Нина Черепанова
Консультация для молодых специалистов дошкольного учреждения по ФЭМП
для выступления на методическом объединении для педагогов Завьяловского района по направлению «Познавательное развитие»
Н. Л. Черепанова Ст. воспитатель МАДОУ «Црр – Октябрьский д/с»
Теоретические основы формирования и развития математических представлений у дошкольников
Слайд 3 Детский сад – первая и очень ответственная ступень общей системы образования. Перед педагогами дошкольных учреждений и учеными в настоящее время стоит общая задача – совершенствование всей воспитательно-образовательной работы и улучшение подготовки детей к обучению в школе.
Слайд Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место.
Это вызвано целым радом причин : обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.
Преследуется главная цель : вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.
Слайд Формирование элементарных математических представлений - это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель – не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей
Слайд Какие же общедидактические принципы лежат в основе методики обучения ФЭМП ?
Слайд В основе методики обучения математическим знаниям лежат обще-дидактические принципы : систематичность, последовательность, постепенность, индивидуальный подход, научность, доступность, коррекционная направленность, непрерывное повторение материала.
Слайд С точки зрения Л. С. Выготского, понятие «математическое развитие дошкольников » является довольно сложным, комплексным и многоаспектным и состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий.
Слайд Из скольких разделов по ФЭМП состоит программа каждой возрастной группы?
Работа педагога должна обеспечивать усвоение детьми обобщенных, систематизированных знаний по всем разделам в объеме программы :
1 Количество и счет, 2 Величина, 3 Форма, 4 Ориентировка в пространстве, 5 Ориентировка во времени.
Слайд (Экспериментирование) Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений, связанных с ними логических операций.
В математической подготовке предусмотренной программой, большое внимание уделяется операциям с наглядным материалом, проведению измерений с помощью условных мерок, определению объема жидких и сыпучих тел, развитию глазомера ребят, их представлений о геометрических фигурах, о времени, формированию понимания пространственных отношений.
Слайд При организации детского экспериментирования стоит новая задача : показать детям различные возможности инструментов, помогающих познавать мир, например микроскопа.
Требуется довольно много материалов для детского экспериментирования, поэтому, если позволяют условия, желательно в детском саду для старших дошкольников выделить отдельную комнату для экспериментов с использованием технических средств
Слайд На занятиях по математике воспитатель осуществляет не только образовательные задачи, но и решает воспитательные. Педагог знакомит дошкольников с правилами поведения, воспитывает у них старательность, организованность, привычку к точности, сдержанность, настойчивость, целеустремленность, активное отношение к собственной деятельности.
Слайд Перечислите методы и приемы используемые на занятиях по ФЭМП
На занятиях по математике воспитатели используют различные методы (словесный, наглядный, практический, игровой) и
приемы (рассказ, беседа, описание, указание и объяснение, вопросы детям, ответы детей, образец, показ реальных предметов, картин, дидактические игры и упражнения, подвижные игры).
Современные требования к отбору содержания, средств, методов и приемов, стимулирующих активность и направленных на развитие детской самостоятельности им инициативности.
Слайд Большое место в работе с детьми всех возрастных групп занимают методы развивающего обучения. Это и систематизация предлагаемых им знаний, использование наглядных средств
Слайд Если педагоги сами подбирают наглядный материал, им при этом следует строго соблюдать требования, вытекающие из задач обучения и особенностей возраста детей. Эти требования следующие :
Достаточное количество предметов, используемых на занятии;
Разнообразие предметов по размерам (большие и маленькие) ;
Обыгрывание с детьми всех видов наглядности до занятия в разные отрезки времени, с тем, чтобы на занятии их привлекала только математическая сторона, а не игровая (при обыгрывании игрового материала нужно указать ребятам его назначение);
Динамичность ребята действуют с предложенном им предметом в соответствии с заданиями воспитателя, поэтому предмет должен быть прочным, устойчивым, чтобы его можно было переставить, перенести с места на место, взять в руки;
Художественное оформление.
Наглядный материал должен привлекать детей эстетически. Красивые пособия вызывают у ребят желание заниматься с ними, способствуют организованному проведению занятий и хорошему усвоению материала.
Слайд Повышение детской самостоятельности и познавательных интересов определяет более широкое применение в группе познавательной литературы (детских энциклопедий, рабочих тетрадей.
Наряду с художественной литературой в книжном уголке должна быть представлена справочная, познавательная литература, общие и тематические энциклопедии для дошкольников .
Воспитатель показывает детям, как из книги можно получить ответы на самые сложные и интересные вопросы. Хорошо иллюстрированная книга становится источником новых интересов дошкольника
Слайд Обучение математике в детском саду основывается на конкретных образах и представлениях. Эти конкретные представления подготавливают фундамент для формирования на их основе математических понятий.
Без обогащения чувственного познавательного опыта невозможно полноценное владение математическими знаниями и умениями
Слайд Математические способности относятся к познавательным (32) и тесно взаимосвязаны с познавательными процессами : сенсорными и интеллектуальными.
Сенсорные способности обусловливают непосредственное восприятие окружающего мира.
Интеллектуальные - обусловливают его осмысление.
Слайд Фото В основе сенсорных познавательных способностей лежит такой познавательный процесс, как восприятие, а в основе интеллектуальных познавательных способностей – мышление.
При этом остальные познавательные процессы (внимание, память, воображение) выступают в этой иерархии как условия активной и успешной реализации как первых, так и вторых.
Слайд Формы организации детской деятельности по развитию математических представлений
Коллективные формы :
Математический утренник,
Праздники, развлечения,
Викторина
Встречи с интересными людьми,
Экскурсии;
Индивидуальные формы :
Гувернёрство,
Репетиторство;
Индивидуально-групповые :
Кружковая работа,
Дифференцированное обучение,
Сюжетно-ролевые игры
Оформление выставок и т. д.
Слайд В ходе совместной математической деятельности педагога с детьми
оказывается помощь и педагогическая поддержка детям, плохо усваивающим математический материал, а также детям, проявляющим повышенный интерес к математике;
используются дидактические игры, компьютерные игры, коллекционирование, сюжетно-дидактические игры, экспериментирование и проектная деятельность.
В ходе самостоятельной деятельности дети занимаются в интеллектуально-математической среде, созданной в группе;
педагог наполняет среду играми и игровыми материалами в соответствии с запросами детей;
педагог создает условия для самостоятельного экспериментирования и развития познавательно- исследовательской деятельности детей.
Слайд Заключение
Мастерство воспитателя возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы ребенка в процессе его развития состоит из умения сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности - разнообразными, творческими, продуктивными.
Пусть дети не видят, что их чему-то обучают. Пусть думают, что они только играют. Но незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники считают , складывают, вычитают, более того – решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции. Это детям интересно потому, что они любят играть.
Использованные информационные ресурсы
Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников : Вопросы теории и практики : Курс лекций для студ. дошк . факультетов высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 400с.
Щербакова Е. Н. Теория и методика математического развития дошкольников . – М.: Издательство Московского психолого- социального института; Воронеж : Издательство НПО «МОДЭК» , - 2005.-392с.
В. Ф. ПЕТРОВА Методика математического образования детей дошкольного возраста
http://rudocs.exdat.com/docs/index-9473.html?page=2
http://madan.org.il/node/5476 h
ttp://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%
Бытует мнение, что за последние годы престиж педагогических профессий стал ниже, в основном штате образовательных организаций преобладают возрастные педагоги с большим стажем работы в системе образования. Молодые кадры приходят в детские сады и школы неохотно, многие через год-два уходят из профессии, найдя более привлекательные варианты. Так что же делать? Профессия педагога, тем более работающего с особым ребенком и его семьей, бесспорно сложная, требующая самоотдачи, поиска решений и самообразования без поправки на праздники и выходные.
А если это работа с «особым» ребенком и его семьей, то круг решения задач, требующих вмешательства специалиста, становится еще шире. Но кроме трудностей, есть другая сторона этой деятельности - ясные глаза малыша, летящего к тебе со всех ног по коридору на занятия, тихие мамины слезы, когда она видит первые результаты и верит, что именно ты сможешь помочь, робкие выступления на методических советах и конференциях, когда маститые педагоги принимают позицию молодой девочки в решении профессиональных вопросов. Но для того чтобы почувствовать вкус этой второй стороны деятельности педагога, рядом должны быть профессионалы, которые поддержат при первых неудачах, помогут компенсировать недостаток практического опыта и пробелы в знаниях, не усвоенных на студенческой скамье. Наставничество - это необходимая часть адаптации и повышения уровня профессионального образования молодых специалистов.
Именно потому что неразрывная связь, профессиональная преемственность поколений являются обязательным условием прогресса в любой области развития современного общества, на базе Городского психолого-педагогического центра в первый же год его функционирования был создан Клуб молодых специалистов службы психолого-педагогического сопровождения. Основной задачей клуба являлась активизация деятельности молодых педагогов в решении актуальных профессиональных задач и создание условий для их личностно-профессионального роста. Во все округа нашего столичного мегаполиса были разосланы приглашения для тех, кто стремится к знаниям, хочет совершенствовать имеющиеся умения и быть максимально эффективным, делая первые шаги в начале своего профессионального пути.
Сегодня мы можем рассказать о том, как строилась работа с молодыми специалистами, откликнувшимися на наше предложение. В восьми заседаниях клуба приняли участие 324 педагога из 194 образовательных организаций Москвы.
В ходе заседаний рассматривались значимые для молодых специалистов вопросы, позволяющие ориентироваться в направлениях развития современной системы образования столичного мегаполиса: изменение нормативно-правовой базы, взаимодействие образовательных организаций столичного региона, качество предоставляемых услуг по вопросам организации помощи детям с ОВЗ и инвалидностью.
Ведущими клуба и педагогами-наставниками использовались различные формы работы: практикумы, семинары, мастер-классы, деловые игры, тренинги.
Участники заседаний в ходе занятий смогли ознакомиться с современными педагогическими технологиями выстраивания отношений в семье (практикум «Гармонизация детско-родительских отношений»), работы с младшими школьниками с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (мастер-класс «Технологии работы с обучающимися младшего школьного возраста, имеющими особенности в поведении»), а также нейропсихологическим направлением работы в деятельности специалистов службы психолого-педагогического сопровождения (семинар «Нейропсихологические технологии в работе учителя-логопеда, учителя-дефектолога»).
Особый интерес у участников вызвал формат деловой игры. Молодые специалисты разыгрывали сценарий часто встречающихся проблемных ситуаций. Было важно определить, как взаимодействовать с родителями детей с ОВЗ и инвалидностью, как настроить коллективы образовательных школ (педагогический, родительский, детский) на принятие особых детей в свою среду.
Помимо активных методов работы (семинаров, практических занятий) огромное внимание было уделено индивидуальному и групповому консультированию. Молодые специалисты на практике ознакомились с супервизией «Анализ сложного случая из психолого-педагогической практики». Супервизия - одна из форм обучения начинающих специальных педагогов и психологов в процессе обмена мнениями опытных специалистов по поводу выхода из проблемных и нестандартных ситуаций.
Также особого внимания заслуживают тренинги по профилактике профессионального выгорания и разрешению конфликтных ситуаций в образовательных организациях. Они позволяют молодым педагогам выстроить конструктивное взаимодействие в процессе общения с коллегами, детьми, родителями и находить компромиссные решения острых вопросов. Модератором клуба была И.И.Фокина. Занятия вели учителя-логопеды Е.А.Екжанова, О.В.Егупова, педагоги-психологи М.В.Малхасян, И.В.Воронкова, О.В.Кардашина, С.К.Сенатская и другие ведущие специалисты центра.
При подведении итогов работы клуба участникам встречи был предоставлен «Открытый микрофон», позволивший услышать пожелания, предложения и оценку деятельности сотрудников Городского психолого-педагогического центра по результатам проведенной работы.
И, конечно, ГППЦ планирует продолжить деятельность клуба в следующем учебном году. Как известно, «Кадры решают все!». И нам очень хочется, чтобы сегодняшние молодые специалисты и через десять-двадцать-тридцать лет с радостью каждое утро шли на любимую работу, снова и снова открывали для себя удивительный мир педагогической профессии и никогда не утрачивали желания приносить пользу маленьким и большим гражданам нашего столичного мегаполиса.
Уважаемые руководители!
Сообщаем вам, что на базе ГППЦ работает Клуб молодых специалистов психолого-педагогической службы (педагогов-психологов, учителей-дефектологов, учителей-логопедов и социальных педагогов).
Работа клуба длится весь учебный год и составляет 8 встреч различной тематики.
Наш клуб призван собрать молодых специалистов города, для того чтобы:
- содействовать их профессиональному развитию;
- создать профессиональное сообщество;
- способствовать эффективному построению работы психолого-педагогической службы образовательной организации.
Приглашаем молодых специалистов психолого-педагогических служб принять участие в работе клуба (участие бесплатное).
По окончании работы клуба выдается сертификат участия.
Встречи участников клуба будут проходить ежемесячно каждую третью среду месяца.
Дом культуры -
1) тип клубного учреждения;
2) обобщение название различных видов государственных, профсоюзных и ведомственных клубных учреждений (Районный Дом культуры, Дом культуры строителей, сельский профсоюзный Дом культуры и т.п.)
Прежде всего, в провинции, где у клубных учреждений меньше конкурентов в лице театров, библиотек, музеев, дома культуры и клубы по сей день, остаются центрами самой массовой, общедоступной, демократичной досуговой деятельности, позволяющей людям реализовать свои интересы и увлечения, свои творческие потенции, приобщаться к культуре. И очень важно не отнять эту возможность, не растерять традиций, не обесценить их.
Содержание работы методического центра
Методический центр является составной частью системы методических центров, осуществляющих методическое обеспечение культурно-досуговой деятельностью. Основными задачами методических отделов (кабинетов) являются:
внедрение в практику культурно-досуговых учреждений новых форм и методов работы;
изучение, обобщение и распространение передового опыта
Участие в подготовке и повышение квалификации работников учреждений культуры, руководителей коллективов и кружков самодеятельного творчества
обеспечение клубных учреждений методическими материалами, сценариями и репертуарными сборниками
оказание методической помощи на местах
Главной целью работы методического центра является улучшение культурно-досуговой деятельности в районе путем совершенствования форм и методов работы культурно-досуговых учреждений.
Успешная деятельность методического центра определена многими факторами. В их числе - квалифицированные кадры методических работников, наличие материально-технической базы.
Каждый методист отвечает за конкретный направление работы (вопросы методики культурно-досуговой деятельности клубов, методическим обеспечением самодеятельного творчества и любительских объединений, клубов по интересам; осуществлением методической помощи клубам в работе с детьми и подростками). Специалисты методического центра обязаны обеспечить высокий уровень деятельности культурно-досуговых учреждений по закрепленным направлениям работы.
Работники методического центра готовят и проводят семинары, организуют печать материалов в средствах массовой информации, проводят консультации, контролируют исполнение методических и директивных документов, поддерживают деловые контакты с общественными организациями, курируют работу клубных учреждений, готовят методические материалы, выполняют другие виды работ.
Методические органы в районе являются центром сосредоточения методического, сценарного плана, поэтому особо важное значение имеет комплектование кабинетов соответствующими изданиями. Издательства выпускают достаточно большое количество учебной, научной и репертуарной литературы по культурно-досуговой деятельности, режиссуре массовых мероприятий, проведению праздников и обрядов, организации работы клубов и любительских объединений. Важным источником комплектования методических центров являются журналы « Культурно-просветительская работа», «Встреча», «Клуб», «Народное творчество», «В помощь художественной самодеятельности».
Методический центр должен комплектоваться: аудио-видео-записями, фотографиями. А также: слайдами, плакатами, афишами, пригласительными билетами.
В методическом центре следует собирать материалы, поступающие из культурно-досуговых учреждений. Это могут быть отчеты о проведенных мероприятиях, сценарии праздников, репертуаров коллективов художественной самодеятельности и т.д.
Методическом центре используют в своей работе определенные виды документальных материалов. Все материалы и документы распределяются по конкретным разделам и направлениям деятельности методкабинетов и учреждениям культуры.
В методическом центре Районного Дома культуры могут быть представлены: постановления правительства, приказы, распоряжения, постановления Министерства культуры РФ, решения местных органов, общественных организаций, документы научно-методических центров. Эти документы следует собирать в специальные папки и выделить раздел, который может быть назван « Директивные документы, инструктивно-методические материалы».
Полезны для работы и планы работы клубов, Домов культуры, театров малых форм, материалы о деятельности центров досуга, молодежных центров, сведения о шефской работе, отчеты культурно-досуговых учреждений. Эти документы дают возможность осуществлять контроль за исполнением намеченного методическим центром. Они могут быть представлены в разделе «Организационно-методическая работа».
Важным среди прочих материалов является раздел «Специалисты, сеть и материальная база учреждений культуры ». Здесь сосредоточенны данные о работниках культуры, руководителях коллективов художественной самодеятельности, любительских объединений и клубов по интересам.
Раздел «Организации досуга » содержит материалы о работе коллективов художественной самодеятельности, о технических и прикладных видах народного творчества, создании и работе любительских объединений и клубов по интересам, об организации культурно-досуговых мероприятий, семейного отдыха, деятельности центров досуга и др..
Целесообразно в методическом центре собирать материалы по конкретным формам работы: о праздниках, обрядах, театральных представлениях, фестивалях, конкурсах, выставках, смотрах, дискотеках, вечерах отдыха и т.д. Один из работников методического центра назначается ответственным за сохранность фонда. Все поступающие в методкабинет материалы регистрируются в специальном журнале.
Целесообразно создать систему каталогов и картотек по специальным разделам.
Важное значение в работе методического центра имеет материально-техническая база. Определенные требования к оборудованию, оснащению и оформлению методкабинета вытекают из его многофункциональной деятельности. В зале клубной работы сосредоточен основной фонд материалов и документов
В зале народного творчества устанавливается пианино или рояль, имеются народные инструменты, сосредотачиваются материалы о работе коллективах художественной самодеятельности, нотная литература. Желательно зал оборудовать звукоизоляцией.
В зале технических и аудиовизуальных средств клубные работники должны создать условия для перезаписей фонограмм, просмотров слайдов, видеокассет, прослушивание музыкальных дисков и аудиокассет.
Лекционно-демонстративный зал служит для провидения семинаров, «круглых столов», выступлений коллективов художественной самодеятельности.
Библиотека методического центра может действовать как специализированная передвижная, и как пункт выдачи книг, и как филиал ЦБ. Библиотека комплектуется литературой по вопросам культурно-досуговой деятельности, художественной самодеятельности, нотной литературой, музыкальными и литературными записями.
Методические центры должны быть своеобразно оформлены. Прежде всего, необходимо оформит карту района, на которую наносятся населенные пункты, культурно-досуговые учреждения с указанием их ведомственной принадлежности, памятники истории и культуры.
Обязательной принадлежностью методкабинета является стенд, раскрывающий структуру методической работы.
На стенде могут быть представлены должностные инструкции работников методического центра, Районного организационно-методического центра, сельских Дома культуры и клубов, планы работы, графики консультаций, семинаров, приказы и распоряжения отдела культуры, план работы методкабинета.
Наряду с указанными стендами методический центр может оформить материалы в помощь организаторам досуговой деятельности.
Успех деятельности методического центра определяют не только хорошая материально-техническая база, оборудования, оснащение и оформление, но и наличие передовых форм работы, актуальность, творческая смекалка, инициативность методистов. Многое обусловлено и тем, в какой мере работники методического центра владеют передовой методикой и внедряют ее в практику. Там, где этому уделяют должное внимание, УК пользуются популярностью.
Основными направлениями деятельности методического центра являются:
координация работы клубных учреждений района по вопросам традиционной культуры и любительского творчества;
методическое обеспечение мероприятий по сбережению, пропаганде и популяризации нематериального культурного наследия в районе;
организация и проведение праздников, конкурсов, выставок, других культурных мероприятий;
информационное обеспечение клубных учреждений района;
обеспечение аналитических, социологических исследований, организация учёбы специалистов учреждений культуры района.
В каждом административном центре района имеется районный дом культуры независимо от наличия в этом центре городских и других клубных учреждений. Районный дом культуры подчинен непосредственно отделу культуры администрации района и организует разнообразную культурно-досуговую деятельность среди населения районного центра и населенных пунктов, расположенных на территории района.
Районный дом культуры является центром методического обеспечения культурно-досуговой деятельности сельских домов культуры и клубов района. Районный дом культуры, кроме того, осуществляет методическую работу и в других учреждениях культуры, не относящихся к Министерству культуры РФ.
Своеобразной методической лабораторией районного дома культуры является методический кабинет. Он обеспечивает внедрение в практику деятельности клубных учреждений прогрессивных форм и методов работы. На его базе идет процесс изучения, обобщения и распространения положительного опыта. Методический кабинет совместно с отделом культуры обеспечивает повышение квалификации клубных работников, руководителей коллективов художественного и технического творчества. Методкабинет направляет в клубные учреждения методические разработки, в том числе: сценарные материалы, репертуарные сборники; оказывает практическую помощь в постановке культурно-досуговых программ.
Методический кабинет районного дома культуры имеет штатных работников, в числе которых два методиста и один инструктор. Кроме того, в штате РДК имеются должности художественного руководителя и директора.
Дом культуры -1)тип клубного учреждения;2) обобщение название различных видов государственных, профсоюзных и ведомственных клубных учреждений (Районный Дом культуры, Дом культуры строителей, сельский профсоюзный Дом культуры и т.п.)
Современные приоритеты в деятельности учреждений культуры не могут определяться без учета экономических, политических, социальных особенностей в стране и регионе. Культурная политика рассматривается нами как правовое и методическое обеспечение, подготовка творческих кадров, финансирование инфраструктуры в регионах, сохранение культурного наследия, поддержка творчества и т.д. Культурная политика начинается с четкого определения приоритетных направлений, в которых более всего нуждается государство и потому берется их поддерживать. Однако так получается не везде и не всегда
В клубных учреждениях сформировалась уникальная школа художественного образования детей и взрослых; государство создало и содержало систему учебных заведений по подготовке квалифицированных специалистов для клубов; в клубной практике было сделано немало открытий.
Прежде всего, в провинции, где у клубных учреждений меньше конкурентов в лице театров, библиотек, музеев, дома культуры и клубы по
сей день, остаются центрами самой массовой, общедоступной, демократичной досуговой деятельности, позволяющей людям реализовать свои интересы и увлечения, свои творческие потенции, приобщаться к культуре. И очень важно не отнять эту возможность, не растерять традиций, не обесценить их.
Сокращение клубной сети, как в городах, так и на селе, имеет много причин. Итак, мы можем сформулировать некоторые экономические и административные причины неблагоприятных обстоятельств развития культурно-досуговой деятельности сельских клубов в условиях рынка:
Недостаточное финансирование клубных учреждений культуры федеральными и региональными органами гос. управления
Отсутствие необходимой правовой поддержки сельских клубных учреждений
Ухудшение материально-технической базы
Неоправданная коммерциализация
Сокращение сети клубных учреждений культуры
Низкий количественный и квалификационный уровень обеспеченности кадрами, неудовлетворительная социальная защищенность работников клубных
Чтобы стать центром духовной, культурной жизни села, работа клубного учреждения должна подвергнуться существенной корректировке:
Организационно-управленческая деятельность работников сельских учреждений культуры обусловлена:
на создание программ возрождения, развития и сохранения народной культуры
оптимизацию взаимодействия инициативных групп с другими организациями
разработку и внедрение графика-маршрута, и зоны обслуживания передвижными клубными учреждениями населения малых деревень, хуторских хозяйств, отдаленных производственных участков
Научно-методическая деятельность районного координационно-методического центра должна включать следующие направления:
паспортизацию сельских поселений
выявление и оказание информационно-методической поддержки общественно активным группам
разработку научно-методических проектов
помощь в организации кружков и коллективов
поисковую, экспедиционную работу по выявлению историко-культурного своеобразия сельского поселения
возрождение старинных обрядов и обычаев, внедрение в практику народных праздников, фольклорных фестивалей, выставок прикладного творчества и ремесел
повышение квалификации работников культуры в ходе семинаров, практикумов, творческих лабораторий, школ передового опыта, курсов повышения квалификации.
Культурно-досуговая деятельность
в условиях модернизации клубных учреждений
Анализ показывает, что процесс модернизации КДУ вызвал к жизни востребованные населением позитивные изменения в социокультурной сфере. И примеров тому – уже немало.
Так, в Атнарском центральном сельском Доме культуры Красночетайского района, руководимом Геннадием Шуськиным, в рамках модернизации выполнен большой объем работы: произведен капитальный ремонт здания и помещений, обновлено оборудование, облагорожена прилегающая территория.
Несомненно, большая роль в культурно-досуговой работе принадлежит действующим в этом сельском Доме культуры 12 клубным формированиям. В них участвуют 165 человек. Творческих коллективов из общего числа – 9, в них участвуют 123 человека.
В 2010 году этим сельским Домом культуры проведено 370 культурно-досуговых мероприятий, из них для детей до 14 лет – 60. Из общего числа на платной основе проведено 88 культурно-досуговых мероприятий, их посетили 2600 человек.
То же можно сказать и о работе Чуманкасинского сельского Дома культуры Моргаушского района. Еще в начале года состоялось организационно-методическое посещение этого сельского Дома культуры специалистами Минкультуры республики и Дома народного творчества. Ими был сделан вывод о том, что работники Дома культуры во главе с директором Светланой Беловой в тесном сотрудничестве с руководством поселения и района выполнили большой объем работ по капитальному ремонту здания и внутренней отделке помещений.
Культурно-досуговую деятельность Дома культуры обеспечивают 2 творческих работника. Один из них имеет высшее, другой – среднее профессиональное образование. В 2010 году в Чуманкасинском сельском Доме культуры проведено 75 культурно-досуговых мероприятий, из них для детей до 14 лет – 28. На платной основе проведено 21 культурно-досуговое мероприятие, их посетили 257 человек. Для детей проведено три платных мероприятия, которые посетили 74 чел.
В работе КДУ, конечно же, большая роль принадлежит действующим в Чуманкасинском сельском Доме культуры 15 клубным формированиям. В них участвуют 126 человек. В учреждении действуют 4 клубных формирования для детей до 14 лет. Творческих коллективов из общего числа – 7, в них участвуют 67 человек.
Заметные позитивные перемены произошли и в работе Большешигаевского центрального сельского Дома культуры Большешигаевского сельского поселения Мариинско-Посадского района. Здесь также выполнена объемная работа по капитальному ремонту здания Дома культуры и отделке его помещений.
В настоящее время в сельском Доме культуры – 12 клубных формирований. В их деятельности участвуют 165 человек. В учреждении действуют 7 клубных формирований для детей до 14 лет. Творческих коллективов из общего числа – 9, в них участвуют 85 человек.
Культурно-досуговую деятельность Дома культуры обеспечивают 5 творческих работников. Один из них имеет высшее образование , остальные профессионального образования не имеют. В 2010 году здесь проведено 213 культурно-досуговых мероприятий, из них для детей до 14 лет – проведенное специалистами КДУ платное мероприятие посетили 5 тыс. человек.
Примером позитивного развития служит и Чувашско-Сорминский культурно-досуговый центр Аликовского района. В истекшем году здесь подготовлено и проведено 175 культурно-досуговых мероприятий. Однако в данном клубном учреждении предстоит целенаправленно внедрять в практику проведение мероприятий на платной основе.
Лишь положительно характеризуется населением также работа Культурно-спортивного комплекса Опытного сельского поселения Цивильского района, Большешемердянского сельского Дома культуры Большешемердянского сельского поселения Ядринского района и двух культурно-досуговых учреждений Янтиковского района: Новобуяновского сельского Дома культуры Новобуяновского сельского поселения и Муниципального учреждения культуры «Янтиковский районный культурно-досуговый центр ».
Особую актуальность в ходе модернизации и создания в сельских поселениях базовых клубных учреждений приобретает работа по отслеживанию и анализу состояния дел в культурно-досуговой деятельности на местах. При этом важным ее фактором является опора на результаты мониторинговых исследований и данные объективного учета. Исходя из этого, в январе 2010 г. Чувашским республиканским Домом народного творчества осуществлен прием документов годовой отчетности культурно-досуговых учреждений за 2009 год. В соответствии с установленным графиком получены и систематизированы отчеты из всех районов и городов республики.
Фиксация итогов деятельности данных учета и отчетности культурно-досуговых учреждений республики за 2009 год сделала возможным создание информационной базы данных , как для контроля, так и для принятия последующих организационных и методических решений. Результаты работы специалистов Чувашского республиканского Дома народного творчества в отчетный период изложены в итоговом аналитическом материале об объективной ситуации в культурно-досуговой сфере республики «Клуб и народное творчество Чувашии в 2009 году».
Итоги деятельности клубных учреждений республики в 2009 г. рассмотрены на Республиканском семинаре-практикуме директоров муниципальных и межпоселенческих культурно-досуговых учреждений, проведенном в марте 2010 г. в рамках реализации Чувашским республиканским Домом народного творчества совместно с факультетом дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) Чувашского государственного института культуры и искусств долгосрочной Программы повышения управленческой компетентности руководителей и специалистов муниципальных культурно-досуговых учреждений на годы.
С участниками семинара встретились специалисты Минкультуры Чувашии и ЧРДНТ. Были обсуждены актуальные вопросы обеспечения пропаганды и популяризации Послания первого Президента Чувашии Госсовету республики «Чувашия - из будущего и для будущего», итоги развития отрасли, в том числе – культурно-досуговой деятельности, в 2009 году и задачи на 2010 год, а также проблемы формирования перечня культурно-досуговых услуг, оказываемых населению на платной и бесплатной основе, и сохранения традиционных культур народов, населяющих Чувашию.
В завершение творческой учебы директора муниципальных и межпоселенческих КДУ посетили г. Алатырь. Здесь они ознакомились с историко-культурным наследием города и приняли участие в показательном мероприятии Республиканского (в рамках Всероссийского) фестиваля народного творчества «Салют Победы», посвященного 65-летитю Победы в Великой Отечественной войне г. г.
В целях пропаганды культурно-досуговыми средствами исторического значения Победы в Великой Отечественной войне, создания и обогащения репертуара клубных учреждений произведениями гражданской и героико-патриотической тематики, а также совершенствования работы, направленной на укрепление нравственных устоев общества, внедрение новых форм и методов патриотического воспитания, развитие массовости и повышение исполнительского мастерства клубных формирований, в рамках фестиваля народного творчества «Салют Победы» с января по май 2010 г. Чувашским республиканским Домом народного творчества организован и проведен Республиканский смотр-конкурс агиткультбригад и передвижных клубных учреждений «Подвиг Солдата – в наших сердцах!». Смотр-конкурс проходил в III этапа:
На I этапе (январь-февраль 2010 г.) состоялись районные и городские смотры-конкурсы агиткультбригад и передвижных клубных учреждений «Подвиг Солдата – в наших сердцах!». Организация и подведение итогов I этапа смотра-конкурса производились конкурсными комиссиями, созданными при администрациях муниципальных территорий.
В результате обсуждения темы, членами совета – специалистами Республиканского Дома народного творчества сделан вывод: культурно-досуговая работа с детьми, подростками и молодежью в Цивильском районе ведется системно, целенаправленно активизируются востребованные формы досуговой работы по гражданскому и патриотическому воспитанию подрастающего поколения, формированию и развитию у молодежи культуры здорового образа жизни. В молодежной среде получает развитие волонтерское движение. Активно проходят в районе молодежные экологические акции. С октября 2009 года реализуется молодежный социальный проект «Школа молодых лидеров Цивильского района», развивается инфраструктура летнего отдыха детей. В рамках выполнения Республиканской целевой программы «Молодежь Чувашской Республики: гг.» осуществляется социальный проект «Молодежное правительство Цивильского района», в составе которого - 17 представителей молодежи.
В районе функционируют 3 пришкольных профильных лагеря военно-спортивной и военно-патриотической направленности, в работе которых участвуют 70 детей и подростков. Их показательное выступление стало для участников заседания наглядным свидетельством востребованности и эффективности совместной работы учреждений культуры и образования с детьми, подростками и молодежью.
Следующее выездное заседание Координационно-методического совета Чувашского республиканского Дома народного творчества на тему: «Материально-технический ресурс базовых клубных учреждений и инновации в культурно-досуговой деятельности» состоялось во II квартале в Муниципальном культурно-досуговом центре Комсомольского района. На нем рассмотрен современный опыт работы базовых клубных учреждений на примере Вурнарского, Ибресинского и Комсомольского районов.
Программу учебно-методического мероприятия, в котором приняли участие 75 руководителей и специалистов базовых клубных учреждений республики, предварила их поездка в Чичканское сельское поселение района. Здесь участники заседания посетили и ознакомились с деятельностью Чурачикского социально-культурного центра, прошедшего этап модернизации одним из первых в республике. Об опыте решения базовым клубным учреждением социокультурных задач в современных социально-экономических условиях гостям рассказали глава Чичканского сельского поселения Юрий Лукиянов и директор КДУ Елена Шуряшкина. Важные аспекты современного развития культурно-досуговых учреждений на селе на примере Чурачикского социально-культурного центра затронул в своем выступлении заведующий сектором культуры администрации Комсомольского района Василий Васильев. Впечатления от увиденного и услышанного в Чурачиках стали импульсом для последующего делового разговора клубных специалистов на пленарном заседании. С подробной информацией об опыте работы базовых клубных учреждений своих территорий в ходе него выступили директора муниципальных культурно-досуговых центров Ибресинского, Вурнарского и Комсомольского районов Людмила Константинова, Инна Шашкова и Галина Бормотина. В ходе обсуждения выступлений коллег, участники заседания обменялись опытом модернизации клубных учреждений. Состоялся заинтересованный разговор по вопросам организации ремонтных работ , материально-технического обеспечения, привлечения финансовых ресурсов, организации платных мероприятий в базовых клубных учреждениях.
В мае 2010 года коллегией Минкультуры Чувашии был рассмотрен вопрос: «О работе муниципальных культурно-досуговых учреждений республики по формированию перечня услуг, оказываемых населению на платной и бесплатной основе и ведение билетного хозяйства». В соответствии с ее рекомендациями Республиканским Домом народного творчества обобщен опыт работы клубных учреждений по нормативному регулированию оказания платных услуг населению. Примером для обобщения послужила реализация культурно-досуговых запросов и предпочтений жителей Аликовского и Порецкого районов.
В материале содержится анализ состояния дел по нормативному сопровождению клубной работы в названных районах. Здесь же приведены решения и постановления органов местного самоуправления по вопросам регулирования платных услуг КДУ, положения о платных услугах и социально-творческом заказе , перечни бесплатных и платных культурно-досуговых услуг, предоставляемых населению учреждениями культуры, а также прейскуранты на платные услуги.
Анализ современного опыта культурно-досуговой деятельности в республике показывает, что еще не во всех муниципальных территориях республики создана система нормативного регулирования культурно-досуговых услуг, оказываемых населению на бесплатной и платной основе, а также ведению билетного хозяйства. Поэтому обобщенный ЧРДНТ опыт работы клубных учреждений Аликовского и Порецкого районов в этом направлении стал примером для совершенствования нормативной базы культурно-досуговой деятельности в республике.
Вопросы формирования спектра современных культурно-досуговых услуг, оказываемых населению на платной и бесплатной основе, а также использование в клубной работе туристических методик на примере Мариинско-Посадского района в сентябре 2010 г. рассмотрены на очередном выездном заседании Координационно-методического совета Чувашского республиканского Дома народного творчества, проведенного на базе Мариинско-Посадского районного Дома культуры.
В заседании приняли участие руководители и ведущие специалисты клубных учреждений Батыревского, Вурнарского, Ибресинского, Канашского, Комсомольского, Мариинско-Посадского, Моргаушского, Порецкого, Цивильского, Шемуршинского, Шумерлинского, Ядринского, Яльчикского районов и города Чебоксары.
Итогом заседания стало решение о наращивании процесса обучения и переподготовки специалистов культурно-досуговых учреждений по вопросам внедрения платных услуг. Важным признано также изучение и распространение опыта работы по формированию перечня современных услуг, оказываемых КДУ населению на платной и бесплатной основе, работе по организации туристической деятельности и в других сельских территориях.
Федеральным Законом «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия в сфере культуры переданы органам местного самоуправления, и им, как показывает практика, требуется организационная поддержка и методическая помощь в исполнении названных полномочий, в том числе и в ходе совместной реализации Указа Президента Чувашии № 97 от 9 ноября 2007 г. «О мерах по развитию сельских учреждений культуры в Чувашской Республике».
Исходя из этого, Домом народного творчества в 2010 г. разработаны и распространены методический материал «Типология способов хозяйствования в учреждениях культуры клубного типа», и рекомендации по проведению мониторинга «Культурно-досуговые потребности сельских жителей».
На основе результатов мониторинга «Культурно-досуговые потребности сельских жителей», проведенного с использованием рекомендаций ЧРДНТ в Вурнарском районе, специалистами Дома народного творчества разработана и распространена информационно-аналитическая справка. Материал содержит основные цифровые показатели и выводы, полученные в ходе мониторинга, осуществленного во исполнение Постановления коллегии Минкультуры Чувашии от 01.01.01 года № 8 «О работе муниципальных культурно-досуговых учреждений по формированию перечня услуг, оказываемых населению на платной и бесплатной основе, и ведению билетного хозяйства».
В целях совершенствования работы клубных учреждений сельских поселений, а также для получения объективной информации о культурно-досуговых потребностях и запросах населения Вурнарского района, в рамках мониторинга осуществлен опрос.
Анкетирование проведено в течение месяца – с 22 сентября по 22 октября 2010 года - в 10 сельских поселениях Вурнарского района: Большеторханском, Большеяушском, Ершипосинском, Вурманкасинском, Малояушском, Янгорчинском, Кольцовском, Хирпосинском, Шинерском и Апнерском. В нем приняли участие 100 респондентов в возрасте от 15 до 65 лет. Из них 41 – мужчины, 59 - женщины. Большая часть респондентов имеет среднее специальное образование - 48 %, среднее образование имеют 31 %, высшее образование – 21 %.
На вопрос «Чем Вы чаще всего занимаетесь на досуге?» большинство респондентов (58%) отметили, что в свободное время посещают культурно-досуговое учреждение, смотрят телевизор - 24 %. 12 % опрошенных жителей в свободное от работы и учёбы время предпочитает заниматься спортом, чтением художественной литературы , газет и журналов, а 6 % предпочитают прогулки на свежем воздухе.
Анализ ответов, полученных на вопрос «Как часто Вы посещаете Дом культуры (сельский клуб)?» показал следующее: 52 % респондентов ответили, что они занимаются в любительских объединениях клубных учреждениях, поэтому 2-3 раза в неделю бывают в местном ДК, клубе, 22 % посещают КДУ периодически, а четверть опрошенных (25 %) посещают его только тогда, когда проводятся «масштабные», по их мнению, мероприятия. И лишь 1 % респондентов совершенно не интересуется культурно-досуговой деятельностью и не посещает клубное учреждение.
Ответы на следующий вопрос анкеты позволяют оценить роль Дома культуры (сельского клуба) в жизни населения Вурнарского района. Ответы таковы: 88 % респондентов считают, что Дом культуры (сельский клуб) делает жизнь разнообразнее, интереснее, и без них она была бы скучной и серой. 9 % считают, что в необходимых случаях можно отдохнуть и посетить интересное культурно-досуговое мероприятие, проводимое работниками клубного учреждения, а 3 % респондентов могут обойтись и без Дома культуры, так как ничего в жизни не изменится и без него.
Для большинства опрошенных жителей Вурнарского района, наиболее востребованными культурно-досуговыми мероприятиями являются дискотеки (79 %), вечера, посвящённые календарным датам и праздникам (69 %), концерты коллективов народного творчества (64 %) и развлекательные шоу-программы (62 %). Менее популярны среди сельских жителей района выставки (22 %), литературно-музыкальные вечера (22%), тематические вечера (18 %), фестивали (10 %). Менее всего востребовано сегодня в районе посещение и просмотр кинофильмов в КДУ. Как показывают результаты опроса, 2 % жителей района вовсе не интересуется тем, что происходит в клубном учреждении.
В то же время в подготовке культурно-досуговых мероприятий активно участвуют 42 % респондентов, 38% участвуют в них по просьбе работников культуры, а 17 % по тем или иным причинам не участвуют, но хотели бы. Лишь 3% опрошенных совершенно не изъявляют желания участвовать в клубных мероприятиях.
Ответы респондентов на вопрос, «Какие, на Ваш взгляд, платные культурно-досуговые мероприятия востребованы населением Вашего поселка (села, деревни?)» представлены ниже в виде таблицы (в сравнении данных взрослого населения и детей до 14 лет):
взрослое население | дети до 14 лет |
□- дискотеки – 8 % □ - демонстрация кинофильмов - 0 □ - смотры-конкурсы – 25 % □ - развлекательные шоу-программы – 8 % □ – спектакли – 28 % □ - театрализованные представления – 11 % □ – концерты - 20 % | □- дискотеки -30 % □ - демонстрация кинофильмов - 2 % □ - смотры-конкурсы – 5 % □ - развлекательные шоу-программы - 18 % □ – спектакли – 10 % □ - театрализованные представления – 19 % □ – концерты – 16 % |
Ответы на следующий вопрос анкеты позволили оценить удовлетворенность респондентов качеством предоставляемых клубными учреждениями услуг. 86 % - качеством услуг удовлетворены полностью, 14 % – не в полной мере, что связано с невысоким уровнем качества того или иного культурно-досугового мероприятия КДУ, отсутствием современной аппаратуры, компьютерной техники и опытных специалистов.
На вопрос «Хочется ли Вам чаще посещать клубные учреждения?»
75 % респондентов - жителей района ответили положительно, указав причиной посещения КДУ реже желаемого:
Финансовые затруднения – 19 %
Отсутствие свободного времени – 31 %
Опасаюсь криминальной обстановки – 3 %
Не позволяет здоровье – 3 %
Нет компании – 13 %
Другие причины, в том числе учёба – 6 %.
У 25 % респондентов нет особого желания чаще посещать клубные учреждения.
Результаты изучения показывают, что на сегодняшний день около 1/6 части жителей Вурнарского района не в полной мере удовлетворены качеством предоставляемых клубными учреждениями услуг. В целом же сельские жители удовлетворены работой КДУ (86 %). Они считают, что Дом культуры (сельский клуб) делает жизнь села, деревни разнообразнее и интереснее, и именно там можно с пользой провести свободное время, отдохнуть от житейских забот, посетив досуговое мероприятие. Следовательно, работники культурно-досуговых учреждений, используя разнообразные формы и методы работы с населением, способствуют возрождению национальных художественно-творческих традиций и обрядов, выявлению и поддержке молодых дарований, развитию культуры республики.
Итоги мониторинга позволяют сделать вывод о том, что руководителям КДУ района необходимо системно решать следующие проблемы: переоснащение учреждений современной техникой и аппаратурой, новыми музыкальными инструментами. В этой связи необходимо продолжить начатую модернизацию клубных учреждений, целенаправленно работать над приобретением музыкального инструментария и сценических костюмов для творческих коллективов; активизацией участия населения в культурной жизни, систематически приглашать с выступлениями творческие коллективы из соседних муниципальных территорий и регионов. Важно также вести целенаправленную работу по привлечению в клубные формирования молодежь, молодые семьи и пожилых людей, расширяя спектр кружков любительских объединений и клубов по интересам.
Необходим также активный диалог работников культуры с представителями органов местного самоуправления, так как разъяснение своей профессиональной позиции позволит клубным специалистам более эффективно решать вопросы развития культурно-досуговой деятельности на местах.
С целью получения объективной информации о работе КДУ, культурно-досуговых потребностях и предпочтениях граждан в муниципальных территориях, необходимо провести аналогичные мониторинговые исследования и в других районах, городах, сельских поселениях республики.
В соответствии с Планом реализации Федеральной целевой программы «Культура России» на 2010 г. Государственным Российским Домом народного творчества в рамках VIII Всероссийского смотра информационной деятельности домов (центров) народного творчества с 29 сентября по 3 октября 2010 г. в Москве проведен Всероссийский семинар-совещание, в котором принял участие специалист ЧРДНТ. Согласно программе, в течение трех дней специалистами культуры страны рассмотрены следующие вопросы: «Издательское редактирование в современных условиях»; «PR-деятельность в социокультурной сфере: новые коммуникативные реалии и инновации»; «Методика описания объектов нематериального культурного наследия»; «Искусство редактирования изданий (печатных, электронных и т. д.) в сфере народного творчества и культурно-досуговой деятельности»; «О совершенствовании правового положения и реформе финансирования государственных и муниципальных учреждений». Проведены практические занятия по формированию реестра нематериального культурного наследия.
В завершение семинара оглашены итоги Всероссийского смотра информационной деятельности региональных домов и центров народного творчества, в ходе которого выступили рецензенты и члены жюри. Они ознакомили коллег с работой корпоративных информационных средств в сфере культуры. Состоялось также обсуждение проблем и перспектив развития информационной деятельности сети домов и центров народного творчества.
Чувашский республиканский Дом народного творчества по итогам престижного смотра отмечен двумя наградами: дипломом лауреата - за сохранение традиционного песенного фольклора и издание сборника «Родные мои – крылья мои!» (составитель – Светлана Лаврентьева) и дипломом – за издание буклета «Родники, ах, родники!» к XVII Всероссийскому фестивалю народного творчества «Родники России» и VII Всероссийскому конкурсу мастеров декоративно-прикладного искусства «Русь мастеровая» (руководитель проекта Тамара Шамсеева, ответственный за выпуск Лия Чернова).
Во втором полугодии 2010 г. Чувашский республиканский Дом народного творчества продолжил работу по проведению выездных учебно-методических мероприятий.
Так, на базе Культурно-досугового центра Батыревского района в октябре проведен выездной Республиканский семинар-практикум директоров муниципальных и межпоселенческих культурно-досуговых учреждений «Об опыте работы органов местного самоуправления Батыревского района по приданию клубным учреждениям статуса юридического лица».
Участники семинара-совещания побывали и ознакомились с деятельностью муниципального учреждения культуры «Центр развития культуры и народного творчества Тойсинского сельского поселения», созданного на базе Староахпердинского сельского Дома культуры. В ходе методического посещения КДУ района коллег интересовали вопросы, касающиеся работы по оказанию платных услуг, в том числе - в малонаселенных пунктах.
В ноябре проведено заседание Координационно-методического совета «О деятельности муниципальных (межпоселенческих) КДУ и информационно-методических служб культурно-досуговой деятельности Янтиковского, Канашского и Цивильского районов по реализации Программы повышения управленческой компетентности руководителей и специалистов культурно-досуговых учреждений». В нем приняли участие клубные специалисты Алатырского, Аликовского, Канашского, Цивильского, Чебоксарского, Урмарского и Шемуршинского районов.
О деятельности муниципальных и межпоселенческих культурно-досуговых учреждений и их информационно-методических служб по реализации Программы повышения управленческой компетентности руководителей и специалистов культурно-досуговых учреждений выступили специалисты Канашского, Цивильского и Янтиковского районов.
В ходе обмена опытом обсуждены вопросы формирования годового плана районных семинарских занятий клубных специалистов, тематики учебно-методических мероприятий, методики их проведения.
Подводя итоги заседания, члены совета - специалисты Дома народного творчества заострили внимание коллег на том, что работа с кадрами - одна из наиболее сложных и трудных и многогранной деятельности руководителя. Для успешной деятельности он, прежде всего, должен учитывать индивидуальные характеристики, способности, мотивы поведения и трудовые стимулы каждого сотрудника.
Все ли делается на местах для того, чтобы помочь начинающим и молодым работникам культуры освоиться на рабочем месте? Увы, не всегда. Это приводит к тому, что, приходя работать в сельские дома культуры, молодые специалисты на протяжении долгого времени не могут правильно сориентироваться и строить свою работу. Им недостает практических навыков решения вопросов организации труда, этики трудовых взаимоотношений и многого другого. Поэтому молодые специалисты, которым не хватает знаний и навыков работы с людьми, покидают сферу культуры и устраиваются на работу, порой, далекую от полученной ими специальности. В этом - одна из причин текучести кадров КДУ. Потому главной целью руководителей и специалистов информационно-методических служб культурно-досуговых учреждений в работе с кадрами, по мнению участников Координационно-методического совета, должно стать оперативное определение роли и места работника в современном учреждении культуры. Координационно-методический совет рекомендовал коллегам системно проводить семинарские занятия с работниками культурно-досуговых учреждений, так как эта форма учебы является основной в работе по повышению профессиональной квалификации на муниципальном уровне. При этом подчеркивается необходимость включения в план учебно-методических мероприятий для клубных специалистов вопросов, связанных с организацией работы учреждений, являющихся прокатными площадками и филиалами базовых домов культуры, внедрения в практику выездных дней профессиональной учебы по обмену опытом работы базовых КДУ.