообложение социально-ориентированных некоммерческих организаций базируется на этих двух платежах. При их расчете и взимании во внимание принимаются льготы, связанные со спецификой деятельности НКО. Она обуславливается следующим:

  1. Получение прибыли не выступает как приоритетная задача. При этом для осуществления некоторых видов деятельности объединение должно иметь лицензию.
  2. НКО вынуждены возмездно предоставлять гражданам и юрлицам определенные виды услуг или выполнять работы, приносящие прибыль. Такая ситуация обуславливается необходимостью обеспечивать основную деятельность объединения. При этом НКО не проходит регистрацию в статусе субъекта предпринимательства.

Эти два признака обуславливают особенности налогообложения некоммерческих организаций .

Условия для льгот

Перечень видов дохода, которые могут не включаться в число объектов бюджетных обязательств при использовании средств по назначению, утверждается Минфином. Налогообложение некоммерческих организаций в РФ может осуществляться по таким льготным условиям при соблюдении ряда требований. Они закрепляются отраслевыми нормами. Требований всего два:

  1. Ведение раздельного учета целевых поступлений и использование их исключительно по назначению. В конце отчетного года НКО предоставляет в ФНС отчет.
  2. Ведение учета не только целевых, но и прочих поступлений.

Последние можно условно поделить на два вида:

  1. Реализационные доходы. Их НКО получает по итогам предоставления услуг или производства работ.
  2. Внереализационные доходы. В их число входят средства, которые объединение получает из других источников. Например, это могут быть доходы от сдачи внаем собственности, штрафы и пени за неуплату взносов и пр.

В случае несоблюдения какого-либо из приведенных выше условий НКО теряет льготы.

Расходы и доходы

Налогообложение прибыли некоммерческих организаций осуществляется во всех случаях, когда объединение получает доход, делающий его работу выгодной. Для расчета, в первую очередь, определяется база. Она представляет собой разницу между величиной поступлений (без акцизов и НДС) и затрат. Последние должны иметь документальное подтверждение и обоснование. предполагает отнесение к расходам:

  1. Затрат на зарплату сотрудникам.
  2. Материальных издержек.
  3. Амортизационных отчислений.
  4. Прочих расходов.

Документально подтвержденными могут считаться только такие издержки, которые указаны в первичных или иных отчетных документах (договорах, платежных бумагах и пр.), Экономически обоснованными затраты являются тогда, когда они произведены в рамках нормативных локальных актов общества. К таким издержкам относят, например, командировочные, расходы на ГСМ и пр. Как указывает 41 статья НК, в качестве дохода может выступать исключительно экономическая выгода. Ее НКО может получать в денежном либо натуральном эквиваленте. Соответственно, если выгоды поступления не принесли, то доходом они не признаются.

НДС

Налогообложение некоммерческих организаций , осуществляющих продажу продукции либо предоставляющих услуги, включает в себя это отчисление в обязательном порядке. Между тем законодательство предусматривает освобождение от НДС некоторых видов деятельности. Следует особо подчеркнуть, что послабления не предусмотрены для объединения в целом. Освобождение допускается в отношении только определенных видов деятельности общества. К ним относят все работы, имеющие социальную значимость. В их число, в частности, входит присмотр за пенсионерами и инвалидами в специализированных муниципальных и госучреждениях соцзащиты населения. Между тем наличия только социально-значимого характера недостаточно для освобождения деятельности от НДС. Законодательство закрепляет следующие дополнительные требования:

  1. Соответствие оказываемой услуги установленные предписаниям (к примеру, месту или срокам предоставления).
  2. Наличие разрешения на ведение деятельности (если она подлежит лицензированию).

Таможенная пошлина

Ставка того или иного сбора не зависит от организационно-правового типа общества, характера сделки или иных факторов. Законодательство допускает освобождение некоторых товаров от таможенных пошлин. В эту категорию попадают:


Отчисления с имущества

Налогообложение некоммерческих организаций включает в себя взимание ряда региональных платежей. К ним, в первую очередь, относят отчисления с имущества. При этом отчетность по данным платежам должны сдавать все НКО, даже те, которые пользуются льготами. Право на послабления при уплате налога с имущество следует заявлять при подаче декларации. Для определения величины платежа используется среднегодовая стоимость собственности. Для ее расчета необходимо знать остаточную цену имущества (недвижимого и движимого). Она определяется как разность между начальной стоимостью и амортизацией, начисляемой каждый месяц. Этот порядок расчета используется во всех обществах как коммерческих, так и некоммерческих. НК закрепляет ставку отчисления с имущества в 2.2 %. Региональные власти, однако, могут ее снизить.

Особенности льгот

Налогообложение некоммерческих организаций осуществляется по разным правилам, в зависимости от характера послаблений, предусмотренных законодательством. По данному признаку можно разделить НКО на 3 группы:


Транспортный платеж

Система налогообложения для некоммерческих организаций предусматривает обязанность осуществлять такое отчисление по общим правилам. Объединения должны направлять платежи в региональный бюджет за любые транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке и находящиеся у них на законных правах (в оперативном управлении, собственности, хоз. ведении). Речь в данном случае не только об автомобилях, но и о воздушных, водных судах, снегоходах и прочих ТС.

Земельные отчисления

Они относятся к категории местных налогов. Обязанность по отчислению таких платежей установлена для НКО, имеющих землю в собственности, пожизненном владении, бессрочном пользовании. В последнем случае участки передаются предприятиям муниципальной и госсобственности, органам госвласти, структурам территориального самоуправления, а также казенным ведомствам. Ставка земельного налога - 1.5% от кадастровой стоимости надела. Законодательство допускает безусловное освобождение от обязанности уплачивать его для:

  1. Обществ инвалидов, если они выступают в качестве единственных собственников земли и в них участвует не менее 80% лиц с ограниченными возможностями.
  2. Религиозных объединений.
  3. Учреждений уголовно-исполнительной сферы.

Не имеют права на льготы бюджетные организации, осуществляющие деятельность в сфере культуры, спорта, искусства, кинематографии, здравоохранения, образования. Определенные послабления для них могут предусмотреть местные власти.

УСН для НКО

Упрощенная система налогообложения для некоммерческих организаций предусматривает освобождение объединений от обязанности осуществлять ряд бюджетных отчислений. В частности, льготы распространяются на платежи с доходов и имущества, а также НДС. При этом обществу придется перечислять единый налог, предусмотренный на УСН. Объединение может выбрать один из двух вариантов, закрепленных в НК. Так, для НКО предусмотрены ставки:

  1. 6 % при выборе типа обложения "доходы". Отчисления производятся с любых поступлений, признаваемых в качестве экономической выгоды согласно НК.
  2. 15 % при выборе типа обложения "доходы минус затраты". Соответственно, из поступлений вычитаются расходы, и с разницы производится отчисление. В случае ее отсутствия (или если затраты превышают доход) выплачивается налог по минимальной ставке 1 %.

Важный момент

На практике часто возникает вопрос: предусмотрено ли ? Ведь, по факту, они являются доходом. Между тем такие поступления признаются целевыми средствами. Соответственно, налогообложение пожертвований некоммерческим организациям не предусмотрено. По всем целевым поступлениям должны отражаться доходы и расходы. Стоит также заметить, что не предусмотрено налогообложение:

  • членских взносов некоммерческих организаций ;
  • грантов;
  • целевых субсидий;
  • средств, переданных учредителями.

При использовании УСН руководитель объединения может самостоятельно вести отчетные документы.

Автономная некоммерческая организация: налогообложение

Прежде чем рассматривать специфику начисления и уплаты средств в бюджет, необходимо понять, что такое АНО. В качестве автономной признается организация, учрежденная на общественных началах. Как правило, такие объединения создаются для оказания разных услуг в сферах культуры, науки, спорта, здравоохранения и так далее. Общество может учреждаться и гражданами, и юрлицами. При этом доля каждого участника в капитале не может превышать 1/4. Учредители передают свое имущество объединению безвозвратно. На практике чаще всего возникает вопрос: может ли применять УСН автономная некоммерческая организация? Налогообложение по упрощенному типу действительно предусмотрено законодательством. Для АНО действуют те же правила, что и для других объединений. Другими словами, руководство общества может выбрать наиболее подходящую ставку (6 % или 15 %). При этом важно точно рассчитать ту экономическую составляющую, которая станет объектом обложения.

Пример

Рассмотрим схему расчета налога по УСН для условного объединения, получившего прибыль 485 тыс. руб. и потратившего 415 тыс. руб. Сначала определим величину отчисления по ставке 6 %. Для этого доход умножим на тариф:

485 000 х 6 % = 29 100.

Теперь произведем расчет по ставке 15 %:

(485 000 - 415 000) х 15 % = 10 500.

Соответственно, из расчетов понятно, какой тип обложения выгоден для объединения. Не следует забывать, что выбор осуществляется в строгой зависимости от специфики деятельности общества. Не всегда расчет, выгодный для одной организации, будет эффективен для другой.

ЕНВД

Этот тип налогообложения также может использоваться автономной организацией. Величина отчисления определяется по формуле:

ЕНВД = П х Б х КК х КД х 15%, в которой:

  1. П - физическая величина, установленная для конкретного вида деятельности в зависимости от рабочей территории, численности сотрудников и пр.
  2. Б - базовый уровень дохода, устанавливаемый на государственном уровне для отдельного типа работ, выполняемых объединением.
  3. КД - коэффициент-дефлятор. Он устанавливается ежегодно Правительством и учитывает целый ряд показателей.
  4. КК - коэффициент корректировки. Он предусматривается на местном уровне.

Для расчета необходимо принимать во внимание специфику деятельности объединения, критерии, утвержденные органами власти.

Сроки сдачи документов

Как и для любых других обществ, для НКО установлена обязанность своевременного предоставления отчетности контрольным органам по всем налогам. При этом для каждого отчисления предусматривается свой срок сдачи декларации. Рассмотрим некоторые периоды:

  1. Единый налоговый отчет. Он предоставляется плательщиками, которые ведут деятельность, не приводящую к движению денег на банковских счетах либо в кассе, и не имеют объектов обложения по соответствующим отчислениям.
  2. Отчет по НДС. Он сдается ежеквартально до 25 числа первого месяца, идущего за завершенным кварталом.
  3. Декларация по отчислению с дохода. Она направляется только теми субъектами, у которых возникает обязательство по уплате такого налога. Предоставление отчетности осуществляется до 28 марта периода, следующего после отчетного года.
  4. Декларация по единому налогу по УСН. Она сдается до 31 марта периода, идущего вслед за завершенным.

Специфика перехода на УСН

Некоммерческая организация вправе начать использовать упрощенную систему обложения при соблюдении ряда условий:

  1. Ее доходы за 9 мес. не превысили 45 млн руб. Эта сумма определяется за год, в котором объединение подает заявление.
  2. Среднее количество сотрудников не больше 100 чел.
  3. Объединение не имеет филиалов.
  4. Остаточная стоимость активов составляет не больше 100 млн руб.
  5. НКО не выпускает подакцизные товары.

Переход на УСН допускается с 1 января будущего года. Уведомление в ФНС необходимо направить до 31 декабря текущего периода. Эксперты не рекомендуют спешить с переходом на УСН, если в этом нет острой необходимости для объединения.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: