Потемкина о ф социальные психологические установки. Ключ к методике диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере потемкиной

Психологический анализ рисунка и текста - Потемкина О.Ф. , Потемкина Е.В. - 2006

Вопросы изучения рисунков, почерка, речи человека всегда были в поле зрения специалистов различных областей (философов, лингвистов, историков, литературоведов, искусствоведов), однако только психология обладает уникальной возможностью во всем объеме представить личность и особенности ее характера.
Книга предназначена для психологов, философов, искусствоведов, специалистов по коммуникациям, а также для широкого круга читателей, интересующихся изобразительной деятельностью и психологией.

Потемкина О. Ф., Потемкина Е. В.
Психологический анализ рисунка и текста. СПб.: Речь, 2006 - 524 с.
ISBN 5-9268-0362-4
ББК88.5
П64


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Психологический анализ рисунка и текста - Потемкина О.Ф., Потемкина Е.В. - 2006 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Ч а с т ь 1. ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА РИСУНКА И ТЕКСТА
Психологический анализ как метод научного познания
Развитие психологического анализа: от 3. Фрейда до Э. Берна
Практические возможности применения психологического анализа рисунка и текста

ГЛАВА 2. ОТ АНАЛИЗА СТРУКТУРЫ СОЗНАНИЯ К АНАЛИЗУ РИСУНКА И ТЕКСТА
История вопроса
Концептуальная структура сознания и способы ее функционирования
Семантическое пространство и проблемы смыслообразования
Сигнальные системы как механизмы развития психики
Структура и генезис сигнальных систем
Первый уровень сигнальных систем
Второй уровень сигнальных систем
Третий уровень сигнальных систем
Речевая сфера и особенности ее развития
Метафорическая сфера и особенности ее развития

Ч а с т ь 2. ОСНОВЫ АНАЛИЗА РИСУНКА

ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РИСУНКА
Методы психологического анализа рисунка
Графические методы в психодиагностике
Тест «Свободный рисунок»
Конструктивный рисунок человечков из геометрических фигур
Интерпретация различий личности по Р. Ассаджиоли
Методика «Пиктограмма»
Диагностика и развитие творческих способностей
Автопортрет в искусстве и психологии
Тест «Автопортрет»
Рисунок и его изменение

ГЛАВА 4. ОБ ИСКУССТВЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ
Художник об искусстве
Романтический стиль эпохи

ГЛАВА 5. РИСУНОК ЛИЦА
Основные типы лица
Лицо и судьба
1. Интуитивно-этический интроверт
2. Интуитивно-логический интроверт
3. Сенсорно-этический интроверт
4. Сенсорно-логический интроверт
5. Этико-интуитивный интроверт
6. Этико-сенсорный интроверт
7. Логико-интуитивный интроверт
8. Логико-сенсорный интроверт
9. Интуитивно-этический экстраверт
10. Интуитивно-логический экстраверт
11. Сенсорно-этический экстраверт
12. Сенсорно-логический экстраверт
13. Этико-интуитивный экстраверт
14. Этико-сенсорный экстраверт
15. Логико-интуитивный экстраверт
16. Логико-сенсорный экстраверт
Тесты на определение типа личности
Цифровой тест
Поэтапный тест
Дихотомический тест

ГЛАВА6. ПОЧЕРК И ЕГО ИЗМЕНЕНИЯ
Развитие почерковедения
Метод психографического анализа Д. М. Зуева-Инсарова
Почерк и личность
С. Есенин
Л. Толстой
Л. Собинов
Наполеон
О секретах графолога
Анализ почерка по Д. Сара
Наклон
Строка
Поля
Форма букв
Нажим
Размеры букв
Особенности личности, отраженные в почерке
Непроизвольные рисунки или каракули

ГЛАВА 7. ПРИТЯГАТЕЛЬНАЯ СИЛА СИМВОЛОВ
Словарь образов и символов

Ч а с т ь 3. ОСНОВЫ АНАЛИЗА ТЕКСТА

ГЛАВА 8. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА
Психологический анализ речевых высказываний
От психологии проигравших к психологии победителей
Системное описание текста
Текст и контекст
Авторство текста и образ автора
Знание и понимание

ГЛАВА 9. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА
Психологическое направление в литературоведении
О категории психологизма
Типологический подход к анализу литературно-художественного произведения
А. Пушкин
А. Блок
О. Мандельштам
А. Ахматова

ГЛАВА 10. ТАЙНЫ ТВОРЧЕСТВА: ДОСТОЕВСКИЙ И ЧЕХОВ
«Кроткая» Ф. М. Достоевского
«Три года» А. П. Чехова
Анализ почерка А. П. Чехова, выполненный Д. М. Зуевым-Инсаровым

ГЛАВА 11. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ АНАЛИЗА ТЕКСТА
Методика свободных описаний литературно-художественных текстов
Экспериментальное исследование динамики и взаимосвязи психодиагностических показателей
Результаты корреляционного анализа психологической диагностики учащихся старших классов
Анализ полученных данных
Алфавит чувств
Тридцать три несчастья. Причины деструктивного поведения, или Игры для проигравших
1. Извлекайте уроки из своих ошибок!
2. Мне всегда не везет
3. Долгий ящик
4. Гнев, который трудно обуздать
5. Прежде чем сказать «Да»
6. В надежде на понимание
7. Снова те же грабли
8. Риск ради риска
9. Уверенность в своей правоте
10. Есть время на примирение
11. Излишняя опека родителей
12. Изменяйтесь сами, и другие изменятся
13. Страдания из-за упрямства
14. «У меня всегда все хорошо!»
15. Избавляйтесь от навязчивых мыслей
16. С протянутой рукой
17. Неоправданные надежды
18. Учитесь делать комплименты
19. Будьте самим собой!
20. Нежелание «играть в игры»
21. Зависть - не самое приятное чувство
22. Не подавляйте своих желаний
23. А разве жизнь не удалась?
24. На что мы тратим свои силы?
25. Не занимайтесь самоедством
26. Начинайте, чтобы победить!
27. Удача ждет вас
28. В плену у страха
29. Не делайте себе больно!
30. Боль уйдет!
31. Невысказанные просьбы
32. Притормозить, пока не поздно
33. Устраняйте излишние волнения
34. Жизнь прекрасна!
35. Лучше действовать, чем реагировать

ГЛАВА 12. ПРИЧИНЫ НЕПОНИМАНИЯ
Стили мышления и их диагностика
Краткие характеристики стилей
Сопоставление стилей и типов

Степень выраженности социально-психологических установок.

  • Чего больше во мне: альтруизма или эгоизма?
  • На что я больше нацелен: на процесс или результат?
  • Чего я больше хочу: свободы или власти?
  • Что для меня важнее сейчас: труд или деньги?

Методика Потемкиной Ольги Федоровны `Диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере`. Состоит из 80 вопросов, они направлены на выявление степени выраженности социально-психологических установок на:

  • "альтруизм - эгоизм", "процесс - результат" (40 вопросов),
  • "свобода - власть", "труд - деньги" (40 вопросов).

Потемкина Ольга Федоровна

Научная и организационная деятельность связана с широким спектром психологической проб­лематики: социо-культурная и психологическая диагностика, психология обу­чения и воспитания, социальная, политическая, экономическая психология, психологи­ческое консультирование, теория и психологии управления, проблемы конкурентоспособности и избирательные технологии, стратегическое планирование и инвестиционная деятельность. Доктор психологических наук, профессор. Докторская диссертация: “Социально-психологические механизмы адаптации и развития личности”. Выполнено более ста публикаций, среди них книги по проблемам психологии, совершенствования управления, избирательных технологий, стратегическому планированию и инвестиционной деятельности.

Научные публикации О.Ф.Потемкиной связаны с проблемами в области экспериментальной психологии, психофизиологии и психологии индивидуальных различий, психологической диагностике.

=================================================================

О шкалах:

Ориентация на процесс . Обычно люди более ориентированы на процесс, менее задумываются над достижением результата, часто опаздывают со сдачей работы, их процессуальная направленность препятствует их результативности; ими больше движет интерес к делу, а для достижения результата требуется много рутинной работы, негативное отношение к которой они не могут преодолеть.

Ориентация на результат . Люди, ориентирующиеся на результат, одни из самых надежных. Они могут достигать результата в своей деятельности вопреки суете, помехам, неудачам.

Ориентация на альтруизм . Люди, ориентирующиеся на альтруистические ценности, часто в ущерб себе, заслуживают всяческого уважения. Это люди, о которых стоит позаботиться. Альтруизм наиболее ценная общественная мотивация, наличие которой отличает зрелого человека. Если же альтруизм чрезмерно вредит, он, хотя и может казаться неразумным, но приносит счастье.

Ориентация на эгоизм . Люди с чрезмерно выраженным эгоизмом встречаются довольно редко. Известная доля “разумного эгоизма” не может навредить человеку. Скорее более вредит его отсутствие, причем это среди людей “интеллигентных профессий” встречается довольно часто.

Ориентация на труд . Обычно люди, ориентирующиеся на труд, все время используют для того, чтобы что-то сделать, не жалея выходных дней, отпуска и т. д. Труд приносит им больше радостей и удовольствия, чем какие-то иные занятия.

Ориентация на деньги . Ведущей ценностью для людей с этой ориентацией является стремление к увеличению своего благосостояния.

Ориентация на свободу . Главная ценность для этих людей это свобода. Очень часто ориентация на свободу сочетается с ориентацией на труд, реже это сочетание “свободы” и “деньги”.

Ориентация на власть . Для людей с подобной ориентацией ведущей ценностью является влияние на других, на общество.

Результаты, полученные с помощью данных методик, целесообразно представить графически. Для этого необходимо начертить две вертикальные пересекающиеся прямые и отложить на каждой из четырех прямых от центра (точка 0) количество баллов согласно ключам опросника.

Более наглядно, когда такой профиль представлен в виде лепестковой диаграммы.

=================================================================

При желании можно направить (бесплатно!) результаты теста на свой ящик

=================================================================

Инструкция

Ответьте на каждый вопрос "Да", если он верно описывает ваше поведение и "Нет", если ваше поведение не соответствует тому, о чем говорится в вопросе. Отвечайте быстро и точно. Помните, что нет "хороших" или "плохих" ответов.

Вы так же можете высказывать свои спонтанные мысли напротив каждого вопроса (в поле КОММЕНТАРИИ)

Как же часто бывает, что ты понимаешь, что сам себя не понимаешь. Все вокруг спрашивают: “На кого пойдешь учиться? Уже знаешь свою будущую профессию?”, а в школе учителя заставляют писать сочинения на тему выбора профессии. А что отвечать, писать или говорить, если совсем нет определенности. В этом случае, Вам помогут тесты для подростков на профориентацию.

Тест Потемкиной стоит пройти людям, которые:

  • Хотят лучше понять себя и выяснить свой социально-психологический тип;
  • Желающим выбрать профессию, согласно своим внутренним предрасположенностям и устремлениям;
  • Работникам компаний, дабы лучше организовать и распределить свои обязанности (кто-то умеет лидировать, кто-то выполнять поставленные задачи, кто-то управлять творческим, а кто-то техническим процессом);
  • Людям, интересующимся такими науками как психология и социология.

Данный опросник на профориентацию – не что иное, как действенная методика диагностики социально-психологических установок личности О.Ф. Потемкиной, благодаря которой можно выявить:

  • Склонности к профессии;
  • Мотивы, побуждающие выполнять работу;
  • Степень мотивации.

Где пройти онлайн-тест Потёмкиной бесплатно, без регистрации и СМС?

Тест О.Ф.Потемкиной – это ключ к разгадке себя, как человека, живущего в обществе (социуме). Что вам больше нравится, получать результат работы или процесс, быть альтруистом или в большей мере заниматься собой, видеть в любой работе пользу, оплату или удовольствие? Это вы сможете узнать, пройдя тест. Потемкина - заслуженный кандидат наук, чья деятельность связанна с изучением психологической проблематики и данную методику она выявила в результате длительного изучения данного вопроса и колоссальной работы над ним.

Методика Потемкиной поможет определить социальные качества человека, натолкнуть на выбор профессии в ту сферу деятельности, что поможет понять, куда лучше направить свои силы , где лучше проявятся ваши качества, охарактеризовать общую картину социальной расположенности человека.

Преимущества методики О.Ф. Потемкиной на сайте Prevolio:

  • удобный и понятный интерфейс;
  • на нашем сайте можно пройти тест Потёмкиной бесплатно;
  • пользователям не нужно регистрироваться или подсчитывать результаты.

Просто честно ответьте на вопросы анкеты, и программа сама подсчитает результат.

Довольно часто данный тест используется профессиональными психологами во время индивидуальных или групповых консультаций. Получив результат с одного теста иногда сложно сделать решающий выбор, поэтому чаще всего психологи по профориентации используют несколько профориентационных методик. На нашем сайте мы представляем пять лучших и самых распространенных. Все они разные и ориентированы на разный результат. Например, тест Потемкиной на ориентацию к какой-либо деятельности, тест Климова на взаимодействие с окружающей средой (природой, техникой и т.п.), тест Голланда выявляет именно способности и склонности, но к последним двум надо подходить серьезнее и уделить значительно больше времени и сил.

Количество вопросов: 40
Задача: ответить на вопросы «Да» или «Нет».

В результате вы узнаете о том, ориентируетесь ли вы в работе на результат или процесс, какие мотивы «толкают» вас на труд, выясните, к какой из 3 групп людей принадлежите, и что делать, если вдруг вы ощущаете недовольство тем, чем занимаетесь. Причины внутреннего дискомфорта могут быть как временными, так и постоянными. Если профессия давно не приносит удовлетворения, то это – сигнал к переменам.

Хотите получить больше информации?

Тогда советуем проходить этот тест на профориентацию вместе с другими онлайн-опросниками на Prevolio, чтоб увидеть наиболее полную картину, отражающую реальную суть вещей. Например, профориентационная диагностика Холланда на нашем сайте будет отличным дополнением, если подойти к нему с максимальной ответственностью. Вы получите полное описание Вашего типа личности и список рекомендованным Вам профессий.

Помните, правильный выбор профессии - это гарантия успешного и счастливого будущего!

Мотивация и мотивы Ильин Евгений Павлович

Методика «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере»

Методика разработана О. Ф. Потемкиной и содержит ряд шкал. Ниже приводятся две из них - А и Б.

Шкала А «Выявление установок, направленных на альтруизм-эгоизм»

Инструкция

Текст опросника

1. Вам часто говорят, что вы больше думаете о других, чем о себе?

2. Вам легче просить за других, чем за себя?

3. Вам трудно отказать людям, когда они вас о чем-либо просят?

4. Вы часто стараетесь оказать людям услугу, если у них случилась беда или неприятности?

5. Для себя вы делаете что-либо с большим удовольствием, чем для других?

6. Вы стремитесь сделать как можно больше для других людей?

7. Вы убеждены, что самая большая ценность в жизни - жить для других людей?

8. Вам трудно заставить себя сделать что-то для других?

9. Ваша отличительная черта - бескорыстие?

10. Вы убеждены, что забота о других часто идет в ущерб себе?

11. Вы осуждаете людей, которые не умеют позаботиться о себе?

12. Вы часто просите людей сделать что-либо из корыстных побуждений?

13. Ваша отличительная черта - стремление помочь другим людям?

14. Вы считаете, что сначала человек должен думать о себе, а потом уже о других?

15. Вы обычно много времени уделяете своей особе?

16. Вы убеждены, что не нужно для других сильно напрягаться?

17. Для себя у вас обычно не хватает ни сил, ни времени?

18. Свободное время вы используете только для своих увлечений?

19. Вы можете назвать себя эгоистом?

20. Вы способны сделать максимальные усилия лишь за хорошее вознаграждение?

Обработка результатов

Ключ к опроснику: проставляется по 1 баллу при ответах «да» на вопросы 1–4, 6, 7, 9, 13, 17 и ответах «нет» на вопросы 5, 8, 10–12, 14–16, 18–20. Затем подсчитывается общая сумма баллов.

Выводы

Чем набранная сумма баллов больше 10, тем в большей степени у субъекта выражен альтруизм, желание помочь людям. И наоборот, чем сумма баллов меньше 10, тем больше у субъекта выражена эгоистическая тенденция.

Шкала Б. Выявление установок на «процесс деятельности» - «результат деятельности»

Инструкция

Внимательно прочитайте вопросы и ответьте на них «да» или «нет», исходя из имеющейся у вас тенденции поведения в данной ситуации.

Текст опросника

1. Сам процесс выполняемой работы увлекает вас больше, чем ее завершение?

2. Для достижения цели вы обычно не жалеете сил?

3. Вы обычно долго не решаетесь начать делать то, что вам неинтересно, даже если это необходимо?

4. Вы уверены, что у вас хватит настойчивости, чтобы завершить любое дело?

5. Заканчивая интересное дело, вы часто сожалеете о том, что оно уже завершено?

6. Вам больше нравятся люди, способные достигать результата, чем просто добрые и отзывчивые?

7. Вы испытываете удовольствие от игры, в которой не важен результат?

8. Вы считаете, что успехов в вашей жизни больше, чем неудач?

9. Вы больше уважаете людей, способных увлечься делом по-настоящему?

10. Вы часто завершаете работу вопреки неблагоприятной обстановке, нехватке времени, помехам со стороны?

11. Вы часто начинаете одновременно много дел и не успеваете закончить их до конца?

12. Вы считаете, что имеете достаточно сил, чтобы рассчитывать на успех в жизни?

13. Можете ли вы увлечься делом настолько, что забываете о времени и о себе?

14. Вам часто удается довести начатое дело до конца?

15. Бывает ли, что, увлекаясь деталями, вы не можете закончить начатое дело?

16. Вы избегаете встреч с людьми, не обладающими деловыми качествами?

17. Вы часто загружаете свои выходные дни или отпуск работой из-за того, что нужно что-то сделать?

18. Вы считаете, что главное в любом деле результат?

19. Соглашаясь на какое-либо дело, вы думаете о том, насколько оно для вас интересно?

20. Стремление к результату в любом деле - ваша отличительная черта?

Обработка результатов и выводы

За каждый положительный ответ на вопрос опрашиваемый получает 1 балл. Сумма баллов за положительные ответы на нечетные вопросы (1,3, 5, 7 и т. д.) будет отражать ориентацию субъекта на процесс деятельности, а сумма баллов за ответы на четные вопросы - ориентацию субъекта на результат.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Психология личности: конспект лекций автора Гусева Тамара Ивановна

ЛЕКЦИЯ № 4. Представление о структуре личности в различных психологических теориях. Факторный анализ в изучении личности Существует ряд психологических теорий, описывающих структуру личности. Русская и советская психологическая школа представлена в работах И. П.

Из книги По ту сторону сознания [Методологические проблемы неклассической психологии] автора Асмолов Александр Григорьевич

Роль смены социальной позиции в перестройке мотивационно-смысловой сферы личности (на материале клинической психологии) В последние годы отмечается возрастание интереса к прикладной психологии личности. Этот интерес проявляется в трех тенденциях разработки

Из книги Дифференциальная психология и психодиагностика [Избранные труды] автора Гуревич Константин Маркович

Раздел 3 Концепция социально-психологических нормативов и диагностика умственного развития 3.1. Психологическая диагностика и законы психологической наукиКак бы ни определяли психологическую диагностику, нет оснований сомневаться, что она составляет один из разделов

автора Ильин Евгений Павлович

Методика Г. Айзенка «Диагностика ригидности» ИнструкцияЕсли вы полностью согласны с утверждениями о тех или иных особенностях поведения, представленными в опроснике, то рядом с номером утверждения поставьте 2 балла, если согласны в принципе - 1 балл, если не согласны

Из книги Психология общения и межличностных отношений автора Ильин Евгений Павлович

Методика «Диагностика уровня эмпатии» И. М. Юсупова ИнструкцияДля выявления уровня эмпатийных тенденций необходимо, отвечая (соглашаясь или нет) на каждое из 36 утверждений, оценивать ответы следующим образом: при ответе: «не знаю» - 0 баллов, «нет, никогда» - 1, «иногда» -

автора Ильин Евгений Павлович

Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере (шкалы альтруизма и эгоизма) Автор: О. Ф. Потемкина.Цель. Выявление степени выраженности социально-психологических установок. Инструкция. Ответьте на каждый вопрос

Из книги Психология помощи [Альтруизм, эгоизм, эмпатия] автора Ильин Евгений Павлович

Методика И. М. Юсупова «Диагностика уровня эмпатии» Инструкция. Для выявления уровня эмпатии необходимо, отвечая (соглашаясь или нет) на каждое из 36 утверждений, оценивать ответы следующим образом: при ответе «не знаю» - 0 баллов, «нет, никогда» - 1, «иногда» - 2, «часто» -

Из книги Психология помощи [Альтруизм, эгоизм, эмпатия] автора Ильин Евгений Павлович

Методика В. В. Бойко «Диагностика уровня эмпатии» В структуре эмпатии В. В. Бойко выделяет несколько каналов.Рациональный канал эмпатии. Характеризует направленность внимания, восприятия и мышления субъекта, выражающего эмпатию, на существо иного человека - на его

Из книги Юридическая психология автора Васильев Владислав Леонидович

13.5. Экспертиза социально-психологических особенностей членов преступной группы Данный вид экспертизы назначается, как правило, в период предварительного следствия, когда преступление совершено в условиях сложившейся неформальной группы с асоциальной и криминальной

Из книги Социальное влияние автора Зимбардо Филип Джордж

Трудноуловимое влияние социально - психологических особенностей состязательной системы Состязательная система обладает некоторыми бесспорными достоинствами. Отдельные отрицательные последствия состязательного подхода можно предотвратить, если внести

автора Ильин Евгений Павлович

Методика «Диагностика ригидности» Методика разработана Г. Айзенком. Ригидность существенно влияет на процесс мотивации, особенно когда требуется корректировать его в связи с изменившейся ситуацией (например, вскрытием новых обстоятельств). Ригидный с трудом отходит от

Из книги Мотивация и мотивы автора Ильин Евгений Павлович

Методика «Диагностика мотивационной структуры личности» Автор В. Э. Мильман. Методика позволяет выявлять некоторые устойчивые тенденции личности: общую и творческую активность, стремление к общению, обеспечению комфорта и социального статуса и др. На основе всех

Из книги Мотивация и мотивы автора Ильин Евгений Павлович

Методика «Выявление установок «труд-деньги» Это часть фрагментарно уже приводившейся методики О. Ф. Потемкиной.ИнструкцияВнимательно прочитайте предлагаемые вопросы и на каждый ответьте «да» или «нет» в бланке для ответов.Текст опросника1. Вы согласны, что самое

Из книги Мотивация и мотивы автора Ильин Евгений Павлович

Методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В предлагаемом варианте методики В. В. Бойко мною оставлены только те шкалы, которые имеют отношение к мотивации трудовой деятельности.Эмоциональное выгорание у профессионалов представляет собой один из защитных

Из книги Психология общения. Энциклопедический словарь автора Коллектив авторов

15.1. Диагностика психологических особенностей личности в общении Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности. С. С. Бубнова. Методика направлена на изучение реализации ценностных ориентаций личности в реальных условиях жизнедеятельности. В ее основе

Из книги Психология национальной нетерпимости автора Чернявская Юлия Виссарионовна

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: