Темы открытых занятий по развитию речи. Конспекты тематических занятий по развитию речи

3-е изд., доп. - М.: 2017 - 192 с.

В книге рассмотрены проблемы развития речи детей дошкольного возраста младшей и средней групп. Предлагаются методические рекомендации по организации образовательной деятельности. Рассмотрены возрастные особенности развития речи детей 3-5 лет. Вводная часть знакомит с теоретическими основами программы и методики. С помощью дидактических игр и упражнений формируется лексический запас, происходит усвоение грамматических категорий. Материал занятий поможет вызвать у детей интерес к родному языку, будет способствовать развитию воображения и логики, речевой активности. В третье издание книги внесены дополнения в соответствии с ФГОС ДО. Книга предназначена работникам ДОУ, воспитателям и методистам, студентам педагогических вузов и колледжей, родителям, интересующимся развитием речи детей.

Формат: pdf

Размер: 3,4 Мб

Смотреть, скачать: 14 .06.2019г, ссылки удалены по требованию изд-ва "ИД Сфера" (см. примечание)

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА 6
Характеристика речевого развития детей 6
Основные задачи работы по развитию речи детей второй младшей группы 7
Воспитание звуковой культуры речи 7
Словарная работа 7
Формирование грамматического строя речи 8
Развитие связной речи 9
Развитие коммуникативных умений 10
Методические указания 11
Конспекты занятий 16
Занятие 1. Пересказ сказки «Курочка Ряба» 16
Занятие 2. Рассматривание игрушек - поезда, коровы, кукушки, петуха 18
Занятие 3. Описание игрушек - котенка, жеребенка, мышонка 20
Занятие 4. Рассматривание картины «Мы играем в кубики, строим дом» 23
Занятие 5. Описание внешнего вида куклы Оли 25
Занятие 6. Составление сюжетного рассказа по набору игрушек совместно с воспитателем 29
Занятие 7. Составление рассказа об игрушках - котенке, зайчонке 31
Занятие 8. Описание игрушек - козлика, ослиха, парохода 35
Занятие 9. Пересказ сказки «Репка» 38
Занятие 10. Описание предметов одежды куклы Оли 40
Занятие 11. Составление описательного рассказа об игрушках - мишке и мышке 43
Занятие 12. Составление описательного рассказа об игрушках - кошке, мишке, мышке 45
Занятие 13. Составление рассказа по картине «Катаемся на санках» 47
Занятие 14. Описание кукол Даши и Димы 49
Занятие 15. Проведение игры «Что в мешке у Буратино» 52
Занятие 16. Составление описательного рассказа о животных по картинкам 55
Занятие 17. Пересказ сказки К. Чуковского «Цыпленок» 57
Занятие 18. Составление рассказа по картине «Троллейбус и игрушки» 59
Занятие 19. Составление описательного рассказа об игрушках - пароходе, лисе, петухе 61
Занятие 20. Проведение игры «У Кати день рождения» 63
Занятие 21. Составление описательного рассказа об игрушках - лисенке, медвежонке 66
Занятие 22. Составление сюжетного рассказа по набору игрушек 69
Занятие 23. Описание овощей и фруктов 72
Занятие 24. Составление сюжетного рассказа о куклах Фае и Феде 74
Занятие 25. Пересказ сказки «Козлята и волк» 77
Занятие 26. Описание предметов посуды 78
Занятие 27. Называние предметов мебели. Употребление пространственных предлогов 81
Занятие 28. Составление рассказа на тему из личного опыта 83
Занятие 29. Составление рассказа по картине «Кошка с котятами» 85
Занятие 30. Составление рассказа по картине «Куры» 87
Занятие 31. Составление описательного рассказа о животных по картинкам 90
Занятие 32. Составление описания по предметной картине 91
СРЕДНЯЯ ГРУППА 94
Характеристика речевого развития детей 94
Основные задачи работы по развитию речи детей средней группы 95
Воспитание звуковой культуры речи 95
Словарная работа 96
Формирование грамматического строя речи 97
Развитие связной речи 98
Развитие коммуникативных умений 99
Методические указания 100
Конспекты занятий 106
Занятие 1. Описание игрушек - кошки и собаки 106
Занятие 2. Составление рассказа по картине «Кошка с котятами» ПО
Занятие 3. Описание игрушек - собаки, лисы. Составление сюжетного рассказа по набору игрушек 112
Занятие 4. Составление описательного рассказа о питомцах 115
Занятие 5. Составление сюжетного рассказа по набору игрушек «Таня, Жучка и котенок» 118
Занятие 6. Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть» 120
Занятие 7. Составление сюжетного рассказа по ролям 122
Занятие 8. Придумывание загадок-описаний об игрушках 124
Занятие 9. Составление рассказа-описания по лексической теме «Мебель» 127
Занятие 10. Составление рассказа по картине «Собака со щенятами» 129
Занятие 11. Описание игрушек - белки, зайчика, мышонка 131
Занятие 12. Составление рассказа о любимой игрушке 134
Занятие 13. Составление рассказа-описания по лексической теме «Зимняя одежда» 137
Занятие 14. Пересказ рассказа Я. Тайца«Поезд» 140
Занятие 15. Составление сюжетного рассказа по набору игрушек «Случай в лесу» 142
Занятие 16. Составление рассказа по картине «Не боимся мороза» 144
Занятие 17. Придумывание продолжения рассказа «Белочка, заяц и волк» 146
Занятие 18. Составление описания внешнего вида 149
Занятие 19. Составление рассказа с использованием предложенных предметов, 150
Занятие 20. Пересказ рассказа Е. Чарушина «Курочка». Сравнение предметных картинок 152
Занятие 21. Описание потерявшихся зайчат по картинкам 154
Занятие 22. Составление рассказа по «День рождения Тани» 155
Занятие 23. Составление описания животных по картинкам 156
Занятие 24. Составление описания по лексической теме «Овощи» 158
Занятие 25. Употребление в речи слов с пространственным значением 160
Занятие 26. Пересказ рассказа Н. Калининой «Помощники» 162
Занятие 27. Описание внешнего вида животных 164
Занятие 28. Составление рассказа по картине «Куры» 167
Занятие 29. Составление описаний персонажей сказки «Теремок» 170
Занятие 30. Определение специфических признаков предмета 172
Занятие 31. Определение предмета по его специфическим признакам 174
Занятие 32. Описание внешнего вида детенышей животных 176
Приложение 1. Методики выявления уровня развития связной речи младших дошкольников (по исследованию Л. Шадриной) 178
Использование ассоциативного метода для выявления уровня владения языком у детей пятого года жизни (из исследования А. Смаги) 180
Приложение 2. Литературный материал для занятий по пересказу 185
Пузырь, соломинка и лапоть (русская народная сказка) 185
Поезд 185
Курочка 185
Помощники 186
Петушок с семьей 186
Список использованной и рекомендуемой литературы 187

Целевые ориентиры ФГОС ДО предполагают, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки к грамотности.
На решение указанных задач ФГОС ДО направлена реализация «Программы развития речи дошкольников» и ее методическое обеспечение.
В основу программы и материалов для занятий в младшей и средней группах положены результаты исследований, проведенных в лаборатории развития речи Института дошкольного воспитания АПН (ныне - Институт психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования) под руководством ФА Сохина и О.С. Ушаковой.

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Вытегорского муниципального района

«Детский сад «Кораблик» общеразвивающего вида»

Конспект занятия

по речевому развитию с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи

«Кто всех нужней?»

Жильцова Евгения Викторовна

учитель-логопед

высшей квалификационной категории

2017 год

г.Вытегра

Пояснительная записка:

Данный конспект занятия направлен на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста. Занятие может проводиться как с детьми с нарушением речи в рамках лексической темы: «Домашние животные», так и в массовых дошкольных группах. Конспект составлен с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (принцип комплексного интегративного подхода). В основе занятия лежит использование м етода наглядного моделирования. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью, внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Цель: актуализация и активизация словаря детей по теме «Домашние животные».

Задачи

Образовательные:

Совершенствовать грамматический строй речи: образовывать и употреблять в речи существительные множественного числа родительного падежа и притяжательные прилагательные.

Формировать навык анализа предложения.

Коррекционно-развивающие:

Развивать связную речь, творческое воображение, мышление, подражательность.

Развивать общие речевые навыки. Автоматизировать правильное произношение всех поставленных ранее звуков, в том числе, в пении, чистоту интонации, речевой слух, фонематические представления.

Развивать общую моторику, координацию речи с движением.

Воспитательные:

Вызвать эмоциональный отклик у детей, инициативность, желание бережно относиться к животным.

Способствовать формированию навыков сотрудничества и взаимопонимания.

Предварительная работа с детьми: составление загадок-описания на индивидуальных занятиях, разучивание стихотворения «Подарок» М. Стремина, скороговорки, песни «Мой щенок». Подвижная игра «Тузик». Изготовление плоскостных фигурок домашних животных.

Оборудование и материалы : ковер, столы, коврограф и плоскостные фигурки для настольного театра, аудиозаписи сказочной мелодии, голосов домашних животных, слайд-изображения условных обозначений, мяч, схемы предложений по количеству детей, лист ватмана, гуашь, фигурки животных, клей-карандаши, картинки: месяц, плачущая девочка, черепаха, заяц -, дельфин, птичка, набор «солнышко и тучка» для каждого ребенка для рефлексии.

Ход занятия

1 часть. Организационный момент. Дети с логопедом встают в круг.

Речевое упражнение-разминка: «Назови домашнее животное или детеныша со звуком [Р]. (кролик, корова, баран, поросёнок, жеребёнок)

Дети садятся на ковёр по мере называния.

Звучит аудиозапись сказочной мелодии.

Логопед. Сегодня мы отправимся с вами в путешествие в сказку, где поговорим о домашних животных. Путешествие будет необычным - из игр и упражнений, которые загаданы условными обозначениями (показывает слайд).

2 часть. Игры и упражнения

Логопед. Наше путешествие начинается! Первое задание - загадать загадки-описания , которые мы с вами подготовили на индивидуальных занятиях (отвечает 2-3 ребенка).

Например, она большая, лохматая, черная. У нее острые уши, хвост колечком. Она охраняет своего хозяина. Кто это? (собака)

Логопед. А сейчас послушайте, стихотворение «Подарок» (рассказывает ребенок):

Раскрывается корзинка,

В ней подарок, да какой!

Не игрушка, не картинка -

Песик маленький, живой.

Уши мягкие, как тряпки,

Нос - как пуговка звонка,

Неуверенные лапки

Разъезжаются слегка.

Шелковистой теплой спинкой

Жмется ласково к ногам…

Не игрушку, не картинку -

Друга подарили нам.

Логопед. Дети, о ком это стихотворение? (о щенке). Вы хотите, чтобы вам подарили щенка? А может другого домашнего животного? Почему? Кто лучше? Кто нужнее? (ответы детей)

3. Логопед. Я вам предлагаю послушать сказку «Как щенок

узнал, кто всех важнее» . (иллюстрирует с помощью плоскостных фигурок для настольного театра).

«Летом Аришка поехала в деревню к бабушке. И вот, что она увидела и услышала однажды утром, выглянув из окна. Около будки сидела собака Черника и говорила своему щенку: (звучит запись лая собаки) «Я ухожу на работу, а ты будь послушным и никуда из дома не отлучайся.

А какая у тебя работа?- спросил щенок.

Самая важная, - ответила Черника. - Я охраняю дом, хозяйку и ее внучку, двор и всех животных во дворе. Смотрю, чтобы хулиганы не залезли в сад, а лисица не пробралась в курятник. Я - самое нужное животное.

- (Звучит запись мяуканья кошки) Ничего подобного, - не согласилась толстая кошка, сидевшая на крыльце. - Самая важная работа у меня. Кто ловит мышей в подвале и на чердаке? Кто стережет хозяйкины припасы? Кто охраняет клубнику от галок? - Я - самое нужное домашнее животное.

- (Звучит запись мычания коровы)

Как бы не так, - высунула голову из хлева корова. - Что бы вы делали без моего молока? А хозяйкина внучка что бы ела, если не молоко, сливки, сметанка? Я - самое нужное домашнее животное.

- (Звучит запись меканья козы) Между прочим, мое молоко полезнее, и жирнее, а еще я даю шерсть и чудесный пух,- возмутилась коза. - Я - самое нужное животное.

- (Звучит запись фырканья кролика) Ну, уж если говорить про пух, то лучше нашего не сыскать, - засуетились кролики в клетке. - А еще я даю мясо, а из моей шкурки шьют шубы и шапки. - Я - самое нужное домашнее животное.

- (Звучит запись блеянья овцы и барана) Мы тоже мясо даем, и шкуру, и много шерсти, -заблеяли овца и баран. - Мы - самые нужные домашние животные.

- (Звучит запись хрюканья свиньи) Какое свинство! - послышалось хрюканье из глубины хлева. - Я даю больше всех мяса и сала. Я - самое нужное домашнее животное.

- (Звучит запись ржания коня) Из конюшни вышел красавец-конь.

Ну что, скажешь, что ты самое нужное домашнее животное? - спросила кошка.

Нет, потому что я думаю, что все мы нужны людям, все приносим им пользу. За это люди и держат нас, и кормят нас, и ухаживают за нами.

И то верно, - согласилась корова.

И все животные дружно закивали головами. Девочка обрадовалась, что спор так хорошо закончился и что щенок узнал, что все домашние животные нужны человеку. И как раз в это время бабушка позвала ее завтракать

4.Словесная игра «Чей? Чья? Чьё? Чьи?» с мячом. Дети встают в круг.

Логопед. Рога быка - чьи рога? (бросает ребенку мяч) - бычьи

Голова собаки - чья голова? (собачья)

Вымя коровы - чье вымя? (коровье)

Хвост кошки - чей хвост? (кошачий)

Копыто коровы - чье копыто? (коровье)

Словесная игра «Есть - нет»

Логопед. У меня есть коровы. (бросает мяч ребенку, а он обратно: «У меня нет коров»)

У меня нет кроликов (У меня есть кролики)

У меня есть бараны (У меня нет баранов)

У меня нет коз (У меня есть козы).

Дети садятся за столы парами.

5 . Упражнение в парах «Составь схему предложения» : один ребёнок - составляет предложение с названием домашнего животного из прослушанной сказки, а другой - составляет схему. Затем наоборот. Дети друг другу задают вопросы: «Сколько слов в предложении?, «Назови третье или первое слово», «Есть ли предлог в твоем предложении?».

6. Подвижная игра «Тузик»

Вот он кружится волчком

Кружатся на месте. Руки на поясе.

Тузик, Тузик, хвост крючком.

Кружатся в противоположную сторону.

Вот летит во весь опор

То на речку, то во двор,

Двигаются по кругу, совершая подскоки

То дежурит у ворот -

Словом, дел невпроворот.

Снова двигаются по кругу, совершая подскоки.

7. Беседа по сказке . Выборочный пересказ по ролям.

Логопед. Давайте вспомним сказку, которую я вам рассказала. Что услышала однажды утром Ариша? (спор домашних животных)

О чем они спорили? (кто нужнее человеку?)

Кто же оказался самым важным домашним животным? (Все домашние животные нужны человеку, потому что все они приносят пользу.

Логопед распределяет роли. Дети разыгрывают спор животных.

8. Упражнение «Повтори за мной скороговорку».

Логопед. Давайте отрегулируем дыхание. Глубокий вдох, задержка дыхания, выдох. Теперь расскажем скороговорку про щенят:

У ищейки три щеночка:

Два щенка и крошка дочка.

У щенков как бочки щечки,

У сыночков и у дочки.

Повторение скороговорки по условным обозначениям: месяц - тихо, плачущая девочка - громко, черепаха - медленно, заяц - быстро, дельфин - громко-тихо, птичка - сначала тихо, а потом громко.

9. Создание коллажа «На зеленом на лугу».

Дети подходят к столу, на котором лежит лист ватмана, приготовлены гуашь, фигурки животных, клей-карандаши

Логопед. Я предлагаю вам создать коллаж «На зеленом на лугу», где разместим всех животных, про которых мы сегодня говорили. С чего начнем, как вы думаете? (изобразить луч, используя технику «набрызг» или «тычок», подсушить фон феном). И затем каждый из вас возьмет фигурку своего домашнего животного и найдет ему место на лугу (приклеивают фигурки).

10. Пение песни.

«Мой щенок»

В моей комнате с утра переполох,

Что случилось? Это кто же сделать мог?

Из коробки, вижу я, белеет шерсть.

Мама с папой объясните, кто там есть.

Припев: Мокрый нос, пушистый комочек.

Это он, любимый щеночек.

Здравствуй чудо лучший друг.

Изменил ты мир мой вдруг.

Целый день играли мы с ним во дворе,

Неуклюжий и смешной он лаял мне.

Молоком парным пушистика кормлю,

Очень, очень сильно я его люблю.

Припев.

Пятнышко за ухом, кисточка и хвост,

сегодня первый раз разгрыз он кость.

Будет он защитником, но, а пока

Подождать мне надо чуточку едва.

Припев.

3 часть. Окончание занятия.

Логопед. Спасибо щенку из сказки, который помог нам разобраться, что все животные нужны и важны!

Детям предлагается высказать свои впечатления от занятия, какое задание понравилось, какое - было сложным, каким было настроение? Дети выбирают условные обозначения: солнышко или тучка, соответственно.

Использованная литература:

М. Стремин, стихотворение «Подарок»;

Нищева Н.В. Развивающие сказки: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста - учебно-методическое пособие- Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2002 год;

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Тема: развитие словаря «В гостях у зимушки»

Образовательные: обобщить и систематизировать знания о зиме, через приёмы развития связной речи , и развитие словаря .

Развивающая: Развивать умение выразительного осмысленного чтения наизусть поэтических текстов. Развивать интерес к поэтическому слову и словотворчеству; Активизировать и обогащать словарный запас, учить составлять предложения по сюжетным картинкам, отвечать на вопросы;

Воспитывающие: Воспитывать любовь к природе через познание окружающего мира.

: сундучок с заданиями, проектор; презентация « Зимние пейзажи, снежинки » , снежинки, снежок, музыка.

Предварительная работа:

Беседы о зиме, рассматривание иллюстраций и составление предложений по ним, чтение стихов и аналитическая работа по текстам.

Словарная работа : зима, снежинки, снег, снегопад, снеговик (активизация и обогащение).

Методы и приемы

Средства обучения : вводная часть (обучение со взрослыми, культурно языковая среда, литературная речь воспитателя, обучение родной речи и звуков на занятии.

Формы: групповая (индивидуальная)

Ход занятия:

Вводная часть:

1. Воспитатель :

Как-то я в лесочке шла, повстречалась мне красивая женщина: в белом богатом снежном наряде, на голове корона, переливающаяся разноцветными огоньками, в руках палочка волшебная.

Взмахнёт ей - дует холодный ветер, появляются красивые снежинки и украшают всё вокруг. Кто это, ребята? (ответы детей) .

Основная часть

2.Воспитатель:

Белая, снежная красавица зима!

Принесла вам волшебный сундучок.

Давайте откроем сундучок и посмотрим, что там лежит.

В сундучке лежат снежинки с заданиями.

Предлагаю детям достать снежинку.

Читаю задание.

«Расскажите обо мне, о красавице-зиме» .

(Все дети встают и выразительно, вместе с движениями рассказывают стихотворение).

Белый снег пушистый

В воздухе кружится,

И на землю тихо падает, ложится.

И на утро снегом поле забелело,

Точно пеленою

Всё его одело.

Стали дни коротки,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозы,

И зима настала.

3. Зимушка предлагает со снежком поиграть в игру «Доскажи словечко» .

(Воспитатель кидает снежок, дети ловят и отвечают) .

Тихо-тихо как во сне

Падает на землю (снег)

С неба все скользят пушинки

Серебристые (снежинки)

На поляны, на лужок

Тихо падает (снежок)

Вот веселье для ребят

Все сильнее (снегопад)

Все бегут вперегонки

Все хотят играть в (снежки)

Словно в белый пуховик

Нарядился (снеговик)

Рядом снежная фигурка

Это девочка (снегурка)

Молодцы ребята!

4.Физминутка.

Заключительная часть

Тема: составление рассказа по картине «Дети гуляют в осеннем парке»

Возраст детей : старшая группа (с 5-6)

Образовательная : учить детей составлять описательный рассказ по картине, соблюдая композицию рассказа, совершенствовать монологическую речь детей.

Развивающая: развивать наблюдательность, умение чувствовать и передавать в рассказе настроение, заключенное в картине.

Воспитательная: воспитывать отношение к природе, стремление ее беречь, доброжелательное отношение к друг другу.

Для воспитателя : осенние листья, осенний пейзаж.

Для детей : осенние листья.

Предварительная работа:

: (загадки про осень, стихи об осени, потешки, рисование осенних листьев, аппликация деревьев, лепка осенний урожай.

Познавательная: энциклопедии.

Развитие речи : рассмотреть картину про осень.

Физическое развитие : комплекс упражнений.

Игровая: листопад, назови примету .

Словарная работа : листья, деревья, медведь, заяц, еж, (активизация иобогащение).

Методы и приемы , используемые на занятии: дидактические игры, загадывание и разгадывание загадок, объяснение, рассматривание иллюстраций.

Средства обучения : вводная часть (обучение со взрослыми, культурно языковая среда, литературная речь воспитателя, обучение описывать картины, родной речи и звуков на занятии.

Формы: групповая (индивидуальная)

Ход занятия:

Вводная часть

На ковре лежат разноцветные листья. Дети берут по одному листочку.

Основная часть

1.Предлагает детям послушать загадку.

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далёкий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льётся,

Это время года … осенью зовётся .

2. Предлагает детям назвать жилище медведя, зайца, белки, ежа, мыши.

3. Предлагает детям попасть в осенний лес .

4. Предлагает детям составить предложение по картинкам: «осень» , «небо в тучах» , «солнце выглядывает из-за тучи» , «дождь» , «грибы» , «мальчик с корзинкой» , «птицы» , «медведь» , «заяц» , «белка» , «ёж» ,

5. Выставляет картину . Дети рассматривают её .

Вопросы по содержанию картины и составление рассказа.

6. Даем оценку рассказам детей положительную.

Заключительная часть:

Игра «Превращение» - Осень настоящая волшебница. Она умеет короткие слова превращать в средние и длинные. Вот послушайте : дождь –дождик – дождичек.

План конспект занятия по развитию речи.

Тема: Составление описательного рассказа об игрушке.

Возраст детей : старшая группа (с 5-6)

Задачи программного содержания :

Образовательная : учить описывать внешний вид игрушки, рассказывать о том, как с ней можно играть, об игрушках, которые есть дома.

Развивающая: активизировать в речи глаголы, учить подбирать их по смыслу к существительным.

Воспитательная: воспитывать формирование дружеских чувств.

Материал и оборудование для занятия:

Для воспитателя : игрушки из разных материалов (деревянные, меховые, резиновые), мяч.

Для детей : игрушки.

Предварительная работа: накопление опыта детей перед занятием.

Художественно эстетическая область : (загадки, стихи про игрушки, потешки, рисование любимой игрушки, аппликация неваляшки, лепка автомобиля.

Познавательная: энциклопедии.

Развитие речи : рассмотреть игрушек.

Физическое развитие : комплекс упражнений.

Игровая: горячая картошка.

Словарная работа : мягкий, твердый, круглый квадратный (активизация и обогащение).

Дидактические игры, загадывание и разгадывание загадок, объяснение, рассматривание игрушек.

Средства обучения : вводная часть (обучение со взрослыми, культурно языковая среда, литературная речь воспитателя, обучение описывать игрушки, родной речи и звуков на занятии.

Формы : групповая (индивидуальная)

Ход занятия:

Вводная часть

Предлагает послушать стихотворение.

Вопросы:

Какие подарки вы любите получать больше всего? (обобщает ответы детей)

Какие игрушки есть у вас дома?

Основная часть:

1.Воспитатель обращает внимание на игрушки в группе, предлагает рассмотреть их, а затем рассказать о любой из них по плану.

План рассказа:

    Как называется игрушка?

    Как она выглядит?

    Из какого материала сделана?

    Как с ней можно играть?

2.Выслушав три четыре рассказа, педагог закрепляет знание правил обращение с игрушками, напоминает, что если игрушками играть аккуратно и дружно, ими долго можно играть.

3.Физкультминутка

4.Воспитатель загадывает загадки, дети находят игрушки отгадки:

С хозяином дружит, дом сторожит,

Живет под крылечком, хвост колечком.

(собака)

Мягкие лапки, а в лапках царапки.

Все время умывается, а с водой не знается.

(кошка)

Спереди – пяточек, сзади – крючок,

По середине спинка, а на ней щетинка.

(свинья)

5.Воспитатель просить вспомнить детенышей этих животных.

Оставляет положительные эмоции после занятия.

Заключительная часть

Игра «один – много»

Тема: Пересказ сказки А. Суконцева «как ежик шубку менял»

Возраст детей: старшая группа (от 5- 6 лет)

Задачи программного содержания:

Образовательная : учить пересказывать художественный текст;

Развивающая: закрепить представление о диких животных (внешний вид, повадки);

Воспитательная: воспитывать у детей доброжелательное отношение к животным.

Материал и Оборудование для занятия:

Для воспитателя : картинки диких животных средней полосы России;

Для детей: геометрические фигуры – круги, треугольники.

Предварительная работа : накопление опыта детей перед занятием,

Художественно эстетическая область (беседа о диких животных: чем питаются, где обитают), Рисование (ежик с яблоками), аппликация (белочка), лепка (зайка).

Познавательная : энциклопедии,

Развитие речи:

Физическое развитие: комплекс упражнений,

Игровая: назови детеныша.

Словарная работа : ежик, зайка, лиса, белка, медведь, волк (активизация и обогащение).

Методы и приемы, используемые на занятии:

Средства обучения : вводная часть (обучение со взрослыми, культурно языковая среда, литературная речь воспитателя, обучение пересказывать рассказ, родной речи и звуков на занятии.

Формы: групповая (индивидуальная)

Ход занятия:

Вводная часть:

1.воспитатель читает сказку А. Суконцева «как ежик шубку менял»

Основная часть:

2. Проводит беседу по содержанию сказки, обращает внимание на чувства, которые испытывает ежик, убегая от лисы.

3. Читает сказку повторно и просит детей ее сначала по частям, затем полностью.

Физкультминутка

Дети выполняют движения в соответствии с текстом:

4.воспитатель загадывает загадки о диких животных, просит детей рассказать, как отгадки.

Лежала между елками

Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала,

Потом вдруг убежала.

(ЕЖ)

5.Оставляет положительные эмоции после занятия

Заключительная часть

Дидактическая игра «различаем звуки» воспитатель называет слова со звуками ч и щ , предлагает поднять круг, если в слове есть звук ч и треугольник, если слово со звуком щ .

Тема: составление рассказа из личного опыта «домашние животные в нашей семье»

Возраст детей: старшая группа (от 5-6 лет)

Задачи программного содержания:

Образовательная: закреплять знания правил безопасного поведения с незнакомыми животными.

Развивающая: учить рассказывать о своих впечатлениях, отбирая для рассказа интересное содержание.

Воспитательная: воспитывать чувство любви к домашним животным.

Материал и оборудование для занятия :

Для воспитателя: магнитная доска, иллюстрации домашних животных и их жилищ, разных видов корма, несколько ботинок, чулок, носков, тапочек, варежек.

Предварительная работа : накопление опыта перед занятием, художественно эстетическая область (индивидуальные беседы с детьми, чтение произведений, загадывание загадок), рисование (мой питомец), аппликация и лепка домашних животных.

Познавательная: рассматривание иллюстраций .

Развитие речи : чтение произведений.

Физическое развитие : комплекс упражнений.

Игровая : сюжетно-ролевая игра «Семья» .

Словарная работа

Методы и приемы, используемые на занятии : дидактические игры, загадывание и разгадывание загадок, объяснение, рассматривание картин.

Средства обучения : вводная часть (обучение со взрослыми, культурно языковая среда, литературная речь воспитателя, обучение рассказыванию из личного опыта, родной речи и звуков на занятии.

Формы : групповая (индивидуальная)

Ход занятия:

Вводная часть:

1.Предлагает отправиться в гости ко всем ребятам.

2. Основная часть.

Вопросы:

Каких животных мы называем домашними?

Как человек заботится о домашних животных?

Какие домики строит для них хозяин?

Какую пользу животные приносят человеку?

3. предлагает детям рассказать о своих домашних о своих домашних животных.

План рассказа:

    Какое животное есть у вас дома?

    Как его зовут, как оно выглядит?

    Как животное попало в ваш дом?

    Кто и как заботится о нем?

    Как вы играете с ним?

    Какие смешные истории случались с вашими домашними питомцами?

4.Оценивая рассказы, педагог обращает внимание детей на их полноту и последовательность изложения, выразительность, проявление отношения ребенка к своему питомцу.

5. физкультминутка.

6. предлагает произносить чистоговорки с разной силой голоса: шёпотом, тихо, громко:

    Щенок в чащу дощечку тащит.

    Два щенка на чердаке

Оставить положительные эмоции после занятия.

Заключительная часть.

Дидактическая игра «Без чего можно обойтись?»

План конспект занятия по развитию речи

Тема: воспитание звуковой культуры речи «Звуки [Р], [Л]»

Возраст детей: старшая группа (от 5-6 лет)

Задачи программного содержания:

Образовательная : Уточнить и закрепить правильное звукопроизношение звуков «р» , «л» изолированно, в словах и фразах

Развивающая: Учить произносить скороговорку в разном темпе, с разной интонацией и силой голоса.

Воспитательная : воспитывать самостоятельность и усидчивость.

Картинки-предметы со звуками «р» , «л» в названиях, игрушка собака, зеркала, бельевые прищепки.

Предварительная работа : накопление опыта перед занятием,

Игровая : сюжетно-ролевая игра «Семья» .

Словарная работа : варежки, носки, чулки, кошка, собака, миска, будка, активизация и обогащение)

Методы и приемы, используемые на занятии: дидактические игры, загадывание и разгадывание загадок, объяснение, рассматривание картин.

Средства обучения : вводная часть (обучение со взрослыми, культурно языковая среда, литературная речь воспитателя, обучение родной речи и звуков на занятии.

Формы : групповая (индивидуальная)

Ход занятия:

Вводная часть:

1. Артикуляционная гимнастика:

2. Предлагает послушать Стихи-добавлялки:

Дедушку зовут Лука, у него болит (рука)

На столе с картошкой плошка, за столом голодный… (Прошка)

Рисовал художник ламу и картину вставил в (раму)

Вкусный и душистый плов приготовил повар (Пров)

Друг позвал меня на пир, ел я торт и чай я (пил)

В блеске солнечных лучей по земле бежит (ручей)

Послушайте : ррр-летит самолет близко (приложите руки к груди и произнесите «ррр» ). «Ллл» - улетел самолет далеко (отодвигаются руки в стороны) .

3. Игра «Покажи, где летит?» ррр, ллл, ллл, ррр

Дети, постарайтесь услышать в словах , которые я назову, звук «Р» . Если услышите, прижмите руки к груди. Слушайте : хобот, робот, танец, ранец, игла, пары, полы, ложки, рожки. Молодцы!

5. Пальчиковая гимнастика

Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги пальцев от указательного пальца к мизинцу и обратно на каждый ударный слог.

Кусается сильно котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь.

Но я же играю, с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе : «Кыш!»

6. Воспитатель : «Рррр» Кто так рычит? Кто так ворчит? Дети отвечают. Воспитатель показывает собачку : «Это собачка Рекс. Рекс умеет считать. Спросите, сколько у него глаз? Ушей? Хвостов? Лап? Если дети отвечают правильно, Рекс тоже отвечает на вопрос.

7. Работа со скороговоркой

«Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов» . Дети произносят в разном темпе, с разной силой голоса.

8. Придумай слово со звуками «р» и «л» . За каждый ответ выдаются фишки.

9. Заключительная часть

Оставить положительные эмоции после занятия

Конспект занятия по развитию речи

Тема: развитие словаря «Зимняя сказка»

Задачи программного содержания:

Образовательные : Расширять, уточнять и активизировать словарь по теме.

Активизировать в речи детей слова-предме ты : «снегопад» , «снежинка» .

Познакомить со словами-признаками: «ажурная» , «пушистая» . Формировать знания о признаках зимы; закрепить знания о свойствах снега.

Развивающие : Развивать общие речевые навыки. Развивать творческое воображение. Развивать общую и мелкую моторику. Закреплять умение отвечать на вопросы воспитателя.

Воспитывающие : Воспитывать внимание и интерес к занятию . Воспитывать умение видеть красоту.

Материал и оборудование к занятию : бумажные снежинки, дверь из картона, бубен, игрушка снеговик, Игрушка Королева Кисточка, набор кисточек, белая гуашь, сундучок, посуда со снегом.

Предварительная работа: художественно эстетическая (Беседа о временах года). Познавательная ( Рассматривание иллюстраций о зиме). Наблюдения за погодой на прогулке). Развитие речи ( Чтение и разучивание стихов о зиме). Физическое ( Пальчиковые упражнения). Игровая (шумелка)

Словарная работа : снегопад , снежинка , ажурная , пушистая (активизация и обогащение).

Методы и приемы, используемые на занятии:

Средства обучения

Формы : групповая (индивидуальная)

Ход занятия:

Вводная часть

1.Игра «Шумелки» (в кругу) :

Предлагает разгадать загадку: Ой, ребята, кто-то к нам стучится. Смотрите, к нам в гости пришел наш старый знакомый: «Меня не растили-из снега лепили, вместо носа морковка, вместо глаз угольки». (Снеговик)

2.Основная часть

В гости пришел снеговик и принес сундучок.

3.Предлагает послушать стихотворение и угадать о каком времени года в нем говорится.

«На заснеженной полянке

ЯЗимаИ санки.

Только землю снег покроет-

Собираемся мы трое.

Веселимся на полянке

Я Зима И санки».

4.Предлагает рассказать про зиму.

В гости пришла королева кисточка: Ребята, Королева Кисточка приглашает нас в гости в зимнюю сказку . Вы хотите в гости? (ответы детей) 5.Предлагает поиграть в игру: Нам надо теплее одеться, чтобы в дороге не замерзнуть.

Игра-массаж :

Надеваем штанишки (мягкое поглаживание ног)

Надеваем пальто (поглаживание рук, живота)

Надеваем шапку (поглаживание головы) .

6.Физминутка «Идем мы по сугробам» (движения выполняются по тексту) :

7.Предлагает отгадать загадку Королевы Кисточки: Мои помощники «Что ж за звездочки сквозные на пальто и на платке? Все сквозные, вырезные, а возьмешь – вода в руке!». О каких звездочках идет речь? (ответы детей) . Правильно, о снежинках.

8.Рассказывает про снег: Снег ложится куда захочет. Кто знает, куда ложится снег? (на людей, деревья, дома, дороги) . А когда снег падает, это называется снегопад. Давайте повторим и запомним это слово. (хоровой и индивид. повторы) .Какой снег? (белый, пушистый, блестящий, холодный) Воспитатель: Как вы думаете, снег можно есть? (нет) А почему? (снег холодный, грязный, если его съесть, можно заболеть)

9.Предлагает послушать стихотворение про ворону, которая ела снег:

Ворона снег поела,

И ангиной заболела,

Хочет крикнуть, да никак.

Снег не надо есть – вот так!

Заключительная часть

Раздает детям инструменты шумелки! (Дети веселятся под бубен) .

Конспект занятия по развитию речи.

Тема: Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»

Возраст детей: младшая группа (с 3-4 лет)

Задачи программного содержания:

Образовательные: учить отвечать на вопросы воспитателя, описывать предмет; составлять с помощью воспитателя небольшой рассказ по картине ;

Развивающие: развивать зрительное и слуховое внимание и память. Совершенствовать навыки диалогической речи . Вырабатывать умение соотносить изображение детеныша с большим животным.

Воспитательные: воспитывать бережное и заботливое отношение к домашним животным.

Материал и оборудование для занятия : картина « Кошка с котятами » . Магнитная доска и фигурки домашних животных и их детенышей: собака со щенком, кошка с котенком , корова с теленком, свинья с поросенком, коза с козленком. Мягкие игрушки больших домашних животных и их детенышей.

Предварительная работа: художественно эстетическая (Беседа домашних животных). Познавательная ( Рассматривание иллюстраций). Развитие речи ( Физическое ( Пальчиковые упражнения). Игровая

Словарная работа : кошка, котенок, лапки, шерстка, ушки, детеныш, собака будка, корова, сарай, коровник, коза, свинья, хлев (активизация и обогащение).

Методы и приемы, используемые на занятии: дидактические игры, загадывание и разгадывание загадок, объяснение, рассматривание картин, игры и упражнения.

Средства обучения : вводная часть (обучение с взрослыми, культурно языковая среда, литературная речь воспитателя, обучение родной речи и звуков на занятии.

Формы : групповая (индивидуальная)

Ход занятия:

Вводная часть:

1.Предлагает детям отгадать загадку.

Острые ушки, на лапках – подушки. Усы, как щетинки, дугою спинка. Днем спит, на солнышке лежит. Ночью бродит, на охоту ходит. Молоко пьет, песенки поет. Тихо в комнату войдёт, замурлычет, запоет. (кошка)

Основная часть:

2.Предлагает детям рассказать стихи

1. Отворилась тихо дверь, и вошел усатый зверь. Сел у печки, жмурясь сладко, и умылся серой лапкой. Берегись мышиный род, на охоту вышел кот.

2. Вы со мной знакомы близко. Я приветливая киска. Кверху – кисточка на ушках, когти спрятаны в подушках. В темноте я зорко вижу, понапрасну не обижу. Но дразнить меня опасно – я царапаюсь ужасно.

3.Предлагает детям рассмотреть картину , задает вопрос .

Задает вопросы: Что делает кошка ? Какого цвета лапки у кошки ? Какого цвета у неё хвостик? Что у кошки на голове ? На мордочке? Что делает рыжий котенок? Из чего он лакает молоко? Какого цвета другой котенок? Что он трогает лапками? Какого цвета клубок?

4.Предлагает, послушайте небольшой рассказ про кошку с котятами . У кошки Мурки есть… котята . Она лежит на коврике и смотрит на них. Рыжий котенок лакает молоко из тарелки, серый котенок спит. Серый котенок с белыми пятнами катает клубок. Кошка смотрит на котят и мурлычет мур –мур .

5.Предлагает детям рассказать про кошку с котятами.

Заслушиваются два рассказа.

Физминутка « Котята» .

Предлагает вспомнить где живут домашние животные и поиграть в игру.

Д/ И «Где чей домик?»

Дети поочередно находят на столе соответствующий домик и прикрепляют возле нужной фигурки животного на магнитной доске. Воспитатель поясняет, что все эти животные живут рядом с домом человека. Поэтому их называют домашними. Кошка живет с человеком ; собака – в будке; корова – в сарае, коровнике; коза – в сарае; свинья – в сарае, в хлеву.

Заключительная часть

Игра «Найди маму для малыша»

Оставить положительные эмоции после занятия.

План Конспект по развитию речи

Тема: «Составление рассказа об игрушке»

Возраст детей: младшая группа (с 3-4 лет)

Задачи программного содержания:

Образовательные : Учить детей составлять небольшой рассказ вместе с воспитателем об игрушке .

Развивающие : Развивать и активизировать речь детей, развивать и активизировать речь детей.

Воспитательная : Вызвать желание проявить заботу к животным,

Материал и Оборудование :

Для воспетателя: домик – ширма; игрушки : лошадь – жеребенок; мышка – мышонок; кошка – котенок; мультимедийное оборудование.

Методы и приемы : наглядный (показ игрушек , картин на мультимедийном оборудовании, словесный (беседа, вопросы, пояснения, художественное слово, загадка, практическая (физкультминутка, игровые упражнения) .

Словарная работа : шерсть, мягкая, пушистая, большой - маленький.

Предварительная работа с детьми: рассматривание картин с домашними животными (активизация и обогащение).

Методы и приемы, используемые на занятии: дидактические игры, загадывание и разгадывание загадок, объяснение, рассматривание картин, игры и упражнения.

Средства обучения : вводная часть (обучение с взрослыми, культурно языковая среда, литературная речь воспитателя, обучение родной речи и звуков на занятии.

Формы : групповая (индивидуальная)

Ход занятия:

Вводная часть:

Дети заходят в группу . Садятся на стульчики.

1. Загадывание загадки : (лошадь, мышка, кошка) (Приложение 1)

А) Мохнатенькая, усатенькая, молочко пьет, песенки поет. (Кошка)

Б) Живет в норке, грызет корки.

Короткие ножки. Боится кошки. (Мышь)

В) Не пахарь, не кузнец, не плотник,

А первый на селе работник. (Лошадь)

Основная часть

2. Словесная игра «Мама и детеныш»

Лошадь и жеребенок

- Ребята, посмотрите, кто это к нам прискакал в гости? (Обратить внимание на лошадь) . Лошадь говорит низким голосом «И-и-и» . Давайте и мы произнесем протяжно «И-и-и» . Так лошадь зовет своего детеныша. А как называют детеныша лошади? (Жеребенок - появляется игрушка жеребенок ) . Посмотрите мама – лошадь большая, а ее детеныш жеребенок какой? Правильно, маленький. И кричит он тоненько, как кричит жеребенок? (И-и-и) . Давайте посадим жеребенка рядом с мамой лошадью.

Мышка и мышонок

- Но не только лошадка к нам прискакала сегодня. К нам сегодня прибежала серенькая. (Мышка) . А как пищит мышка? (Пи-пи-пи) . Кого она так зовет к себе? Мышка зовет своего малыша. А как называется детеныш мышки? (Мышонок - появляется игрушка мышонок ) .

- Мама мышка – большая, а мышонок –. (маленький) . Мышонок маленький и пищит он тоненько, давайте пропищим как маленький мышонок (пи-пи-пи) . Сейчас мы тоже посадим мышонка рядом с мамой мышкой.

Кошка и котенок

- А посмотрите, здесь еще и кошка сидит. Как говорит большая кошка? Она говорит низким голосом. (МЯУ-МЯУ) . А кого зовет кошка? (Котенка) .

- Кошка зовет своего детеныша и называется он котенок. Мама кошка – большая, а котенок – маленький. Котенок маленький и мяукает он тоненько, покажите, как мяукает маленький котенок? (Мяу-мяу) .

3. Физкультминутка «Пройди и скажи, как.»

(Лошадь с жеребятами, кошка с котятами, мышка с мышатами. Животных спрятать за ширму).

4. Дидактическая игра «Детеныши потерялись»

- Ребятки, детеныши потерялись, а мамы их ищут и никак не могут найти. Надо обязательно помочь мамам найти своих малышей.

Лошадь ищет… (жеребенка)

Кошка ищет… (котенка)

Мышка ищет (мышонка) .

5. Дидактическая игра «Кого не стало» - Внимательно посмотрите на всех животных и закройте глазки, сейчас одно из них спрячется, а вы постарайтесь угадать, кого не стало.

- Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием.

6. Рассказ о животном

- Вот сколько животных сегодня пришло с вами поиграть.

- Посмотрите, это детеныш лошади. Как он называется? (Жеребенок) . У него большая грива, длинный хвост. Жеребенок скачет и говорит «и-и-и» . Он любит есть овес. Кто из вас хочет рассказать об этом животном ?

- Это мышонок, детеныш мышки. Он маленький, серенький. Мышонок живет в норке. Мышонок любит сыр и говорит «пи-пи-пи» . А кто расскажет об этом животном ?

- Это котенок, детеныш кошки. Он хороший, маленький, пушистый. Котенок любит молочко. У него зеленые глазки. Котенок мяукает «мяу-мяу» . Так он зовет свою маму кошку.

Заключительная часть

- Вы рассказали про всех детенышей животных, а теперь можете поиграть с ними. Им очень понравилось, как вы играли с ними.

План Конспект занятия по развитию речи.

Тема: «Пересказ сказки К. Чуковского «Цыпленок»

Задачи программного содержания:

Образовательные : учить детей правильно отвечать на вопросы воспитателя, воспроизводить содержание сказки " Цыпленок " К. Чуковского по вопросам ;

Развивающие : закреплять произношение звуков к, к мягкого; учить отчетливо и внятно произносить слова и фразы с этими звуками.

Воспитательные : воспитывать усидчивость, воспитывать любовь к животным и к литературным произведениям

Материал и оборудование для занятия: Игрушки: курица, цыплята , петух, черный кот; фланелеграф.

Предварительная работа: художественно эстетическая (Беседа о животных). Познавательная ( Рассматривание иллюстраций). Развитие речи ( Чтение и разучивание стихов). Физическое ( Пальчиковые упражнения). Игровая: дидактические игры.

Словарная работа : курица, цыплята , петух, черный кот (активизация и обогащение).

Методы и приемы, используемые на занятии: дидактические игры, загадывание и разгадывание загадок, объяснение, рассматривание картин, игры и упражнения.

Средства обучения : вводная часть (обучение с взрослыми, культурно языковая среда, литературная речь воспитателя, обучение родной речи и звуков на занятии.

Формы : групповая (индивидуальная)

Ход занятия:

Вводная часть:

1.Дети полукругом сидят на ковре, воспитатель: "Кто это (Курица.) Вышла курочка гулять. Ходит, ищет червяков, крошки, зернышки, зовет своих цыплят : "Ко-ко-ко!" Как зовет курица цыплят (Дети повторяют.) Прибежали цыплята и стали вместе с курицей клевать. зернышки. Что делают цыплята ?. Прибежал петух, показывает игрушку, закричал:"Ку-ка-ре-ку!"- и тоже стал клевать. А черный кот (воспитатель показывает) притаился и наблюдает за цыплятами . Курица это увидела, испугалась и зовет цыплят :"Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко!" Ребята, давайте поможем курочке и позовем всех цыплят .

Основная часть

Физкультминутка.

2.Предлагает поиграть в игру. "Я буду мама-курица,- предлагает воспитатель,- а вы мои цыплята . Вот цыплята вышли погулять , ходят, высоко поднимают лапки, ищут крошки, зернышки. Мама-курица нашла зернышко и зовет цыплят : "Ко-ко-ко!" Цыплята прибежали и стали клевать. " Цыплята-ребята , пойдемте домой, я вам расскажу сказку ".

3.Предлагает послушать сказку про «Цыпленка» :

После чтения задает вопросы:

-Про кого рассказывается в этой сказке ( Про цыпленка и его маму .) Какой был цыплено к (Маленький.) Кто был у цыпленка (Мама-курица.) Чем она его кормила (Червяками.) Кто прогнал маму со двора (Черный кот.) Кого увидел цыпленок (Петуха.) Что запищал цыпленок (Пи-пи-пи! Я тоже молодец! Я тоже удалец) Кто смеялся над цыпленком (Лягушка.) Что сделала мама (Пожалела и приласкала цыпленка .)

4.После ответов на вопросы воспитатель вызывает поочередно нескольких детей и предлагает им вместе рассказать сказку (по частям.)

Дети при пересказе используют фигурки персонажей для фланелеграфа.

Заключительная часть

Оставить положительные эмоции после занятия.

План Конспект занятия по развитию речи

Тема: развитие звуковой культуре речи «Звук [Ф]»

Возраст детей: младшая группа (с 3-4 лет)

Задачи программного содержания:

Образовательные: Упражнять детей отчетливо и правильно произносить изолированный звук Ф и звукоподражательные слова с этим звуком . Закреплять знания детей

1. Формировать умения обобщать, классифицировать.

2. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.

3. Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов.

4. формировать представление о фантазии, развивать целостное восприятие народных сказок, образное представление, эмоциональную сферу детей.

5. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 34 «Крепыш» города Новочебоксарска Чувашской Республики

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»

Составлен

воспитателем МБДОУ

«Детский сад № 34 «Крепыш»

Ефимовой Наталией Евгеньевной

Новочебоксарск- 2015 год

Цели:

1. Формировать умения обобщать, классифицировать.

2. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.

3. Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов.

4. формировать представление о фантазии, развивать целостное восприятие народных сказок, образное представление, эмоциональную сферу детей.

5. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.

Словарная работа: фантазия, солнце: яркое, лучистое, светлое, горячее.

Материалы и оборудование: солнце с лучиками, запись мелодии «волшебной музыки»

«Чудесный мешочек».

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Воспитатель:

Сегодня на занятии мы отправимся в путешествие в сказочный город Красивой речи. Попадая в эту сказочный город люди немного меняются. Хотите узнать, как? Тогда в путь. Так как город необычный, то и в путешествие мы отправимся необычным образом: с помощью фантазии.

А что такое фантазия? (фантазия- это наши мечты, когда мы о чем –то мечтаем, что-то выдумываем то, чего нет на самом деле.

Прежде, чем отправимся в это путешествие, давайте вспомним правила:

1. Каждый день всегда, везде,

На занятиях в игре,

Громко, четко, говорим,

Никуда мы не спешим.

2. Если хочешь ответить, не шуми,

Только руку подними.

Итак, отправляемся в город Красивой речи. (Включается сказочная музыка)

Закройте пожалуйста глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы дома,заводы,леса, поля, которые его окружают, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя.

2. Основная часть.

Вот мы и прибыли. Посмотрите, ребята, что это? Ворота. – А на воротах – замок. Давайте, его откроем. А поможет нам пальчиковая гимнастика «Замок» Дети встают в круг и выполняют пальчиковую гимнастику.

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог?

Постучали (на этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы)

Покрутили, (не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.0

Потянули (тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.)

И открыли ! (резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.)

Замок, мы открыли, молодцы!

Ой, ребята, а здесь письмо!

Дорогие любимые наши ребята, помогите нам! Злые волшебники заколдовали наш город:

Все, что есть у нас: и дома, и поля, и леса, и дорожки, и речки и солнышко.

Помогите нам расколдовать нам наш город!

Нужно помочь жителям этого города. Поможем? Да.

Тогда, отгадайте загадку:

Среди поля голубого яркий блеск огня большого

Не спеша огонь тот ходит, землю – матушку обходит,

Светит весело в оконце. Догадались это… Солнце.

Только почему-то оно грустное? У него нет лучиков.

Злые волшебники и его заколдовали, а- лучики разбросали в разные стороны. Давайте найдем их все вместе!

Чтобы расколдовать лучики нужно выполнить задания.

Воспитатель зачитывает задания, записанные на лучиках и выполнив задания, прикрепляет лучики к солнышку.

1 задание.

Волшебный огонек, помоги,

Нам дорогу укажи. (В. светит маленьким фонариком, свет падает на картинку с изображением животных)

«Назови ласково» Воспитатель, кидая мяч ребенку называет слово, а он называет его ласково.

Примерные слова. Обезьяна, бегемот, лиса, заяц, кабан, медведь, белка

2 задание

Волшебный огонек, помоги,

Нам дорогу укажи. (В. светит маленьким фонариком, свет падает на картинку с изображением сада и огорода)

«Назови одним словом»

Груша, яблоко, персик, слива (фрукты)

Тюльпан, ирис, астра, роза (цветы)

Помидор, огурец, морковь, свекла (овощи)

Клубника, малина, вишня, крыжовник (ягоды)

Укроп, петрушка, салат, щавель (зелень)

Игра «Хлопушки»

(Ребёнок учится прохлопывать слова, разделяя их на слоги

Гру – ша, сли – ва, ли – мон , пер – сик, аб – ри – кос ,

а – пель – син, ман – да – рин , яб – ло – ко.

«Слова – родственники»

Где растут фрукты? (В саду ) Кто ухаживает за садом? (садовод )

Как называются растения, которые растут в саду? (садовые )

Назови, какие слова – родственники мы с тобой произнесли.

3 задание.

Волшебный огонек, помоги,

Нам дорогу укажи. (В. светит маленьким фонариком, свет падает на картинку с изображением гаража с транспортом)

«Что лишнее? »

Самолет, вертолет, истребитель, дерево

Апельсин, катер, теплоход, лодка

Машина, мотоцикл, кузнечик,

Велосипед, самокат, мопед, квадроцикл, стол.

Физминутка «На лугу растут цветы»

На лугу растут цветы

Небывалой красоты.

К солнцу тянутся цветы. С ними потянись и ты.

Ветер дунет иногда,

Только это не беда.

Наклоняются цветочки, Опускают лепесточки.

А потом опять встают

И по- прежнему цветут.

Волшебный огонек, помоги,

Нам дорогу укажи. (В. светит маленьким фонариком, свет падает на речку)

Ребята,скажите что делает река?

Дети. Река течёт, бежит, журчит, шумит, плещется, бурлит, волнуется, шипит и т.д.

Какие дети у меня молодцы. Много слов назвали. А теперь поиграйте с камешками, покатайте их в ладонях. (Через минуту собирает камешки.) Вернем камешки реке и скажем ей за игру « спасибо» (Звучит аудиозапись « Звуки реки») ,

Как промолвит речка волшебное словечко – засыпают раки, позабыв о драке.

Как вы думаете, дети, кто еще может жить в реке?

Дети. В реке могут жить рыбы.

4 задание

Ах, дети, дети, у жителей города случилась беда –рыбок в речке заколдовали. Без вашей помощи им не обойтись. Чтобы рыбы попали в реку, их нужно назвать.

Воспитатель открывает картинки, прикрепленные к мольберту. Дети называют их хором или индивидуально. Правильно названные картинки дети относят к реке.

А какие рыбы у нас остались?

Дети. Дельфин, скат, рыба – молот.

Почему они не могут жить в реке?

Педагог подводит детей к тому, что морские рыбы живут в море или в океане.

Молодцы, ребята! Вы очень помогли. Рыбы не умеют разговаривать, но любят улыбаться, и улыбки у них есть разные. (Построчно читает начало стихотворения, дети договаривают последние слова).

Если это рыбка – у неё улыбка, если это рыбочка – у неё…. (улыбочка),

Если это рыба – у неё … (улыба), если это рыбина – у неё… (улыбина),

Если это рыбище – у неё… (улыбище)

Вот какие улыбчивые веселые рыбки обитают в нашей волшебной речке.

5 задание.

Волшебный огонек, помоги,

Нам дорогу укажи. (В. светит маленьким фонариком, свет падает на картинку с изображением завода)

«Назови признаки»

В стране Красивой речи живут удивительные слова, которые могут называть разные признаки предметов:

Матрешка из дерева…

Сумка из кожи…

Если ручка сделана из пластмассы, то…

Мальчик с широкими плечами-…

Дом из кирпича…

Блюдце из фарфора…

6 задание

Волшебный огонек, помоги

Нам дорогу укажи.(В. светит на плакат с изображением деревьев)

В:- На что упал этот лучик?

Д:- На дерево

В: А на дереве, посмотрите что есть? Листочки есть?

Д:- Нет, листьев нет.

В:- Ребята, подарим нашему дереву зелёные листья? Для этого мы с вами поиграем в игру «Скажи наоборот»

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

День – ночь

Сахар – соль

Чистота – грязь

Зима – лето

Потолок – пол

узкая – широкая /юбка/

длинное – короткое /платье/

сильный – слабый /спортсмен/

веселая – грустная /девочка/

высокий – низкий /человек/

Смеется – плачет /ребенок/

Лежит – сидит /человек/

Закрыть – открыть /книгу/

Взлетает – садится /самолет/

Надевает – снимает /свитер/

(На каждом листочке написано слово - дети называют ему противоположность и воспитатель наклеивает листок на дерево)

Ребята,а из чего состоят слова? Из звуков.

На какие две группы делятся все звуки русского языка? На гласные и согласные.

Как произносятся гласные звуки? Легко, свободно, поются, тянутся.

Давайте назовём их. А,О,У,И,Ы,Э

А какие препятствия встречает воздух во рту, когда мы произносим согласные звуки?

Назовите их Б В Г Д Ж З и т.д.

А сейчас приготовьте ваши ушки, внимательно слушайте слова, определите, какой звук повторяется во всех словах?

рак, гора, жара, радуга, жираф, раковина, парад, радость.

Липа, лёд, лист, олень, леска, телега, поляна.

Ваза, мимоза, берёза, гроза, зубной, музыка.

Закрепление

Ребята, вот и засияло солнышко в этой замечательном городе. Какое оно? .

Закройте глаза и представьте, как согревают лучи наши щеки, нос, руки, пальчики. Совсем стало тепло, и вы сами стали теплыми и ласковыми. Лучики побежали по облакам, по полям, по лесам, по цветам и расколдовали все

Итог.

Молодцы, жители этой необыкновенного города говорят вам: «Огромное спасибо! »

Отправляемся домой, закрываем глаза и представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя. Звучит музыка.

Вот и прибыли мы в детский сад и наше занятие закончилось.

Что вам больше всего понравилось?

Что было особенно трудн о?


Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Представляю конспект занятия по речевому развитию на тему «В поисках Дерева Мудрости» в подготовительной группе ДОУ. Занятие построено с использованием элементов современных образовательных технологий: индивидуально-дифференцированного обучения, информационно-коммуникативных технологий, развивающих дидактических пособий. По содержанию занятие является интегрированным. Интеграция различных видов деятельности позволяет расширить и обогатить структуру занятия.

Для повышения мотивации к участию в предстоящей деятельности используется проблемная ситуация, видеоролики. В каждом этапе занятия подобраны наглядные пособия, ИКТ, которые стимулируют и активизируют детей. Используются здоровьесберегающие технологии: смена статичных и динамичных поз, подвижная игра речевого характера, упражнения на развитие мелкой моторики рук.Занятие построено с использованием элементов современных образовательных технологий: индивидуально-дифференцированного обучения, информационно-коммуникативных технологий, развивающих дидактических пособий.

Цель : совершенствовать устную речь детей.

Задачи:

Образовательные:

  • Совершенствовать фонематический слух детей: определять первый и последний звук в слове, подбирать слово на последний звук предыдущего;
  • Упражнять в умении образовывать однокоренные слова;
  • Помогать правильно строить предложение, опираясь на мнемосхемы;
  • Закрепить и расширить словарь детей по теме «Зима».

Развивающие:

  • Развивать речь, внимание, воображение;
  • Развивать ассоциативное мышление;
  • Развивать зрительное восприятие, фонематический слух;
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Активизировать участки головного мозга детей, отвечающих за развитие речи с помощью Су-Джок терапии.

Воспитательные:

  • Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.
  • Формировать навыки сотрудничества, умение договариваться, самостоятельность.
  • Создать атмосферу психологического комфорта, вызвать у детей чувство радости и мотивировать их на успешную деятельность.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическре развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Методические приёмы:

  • Словесный (вопросы, объяснение) .
  • Наглядный (интерактивная игра, мнемосхемы) .
  • Игровой (Д/и «Снежная куча», массаж ладоней и пальцев рук шарами Су-Джок, подвижная речевая игра «Найди свой домик») .
  • Практический (составление предложений в парах) .
  • Музыкальное сопровождение.

Оборудование: Декорации леса, видеоролики, 2 журнальных столика, мольберт, сундук, клубок ниток, сугроб, снежинки, указка, «Дерево Мудрости», гирлянда, ширма, фонограммы, видеопроектор, м/м доска, интерактивная игра «Гусеница», обручи, подарочная коробка, игра в подарок детям «Азбука + арифметика».

Раздаточный материал: мнемосхемы, Су-Джок шары и кольца, игрушки, подушки, медальоны.

Предварительная работа: Знакомство с символами, составление предложений о зиме и зарисовывание их с помощью символов, словесная игра «Цепочка слов», упражнение «Назови словечко» (придумывание слов, начинающихся на твердый (мягкий) согласный, упражнение на подбор родственных слов к словам «лед», «лес», знакомство с массажными шарами и кольцами Су- Джок, разучивание слов к массажу.

Ход занятия

Ребята, сегодня нам предстоит совершить увлекательное путешествие в волшебную страну. Там нас будет ждать сказочный герой и много интересных сюрпризов. Но туда можно отправиться только тогда, когда вы будете уверены в своих знаниях и будете готовы преодолеть трудности, которые встретятся нам на пути. Ведь там, куда мы отправимся, полно тайн и чудес! Вы готовы? (Да!)

А как вы думаете, на чём можно отправиться в наше путешествие? (Ответы детей)
- Давайте отправимся на волшебном транспорте - ковре-самолёте.

Стелю ковер.

Присядем и возьмёмся все крепко за руки и произнесём волшебные слова: «Крибле-крабле-бум!» (звучит музыка, имитирующая полёт)

Мы летим в страну чудес, мимо голубых небес,

1, 2, 3, 4, 5 можно глазки открывать

Вот мы с вами и волшебной стране!

«Здесь дерево Мудрости растёт.
Должны вы многое узнать,
вам будет в этом помогать
герой из русской сказки!

Ребята, дружно все шагайте,
да знания свои не растеряйте!
Когда вы справитесь с заданиями,
дерево Мудрости отблагодарит вас за старания!»

Давайте скажем наш девиз, чтобы всё у нас получилось: «Наш девиз: - Не унывать! Всё пройти и всё узнать!»

на экране Баба -Яга

Б-Я: - Вижу, к нам пожаловали храбрецы! Чего расшумелись-то? Или подарочков захотели, небось, от дерева Мудрости? Ха-ха-ха! Вы думаете так легко найти это дерево? Я сама его искала, да не нашла. Но я могу дать вам в помощь мой волшебный клубочек. Куда он покатится, туда и путь держать надо. Его вы найдете…в сундуке, под елкой.

Находим сундук под елкой, достаем клубок.

Интересно, куда же нас поведет волшебный клубочек.

Клубок катится к интерактивной доске.

Включить игру.

Клубочек нас привел к первому заданию: Надо выложить Гусеницу из слов по цепочке. Для этого надо определить последний звук в заданном слове и на него выбрать следующую картинку.

Интерактивная игра «Гусеница».

Видеоролик.

Б-Я: Это же надо! Какие мудреные дети нынче пошли! Из слов гусеницу сложили!

Покатился наш клубок,
Накатился на сугроб!
Стоп! Преграда!
Хода - нет.
Здесь игра, ты дай ответ!

Ребята, клубок привел нас к снежной куче. Эта снежная куча не простая, а волшебная, она сделана не из снега, а из слов, которые все похожи на слово “снег”

  • Есть слово ласковое, маленькое - жок.
  • Есть слово длинное - снегопад.
  • Есть слово красивое, слово признак - снежный (ком).
  • Есть слово - человек, сказочный персонаж - снегурочка.
  • Есть слово - фигура, вылепленная из снега - снеговик.
  • Есть слово лёгкая, пушистая - снежинка.
  • Есть слово - цветок - подснежник.
  • Есть слово - птица - снегирь.

Молодцы, ребята! Справились и с этим заданием!

Ты катись, катись клубок,

На пути шары Су-Джок!

Вы шары в руках катайте,

И за мною повторяйте!

Дети берут в руки по 1 шарику.

Массаж Су-Джок шарами. (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом). Дети кладут шары на место и берут по1 массажному кольцу. Массаж пальцев эластичным кольцом. (Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики).

На экране Б -Я.

Б-Я: я отродясь не видывала цветных ежиков! Мне только лесные попадались! Следуйте за клубочком дальше!

И покатился наш клубок дальше. Ребята, а здесь нас снова ждет игра. Игра называется «Найди свой домик». Давайте с вами вспомним, какой цвет обозначает твердый согласный? А мягкий согласный? Сейчас под музыку вы будете красиво бегать с игрушками на носочках, по окончании музыки вы должны найти домик для своей игрушки.

П/и «Найди свой домик»


Музыкальное сопровождение. Видеоролик.

Ты катись , катись клубочек ,
Помоги еще разочек .
Схему надо разгадать -
Предложение прочитать !

Проходите за столы , садитесь парами .

Раздаю таблицы .


Внимательно рассмотрите таблицу , составьте предложение о зиме , договоритесь , кто из вас будет отвечать , кто готов , поднимайте руку .

Работа с мнемотаблицами в парах .



На слайде Б

Я : А вы и вправду храбрецы ! Не испугались трудностей , со всеми заданиями справились ! Вы находитесь в одном шаге от Дерева Мудрости ! Будьте внимательны ! Смелей вперед !
Клубочек катится к Дереву Мудрости . Воспитатель открывает ширму , на дереве зажигается гирлянда .
Вот мы с вами и отыскали Дерево Мудрости !

За ваши знания и старания Дерево Мудрости награждает вас медалями . Снимите с Дерева по одной медальке возьмите себе за старания .
А еще Дерево дарит каждому из вас частичку своей мудрости - игру « Стану отличником ». Эта игра поможет вам подготовиться к школе и стать мудрее .

А теперь нам пора возвращаться в детский сад, проходите все на ковер-самолет.

«Скажем вместе, скажем дружно,
В детский сад попасть нам нужно!»

Звучит музыка.

Вот мы с вами и вернулись в детский сад. Какие задания вам понравилось выполнять больше всего? А кому было сложно в этом путешествии? Какие задания вам показались наиболее затруднительными?



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: