Осознание своего места в мире. Полное осознание себя и своей жизни, зачем это нам? Это возможность решить серьёзные, наиболее сложные вопросы для вас

Регуляция поведения и деятельности.

Психика, сознание человека, с одной стороны, отражают воздействия внешней среды, адаптируются к ней, а с другой - регулируют этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения. Последние не могут не опосредоваться психикой, так как именно с ее помощью человек осознает мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи деятельности, вырабатывает способы и приемы достижения результатов. Поведение же при этом выступает как внешняя форма проявления психики.

Осознание человеком своего места в окружающем мире.

Эта функция психики, с одной стороны, обеспечивает правильные адаптацию и ориентацию человека в объективном мире, гарантируя ему эффективное осмысление всех реалий этого мира и адекватное к ним отношение.

С другой стороны, с помощью психики, сознания человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и социально-психологическими особенностями, как представителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и находящегося с ними в своеобразных межличностных отношениях.

Вопрос 4:основные формы проявления психики, их взаимосвязь

Ну может быть)))

Психические процессы -- динамическое отражение дей-ствительности в различных формах психических явлений. Психический процесс -- это течение психического яв-ления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющи-еся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом но-вого процесса. Отсюда непрерывность психической деятель-ности в состоянии бодрствования человека.

Психические процессы вызываются как внешними воз-действиями, так и раздражениями нервной системы, иду-щими от внутренней среды организма. Психические процессы обеспечивают формирование зна-ний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

Под психическим состоянием следует понимать опреде-лившийся в данное время относительно устойчивый уро-вень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности. Каждый человек ежедневно испытывает различные пси-хические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и про-дуктивно, при другом -- трудно и неэффективно. Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологиче-ских факторов, хода работы, времени и словесных воздей-ствий.



Психические свойства личности - это высшие и устойчивые регуляторы психической деятельности. Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный ка-чественно-количественный уровень деятельности и поведе-ния, типичный для данного человека.

Каждое психическое свойство формируется постепенно и является результатом отражательной и практи-ческой деятельности.

2.Основные психические процессы человека

Ощущения - это отражение отдельных свойств предметов, воздействующих на органы чувств. Ощущения - объективны, так как в них всегда отражен внешний раздражитель, а с другой стороны, субъективны, поскольку зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей. Как мы ощущаем? Для того, чтобы мы осознали какой-либо фактор или элемент действи-тельности, нужно, чтобы исходящая от него энергия (тепловая, химиче-ская, механическая, электрическая или электромагнитная) прежде все-го была достаточной, чтобы стать стимулом, то есть возбудить какой-либо из наших рецепторов. Только тогда, когда в нервных окончаниях одного из наших органов чувств возникнут электрические импульсы, и сможет начаться процесс ощущения. Наиболее распространенная классификация ощущений - И.Шеррингтона: /4, с.42/

1) экстерорецептивные - возникают при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела;

2) интерорецептивные - сигнализируют о том, что происходит в организме (голод, жажда, боль);

3) проприорецептивные - расположены в мышцах и сухожилиях.

Общую массу экстерорецептивных ощущений схема И. Шеррингтона позволяет разделить на дистантные (зрительные, слуховые) и контактные (осязательные, вкусовые). Обонятельные ощущения за-нимают в этом случае промежуточное положение. Наиболее древней является органическая чувствительность (чувство голо-да, жажды, насыщения, а также комплексы болевых и половых ощу-щений), затем появились контактные, прежде всего тактильная (ощущения давления, при-косновения) формы. И самыми эволюционно молодыми следует считать слухо-вые; и особенно зрительные системы рецепторов.

Прием и переработка человеком поступившей через органы чувств ин-формации завершается появлением образов предметов или явлений. Процесс формирования этих образов называется восприятием («перцепция»). К основным качествам восприятия относят следующие: 1) Вос-приятие зависит от прошлого опыта, от содержания психической дея-тельности человека. Эта особенность называется аперцепцией. Когда мозг получает неполные, неоднозначные или противоречивые данные, он обычно интерпретирует их в соответствии с уже сложившейся сис-темой образов, знаний, индивидуально-психологических различий (по потребностям, склонностям, мотивам, эмоциональным состояниям). Люди, обитающие в круглых жилищах (алеуты), с трудом ориентируются в наших домах с обилием вертикальных и горизонтальных прямых линий. Фактор аперцепции объясняет значительные различия при восприятии одних и тех же явлений различными людьми или одним и тем же человеком в разных условиях и в разное время.

2) За сложившимися образами предметов воспри-ятие сохраняет их размеры и цвет независимо от того, с какого расстоя-ния мы на них смотрим и под каким углом видим. (Белая рубашка остается для нас белой и на ярком свету ив тени. Но если бы мы видели только не-большой ее кусок через отверстие, она показалась бы нам в тени скорее серой). Эта особенность восприятия называется константностью.

3)Человек воспринимает мир в форме отдельных предметов, независимо от него существующих, противостоящих ему, то есть восприятие носит предметный характер.

4)Восприятие как бы «достраивает» образы воспринимаемых им предметов, дополняя данные ощущений необходимыми элементами. В этом заключается целостность восприятия.

5)Восприятие не сводится только к образованию новых образов, человек способен осознавать процессы «своего» восприятия, что позво-ляет говорить об осмысленно-обобщенном характере восприятия.

Для восприятия любого явления необходимо, чтобы оно смогло вызвать реакцию, которая и позволит нам «настроить» на нее свои органы чувств. Подобная произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия называется вниманием. Без него вос-приятие невозможно.

Внимание обладает определенными параметрами и особенностями, ко-торые во многом являются характеристикой человеческих способнос-тей и возможностей. К основным свойствам внимания обычно относят следующие.

1.Концентрированность. Это показатель степени сосредоточен-ности сознания на определенном объекте, интенсивности связи с ним. Концентрированность внимания означает, что образуется как бы вре-менный центр (фокус) всей психологической активности человека.

2.Интенсивность. Характеризует эффективность восприятия, мышления и памяти в целом.

3.Устойчивость. Способность длительное время поддерживать высокие уровни концентрированности и интенсивности внимания. Оп-ределяется типом нервной системы, темпераментом, мотивацией (но-визна, значимость потребности, личные интересы), а также внешними условиями деятельности человека.

4.Объем -- количество однородных стимулов, находя-щихся в фокусе внимания взрослого человека - от 4 до 6 объектов, у ре-бенка - не более 2-3. Объем внимания зависит не только от генетических факторов и от возможностей кратковременной памяти индивида. Имеют также значения характеристики воспринимаемых объектов и профессиональные навыки самого субъекта.

5.Распределение, то есть способность сосредоточивать внимание на нескольких объектах одновременно. При этом формируется как бы не-сколько фокусов, центров внимания, что дает возможность совершать несколько действий или следить за несколькими процессами одновремен-но, не теряя ни одного из поля внимания. Наполеон мог, по некоторым свидетельствам, диктовать своим секретарям семь ответственных дипломатических документов одновременно.

6. Переключение внимания понимается как возможность более или менее легкого и достаточно быстрого перехода от одного вида дея-тельности к другому. С переключением функционально связаны и два разнонаправленных процесса: включение и отключение внимания. Переключение может быть произвольным, тогда его скорость -- это показатель степени волевого контроля субъекта над своим восприя-тием, и непроизвольным, связанным с отвлечением, что является по-казателем либо степени неустойчивости психики, либо свидетельст-вует о появлении сильных неожиданных раздражителей.

Память - познавательное качество, механизмы и процессы, обеспечивающие запоминание человеком, сохранение и воспроизведение опыта и значимой информации. Запоминание, сохранение, узнавание, припоминание и воспроизведение - основные процессы памяти./3, с.94/

Принято различать механическое и смысловое запоминание. Процесс механического запоминания скучен. Внутренние, существенные связи явлений, событий при этом не вскрываются, требуются мно-гократные повторения. Смысловое, или логическое, запоминание опирается на глу-бокое проникновение в смысл явлений или предметов. Сохранение -- непассивный процесс удержания информации. В психологии раскрыта зависимость сохранения от установок личности (профессиональная направленность памяти, злопамят-ство эмоциональной памяти), условий и организации за-учивания. Особую роль в сохранении информа-ции, алгоритмов действий играет практическое их применение, практика. Воспроизведение -- процесс извлечения из памяти сохраненно-го материала. Воспроизведение бывает непроизвольное, когда мысль всплывает в памяти без намерения личности и произвольное, когда устанавливается идентичность воспринимаемого и сохраненного в памяти. Лучшим вспомогательным средством припоминания являет-ся опора на узнавание. Сопоставляя несколько сходных идей или образов, человек может легче вспомнить, а иногда и просто уз-нать среди них нужные.

Память развивается в борьбе с забыванием. Забывание -- про-цесс, обратный запоминанию. Забывание оказывается тем более глубоким, чем реже включается определенный материал в дея-тельность, чем менее значимым становится он для достижения актуальных жизненных целей.

Различают следующие типы памяти: словесно-логический и образный. Образную память подразделяют на зрительную, слухо-вую, двигательную. В зависимости от установки на длительность сохранения (по-мнить в течение нескольких минут или удерживать в сознании длительное время) выделяют краткосрочную и долговременную па-мять.

Большое значение для развития профессиональной памяти имеют воспитание добросовестности, ответственности, интереса к своей специальности, ознакомление с приемами эффективного запоминания, сохранения в памяти и воспроизведения информа-ции, соответствующие тренировки памяти./3, с.94/

Мышление - психический позна-вательный процесс, состоящий в опосредованном и обобщенном отражении человеком действительности в ее существенных и слож-ных связях и отношениях. Мышление невозможно без языка. Благодаря мышлению человек познает не только то, что может быть непосредственно воспринято с помощью наших органов чувств, но и то, что скрыто от прямого восприятия и может быть познано лишь в результате анализа, сравнения, обоб-щения.

Основными формами мышления являются: понятия, суждения и умозаключения. Понятие - мысль, в которой отражаются общие, существен-ные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности. Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в словесной форме -- уст-ной или письменной, вслух или про себя. Суждение -- это отражение связей между предметами и яв-лениями действительности или между их свойствами и призна-ками. Суждения бывают истинными или ложными. Умозаключение -- вывод о тех или иных предметах, явлениях, процессах. Различают два основных вида умозаключения: 1) индуктивные (индукция) умозаключение от частных случаев к общему положению и 2) дедуктивные (дедукция) - от общего положения (суждения) к частному случаю.

Отражение окружающего мира в процессе мышления осуществляется с помощью мыслительных операций: анализа, син-теза, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации, систематизации, классификации. Анализ - разложение целого на состав-ные части.

Синтез - восстановление расчлененного в целое на основе вскрытых анализом существен-ных связей. Операция сравнения заключается в сопоставлении вещей, яв-лений, их свойств и выявлении общности или различий между ними. Операция абстракции состоит в том, что человек мысленно отвлекается от несущественных признаков изучаемого предмета, выделяя в нем основное, главное. Обобщение сводится к объединению многих предметов явле-ний по какому-то общему признаку. Конкретизация -- это движение мысли от общего к частному, нередко это выделение каких-то определенных сторон предмета или явления. Классификация предполагает отнесение отдельного предмета, явления к группе предметов или явлений. Это подведение част-ного под общее, осуществляемое обычно по наиболее существен-ным признакам. Систематизация -- это мысленное расположение множества объектов в определенном порядке. В зависимости от характера познавательной деятельности чело-века в психологии различают мышление наглядно-действенное, образное и отвлеченное.

Наглядно-действенное мышление проявляется непосредствен-но в процессе деятельности человека. Образное мышление протекает на основе образов, представле-ний, которые человек воспринимал и усвоил раньше. Отвлеченное, абстрактное мышление осуществляется на осно-ве понятий, категорий, которые имеют словесное оформление и образно не представляются.

Мышление каждого человека характеризуется определенными качествами: глубина, гибкость, широта, быстрота, целеустремленность, самостоятельность и не-которые другие.

Речь -- это психический процесс использования языка с це-лью обмена информацией, общения и решения других задач. Речь человека развивается и проявляется в единстве с мышлением. Со-держание и форма речи человека зависят от его профессии, опы-та, темперамента, характера, способностей, интересов, состоя-ний и т. д. С помощью речи люди общаются между собой, передают знания, оказывают влияние друг на друга, воздействуют на себя. Речь в профессиональной деятельности является носителем информации и средством взаимовоздействия. В речевой деятель-ности специалиста можно выделить речь устную и письменную, внутреннюю и внешнюю, диалогическую и монологическую, обыденную и профессиональную, подготовленную и неподго-товленную.

Воображение -- это психический процесс создания новых обра-зов, представлений и мыслей на основе имеющегося опыта, путем перестройки представлений человека. Воображение тесно связано со всеми другими познавательными процессами и занимает особое место в познавательной деятельности человека. Благодаря этому процессу человек может предвосхищать ход событий, предвидеть результаты и последствия своих действий и поступков. Оно позволяет создавать программы поведения в ситуациях, характеризуются неопределенностью./2, с.169/

С физиологической точки зрения воображение -- это процесс образования новых систем временных связей в результате слож-ной аналитико-синтетической деятельности мозга.

Воображение бывает активным и пассивным. В психологии раз-личают два вида активного воображения: воссоздающее и твор-ческое. Например, опытный юрист на основе отдельных фактов, следов происшествия как бы воссоз-дает достаточно полно картину ситуации. Творческое воображение -- это процесс создания новых обра-зов, т.е. образов таких объектов, которых вообще нет в действи-тельности. Изобретательство, рационализаторство, выработка но-вых форм обучения и воспитания основываются на творческом воображении. Воображение может быть и пассивным, уводящим человека от действительности, от решения практических задач. Человек как бы уходит в мир фантазии и живет в этом мире, ничего не пред-принимая (маниловщина) и тем самым отдаляясь от реальной жизни. Ценность личности определяется тем, какие виды воображе-ния в ней преобладают: чем более активные и значимые, тем более зрелая личность.

3.Психические состояния. Их воздействие на деятельность людей

Психические состояния человека характеризуются целостностью, по-движностью и относительной устойчивостью, взаимосвязью с психи-ческими процессами и свойствами личности, индивидуальным своеоб-разием и типичностью, крайним многообразием, полярностью. Они могут быть личностные и си-туативные, глубокие и поверхностные, кратковременные и затяжные, положительные и отрицательные. Но в них может преобладать какой-то тип процессов, придающий им особую окраску. На этом основании их делят на эмоциональные (волнение, переживание, тревога и др.), познавательные (интерес, внимательность), волевые (собранность, мобилизованность). Поступки человека, его деятельность зависят от его психического состояния.

Рассмотрим как влияют на профессиональную деятельность положительные и отрицательные психические состояния человека.

Большое значение для эффективности трудовой деятельности имеет психическое состояние профессиональной заинтересованности. Специа-лист имеющий сильный профессиональный интерес, сам ищет си-туации, которые позволили бы ему пережить состояние профессиональ-ной заинтересованности, то есть работает активно, с полной отдачей сил, знаний и способностей./1,с.172/ Для состояния профессиональной заинтересованности харак-терны: осознание значимости профессиональной деятельности; стремление больше узнать о ней и активно действовать в ее области; концентрация внимания на круге объектов, связанных с данной областью, и при этом указанные объекты начинают занимать господствую-щее положение в сознании специалиста. Наконец, состояние профес-сиональной заинтересованности в подавляющем большинстве случаев сопровождается приятными эмоциональными переживаниями.

Разнообразие и творческий характер профессиональной деятельности делают возможным возникновение у работника психических состояний, близких по своему содержанию и структуре к состоянию творческого вдохновения, свойственного ученым, писателям, художникам, актерам, музыкантам. Состояние творческого вдохновения представляет собой сложный комплекс интеллектуальных и эмоциональных компонентов. Оно выражается в творческом подъеме; обострении восприятия; возрастании

воображения; возникновении целого ряда комбинаций оригинальных впечатлений; проявлении обилия мыслей и легкости нахождения суще-ственного; полной сосредоточенности и росте физической энергии, кото-рые приводят к очень большой работоспособности, к психическому состо-янию радости творчества и нечувствительности к усталости.. Вдохновение профессионала --это всегда единство его таланта, зна-ний и кропотливого каждодневного труда.

Во многих профессиях важную роль играет решительность как психичес-кое состояние готовности быстро принять решение и привести его в испол-нение. Однако решительность -- это ни в коем случае не спешка, торопли-вость, необдуманность, излишняя самоуверенность. Необходимыми усло-виями решительности являются широта мышления, проницательность, мужество, большой жизненный и профессиональный опыт, знания, пла-номерность работы. Поспешная же «решительность», как и нерешитель-ность, то есть психическое состояние, характеризуемое недостатком пси-хологической готовности принять решение и ведущее к необоснованной отсрочке или невыполнению действий, чреваты неблагоприятными по-следствиями и не раз приводили к жизненным, в том числе и профессио-нальным, ошибкам.

Наряду с положительными состояниями у человека в процессе его жизнедеятельности могут воз-никать и отрицательные (астенические) психические состояния. На-пример, нерешительность как психическое состояние может возникнуть не только при отсутствии у человека самостоятельности, уверен-ности в себе, но и ввиду новизны, неясности, запутанности той или иной жизненной ситуации в экстремальных (крайних) условиях. Такие условия приводят и к возникновению состояния психической на-пряженности.

Отметим состояние «деловой» напряженности, то есть напряженности, которая возникает как результат сложности выполняемой деятельности или работы в экстремальных условиях. Здесь эмоциональное напряжение является необходимым условием продуктивной интеллектуальной деятельности, т. к. сознательной оценке всегда предшествует эмоциональная, выполняющая функцию предварительного отбора гипотез. Выступая против ошибочных вербальных оценок, эмоции могут выполнять положительную функцию «коррекции» поисковой деятельности, приводящей к объективно верным результатам.

То есть даже отрицательные эмоции могут выполнять положительную роль в связи с тем, что происходит взаимодействие «интеллектуальных» и «ситуативных» эмоций.

Но воздействие экстремальных условий деятельности может привести к возникновению у человека специфического состояния нервнопсихологической напряженности, называемого стрессом. Это такое эмоциональное напряжение, которое в той или иной степени ухудшает протекание жизнедеятельности, снижает работо-способность человека и его надежность в работе. По отношению к стрессу у человека не возникает целенаправ-ленных и адекватных реакций. В этом заключается основное отличие стресса от напряженной и трудной задачи, на которую (вне зависимо-сти от ее тяжести) человек, выполняющий ее, реагирует адекватно. В состоянии стресса возникают затруднения в осуществлении функций, связанных с направленностью мышления на решение опре-деленных задач. Это происходит ввиду того, что стресс выступает как фактор, разрушающий предварительное «эмоциональное планирова-ние», а в конечном итоге и всю схему предстоящей деятельности или общения. При сильном стрессе возникает общая реакция возбуждения, и поведение человека становится дез-организованным, уровень исполнения резко падает. Еще большее уси-ление стресса приводит к общему торможению, пассивности, бездея-тельности. Причиной стресса выступают эмоционально-отрицательные раздражители (например, неудачи в деятельности и общении, боязнь критики или принятия ответственного решения, «цейтнот», перегрузка информацией и т. д.).

Степень стрессовости реакций человека зависит не только от ситуации и длительности внешнего эмоционального воздействия, но и от силы нервной системы, от многих качеств его личности, от про-шлого опыта, тренированности.

Состояние стресса у человека нередко может сопровождаться таким сложным психическим состоянием как «беспокойство», «тревога», «тре-вожность». Тревожность -- это психологическое состояние, которое вы-зывается возможными или вероятными неприятностями, неожиданно-стью, изменениями в привычной обстановке и деятельности, задержкой приятного, желательного, и выражающееся в специфических пережи-ваниях и реакциях. Но состояние тревожности не всегда препятствует успешной деятельности. Здесь все зависит, с одной стороны, от конкретного содержания, глубины и длительности состояния тре-вожности, а с другой -- от адекватности этого состояния вызвавшим его раздражителям, от наличия или отсутствия самоконтроля, от форм реакции и степени «вязкости» данного состояния. Так, тревожность будет положительным психическим состоянием, если она вы-зывается у человека из-за того, что он близко к сердцу принимает судьбы других людей, дело, которому служит. «Мягкие» формы тревожности служат человеку в качестве сиг-нала к устранению имеющихся в работе недостатков, к воспитанию решительности, смелости, уверенности в собственных силах. Если же тревожность возникает по ничтожным причинам, не-адекватна объектам и ситуации, ее вызвавшим, принимает формы, сви-детельствующие о потере самоконтроля, является длительной, «вяз-кой», плохо изживается, то такое состояние, безусловно, отрицательно влияет на осуществление деятельности и общения.

Трудности и возможные неудачи в жизнедеятельности при определен-ных условиях могут привести к возникновению у человека не только психических состояний стресса и тревожности, но и состояния фруст-рации. Применительно к человеку фрустрацию в самом общем виде мож-но определить как сложное эмоционально-мотивационное состояние, выражающееся в дезорганизации сознания, деятельности и общения и возникающее в результате продолжительного блокирования целе-направленного поведения объективно непреодолимыми или субъек-тивно так представляемыми трудностями.

Фрустрация проявляется тогда, когда лично значимый мотив ос-тается неудовлетворенным или его удовлетворение тормозится, а воз-никшее при этом чувство неудовлетворенности достигает степени вы-раженности, превышающей «порог терпимости» конкретного человека, и проявляет тенденцию к стабилизации. Типичными реакциями на воздействие фрустраторов, т. е. ситуаций, вызывающих фрустрацию, являются агрессия, фиксация, отступление и замещение, аутизм, регрессия, депрессия и др.

Действие фрустраторов может приводить и к тому, что человек подменяет деятельность, оказавшуюся блокированной, другой, которая для наиболее доступна или представляется таковой. Частный выход из состояния фруст-рации путем перемены деятельности приводит к утрате настойчивости, трудолюбия, усидчивости, организованности, целенаправленности.

4.Психические свойства человека

Характером называют индивидуальное (свойственное данному человеку) сочетание устойчивых психических особенностей, черт, ат-рибутов, данных. Характер во многом определяет способ поведения человека в различных жизненных ситуациях и обстоятельствах. Из определения характера следует наличие у каждого человека некоторых основных (доминиру-ющих), явно выраженных и остальных, слабо выраженных черт.

Черты характера определяются по особенностям поведения чело-века, причем именно на этом основании проводятся различные класси-фикации (типологии) характеров. Наиболее явная классификация свя-зана с разделением людей на слабых «бесхарактерных» и на решитель-ных или, как говорят, людей «с сильным характером». Человек с силь-ным характером проявляет настойчивость и волю при решении своих проблем, он самостоятелен, независим, упорен. Заметим при этом, что такой человек совсем не всегда правильно понимает стоящие перед ним задачи. Другими словами, сильный характер не обязательно свя-зан напрямую с развитыми интеллектуальными способностями, хотя и способствует их развитию.

С другой стороны, «бесхарактерный» человек может обладать творческой и интеллектуальной одаренностью, однако не способен к реализации этих задатков в условиях трудностей реальной жизни. Его жизненное кредо -- «плыть по течению», такие люди зависят от обстоятельств, но не создают их.

В итоге одни люди предпочитают деятельность, связанную с постоянным преодолением трудностей, другие -- работу в условиях, не требующих постоянного преодоления препятствий и решения сложных проблем. Люди с одним типом характера чрезвычайно чувстви-тельны к собственным успехам и успехам окружающих, другой тип характера в большей степени ценит спокойствие и отсутствие необхо-димости принимать самостоятельные решения. Внешне различные ти-пы характеров проявляются через манеру поведения, через способы реагирования на поступки других людей. Так, человек может быть гру-бым или деликатным, уважительным или бесцеремонным, вежливым или не обращающим внимание на окружающих.

Существуют различные типы классификаций характеров. Напри-мер, одна из наиболее ранних классификаций связывала тип характера с типом физического сложения человека. В её рамках определялись та-кие типы характера, как астенический, свойственный худым, высоким людям; пикнический, свойственный полным людям, и т.д. Более раз-виты классификации, основанные на оценке стиля общения человека с другими людьми и на отношении человека к трудовой деятельности. Одна из таких классификаций, разработанная немецким психологом и психиатром Карлом Леонгардом, включает 12 типов характера. /4, с.117/

1.Гипертимный тип. Люди оптимистичны, инициативны, словоохотливы, энергичны, весьма контактны, часто имеют «приподнятое настроение». Однако любят «перескакивать» с темы на тему, легкомысленны, склонны к прожектерству, трудно пере-носят дисциплину, одиночество, упорную работу.

2.Демонстративный тип. Характер, проявляющий легкость установления межличностных контак-тов, стремление к лидерству, одобрению и похвалам. Свойственны властолюбие, самоуверенность, часто хвастовство и желание не столько работать, сколько руководить.

3. Экстравертный тип. Люди с таким характером контактны, имеют много знакомых и друзей, любят общественные развлечения, все их интересы направлены во внешний мир.

4.Дистимный тип. Такие люди отличаются низкой контактностью с окружающими, склонны к пессимизму, домоседству, замкнутому об-разу жизни, отличются серьезностью, добросовестно-стью, они ценят своих друзей, обладают обостренным чувством спра-ведливости.

5.Интравертный тип. Люди-интраверты «погружены в себя», замкнуты, не нуждаются в общении, сдержанны, часто производят впечатление людей «оторванных от жизни».

6.Циклоидный тип. Отличительная черта -- частая смена настрое-ния и, как следствие этого, манеры поведения. Эти люди ведут себя как гипертимики в периоды душевного подъема и как дистимики -- в пе-риоды плохого настроения.

7.Застревающий тип. Отличительной чертой является определен-ная занудливость, «застревание» на часто незначимых участках рабо-ты. Такие люди стремятся к достижению высоких результатов, требо-вательны к себе, однако для них сложно вести динамическую работу, требующую постоянного переключения с одних вопросов на другие.

8.Педантичный тип. Люди с таким характером часто проявляет себя как бюрократы, они обладают чрезмерной аккуратностью, стремлением к абсолютному порядку, хо-тя и являются при этом добросовестными, аккуратными работниками, серьезными и надежными исполнителями.

9.Тревожный тип. Людям с таким характером свойственны неуве-ренность, робость, низкая контактность с окружающими. Однако та-кие люди серьезны, самокритичны, дружелюбны и исполнительны.

10.Эмотивный тип. Люди с таким характером предпочитают общение только с узким кругом избранных, они часто тщательно скрывают от всех свои обиды, не показывая их окружающим, обладают обостренным чувством долга, они со-страдательны, добры, хотя и чрезмерно чувствительны.

11.Экзальтированный тип. Основные черты -- повышенная вос-торженность, часто не имеющая достаточных оснований, переменчивость настроения при яркости и искренности чувств.

12.Возбудимый тип. Основные черты -- импульсивность, ослаб-ление контроля над влечениями и побуждениями, вспыльчивость.

Данная классификация характеров не является полной, выделенные в ней типы характеров часто пересекаются друг с другом по многим параметрам. Реально существует бесконечное множество типов характеров, каждый из которых представляет собой определенную комбинацию отдельных черт.

Темперамент определяется как часть черт свойств характера, связанных с относительно быстрыми реакциями на изменение ситуации. Другими словами, темперамент определяет динамические черты характера и психики человека. На сегодняшний день вслед за Гиппократом в психологии выделяют 4 основных типа темперамента: сангвинический, холерический, меланхолический и флегматический.

Сангвиник -- человек с сильной, уравновешенной психикой, легко реагирующий на изменения ситуации, подвижный и в физическом, и в психическом плане, человек нормально реагирующий на удачи и неприятности. Поведение сангвиника отличает любознательность, открытость, интерес к разнообразным событиям внешнего миpa.

Меланхолик -- человек с легко ранимой психикой, склонный глубоко и, возможно, не вполне адекватно переживать даже незначитель-ные неудачи. Вяло реагируют на ок-ружающий мир. Люди этого типа обладают скорее слабым типом нервной системы. Их поведение выглядит нерешительным, они склонны к бесконечным колебаниям и не способны к быстрому принятию реше-ний. Наиболее типичными реакциями на внешний мир являются страх, неуверенность, растерянность, склонность к обороне.

Флегматик--тип человека, который и внешне, и внутренне невозмутим и спокоен. Отсутствием взрывчатости своего внешнего поведе-ния люди этого типа схожи с меланхоликами. Но флегматик принципиально отличается своим устойчивым внутренним миром. Он обладает сильным типом нервной системы, что проявляется в наличии устойчивых и явно выра-женных стремлений и желаний, в устойчивом, сбалансированном спо-койном настроении. Люди этого типа мало подвержены воздействию внешних неприятностей, инертны и уравновешенны в поведении.

Холерик -- тип людей, обладающих неуравновешенным характе-ром и сильной нервной системой. Внешне действия холерика отлича-ются быстротой, страстностью и целеустремленностью. Холерик всег-да погружен в свои дела, о таких людях говорят: «Горит на работе и не замечает ничего, кроме своих целей».Эти люди весьма эмоционально возбудимы. Поведению холерика свойственны черты преодоления, борьбы, при наличии внешнего сопротивления такой че-ловек легко впадает в ярость, проявляет гнев, агрессию.

Из приведенных определений разных типов темпераментов можно заключить, что по многим чертам типы темпераментов и типы харак-теров пересекаются. В определенном смысле классификация людей по типам темперамента представляет собой частный случай классифика-ции по типам характера.

Способности личности - свойство, связанное с особыми качествами личности, которые благоприятствуют быстрому и относительно легкому овладению каким-то делом, эффективному его осуществлению и прогрессирующей успешностью. Различают частные способности и способности к определенной профессии. К частным относят интеллектуальные, творческие, деловые, организаторские, художественные и др. Они обусловлены особым развитием отдельных качеств. Способности к определенному виду деятельности - это всегда личностный комплекс. Они включают отдельные частные способности и качества, относящиеся к другим свойствам - направленности, характеру. Работа не по способностям - малопродуктивна трудна, в тягость./5, с.119/

У каждого из нас за плечами целая жизнь проб, ошибок, экспериментов. Сколько бы вам не было лет, вы прошли большой путь.

Наверняка, вы много раз пытались всё изменить, учились, развивались, росли. Падали, поднимались и снова шли.

Учились слышать себя и договариваться с миром.

Я готова вас поддержать, чтобы вам стало легче:

  • научиться чувствовать и понимать себя;
  • обрести целостность, спонтанность и внутреннюю свободу;
  • вырасти, перейти на новый этап своей жизни, новый уровень себя;
  • преодолеть препятствия и обрести силы для устойчивого движения вперёд.

Чтобы вы раскрыли внутренние источники ваших сил и обрели ту жизнь, которой вам действительно хочется жить.

Возможно, результатами долгосрочного коучинга для вас станет:

Повышение чувствительности к себе

Вы сможете лучше слышать сигналы своего тела. Распознавать свои потребности, чувства, эмоции. Научитесь о них говорить. И ваши близкие станут вас понимать.

Вы сами научитесь себя лучше понимать. Слышать, чего хочется на самом деле. Что действительно идёт из глубины души, а что навязано миром.

Со временем происходит прекращение внутренней борьбы, избавление от навязчивых, изматывающих мыслей.

Уменьшается тревожность. Увеличивается внутренняя уверенность и спокойствие.

Приходит принятие себя и своего прошлого, прощение себя и расставание с обидой на других.

И вы обретаете спокойный, позитивный взгляд на мир.

Вы научаетесь строить отношения не на вине и обиде, а на понимании себя и других. И появляется возможность быть в действительно близких отношениях.

Видение своей жизни

Благодаря вашей внутренней работе вы обретёте ясность, понятность собственной жизни. Понимание настоящего и видение будущего.

Видение своего дальнейшего развития на 1 год, 5, 10 лет.

Ближайших шагов и больших этапов.

Автор фото: Марина Литвинова

Осознание своего места в мире

Своего предназначения. Того дела, которому вы готовы посвятить жизнь.

Возможно, у вас вырисуется только направление, как большая светлая дорога, как понимание “куда”. Куда вы идёте в своей жизни.

Появится осознаете, что вся ваша жизнь, как пазлы единой картины выкладывается в этом едином направлении.

И вы со всей чёткостью увидите свой путь.

Автор фото: Игорь Климинов

Прохождение этапов реализации собственных проектов.

В долгосрочном коучинге вы сможете пройти все этапы реализации ваших проектов. От разрешения себе мечтать до получения ощутимых результатов и планирования новых побед.

Вы пройдёте все свои привычные, “любимые точки зависания”:

  • Сначала, непонимание, “чего я хочу на самом деле”.
  • А когда становится понятно, то страх “размечтаться” , представить, что всё что я хочу, действительно возможно.
  • Затем, некоторые из нас начинают усиленно искать препятствия там, где их нет. Исходя из своего прошлого опыта вовсю готовятся к провалам и неудачам. В итоге, часто удаётся убедить себя, что ” незачем начинать, всё равно ничего не получиться.”
  • Затем: “А не круто ли я иду? Что-то не так много, таких как я… В нашей стране, при таких условиях и с нашим восприятием жизни, то что я придумала – полный бред. ” И кому-то удаётся так напугаться собственной смелости и неординарности, что они начинают срочно обтёсывать себя под общепринятый шаблон, дабы не стать “отщепенцем” или “выскочкой”. В итоге люди отказываются от возможности сделать что-то действительно гениальное.
  • Есть любители в порыве энтузиазма на самом пике реализации проекта переключаться на что-то другое. В итоге расплёскивая энергию там, где нужна ясная сосредоточенность.
  • Многие из нас мастера обесценивать собственный труд и достижения. Однажды признав это не важным, несущественным, не имеющим значения, мы вычёркиваем из своей жизни месяцы и годы упорной работы, учёбы, поисков, попыток, экспериментов.
  • И в тот момент, когда казалось бы надо встать на заслуженный пьедестал, принять и признать успех, некоторые из нас резко сходят с дистанции. Вместо того, что бы пожинать плоды своего труда и наслаждаться результатами, к которым так долго шли, уходят в тень, обесценивая себя.

Вы научитесь начинать и завершать проекты, находя свои собственные пути, научаясь зажигать и вдохновлять себя, удерживать фокус,оставаясь на волне, наслаждаясь процессом, идти к победе. Чтобы затем принять собственный успех и раскрыться навстречу новым открытиям.

Долгосрочный коучинг – это создание, формирование новых качеств и способностей собственной личности. Это рождение новой сильной идентичности.

Это возможность решить серьёзные, наиболее сложные вопросы для вас.

Для меня огромная ценность быть с вами на этом пути.

Познакомившись с вами, с вашей жизнью, вашим непростым прошлым, и вашим желанным будущем, я искренни сопереживаю, включаюсь и практически влюбляюсь в вас)), я вместе с вами шаг за шагом иду к тому, чтобы у вас всё получилось.

Но это всегда ваш путь. Я могу быть рядом, “посветить там где темно”, обратить внимание на то, что вы не видите сейчас, поддержать, проконсультировать и даже дать совет, но это ваш путь. И я не смогу сотворить чудо или пройти его за вас. Я не смогу взять вас на руки и пронести по острым камням, как бы мне этого не хотелось. Вам придётся идти самим. Часто сложно и тяжело. Радость сменяется отчаянием и неверием в свои силы. Иногда накрывает обесцениваем и хочется бросить всё. Я буду рядом. Но это ваш путь. Ваша задача -взять за него ответственность. И продолжать идти, несмотря ни на что.

Долгосрочный коучинг – это от 1, 5 до 12-ти месяцев работы.

Периодичность встреч – 1 раз в неделю.

Продолжительность одной сессии(встречи) -1 ч

Между сессиями я даю домашнее задание.

Почему работа идёт по 6 сессий?

За это время можно пройти путь от вдохновения и желания что-то менять до самих изменений.

Все мы начинаем с желания, намерения и на этом энтузиазме начинаем путь. Но очень скоро сталкиваемся с поражением – не так просто изменить то, с чем мы жили всю жизнь. Не всегда есть силы пробовать ещё и ещё раз, искать собственные, не видимые с первого раза пути.

Часто приходиться погрузиться очень глубоко в самое детство, чтобы разрешить себе мечтать, дать себе право на счастье, поверить в себя, перестать себя обвинять и начать жить.

У кого-то желаемые изменения происходят быстрее, кому-то на это нужно гораздо больше времени.

Кому-то не хватает 6-ти сессий, и мы идём гораздо дольше, раскапывая завалы и заново учась ходить.

Для кого-то 6-ти сессий достаточно, чтобы дальше идти самому, кому-то важна моя поддержка, чтобы раскопать большее и научиться жить по-другому.

Вся работа проводится по Skype.

Для регистрации на первую встречу напишите мне на электронную почту coach@сайт.

Задача первой встречи – познакомиться и увидеть ту тему или темы, с которыми вы бы хотели работать. Понять, что для вас будет результатом нашей работы, обозначить направление, в котором мы будем двигаться.

Для вас это ещё и возможность понять – насколько вам подходит такой формат работы и я как специалист.

Если после первой встречи вы принимаете решение двигаться дальше, то мы заключаем контракт на 6 сессий.

Возможно, вам нужна только одна сессия, чтобы решить какой-то очень важный, животрепещущий вопрос “здесь и сейчас”. И вам будет достаточно нашей одной встречи.

Стоимость первой или единственной сессии, как и последующих – 55 евро. (Стоимость очной сессии в Краснодаре 4 000р. Если вы проживаете в Росси, для вас также стоимость сессии – 4000р.)

Стоимость курса в 6 сессий –330 евро. Если вы проходите сессии в Краснодаре или вы проходите сессии по Скайп, но живете в России – 24 000р. Оплачивается до начала первой сессии из шести.

Периодичность сессий (встреч) – 1 раз в неделю. Продолжительность – 1 час.

Время и периодичность встреч мы можем варьировать. Пропуски нежелательны, но жизнь бывает непредсказуема, поэтому, если вы меня предупреждаете за день, то пропуски не оплачиваются, и мы назначаем другую ближайшую дату встречи. Если вы не пришли, не предупредив, или предупредили в тот же день, на который назначена ваша сессия, то сессия оплачивается. Со своей стороны, – я также обязуюсь за сутки предупреждать вас о необходимости переноса сессии, и если мне по каким-то жизненным причинам приходиться экстренно переносить нашу сессию в тот же день, на который она назначена, то я компенсирую эту встречу дополнительной сессией.

Иногда(у меня было два таких случая), начав курс из 6 сессий, вы или я понимаем, что работа не складывается, возможно, вам необходимо обратиться к другому специалисту и моей компетенции не хватает для работы с вами, в этом случае я возвращаю вам стоимость вами оплаченных, но не проведённых мною сессий.

Осознание личностью своего социального будущего может исследоваться в разных аспектах. Гносеологический аспект позволяет показать роль осознания будущего как составного элемента сознания; проанализировать содержание, уровни, структуру, способы, виды отражения общественных отношений в осознании будущего. Этот подход предполагает характеристику осознания личностью социального будущего с учетом отражения действительности. Он позволяет выяснить истоки осознания социального будущего, объем и характер входящих в него знаний, исследовать механизм познания будущего. Но чрезмерное «гносеологи- зирование» может привести к абсолютизации знания информации в осознании личностью будущего. Для тот, чтобы избежать подобной односторонности, необходимо использовать социологический подход. В этом случае основное внимание сосредоточивается на анализе социальной обусловленности осознания будущего, месте, роли, функциях, которые оно выполняет в обществе.

Социология рассматривает представления личности о социальном будущем с точки зрения их происхождения, развития, проявления в поведении личности как определенное общественное явление, связанное с конкретно-историческими формами общественных отношений.

Социология исследует общество на макро- и микроуровнях, но при этом особый акцент делается на изучение малых групп, так как там протекает реально жизнедеятельность индивидов. Микро- социологический анализ создает условия для сближения социально- экономического исследования с исследованием ценностей, норм поведения, картин мира, заложенных в сознании людей их культурой. При таком подходе исследователь должен уметь проникнуть в глубину сознания людей, образующих малые группы, изучить мировосприятие этих людей, их субъективное отношение к обществу. Только при таком «бинокулярном» видении можно понять социальное поведение личности в группе и в обществе.

Социологический подход позволяет исследовать проблему осознания будущего на разных уровнях. На уровне общесоциологической теории объектом исследования является социальная система в целом, а осознание социального будущего личностью рассматривается как элемент этой системы. На уровне специальной социологической теории - социологии сознания - объектом исследования выступает осознание личностью своего социального будущего как система, состоящая из подсистем и их элементов. На уровне эмпирических социологических исследований объектом становятся элементы осознания личностью своего социального будущего. Все три уровня, тесно связанные между собой, позволяют осуществить системно-структурный анализ. В данном случае осознание личностью социального будущего понимается как целостное образование, совокупность определенных взаимосвязанных элементов, представляющих его качественную особенность. Системный подход позволяет детально показать осознание личностью своего социального будущего в системе современного общества, сознания, личности, раскрыть его активную роль в возникновении, функционировании и дальнейшем его развитии, а также проанализировать его как специфическую систему.

Осознание социального будущего не может существовать независимо от общественного бытия. Оно детерминировано им и отражает его. С этой точки зрения оно обладает интегративными качествами, характерными для всего общества как системы, и подчиняется его общим закономерностям. Вместе с тем, осознание социального будущего обладает известной относительной самостоятельностью и поэтому может и должно рассматриваться в качестве системы. Методология системного анализа требует, во-первых, определения места осознания личностью своего социального будущего в системе сознания данной эпохи, цивилизации; во-вторых, разработки вопроса о перспективах его развития; в-третьих, определения целей, путей, средств формирования у личности осознания ею своего социального будущего.

Важное место в социологическом изучении осознания личностью своего социального будущего занимает историко-типологический подход, предполагающий характеристику конкретно-исторических условий, в которых оно формируется, функционирует. Здесь мы имеем дело с формационной характеристикой осознания личностью социального будущего. Каждой общественно-экономической формации соответствует конкретный тип осознания личностью будущего. Это направление предполагает анализ формационной зрелости личности, сознания, формационных качеств человека, ценностей.

Указанные подходы к исследованию сознания весьма распространены в социологической литературе и признаны основополагающими. Но в социологии возможны и другие аспекты исследования сознания, которые в настоящее время еще недостаточно разработаны. Выделим некоторые из них. В рамках нормативного (регулятивного) подхода осознание социального будущего анализируется как система норм деятельности личности, ее поведения в труде, быту, сфере межличностных отношений и т. д. В этом плане оно выступает как требование к своей деятельности.

Наряду с нормативным подходом существует и адаптивный, который рассматривает осознание социального будущего как средство приобщения всех социальных групп к создаваемым общественным отношениям, к принимаемым ими нормам, ценностям.

Осознание личностью своего социального будущего может быть изучено и в аксиологическом аспекте, так как оно имеет ценностную природу, т. е. включает оценку социального будущего с точки зрения понятий добра и зла, справедливого или несправедливого и т. д. Согласно гуманистическому подходу оно представляет собой мир ценностей. В данном случае необходимо раскрыть активнотворческую природу осознания будущего, характер и значимость его «творцов» и «потребителей», учитывая при этом его цели, ценности, идеалы.

Совокупность указанных подходов дает возможность социологии обеспечить целостный анализ осознания личностью своего социального будущего в современном обществе. Вычленение какого-то аспекта - не самоцель, а всего лишь процедура, позволяющая более углубленно анализировать какую-либо сторону осознания. Рассматривая осознание личностью своего социального будущего как целостное явление, систему, социология анализирует его в процессе возникновения, становления, функционирования и последующего развития личности. Социологическая теория исследует этот процесс пре>кде всего комплексно, т. е. в данном случае осознание личностью будущего рассматривается многопланово, в едином контексте познавательного, теоретического и практического отношения человека к действительности.

Рассматривая процесс осознания личностью своего социального будущего, исходим из разработанной отечественной школой человековедения современной концепции личности, которая сводится к следующим общим моментам: человек личность рассматривается как целостность; среда, в которой личность живет и действует, есть совокупность конкретно-исторических общественных отношений; сущность личности проявляется в существовании, деятельности, в ее субъективных свойствах: мотивах, ценностях, потребностях; личность является одновременно объектом и субъектом общественных отношений; в историческом процессе происходит становление личности как субъекта общественных отношений, условиями которого являются коллективные действия в социальной группе на основе познанных законов исторического развития. Таким образом, личность понимается как единство индивидуального выражения социально значимых качеств и свойств человека, как индивидуальная форма бытия общественных отношений, как мера социальности человека.

Соответственно предмету нашего анализа необходимо прежде своего уточнить понятие «социальное будущее». В данном исследовании «социальное» рассматривается как синоним термина «общественные отношения». Под социальным будущим понимается перспектива, вырастающая из деятельности в настоящем. Социальное будущее - это такое состояние, потенциальная возможность которого обеспечивается его предыдущим развитием.

Осознание социального будущего является одним из элементов осознания социального времени. Осознание будущего фиксируется в осознании векторности времени. Деление процесса развития объекта на прошлое, настоящее, будущее возможно только в сознании. Историческая последовательность развития общества, отраженная в личности, выступает как объективное основание исторического времени, которое необходимо индивиду для того, чтобы отличить прошлое от будущего, чтобы понять, что наша история всегда с нами, внутри нас. Осознание социального будущего находится в противоречивом взаимодействии с прошлым и настоящим. Настоящее преломляется в будущем через тенденции развития общества, личности.

В осознании социального будущего выделяется ближайшее, отдаленное и сверхотдаленное будущее. Формирование личности предполагает развитие у нее представлений о ближайшей и отдаленной перспективе как общества, так и своей личной жизни. В социальном времени выделяется время индивида, поколения, истории.

Осознание личностью своего социального будущего включает и осознание будущего развития общества, т. е. включает и осознание современного общества, содержания эпохи, социального прогресса, нового типа цивилизации. Индивидуальными потребностями, интересами, ценностными ориентациями личности определяется избирательность в сознании тех или иных аспектов социального будущего. Ее представление о будущем не всегда совпадает с традиционным, т. е. таким, которое принято в науке или на которое ориентируется государственная власть и политические движения. Будущее неоднозначно, потенциально, альтернативно, плюралистично.

Осознание личностью своего социального будущего всегда критично, выступает как протест против существующего, взывает к его диалектическому отрицанию. В результате разрешения противоречия между будущим и настоящим рождается новое. От осознания социального будущего зависит целесообразная практическая деятельность человека; оно является элементом культуры. В связи с этим возникает необходимость выяснить его место и роль в системе индивидуального сознания личности современного общества. Решение этой проблемы возможно посредством конкретно социологического исследования, проведенного по специально разработанной методике.

Методика социологического исследования , с помощью которого можно получить представление о реальном осознании личностью своего социального будущего, предполагает прежде всего, определение основных понятий. Таким понятием является «осознание личностью своего социального будущего», определение которого дано ранее. Но для целей конкретно-социологического исследования это определение необходимо свести к операциональной характеристике его содержания и структуры. Осознание индивидом своего социального будущего, его содержание и направленность фиксируем в следующих операциональных формах: осведомленность личности об общественном и своем индивидуальном будущем, характеризуемую объемом информации о нем; избирательность личности в вопросе об общественном и индивидуальном будущем, характеризуемую конкретным содержанием, направленностью информации о нем; степень активного отношения к будущему, характеризуемую трудовой, общественно-политической, духовной активностью личности; степень влияния осознания личностью на поведение, ценности, образ жизни, самосознание, мировоззрение личности.

Современное общество требует предвидения, поэтому личность постоянно находится в сфере оперирования информацией о будущем. Б той или иной форме эта информация усваивается индивидом. Эмпирическое социологическое исследование должно исходить из факта наличия в социальной сфере этой информации и выяснения ее истоков, формы и уровней, отношения к ней индивида.

Поскольку индивиду свойственно дифференцированное отношение к будущему, отражающему специфику его положения, уровень культуры, особенность интересов и ценностных ориентаций, то социологическое исследование должно выявить избирательность личности в отношении к социальному будущему, соотношение в каждом отдельном случае общего социального будущего и планов на будущее данного индивида.

В основу данной методики положен метод составления сценариев. Выбран этот метод потому, что, только он способен обеспечить возможность увязать воедино частные прогнозные выводы, создать целостную картину социального будущего. В сценарии дается описание основных сторон предполагаемой картины социального будущего, тем самым опрашиваемому задается реальнопроективная ситуация. Опрашиваемый должен определить степень своей информированности о данной ситуации, свое понимание данной ситуации, соотношения ее с его собственными жизненными ожиданиями, его ценностями. В основу этой ситуации положены главные направления социального прогнозирования: экономическое, экологическое, научно-техническое, урбанизации, демографическое, образование, развития культуры и образа жизни.

Тип осознания личностью своего социального будущего рассматривается через систему показателей, характеризующих место будущего в системе ценностных ориентаций, жизненных планов; отношение ее к будущему общества, планированию своей жизни, удовлетворенность осуществлением своих жизненных планов; информированность о более отдаленном и близком социальном будущем через структуру источников информации о будущем, взаимосвязь информированности о будущем и активности личности.

Осознание тенденций экономического развития анализируется через вопросы о будущих сферах занятости, предпочитаемом содержании труда, о мотивах будущей производственной деятельности.

Осознание тенденций экологического, демографического развития, образования, урбанизации анализируется через осознание личностью своего будущего места жительства и мотивов выбора его, желаемого количества детей в семье, факторов, определяющих развитие семьи, будущих форм обучения и воспитания детей.

Осознание тенденций развития культуры и образа жизни личности рассматриваются через отношение ее к формам проведения свободного времени, к образу жизни.

Задав реально-проективную ситуацию, мы получаем возможность вести анализ осознания личностью своего социального будущего с учетом времени. Изменение типа и объема информации есть косвенный показатель изменения уровня и содержания осознания будущего в современном обществе.

В задаваемой реально-проективной ситуации акцент при выяснении типа осознания будущего сделан не столько на осознание ближайшего, сколько на осознание отдаленного будущего. Этот вид осознания невозможен без теоретического знания, социальной информации. Поэтому вопросы распространения теоретического социального знания и восприятия социальной информации индивидом занимают одно из главных мест в эмпирическом анализе осознания личностью своего социального будущего.

Для анализа социальной информированности личности разработаны специальные метрики, в которых показатели, характеризующие ее, разделены на следующие группы: фиксирующие содержание социальной информированности; характеризующие материально-техническую базу социальной информированности; отражающие социальную активность; характеризующие специалистов, занимающихся вопросами социальной информированности.

Осознание личностью своего социального будущего в системе современного общества. Будущее в той или иной мере присутствует во всех видах деятельности и как знаковая форма в самых различных текстах. Поэтому его осознание происходит не только в многообразных формах, но и на разных уровнях сознания. Будущее отражает не только обыденное, но и теоретическое осознание. Высшей формой и уровнем теоретического осознания будущего является наука, смысл которой заключается в объективном предвидении будущего. Научное осознание социального будущего - одна из тенденций развития сознания в современном обществе. Такое осознание будущего чаше всего проявляется в форме специализированного сознания, но в то же время оно начинает становиться элементом массового сознания.

Теоретическое осознание будущего отражается не только в науке, но и в идеологии, которая своей прогностической функцией взаимосвязана с наукой. Взаимодействие идеологии с социальной психологией свидетельствует о том, что теоретическое осознание личностью своего социального будущего взаимосвязано и с этой сферой сознания. Социальная психология вбирает в себя также эмоционально-чувственную сторону обыденного сознания. Поэтому осознание будущего опирается не только на теоретический уровень познания, но и на эмпирический. Теоретическое осознание не может вместить в себя всю индивидуальную жизнь личности, особенно ее житейские интересы, ввиду этого оно находится в противоречивом взаимодействии с обыденным осознанием будущего.

Осознание личностью своего социального будущего подчиняется логике, но в то же время оно шире и глубже рациональных моделей. Осознание личностью своего социального будущего является элементом всех форм сознания современного общества: философии, религии, морали, искусстве и т. д. В каждой из них оно отражается в специфической форме. Форме сознания соответствует форма идеала.

Взаимосвязь осознания социального будущего со всеми формами сознания построена на широкой вариативности форм предвидения. Последнее может быть выражено не только в форме идеала, но и прогноза, проекта, плана, программы, цели, стратегии и т.д. Осознание личностью своего социального будущего опирается не только на научные, но и на ненаучные формы предвидения: фантазию, мечту, догадку, интуицию, миф, утопию..

Осознание личностью своего социального будущего включает осознание цели и смысла жизни, жизненную стратегию, жизненную линию, жизненную программу, жизненные планы, жизненный путь, социальные установки, ценностные ориентации личности. Социологические исследования, проведенные нами в начале 70-х и начале 90-х годов, выявили у личности конкретную иерархию ценностных ориентаций личности, которые изменяются в процессе развития общества. Личность современного общества имеет конкретные ориентации на будущее во всех сферах жизни. В частности, выявленные нами с помощью эмпирического исследования представления личности о предполагаемых ею в будущем видах труда, профессиях, сферах занятости населения, типах поселения и т.д. позволили зафиксировать у нее четкие ориентации на будущее. Ориентация на будущее в личной жизни достаточно конкретно взаимосвязана с ориентацией на будущее развитие общества.

Сформировавшиеся ценностные ориентации личности отражают не только ее настоящие потребности, но и будущие, которые она оценивает как реальную программу социального и индивидуального совершенствования. В этом проявляется специфическое свойство самосознания личности современного общества: наличие в социальном самосознании личности закономерной и обязательной социальной прогностической ориентации, опирающейся не только на обыденное, но и на теоретическое осознание будущего.

Осознание будущего является не просто формой логических размышлений личности, но и предпосылкой конкретной практической деятельности. Оно выполняет целую систему функций: познавательную, планирующую, воспитательную, ориентирующую, регулятивную. Между уровнем осознания своего социального будущего и активностью личности фиксируется конкретная взаимосвязь, что особенно интересует нас.

Регуляция поведения и деятельности.

Отражение воздействий окружающей действительности.

Основные функции психики

Психика выполняет определенные функции: отраже­ния воздействий окружающей действительности; регу­ляции поведения и деятельности людей; осознания ими своего места в окружающем мире.

Психическое отражение действительности имеет свои особенности:

Это не мертвое, зеркальное, одноактное отражение, а процесс, постоянно развивающийся и совершенству­ющийся, создающий и преодолевающий свои противо­речия;

Внешнее воздействие всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности психики и конкрет­ные состояния человека (поэтому одно и то же внешнее воздействие может по-разному отражаться разными людьми и даже одним человеком);

Это правильное, верное отражение действитель­ности (возникающие образы материального мира явля­ются снимками, слепками, копиями существующих предметов, явлений, событий).

Субъективность психического отражения, характерное для человека активное преобразование ни в коей мере не отрицают объективную возможность правильного отра­жения окружающего мира. В реальной жизни человек с помощью психики, отражая воздействия реальной дей­ствительности, фиксирует и осмысливает их, формируя в своем сознании реальную картину мира, в соответствии с которой он и действует. Психические процессы, состояния, образования и свойства людей, обладая определенной гиб­костью, позволяют им адаптироваться к складывающимся условиям жизни и деятельности, преобразовать их в соот­ветствии со своими потребностями и интересами.

Психика, сознание человека, с одной стороны, отра­жают воздействия внешней среды, адаптируются к ней, а с другой - регулируют этот процесс, составляя внутрен­нее содержание деятельности и поведения. Последние не могут не опосредоваться психикой, так как человек именно с ее помощью осознает мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи деятельности, вырабатывает способы и приемы достижения ее результатов. Последние же при этом являются внешней формой проявления психики.

Эта функция психики, с одной стороны, обеспечивает правильную адаптацию и ориентацию человека в объектив­ном мире, гарантируя ему эффективное осмысление всех реалий этого мира и адекватное к ним отношение. С другой стороны, с помощью психики человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и социально-психологическими особенностями, как пред­ставителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и находившегося с ними в своеобразных межличностных отношениях. Правильное осознание человеком своих личностных характеристик помогает приспосабливаться к другим людям, правильно строить общение и взаимодействие с ними, достигать общих целей совместной деятельности, поддерживать гар­монию в обществе в целом (рис. 1).



Психическую реальность условно можно разделить: на экзопсихику, эндопсихику и интропсихику.

Экзопсихика - это та часть психики человека, кото­рая отражает внешнюю по отношению к организму реаль­ность.

Эндопсихика - это часть психической реальности, отражающая состояние нашего организма.

Интропсихика - это часть психической реальности, которая включает мысли, волевые усилия, фантазии, сны.

Иногда экзопсихику и эндопсихику трудно различить, например, ощущение холода, несомненно, - экзопсихическое, сигнализирующее о внешней температуре, а не о температуре нашего тела, но мы его часто относим к собс­твенному организму («ноги замерзли»). Вследствие этого интропсихические процессы и явления можно считать как бы собственно психическими процессами.

Рис. 1. Основные функции психики

Как пережить переломный момент своей жизни, проанализировать результаты достижений и найти новые пути развития? Как осознать своё место в жизни и двигаться вперед к успеху?

Кризис среднего возраста – не приход старости, а переломный момент в жизни. Время, когда мы пожинаем первые плоды наших достижений и ищем новые пути развития. Чтобы не впасть в депрессию, надо узнать врага в лицо и научиться с ним бороться.

У истоков

Рассуждения о кризисе среднего возраста можно найти в монографиях швейцарского психиатра Карла Густава Юнга и отечественного психолога Льва Выготского. Оба отмечали, что на определенном жизненном этапе человеку свойственно задумываться над переоценкой ценностей. В середине прошлого столетия крупнейший американский социопсихолог Дэниел Левинсон определил кризис середины жизни как «состояние глубокого физиологического и психологического стресса». А вот официальный терминологический статус «кризис среднего возраста» получил только благодаря канадскому психологу Жаку Эллиоту, который впервые употребил его в 1965 году.

Три стадии

Протекание кризиса средних лет описывается по-разному, но большинство специалистов соглашаются с этапами, предложенными американским и швейцарским аналитиком Мюрреем Стайном. Условно их можно назвать «смертью», «переосмыслением» и «возрождением».

На первом этапе у человека появляется ощущение безвозвратной утраты, которая может быть связана, например, с потерей родителей. На втором – возникает неуверенность, которая сопровождается многочисленными вопросами об эффективности прожитых лет и попытками осознать своё место в жизни. На третьем – обретается новый смысл. Психологи не берутся определить границы этапов, предостерегая: если человек неэффективно проживает кризис, этапы-состояния могут возвращаться. Особенное внимание рекомендуется уделять второму этапу: поиски ответов и формирование нового сознания требуют времени.

Без гендерной принадлежности

И Юнг, и Выготский, и Левинсон считали, что кризис среднего возраста – проблема преимущественно мужская. Но современная наука стирает гендерные стереотипы. Кризис среднего возраста больше не является исключительно мужской прерогативой. Исследователь особенностей переходных моментов в жизни человека, доктор наук Дэн Джонс считает, что протекает кризис у мужчин и женщин по-разному. В то время как мужчины преимущественно оценивают уровень успешности через профессиональные достижения, женщины делают ставку на личные отношения и собственную состоятельность в роли жены и матери. Правда, и женщинам, посвятившим себя семье, зачастую не удается избежать кризиса. Утрата былой привлекательности – еще одна причина появления кризиса средних лет, причем не только среди женщин.

Когда ожидать?

Если Юнг и Выготский давали весьма размытые возрастные границы кризиса (от 35 до 60 лет), то Левинсон, активно изучавший различные возрастные кризисы, ограничивал временные рамки. Он считал, что кризис возникает «на стадии перехода в среднюю взрослость», которая наступает в 40-45 лет. В современном мире через «midlife crisis» проходят как мужчины, так и женщины в возрасте от 25 до 50 лет, при этом в России, где продолжительность жизни меньше, чем в Европе, большая часть населения проходит через кризис среднего возраста в 30-40 лет.

Миф или реальность?

Большинство современных психологов считают, что все без исключения люди переживают кризис среднего возраста. Просто темпераментные и склонные к рефлексии люди проходят через этот период более болезненно, в то время как другие его вообще не замечают. Современная наука вообще предпочитает не употреблять термин «кризис», называя это «переходным периодом», поскольку данный период может сопровождаться как серьезной депрессией, так и значительным личностным ростом. Американский психолог Джоан Шерман, например, уверена, что путь, который после кризиса выберет человек, зависит от многочисленных факторов, в том числе от поддержки близких людей.

Новая возможность

Ученые из тель-авивского университета во главе с Карло Штренгером убеждены, что средний возраст – момент, когда должно открыться «второе дыхание». Это время прекрасно подходит для саморазвития, постановки новых целей и реального их исполнения.

Израильские ученые опровергают мнение о том, что возможности мозга 40-летнего человека начинают ухудшаться. Именно в этом возрасте жизнь может быть полна богатыми событиями и занятиями, на которые раньше просто не было времени. Преодолеть кризис, по мнению профессора Штренгера, поможет осознание возможности улучшить свою жизнь, построение личных планов, познание самого себя и поиск сильных сторон, которые, впрочем, могут не соответствовать ожиданиям окружающих. Наконец, победить кризис сможет тот, кто не боится трудностей и руководствуется при выборе нового пути собственным опытом и знаниями, а не слепыми амбициями. Джеймс Холлис в своей книге «Перевал в середине пути» говорит об уникальной возможности, которую получает человек. Она позволяет сделать вторую часть жизни более захватывающей и интересной.

Знай врага в лицо!

Нарушение аппетита, сонливость, чувство безнадежности и пессимизма, раздражительность и тревожность, чувство вины, потеря интереса к происходящему – именно эти симптомы могут свидетельствовать о начале кризиса среднего возраста. Мысли об иллюзорности прожитой жизни, о нереализованных замыслах, ненайденном призвании, о том, что большая часть жизни осталась в прошлом приводят к унынию, опустошенности, жалости к себе и прочим негативным эмоциональным переживаниям. Современные отечественные и зарубежные психологи дают разные описания путей выхода из кризиса, при этом большинство уверены, что подготовиться к кризису можно заблаговременно. Здоровое питание, полноценный активный отдых, новое хобби – все это может помочь достойно перенести «удар». Учитывая, что возрастные рамки наступления кризиса чрезвычайно размыты, подготовку следует начинать еще в подростковом возрасте.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: