Русская арктическая станция. Полярная станция "Восток", Антарктида: описание, история, климат и правила посещения

Начало работы станции знаменуется вовсе не торжественным моментом подъема российского флага над кают-компанией. Официально дрейфующая станция начинает свою работу с момента передачи первой метеосводки в ААНИИ, а оттуда — в глобальную метеорологическую сеть. Поскольку, как известно, «Арктика — кухня погоды», эти данные обеспечивают метеорологов чрезвычайно ценной информацией. Изучение барических (давление, скорость и направление ветра на различных высотах) и температурных профилей атмосферы с помощью зондов до высоты 30 км используется не только для предсказания погоды — эти данные в дальнейшем могут использоваться как для фундаментальных научных целей, таких как уточнение моделей физики атмосферы, так и для прикладных— например, обеспечения полетов самолетов. За все эти данные ответственны метеорологи и аэрологи.

Работа метеоролога может показаться простой — это снятие метеоданных и их отсылка в Росгидромет. Для этого на 10-метровой метеомачте расположен набор датчиков, измеряющих скорость и направление ветра, температуру и влажность, видимость и давление. Вся информация, в том числе от выносных датчиков (температуры снега и льда, интенсивности солнечной радиации), стекается на метеостанцию. Хотя данные снимаются со станции дистанционно, проводить измерения без выхода на метеоплощадку получается далеко не всегда. «Чашки анемометров и радиационная защита метеобудки, где расположены датчики температуры и влажности воздуха, обмерзают, их приходится очищать от изморози (для доступа к верхней части мачты последняя сделана ‘ломающейся"), — поясняет инженер-метеоролог СП-36 Илья Бобков.- А в период таяния растяжки постоянно приходится крепить, чтобы мачта была устойчивой. Кроме того, станция не рассчитана на работу в условиях столь суровых морозов, ниже — 40 °C, поэтому мы вмонтировали туда подогрев — обычную 40-ваттную лампу накаливания. Конечно, есть станции, рассчитанные на столь низкие температуры, но они менее точные».

Сверху видно все

На СП-36 впервые в истории арктических исследований был опробован в работе легкий 5-кг БПЛА казанской компании «Эникс» с размахом крыла 140 см и радиусом действия 15 км (такой же аппарат будет нести вахту и на СП-37). Правда, он использовался в первую очередь не для научных целей, а для обеспечения жизнедеятельности и безопасности станции — разведки ледовой обстановки в ближайшем окружении. В частности, аппарат очень четко зафиксировал те трещины, которые прошли по льдине СП-36 12 апреля — они хорошо просматривались на снимках. Методика использования БЛА пока еще отрабатывается, одна из компаний в Санкт-Петербурге сотрудничает с ААНИИ в области обработки и привязки изображений, передаваемых с борта БЛА. Со временем планируется оснастить БЛА различными датчиками для сбора научной информации (на станции уже экспериментировали с установкой аэрологических датчиков).

Выше 10 м — область работы аэрологов. «Мы изучаем верхние слои атмосферы с помощью аэрологических зондов, — объясняет ведущий инженер-аэролог СП-36 Сергей Овчинников. — Зонд — это коробочка массой 140 г, ее прикрепляют к аэростату — шару объемом около 1,5 м³, наполненному водородом, который получают химическим способом в газогенераторе высокого давления — из порошка ферросилициума, едкого натра и воды. В зонд встроены GPS-приемник, телеметрический передатчик, а также датчики температуры, давления и влажности. Каждые две секунды зонд передает информацию вместе со своими координатами на наземную приемную станцию». Координаты зонда позволяют рассчитать его перемещение, скорость и направление ветра на различных высотах (высота определяется барометрическим способом). Электроника зонда питается от водозаливной батареи, которую предварительно выдерживают в воде несколько минут (подобными источниками питания оснащаются спасательные жилеты с аварийными маяками).

«Зонды запускаются каждый день в 0 и в 12 часов по Гринвичу, если позволяют погодные условия, при сильном ветре зонд просто «прибивает» к земле. За неполный год состоялось 640 выпусков, — говорит Сергей Овчинников.- Средняя высота подъема составила 28770 м, максимальная — 32400 м. Скорость подъема зонда — около 300 м в минуту, так что предельной высоты он достигает приблизительно за час-полтора, шар по мере подъема раздувается, а потом лопается, и зонд падает на землю. Правда, найти его практически невозможно, так что прибор одноразовый, хоть и дорогой».


Вода

«Основной упор в нашей работе делается на измерение параметров течений, а также температуры, электропроводности, плотности воды, — говорит океанолог СП-36 Сергей Кузьмин.- За последние годы парк приборов значительно обновился, и теперь мы можем получать результаты с высокой точностью, соответствующей мировому уровню. Сейчас мы используем приборы-профилографы, которые позволяют измерять скорость течения с помощью поперечного эффекта Доплера в нескольких слоях.

В основном исследовали атлантические течения, верхняя граница которых находится на глубине 180−220 м, а ядро — 270−400 м». Кроме изучения течений было предусмотрено ежедневное изучение толщи воды с помощью зонда, измерявшего электропроводность и температуру, каждые шесть дней проводились исследования на глубине до 1000 м, чтобы «захватить» атлантические воды, а раз в неделю зонд опускался на всю максимальную длину троса — 3400 м, чтобы изучить глубоководные слои. «В некоторых районах, — объясняет Сергей Кузьмин, — в глубоких слоях можно наблюдать геотермальный эффект».

Домики на льдине

Дрейфующая станция представляет собой несколько домиков, расставленных на льдине. Домики, называемые ПДКО (Полярный дом Канаки-Овчинникова), собираются из щитов — слоев бакелитовой фанеры, между которыми проложен в качестве утеплителя толстый слой пенопласта. Щиты соединяются между собой специальными замками, в щели набивают утеплитель (войлок), и домик становится вполне пригодным для жилья. Разумеется, при условии наличия отопления — либо электрического (масляные калориферы и тепловентиляторы), либо специальные печки на керосине или солярке.
Жизнь людей на станции в прямом смысле слова зависит от топлива — солярки для дизельных электростанций (ДЭС). Поэтому топливо берут с запасом — почти тысячу бочек (около 180 тонн, за год было израсходовано около 110 тонн). Бочки распределяют по топливным депо — расставляют в различных местах льдины, на случай, если часть топлива будет потеряна при возникновении трещин. Энергию обеспечивают два 30-кВт дизеля ДЭС, которые работают поочередно по 500 моточасов (до смены масла), еще один дизель стоит в дежурном режиме. Кроме дизтоплива для ДЭС и тракторов, на станции есть небольшой запас бензина, на котором работают снегоходы, и авиационного керосина — это позволяет заправлять самолеты, прилетающие на станцию весной и летом.

В задачу океанологов на СП-36 входил также и сбор проб для последующего анализа гидрохимиками. «Три раза за время зимовки — весной, летом и осенью — мы отбирали керн льда, который затем растапливали при комнатной температуре, полученную воду пропускали через фильтр, затем снова замораживали, — говорит Сергей. — И фильтр, и лед специальным образом упаковывали для последующего анализа. Точно так же отбирали пробы снега и подледную воду. Брали и пробы воздуха — с помощью аспиратора, который прокачивал воздух через несколько фильтров, задерживавших мельчайшие частицы. Ранее таким образом удалось, например, обнаружить пыльцу некоторых видов растений, которая долетает в приполюсные районы из Канады и российской тайги».


Метеомачту стараются устанавливать подальше от «жилой зоны» и в особенности от дизельной электростанции, чтобы исключить влияние посторонних факторов на показания чувствительных датчиков.

Для чего изучают течения? «Путем сравнения с данными, накопленными за предыдущие годы, можно выяснить климатические тенденции, — отвечает Сергей. — Такой анализ позволит понять, например, поведение льдов в Северном Ледовитом океане, что чрезвычайно важно не только в фундаментальном отношении, но и в чисто прикладном — например, при освоении природных ресурсов Арктики».

Снег

Программа специальных метеорологических исследований включала несколько разделов. Исследовалась структура снежно-ледяного покрова, его теплофизические и радиационные свойства — то есть то, как он отражает и поглощает солнечную радиацию. «Дело в том, что у снега высокая отражающая способность, и по этой характеристике, например на спутниковых снимках, он очень напоминает облачный слой, — поясняет метеоролог Сергей Шутилин. — Особенно зимой, когда температура и там и там составляет несколько десятков градусов ниже нуля. Я изучал теплофизические свойства снега в зависимости от температуры, ветра, облачности и солнечной радиации». Измерялось также и проникновение солнечной радиации (разумеется, во время полярного дня) сквозь снег и лед на различные глубины (в том числе и в воду). Изучались также морфология снега и его теплофизические свойства — температура на различных глубинах, плотность, пористость, фракционный состав кристаллов в различных слоях. Эти данные совместно с радиационными характеристиками помогут уточнить описание снежно-ледяного покрова в моделях различного уровня — как в глобальных климатических, так и в региональных.


Слева: метеоданные снимаются с метеостанции дистанционно, но посидеть в тепле метеорологам удается редко — мачта часто обмерзает, анемометры перестают вращаться и их приходится очищать от изморози. Справа: толщина льда измеряется с помощью мерных реек, которые опускаются в лунки, высверленные мотобуром, на специальном ледовом полигоне.

Во время полярного дня проводили измерения доходящего до поверхности Земли ультрафиолета, а в полярную ночь с помощью газоанализаторов изучали концентрации углекислого газа, приземного озона и метана, выбросы которого в Арктике связаны, по‑видимому, с геологическими процессами. С помощью специального газоанализатора удалось также получить, по словам Сергея Шутилина, уникальные данные о потоках углекислого газа и водяного пара через поверхность снега и льда: «Ранее существовала модель, согласно которой талые воды с побережья попадали в океан, океан покрывался льдом, и под ним шли анаэробные процессы. А после того, как поверхность освобождалась от льда, в атмосферу шел поток углекислого газа. Мы обнаружили, что поток идет в обратную сторону: когда льда нет, то в океан, а когда есть — в атмосферу! Впрочем, это может зависеть и от района — например, измерения на СП-35, которая дрейфовала ближе к югу и к шельфовым морям в восточном полушарии, согласуются с приведенной гипотезой. Так что нужны дополнительные исследования».


Трещина, прошедшая по льдине, к счастью, обошла лагерь станции стороной. Такие трещины — одна из самых серьезных опасностей для людей на дрейфующей станции.

Лед

Ко льду сейчас привлечено самое пристальное внимание, ведь он — наглядный индикатор происходящих в Арктике процессов. Поэтому его изучение чрезвычайно важно. В первую очередь это оценка массового баланса льда. Летом он тает, зимой нарастает, поэтому регулярные измерения его толщины по мерным рейкам на выделенном полигоне дают возможность оценивать скорость таяния или нарастания льдины, и эти данные затем можно использовать для уточнения различных моделей образования многолетнего льда. «На СП-36 полигон занимал площадку 80х100 м, и с октября по май на нем наросло 8400 т льда, — говорит Владимир Чурун. — Можете себе представить, сколько льда наросло на всю льдину размером 5х6 км!»

«Мы также взяли несколько кернов молодого и старого льда, которые будут исследовать в ААНИИ, — химический состав, механические свойства, морфология, — рассказывает ледоисследователь СП-36 Никита Кузнецов. — Эта информация может быть использована при уточнении различных климатических моделей, а также, например, в инженерных целях, в том числе и для строительства ледоколов».

Сеть полярных гидрометеорологических станций является основой мониторинга (наблюдения–оценка–прогноз) природных процессов, протекающих в океане и арктической области, знания о которых нуждаются в совершенствовании. Создание сети в 30-е годы прошлого века связано с этапом образования Главного управления Северного морского пути, а ее статус в то время определялся необходимостью информационного обеспечения мореплавания на трассах национальной транспортной магистрали Северного морского пути и полетов авиации в высоких широтах.

Пространственный охват, количество наблюдательных платформ и пунктов были весьма значительными. Комплексность измерений параметров природной среды достигалась за счет обширной топологии системы.

В 1985 г. функционировали 110 основных . Из них на 24 проводились аэрологические, на 24 - актинометрические, на 80 - морские (и речные) гидрологические наблюдения. 32 полярные станции являлись корреспондентами Всемирной метеорологической организации. Кроме этого в Арктике источниками информации являлись и другие наблюдательные платформы (дрейфующие станции, экспедиционные и транспортные суда, самолеты ледовой разведки и т. д.). Системный характер наблюдений обеспечивал информационные потребности государственной деятельности в то время.

Новая экономическая среда, сформировавшаяся в последние 15 лет, предъявила иные подходы к организации хозяйственной деятельности. Северный морской путь фактически перестал существовать, утратив государственный статус. Современные требования к информационной сети теснее связаны с уровнем хозяйственного освоения полярных районов, иным содержанием государственных услуг, а также с дифференциацией источников финансирования работ в области гидрометеорологии и мониторинга среды.

В 90-е годы прошлого столетия обвальное сокращение сети было вызвано дефицитом финансирования арктических Управлений гидрометеорологической службы. Начиная с 2000 г. отмечается позитивная динамика развития сети.

В настоящее время функционируют и передают информацию в автоматические станции погоды Росгидромета 52 полярные станции Мурманского, Северного, Якутского и Управлений гидрометеорологической службы, на которых проводятся стандартные метеорологические (52 полярные станции), морские гидрологические (44 полярные станции), актинометрические (10 полярных станций), аэрологические (7 полярных станций) наблюдения. 32 полярные станции являются труднодоступными, 27 - реперными, 23 - корреспондентами Всемирной метеорологической организации.

В работе сети существуют серьезные проблемы. Расстояние между метеорологическими пунктами в 2–2,5 раза, а между аэрологическими - в 3–4 раза превышают допустимые пределы, и ведомственные нормативы плотности не выдерживаются. Из-за отсутствия наблюдений в высокоширотных районах архипелагов Новая Земля, островах Анжу, Де-Лонга - конфигурация сети неблагоприятна. С точки зрения критериев климатического мониторинга и долгосрочного прогноза погоды не достигается даже уровень минимальной достаточности, который в результате специальных исследований определен в 63–68 полярных станций.

Недостаточное разрешение наблюдательной системы негативно отражается на качестве гидрометеорологических прогнозов, зачастую делая прогностическую деятельность малоэффективной.

Дефицит первичной информации уже привел к тому, что метеорологические прогнозы стали зачастую базироваться на данных зарубежных центров: Европейского центра среднесрочных прогнозов (ЕСМF), английского центра погоды (Брекнелл) и др., поступающих по международному обмену. Оправдываемость ледовых прогнозов снизилась из-за недостатка информации о толщине льда и фазах наступления критических ледовых процессов.

Почти полностью прекращены инструментальные наблюдения за уровнем моря, дрейфом льда, волнением. Актинометрические наблюдения осуществляются, в основном, по сокращенной программе.

Поступление оперативной метеоинформации в автоматические станции погоды Росгидромета (и центр «Север») в среднем по Арктике оценивается в 70%, по аэрологии в 30%, по гидрологии в 50%.
Однако, в последние годы наблюдается очевидная стабилизация сети и восстановлены 5 полярных станций. На них осуществлено строительство и ремонт служебных помещений, обеспечение новым энергетическим оборудованием, средствами спутниковой связи, транспортными средствами; обновляется приборный парк.

Завершен начальный этап реализации предложений ARO NOAA об организации климатических обсерваторий в Арктике. В качестве первого пункта базисной сети выбрана полярная станция Тикси.

Позитивно оценивая роль международного сотрудничества в поддержании системы наблюдений в Арктике, нельзя не учитывать фактор возможных неблагоприятных последствий пересечения национальных интересов России, а также США, в арктическом регионе. Оспаривается суверенитет Российской Федерации над арктическими проливами, статус некоторых арктических морей, как внутренних территориальных . В Норвегии создается современный информационный центр слежения за ледовой и гидрометеорологической обстановкой в западной Арктике.

Существование проблемы международных отношений в Арктике в аспекте делимитации шельфовой зоны и морских пространств очевидно, поэтому наличие геополитического фактора следует учитывать при разработке мер по обеспечению гидрометеорологической безопасности в Арктике.

Стесненные условия из-за дефицита средств и времени определяют целесообразность направления основных усилий на поддержание прежде всего полярных станций, входящих в мировую климатическую сеть, для чего необходимы:

  • реконструкция базовой инфраструктуры: капитальный ремонт жилых, подсобных помещений и устройств; установка энергосберегающего оборудования, замена систем тепловодоснабжения и т. д.;
  • удовлетворительное обеспечение сети стандартными метеорологическими приборами а также вспомогательным оборудованием;
  • установка спутниковых средств связи типа АПК-ВИП «Гонец», «Globalstar» «INMARSAT».

Полярные станции, ледокольный флот и авиация стали теми тремя китами, на которых опиралось регулярное арктическое судоходство. В навигацию станции передавали судам и самолетам информацию о погоде и состоянии льдов, поддерживали радиосвязь, давали пеленги штурманам для определения точного положения в море и в воздухе.

В эти годы сложилась стандартная инфраструктура полярной станции. Этот силуэт арктического поселения сохранился посию пору. Один или несколько жилых домов вмещают радиорубку и метеокабинет, неподалеку обычно ставят баню, дизельную («механку»), склады, гараж. В далекие легендарные годы на территории станции непременно ставился и собачник (или собачьи будки) для ездовых собак, кое-где обустраивали и сарай для содержания скота. Источником энергии поначалу служили аккумуляторные батареи постоянного тока. Помещения отапливали дровами и углем. В конце 30-х годов появились первые ветроэлектрические агрегаты, а в 60-70-х годах энергоснабжение станций перевели на дизель-электрические агрегаты. Штат полярной станции — начальник, один-два метеоролога, гидролог, от двух до четырех радистов, повар, механик (в первые годы — служитель, вычислитель или каюр). На крупных станциях к тому же работали врачи, аэрологи, актинометристы, магнитологи, специалисты по атмосферному электричеству, радиоволнам, биологи, геологи и экипажи легких самолетов. Как правило, это были сплоченные и дружные коллективы, где люди притирались друг к другу в общей работе. Да и вся Арктика тогда жила одной большой семьей: по радио сообща отмечали праздники, передавали вести на Большую землю, проводили политинформации, знакомились, влюблялись, играли в шахматы, принимали роды и провожали в последний путь… В октябре 1928 года на острове Большом Ляховском вступила в строй станция под руководством участника седовской экспедиции Николая Пинегина. В 1929 году на месте зимовки «Святого Фоки» в бухте Тихой на острове Гукера была открыта первая отечественная станция на архипелаге Земля Франца-Иосифа. Тремя годами позже на острове Рудольфа, на широте 81°48′, появилась еще одна — самая северная в мире — полярная станция. В 1930 году в эфир вышла полярная станция на Северной Земле, развернутая отважной четверкой первопроходцев под руководством Г. А. Ушакова на острове Домашнем. Время показало, что место на намывной косе острова было выбрано неудачно, поэтому в 1954 году станцию перенесли на остров Голомянный.

История этой полярной станции осталась в биографии Арктики одним из самых ярких примеров разумного героизма, коллективной спаянности, продуманностидействий, давших потрясающий по своей эффективности результат. Действиями крошечной экспедиции, состоящей всего из четырех человек, в течение нескольких лет был нанесен на карту целый архипелаг, а полярная станция меж тем регулярно передавала в эфир метеоданные. Открытие новых полярных станций планомерно продолжалось. В 1931 году начала работать станция на самом севере Новой Земли — мысе Желания. Станция на мысе Желания имела большое значение для развития морских промыслов, стала опорной базой для промышленников.

В 1932 году вышли в эфир станции в Русской Гавани, на Гыданском полуострове и на мысе Челюскин. Последняя была значительно расширена и двумя годами позже обрела статус объединенной гидрометстанции. Возглавил ее И. Д. Папанин, ставший позже руководителем первой дрейфующей станции «Северный полюс». Кстати сказать, с Папаниным на мысе Челюскин работал и будущий участник легендарного дрейфа Е. К. Федоров. Его имя сегодня носит полярная станция.

В восточном секторе Арктики сеть станций развивалась быстро, охватывая своим покрытием огромную территорию. К началу этого процесса (в 30-х годах) здесь действовали всего две станции, открытые на острове Врангеля и на мысе Шалаурова. В 1932 году открылись станции западнее Анабарского залива, в бухтах Нордвик и Тикси. В 1933 году заработали полярные станции на острове Четырехстолбовом в архипелаге Медвежьи острова, на мысе Шмидта и на крайнем востоке Чукотки, в поселке Уэлен. Станция в проливе Санникова, основанная на южном берегу острова Котельный Новосибирского архипелага, изучала пролив, его пригодность для плавания судов, до той поры ходивших только проливом Лаптева. Исследования дали возможность сделать при необходимости пролив Санникова вторым возможным проходом кораблей в этом районе плавания. Полярная станция в одном из самых труднодоступных районов Арктики, на архипелаге Де -Лонга, позволила изучить его острова, лишь открытые, но так и не исследованные. Станция способствоваларазвитию полярной авиации и ее проникновению все дальше на север.

Практика строительства сети полярных станций создала первичную базу службы погоды в арк тическом регионе России, сделав его более безопасным для освоения. Если на западе Арктики в 1933-1942 годах открылось около пятнадцати полярных станций, то в Восточной Арктике их число за тот же период увеличилось примерно до тридцати, причем проникли они и в такие дальние уголки региона, как остров Генритетты. К рубежу 30-40-х годов сеть полярных станций в Арктической России насчитывала 75 единиц, в том числе в Баренцевом и Карском морях — 32, в море Лаптевых — 16, в Восточно-Сибирском море — 14, в Чукотском море и Беринговом проливе — 13 станций. Война не обошла стороной советские полярные станции. Некоторые из них стали объектами нападений подводных лодок и десанта их экипажей. 26 июля 1942 года в Малых Кармакулах артогнем немецкой подводной лодки U-601 в течение 40-50 минут были уничтожены гидросамолет и ветродвигатель, сожжены два склада, двумя снарядами разрушено здание радиостанции. Утром 8 сентября того же года подлодка U-251 в течение получаса вела огонь по полярной станции острова Уединения. Снаряды попали в жилой дом, в радиостанцию, в хозяйственные постройки. Но радиоаппаратура не пострадала. Станция продолжила работу. 18 сентября 1943 года подлодка U-711 разрушила выносную полярную станцию на острове Правды в архипелаге Норденшельда. Метеорологи, к счастью, успели укрыться в камнях. 24 сентября эта же лодка уничтожила полярную станцию в заливе Благополучия (более она не восста- навливалась). В сентябре 1944 года к полярной станции на мысе Стерлегова подошли две подводные лодки «кригсмарине» и высадили десант. В три часа утра немцы окружили жилой дом станции, где находились зимовщики. Немцы настояли на передаче в Диксон всех положенных по расписанию радиограмм. Сигнал тревоги, переданный в одной из них, распознан не был. Здания полярной станции, разрушенные огнем субмарины, сгорели дотла. Пятеро сотрудников были увезены в плен. 12 августа 1944 года подводной лодкой U-365 судно «Марина Раскова» с работниками гидрометслужбы на борту было потоплено в районе остова Белого вместе с кораблямиохранения.

Погибли 362 человека. Это была самая крупная катастрофа военного времени в Арктике. Многие станции центрального сектора Арктики остались без смены… Немецкие силы представляли собой реальную угрозу работе беззащитных полярных станций. Кроме того, немцы создали на самом западном острове ЗФИ — Земле Александры — свою постоянную метеостанцию и установили несколько автоматических метеостанций. Ведь информация о погоде и состоянии льдов приобрела стратегический характер. Оперативное и тактическое планирование военных операций в Арктике стало невозможным без учета погодных условий. О присутствии немцев на ЗФИ стало известно лишь после войны, а в том месте, где базировалась их метеостанция, в 1952 году открыли третью по счету в архипелаге полярную станцию — Нагурскую. Через пять лет на Земле Франца-Иосифа, на острове Хейса, была открыта самая крупная здесь станция: полярная обсерватория Дружная, переименованная в 1972 году в обсерваторию имени Э. Т. Кренкеля. В 70-80-х годах она была крупнейшим исследовательским поселением на архипелаге. В 1959 году была открыта полярная станция на о. Виктория. А вот станцию на входящем в архипелаг острове Гукера в 1960 году закрыли из-за неудобного местоположения и постоянных проблем с источником пресной воды. «Детские болезни» периода создания сети полярных станций со временем были успешно преодолены, технология их работы — отлажена, а научная работа в высоких широтах на базе стационарных условий разворачивалась в завидных масштабах. Статистика показывает, что в 20-е годы полярные станции покрывали, главным образом, бассейн Карского моря. В 30-е годы новые станции равномерно покрывали уже все арктическое побережье. В 40-е новые «полярки» осваивали самый тяжелый по льдам район пролива Вилькицкого и Северную Якутию.

Свидетельства стойкости человеческого духа, способного противостоять столь суровым условиям самого южного континента планеты, станции в Антарктиде - в прямом и переносном смысле оазисы тепла на бескрайних ледяных просторах материка. Антарктиду осваивают 12 стран, и почти у всех имеются собственные базы - сезонные или круглогодичные. Помимо научно-исследовательской работы антарктические станции выполняют и другую, не менее почётную и сложную задачу, - приём полярных туристов. Будь то в рамках антарктического круиза или на пути к Южному полюсу, путешественники имеют уникальную возможность познакомиться с бытом полярников, пожить несколько дней в палаточных лагерях и совершить увлекательные экскурсии по близлежащим просторам Антарктиды.

Главная достопримечательность «Юнион Глейшер» - изумительной красоты взлетно-посадочная полоса, принимающая многотонные «Илы».

Станция «Амундсен - Скотт»

Станция «Амундсен - Скотт» - самая известная антарктическая станция. Её популярность обусловлена одним простым фактом: станция располагается аккурат на Южном полюсе Земли, и, прибыв сюда, фактически выполняешь две задачи - и на полюсе постоять, и с полярным бытом познакомиться. Помимо уникального места расположения «Амундсен - Скотт» известна ещё и тем, что она является первой базой в Антарктиде, основанной через 45 лет после достижения Амундсеном и Скоттом Южного полюса планеты. Кроме прочего, станция - образец высокотехнологичного строительства в крайне сложных антарктических условиях: внутри стоит комнатная температура, а сваи-домкраты позволяют поднимать «Амундсен - Скотт» по мере занесения снегом. Туристов здесь привечают: самолёты с путешественниками приземляются на местном аэродроме в декабре - январе. Экскурсия по станции и возможность отправить письмо домой со штампом Южного полюса - вот главные «фишки» базы.

Станция «Восток»

Уникальная российская станция «Восток», основанная в 1957 г. среди девственных белоснежных просторов внутренней Антарктиды, туристов, увы, не принимает. Условия для легкомысленных увеселений здесь, прямо скажем, отсутствуют: до полюса около 1200 км, самая высокая температура в течение года - чуть менее -30 °C, а также тотальная нехватка кислорода и углекислого газа в воздухе из-за расположения на высоте почти 3 км над уровнем моря - вот лишь некоторые детали её непростого быта. Однако исключительность этого места заставляет говорить о станции даже вне возможности её посещения: именно здесь была зарегистрирована самая низкая температура в Антарктиде - минус 89,2 °C. Попасть на станцию «Восток» можно разве что записавшись добровольцем в Институт исследований Арктики и Антарктики - так что пока помечтаем…

Станция «Юнион Глейшер»

Строго говоря, «Юнион Глейшер» - это не станция, а палаточная база, действующая только в тёплое время года. Её основное предназначение - служить домом для туристов, прибывающих в Антарктиду с помощью американской компании через чилийский Пунта-Аренас. Главная достопримечательность «Юнион Глейшер» - изумительной красоты взлётно-посадочная полоса, принимающая многотонные «Илы». Она располагается прямо на внушительной толщины голубом льду, который даже ровнять не надо - настолько идеально гладкая его поверхность. Логичное название «Блю Айс» лишний раз убеждает в том, что вы в Антарктиде - где ещё на планете самолёт может вот так, запросто, сесть на лёд! Кроме прочего, в «Юнион Глейшер» туристов ждут индивидуальные палатки и хозяйственные модули, столовая и туалеты - кстати, правила пользования ими неизменно выступают в роли главной фотодостопримечательности станции.

Наименее изученный и самый неприветливый материк на Земле - Антарктида. Население континента колеблется в пределах от 1 до 4 тысяч человек. О главных особенностях, истории освоения и жителях «ледяного» материка читайте в нашей статье.

Антарктида: общие сведения о материке и его ресурсах

О том, что этот континент является самым холодным на планете, знают практически все. Именно на его территории (на российской полярной станции «Восток») была зафиксирована воздуха в мире - 89,2 градуса со знаком «минус».

Но вот о других рекордах Антарктиды знают немногие. Так, материк является еще и самым сухим, самым высоким и самым ветреным на Земле. Действительно, именно отсутствие питьевой воды было главной проблемой для всех, кто решался покорить просторы континента под названием Антарктида. Население материка тоже отличается своими особенностями. Однако об этом речь пойдет позже.

Следует отметить, что Антарктида и ее природные ресурсы не принадлежат ни одному из современных государств мира. Хотя в прошедших столетиях многие империи пытались установить свой контроль за той или иной частью материка. В 1991 году мировым сообществом был официально утвержден особый Протокол, одна из статей которого запрещает проведение любой хозяйственной деятельности на территории Антарктиды (в частности, по освоению ее богатых недр). Правда, жители планеты уже очень остро ощущают дефицит многих минеральных ресурсов. Поэтому неизвестно, насколько долго данный протокол будет иметь свою силу.

Антарктида: население материка и его характеристика

Тюлени, полярные крачки, поморники и императорские пингвины - вот самые типичные жители холодного материка. До начала XIX века географы могли бы смело зачитать этот перечень животных, отвечая на вопрос: «Кто живет в Антарктиде?» Однако в 1820 году все кардинально изменилось: на твердь континента впервые ступила нога человека.

Кто живет в Антарктиде сегодня? И какова численность ее общего населения?

Сразу же стоит оговориться, что в Антарктиде нет постоянного населения ввиду слишком экстремальных погодно-климатических условий. Это значит, что материк населяют лишь ученые, обслуживающий персонал и туристы. Все они пребывают здесь временно.

Какое число людей привлекает Антарктида? Население континента составляет около тысячи человек в зимний период года. Летом его численность может достигать 4000 человек. На материке наиболее популярен английский, французский, русский и испанский языки.

В 1978 году здесь впервые родился ребенок человека. Это был гражданин Аргентины Эмилио Маркос Палма. А вот в 2007 году в Антарктиде прошел первый в истории обряд венчания.

История освоения материка. Русская Антарктида

История русского освоения материка началась еще в 1819 году, когда из Кронштадта отправилась на юг экспедиция во главе с Лазаревым и Беллинсгаузеном. Именно она и открыла для мира шестой континент. Большой интерес к Антарктиде проявляла Российская империя и в конце XIX - начале XX века, организовав несколько серьезных научных экспедиций.

В 1946 году, как предполагают некоторые историки, состоялась серьезная военная битва за Антарктиду. После окончания Второй мировой войны тогда еще союзники - США и СССР - отправили к берегам континента мощные военные эскадры. В итоге американская экспедиция вернулась назад далеко не в полном составе. Однако подробности этого антарктического сражения до сих пор окутаны массой тайн и предположений.

Российские антарктические станции

На сегодняшний день 30 государств имеют свои научные станции в Антарктиде. Среди них и Россия, которая располагает семью такими базами на материке. Это станции «Восток», «Прогресс», «Беллинсгаузен», «Новолазаревская», «Молодежная», «Мирный» и «Ленинградская». Каждая из них по-своему интересна.

Так, на станции «Восток» в 1983 году был зафиксирован абсолютный рекорд низкой температуры на Земле. Это одно из самых суровых (с точки зрения погоды) мест на нашей планете. Недавно «полюс холода» был украшен памятником Ленину - самым южным в мире.

На другой российской станции, «Беллинсгаузен», в 2004 году была сооружена первая на материке православная церковь. А вот «Новолазаревская» может похвастаться единственной на всем континенте русской баней!

Но главным центром Русской Антарктиды на сегодняшний день является станция «Прогресс». Она выполняет научно-исследовательские, административные и логистические функции. Здесь был создан отличный спортивный комплекс для полярников с сауной, медицинской техникой и различными тренажерами.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: