Внешнеэкономические связи КНР (геополитика). Туризм, отдых, география

.

Внешнеэкономические связи КНР (геополитика)

Китай - социалистическая страна с плановой экономикой. Тем не менее иностранных инвесторов это не смущает. Политическая и экономическая системы КНР стабильны и приток ино­странных капиталов с каждым годом растет. С 1980 по 1998 гг. приток иностранных капиталов вырос почти в 4 раза. На сере­дину 1998 г . в Поднебесной числилось более 314,5 тыс. предпри­ятий с участием иностранного капитала. Контрактный объем инвестиций - 545, 37 млрд. долл. 6

Главными прямыми инвесторами в экономику Китая высту­пают Тайвань, Сянган, Аомэнь и Сингапур, т. е. страны, где больше всего проживает китайцев. Предприниматели Тайваня,

[Гонконга, Аомэня, Сингапура - главные инвесторы в экономику Китая. Их вклад составляет 60-80% суммы всех вкладов деловых кругов всех остальных стран мира.

В последние годы Тайвань превратился во второго после Гонконга инвестора в экономику КНР, а после включения Гонконга геополитическую систему Китая - в инвестора номер один.

Бурно растет китайский экспорт: примерно на 25-30% еже­годно. Если в 1979 г . во внешней торговле формировалось менее 10% ВНП страны, в 1993 - почти 36%, то в 1998 г . (на июль) - .более 45% 7 . В первом полугодии 1998 г . общий объем внешнего товарооборота КНР достиг 151,4 млрд. долл.: экспорт составил 87, а импорт - 64,4 млрд. долл. В связи с кризисом в Юго-Восточной Азии Китай активно осваивал рынки в Европе,- Аф­рике, Латинской Америке. Экспорт КНР в ЕС в 1998 г . возрос на 25,5:, в США - на 18,1%, в Африку - на 44,7%, Латинскую Америку - на 38,1% и т.д. 3

Китай, как и Япония, имеет в торговле с США положитель­ное сальдо (более 30 млрд. долл. в год) и по его размерам зани­мает второе место после Японии.

Любая геополитическая напряженность между Китаем и США будет способствовать усилению японо-китайских связей, усилению японского капитала АТР. Эта угроза способствует объединению стратегических интересов США и Китая. Кроме экономических интересов на сближение двух стран «работает» историческая память китайцев и американцев - память о пре­ступлениях японцев накануне и в годы Второй мировой войны.

Связи Японии и Китая стали завязываться в 60-е годы, во время «холодной» и особенно «горячей войны» между СССР и Китаем (бои на острове Даманском), Китаем и Вьетнамом. Япо­ния выступает преимущественно в качестве кредитора, и сейчас является главным торговым партнером Китая, который является чаще всего покупателем японской техники, технологии и товаров. Безусловно, Япония стремится сдержать наращивание ки­тайского технико-технологического и экспортного потенциала, не пуская соседа на традиционные рынки сбыта своей продук­ции. Обострились японо-китайские экономические, торговые отношения во второй половине 90-х годов конца XX в.: остров­ное государство испытывает депрессию, ежегодный прирост ВВП в Японии не превышает 2%, а китайская экономика, не­смотря на жесточайший финансово-экономический кризис в странах АТР, давала и дает прирост ВВП по 10-8% в год 9 .

Поэтому хотя КНР и Япония заинтересованы в развитии двусторонних экономических и торговых связей, но в то же вре­мя выступают как конкуренты на рынках стран АТР, АСЕАН, США, Африки, Европы и т.д.

Увеличивают продажу своих товаров в Китае Англия, Герма­ния, Франция и Италия. Но в последние годы они стали больше уделять внимания росту прямых капиталовложений в экономику этой страны.

Для отношений КНР со странами АСЕАН и «четырьмя ма­лыми драконами» характерны процессы конкуренции, притяже­ния и отталкивания. Тем не менее в отношениях с «малыми драконами» главной линией является становление экономиче­ской и производственной кооперации. В отношении стран АСЕАН превалирует конкуренция. Страны АСЕАН опасаются военной угрозы со стороны Китая. По оценкам западных спе­циалистов, на Тайване разработана долгосрочная программа, предусматривающая превращение его в азиатско-тихоокеанский региональный экономический центр, способный занять цен­тральное место в АТР и даже в мире. Тайвань намерены сделать операционной базой инвестиционной и предпринимательской деятельности местных и иностранных компаний. Кроме того он, по замыслу разработчиков программы, должен стать центром обрабатывающей промышленности, финансовой, телекоммуни­кационной и транспортной активности в АТР, т. е. превратиться в лидера в развитии региональной экономической интеграции 10 .

В Китае тоже имеется аналогичный план - «план Пудун». Он предполагает формирование в районе Шанхая гигантского (с охватом в 100 млн. человек) международного промышленного, финансового, торгового, транспортного и культурного центра, способного занять лидирующую роль в АТР 11 . На этом вопросе мы останавливаемся потому, что в XXI в, вероятнее всего про­изойдет объединение двух Китаев в один и тогда он превратится в: самую мощную финансово-экономическую империю.


Один из главных элементов политики реформ в КНР - "открытая" внешнеэкономическая политика, которая рассматривается в качестве важнейшей предпосылки экономического развития страны Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы, ЮНИТИ-ДАНА, 2012. С. 632..

Переход к открытой политике в области внешнеэкономических связей привел к существенной корректировке концепции "опоры на собственные силы", которая в современной трактовке не только не исключает использование передовой зарубежной техники, технологии, опыта управления и организации производства, а также иностранных финансовых средств, а, наоборот, подразумевает активное использование этих факторов в целях укрепления экономического потенциала и повышения технического уровня народного хозяйства.

Выдвинутые задачи решаются за счет расширения внешней торговли, привлечения иностранного капитала в производительной форме, использования иностранных кредитов.

Наиболее развитой формой внешнеэкономических связей КНР является внешняя торговля .

Внешняя торговля КНР характеризуется преобладанием промышленно развитых стран Запада, долю которых составляет около 58 % внешнеторгового оборота КНР. Основными торговыми партнерами Китая являются Япония, США, страны Западной Европы. На их долю приходится свыше 70 % закупок техники и 90 % технической документации и "ноу-хау". При этом основная часть китайских закупок машин, оборудования за рубежом приходится на долю Японии, что объясняется географической близостью и активной политикой стимулирования экспорта, проводимой японским правительством, которое предоставляет Китаю финансирование закупок на льготных условиях, что помогает тому оплачивать дорогостоящий импорт. На долю Японии приходится в среднем около 50 % китайских закупок машин и оборудования. Особое место среди ведущих партнеров КНР занимал Гонкон. Г. Гонконг превратился в основную реэкспортную базу китайских товаров на рынки западных стран. Около 30 % реэкспортируемых через Гонконг товаров направлялось в США, страны Западной Европы, Японию.

По обнародованным Главным таможенным управлением КНР данным, общий объем внешнеторгового оборота Китая достиг 2 трлн 972,76 млрд. долл. США, увеличившись на 34,7 % по сравнению с уровнем 2010 года. Можно сделать вывод, что внешняя торговля Китая уже вышла на докризисный уровень.

В декабре 2010 года импорт и экспорт Китая установили исторический рекорд, объем внешней торговли страны достиг 295,22 млрд. долл. США с увеличением на 21,4 проц. В том числе, экспорт составил 154,15 млрд. долл США (прирост на 17,9 %), импорт - 141,07 млрд. долл. США (прирост на 25,6 %).Товарный экспорт дает 75-80 % всех валютных поступлений. По объему экспорта Китай занимает 13-е место в мире.

Из-за дешевой рабочей силы, Китай конкурентоспособен во многих трудоемких производствах. В результате, изделия китайского производства занимают все больше и больше места во всем мире в таких областях как электрические бытовые приборы и другие высокотехнические изделия, одежда и принадлежности, строительные материалы, мебель, и т.д. По сравнению с ценами европейского и американского производства, цены на китайские изделия в 2-3 раза ниже, при том же уровне качества.

Зависимость китайской экономики от импорта возросла (5 % в 1998 г. и 10 % в 2012 г.), что свидетельствует о достаточно глубокой вовлеченности КНР в мирохозяйственные связи. По объему импорта Китай занимает 16-е место в мире. Доля КНР в мировой торговле за период с 1998 по 2012г г. возросла почти в пять раз, но по-прежнему остается довольно низкой и составляет около 3 %. Следует отметить, что в 1998 г. она составляла лишь 0,75 %.

За счет импорта техники и технологии было обеспечено около 60 % прироста промышленного производства, а на внутренний рынок поступило свыше 8 тыс. наименований новых видов продукции.

Импорт КНР показал рост 34 % в 2010 с 380,55 миллиардами долларов США. Главные пункты для китайского импорта - сырье и источники энергии, как: сырая нефть, первичные пластмассы, металлы, интегральные схемы и электронные компоненты, а также высокотехнологичные производственные линии и комплексы.

Страна занимает первое место в мире по экспорту хлопчатобумажных тканей и натурального шелка. Текстильная промышленность служит важнейшим источником инвалютных доходов КНР. В то же время текстиль - один из наиболее болезненных вопросов в торговых отношениях с промышленно развитыми странами. Опасаясь быстрого роста ввоза изделий китайской текстильной промышленности на свои внутренние рынки, ряд стран потребовал от КНР ограничить их ввоз.

На машиностроительную и электротехническую продукцию приходится не менее 20 % экспорта. К числу экспортных товаров китайского машиностроения относятся металлообрабатывающие станки, судостроительная техника, велосипеды, бытовые электроприборы. Проникновение этих товаров на мировой рынок сдерживается невысоким качеством, возможностями послепродажного обслуживания и пока не выдерживает конкуренции с другими поставщиками этой продукции, среди которых выделяются Тайвань, Южная Корея. Удельный вес продукции машиностроения КНР в мировом экспорте не превышает 0,6 %.

Основными торговыми партнерами Китая являлись Япония, США, страны Западной Европы. На их долю приходится свыше 70 % закупок техники и 90 % технической документации и "ноу-хау". При этом основная часть китайских закупок машин, оборудования за рубежом приходится на долю Японии, что объясняется географической близостью и активной политикой стимулирования экспорта, проводимой японским правительством, которое предоставляет Китаю финансирование закупок на льготных условиях, что помогает тому оплачивать дорогостоящий импорт. На долю Японии приходится в среднем около 50 % китайских закупок машин и оборудования. США лидирует в поставках высокотехнической продукции, самолетов и электронно-вычислительной техники. Особое место среди ведущих партнеров КНР занимал Гонконг.

Лидирующую позицию в ряду торговых партнеров Китая в 2010 занимал Евросоюз. Торговля с ЕС за 12 месяцев увеличилась в объеме на 31,8 %, достигнув 479,71 миллиарда долларов. Второе место занимают США, объем торговли с которыми в 2010 году увеличился на 29,2 %, составив 385,34 миллиарда долларов. Торговля с Японией за год увеличилась на 30,2 %, достигнув показателя в 297,77 миллиарда долларов.

Согласно данным таможни Китая, в 2010 году наблюдался быстрый рост двусторонней торговли с такими странами, как Россия, Индия, Бразилия, Австралия и странами АСЕАН. В частности, торговый оборот с Россией увеличился на 43,1 % в сравнении с показателем 2009 года и достиг 55,45 миллиарда долларов. На сегодняшний день Китай активно вступил во внешнюю торговлю и активно заполняет свободные сектора экономики стран-партнеров по внешней торговле, благодаря дешевой рабочей силе, инвестициям в нематериальные активы и переходя из производителя дешевой и некачественной повседневной продукции в одного из крупнейших производителей высокотехнологичной качественной продукции, конкурируя с такими гигантами как Япония, Южная Корея и США


Внешняя торговля занимает центральное место в системе внешнеэкономических связей Китая. Увеличение иностранного капитала оказывает большое влияние на внешнюю торговлю. На долю совместных предприятий приходится около 30% экспорта и более 40% импорта Китая.

С ростом уровня экономического развития страны меняется роль Китая на мировом рынке и товарная структура внешней торговли. Китай по-прежнему остается крупнейшим экспортером сырья в мире (уголь, черные и цветные металлы, хлопок, шелк и др.). Однако увеличивается доля готовой продукции (более 80% экспорта) и сокращается доля сырья и сельскохозяйственных товаров.

Китай является экспортером трудоемкой продукции (3/4 экспорта), благодаря возможности использования дешевой рабочей силы. Ведущее место в экспорте занимают одежда и текстильные изделия (дешевые, из натурального сырья). Значителен экспорт товаров широкого потребления: игрушки, обувь, спортивные товары. Важное место в структуре экспорта принадлежит машинно-техническому оборудованию (25% стоимости экспорта). Это станки для небольших ремонтных мастерских, швейные машины, а в последнее время и несложная электронная аппаратура (магнитофоны, видео и т.п.).

В импорте Китая преобладает продукция машиностроения (оборудование, станки, электроника), транспортных средств (автомобили, самолеты). Растет ввоз промышленного сырья, полуфабрикатов.

Крупнейшими торговыми партнерами Китая являются Япония, США, ФРГ, Гонконг (Сянган). Причем Сянган является важной реэкспортной базой КНР. Во внешней торговле с развивающимися странами важны связи с государствами Юго-Восточной Азии, где проживает много китайцев.

Быстро развивается торговля с Россией, которая занимает 7-е место среди партнеров Китая (по импорту в 1994 г. - 4-е место вслед за Новой Зеландией, США и ФРГ). В то же время КНР - второй зарубежный торговый партнер России после ФРГ. Наиболее активно взаимная торговля развивается в приграничных областях (на Дальнем Востоке). У России покупают машины, лес и металл, в Россию продают текстиль, одежду, продовольствие.

Структура внешней торговли до образования КНР отражала состояние экономики. Экспортировалась преимущественно продукция сельского хозяйства (соевые бобы, растительные масла, шелк-сырец, хлопок, чай, щетина, скот) и горнодобывающей промышленности (уголь, железная руда, цветные металлы). Импорт состоял на 1/3 из продовольствия (рис, пшеница, мука, рыба), поскольку сельское хозяйство старого Китая не обеспечивало потребностей населения в продуктах питания. В сильнейшей степени Китай зависел от поставок многих видов промышленной продукции: машин и оборудования, металлов, нефтепродуктов, лесоматериалов, хлопка и т. п. Хозяйство приморской зоны с “открытыми” для иностранного капитала портами было ориентировано на международные экономические связи: здесь перерабатывалось импортное сырье и производилась экспортная продукция. Благодаря внешнему фактору уровень развития этого региона был существенно выше, чем внутренних районов страны. В то же время эта территория оказалась оторванной от остальных районов, выключенных не только из международного, но и из внутринационального разделения труда.

После провозглашения КНР, в 50-е годы расширялись внешнеэкономические отношения с СССР и странами Восточной Европы. В 60-70-е годы масштабы внешнеэкономических связей были сравнительно небольшими, но с 80-х годов начали расти темпами, заметно опережающими рост ВВП.

Активное развитие различных форм внешнеэкономических связей Китая в 80-90-е годы обусловлено формированием “открытой экономики”. Включение Китая в мировое хозяйство рассматривается как непременное условие успешного осуществления реформы всей хозяйственной системы.

Внешняя торговля занимает центральное место в системе внешнеэкономических связей. Ее объем составляет около 264 млрд. долл. (в 1995 г.), т. е. около 2,5% мирового внешнеторгового оборота, и выводит Китай на 10-е место в мире по этому показателю (в 1978 г. - лишь 32-е место). За годы реформы (с 1978 г.) среднегодовые темпы прироста внешнеторгового оборота составили 16%, что в 2 раза выше, чем темпы прироста оборота мировой торговли. Однако еще сильно отставание КНР от развитых стран по внешнеторговому обороту в расчете на душу населения.

О том, что внешняя торговля становится важным фактором развития страны, свидетельствует рост “экспортное™” ее хозяйства. По оценкам МБРР, объем экспорта КНР составляет около 16% (1995 г.) стоимости ВВП Китая (в 1980 г. - около 7%), а это превышает аналогичные показатели США и других крупных по территории и численности населения стран мира.

Быстрое развитие внешней торговли связано прежде всего с ее децентрализацией. Если до реформы она была полностью монополизирована государством (экспорт и импорт осуществляли 12 государственных компаний), то в середине 90-х годов внешнюю торговлю ведут более 3600 компаний. Право выхода на внешний рынок есть у отдельных провинций, некоторых крупных предприятий, внешнеэкономических компаний, специальных экономических зон (СЭЗ). Девальвация юаня, способствующая повышению конкурентоспособности китайских товаров на мировом рынке, также оказала благоприятноевоздействие на динамику внешней торговли. Рост внешнеторгового оборота связан и с быстрым развитием с середины 80-х годов такой формы, как беспошлинная переработка импортных материалов, на которую приходится 40% всего экспорта Китая. Ускоренное наращивание импорта во многом стало следствием дефицита средств производства на внутреннем рынке из-за резкого увеличения инвестиций в основные фонды, мероприятий по либерализации режима ввоза ряда товаров. Большое влияние оказывает и увеличение объема иностранногопредпринимательского капитала, которое влечет за собой большие закупки оборудования, а также снижение ставок импортных таможенных пошлин.

Главной чертой динамики структуры экспорта являются увеличение удельного веса готовой продукции и сокращение доли сырьевых товаров. На отовую промышленную продукцию приходится в середине 90-х годов более 80% всего объема экспорта (против 20% в конце 70-х годов), а на продукцию первичной степени обработки - соответственно менее 20% (80% в конце 70-х). На мировом рынке Китай занял нишу экспортера трудоемкой продукции (3/4 всех экспортных товаров). Благодаря относительно более низким сравнительным издержкам из-за возможности использования достаточно дешевой рабочей силы эта китайская продукция наиболее конкурентоспособна на внешнем рынке.

Ведущее место в экспорте занимают одежда и текстильные изделия (около 30% всей стоимости), пользующиеся спросом, главным образом, в результате своей дешевизны и использования натуральных волокон. Экспансия Китая на рынках готовой одежды США и некоторых других стран потребовала введения строгих квот на ввоз этой продукции. Выделяется Китай экспортом и других товаров широкого потребления: игрушек, обуви, галантерейных изделий, спортивных и туристских товаров. Второе место по объемам экспорта занимает группа “машинно-техническое оборудование” (25% стоимости), причем экспорт продукции по этим статьям растет опережающими темпами. Все большей известностью на мировом рынке пользуется массовая сравнительно несложная продукция электронной промышленности Китая: магнитофоны, видеомагнитофоны и т. п.

Сокращение удельного веса сырья в структуре китайского экспорта определяется в первую очередь ростом его себестоимости и увеличением спроса на внутреннем рынке на такие виды продукции, как нефть, уголь, черные и цветные металлы, цемент, шелк-сырец. Тем не менее Китай по-прежнему остается их традиционным экспортером.

В импорте КНР выделяются закупки машинно-технической и электронной продукции, транспортных средств (всего около половины стоимости), что связано с потребностями растущей экономики. Китай активно закупает автомобили, самолеты, текстильное оборудование, металлообрабатывающие станки. Вследствие опережающего развития производства наиболее рентабельных видов продукции внутреннее производство не обеспечивает потребностей в сырье и материалах. Растет ввоз в страну промышленного сырья, полуфабрикатов, проката черных металлов, нефти и нефтепродуктов, железной руды. Важной статьей импорта остаются необходимые для повышения эффективности китайского сельскогохозяйства минеральные удобрения и пестициды, хотя объемы их ввоза сокращаются.

География внешней торговли КНР отличается высоким уровнем ее концентрации. Китай торгует более чем со 180 странами, но половина внешнеторгового оборота приходится на трех партнеров: Японию, Сянган и США (соответственно 20, 16 и 14%). Большую роль в распределении экспорта и импорта играет фактор близости торгового партнера: внешнеторговый оборот со странами - соседями первого порядка, включая тех, с которыми КНР связывают удобныеморские пути, составляет преобладающую часть. В целом за годы реформ у Китая сложились определенные группы торговых партнеров, на которых приходится более 2/3 взаимной торговли. Это страны АТР (Япония, Сянган, Тайвань, Республика Корея, Сингапур), США, страны ЕС (главным образом ФРГ) и Россия.

Крупнейший торговый партнер КНР - Япония, причем ввоз японской продукции в страну существенно превышает вывоз из КНР. Из Японии ввозятся прокат и сталь, машины и оборудование. Особенно велика роль импорта бытовой электротехники, автомобилей и электроники. Основу экспорта КНР в Японию составляет топливо (нефть и уголь), значительно меньшая доля приходится на продукты питания, ткани, одежду.

Выгодна для КНР торговля с Сянганом и Аомынем. Торговый баланс с Сянганом, начиная с 1952 г., всегда имел положительное сальдо. Китай вывозит туда преимущественно текстиль и одежду, продукты питания, а также такой специфический продукт, как питьевая вода. Ввозятся машины и транспортное оборудование, электроника и средства связи. Существенна роль Сянгана как реэкспортной базы КНР.

Удельный вес третьего по значению торгового партнера КНР - США - снижается, что связано с постоянным пересмотром конгрессом США режима наибольшего благоприятствования (из-за “нарушений в Китае прав человека”). В торговле с ними Китай имеет положительное сальдо, так как успешно конкурирует с товарами широкого потребления из других стран на американском рынке.

Особое место во внешней торговле Китая занимает Россия, товарооборот с которой в последнее десятилетие рос очень высокими темпами. Взаимный товарооборот в 1995 г. 5,5 млрд. долл. Россия занимает 7-е место среди партнеров Китая, в то же время КНР - второй торговый партнер России после ФРГ. Спецификой взаимных связей КНР и России является высокий удельный вес приграничной торговли, в которую наиболее активно втянуты Амурская область. Приморский край (РФ) и провинция Хэйлунцзян (КНР). В структуре китайского экспорта преобладают текстильные изделия, одежда и продовольствие, а в структуре импорта - машины, леси металл.

Перспективы развития внешней торговли Китая связаны с вступлением его в ГАТТ, что обусловит низкие пошлины на экспорт и импорт продукции. По оценкам, к концу 90-х годов внешнеторговый оборот КНР составит до 400 млрд. долл.

Самой динамичной формой внешнеэкономических связей с начала 90-х годов является привлечение иностранных инвестиций, по объему которых (38 млрд. долл.) Китай занимал второе место в мире. К началу 1996 г. в стране было зарегистрировано почти 200 тыс. предприятий с участием иностранного капитала с общим объемом заявленных капиталовложений около 390 млрд. долл. Реально функционирует свыше 50 тыс. совместных предприятий с общим числом занятых более 5 млн. человек и капиталом в 135 млрд. долл. Совместные предприятия играют важную роль во внешней торговле: на них приходится около 30% экспорта и более 40% импорта, однако в промышленном производстве их доля пока невелика (лишь 12% в 1995 г.). Совместные предприятия создаются в разных сферах экономики: материальном производстве, инфраструктуре, торговле, гостиничном хозяйстве и т. д., причем круг их становится все более широким. Акцент в китайской политике по привлечению иностранного капитала постепенно перемещается с территориального на отраслевой, предусматривающий поощрение предприятий высоких технологий, приоритетных с точки зрения национальной экономики отраслей.

Среди инвесторов из 117 стран и регионов мира ведущее место занимают вкладчики из Сянгана (более половины всех прямых иностранных инвестиций в 1995 г.), Тайваня (около 10%), а также Японии, США и Сингапура. Основная часть всех инвестиций концентрируется в приморских районах страны - более 80%, причем его подавляющая часть - в провинции Гуандун, городах центрального подчинения Шанхае и Пекине.

В середине 90-х годов активизировалось инвестирование Китая за рубежом. Первой китайской транснациональной корпорацией стал металлургический комбинат “Шоуган”, имеющий филиалы в 15 странах мира. Всего, по официальным данным, насчитывается около 5 тыс. предприятий с участием китайского капитала за рубежом.

Китай широко привлекает иностранные правительственные займы, большая часть которых направляется на строительство крупных и средних объектов в области транспорта, энергетики, добыт и переработки сырья, лесного и водного хозяйства. Среди основных стран-кредиторов - Япония, ФРГ, Великобритания и др.

В КНР сформирована целая система открытых территорий, отличающихся по степени открытости, особенностям налогового режима, территориальному охвату. Эти территории созданы для стимулирования притока капитала из-за рубежа и отличаются льготным налоговым режимом. Наибольший уровень открытости характерен для 5 “специальных экономических зон”: Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу (все в провинции Гуандун), Сямэнь (провинция Фуцзянь) и провинция Хайнань. Первые были образованы в 1980 г., последняя - в 1988 г. Все они представляют собой замкнутые ареалы, относительно лучше обеспеченные инфраструктурой. Иностранные компании и совместные предприятия могут свободно, без уплаты пошлины ввозить туда промышленное сырье и полуфабрикаты, а после обработки беспрепятственно вывозить готовую продукцию на внешние рынки. Подоходный налог для иностранных предпринимателей составляет всего 5%.

Быстро наращивается экономический потенциал новой зоны развития Пудун в Шанхае (образована в 1990 г.), имеющей большое значение для стимулирования развития Шанхайского экономического района. Основные торговые партнеры зоны - Япония, США, страны ЕС, Сянган.

В открытую систему также входят образованные в 1984 г. 14 открытых приморских городов, более 30 районов технико-экономического развития как в этих, так и в городах внутренних районов страны, 27 зон развития высоких технологий, созданных во внутренних провинциях в 1988-1991 гг., 3 района тайванских инвестиций в провинции Фуцзянь, 5 районов приграничного экономического сотрудничества в провинциях Северо-Восточного Китая и в автономном районе Внутренняя Монголия (все они были созданы в 1992 г.).

Среди образованных ранее (в 1985-1988 гг.) в приморской полосе - 7 открытых приморских экономических районов, включающих 41 город провинциального подчинения и 218 уездов и мелких городов.

В течение 1992-1993 гг. структура открытых районов пополнилась 5 открытыми городами вдоль р. Янцзы, 13 открытыми приграничными городами и уездами, а также 18 открытыми внутренними центрами провинций и автономных районов. Таким образом, сложилась многоуровневая открытая система: приморская полоса открытых районов, СЭЗ, открытых городов, районов тайванских инвестиций - полоса открытых районов и городов вдоль р. Янцзы - приграничная полоса районов экономического сотрудничества и открытых городов и уездов - открытые внутренние центры и зоны развития высоких технологий. Эта система характеризует диффузию внешней открытости с юга на север, с востока на запад, из приморских вовнутренние районы страны.

Большое значение для экономики Китая имеет рынок туристских услуг. Достопримечательности Пекина и Сиани, Шанхая и Гуанчжоу, Великая стена и храмовые комплексы, обилие сохранившихся и заботливо поддерживаемых памятников одной из древнейших цивилизаций Земли (но не только это) и достаточно необычная жизнь современного Китая - все это притягивает неуклонно растущий поток иностранных туристов.



В данном эссе я хочу кратко рассмотреть ситуацию, складывающуюся в рамках отношений Китая с остальным миром. Я специально выбрал в качестве предмета ту тему, которой я не посвящал долгих исследований, но по которой у меня накопилось достаточное количество материала и сведений, кои я попытаюсь привести в единую систему. Источником для моих знаний о Китае, копившихся уже несколько лет, послужили многочисленные аналитические политологические статьи, новости от всякого рода медийных изданий, книги, в которых хоть и не по профилю, и не всеобъемлющи, но затрагивались проблемы Китая, а также некоторые официальные документы (к примеру, военная доктрина).

Исходя из специфики дисциплины, начать, следует, с последних мировых событий, которые определяют мировую конъюнктуру отношений. Таковым является мировой финансовый кризис, который без преувеличения, повлиял на развитие большинства стран планеты, и на их отношения между собой. Эту данность я возьму за начальный порядок проистечения мысли. Китай - это третья в мире экономика по уровню производства ВВП. (А если учитывать ВВП по уровню покупательной способности, то он находится на втором месте после США). Тем не менее, Китай относится к группе развивающихся стран, что позволяет ему пользоваться различными привилегиями в международной торговле. Экономика КНР очень сильно ориентирована на экспорт товаров широкого потребления, и мировой финансовый кризис довольно чувствительно сказался на ней, так как произошло падение покупательной способности на рынках сбыта в мировом масштабе. Соответственно произошло сокращение темпов роста ВВП, а безработица начала расти. Безработица же для громадного Китая является источником социальной напряженности, что неблагоприятно складывается на настроениях в обществе. Состояние социальной сферы в Китае таково, что достаточно малой искры для начала народных бунтов в некоторых регионах страны. Тем более это усугубляется межэтническими противоречиями, чему подтверждением являются народные стычки, произошедшие в июле этого года в городе Урумчи. Для того чтобы занять как можно большее число людей, тем более во время кризиса, партия приняла решение увеличить работу по инфраструктурным проектам, стоимость которых составит до 600 млрд. долларов. Это поможет не только занять огромное количество рабочей силы, но и притянуть к инфраструктурным проектам другие сферы экономики. Это, в свою очередь, вызовет увеличение спроса на потребляемую энергию и энергоносители, нужды в которых постоянно возрастают. Китай является вторым в мире потребителем нефти после США. Доля импортируемой нефти находится примерно в районе 40%. Еще больший спрос Китая на нефть при том, что разработка собственных месторождений не будет удовлетворять в ближайшее время и половины потребностей Китая, будет существенно влиять на мировые цены на нефть. Недавняя дешевая нефть очень положительно сказалась на экономике Китая, что подталкивало рост ВВП. США, сильно зависящие от импорта нефти, также обеспокоены вокруг ситуации с ценами на нефть, тем более что Китай начинает с ними конкуренцию за источники потребления нефти. Выражается это в том, что Китай начал активную борьбу за Африку, для того чтобы диверсифицировать источники импорта полезных ископаемых (главное нефти).

Политика энергобезопасности Китая, тем самым, выразилась в его широкомасштабной экспансии в Африку. Пока эта экспансия выражается в экономике, но скоро, возможно, Китай начнет подкреплять ее и политическими обязательствами и требованиями. Китай активно инвестирует в экономическо-хозяйственный комплекс стран Африки, которые являются для него поставщиком ценных ресурсов. Китай не только развивает промышленную добывающую инфраструктуру, но и помогает этим странам в развитии сельского хозяйства, социальной сферы. Это помогает китайским компаниям упрочивать свое положение в Африке. Также Китай снижает или отменяет пошлины для многих групп товаров из Африки, что сказывается на развитии некоторых отраслей в экономике африканских стран. Но при всем этом, Китай сдерживает их развитие, заваливая их рынок дешевым ширпотребом и промышленными товарами не способными конкурировать на мировом рынке. Китай старается получать из Африки только сырье, и ни как не способствует развитию перерабатывающей промышленности в этом регионе, зато развивает свою промышленность. И начав такую политику сравнительно недавно, Китай обогнал в этом США. Объем торговли США и Африки составляет более 80 млрд. долларов в год, объем торговли Китая с Африкой - более 100 млрд. долларов. Естественно, абсолютно большая часть этих объемов приходится на торговлю полезными ископаемыми. Таким образом, внутренние потребности Китая вынуждают его искать, как рынки сбыта, так и источники ресурсов в мире, что неизбежно приводит к столкновению его с другими странами (США, Евросоюзом, Индией, Японией, Россией). Как мне кажется, это и будет основным импульсом для главного содержания дальнейшей международной политики.

Отсюда следует, что мировой экономический кризис оказывает противоречивое влияние. С одной стороны увеличивается безработица из-за падения уровня потребления в мире, но с другой стороны растет ВВП Китая. Причем растет на 8% в год, в то время как во всех остальных странах он упал и кое-где только начинает восстанавливаться. Китай фактически стал монополистом роста ВВП. Это обеспечивается за счет мер по стимулированию внутреннего потребления, снижаются налоги для предприятий, а также продолжается улучшение инвестиционного климата. Рост инвестиций в экономику Китая увеличился на 7 млрд. долларов в ноябре 2009 года, по сравнению с тем же периодом 2008 года. Специфика китайской экономики такова, что она должна все время расти, причем не менее, чем на 7% в год, но и не более, чем на 10% в год. Такой коридор обусловлен тем, что при росте менее 7% будет возрастать безработица, а при росте более 10% наступает, так называемый, перегрев экономики, когда будет расти инфляция, перепроизводство товаров. Исходя из этого, неизбежно будет только возрастать китайская экспансия в мире - пока экономическая, и не только в рамках реального сектора (производства и торговли), но и в финансовом. Можно сказать, что Китай купил почти «контрольный пакет акций США». США выпустили долгосрочных государственных облигаций почти на 4 трлн. долларов и более половины их держателей - это иностранные инвесторы, среди которых абсолютное лидерство держит Китай. Таким образом, Китай является главным кредитором американской экономики. США же уже, в свою очередь, не могут поддерживать на прежнем уровне импорт китайского ширпотреба, что подвигло Китай на начало проведения масштабных мер по переориентации с внешнего рынка на внутренний, для чего Китай начал активное стимулирование внутреннего спроса. И не смотря на кризис, Китаю это удается благодаря крупному расширению потребительского кредитования населения. В итоге - у всех ВВП падает, а у Китая растет. Так что теперь Америка, возможно, больше зависит от Китая, чем он от нее, ведь Китай является для нее столь необходимым сейчас источником финансовой стабилизации.

На фоне этого в ноябре сего года в Китай с четырехдневным визитом прилетал президент Обама. О важности этой встречи говорит ее срок - 4 дня. В такие турне в одну страну американские президенты еще не ездили. Данная встреча показала, что Китай является ни чуть не менее полноправным игроком, нежели США, а то и отчасти одерживает лидерство. Прежняя риторика в отношениях Китая и США при президенте Буше младшем кардинально сменилась. Если Буш мог позволить делать заявления о возможности бойкотирования олимпиады в Китае, то Обама был подчеркнуто лоялен, делал уступки, и не позволял себе вмешиваться во внутренние дела Китая. Главной темой в переговорах был мировой экономический кризис. США предлагали Китаю ревальвировать юань, либерализовать его внутренний курс, прекратить демпинговать на мировом рынке. Китай же потребовал от США отказаться от протекционистских барьеров. В частности, недавно разразился скандал с китайскими шинами, на которые американцы установили высокие ввозные пошлины. Китай же вступил в ВТО как раз для того, чтобы избегать таких ситуаций, но американцы, несмотря на это, повышают пошлины. Американцы требуют от Китая укрепить юань, так как дешевый юань дает торговые преимущества Китаю и ставит его в более выгодное положение. У Китая такая система, что существуют как бы два юаня - внутренний и внешний. Они между собой мало связанны. Внутренний - направлен на стимулирование спроса в рамках страны, на поддержание социальных нужд. Внешний - рассчитан на ведение международной торговли. Он тоже дешевый, что дает Китаю преимущество: Китай сажает на потребление своих дешевых товаров американцев, что помогает ему накапливать гигантский долларовый резерв (приблизительно 2 трлн. долларов - первое место в мире). На эти деньги Китай возводит объекты инфраструктуры, скупает природные ресурсы (в особенности из Африки), скупает собственность по всему миру, государственные облигации США. Так что главной переговорной темой Обамы и Ху Цзиньтао была экономика, в рамках которой взаимозависимость Китая и США становится непропорциональной не в пользу США. Все это сказалось и во внешнеполитической сфере. Обама не позволил себе говорить о самоопределении Тайваня и признал целостность Китая, не стал касаться проблемы Тибета, а также не давил на Китай в области соблюдения прав человека. А за месяц до визита в Китай, Обама не стал встречаться с Далай-ламой, который прилетал в США. Обаме пришлось признать право страны на самоопределение в рамках национальных особенностей. Так, он объяснил, что всякая цензура, конечно, есть зло, но в то же время у каждой страны свои традиции, фактически признав право на существование китайской цензуры. Согласие было достигнуто только по ядерной проблеме КНДР. И Китай и США против того, чтобы КНДР обладала оружием массового поражения. А вот по иранской ядерной проблеме, Пекин дал понять Вашингтону, что не поддержит в ООН возможное введение санкций против Ирана. Можно сказать, что данная встреча вполне показала отсутствие у США рычагов давления на Китай, да и вообще, что Китай ни в чем не уступает США, а более того занимает несколько опережающую позицию.

Збигнев Бжезинский выдвинул концепцию «большой двойки», в рамках которой у США нет иного мощного потенциального союзника, чем Китай. И эти две страны должны разделить сферы влияния в мире и строить новый порядок сил на основе взаимодействия между собой. Бжезинский основывал свою концепцию исходя из концепции Китая «мирного возвышения», в которой говорится, что «Китай переходит к пропаганде гармоничного общества и устойчивого развития, создает образ сильной миролюбивой страны, готовой делиться своим процветанием с другими». Но насколько можно судить, эта концепция является пропагандой, которая направлена на успокоение мира. И Китаю неизбежно придется расширять свою экспансию, чтобы не то что развиваться, а поддерживать существующий уровень развития. И как мне кажется, Китай не согласился на концепцию Бжезинского, что продемонстрировала недавняя встреча Обамы и Ху Цзиньтао. Китай согласен на то, что он будет самостоятельной страной, не нуждающейся ни в чьем союзе.

В подтверждение этому Китай проводит жесткую внутреннюю политику (малейшие мятежи жестко подавляет), активно осуществляет свою экономическую экспансию в мире, решает проблему Тайваня, ведет соперничество с Индией, подчиняет своему влиянию Россию, Африку, на равных ведет диалог с США. Китай интенсивно, помимо экономической и политической, проводит политику в финансовой сфере, например, он добился расширения квот во Всемирном Банке и в МВФ для развивающихся стран, к коим он относит себя одним из первых. Что касается проблемы Тайваня, то Китай при помощи все тех же экономических рычагов пытается интегрировать Тайвань в свою экономику, что у него успешно получается - экономическая интеграция находится на высоком уровне. Очень активно развивается транспортное сообщение (морское и авиационное). Происходит интенсификация политических контактов. Все это многократно усиливается победой на президентских и парламентских выборах в Тайване социалистической партии, которая считает Тайвань китайской территорией. Что касается взаимоотношений с Индией, то они сглаживаются благодаря торговле, но остаются напряженными. Китай поссорился с Индией, когда она предоставила убежище Далай-ламе. Сейчас соперничество проявляется в борьбе за Индийский океан. Индия строит крупную военную базу на Мальдивах, Китай же строит крупные порты в Бирме, на Шри-Ланке и Пакистане, в которых смогут базироваться китайские военные суда. Китай подозревает, что сотрудничество Индии с США в ядерной сфере направлено против него. А в целом борьба за Индийский океан является необходимой в рамках борьбы за Африку. Индия также пытается вклиниться в процесс деления африканских источников поставки полезных ископаемых.

Отдельной темой является взаимоотношения Китая с Россией. Тема настолько объемная, что охватить даже в кратком виде в рамках данной работы не представляется возможным, потому я опишу только последние события. В сентябре сего года была одобрена программа сотрудничества на 2009-2018 года между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири России и северо-востока КНР. Главы стран подписали ее в Нью-Йорке, а в октябре председатель правительства России, находясь с визитом в Китае, обговаривал аспекты сотрудничества в рамках этой программы. На мой взгляд, данная программа является глубокой ошибкой российских властей. В соответствии с программой, предполагается совместная разработка месторождений широкого спектра полезных ископаемых на территории России и вывоз их в Китай. В Китае же будет происходить развитие глубокой обрабатывающей промышленности. Сотрудничество будет проходить по схеме «наше сырье - ваши технологии». Объясняется это тем, что в Сибири и на Дальнем Востоке нет условий для создания перерабатывающей промышленности и внедрения высоких технологий, так как отсутствуют трудовые ресурсы, а также необходимая инфраструктура. В разработке месторождений будут участвовать китайские рабочие, для которых будут построены целые городки. Будет налажено транспортное сообщение: Китай со своей территории построит автомагистрали к перерабатывающим предприятиям на территории России, будут организованы авиарейсы, например, Далянь - Хабаровск, Далянь - Иркутск и так далее. Как мне кажется, при наличии тенденции становления России сырьевым придатком Китая, становится опасным такое сотрудничество, ведь оно не может быть равноправным, когда в Китае во втором квартале 2009 года ВВП вырос на 8%, а в России упал на 10%. Сокращение численности российского населения в Сибири и на Дальнем Востоке на фоне увеличивающейся китайской миграции рабочих, может привести к значительным перекосам в этнической структуре населения не в пользу России. Если программа будет реализована в полной мере, то это, по моему мнению, приведет к тому, что экономика Дальнего Востока будет прочно интегрирована в экономику Китая, причем на реальной основе функционирования территориально-производственных комплексов. Фактически, Дальний Восток перейдет под контроль Китая, и разрывать связи в случае конфликтов, будет чревато для дальневосточной экономики, которая будет полностью завязана на Китай. Китайское население на Дальнем Востоке превысит коренное, транспортное сообщение будет лучше развито с Китаем, нежели с европейской частью России, а главное - хозяйственно-экономический комплекс будет полностью интегрирован в китайскую экономику. Таковы перспективы сотрудничества Китая с Россией, еще раз свидетельствующие о растущей мощи Китая, описанной выше.

Китай, несмотря на концепцию «мирного возвышения» и другие подобные документы продолжает неуклонно наращивать мощь своих вооруженных сил. Рост расходов на ВС приблизительно в три раза превышает рост ВВП. Китай проводит регулярные широкомасштабные учения всех родов войск. Китай разработал программу освоения космоса. Происходит наращивание ядерного потенциала. На этом фоне в мире между ядерными державами проходят переговоры по сокращению ядерных сил. И если (помимо и в независимости от основных стран США и России) Британия и Франция согласятся сократить свои мизерные запасы боеголовок, то тогда Китаю придется предпринимать аналогичные шаги, так как на фоне потенциалов этих стран, ядерные силы Китая - огромны. Если же Китай откажется от таких мер, то тогда это пойдет в разрез с программой «мирного возвышения», что будет непонятно мировому сообществу. В военной доктрине Китая есть концепция «стратегических границ и жизненного пространства». В соответствии с ней признается, что растущее население Китая, а также сокращение ресурсов с неизбежностью вызывает естественные потребности в расширении пространства, для того чтобы обеспечить нормальное функционирование жизни государства. Жизненное пространство - это собственно территория государства, а стратегические границы определяются комплексной мощью государства, его влиянием. И возможные боевые действия должны переноситься в зону стратегических границ. А поводом для военных действий могут стать «сложности на пути обеспечения законных прав и интересов Китая в АТР».

Таким образом, выкладки из военной доктрины подтверждают то, что я описывал в начале работы. Получается, что Китай придерживается программы действий, которая целостно определяет синхронное развитие всех сфер в государстве. Экономические, политические устремления нацелены на укрепление мощи государства во внешней сфере, для создания условий для процветания китайского народа, и все это подкреплено соответствующей доктриной вооруженных сил.

Резюмируя, надо сказать, что Китай имеет большой клубок внутренних проблем. К таковым относятся перекосы в экономике и социальной сфере - высокотехнологичные производства соседствуют с отсталым аграрным производством, развивающимся экстенсивным способом. Развитое и обеспеченное население городов соседствует с огромными массами сельской нищеты. На фоне этого идет положительный демографический прирост, который не возможно обеспечивать соответствующими ресурсами в силу ограниченных возможностей природной среды территории Китая. С ростом промышленного производства эта самая природная среда погружается в состояние масштабной экологической катастрофы. В силу размеров Китая, его населения, его экономики и степени взаимодействия с миром - проблемы Китая неизбежно становятся проблемами всего мира. Китай стал моделью, демонстрирующей возможности роста и его пределы. В этой связи становится актуальным мальтузианство, которое рассматривало такую модель для всей планеты. Китай же является показательным примером того, что ждет человечество в будущем. А пока, исходя из всего этого, можно заключить, что чтобы поддерживать существующий уровень развития, а тем более прогрессировать дальше, Китаю жизненно необходима экспансия. Он ее начал, но пока экономическую. Она будет продолжаться до тех пор, пока будет существовать сложившаяся система международных экономических отношений. С ее возможным крахом или глубоким кризисом, Китай не сможет долго развиваться в изолированном состоянии, и тогда остро назреет необходимость в широкомасштабной территориальной экспансии.

Китай - социалистическая страна с плановой экономикой. Тем не менее иностранных инвесторов это не смущает. Политическая и экономическая системы КНР стабильны и приток иностранных капиталов с каждым годом растет. С 1980 по 1998 гг. приток иностранных капиталов вырос почти в 4 раза. На середину 1998 г. в Поднебесной числилось более 314,5 тыс. предприятий с участием иностранного капитала. Контрактный объем инвестиций - 545, 37 млрд. долл.6

Главными прямыми инвесторами в экономику Китая выступают Тайвань, Сянган, Аомэнь и Сингапур, т. е. страны, где больше всего проживает китайцев. Предприниматели Тайваня,

[Гонконга, Аомэня, Сингапура - главные инвесторы в экономику Китая. Их вклад составляет 60-80% суммы всех вкладов деловых кругов всех остальных стран мира.

В последние годы Тайвань превратился во второго после Гонконга инвестора в экономику КНР, а после включения Гонконга геополитическую систему Китая - в инвестора номер один.

Бурно растет китайский экспорт: примерно на 25-30% ежегодно. Если в 1979 г. во внешней торговле формировалось менее 10% ВНП страны, в 1993 - почти 36%, то в 1998 г. (на июль) - .более 45%7. В первом полугодии 1998 г. общий объем внешнего товарооборота КНР достиг 151,4 млрд. долл.: экспорт составил 87, а импорт - 64,4 млрд. долл. В связи с кризисом в Юго-Восточной Азии Китай активно осваивал рынки в Европе,- Африке, Латинской Америке. Экспорт КНР в ЕС в 1998 г. возрос на 25,5:, в США - на 18,1%, в Африку - на 44,7%, Латинскую Америку - на 38,1% и т.д.3

Китай, как и Япония, имеет в торговле с США положительное сальдо (более 30 млрд. долл. в год) и по его размерам занимает второе место после Японии.

Любая геополитическая напряженность между Китаем и США будет способствовать усилению японо-китайских связей, усилению японского капитала АТР. Эта угроза способствует объединению стратегических интересов США и Китая. Кроме экономических интересов на сближение двух стран «работает» историческая память китайцев и американцев - память о преступлениях японцев накануне и в годы Второй мировой войны.

Связи Японии и Китая стали завязываться в 60-е годы, во время «холодной» и особенно «горячей войны» между СССР и Китаем (бои на острове Даманском), Китаем и Вьетнамом. Япония выступает преимущественно в качестве кредитора, и сейчас является главным торговым партнером Китая, который является чаще всего покупателем японской техники, технологии и товаров. Безусловно, Япония стремится сдержать наращивание китайского технико-технологического и экспортного потенциала, не пуская соседа на традиционные рынки сбыта своей продукции. Обострились японо-китайские экономические, торговые отношения во второй половине 90-х годов конца XX в.: островное государство испытывает депрессию, ежегодный прирост ВВП в Японии не превышает 2%, а китайская экономика, несмотря на жесточайший финансово-экономический кризис в странах АТР, давала и дает прирост ВВП по 10-8% в год9.

Поэтому хотя КНР и Япония заинтересованы в развитии двусторонних экономических и торговых связей, но в то же время выступают как конкуренты на рынках стран АТР, АСЕАН, США, Африки, Европы и т.д.

Увеличивают продажу своих товаров в Китае Англия, Германия, Франция и Италия. Но в последние годы они стали больше уделять внимания росту прямых капиталовложений в экономику этой страны.

Для отношений КНР со странами АСЕАН и «четырьмя малыми драконами» характерны процессы конкуренции, притяжения и отталкивания. Тем не менее в отношениях с «малыми драконами» главной линией является становление экономической и производственной кооперации. В отношении стран АСЕАН превалирует конкуренция. Страны АСЕАН опасаются военной угрозы со стороны Китая. По оценкам западных специалистов, на Тайване разработана долгосрочная программа, предусматривающая превращение его в азиатско-тихоокеанский региональный экономический центр, способный занять центральное место в АТР и даже в мире. Тайвань намерены сделать операционной базой инвестиционной и предпринимательской деятельности местных и иностранных компаний. Кроме того он, по замыслу разработчиков программы, должен стать центром обрабатывающей промышленности, финансовой, телекоммуникационной и транспортной активности в АТР, т. е. превратиться в лидера в развитии региональной экономической интеграции10.

В Китае тоже имеется аналогичный план - «план Пудун». Он предполагает формирование в районе Шанхая гигантского (с охватом в 100 млн. человек) международного промышленного, финансового, торгового, транспортного и культурного центра, способного занять лидирующую роль в АТР11. На этом вопросе мы останавливаемся потому, что в XXI в, вероятнее всего произойдет объединение двух Китаев в один и тогда он превратится в: самую мощную финансово-экономическую империю



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: