Приказ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Установка приборов учета обязательна… но не для всех

Изменения в законодательстве:

новые требования по энергосбережению и повышению энергетической эффективности

КОШЕЛЕВА ВАЛЕНТИНА ВИКТОРОВНА

Институт госзакупок Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации

Федеральный закон от 23.11.2009 № 261 — ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступил в силу 27 ноября 2009 г.).

Должностных лиц за нарушение законодательства в этой сфере - статья 9.16 КоАП РФ «Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» (вступила в силу с 27 мая 2010 г.).

Организации с участием государства или муниципального образования - юридические лица, в уставных капиталах которых доля (вклад) РФ, субъекта РФ, муниципального образования составляет более чем 50 % и (или) в отношении которых РФ, субъект РФ, муниципальное образование имеют право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц, Г(М)УП, Г(М)У, государственные компании, государственные корпорации, а также юридические лица, имущество которых либо более чем 50 % акций или долей в уставном капитале которых принадлежат государственным корпорациям.

Институт госзакупок Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Новые обязанности по энергосбережению

Федеральный закон от 23.11.2009 № 261 - ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступил в силу 27 ноября 2009 г.).

Федеральный закон от 23 ноября 2009г. № 261-ФЗ

На кого распространяется (в том числе):

Организации с участием государства или муниципального образования - юридические лица, в уставных капиталах которых доля (вклад) РФ, субъекта РФ, муниципального образования составляет более чем 50 % и (или) в отношении которых РФ, субъект РФ, муниципальное образование имеют право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50 % общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц, Г(М)УП, Г(М)У, государственные компании, государственные корпорации, а также юридические лица, имущество которых либо более чем 50 % акций или долей в уставном капитале которых принадлежат государственным корпорациям.

До 1 января 2011 г. (ст. 13):

Производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

органы государственной власти, органы местного самоуправления обеспечивают завершение проведения мероприятий по оснащению зданий, строений, сооружений, ислопьзуемых для размещения указанных органов, находящихся в государственной или муниципальной собственности и введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Закона № 261-ФЗ, приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, опредепенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Начиная с 1 января 2010 г. бюджетное учреждение обязано обеспечить снижение в сопоставимых условиях объема потребленных им воды, дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля в течение 5 лет не менее чем на 15% от объема фактически потребленного им в 2009 г. каждого из указанных ресурсов с ежегодным снижением такого объема не менее чем на 3%.

Снижение потребления энергетических ресурсов

Порядок определения объема снижения потребляемых бюджетным учреждением ресурсов в сопоставимых условиях для целей применения положений частей 1 и 2 настоящей статьи устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (МЭР).

Если в бюджетном учреждении расходы на покупку энергетических ресурсов составляют более чем 10 млн. рублей в год. должно быть назначено из числа работников бюджетного учреждения лицо, ответственное за проведение таких мероприятий.

Наказание и поощрение по результатам экономии

Начиная с 1 января 2010 года главные распорядители бюджетных средств осуществляют планирование бюджетных ассигнований на обеспечение выполнения функций (оказание государственных и муниципальных услуг) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями на основании данных об объеме фактически потребленных бюджетными учреждениями в 2009 году каждого из указанных в части 1 настоящей статьи ресурсов, уменьшенном в сопоставимых условиях на 15% в течение 5 лет с ежегодным снижением такого объема на 3%.

Экономия средств, достигнутая за счет дополнительного по сравнению с учтенным при планировании бюджетных ассигнований снижением потребления бюджетным учреждением указанных в части 1 настоящей статьи ресурсов, используется в соответствии с бюджетным законодательством РФ для обеспечения выполнения функций (оказания государственных и муниципальных услуг) соответствующим учреждением, в том числе на увеличение годового фонда оплаты труда (без учета указанного увеличения при индексации фондов оплаты труда).

Принятие программ в области энергосбережения

ч. 4 ст. 48 Закона № 261-ФЗ:

Организации с участием государства или муниципального образования и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, обязаны принять программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности до 15 мая 2010 года. Такие программы должны быть разработаны в соответствии с требованиями статьи 25 Закона № 261-ФЗ.

Региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны быть утверждены до 1 августа 2010 года (ч. 3 ст. 48 Закона № 261-ФЗ).

Примерный перечень мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (утв. приказом Министерства экономического развития РФ от 17 февраля 2010 г. № 61).

1. Организационные мероприятия по энергосбережению в организациях с участием государства или муниципального образования и повышению энергетической эффективности этих организаций: а) зданий, строений, сооружений, сбор и анализ информации об энергопотреблении зданий, строений, сооружений; в) содействие заключению энергосервисных договоров и привлечению частных инвестиций в целях их реализации; г) создание системы контроля и мониторинга за реализацией энергосервисных контрактов.

2. Технические и технологические мероприятия по энергосбережению в организациях с участием государства или муниципального образования и повышению энергетической эффективности этих организаций: а) оснащение зданий, строений, сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов; в) повышение тепловой защиты зданий, строений, сооружений при капитальном ремонте, утепление зданий, строений, сооружений; г) перекладка эпектрических сетей для снижения потерь электрической энергии в зданиях, строениях, сооружениях; в) тепловая изоляция трубопроводов и оборудования, разводящих трубопроводов отопления и горячего водоснабжения в зданиях, строениях, сооружениях; м) закупка энергопотребляющего оборудования высоких классов энергетической эффективности;

Проведение энергетических обследований

До 31 декабря 2012 года органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц. организации с участием государства или муниципального образования обязаны организовать и провести первое энергетическое обследование, последующие энергетические обследования - не реже чем один раз каждые пять лет (ст. 16).

Энергетическое обследование - сбор и обработка информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте.

Энергетическое обследование может проводиться в отношении продукции, технологического процесса, а также юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Деятельность по проведению энергетического обследования вправе осуществлять только лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций в области энергетического обследования.

По результатам проведения энергетического обследования оформляется энергетический паспорт.

Проведение энергетических обследований

Способ размещения заказа.

Код по ОК 004-93: 7420000 - услуги по техническим испытаниям и анализу

Возможны:

  • Конкурс
  • Аукцион
  • Открытый аукцион в электронной форме
  • Запрос котировок
  • Заключение договора (контракта) по п. 14 ч. 2 ст. 55
*все процедуры проводятся в обычном порядке! НЕ по гл. 7.1 Закона № 94-ФЗ.

Размещение заказа на энергосервис

Энергосервис представляет собой комплекс действий, предлагаемых исполнителем и направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком. Государственные или муниципальные заказчики вправе заключать государственные или муниципальные энергосервисные договоры (контракты).

Способ размещения заказа: будет зависеть от конкретных мероприятий, видов работ и услуг, входящих в энергосервисный контракт.

*Процедуры могут проводится как в обычном порядке, так и по гл. 7.1 Закона No 94-ФЗ.

Если проводим обычные торги и запрос котировок, то оплата - по статьям 226. 340 и др.

Если торги и запрос котировок проводим по гл. 7.1. то оплата - по статьям за поставку или доставку соответствующих энергетических ресурсов (например, коммунальные расходы).

Изменения в Бюджетном кодексе РФ

Государственные или муниципальные заказчики вправе заключать государственные или муниципальные энергосервисные договоры (контракты), в которых цена определена как процент от стоимости сэкономленных энергетических ресурсов, на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств.

Расходы на оплату таких договоров (контрактов) планируются и осуществляются в составе расходов на оплату соответствующих энергетических ресурсов (услуг на их доставку).

Административная ответственность

Ст. 9.16 КоАП

ч. 8. Несоблюдение сроков проведения обязательного энергетического обследования - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц. осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

ч. 10. Несоблюдение организациями с участием государства или муниципального образования, а равно организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, требования о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности - впечет напожение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Обеспечение энергетической эффективности при размещении заказов

Ст. 26: Государственные или муниципальные заказчики, органы, уполномоченные на осуществление функций по размещению заказов, обязаны размещать заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд в соответствии с требованиями энергетической эффективности этих товаров, работ, услуг.

Требования энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд, включают в себя, е частности:

1) указание на виды и категории товаров, работ, услуг, на которые распространяются такие требования;

2) требования к значению классов энергетической эффективности товаров;

3) требования к характеристикам, параметрам товаров, работ, услуг, влияющим на объем используемых энергетических ресурсов;

4) иные показатели, отражающие энергетическую эффективность товаров, работ, услуг.

Требования энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (в настоящее время таким органом выступает Минэкономразвития в соответствии с ПП РФ № 1221 от 31.12.2009) в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации (то же ПП).

Определены:

виды товаров, в отношении которых должны быть установлены требования энергетической эффективности (в т.ч. утвержден перечень конкретных видов промышленных агрегатов и иной машиностроительной продукции, в отношении которой устанавливаются требования энергоэффективности),

показатели, которые должны указываться в требованиях энергоэффективности.

Государственные или муниципальные заказчики, уполномоченные органы, в целях соблюдения требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при принятии решений о видах, категориях товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществпяется для государственных или муниципальных нужд, и (или) при установлении требований к указанным товарам, работам, услугам должны учитывать следующие положения:

1) товары, работы, услуги, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд, должны обеспечивать достижение максимально возможных энергосбережения, энергетической эффективности;

2) товары, работы, услуги, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд, должны обеспечивать снижение затрат заказчика, определенных исходя из предполагаемой цены товаров, работ, услуг в совокупности с расходами, связанными с использованием товаров, работ, услуг (в том числе с расходами на энергетические ресурсы), с учетом ожидаемой и достигаемой при использовании соответствующих товаров, работ, услуг экономии (в том числе экономии энергетических ресурсов).

С 1 января 2011 года к обороту на территории РФ не допускаются электрические лампы накаливания мощностью 100 ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения. С 1 января 2011 года не допускается размещение заказов на поставки электрических ламп накаливания для государственных или муниципальных нужд, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения.

В целях последовательной реализации требований о сокращении оборота электрических ламп накаливания с 1 января 2013 года может быть введен запрет на оборот на территории Российской Федерации электрических ламп накаливания мощностью 75 ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения, а с 1 января 2014 года - электрических ламп накаливания мощностью 25 ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения.

Полномочия по контролю - ФАС

Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2010 г. № 67 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам определения полномочий федеральных органов исполнительной власти в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности».

2. Положение о Федеральной антимонопольной службе, дополнить подпунктами следующего содержания: "5.3.1.15. за соблюдением заказчиком и уполномоченным органом требования о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципапьных нужд в соответствии с требованиями энергетической эффективности этих товаров, работ, услуг;...».

Административная ответственность

ч.11 ст. 9.16:

Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, не соответствующих требованиям их энергетической эффективности - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Требования энергоэффективности в области стройки

Здания, строения, сооружения, вводимые в эксплуатацию после вступлений в силу требований, должны быть оснащены приборами учета.

Товары, используемые для создания элементов конструкций зданий, строений, сооружений, в том числе инженерных систем ресурсоснабжения. влияющих на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений, должны соответствовать требованиям энергетической эффективности (приказ Минэкономразвития России приказ от 04.06.2010 No 229. который вступает в силу 10.10.2010 г.).

Реконструкция или капитальный ремонт зданий, строений, сооружений должны соответствовать требованиям энергоэффективности (утверждены приказом Минрегиона No 262 от 28.05.2010 (не опубликован).

Проектная документация на здания, строения, сооружения должна соответствовать требованиям энергоэффективности (Постановление Правительства РФ от 13 апреля 2010 г. No 235 «О внесении изменений в положение о составе разделов проектной документации и требований к их содержанию» (вступило в силу с 1 мая 2010 г.)). Но есть исключения, например, заключение Главгосэкспертизы не требуется и заявление на строительство подано до вступления в силу требований.

Административная ответственность

ч. З ст. 9.16:

Несоблюдение при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений требований энергетической эффективности, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц. осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до шестисот тысяч рублей.

Принятый Думой 11.11.2009 года и через неделю одобренный Советом Федерации Федеральный закон «Об энергосбережении» № 261-ФЗ в требованиях статьи 25 стал основой для программ энергосбережения. Рядового потребителя после выхода, он заинтересовал, в первую очередь, мероприятиями, связанными с заменой ламп накаливания на экономные и частью Закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении», связанной с установкой счетчиков (приборов учета).

В целом же, как минимум, 5 разделов в документе можно отнести к категории основных. Это законодательные установки для:

  • коммерческих предприятий и организаций,
  • многоквартирных домов,
  • муниципальных образований,
  • государственных, муниципальных учреждений и организаций,
  • раздел о вводе в эксплуатацию зданий.

Замена ламп накаливания

Целью внедрения изменений в этой сфере было последовательное исключение реализации ламп накаливания и их замена на энергосберегающие по всей России.

В рамках этого муниципальным организациям запрещалось размещение заказов на закупку устаревших ламп накаливания. Запрет, введенный с января 2011, относился сначала к реализации 100-ваттных ламп, с 2013-го к нему добавлялись 75-ваттные лампы, а с 2014 года – 25-ватнные и более, что фактически ввело запрет на реализацию ламп любой мощности.

В этом сфере Закон вызвал массу вопросов как в части производства, так и в части утилизации ламп. Традиционный рынок закрывался, а на его месте должен был активно развиться рынок энергосберегающих лампочек. Сложностью стало то, что перестройку производства приходилось производить в условиях психологической неготовности потребителей к новым стандартам. Считается, что порядка 25% населения на эмоциональном уровне не принимает люминесцентные лампы. И цена в этом случае роли не играет, так как на первое место выходят факторы:

  • медленного разгорания,
  • непривычного цвета (когда белый свет не воспринимается совсем, и даже желтый свет воспринимается как «недостаточно уютный»),
  • опасения, что из такой лампочки просочится ядовитая ртуть (хотя ее в тысячи раз меньше, чем в градуснике, и находится она в связанном виде) и др.

Энергосберегающие лампочки, содержащие ртуть становятся проблемой и при утилизации, поскольку для полной реализации Федерального Закона необходимо создать сеть пунктов приема отработавших лампочек и заводы по их утилизации.

Со временем и люди перенимают идеологию экономии, и новые технологии не стоят на месте. Так в последнее время стал активно развиваться рынок светодиодных ламп, которые еще бережливее, чем «экономки» предыдущего поколения, работают гораздо дольше (порядка 10 лет) и не нуждаются в специальной утилизации.

Установка приборов учета по закону об энергосбережении

В редакции, актуальной в 2016 году, в п. 12 ст. 13 ФЗ «Об энергосбережении» подробно по годам расписаны сроки внедрения приборов учета различных ресурсов (воды, тепловой энергии, электроэнергии, природного газа) организациями, осуществляющими соответствующее снабжение. Эти организации «обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации» счетчиков тех ресурсов, поставку (или передачу) которых они производят.

Условия установки и других услуг регулируются договором, в заключении которого эти организации не имеют права отказать потребителю. Цена договора формируется по соглашению сторон. При этом за просрочку исполнения обязательств организации должны выплачивать потребителю ежедневную пеню (1/300 ставки рефинансирования Центробанка РФ на день исполнения договорного обязательства, но не больше, чем цена услуги по договору). На 1 января 2016 года последние сроки установки приборов учета истекли.

Однако при кажущейся эффективности этих мероприятий и на сегодняшний день Закон в этой части реализован далеко не в полной мере. В зависимости от потребляемого ресурса показатели могут отличаться. Но, например, в отношении электроэнергии, практика показывает, что счета потребителей после установки и индивидуальных, и общедомовых приборов учета вырастают на 50-20%, что увеличивает сомнения среди потенциальных потребителей. Объясняется увеличение расходов тем, что внутридомовые потери – разница между показаниями общедомового прибора многоквартирного дома и индивидуальными счетчиками – должны пропорционально распределяться между жильцами. В том числе и те потери, которые связаны с:

  • воровством электричества,
  • подключением придомовых гаражей соседями,
  • присоединением рекламных щитов и т. д.

Распространение подобной практики создает многочисленные конфликтные ситуации.

Программа энергосбережения

Согласно Закону, муниципальные и государственные организации должны подготовить, а затем утвердить программу энергосбережения. Штраф за ее отсутствие от 30 до 100 тыс. руб. (ст. 37 ФЗ № 261). По ст. 24 этого закона предполагалось, что в течение 5 лет – то есть, с 2010 по 2015 гг. – такие организации должны были снизить потребление различных ресурсов (электроэнергии, воды, угля, мазута, газа и др.) на 15 и более процентов по сравнению с показателями 2009 года.

При этом госорганизации, затраты которых на энергоресурсы превышают 50 млн. руб. в год должны в обязательном порядке после энергетического обследования получить энергопаспорт. Организации, у которых эти показатели не превышают 50 млн. руб. в год получают право выбора между энергодекларацией и энергопаспортом. В правиле обязательного энергетического обследования есть исключения – например, для организаций с правами юридических лиц или осуществляющих регулируемые виды деятельности и др., однако для них актуальной становится проблема выбора между энергодекларацией и энергопаспортом. В пользу второго варианта говорит, например, то, что делать паспорт надо раз в 5 лет, а декларацию нужно сдавать ежегодно. При выборе же обследования и для определения порядка цен можно ориентироваться на следующие данные:

  • стоимость энергетического аудита и паспорта – от 19 тыс. руб.
  • стоимость программы энергосбережения – от 7 тыс. руб.

Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. №261-ФЗ
«Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности
и о внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации»

Принят Государственной Думой 11 ноября 2009 г.

Одобрен Советом Федерации 18 ноября 2009 г.

Подписан Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 23 ноября 2009 г.

Основные положения:

1. Запрет на оборот энергорасточительных товаров

Возможность введения запретов или ограничения производства и оборота товаров, имеющих низкую энергетическую эффективность, при наличии достаточного предложения энергоэффективных товаров-заменителей.

2. Ограничения на оборот ламп накаливания

Вводится запрет на производство, импорт, продажу с 1 января 2011 года ламп накаливания мощностью 100 Вт и более.

Вводится запрет закупок для государственных и муниципальных нужд ламп накаливания всех типов для целей освещения с 1 января 2011 года.

Указывается ориентировочный срок возможного запрета на производство, импортирование, продажу - с 2013 года ламп накаливания мощностью 75 Вт и более, а с 2014 года - мощностью 25 Вт и более.

Правительство РФ до 1 марта 2010 г. должно установить требования к осветительным устройствам и электрическим лампам, принять правила утилизации использованных ламп, отходы которых могут нанести вред окружающей среде или здоровью, а также разработать государственную программу утилизации таких ламп, которая должна заработать уже с 1 января 2011 г.

3. Маркировка товаров по энергоэффективности

Вводится требование для производителей и импортеров маркировать продукцию по классам энергоэффективности:

с 2011 г. - все бытовые энергопотребляющие устройства;

с 2012 г. – компьютерную и оргтехнику;

4. Требования по переходу на расчеты за энергоресурсы по приборам учета

До 1 января 2011 г. все юридические лица, госучреждения должны быть оснащены приборами учета энергетических ресурсов и не позднее, чем через месяц после их установки рассчитываться за потребленный ресурс на основании данных приборов учета.

До 1 января 2012 г. все собственники жилых домов и квартир в многоквартирных домах должны иметь приборы учета как для дома в целом, так и для каждой квартиры (кроме тепловой энергии) с правом обратиться в ресурсоснабжающую за установкой приборов учета на условиях рассрочки платежа на 5 лет.

Для всех ресурсоснабжающих организаций вводится требование об организации с 1 июля 2010 г. деятельности по установке и эксплуатации приборов учета поставляемого ими ресурса для обслуживаемых ими потребителей.

Если потребитель в срок не установил прибор учета, ресурсоснабжающая организация в течение года обязана установить такой прибор учета, а потребитель оплатить связанные с этим расходы равными долями в течение 5 лет.

5. Требования по энергоэффективности к новым зданиям, строениям, сооружениям

Все здания, строения, сооружения (кроме индивидуального строительства, культовых зданий и малых зданий), вводимые в эксплуатацию после нового строительства, должны соответствовать требованиям по энергоэффективности как в момент ввода в эксплуатацию, так и в процессе эксплуатации здания и быть оснащены приборами учета энергоресурсов.

Требования по энергоэффективности утверждаются федеральным органом исполнительной власти (Минрегионразвития России) в соответствии с Правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. В целях обеспечения скорейшего перехода к энергоэффективным технологиям Правительство Российской Федерации вправе установить первоочередные требования по энергоэффективности в самих Правилах.

В отношении новых многоквартирных домов вводится также требование определения класса его энергоэффективности и размещения информации о классе на фасаде многоквартирного дома.

6. Требования к содержанию общего имущества многоквартирных домов, рекомендации к садоводческим, огородническим и дачным объединениям граждан

В Правила содержания общедомового имущества собственниками квартир в многоквартирном доме добавляются обязательные мероприятия по энергосбережению и энергоэффективности. Такие мероприятия утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании принципов, установленных Правительством Российской Федерации и могут включать, например: наличие двойной входной двери в подъезде, имеющей доводчик, наличие устройств, регулирующих освещение в подъезде, наличие уплотнителей на окнах, входных дверях.

Для общего имущества садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан федеральный орган исполнительной власти – Минрегионразвития России устанавливает перечень рекомендуемых мероприятий, который может быть дополнен органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

7. Обязательные энергообследования

Органы государственной власти и местного самоуправления, регулируемые организации, организации с не менее, чем контрольным участием государства или муниципального образования, предприятия ТЭК, организации, ежегодные затраты которых на потребление энергоресурсов составляют более десяти миллионов руб., обязаны до 2012 и далее не менее 1 раза в 5 лет проводить энергетические обследования.

Энергообследования проводятся специализированными организациями – членами СРО по энергообследованиям. Цели – сбор и обработка данных об использовании энергоресурсов, расчет потенциальной экономии и составление необходимых мероприятий по энергосбережению и энергоэффективности.

По результатам энергообследования специализированная организация предоставляет заказчику паспорт, а копию направляет в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (Минэнерго России), который устанавливает требования к паспорту. Информацию не указанную в паспорте, исполнитель передает заказчику энергообследования в форме отчета.

8. Бюджетные учреждения и закупки для государственных и муниципальных нужд (далее – госзакупки)

Вводится требование для всех бюджетных учреждений с 2010 года ежегодно в течение 5 лет сокращать на 3% по отношению к уровню 2009 г. потребляемые ими энергетические ресурсы.

С 1 января 2011 года запрещено для государственных и муниципальных нужд закупать лампы накаливания любой мощности, используемые в целях освещения.

Федеральный орган исполнительной власти утверждает список товаров, работ, услуг, при проведении госзакупок которых должны учитываться характеристики энергоэффективности.

В части госзакупок Правительство РФ должно утвердить минимальные требования по энергоэффективности к закупаемым товарам, работам, услугам (например, покупка бытовой и оргтехники классом энергоэффективности не ниже первого), а также требования к условиям заключаемых государственными и муниципальными заказчиками энергосервисных контрактов.

9. Программы по энергосбережению и повышению энергоэффективности

Программы по энергосбережению и повышению энергоэффективности составляются всеми государственными компаниями, бюджетными учреждениями и регулируемыми организациями, а также регионами и муниципалитетами.

Законом установлены минимальные требования к программам регионов и муниципалитетов.

В программах указываются целевые показатели повышения энергоэффективности и меры по их достижению.

10. Энергосервисные договора (контракты)

Закон описывает энергосервисные договора (контракты), позволяющие физическим и юридическим лицам достичь экономии энергоресурсов без вложения собственных средств, за счет средств энергосервисной компании. Оплата по энергосервисному контракту - часть стоимости сэкономленных ресурсов.

Допускается применение энергосервисных договоров (контрактов), совмещенных с договорами поставки энергоресурсов (для всех, кроме государственных и муниципальных заказчиков).

Закон устанавливает обязательные условия энергосервисных контрактов, Правительство Российской Федерации устанавливает требования к условиям энергосервисных контрактов для государственных и муниципальных нужд, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти утверждает примерные условия энергосервисных контрактов, совмещенных с договорами поставки энергетических ресурсов.

Закон вводит обязательства для ресурсоснабжающих организаций и управляющих организаций предлагать населению меры по энергосбережению и энергоэффективности, в том числе путем реализации энергосервисных договоров (контрактов).

11. Переход к долгосрочному тарифному регулированию

Одним из основных стимулов к повышению энергоэффективности естественных монополий, организаций коммунального комплекса является применение долгосрочных (на срок от 3х лет и далее) методов тарифного регулирования, включая в первую очередь метод доходности инвестированного капитала с одновременным закреплением обязательств компаний по качеству и развитию предоставляемых услуг.

При таком регулировании у компаний возникают стимулы сокращать затраты, в том числе на энергоресурсы, повышать эффективность использования ресурсов, так как полученная в результате экономия сохраняется у компании и может быть использована на любые цели.

Законом вводится возможность перехода на долгосрочное тарифное регулирование всех предприятий коммунального комплекса и предусматривается обязательный переход на долгосрочное регулирование в следующие сроки.

В электроэнергетике: для ФСК – с 1 января 2010 г., сетевых компаний холдинга МРСК – в течение 2010 г, но не позднее 1 января 2011 года.; для иных электросетевых компаний, а также в теплоснабжении - с 1 января 2012 года.

12. Создание единой (межведомственной) государственной информационной системы по энергоэффективности

В целях методологической и информационно поддержки всего процесса повышения энергетической эффективности и энергосбережения создается Государственная информационная система. К ее задачам относится: систематизация сбора и обмена информацией о потреблении энергоресурсов с федерального, регионального и муниципального уровней, получение аналитических данных о потреблении энергоресурсов и потенциале энергосбережения, и информирование субъектов, населения о возможностях энергосбережения и лучших доступных практиках энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

13. Формы государственной поддержки энергосбережения и повышения энергетической эффективности

Закон предусматриваются такие формы господдержки, как налоговые льготы в виде возможности применения повышающих коэффициентов к норме амортизации, инвестиционного налогового кредита, а также возмещения процентов по кредитам на реализацию проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

14. Связь положений закона с техническим регулированием

Закон устанавливает ряд требований, содержание которых относится к техническому регулированию (требования к зданиям, к обороту продукции, маркировка, утилизация). Для обеспечения связи с законодательством о техническом регулировании предусматривается схема, когда нормы закона, принятые в его исполнение подзаконные акты, а равно ранее принятые и не противоречащие закону ГОСТы, СНИПы действуют до момента принятия соответствующих технических регламентов.

При этом, если вступивший в силу технический регламент покрывает не все сферы, которые покрывал закон и подзаконные нормативные акты, то в указанных сферах действие норм закона и подзаконных актов в качестве обязательных сохраняется.

Это обеспечивает оперативность принятия требований, отработку их на практике и базу для разработки технических регламентов.

Здравствуйте, друзья! Закон об энергосбережении, или как полностью звучит его название, Федеральный Закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», внес заметные изменения в сферу энергосбережения в стране. Реализация этого закона коснулась практически каждого жителя страны. Рассмотрим последовательно, из каких глав, пунктов и положений состоит данный закон.

Закон с изменениями на 29.12.2014 г. можно скачать здесь:

Глава 1 – «Общие положения». Здесь читаем об основных понятиях, определениях, и формулировках, используемых в этом законе. А также о сфере действия и применения данного закона. Глава 2 – это «Полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности». Следует очень длинный перечень прав и полномочий федеральных, региональных органов власти и органов местного самоуправления в области реализации закона.

Глава 3 – «Государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности». Один из ключевых пунктов здесь — это статья 10, «Обеспечение энергетической эффективности при обороте товаров». Здесь речь идет о том, что государство берет под контроль выпуск, ввоз на территорию страны, реализацию товаров с установленными показателями энергоэффективности. То есть все товары должны иметь соответствующую маркировку, отражающую класс энергоэффективности. Затем очень важный подпункт в этой статье номер 8, где говорится о том, что с 1 января 2011 запрещены к продаже и использованию лампы накаливания мощность 100 Вт и более. Вот этот подпункт коснулся абсолютно всех. Я уже писал про свое отношение к этому запрету в этой . Считаю этот запрет поспешным. Запрет на лампы накаливания свыше 75 Вт с 1.01.2013 г и и 25 Вт с 1.01.2013 приведен в законе с формулировкой «может быть введен». По факту такого запрета, как известно, нет.

Еще один важный подпункт статьи 10 – номер 9. Энергосберегающие лампы, как известно, содержат ртуть, пусть и в минимальных количествах. Поэтому с 1 января 2011 г. вводится государственная программа утилизации вредных отходов. Очень важны статья № 11 и 12 об обеспечении энергетической эффективности зданий, строений, сооружений. Здесь читаем о порядке управления энергоэффективностью зданий, строений, сооружений. Собственники зданий, строений, сооружений должны и обязаны проводить мероприятия по повышению их энергоэффективности. Это так же является обязанностью лица, ответственного за содержание жилого дома.

Один раз в пять лет показатели энергоэффективности должны пересматриваться в направлении улучшения. Организации — поставщики энергоресурсов обязаны ежегодно предлагать собственникам жилого дома, садовым товариществам, коттеджным объединениям проведение мероприятий по энергосбережению, в том числе способы финансирования этих мероприятий. Лицо, ответственное за содержание жилого дома обязано доводить до сведения собственников предложения по энергосбережению, разрабатывать соответствующие планы и мероприятия, в отопительный период регулировать подачу тепла в целях его сбережения.

Следующая интересная статья — № 13. Здесь читаем про обеспечение учета используемых энергоресурсов. Еще одна статья закона, которая коснулась абсолютно всех. Здесь очень много текста, про конкретные даты и сроки установки всех видов приборов учета энергоресурсов. Как индивидуальных, так и общедомовых. Как известно, всем в эти в сроки не удалось уложиться. Но, в общем, реализация этого закона в плане установки приборов учета идет довольно активно.

Статья № 14 – «Повышение энергетической эффективности экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований». Здесь читаем о региональных, муниципальных программах энергосбережения, о перечнях мероприятий по повышению энергоэффективности. Безусловно, программы энергосбережения дело нужное. Но зачастую делаются формально, то есть главное, чтобы такая программа была, а реализовывать ее никто особо и не собирается.

Глава 4 – «Энергетическое обследование. Саморегулируемые организации в области энергетического обследования». Целями таких энергетических обследований согласно закона являются: выявление реального расхода потребления энергоресурсов, определение показателей энергоэффективности, составление перечня мероприятий энергосбережения и их оценка в денежном эквиваленте, и наконец, составление энергетического паспорта. Вообще согласно закона такое энергообследование добровольно за исключением организаций, для которых энергоаудит обязателен. Это:

1) органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц;

2) организации с участием государства или муниципального образования;

3) организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности;

4) организации, осуществляющие производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов;

5) организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива (за исключением моторного топлива), мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают объем соответствующих энергетических ресурсов в стоимостном выражении, установленный Правительством Российской Федерации за календарный год, предшествующий последнему году до истечения срока проведения последующего обязательного энергетического обследования, указанного в части 2 настоящей статьи;
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 399-ФЗ)

6) организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов

Эти организации обязаны были провести первый энергоаудит до 31 декабря 2012 года, далее проводить энергетическое обследование один раз в пять лет.
Затем закон говорит нам о том, что энергоаудит могут проводить только лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций (СРО). У юр лиц должно быть не менее 4 энергоаудиторов, у ИП не менее одного. В состав членов СРО должно входить не менее 15 юридических лиц и 10 физических лиц-специалистов по энергетическим обследованиям или не менее 40 физических лиц — специалистов по энергетическим обследованиям.

Энергоаудиторы должны иметь специальную подготовку и необходимые для энергетических обследований знания. В СРО должен быть создан компенсационный фонд в размере не менее чем два миллиона рублей для гарантирования удовлетворения возможных претензий Потребителя. Со стороны государства за деятельностью СРО осуществляется контроль Госнадзором путем проведения плановых и внеплановых проверок. Плановая проверка проводится один раз в три года.

Глава 5 – «Энергосервисные договоры (контракты) и договоры купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов, включающие в себя условия энергосервисных договоров (контрактов)». Энергосервисный контракт – это договор, в котором предусматривается выполнение компанией-подрядчиком работ по внедрению энергосберегающих разработок на предприятии заказчика. Здесь очень подробно расписано, для чего и как заключается такой договор,что он должен в себе содержать, какие пункты. Честно скажу, мне лично не приходилось сталкиваться по факту с заключением такого договора–контракта. Пока это редкость, хотя я и знаю пару организаций, которые такие контракты заключили.

Глава 6 – «Информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности». Вообще, по моему мнению, эта глава закона должна была быть одной из ключевых в законе, если не самой ключевой. Народ у нас по умолчанию не очень то доверяет законодательным инициативам от власти. Поэтому информационная поддержка, разъяснение, и даже пропаганда (дело то нужное) закона №261 должны быть обеспечены в очень мощном объеме. Читаем, что говорится обо всем этом в законе.

Вообщем здесь очень много правильных пунктов и подпунктов – и об распространения в СМИ тематических теле- и радиопередач, информационных программ о мероприятиях и способах энергосбережения, о информировании потребителей об энергетической эффективности товаров, о распространении информации о потенциале энергосбережения относительно систем коммунальной инфраструктуры, и об организации выставок объектов и технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность. Но все же, думается, эту информационную поддержку можно было осуществлять в более большем объеме и более грамотно.

Глава №7 – «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в организациях с участием государства или муниципального образования и в организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности». Здесь ключевой, по моему мнению, пункт – о том, что начиная с 1 января 2010 года планирование затрат на энергообеспечение организаций, финансируемых из бюджетов всех уровней (федерального, регионального, местного) производится исходя из уровня затрат в 2009 году с ежегодным снижением на 3%.

Экономия полученная сверх 3% остается в распоряжении организации и может быть направлена на увеличение фонда оплаты труда. Сам я не работаю в бюджетной сфере, поэтому не могу сказать, как там обстоит дело с энергосбережением. Но слышал, что не все гладко и хорошо. Особенно «радует» фраза закона, о том, что экономия, полученная сверх 3% может быть направлена на увеличение заработной платы. То есть может быть, а может и не быть.

Глава №8 – «Государственная поддержка в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности». Государством предусмотрена поддержка закона№261, а именно:

1) содействие в осуществлении инвестиционной деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

2) пропаганда использования энергосервисных договоров (контрактов);

3) содействие в разработке и использовании объектов, технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность;

4) содействие в строительстве многоквартирных домов, имеющих высокий класс энергетической эффективности;

5) поддержка региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, предусматривающих, в частности, достижение наиболее высоких целевых показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

6) реализация программ стимулирования производства и продажи товаров, имеющих высокую энергетическую эффективность, для обеспечения их в количестве, удовлетворяющем спрос потребителей, при установлении запрета или ограничения производства и оборота, аналогичных по цели использования товаров, результатом использования которых может стать непроизводительный расход энергетических ресурсов;

7) содействие в осуществлении образовательной деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и информационной поддержки мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;

8) иные предусмотренные законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности направления.

Меры поддержки реализуются через государственные программы. Вообщем, наверное, нельзя говорить,что ничего не делается в том плане. Делается, конечно, но все таки в недостаточном объеме.

Глава 9 – «Государственный контроль за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и ответственность за их нарушение» . Очень короткая глава, где в общем говорится о государственном контроле в сфере энергосбережения, и об ответственности за нарушения в этой отрасли.

Глава 10, заключительная, так и называется – «Заключительные положения». Здесь подробно расписано, какие изменения вносятся в законодательство Российской Федерации в связи принятием закона об энергосбережении № 261, указаны конкретные федеральные законы и кодексы,в пункты которых вносятся изменения. Также здесь можно прочитать, какие суммы штрафов предусмотрены за те или иные нарушения №261-ФЗ от 23.11.2009г.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: