Социокультурные характеристики первобытного общества. Первобытная культура

Ранние стадии развития человеческого общества историки делят на век каменный (2,5 млн. - 4 тыс. лет до н.э.), бронзовый (III-II тысячелетия до н.э.) и железный (I тысячелетие до н.э.).

Каменный век подразделяется на палеолит (2,5 млн. - 10 тыс. лет до н.э.), мезолит (10-6 тыс. лет до н.э.), неолит (6-4 тыс. лет до н.э.) и энеолит (III - нач. II тысячелетия до н.э.). В палеолите выделяют два основных периода - нижний палеолит (2,5 млн. - 40 тыс. лет до н.э.), завершающийся, по данным специалистов, мустьерской эпохой (примерно 90- 40 тыс. лет до н.э.), и верхний палеолит (40-10 тыс. лет до н.э.). За ранним этапом верхнего палеолита следуют периоды: ориньяка (30-19 тыс. лет до н.э.), солютре(19-15 тыс. лет до н.э.), мадлен (15-10 тыс. лет до н.э.).

Уже в эпоху нижнего палеолита возникала орудийная и сигнальная деятельность высших млекопитающих (гоминид). В период 300-40 тыс. лет до н.э. произошел переход от рефлекторно-орудийной деятельности («инстинктивного труда» по терминологии К. Маркса) гоминид к сознательному труду человека. Человек продолжал пользоваться огнем, строил первые жилища. Складывались коллективная (общинная) собственность на добываемые продукты потребления и средства труда и своеобразное «иго коллективности», связанное с полным подчинением индивида роду и жесткой регламентацией всех сторон его жизни. Как отмечал историк Б.Ф. Поршнев («О начале человеческой истории»), исходные формы членораздельной речи и вторая сигнальная система формировались в процессе регулирования социальных отношений на принципах первобытного коммунизма. Первыми компонентами первобытного языка, выделившимися из языкового комплекса, были глаголы, побуждавшие выполнять требования морали выживания в критических условиях («не потребляй сам - отдай матери, детенышу»).

В период верхнего палеолита появилась членораздельная речь как специфически человеческая форма общения. Членораздельная речь взвивалась и дифференцировалась в единстве с формами мышления и искусства. Выделились ряды слов, знаковых обозначений художественных символов для вычленения и типологизации явлений природы, ключевых моментов общественной жизнедеятельности. Возник человек современного типа - homo sapiens («человек разумный»). Шло интенсивное становление изобразительного искусства - скульптуры, рельефа, графики, живописи.

В эпоху мезолита человек приручил собаку, изобрел лук и стрелы, лодку, освоил изготовление корзин, рыболовных сетей.

В эпоху неолита первобытное общество перешло от хозяйства присваивающего типа (собирательство, охота) к хозяйству производящего типа (скотоводство, земледелие). Одновременно развивались прядение, ткачество, гончарное производство, появилась домашняя и ритуальная керамика, зародилась торговля.

Обозревая первобытную культуру в целом, можно выделить следующие ее особенности. Первобытная культура - это культура доклассовая, догосударственная, дописъменная. Она долго носила синкретический (нерасчлененный) характер, что являлось следствием примитивности системы потребностей первобытного человека и его деятельности. Сами потребности были не дифференцированы. Трудовые операции, художественная деятельность, магические обряды в первобытном обществе переплетались между собой.

Первобытная культура ориентировалась, прежде всего, на материально-вещественные, утилитарные ценности и конкретно-чувственные формы их репрезентации. В то же время в ней на первый план выдвигались магически значимые, фетишизированные и маркированные тотемными символами компоненты, поскольку считалось, что именно от них в первую очередь зависит выживание рода и племени. Развитие материальной культуры шло по линии доминирования охотничье-кочевого образа жизни (палеолит, мезолит) с переходом к земледельческо-оседлому (неолит). В первобытной картине мира преобладали моменты движения (кинетизм) и мифологического, знаково-символического и спиритуалистического опосредования важных видов коллективной жизнедеятельности (магизм).О многих особенностях первобытной культуры мы можем судить по стилю жизни, формам знаково-символической деятельности так называемых архаических племен, рассеянных в заповедных уголках земли. У них в сфере духовной деятельности (до конца не разъединенной с материальным бытием) до сих пор культивируются древние верования, магия, формы дологического мышления и мифы. К числу наиболее распространенных ранних форм верований первобытных и архаических племен относятся фетишизм, тотемизм, анимизм. Среди древнейших священных поклонений следует выделить погребальный, аграрные, промысловые, эротические, астрально-солярные культы. Наряду с ними появлялись персонализированные культы вождей, племенных богов, тотемных животных и т.п. Центр знакового мира всегда занимал культ предков, которые представлялись самыми главными участниками великой борьбы за выживание и воспринимались как «первичные божества».

Культовые системы сложились на почве магии в эпоху неолита. М. Холлингсворт пишет: «Возникли многочисленные общины с их весьма сложными религиозными обрядами. Раскопки на юге Турции, в Чатал-Гуюке, неоспоримо доказывают, что уже около 6000 г. до н.э. свершались обряды, связанные с культом священного быка (тура), и его рогами украшались места капищ. В разных частях Европы люди поклонялись различным божествам, в честь которых устраивались и разнообразные обряды. Значение тепла и солнечного света для занятий земледелием определило возникновение большого числа общин-солнцепоклонников».

Определим фундаментальные формообразования пралогического мышления и ритуализированного поведения, характеризующие первобытную культуру.

Фетишизм (от порт, feitico - талисман) - вера в сверхъестественные, чудотворные свойства выделенных естественных объектов или искусственно созданных предметов (реже - растений, животных и даже человека), превращение тех и других в протосимволы, тайным и чудесным образом благотворно влияющие на ключевые моменты жизнедеятельности рода и племени.

Примером такого эзотерического протосимвола может служить чуринга австралийских аборигенов. Чуринга - священный предмет у австралийских племен, наделенный, по их представлениям, сверхъестественными свойствами и якобы обеспечивающий благополучие группы или отдельного человека. В книге «Ранние формы искусства» читаем: «Чуринги глубоко почитались австралийцами, с ними ассоциировались души предков и живых членов племени, чуринги были как бы двойниками, вторым телом, на них изображались посредством спиралей, концентрических окружностей и других абстрактных символов деяния мифических героев и тотемических предков, они хранились в тайниках и показывались лишь юношам, достигшим зрелости и прошедшим обряды посвящения, а их утрата рассматривалась как величайшее несчастье для племени. Чуринга - это, по существу, сакральное изображение конкретного человека, изображение не его внешности, а его тотемической сущности. Иного австралийское общество, с его магическим мышлением, еще не знало. Если потереть чурингу жиром или охрой, она превратится в тотемическое животное - другую ипостась человека».

В древний и средневековый периоды в Беларуси культовыми считались священные камни, символизировавшие власть вождей и князей в границах определенных территориальных общностей.

Тотемизм (от «от-отем», слова из языка индейцев-оджибве, означающего «его род») основан на вере человека в существование тотемов, т.е. каких-либо животных, реже - растений, в исключительных случаях - неорганических предметов, явлений природы, считающихся его кровными родственниками (а позднее - предками). У белорусов одним из основных тотемов являлся медведь. Тотем свят, его запрещено убивать и поедать (исключение - влекущие за собой «воскресение» случаи ритуального убийства и поедания), разрушать и вообще наносить ему какой-либо ущерб. Святость тотема символически подкрепляется в магических обрядах жертвоприношения, якобы мистически воздействующих на него и возбуждающих в нем направленные благие действия.

Таинственные перевоплощения тотемов и их сверхъестественные воздействия на живущих, целеполагаемые странствия в земном и сакральном мирах, как правило, сопровождаются разнообразными мифологическими историями.

Проиллюстрируем это на материале мистического опыта австралийских племен, включенного в книгу «Ранние формы искусства». «Тотемические мифы аранда и лоритья строятся почти все по одной схеме: тотемные предки в одиночку или группой возвращаются на свою родину - на север (реже - на запад). Подробно перечисляются пройденные места, поиски пищи, организация стойбищ, встречи в пути. Недалеко от родины, на севере, часто происходит встреча с местными «вечными людьми» того же тотема. Достигнув цели, странствующие герои уходят в нору, пещеру, источник, под землю, превратившись в скалы, деревья, чуринги. Причиной этого часто выставляется усталость. В местах стоянок, и в особенности в месте смерти (точнее, ухода в землю), образуются тотемические центры.

Иногда идет речь о вождях, ведущих за собой группу юношей, только что прошедших обряд инициации - посвящения в полноправные члены племени. Группа по пути производит культовые церемонии с целью размножения своего тотема. Бывает и так, что странствие имеет характер бегства и преследования. Например, большой серый кенгуру бежит от человека того же тотема; человек с помощью ножей убивает животное, но оно воскресает, затем оба превращаются в чуринг...». За «войной тотемов» кроются, по всей видимости, кровавые столкновения племен за места промысла.

Анимизм (от лат. anima - душа) - это вера в существование у человека его «двойника» - души или нескольких душ; кроме того, анимизм предполагает веру в одушевленность различных природных и даже космических объектов. Согласно Древнему славянскому поверью, солнце - это живое, разумно Действующее существо.

Магия (от греч. mageia - колдовство) возникла в зрелом первобытном обществе. Будучи основана на пралогических формах мышления, магия представляет собой не только определенную совокупность фантастических идей и верований, но также выдуманную систему сверхъестественных, чудотворных практических приемов, обеспечивающих иллюзорно-мистическое воздействие на мир с целью полного подчинения человеку жизненно важных природных, социокосмических процессов и универсального управления ими.

О некоторых колдовских приемах первобытных людей рассказывают их произведения искусства: изображение пронзенной копьями фигуры медведя, рисунок быка с вонзившимся в сердце гарпуном и т.п. Здесь перед нами так называемая гомеопатическая, или имитативная, магия, основанная на законе подобия. «Убивая» изображение зверя, первобытный охотник искренне надеялся на то, что это обязательно поможет ему в охоте на реального прототипа. Вторая разновидность первобытной магии - это магия контагиозная, основанная на прямом взаимодействии мага с интересующими его атрибутами.

Таково, согласно Дж. Фрэзеру («Золотая ветвь»), основное деление симпатической магии. Цели магических действий разнообразны: позитивные (с благожелательными намерениями, например, оказать помощь ближним), предохранительные и негативные (деструктивные, разрушительные, с целью поразить врагов оккультными силами).

Вызывает улыбку пример магического действия, приведенный Дж. Фрэзером: «Сербские и болгарские женщины, которых раздражают тяготы супружеской жизни, прикладывают медную монету к глазам покойника, омывают ее вином или водой и дают мужьям выпить эту жидкость. После этого те делаются якобы столь же слепыми к прегрешениям своих жен, как покойник, к глазам которого монету прикладывали».

Рудименты и реликты магии, магическоподобные квазитеории и квазипрактики (оккультизм, парапсихология, спиритуализм, гесмеризм, телепатия, телекинез, личный магнетизм и пр.) существуют в цивилизационных сообществах и поныне. Поэтому до сих пор сохраняет значение деление Дж. Фрэзером магии на теоретическую (магия как псевдонаука) и практическую (магия как псевдоискусство). Последняя, в свою очередь, делится на «белую» (позитивную) магию и «черную» (негативную), включающую разные наборы табу и методы колдовства. Неомагия как паранаука в чем-то стимулировала развитие собственно науки (астрология-астрономия, алхимия-химия, оккультная математика-рациональная математика), но в отличие от последней не обнаружила способностей проверять свои допущения в чистых экспериментах.

Следует сказать об отношениях магии и собственно религии, порой некорректно отождествляемых. Магия - прарелигия.

По представлению Дж. Фрэзера, первобытная магия в отличие от зрелой религии основана на принуждении сверхъестественных сил к потребному действию, а не на преклонении перед ними. Он пишет: «Магия часто имеет дело с духами, то есть с личными агентами, что роднит ее с религией. Но магия обращается с ними точно так же, как она обращается с неодушевленными силами, то есть, вместо того чтобы, подобно религии, умилостивлять и умиротворять их, она их принуждает и заставляет».

Надо сказать, что ранние формы религии в древних обществах Востока еще находились под сильным влиянием предшествовавшего магического мировоззрения. Читаем у Дж. Фрэзера: «Магия исходит из предположения, что все личные существа, будь они людьми или богами, в конечном итоге подчинены безличным силам, которые контролируют все, но из которых тем не менее может извлечь выгоду тот, кто знает, как ими манипулировать с помощью обрядов и колдовских чар. Например, в Древнем Египте колдуны считали, что они могут принуждать даже высших богов выполнять их приказания, и в случае неповиновения грозили им гибелью. Иногда колдун, не доходя до таких крайностей, заявлял в подобных случаях, что разбросает на все четыре стороны кости Осириса или, если тот будет упрямиться, разгласит посвященный ему священный миф. В Индии до настоящего времени великая троица индуизма - Брахма, Вишну и Шива - «подчиняется» брахманам, которые с помощью своих чар оказывают на самые могучие божества такое воздействие, что те вынуждены на небе и на земле смиренно выполнять приказания, которые их хозяевам-колдунам заблагорассудится отдать. В Индии имеет хождение поговорка: «Весь мир подчинен богам; боги подчинены чарам (мантрам); а чары - брахманам; поэтому брахманы - наши боги». Представители более древней ведической религии верили, что «боги рождаются из воздуха, выдыхаемого певцом» (Л. Мечников).

Действительно, с психологической точки зрения, боги есть не что иное, как архетипы - всеобщие представления, первообразы (К.-Г. Юнг). Боги - олицетворения универсальных переживаний Абсолютного, и их единственная доступная обозрению обитель - душа человека. Онтологизация богов, фантастические их проекции в трансцендентный мир совершаются религиями не только с целью удобства сакрального общения с ними верующих, но главным образом для возвышения их над людьми и придания статуса всемогущих существ. Однако некоторые национальные религии на стадии развития ранних цивилизаций проявляли явную непоследовательность в этом вопросе. Древние греки поселили богов на Олимпе и обращались с ними по-свойски. Они считали, что боги и богини могущественны, но не всесильны и, как и люди, находятся во власти безличной Судьбы - Ананке (или Логоса, Мирового закона). Прометей из одноименной трилогии Эсхила обращается при столкновении с Зевсом, как маг. Герой знает тайну гибели верховного бога и терпит великие страдания, не желая ее выдать:

Я не отдам своей ужасной казни

За счастье быть у Зевса на посылках.

Уж лучше быть рабом моей скалы,

Чем Зевсовым слугой любезноверным...

Согласно художественно модифицированному мифу, Зевс примиряется с Прометеем и через него - с европейским человечеством, которое двигается в неизведанном направлении не по воле демиурга, а по собственному разумению (и, добавим, неразумению).

Магия породила мифологию, «незаконнорожденной» дочерью которой стала религия. В отличие от религии мифология сводит сверхъестественное к естественному, космическое к бытовому, непознаваемое к познаваемому. Любая религия, желая приблизиться к уровню человеческого понимания, пользуется услугами преображенной мифологии. Так, Старый и Новый Заветы насыщены космическими и прочими мифами и чудесами. Это характерно и для белорусской редакции христианства, в которой с помощью народного религиозного опыта и фольклора широко открываются двери для языческой мифологии.

В традиционной фольклорно-мифологической форме сознания современного человека сохраняются в модифицированном виде остатки постпервобытного паралогического воззрения на мир, в котором помимо зримых, наблюдаемых явлений предполагаются еще какие-то таинственные превращения чудесных форм и могучих энергий, подобных тем, которые когда-то грезились итальянским гуманистам и художникам Возрождения. Э. Гарэн отмечает, что Джордано Бруно называл мага мудрецом, умеющим действовать. И все же магия и мифология большей частью за многие века переместились в сферу художественной картины мира (сравним оду И.В. Гете «Прометей» и творение Г.Р. Державина «Бог»). Первобытный человек, представитель архаической культуры, не рассуждая, верил в беспредельную действительность магии и мифологическую связь «всего со всем», взаимоперетекаемость всех зримых и незримых явлений. У современного человека аналогичное миропредставление по большей части укладывается в рамках художественно творимой эстетической гармонии, поэтической идеализации и соответствует принципу «оживляющей апперцепции» (В. Вундт).

Миф - это высшая форма архаического пралогического мышления, причудливо сочетающая фантастическое и реальное в первозданной картине мира. Миф - первичная форма протопонимания мира, включающая в себя зачаточные попытки объяснения происходящих в нем процессов. Функции мифа в первобытном обществе многоплановы: фантастическое объяснение первоначального устройства универсума; сакральное обоснование универсального порядка в обществе, его устоев, моральных норм; придание престижа незыблемым традициям; культовое подкрепление руководства практической деятельностью; самая ранняя форма накопления знаний. В мифах смешивались объективные и иллюзорные представления о «ближнем» и «дальнем» мирах. Это был способ чувственно-наглядного выражения магических верований с помощью повествования о ключевых моментах исторической жизни, о славном прошлом. Миф - иллюзионная история сообщества. Миф как антропофатическое мировоззрение, основанное на принципе одухотворения сущего, формировался в неразрывной связи с магией, оказывая вместе с ней влияние на генезис искусства.

Согласно мнению специалистов, магия и миф вырастают из синкретизма первобытного мыследействия, отдельные проявления которого можно наблюдать в детском игровом творчестве. Обратимся снова к уже цитированной книге «Ранние формы искусства»: «Возникновение и расцвет мифа характерны именно для эпохи первобытного синкретизма. Магия - это практика синкретического сознания, тогда как миф - его теория. Лишь по мере общественного развития из этого сложного целого, отражающего синкретическое мировоззрение первобытного общества, постепенно разовьются, дифференцируясь, и собственно религия, и этика, и искусство, и наука, и обычное право...

Эволюция культуры... в известной мере сводится к дифференциации, к расчленению первоначально интегрированных форм и развитию дифференцирующихся функций. В основе их находятся, по выражению К.А. Тимирязева, «синтетические типы».

Синкретическое мышление, утрачиваемое человечеством в целом, сохраняется в детской психологии. Здесь, в мире детских представлений и игр, еще можно обнаружить следы давно минувших эпох. Не случайно и художественное творчество ребенка... имеет особенности, сближающие его с первобытным искусством». Ребенок верит в то, что в мире царит простота!

Первобытный «театр» был не только тренировкой удачной охоты, но и включал в себя специализированные магические обряды, также приноравливаемые к охотничьему успеху. На стенах пещер мы видим преимущественно изображения не случайных зверей, а тотемов или, по крайней мере, тех животных, которые вошли в мифологическую картину мира в качестве базисных символов. Женская статуэтка из стоянки Виллендорф (Австрия) - синтетический мифологический символ высшего разряда, ибо, как отмечает А.Д. Столяр, этот абстрактно-конкретный женский образ олицетворял родовую сущность женщины как первоисточника человеческих жизней и таинственную магическую связь с промысловым зверем - основным источником существования. Не случайно символо-образы зверя и женщины тесно скоррелированы в первобытном искусстве и ранней мифологической картине мира.

В первобытном обществе наиболее высоко ценились магически-обрядовые действия, знаковые животные, предметы с символическими, тотемными изображениями, маги, вожди, родоначальницы семейных кланов, - все то, что входило в первые мифологические повествования и закладывало основу культуры. Это и становилось основными предметами изображения в протосимволическом первобытном искусстве.

первобытность фетишизм тотемизм религия

Первобытная история человечества длилась сотни тысяч лет и делится она на:

  • Каменный век ($2$ млн. – $4$ тыс. лет до н.э.): палеолит, мезолит и неолит.
  • Бронзовый век (конец $2$ – начало $1$-го тыс. до н.э.) Ремесло отделяется от земледелия, появляются первые классовые государства.
  • Железный век (середина $1$-го тыс. до н.э.) Формируется неравномерное развитие мировой кульутры.

Замечание 1

Первые памятники искусства начали появляться в период позднего палеолита. К ним относятся живопись на скалах, пещерах, гравированные рисунки на камнях, изображающие животных, иногда человека. Позднее начинают появляться статуэтки с изображением женщины, символизирующие плодородие. Это важнейшие компоненты материальной культуры.

В эпоху палеолита возникают первые формы культуры. Ее первыми проявлениями стали каменные орудия. В эпоху мезолита начинают развиваться сюжетные композиции, на которых изображается человек. В эпоху неолита первобытные люди обучились обжигать глину, что в дальнейшем привело к развитию расписной керамики.

Культура первобытного общества

  • Идеологическую: так как творчество в первобытном обществе не представляло личных мотивов, и цель художника была целью всего коллектива.
  • Образовательную: художественное творчество включало в себя мировоззрение всего общества.
  • Коммуникативную и мемориальную: искусство осуществляло связь поколений, передавая вековые коллективные знания, предметы искусства становились реликвиями рода.
  • Магическую и религиозную: искусство первобытного общества неотделимо от религии, поэтому большую часть изображений использовали в проведении ритуалов и магических обрядов.
  • Эстетическую: искусство способствовало развитию первобытных людей, наполняя их новыми идеями и представлениями о красоте.

Духовная культура первобытного общества

  • Праэлементы морали
  • Мифологическое мировоззрение
  • Первые формы религии
  • Ритуалы, обряды

В первобытной культуре воедино слиты мифология и магия, наряду с зачатками научных представлений.

В момент, когда первобытный человек в полной мере начинает владеть отличительными и ключевыми качествами: мышлением, волей и языком, начинают складываться первые формы религии:

  • тотемизм,
  • магия,
  • анимизм,
  • фетишизм.

Магия стоит в начале любой религии, это вера в сверхъестественное, вера в неординарные способности человека, который может повлиять на природу, животных и окружающих.

Тотемизм характеризует веру в родство человека, племени, рода с тотемом, который представляется в виде животного или растения.

Фетишизм характеризуется верой в сверхъестественные свойства предметов окружающего мира, которые назывались фетишами, амулетами, оберегами.

Анимизм характеризуется верой и представлением о наличии души, духов, которые влияют на жизнь человека, племени, общества.

В процессе усложнения религии и религиозные представлений начинает складываться мифологическое мышление . Первые мифы были представлены в качестве религиозных обрядов, в которых изображались сцены жизни далеких предков, со временем, через передачу информации последующим поколениям, начали складываться мифы – сказания о жизни тотемистических предков.

Позднее в миф стали входить вместе с историями о жизни тотемистических предков так же и жизнь, подвиги героев, которые своими деяниями создали новый обычай, как правило, несущий благо.

Замечание 2

Культура первобытного общества сформировала и заложила ту культурную базу и те предпосылки, которые позволили развиться всей последующей культуре человечества.

Культурное развитие первобытного общества носило синкретичный характер, что означает прямую связь религии, мифологии, науки и искусства между собой, и каждый человек того периода являлся носителем всех этих компонентов. Возникновение культуры тесно связано с развитием человека, возраст определяют более двух млн лет назад. К сожалению время смело почти все свидетельства того периода. Обнаружение артефактов, относящихся к тем далеким временам, превращается в огромную сенсацию.

http://taurisnk.ru

Периоды первобытной культуры

Наиболее важными ритуалами того времени явились массовые обряды инициации, которые можно считать проявлением культуры в первобытном обществе. Развитие письменности началось с пиктографии, затем были вовлечены подсобные материалы: зарубки, узелки. Числа появились гораздо позже, с возникновением цивилизации. Многие артефакты духовной жизни имеют налет астрономии: наскальные изображения, огромные каменные кромлехи.

Длительность периода первоначальной эпохи в истории культурного развития имеет индивидуальные временные рамки. В отдаленных уголках планеты можно найти племена, не пользующиеся цивилизацией, поэтому кое-кто из ученых не хотят признать первобытную культуру ушедшей в прошлое.

Духовная культура первобытного общества, если кратко, - объединяет несколько этапов развития:

  • каменный век — 4 тыс лет до нашей эры;
  • бронзовый век — 2 тыс лет до нашей эры;
  • железный век — 1 тыс лет до нашей эры.

Духовная культура первобытного общества

Культурное развитие людей в период позднего палеолита привело к возникновению веры в сверхъестественные силы. Представлениями религии того периода являются тотемизм, фетишизм и прочее. Из многочисленных ритуалов создавались культы зверей, предметов, природных явлений. Центральное место в культовых обрядах занимала магия — вера в сверхъестественные возможности, последствиями чего можно считать многочисленные обереги, талисманы и амулеты.

В период железного века начинает закладываться культ языческих богов, которые покровительствовали основным силам природы: грому, дождю, Солнцу, огню, воде.

Появление медных и бронзовых изделий повлекло за собой изготовление музыкальных инструментов для обрядов.

Изобразительное искусство становится более развитым. Сажа и охра - основные цвета. Человеческие изображения почти отсутствуют. Те, которые были найдены, посвящены женщине. В конце палеолита наступает настоящий расцвет изобразительного искусства. Животные на рисунках обретают движение, появляются динамичные позы. Рисунок полностью раскрашивается несколькими цветами с разными оттенками.

Основные черты первобытной культуры

На начальном уровне идеология и духовная культура первобытного общества менялась медленными темпами. Происходят постоянные повторения уже сложившегося жизненного уклада с его обычаями и традициями. Наиболее важной чертой первобытной культуры является синкретизм — неразделимость форм, единство человека и окружающей среды. Следующей важной чертой можно считать отсутствие письменности.

Именно отсутствием пиьменности можно объяснить медлительность накопления необходимой информации, развития культуры и социального общества. Синкретизм проявил себя в деятельности первобытного человека — от простейшего потребления природы остались охота и собрание плодов, а, научившись изготовлять орудия, появилось созидание. В последствии начали развиваться элементы духовной культуры:

  • первые признаки морали;
  • мировосприятие через мифы;
  • первые формы зарождения религии;
  • ритуалы обрядов;
  • зарождение пластического изображения животных и человека.

Процесс культурного развития начался с возникновением языка, явившегося первым этапом устного общения. Появляется коллек
тивное мышление группы людей, и индивидуальное мнение одного индивидуума. Люди стали называть друг друга, явления, окружающие предметы. Эти имена получили название «символы».

Заключение

Началом зарождения морали является возникновение понятия «табу», которое включило в себя запрет на причинение вреда членам своего племени, на связь во избежание кровосмешения. Этим запретом контролируется раздел добычи, неприкосновенность некоторых членов группы. Основой обучения младших членов племени явилось подражание, передаваемые полезные действия. Постепенно эти повторения превратились в ритуалы.

Вопрос о культуре первобытного общества – это вопрос о начале. Современная наука раннюю его границу проводит в эпоху верхнего палеолита – около 40 тысяч лет назад. Ему предшествовал длительный период антропосоциогенеза, период формирования нового биологического вида homo sapiens, новой формы коллективной жизни – жизни общественной. Главное содержание этого процесса – переход от биологической формы бытия к культурной. Первобытная эпоха – самая протяженная в истории, она занимает более 90% всего времени существования человечества.

Первобытная культура обладает рядом черт, отличающих ее от других и позволяющих сделать вывод о том, что это самостоятельный тип культуры. Ее отличают: синкретический характер культуры, традиционность, единообразие, невыделенность человека из природного мира, мифологический характер мышления, бесписьменный характер.

Синкретизм первобытной культуры (от греч. συνκρητισμος – соединение) – слитность, недифференцированность ее форм. Это было целостное образование, в котором невозможно провести границу между магией и искусством, мифом и ритуалом, магией и позитивным знанием.

Первобытная культура носит почти исключительно черты постфигуративного типа. Конечно, изменения в ней происходили, но чрезвычайно медленно и не приводили к радикальным преобразованиям. Тысячелетиями люди занимались одним и тем же видом производственной деятельности, исполняли одни и те же обряды и ритуалы, вели один и тот же образ жизни. Традиционализм исповедует логику: «делай как я», поэтому поколение детей абсолютно точно воспроизводило поведение поколения отцов.

Отличительной чертой культуры первобытной эпохи являлось ощущение слитности человека с окружающей природой. Человек не отделял себя принципиально от мира природы, ощущал себя ее частью. Многообразные природные явления воспринимались как живые существа, исполненные внутренней духовной жизни. Можно сказать, что доминантной чертой культуры этого времени был анимизм. Латинское слово anime означает «душа», анимизм – всеобщая одухотворенность природы.

Выражением родства с природой был и тотемизм – представление о кровнородственной связи определенного человеческого коллектива и определенного вида животных, реже растений. Тотем (на языке североамериканских индейцев оджибве от-отем, буквально – его род) – мифологический первопредок, прародитель рода. С тотемом связаны многие ритуалы и табу (запреты, санкционированные первопредками, т. е. имеющие сакральное значение), прежде всего табу на убийство тотемного животного. Тотем был важнейшим средством консолидации первобытного коллектива, осознававшего себя происходящим от общего первопредка и в этом смысле родственной группой. Принадлежность к одной тотемной группе обусловила и второе по значимости табу – на убийство сородича. Тотем и табу выступали исторически первыми формами социальной регуляции поведения людей. В первобытной культуре существовало много запретов, связанных с различными сферами жизни и деятельности людей: пищевые и сексуальные запреты, табу на некоторые слова, например, название животного перед охотой. Одним из важнейших был также запрет на брачные отношения внутри родового коллектива – обычай экзогамии. Происхождение его не совсем понятно, многие исследователи связывают его с необходимостью консолидации коллектива, вынесения брачных отношений за его пределы – ведь это вечный источник конфликтов между людьми. Брачно-семейные отношения первобытного общества – весьма сложная система дуально-фратриальных союзов. Но и она также явилась продуктом исторического развития первобытного брака. Многие мифы, да и более поздний эпос свидетельствуют о многообразных его формах и сложной структуре. Первобытная культура далеко не так примитивна, как представлялось исследователям XVIII-XIX веков, когда она и начинает изучаться. Это особый тип культуры, которому присущи многие уникальные черты и свои шедевры. К ним можно отнести богатую мифопоэтическую картину мира, наскальную живопись, каменные сооружения – мегалиты.


В сферу практической и духовной жизни человека той эпохи входили сложные отношения с миром вещей. Первобытный человек не отделял предмет и слово, которое его обозначает, наделял вещи жизнью и душой. Вещи обладали особой силой, иными словами, выступали в качестве фетишей. Фетиш – предмет, имеющий внутреннюю духовную силу, которая способна оказывать то или иное влияние на жизнь человека. Фетиши были коллективными, индивидуальными, женскими, мужскими, детскими и т. д. в позднейшие времена на основе фетишизма появились обереги, талисманы, коллекции антикварных предметов, поклонение сакральным предметам.

Важное место в системе жизни первобытного общества играют обряды перехода. Какие три важнейших события мы можем назвать? Родился, женился, умер. Вот они и обозначают переходы из одного состояния в другое. Будучи важнейшими в жизни человека на протяжении тысячелетий, они требовали особых ритуалов, часть которых дошла до наших дней. Среди обрядов перехода особое место занимают инициации – обряды и ритуалы, связанные с моментом перехода индивида из мира детства в мир взрослого. Как правило, дети, достигшие половой зрелости, под руководством старейшин уходили в священные места, где им передавались мифы, предания данного коллектива, их обучали основам производственной деятельности, подвергали физическим испытаниям и т. п. Волшебные сказки – по меткому замечанию поэта Е. Баратынского – «обломки древней правды» – донесли до нас некоторые детали этих обрядов.

Духовная жизнь людей первобытной эпохи включала в себя почти все известные сегодня виды художественной деятельности. Конечно, нам трудно сегодня судить о танцевальном и певческом искусстве того времени, но сохранились памятники изобразительной деятельности – знаменитые наскальные изображения, «палеолитические Венеры», мегалиты. Изобразительное искусство той далекой поры поражает жизнеподобием, высокой степенью мастерства, колоритом. Животные, представшие на стенах пещер, полны жизни, энергии, динамики. Две доминирующие темы этого искусства – крупные животные и женщина – не случайны. Крупные животные – основной объект охоты первобытного человека, и уже в силу этого первобытный художник не мог не обратить на них свое внимание. Женщина была центром первобытной общины, с ней связывали продолжение рода, она была прародительницей рода, она также была хранительницей огня – все это подчеркивало ценность женщины в системе социальных отношений того времени.

Ядром первобытной культуры является миф. Мифы – это основные «тексты» первобытной культуры, они касаются всех сфер жизни человека. Это особый тип мышления, обладающий своеобразной логикой, в которой прецедент заменяет причинно-следственные связи, которая безразлична к противоречиям, не различает предмета и его имени, оперирует конкретным и персональным. Особую роль в мифе играют бинарные оппозиции – пары противоположных понятий, маркирующих положительные и отрицательные смыслы. Примеры: мы – они, безопасное – опасное, жизнь – смерть, левое – правое, верх – низ, мужское – женское, свет – тьма, космос – хаос, сакральное – профанное и т. п.

В VII–IV тыс. до н. э. в ряде регионов произошли важнейшие события, связанные с неолитической революцией. Термин «неолитическая революция» был введен Гордоном Чайлдом в 30-х годах XX века. Он означает переход от присваивающего типа хозяйства к производящему, переход, который привел к радикальному изменению всего образа жизни. Производящее хозяйство уменьшило степень зависимости человека от природы. Неолитическая революция обусловила появление иного знания, иных типов орудий труда, керамики, гончарного круга. Изменилась вся система отношений человека к человеку и человека к природе. Человечество прошло три пути выхода из первобытности – земледелие, скотоводство и ремесло. Эти занятия стали основой различных типов культуры. Началась диверсификация культуры, ее разветвление, расхождение путей развития.

Первобытная культура представляет собой наиболее древний тип цивилизации, который определяет человеческую жизнь на протяжении всей истории. Несмотря на то что современные ученые имеют множество различных артефактов, позволяющих узнать примерные даты их появления, все еще не удалось определить временные рамки существования пещерного человека. Известно только то, что рассматриваемая эпоха является наиболее продолжительной, поскольку некоторые племена до сих пор живут в соответствующем строе. Они распространены на территории Африки и Южной Америки.

Медицина

Среди всех практических знаний медицина, как ни странно, стала первой сферой, на которую пещерный человек обратил свое внимание. Это доказывают наскальные рисунки, где изображены различные животные со строением их тела, скелетом, расположением внутренних органов и так далее. В процессе приручения скота эти знания использовались при лечении или, например, при приготовлении пищи.

Что касается использования медицины в целях оздоровления людей, то здесь культура не позволяла это сделать вплоть до эпохи мезолита. Древние захоронения доказывают, что уже в те времена была возможность наложить гипс или ампутировать конечность. При этом, конечно, человек оставался жив. Но не могли приписать такие действия простым смертным, медицина им казалась чем-то божественным. Поэтому все врачи причислялись к святым, они становились шаманами и оракулами с получением всевозможных льгот и уважительного отношения.

Математика

Когда наступила эпоха палеолита, начали обретать математические знания. Они, как правило, использовались при делении добычи или распределении обязанностей. Свидетельством тому служит, к примеру, найденное на территории современной Чехии копье, где имеется 20 насечек, распределенных в равных долях на 4 части. Это означает, что люди уже тогда могли выполнять наиболее простые арифметические действия.

В неолите культура пополнилась и другими знаниями - геометрическими. Сначала человек чертит на скалах или различных изделиях соответствующие фигуры. Затем он приступает к строительству жилищ правильных геометрических форм. Это, безусловно, положительно сказывалось на комфортабельности быта.

Мифология

Миф в первобытной культуре стал способом понимания окружающего мира, и если бы он не появился, то вряд ли человек смог бы дорасти до современных культурных высот. Любое действие, природное или погодное, не воспринималось людьми в порядке вещей, все происходящее носило некий магический оттенок. Нельзя было объяснить, например, дождь с научной точки зрения: если он пошел, значит, так захотели какие-то высшие существа.

Для первобытного человека мифы были чем-то особенным. Только с их помощью он мог перейти на следующую ступень развития. У древней мифологии было несколько особенностей:

  • Первые мифы помогли людям свыкнуться со многими внешними событиями, и они создавались путем логических и абстрактных ассоциаций.
  • Мифология могла доказать возникновение событий.
  • Мифы не появлялись просто так. Они составлялись на основании эмоциональных, погодных, природных и любых других закономерностей.
  • Мифология передавалась от поколения к поколению, это была своеобразная теория от предков, которая помогала выживать, создавать уют или добывать еду. Поэтому нельзя ее назвать индивидуальным творением, каждый миф появлялся вследствие коллективного опыта в рамках одной первобытной общины.
  • Мифы способствовали самовыражению, не без их помощи появились различные виды искусства.

Постепенно пещерный человек отошел от мифов, и тогда появились первые религиозные верования. Сначала они были схожи между собой, затем все больше и больше индивидуализировались.

Разновидности первобытных религий

Все особенности первобытной культуры не заключаются лишь в верованиях. Со временем племена набирают необходимое количество знаний и опыта, поэтому могут перейти на новый этап, заключающийся в образовании религий, первые из которых уже были в палеолите. Одни события, которые происходили с людьми, они уже научились объяснять, однако другие все еще носили для них магический характер. Тогда и появляется вера в то, что некие сверхъестественные силы могут повлиять на исход охоты или другого важного действа.

Первобытная культура включает несколько религий, представленных в таблице ниже.

Первобытные верования
Название Определение Описание
Тотемизм Вера в то, что род произошел от животного (тотема) Тотемное животное становилось защитником рода, ему молились и просили у него, например, принести удачу во время охоты. Ни в коем случае нельзя было убивать священного зверя.
Фетишизм Вера в то, что неодушевленные предметы обладают сверхъестественными силами В качестве фетиша могла использоваться любая вещь, в современности эту роль выполняют талисманы и амулеты. Люди верили, что оберег сможет принести удачу, защитить от нападения диких животных. Важной особенностью является то, что амулет всегда носили с собой, его клали в могилу вместе с хозяином.
Магия Вера в то, что можно повлиять на окружение или события при помощи заговоров, гаданий или ритуалов Как считали первобытные люди, различные заговоры или ритуалы могли, к примеру, вызвать дождь, сокрушить врагов, помочь в охоте и так далее.

После них появляется верование под названием анимизм. Согласно ему человек имел собственную душу. После его смерти она улетала в поисках нового "сосуда". Считалось, что нередко ей не удавалось найти оболочку, и тогда она начинала досаждать родственникам умершего в виде призрака.

Анимизм, можно сказать, является прародителем всех современных религий, поскольку здесь уже появляется загробный мир, какое-либо божество, которое властвует над всеми душами, как с оболочкой, так и без нее, а также первые похоронные ритуалы. Именно с данного верования пошла традиция не оставлять умерших родственников, а провожать их со всеми почестями.

Зачатки литературного искусства

Если рассматривать такую масштабную эпоху, как первобытная культура, кратко, будет сложно раскрыть тему о литературе того времени. Появление первых произведений зафиксировать не удалось, поскольку тогда не было письменности. И существование различных сказаний или легенд научно не доказано.

Однако если взглянуть на наскальные рисунки, то складывается впечатление, что человек отчетливо понимал, что он хочет донести до своих потомков. Соответственно, предварительно в его голове сложилась некая легенда. Считается, что зачатки литературного искусства появились именно в первобытные времена. Только посредством устных сказаний удавалось передать тот или иной миф следующему поколению.

Изобразительное искусство

Первобытная развивалась довольно быстро. Более того, ее значимость была выше, чем в современности. Это обусловлено тем, что человек тогда не мог писать и выражать все то, о чем он думает, словами. Поэтому единственной возможностью для общения оставалось только изобразительное искусство. С его помощью, кстати, возникали различные учения, включая математику и медицину.

Вполне вероятно, что первобытная культура не воспринимала рисунки в качестве искусства. С их помощью люди, например, могли получить благословление своего тотемного животного, изобразив его внутри своего жилища. Они никак не отмечали декоративную роль рисунков, и делали их только для того, чтобы передать знания, указать на свою веру и так далее.

В первобытной культуре часто рисовали животных. Люди изображали на различных поверхностях зверей или их отдельные части. Дело в том, что вся жизнь того времени вертелась вокруг охоты. И если бы добытчики общины перестали приносить дичь, то вряд ли человек смог бы выжить.

Есть еще одна особенность наскальной живописи. Первобытные художники не видели пропорций. Они могли нарисовать огромного горного козла, рядом с которым располагается крохотный мамонт. Понимание пропорций появилось намного позже и не в первобытном строе. Также животных не изображали стоящими, они всегда находились в движении (бежали или скакали).

Появление ремесленников

Все достижения первобытной культуры можно считать минимальными по сравнению с тем, что сумели сделать ремесленники. Люди того времени действовали коллективно, если они чему-то и обучались, то не могли выйти на высокий профессиональный уровень. Но с началом земледелия ситуация изменилась, появились ремесленники, которые всю свою жизнь занимались одним конкретным делом, оттачивая мастерство. Так, одни изготавливали копья, вторые добывали дичь, третьи выращивали растения, четвертые могли лечить и так далее.

Постепенно люди стали задумываться об обмене. Общины стали складываться не так, как раньше, когда кровные узы были главным критерием выбора места жительства. Земледельцы останавливались там, где плодородные почвы, производители оружия - возле примитивных каменоломен или рудников, гончары - там, где крепкая глина. Охотники же никогда не оставались на месте, они передвигались в зависимости от миграций животных.

Чтобы каждая из этих общин получала то, чего ей не хватает, люди начали меняться разными вещами. Одни отдавали другим посуду или тотемные талисманы, взамен получая овощи, другие меняли орудия на мясо. Со временем именно это послужило причиной образования городов, а впоследствии - полноценных стран или государств.

Периодизация

Весь первобытный строй делят на несколько периодов. Происходит это на основании материалов, которые использовались в производстве орудий в то или иное время. Первым и наиболее продолжительным является каменный век. Его, в свою очередь, также разделяют на несколько этапов: палеолит, мезолит и неолит. В это время происходит становление человека, зарождается искусство, мифология, производится и совершенствуется орудие труда.

После того как произошло освоение металла, особенности первобытной культуры претерпели существенную трансформацию. С обнаружением меди начинается энеолит, или меднокаменный век. Теперь люди осваивают ремесла и обмен, ведь для обработки металла необходимы знания, которые были лишь у тех, кто обладал достаточным количеством времени, чтобы развивать свои умения.

После меди открывают бронзу, которая фактически сразу вытесняет медь, поскольку намного тверже. Наступает бронзовый век. Появляются первые общества, где отмечается разделение на классы, но нельзя утверждать, что ранее этого не происходило. Также примерно в это время образовываются первые города и государства.

С обнаружением железа и его свойств наступает железный век. Не все племена того времени могли добывать и обрабатывать указанный металл, поэтому некоторые территории уходят далеко вперед по своему развитию. Далее нельзя было называть эпоху первобытной, началась новая, но не все государства смогли в нее вступить.

Стоит отметить, что во время каждого из периодов допускается использование других материалов в производстве. Свои названия они получали лишь в соответствии с преобладанием применяемого сырья.

Распространенные размышления Тейлора о первобытной культуре

Большой вклад в современные знания внес английский этнограф, которого очень интересовала первобытная культура. Тейлор Э. Б. напечатал книгу, в которой подробно описал все свои размышления, естественно, подтверждая их фактами. К примеру, он одним из первых указал на то, что общества того времени развивались крайне медленно по одной простой причине. Она заключается в отсутствии письменности. У людей не было возможности накапливать и передавать информацию так, как это может сделать современный человек. И каждый узнавал о чем-то новом на собственном опыте, который, кстати, нередко повторялся в другом обществе или общине.

Имеется еще несколько предположений о том, почему так медленно развивалась первобытная культура. Тейлор предполагал, что происходило это не только из-за отсутствия письменности. Пещерные люди учились жить, их опыт нередко становился смертельным. Однако после таких печальных ошибок вся община начинала понимать, что чего-то делать нельзя. Следовательно, действие по образцу затормаживало развитие, люди попросту боялись пробовать поступить иначе.

Многие историки не разделяют теорию о том, что в происходило деление на социальные строи. Однако Тейлор думал иначе. Те, кто совершенствовал свои ритуальные знания, занимали особое положение в общине, их уважали и нередко одаривали дополнительной порцией еды или более удобным и безопасным жилищем.

Известный труд

Если рассматривать такую эпоху, как первобытная культура, кратко, то можно взять за основу фактически любую территорию планеты. Это обусловлено тем, что изначально все общества, которые когда-либо появлялись в мире, развивались примерно одинаково. Тейлор в своей книге "Первобытная культура" описал много событий того времени, и каждое свое слово он подтверждал фактами, будь то находки археологов или первые мифологические писания.

Как считает Тайлор, первобытная культура в современности слишком сильно недооценивается. Более того, многие люди сегодня полагают, что та эпоха была дикой. Это верно, но только отчасти. Если на данный момент человек рассматривает грубо отесанный топор, который помогал в охоте на мамонта, как продукт неуклюжего мастера, то он вряд ли задумывается над тем, что случилось бы, не возьми древний охотник это изделие в руки.

Культура первобытной эпохи интересна для исследования. Несмотря на то что множество ученых обращали на нее свое пристальное внимание, остается бесконечное количество нераскрытых и недоказанных моментов. Имеются только предположения и гипотезы. На самом деле никто не может точно сказать, что тот или иной наскальный рисунок однозначно означал конкретное событие или действие. так же таинственна, как и многие другие вещи, которые невозможно объяснить сегодня, даже имея современные гениальные умы и технологии.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: