Сумма приобретения за наличный расчет юридических лиц. Законодательство о наличной и безналичной формах расчетов

Какой лимит расчета наличными на настоящий момент и как отразить превышение лимита в учете.

Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».

Лимит расчета наличными

Максимальный размер расчетов наличными деньгами составляет 100 000 рублей. Это ограничение распространяется на наличные расчеты:

  • между организациями;
  • между организацией и индивидуальным предпринимателем;
  • между индивидуальными предпринимателями.

Расчеты с участием граждан осуществляются без ограничения суммы. То есть компания или предприниматель вправе получать или передавать гражданам наличные суммы без ограничений и лимит расчетов наличными не соблюдать.

На что не распространяется лимит расчета наличными?

Наличные без ограничения можно расходовать в случае:

  • выплаты заработной платы;
  • выплаты начислений социального характера;
  • выдачи денег под отчет;
  • расходования средств на личные нужды предпринимателя, при условии что выплата не будет направлена на его предпринимательскую деятельность.

В один кассовый день разрешено производить операции с одним и тем же контрагентом на сумму более 100 тыс. рублей. Например, рассчитываясь по нескольким договорам не более 100 тыс. рублей по одному договору в один день. Это следует из п. 6 указания Центробанка РФ от 07.10.2013 № 3073-У . Цитата: «Наличные расчеты в валюте РФ и иностранной валюте между участниками наличных расчетов в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами».

Если предмет договора и все остальные условия остались прежними в других договорах, то велика вероятность, что суд может признать, такие договоры «одним договором».

Штраф за нарушение требования о лимите расчета наличными

Если юридическое лицо или ИП превышают размер 100 000 рублей по одному договору, то это считается нарушением порядка работы с наличными. За это предусмотрен штраф по статье 15.1 КоАП РФ. Для организаций его сумма составляет от 40 000 до 50 000 рублей. Для ответственного работника (должностного лица) — от 4000 до 5000 рублей. Привлечь организацию к ответственности инспекторы вправе в течение двух месяцев с момента нарушения (ч. 1 ст. 4.5 и подп. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

Согласно КоАП РФ за превышение лимита наличных расчетов предусмотрена административная ответственность. Причем как для покупателей, так и для продавцов. Дела, связанные с нарушением лимита наличных расчетов, рассматривают налоговые инспекции (ст. 23.5 КоАП РФ). Налоговая инспекция вправе оштрафовать как покупателя, так и продавца. Потому что участниками наличных расчетов являются как плательщик, так и получатель, а значит, за нарушение несут ответственность оба (ст. 15.1 КоАП РФ).

Рекомендуем экспресс-курс Контур.Школы « ». Обучение поможет привести в порядок документы при работе с ККТ, в том числе при использовании онлайн-касс, правильно работать с лимитом наличности. Вы сможете наладить безошибочную работу с кассовой техникой и бланками строгой отчетности, составите локальный нормативный акт по кассовой дисциплине, который поможет проходить проверки без штрафов.

Любая хозяйственная деятельность, которая проводится, не обходится без различных финансовых операций связанных с проведением расчета, как между субъектами хозяйственной деятельности, так и между физическими лицами. Проведение таких расчетов четко регулируется действующим законодательством, и существует определенный лимит. Для того, чтобы узнать какой лимит расчетов бывает между юридическим и физическим лицом, не обходимо ознакомится с данной публикацией.

Участники расчетов

Ни для кого не секрет, что за приобретение различных товаров, услуг и работ необходимо проведение расчетов. Участниками таких операций являются юридические лица, физические лица, а также индивидуальные предприниматели. Они могут производить взаиморасчеты между собой в национальной и иностранной валюте. Государственными органами, которые призваны следить за правильностью уплаты налогов, для того, чтобы уклонение от их уплаты было минимальным, устанавливаются различные ограничение. Они выражаются в различных ограничениях.

Важно знать, что различные государственные органы также участвуют в проведении расчетов, и относятся к юридическим лицам, несмотря на свое специфическое положение. Но если внимательно посмотреть на порядок различных расчетов между ними и физическими лицами, то можно понять что все они проходят только через банки, которые выбраны по специальной тендерной процедуре.
Существует два способа таких взаиморасчетов:

  • проведение наличных расчетов;
  • проведение безналичных расчетов.

В первом случае, передача денежных средств происходит через кассу, либо из рук в руки. Во втором случае взаимозачеты осуществляются через банковскую систему, путем электронных расчетов, либо оплатой через банковские учреждения.

К субъектам хозяйственной деятельности можно отнести ИП и юридические лица.

Ограничения расчетов

Центральным банком нашей страны установлены некоторые ограничения расчетов. На 2019 год они составляют 100 000 рублей. Это вызвано тем, чтобы ограничить обращение наличности, и тем самым отслеживать все финансовые операции которые происходят между юридическими лицами, ИП и физическими лицами. Данные ограничение расчетов вызваны двумя важными факторами:

  • для того, чтобы такие взаиморасчеты не уходили в тень, и с них оплачивались различные налоги и сборы;
  • чтобы ограничить обращение так называемых «черных» наличных денежных средств.

Такие ограничения расчетов были введены еще в конце девяностых годов, но ставка по ним в размере 100 000 рублей, также оставлена и на 2019 год.

Важно знать, что между некоторыми юридическими лицами, дабы уйти от вышеуказанного ограничения заключается несколько договоров, по которым сумма, превышающая установленный лимит делится на несколько частей, которые не превышают 100 000 тысяч. Такие взаиморасчеты рискованны, и могут привести к наложению различных финансовых санкций со стороны налоговой, и трудно будет обосновать свою правоту даже в суде. В 2019 году сумма штрафных санкций за такие нарушения значительная.

Важно знать, что риску нарушения данных правил, подвержены предприниматели. Это вызвано тем, что на рынке они могут выступать не только в качестве субъектов хозяйственной деятельности, но и в качестве простых граждан, которые покупают для своих нужд различные товары, заказывают услуги и работы для собственного блага.

Чтобы не перейти грань между простым покупателем, и предпринимателем, необходимо четко следовать различным инструкциям, и иным рекомендациям, которые даются государственными органами, осуществляющими надзор за налоговым законодательством. Можно даже обращаться за юридической помощью, и привлекать квалифицированных юристов, которые смогут впоследствии защитить от различных штрафных санкций.

ИП является субъектом предпринимательской деятельности, и участвует в различных хозяйственных операциях наравне с юридическими лицами. Они имеют право открывать свои банковские счета, вести кассовую книгу, то есть иметь кассу, и конечно проводить взаиморасчеты как с физ. лицом, так и юридическим. По роду своей деятельности ИП имеет двоякий юридический статус, вызванный тем что он может выступать как физ лицо, и как субъект хозяйственной деятельности. Физ лицо не является участником хозяйственной деятельности и выступает только потребителем различных услуг, куда входит также приобретение товаров и различных работ. Из этого можно прийти к выводу, что особенности взаиморасчетов между ИП и физ лицом будут следующие:

  • между физ субъектом и ИП будут происходить взаиморасчеты только наличными денежными средствами, это не противоречит правилам установленным на 2019 год;
  • такой расчет может осуществляться как путем оплаты наличными деньгами, так и через банковские учреждения, через пластиковую карту.

При проведении расчетов между физ субъектом и ИП наличными деньгами, согласно требований, которые установлены на 2019 год, финансовые средства должны поступать в кассу, а затем оприходовать ИП, путем внесения их в отче, для определения базы налогообложения. Если оплата деньгами между физ субъектом и ИП происходит через банковскую карту, тогда средства аккумулируются на банковском счете предпринимателя, и также вносятся в отче для последующего налогообложения.

Важно знать, что никаких ограничений (лимитов) между проведением взаиморасчетов между физ лицом и ИП не существует.

Для того, чтобы ответить на данный вопрос, необходимо понимать что юр участники хозяйственных отношений, не имеют таких привилегий, как предприниматели, и всех их финансовые операции, должны проходить через финансовый отчет. В данном случае, если предприниматели не обязаны иметь банковские счета, то юр субъекты обязаны их иметь.

Физ лица, наоборот, не подпадают под какой либо лимит, связанный с ограничением операций с наличными деньгами. Отсюда можно прийти к выводу, что, как и в случае с ИП, взаиморасчет между физ и юр лицом, не подлежат ограничению (лимиту). Никаких дополнительных лимитов для таких операций на 2019 год государством не установлено. Такие взаиморасчеты между физ и юр лицами могут проходить по такому алгоритму:

  • по наличным платежам, когда оплата происходит наличными деньгами в кассу юр субъекта;
  • по безналичным платежам, когда оплата происходит через банковский счет, а денежные средства сразу попадают на счет юр лица.

Как и в случае с индивидуальными предпринимателями, лимит расчета между такими субъектами на 2019 год не установлен.

Как было указано выше, юр субъекты и индивидуальные предприниматели выступают как субъекты хозяйственной деятельности, поэтому правило по установлению лимитов взаиморасчетом между ними распространяется в полной мере. На 2019 год сумма в 100 000 осталась неизменной. Из этого следует, что при осуществлении различной хозяйственной деятельности, при которой субъектами выступают юр лица и индивидуальные предприниматели, граничная сумма наличных денег, которыми они могут рассчитываться между собой, не должна превышать 100 000 рублей. Происходить такие расчеты могут следующим образом:

  • до 100 000 рублей, когда деньги наличными передаются в кассу, а затем передаются на специальный банковский счет юр субъекта или индивидуального предпринимателя;
  • если сумма превышает более 100 тысяч рублей, тогда все взаиморасчеты между этими субъектами должны происходить только через банковские счета, потому что начинает действовать лимит.

На какие расчеты не распространяется правило лимита

Бывают хозяйственные операции, которые невозможно провести через банковские счета, поэтому центробанком установлены некоторые правила, которые разрешают увеличить сумму наличных денег, минуя правила лимита расчета между субъектами хозяйственной деятельности. Это может быть в следующих случаях, которые установлены на 2019 год:

  • когда происходит выплата заработной платы, работникам юр лица или ИП;
  • в случае произведения различных выплат и начислений, которые носят социальный характер, куда можно отнести оплату за больничные и другие расходы;
  • когда юр субъект производит выдачу денежных средств под специальный отчет, например в виде командировочных;
  • отдельная графа есть для индивидуальных предпринимателей, так как лимит не распространяется на израсходование средств, которые будут потрачены на личные нужды коммерсанта, при одном условии, если данная выплата не будет направлена для осуществления его коммерческой деятельности.

Нужно понимать, что все риски, связанные с нарушением правил по лимиту, несут не только различные предприятия, но бизнесмены, которые являются ИП. Если проанализировать наложение штрафных санкций, за нарушения лимита, то можно убедится, что предприниматели также заплатили большое количество денежных средств в виде штрафов.

Такое правило сохранено и на 2019 год.

С юридической точки зрения договор переуступки, предусматривает собой правовую операцию, связанную с тем, что долг какого либо юридического или физического лица, а также ИП (должника), передается одним субъектом хозяйственной (кредитором) деятельности другому. В юридической процедуре передачи долга ничего сложного нет, достаточно составить специальный договор, но с финансовой точки зрения, на такие правоотношения также распространяется лимит. Порядок передачи долга по договору переуступки следующий:

  • между старым и новым кредитором, подписывается специальный договор на переуступку права требования долга новому кредитору;
  • после этого, о передаче долга уведомляется должник в письменном виде, и с этого момента у нового кредитора появляется правовое основание требовать долг.

Сам по себе долг может выражаться в денежном или вещевом эквиваленте, но с точки зрения бухгалтерского учета, любая вещь, которая выступает в качестве долга, должна быть переведена в денежный эквивалент, то есть иметь стоимость. Исходя из этого, можно сказать, что на долг, в обязательном порядке, распространяется лимит расчета установленный центробанком России.

Из этого следует, что когда должник решит выплатить долг, который будет превышать сумму в 100 000 рублей, тогда деньги, в обязательном порядке должны пройти через расчетный счет или кассу ИП и юридического лица. Если наоборот, сумма долга меньше вышеуказанной суммы, тогда его можно провести по наличному расчету, с ее обязательным оприходованием.

Важно знать, что если долг платит физическое лицо, никаких ограничений нет, и любая сумма может поступать наличностью в кассу предприятия или индивидуального предпринимателя. Такие договора характерны для различных кредитных договоров, в которых должниками выступают простые граждане, а кредиторами становятся коллекторские компании.

Данные правила по оплате долга также сохранились и в 2019 году.

Говоря о введенном ограничении на расчеты наличными средствами между различными субъектами хозяйственной деятельности, можно прийти к выводу, что они не распространяются на отношения между ними и физическими лицами. Это вызвано тем, что граждане, если они не являются ИП, или, будучи индивидуальными предпринимателями, выступают как простые граждане, не являются субъектами предпринимательской деятельности.

Похожие записи:

Похожие записи не найдены.

Наличный расчет и безналичный - 2 формы обращения денежных средств на территории РФ. Однако при их использовании различными категориями граждан и организаций имеются особые требования, соблюдение которых необходимо. В противном случае виновное лицо может быть привлечено к ответственности.

Чем регулируется порядок организации наличных и безналичных расчетов в 2018 — 2019 году

Наличный и безналичный расчет в РФ регулируется следующими нормативными актами:

  • гл. 46 Гражданского кодекса РФ;
  • законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 № 86-ФЗ;
  • законом «О применении контрольно-кассовой техники…» от 22.05.2003 № 54-ФЗ (далее — закон № 54-ФЗ);
  • указанием Банка России «Об осуществлении наличных расчетов» от 07.10.2013 № 3073-У (далее — указание № 3073-У);
  • положением Банка России «О порядке ведения кассовых операций …» от 28.01.2018 № 630-П;
  • указанием Банка России «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» от 11.03.2014 № 3210-У;
  • указанием ЦБ РФ «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег…» от 07.10.2013 № 3073-У (далее — указание № 3073-У).

Правовое регулирование наличных и безналичных расчетов: статьи 861 и 862 ГК РФ

Ст. 861 ГК РФ открывает главу, в которой содержатся общие положения о расчетах в РФ. Главная особенность данной статьи в том, что она четко определяет субъектный состав расчетных правоотношений, подразделяя всех участников:

  • на юридических лиц;
  • граждан-непредпринимателей;
  • граждан, которым необходимы наличные расчеты в целях ведения бизнеса (к которым относятся главы КФХ, ИП).

Несмотря на то что в ГК РФ больше внимания уделяется безналичным расчетам, в статье имеется 2 абзаца, посвященных наличному расчету, а именно:

  • если речь идет о расчетах между гражданами, которые не связаны с осуществлением ими предпринимательской деятельности, то на передаваемые суммы ограничения нет;
  • расчеты между организациями, ИП и гражданами могут производиться в наличной форме, но с учетом особенностей, установленных законодателем, а именно: на основании п. 6 указания № 3073-У в пределах 100 000 руб.

Согласно требованиям закона № 54-ФЗ на территории РФ допускается применение наличного расчета только с использованием банкнот и монет, которые выпускает ЦБ РФ.

В ст. 862 ГК РФ установлены формы осуществления безналичных расчетов. К ним относятся чеки, по инкассо, по аккредитиву и т. д. При этом законодатель дает сторонам сделки возможность установить форму расчетов самостоятельно.

Общая характеристика наличных расчетов деньгами (указание ЦБ РФ № 3073-У «Об осуществлении…»)

ЦБ РФ в указании № 3073-У разъяснил все вопросы относительно наличного расчета на территории РФ. При этом действие документа распространяется на правоотношения, возникшие по вопросам:

  • банковских платежей;
  • таможенных платежей;
  • наличных расчетов между физическими лицами (не ИП).

Законодатель вводит ограничения на использование денежных средств, которые поступили в кассу ИП и организаций. Согласно п. 2 указания № 3073-У их можно использовать при наличном расчете исключительно на следующие цели:

  • выплату работникам зарплаты;
  • выплату страхового возмещения;
  • передачу денег под отчет служащим компании;
  • оплату товаров, выполненных работ или оказанных услуг;
  • для возврата;
  • на личные нужды предпринимателя, которые не связаны с его деятельностью.

При этом кредитные организации могут пользоваться наличным расчетом без ограничений.

Указание № 3073-У устанавливает 2 главных правила, согласно которым:

  1. Граждане могут осуществлять между собой операции с использованием наличного расчета без ограничения сумм (п. 5 указания № 3073-У).
  2. Организации и ИП вправе расплачиваться наличными исключительно в пределах 100 000 руб. в рамках одного договора (п. 6 указания № 3073-У).

Остановимся на оговорке «в рамках одного договора». Например, организация заключила договор на поставку канцелярских принадлежностей на 90 000 руб. За 2 месяца сумма соглашения была выбрана. Стороны вправе заключить дополнительное соглашение на 10 000 руб. в рамках данного контракта. Получается, что 100 000 руб. наличным расчетом в рамках договора уже использованы (о чем свидетельствует судебная практика, например постановление ФАС Волго-Вятского округа от 30.11.2010 по делу № А28-2959/2010). Но если компания подпишет новое соглашение, то лимит обнуляется.

Запрет на наличные денежные платежи в России по закону № 44-ФЗ

Обратимся к тексту ст. 34 закона «О контрактной системе в сфере…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее — закон № 44-ФЗ), которая определяет цену контракта. В ней не сказано, что расчеты в рамках данных правоотношений в наличной форме запрещены.

Более того, п. 15 ст. 34 предусматривает, что требования о твердой цене и форме заключения соглашения могут не применяться, если речь идет, например, о соглашении с единственным поставщиком. Исходя из этого, можно сделать вывод, что наличным расчетом с единственным поставщиком можно воспользоваться в 2 случаях:

  1. При заключении контракта, сумма которого не превышает 100 000 руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ).
  2. При подписании соглашения, сумма которого не превышает 400 000 руб., для некоторых организаций в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ (например, физкультурно-спортивной).

Во всех остальных случаях наличным расчетом пользоваться не допускается.

Наличная форма расчетов: как хранить деньги в кассе

Все поступления и выдачи из кассы денежных средств должны оформляться приходными и расходными кассовыми ордерами. При этом допускается хранение в кассе небольших денежных сумм в пределах лимита, размер которого руководитель организации определяет самостоятельно согласно п. 2 указания Банка России «О порядке ведения кассовых операций…» от 11.03.2014 № 3210-У (далее — указание № 3210-У). Допускается превышение лимита, например, в период выплаты заработной платы.

Приходный ордер должен быть подписан главным бухгалтером, а расходный — руководителем, главным бухгалтером или иным уполномоченным лицом. Документы должны быть написаны четким почерком или с применением технических средств.

Если при наличном расчете использовалась доверенность, то об этом необходимо указать в расходных документах. Оригинал доверенности остается в кассе предприятия.

Все операции в кассе должны быть записаны в кассовую книгу (п. 4.6 указания № 3210-У), которая прошнуровывается, пронумеровывается и скрепляется печатью организации. В конце рабочего дня кассир должен подвести итоги проведенных операций и записать, сколько наличных средств осталось в кассе. При этом законодатель допускает ведение книги автоматизированным способом (п. 4.7 указания № 3210-У).

Оплата за наличный расчет: как правильно выдать деньги

По договоренности сторон представитель поставщика может прийти в организацию-покупателя с доверенностью для получения наличного расчета из кассы.

Здесь важно определить факт оплаты по договору: момент исполнения обязательства по оплате будет считаться временем получения денег при наличном расчете представителем поставщика, а не днем, когда эти деньги попали к поставщику.

Алгоритм действий кассира следующий:

  1. Проверить оформление предъявленной доверенности. Как правило, она носит разовый характер и направлена на получение средств по конкретному договору. В этом случае в документе указывается номер и дата соглашения. Немаловажным является факт проставления всех необходимых печатей и подписей. Оригинал доверенности остается у кассира. Он является документом, подтверждающим перечисление денег поставщику при наличном расчете.
  2. В идеале от поставщика необходимо получить чек о том, что деньги ему переданы. Но на практике мобильные ККТ встречаются редко. Фактически отсутствие чека ничем не грозит, так как факт поставки будет подтвержден первичными документами, факт оплаты соответственно. Но имеется письмо Минфина РФ от 21.02.2008 № 03-11-05/40, в котором есть указание на то, что наличный расчет для учета расхода по УСН требует получения чека. В связи с этим может сложиться ситуация, когда ФНС при проверке снимает расходы, на которых нет чека.
  3. Правильное оформление расчетно-кассового ордера.

Таким образом, законодательство о наличных и безналичных расчетах обладает следующей спецификой: есть ограничение наличных операций в пользу безналичных для организации и ИП, в то время как физическим лицам разрешается наличный расчет без ограничений.

Ответственность за расчеты наличными между юридическими лицами наступает в том случае, если превышено ограничение по размеру суммы платежа по одному договору. Нормами КоАП РФ предусмотрена ответственность также и за другие нарушения порядка работы с наличностью. Подробнее об этом в нашей статье.

Превышение юридическими лицами лимита и нарушение правил расчетов: срок давности привлечения к ответственности

Ответственность за превышение лимита расчета наличными предусмотрена ч. 1 ст. 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) вместе с рядом нарушений установленного порядка. Указанная норма предусматривает ответственность за наличный расчет с превышением установленного лимита в виде штрафа. Штраф за нарушение расчетов наличными может быть наложен как на должностное лицо, так и на организацию. Штрафы за нарушение лимита расчета наличными для юридических лиц имеют верхний предел в 50 000 руб.

Административные дела о нарушениях расчетов наличными рассматриваются:

Срок давности по привлечению к административной ответственности за нарушение расчетов наличными составляет 2 месяца (ст. 4.5 КоАП РФ). В соответствии с п. «б» ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ после его окончания вынесение постановления о штрафе не допускается. Таким образом, привлечение к ответственности за нарушение лимита расчетов наличными за пределами срока невозможно.

Срок давности по этому нарушению нужно отсчитывать начиная со следующего дня после его совершения (п. 14 постановления Пленума ВС РФ «О некоторых вопросах…» от 24.03.2005 № 5, далее — постановление № 5). В случае обнаружения факта привлечения к ответственности за пределами срока оспариваемое постановление подлежит отмене (см., например, постановление 9-го ААС от 28.10.2014 № 09АП-42198/14) или суд исключает соответствующие эпизоды из его мотивировки (постановление 13-го ААС от 03.03.2016 № 13АП-1221/16).

Применение ответственности в виде штрафа к должностному лицу: кто отвечает за правильность ведения операций с наличными в организации

Исходя из п. 15 постановления № 5, к ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ могут быть привлечены одновременно как организация, так и должностное лицо, на которое возложена обязанность обеспечивать соблюдение установленного порядка.

Ответственность за организацию бухучета возлагается на руководителя организации согласно ст. 7 закона «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ (далее — закон № 402-ФЗ). Конкретные обязанности по оформлению документов содержатся в должностных инструкциях, утвержденных руководителем, и могут быть возложены:

  1. На должностных лиц, указанных в нормативных актах ЦБ РФ (например, главного бухгалтера, кассира, пп. 4.2, 4.3 и др. указания № 3210-у).
  2. При отсутствии в штате поименованных должностей — на руководителя (пп. 4, 4.2 указания № 3210-у).
  3. На иных должностных лиц, если на это указано в должностной инструкции. В качестве примера можно привести решение Ленинградского облсуда от 12.12.2012 № 7-721/2012: штраф по ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ был применен к территориальному менеджеру, в обязанности которого согласно должностной инструкции входил контроль за составлением внешней и внутренней отчетности.

ВАЖНО! В соответствии с п. 26 постановления Пленума ВС РФ «О некоторых вопросах…» от 24.10.2006 № 18, если бухучет ведет третье лицо, это обстоятельство не может служить основанием для освобождения руководителя организации от административной ответственности, поскольку именно на него возлагается обязанность по правильному ведению бухучета.

Нарушение предела расчетов наличными

В соответствии со ст. 9 закона № 402-ФЗ каждое событие хозяйственной жизни оформляется первичным документом бухучета. Правила обращения с наличными деньгами регулируются указаниями ЦБ РФ «Об осуществлении наличных расчетов» от 07.10.2013 № 3073-У (далее — указание № 3073-у) и «О порядке ведения кассовых операций…» от 11.03.2014 № 3210-У (далее — указание № 3210-у).

Осуществление расчетной операции наличными деньгами ограничено суммой, установленной п. 6 указания № 3073-у: 100 000 руб. или эквивалент этой суммы в другой валюте по одному договору. При этом в законе отсутствует запрет на проведение между одними и теми же лицами нескольких расчетов по разным договорам суммарно в большем размере, при условии что:

  • по каждому из договоров наличные расчеты не превышают 100 000 руб.;
  • каждый из договоров имеет самостоятельный предмет, т. е. как минимум позволяет определить наименование и количество товара в соответствии с п. 3 ст. 455 ГК РФ.

Например, по одному из дел сложилась ситуация, когда между одними и теми же лицами в течение одного дня проводились расчеты по разным договорам, в общей сумме превысившие установленный лимит. Суд отменил постановление о привлечении организации к ответственности (см. постановление 20-го ААС от 20.01.2016 № 20АП-7487/15).

По ст. 15.1 КоАП РФ возможно привлечение к ответственности и за другие нарушения при работе с наличностью.

Неоприходование денежных средств

К числу часто встречающихся на практике нарушений относится неоприходование денег в кассу — нарушение п. 4.6 указания № 3210-У.

Одним из доказательств этого нарушения может быть акт контрольной закупки, оформляемый налоговыми органами при проверке применения ККТ. В такой ситуации неоприходование может выразиться в том, что при выдаче кассового чека покупателю отсутствуют соответствующие сведения об операции в документах организации (см. постановление 9-го ААС от 22.10.2015 № 09АП-41654/15). Аргумент о том, что закупочный акт относится к числу оперативно-розыскных мероприятий, отклоняется арбитражными судами на основании п. 19 постановления Пленума ВС РФ «О некоторых вопросах…» от 24.10.2006 № 18, в котором говорится о допустимости акта закупки в качестве доказательства.

В постановлении ВС РФ от 17.02.2015 № 301-АД14-6145 по делу № А29-1732/2014 указано, что неотражение в кассовой книге полученной денежной выручки в тот же день само по себе свидетельствует о неоприходовании в кассу денежной наличности.

Отсутствие кассовой книги также образует состав неоприходования денежных средств (постановление 11-го ААС от 24.03.2016 № 11АП-400/16). Наиболее часто это нарушение фиксируется в обособленных подразделениях, которые также обязаны вести кассовые книги, несмотря на отсутствие прямой нормы, указывающей на это (см. также постановление 14-го ААС от 18.01.2016 № 14АП-9902/15).

Нарушение порядка хранения свободных средств и превышение кассового лимита

Расходование денежных средств, поступивших в кассу, на цели, не указанные в п. 2 указания № 3073, вместо их сдачи на расчетный счет, является нарушением порядка хранения, поскольку вместо оставления денег в кассе они потрачены на непредусмотренные цели (постановление 3-го ААС от 22.03.2016 № 03АП-736/16).

Накопление наличности в кассе сверх лимита имеет место в том случае, когда денежные средства в размере, превышающем установленный в организации лимит остатка по кассе (п. 2 указания № 3210-У), не сданы на расчетный счет по завершении рабочего дня.

При отсутствии установления лимита в числовом выражении он считается нулевым. Соответственно, вся наличность должна храниться на расчетном счете, в противном случае имеет место нарушение лимита (постановление 1-го ААС от 11.12.2015 № 01АП-7731/15).

Обжалование постановления о наложении штрафа

Полномочия по составлению протоколов и вынесению постановлений о привлечении к ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ возложены на налоговые органы (ст. 23.5 КоАП РФ).

Постановления могут быть обжалованы в административном и судебном порядке. В арбитражном суде подобные дела рассматриваются в порядке упрощенного производства, поскольку максимальный размер штрафа по ним составляет 50 000 руб. для организаций (ИП отвечают наравне с должностными лицами, ст. 2.4 КоАП РФ). В связи с этим в заявлении должна быть представлена максимальная аргументация без расчета на проведение очных судебных заседаний.

Обжалование решений по существу ограничивается апелляционной инстанцией, поскольку в соответствии с ч. 5.1 ст. 211 АПК РФ при назначении штрафа в размере менее 100 000 руб. пересмотр в кассационной инстанции возможен только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ (по мотиву наличия процессуальных нарушений). Пересмотр по существу не производится. Об этом сказано, например, в постановлении АС ВСО от 15.02.2016 № Ф02-467/16 по делу № А78-11041/2015.

Итак, КоАП РФ предусмотрены санкции за ряд нарушений при работе с наличными деньгами: превышение предельного размера платежа при расчетах, нарушение порядка хранения и лимита остатка по кассе, неоприходование денежных сумм. Во всех приведенных случаях мера ответственности применяется налоговыми органами. При обжаловании постановлений необходимо учитывать особенности упрощенного арбитражного судопроизводства, а также ограниченные возможности кассационного порядка по данной категории дел.

В хозяйственной деятельности организации, осуществляющие наличные расчеты через свою кассу, не всегда применяют контрольно-кассовую технику (ККТ), а обходятся выписыванием приходного кассового ордера. Также некоторые организации в ряде случаев выдают товарные чеки или бланки строгой отчетности (БСО). Рассмотрим, в каких случаях применение ККТ обязательно, а в каких можно выдать покупателю БСО или товарный чек, как правильно оформить операции по приему наличных денежных средств от юридических лиц, какие санкции предусмотрены за неприменение ККТ и нарушение порядка ведения кассовых операций.

Порядок работы с наличными денежными средствами в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг регулируются в отношении:

  • применения ККТ — Федеральным законом от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Закон о применении ККТ);
  • применения БСО — Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359, которым утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее — Положение о расчетах без применения ККТ);
  • предельной величины расчетов наличными деньгами между юридическими лицами — Указанием Банка России от 20 июня 2007 г. № 1843-У (далее — Указание № 1843-У).

Согласно п. 1 ст. 2 Закона о применении ККТ контрольно-кассовая техника применяется в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Данная норма Закона не распространяется на организации и индивидуальных предпринимателей, которые :

Как видно, не применять ККТ при наличных денежных расчетах может лишь ограниченный круг организаций и индивидуальных предпринимателей.

Однако Закон о применении ККТ обязывает использовать кассовую технику только в случаях наличных расчетов за проданные товары, выполненные работы и оказанные услуги . Иными словами, расчеты, не подпадающие под признак торговых операций, могут оформляться без обязательного применения ККТ . К таким расчетам относятся, например, расчеты по уплате заемщиком основной суммы долга по договору займа или залога, процентов за пользование заемными средствами, неустойки (штрафа, пеней), а также расчеты с подотчетными лицами по возврату работником в кассу организации остатка подотчетных сумм.

Отметим, что согласно п. 3 и 13 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации (утвержден Решением Совета директоров Банка России от 22 сентября 1993 г. № 40; далее — Порядок):

  • для осуществления расчетов наличными деньгами каждая организация должна иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме;
  • прием наличных денежных средств в кассу организации производится по приходным кассовым ордерам ;
  • прием наличных денег организациями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением ККТ.

Как следует из последнего пункта, осуществление наличных расчетов не ориентировано на юридических лиц. Это подтверждается, например, ст. 492, 493 Гражданского кодекса РФ, в которых сказано, что с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара, считается заключенным договор розничной купли-продажи, по которому продавец обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью . Юридические же лица — это организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, предполагающей систематическое получение прибыли (ст. 2 ГК РФ).

Кроме того, как видно из приведенных норм Порядка, при приеме наличных денежных средств в кассу организации оформляется приходный кассовый ордер. Может сложиться мнение, что операции по приему денег от юридических лиц за проданные товары, работы, услуги можно оформлять приходным кассовым ордером без применения ККТ. Однако это не так. Из приведенных норм следует вывод лишь о наличии со стороны законодателя ограничений, суть которых заключается в сведении к минимуму наличных денежных расчетов между юридическими лицами. Указанный вывод подтверждается п. 2 Порядка, в котором сказано, что предприятия производят расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями, как правило, в безналичном порядке через банки .

Тем не менее полное исключение наличных расчетов между юридическими лицами невозможно и, следовательно, такие расчеты должны проводиться в соответствии с Законом о применении ККТ, т.е. с обязательным применением контрольно-кассовой техники. При этом следует отметить, что сам Закон не устанавливает зависимости применения ККТ от целей приобретения товаров, работ, услуг.

Кроме того, Закон о применении ККТ не разделяет покупателей на население и юридических лиц, а лишь определяет момент и случай применения ККТ. Так, согласно ст. 5 данного Закона организации, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.

Вывод об обязательном применении ККТ при расчетах наличными деньгами между юридическими лицами подтверждает Пленум ВАС РФ в Постановлении от 31 июля 2003 г. № 16 «О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 КоАП РФ, за неприменение контрольно-кассовых машин». В пункте 3 Постановления указано, что сферой регулирования Закона о применении ККТ являются наличные денежные расчеты независимо от того, кто и в каких целях совершает покупки (заказывает услуги), и судам следует иметь в виду, что контрольно-кассовые машины подлежат применению и в тех случаях, когда наличные денежные расчеты осуществлялись с индивидуальным предпринимателем или организацией (покупателем, клиентом).

Как видно, в части использования ККТ при наличных денежных расчетах по операциям с признаком торговых нормы Закона о применении ККТ и Порядка идентичны — ККТ следует применять обязательно. Что касается правил ведения кассовых операций, то они регулируются только Порядком, значит, при приеме наличных денежных средств непосредственно в кассу организации необходимо выписать приходный кассовый ордер.

Таким образом, для правильного оформления наличных денежных расчетов между юридическими лицами необходимо исходить из следующего:

  • организация-продавец, осуществляя операции, имеющие признак торговых, обязана применять ККТ и выдавать покупателям, включая юридических лиц, кассовые чеки или БСО, приравниваемые к кассовым чекам, либо товарные чеки и другие документы, подтверждающие прием денежных средств за товар, работу, услугу (по требованию покупателя);
  • организация-продавец, осуществляя наличные расчеты за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги непосредственно через свою кассу, должна оформлять поступление наличных денег приходными кассовыми ордерами и заполнять кассовую книгу.

Иными словами, организация-продавец при получении денежных средств от покупателя — юридического лица непосредственно в свою кассу должна пробить и выдать ему кассовый чек и оформить приходный кассовый ордер на сумму, пробитую в этом чеке. Такая позиция подтверждается в письме УФНС России по г. Москве от 22 июня 2005 г. № 22-12/44690. Отметим, что идентифицировать покупателя — юридическое лицо возможно при предъявлении им доверенности на получение товара, приемку работ или услуг, совершение расчетов и получение расчетных документов.

Таким образом, если организация-продавец проводит наличные расчеты, применяя ККТ, которые находятся в торговых залах, офисах продаж и других помещениях, не являющихся специально оборудованной кассой организации, где прием денег осуществляют продавцы или кассиры-операционисты, оформлять приходные кассовые ордера на каждое поступление от покупателя денежных средств не требуется. В этом случае по окончании рабочего дня (смены) оформляются приходные кассовые ордера на общие суммы выручки, сданные каждым из продавцов или кассиров-операционистов в кассу организации-продавца.

Если в кассу организации-продавца поступает выручка как напрямую от продавцов или кассиров-операционистов, так и от покупателей — юридических лиц, составляются отдельные приходные кассовые ордера на каждый из видов поступлений:

  • на суммы выручки, полученные от продавцов или кассиров-операционистов, — в конце рабочего дня (смены) при их сдаче в кассу организации-продавца;
  • на суммы выручки, полученные от каждого из покупателей — юридических лиц, — в момент такого получения; при расчетах с каждым из таких покупателей будет выбит кассовый чек по ККТ, находящейся непосредственно в кассе.

Если же организация-продавец проводит расчеты и с населением, и с юридическими лицами непосредственно через свою кассу, оформление поступлений наличных денежных средств можно организовать следующим образом:

Отметим, что ФНС России выпустила письмо от 10 июня 2011 г. № АС-4-2/9303, в котором рассмотрела порядок осуществления наличных денежных расчетов, не предусматривающий составления отдельного приходного кассового ордера при получении денег от юридического лица. В частности, в указанном письме говорится, что «поступившие от юридического лица денежные средства в счет оплаты товаров будут отражены в Z-отчете организации-продавца, составленном по итогам рабочей смены ККТ. Полученная в течение дня выручка организации-продавца должна быть оприходована кассиром предприятия путем составления приходного кассового ордера и соответствующими записями в кассовой книге предприятия. При этом сумма выручки должна соответствовать показаниям денежных суммирующих счетчиков и контрольной ленте ККТ».

В связи со сказанным применяемый организацией-продавцом порядок учета денежных средств при осуществлении наличных денежных расчетов с юридическими лицами необходимо закрепить в учетной политике.

Отметим, что при наличных расчетах непосредственно через кассу организация-продавец в бухгалтерском учете выручку, полученную от населения и оформленную общим приходным кассовым ордером, может отражать без применения счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» прямой бухгалтерской записью по дебету счета 50 «Касса» и кредиту счета 90 «Продажи». Такая корреспонденция предусмотрена Планом счетов и Инструкцией по его применению .

Если же организация-продавец использует для отражения расчетов с населением счет 62, то, по мнению автора, следует по аналитическим признакам:

  • «Контрагент» — указать «Розничная торговля, выполненные работы, оказанные услуги населению»;
  • «Договор» — указать номер Z-отчета.

В этом случае необходимые методологические требования к аналитическому учету по счету 62, установленные Планом счетов и Инструкцией по его применению, в частности построение аналитического учета с целью получения необходимых данных по покупателям (заказчикам) и расчетным документам, будут соблюдены.

Отдельно отметим, что, по мнению ФНС России, выраженному в письме от 20 июня 2005 г. № 22-3-11/1115 «О применении ККТ», в случае получения аванса (предоплаты) за будущие поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг следует применять ККТ, поскольку существует связь с указанными видами расчетов.

Пример. Организация «АБВГ» продает офисную мебель и наряду с безналичными расчетами осуществляет расчеты наличными денежными средствами как с юридическими лицами, так и с населением. Выручка от покупателей — юридических лиц и населения поступает непосредственно в кассу организации «АБВГ». Полученную от населения выручку организация «АБВГ» учитывает без применения счета 62.

В течение рабочего дня кассир организации «АБВГ» принял выручку от населения в сумме 900 руб. и покупателей — юридических лиц в следующих размерах:

  • ООО «БАМ» по договору № 11 в сумме 1200 руб.;
  • ООО «Аладдин» по договору № 31 в сумме 1500 руб.;
  • ООО «Солнышко» по договору № 27 в сумме 700 руб.

Общая сумма выручки за рабочий день составила 4300 руб.

В учете организации «АБВГ» операции по осуществлению наличных расчетов будут отражаться следующими бухгалтерскими записями:

Д 50 — К 62, субсчет «ООО «БАМ»/договор № 11» — 1200 руб. — отражено поступление выручки за реализованные покупателю — юридическому лицу товары; основание — приходный кассовый ордер № 1 и Z-отчет (сумма выручки, полученная от покупателя — юридического лица, вошла в общую сумму выручки, отраженную в Z-отчете);

Д 50 — К 62, субсчет «ООО «Аладдин»/договор № 31» — 1500 руб. — отражено поступление выручки за реализованные покупателю — юридическому лицу товары; основание — приходный кассовый ордер № 2 и Z-отчет (сумма выручки, полученная от покупателя — юридического лица, вошла в общую сумму выручки, отраженную в Z-отчете);

Д 50 — К 62, субсчет «ООО «Солнышко»/договор № 27» — 700 руб. — отражено поступление выручки за реализованные покупателю — юридическому лицу товары; основание — приходный кассовый ордер № 3 и Z-отчет (сумма выручки, полученная от покупателя — юридического лица, вошла в общую сумму выручки, отраженную в Z-отчете);

Д 50 — К 90 — 900 руб. (4300 руб. — (1200 руб. + 1500 руб. + 700 руб.)) — отражено поступление выручки по розничной торговле в виде разницы между общей суммой выручки, указанной в Z-отчете, и суммой выручки, полученной от покупателей — юридических лиц.

В кассовой книге будут сделаны четыре записи по приходным кассовым ордерам:

  • № 1, 2, 3 — на суммы выручки, полученные от каждого из покупателей — юридических лиц, т.е на 1200, 1500 и 700 руб.;
  • № 4 — на общую сумму выручки, полученную от физических лиц, т.е. на 900 руб.

К кассовому отчету кассир приложит приходные кассовые ордера № 1, 2, 3, 4 и Z-отчет .

Контроль за применением ККТ

Контроль за применением ККТ осуществляют налоговые органы и органы внутренних дел. В статье 7 Закона о применении ККТ установлено, в частности, что налоговые органы:

  • осуществляют контроль за полнотой учета выручки;
  • проверяют документы, связанные с применением ККТ;
  • проводят проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков;
  • налагают на организации и индивидуальных предпринимателей штрафы в случаях и порядке, установленных Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Так, согласно ст. 14.5 КоАП РФ неприменение ККТ, а также отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)) влекут за собой предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1500 до 2000 руб.; на должностных лиц — от 3000 до 4000 руб.; на юридических лиц — от 30 000 до 40 000 руб.

В свою очередь с налоговыми органами при осуществлении ими контрольных функций взаимодействуют органы внутренних дел в пределах своей компетенции.

Ограничение наличного денежного обращения, установленного для юридических лиц. Контроль за соблюдением правильности работы с наличностью

Регулирование и контроль наличного денежного обращения в РФ возложены на Центральный банк Российской Федерации (Банк России).

В Положении о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 5 января 1998 г. № 14-П, утвержденном Советом директоров Банка России 19 декабря 1997 г., протокол № 47 (далее — Положение № 14-П), и Порядке указано, что все организации независимо от организационно-правовой формы и сфер деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков, не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги для осуществления предстоящих расходов и обязаны сдавать поступающие в кассы наличные деньги в учреждения банков.

При этом организациям разрешается хранить в кассах наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков, и расходовать поступающую в кассу денежную выручку на цели, предусмотренные законодательством и разрешенные обслуживающими учреждениями банков. К таким целям относятся, например, хозяйственные нужды организации, командировочные и представительские расходы.

Испрашиваемая сумма лимита остатка наличных денег в кассе рассчитывается организацией самостоятельно на основании данных о суммах выручки за три последних месяца и произведенных выплатах (кроме заработной платы и выплат социального характера) за этот же период. Рассчитывается лимит остатка наличных денег в кассе в расчете по форме № 0408020 «Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу» (далее — Расчет). В Расчете также приводятся цели расходования денежных средств из полученной организацией выручки. Расчет заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера организации. Обслуживающее учреждение банка анализирует Расчет и устанавливает для организации лимит остатка наличных денег в кассе за подписью руководителя этого учреждения банка.

Кроме того, Банк России предпринимает меры и по ограничению величины наличных расчетов. Так, согласно Указанию № 1843-У на настоящий момент лимит расчетов наличными денежными средствами между юридическими лицами, предпринимателями, юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем не должен превышать 100 000 руб. При этом условиями данного ограничения являются осуществление наличных расчетов в рамках одного договора и связь с предпринимательской деятельностью. Законодатель не напрасно указывает на связь с предпринимательской деятельностью, подчеркивая тем самым необходимость ограниченного участия юридических лиц в наличных денежных расчетах, о чем уже говорилось.

Контроль за порядком работы с денежной наличностью в части ограничения наличного денежного обращения между юридическими лицами возложен на учреждения банков. В Положении № 14-П среди прочего установлены правила организации обращения наличных денег и рекомендации по осуществлению проверки соблюдения организациями порядка работы с денежной наличностью.

В частности, в п. 2.14 Положения № 14-П указано, что «учреждения банков в целях максимального привлечения наличных денег в свои кассы за счет своевременного и полного сбора денежной выручки от предприятий не реже одного раза в два года проверяют соблюдение определенного Банком России порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью…». Проверка осуществляется в соответствии с Рекомендациями по осуществлению кредитными организациями проверок соблюдения предприятиями порядка работы с денежной наличностью, являющимися Приложением к Положению № 14-П.

К организациям, не соблюдающим порядок ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью, применяются меры ответственности, предусмотренные законодательными и иными правовыми актами РФ. Например, в ст. 15.1 КоАП РФ предусмотрены санкции по следующим правонарушениям, связанным с работой с наличными денежными средствами:

При установлении указанных нарушений размер административного штрафа составляет для должностных лиц 4000-5000 руб., для юридических лиц — 40 000-50 000 руб.

Применение БСО. Контроль за применением БСО

Как уже отмечалось, организации при оказании услуг населению вместо кассовых чеков выдают БСО, приравниваемые к кассовым чекам.

При применении БСО необходимо руководствоваться Положением о расчетах без ККТ. Формы БСО изготавливаются типографским способом или формируются с использованием автоматизированных систем. Причем такие системы должны содержать защиту от несанкционированного доступа, идентифицировать, фиксировать и сохранять все операции с БСО, а также иметь функции по охране его уникального номера и серии в течение не менее 5 лет.

БСО должны содержать все обязательные реквизиты, установленные п. 3 Положения о расчетах без применения ККТ. Следует отметить, что перечень реквизитов является открытым, поэтому организация (индивидуальный предприниматель) вправе самостоятельно дополнить БСО иными реквизитами, характеризующими специфику оказываемой услуги.

Такими реквизитами могут быть, например, код услуги в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 , логотип организации, художественное оформление в виде рисунков по тематике услуги, правила предоставления и пользования услугой, время и место предоставления услуги, наименование (адрес) сайта, на котором имеется описание услуги.

Отметим, что ранее формы БСО утверждались Минфином России по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по ККТ. Теперь согласно Положению о расчетах без применения ККТ организации и индивидуальные предприниматели разрабатывают формы БСО самостоятельно, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством РФ федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями по утверждению форм БСО.

В настоящее время утвержденные федеральными органами исполнительной власти формы БСО существуют, в частности, в отношении услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, а также в отношении услуг, оказываемых учреждениями культуры .

При оказании населению услуг, в отношении которых формы БСО утверждены федеральными органами исполнительной власти, организации и индивидуальные предприниматели обязаны применять именно эти формы БСО.

Невыдача БСО, приравненного к кассовому чеку, является основанием для привлечения организации (индивидуального предпринимателя) к административной ответственности за осуществление денежных расчетов без применения ККТ в соответствии со ст. 14.5 КоАП РФ, информация о санкциях по которой была указана ранее.

Стоит иметь в виду, что согласно позиции ФНС России, выраженной в письме № АС-4-2/9303, «при определении перечня услуг следует руководствоваться Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93…». При оказании населению услуг, не поименованных в ОК 002-93, ККТ применяется в общеустановленном порядке.

Расчеты с использованием платежных карт приравниваются к наличным денежным расчетам.

За исключением платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также кредитных организаций и банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

Список организаций и видов деятельности, к которым применяется данное правило, установлен в п. 3 ст. 2 Закона о применении ККТ.

Глава 26 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» Налогового кодекса РФ.

Указанной позиции придерживается ФНС России в письме от 8 сентября 2005 г. № 22-3-11/1695 «О разъяснении законодательства о применении контрольно-кассовой техники».

Z-отчет — отчет при работе с ККМ. Снимается в основном один раз в конце смены. В Z-отчете указывается общая сумма денежных средств, поступивших в кассу в течение смены, т.е. выручка.

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению утверждены приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н.

Для упрощения примера иные документы, установленные законодательством РФ и обязательные для составления при применении ККТ, не указываются.

Положение № 14-П.

Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации.

Указание № 1843-У.

Учреждениями культуры признаются: учреждения кино и кинопроката, театрально-зрелищные предприятия, концертные организации, коллективы филармоний, цирковые предприятия и зоопарки, музеи, парки (сады) культуры и отдыха, включая услуги выставочного характера и художественного оформления и услуги физической культуры и спорта (проведение спортивно-зрелищных мероприятий) (п. 6 Положения о расчетах без применения ККТ).



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: