Запреты на занятие предпринимательской деятельностью в отношении физических лиц по законодательству рф. Об ограничениях при осуществлении предпринимательской деятельности

Гражданин в праве заниматься юридической деятельностью в виде участия единолично или совместно с другими гражданами и юридическими лицами в уставных капиталах хозяйственных обществ, получать от этого дивиденды . Такая деятельность не рассматривается в качестве предпринимательской, подтверждением чего является тот факт, что для участия в хозяйственных обществах гражданину не требуется предварительная государственная регистрация в качестве ИП.

Сущность свободы предпринимательской деятельности заключается в возможности выбора вида и формы предпринимательства, сферы деятельности, территории деятельности, организационно правовых форм предпринимательства.

Кроме этого содержание права на осуществление предпринимательской деятельности как минимум составляют правомочия:

Право привлекать трудовые, материальные, финансовые и иные ресурсы, необходимые для осуществления деятельности на равных условиях с другими предпринимателями и использовать их в целях получения прибыли;

Право производить и реализовывать продукты своей деятельности на рынке, иметь равный доступ на соответствующие рынки, право на управление своим бизнесом, право на получение и распределение прибыли.

По характеру, предмету деятельность может быть производственной, коммерческой или относиться к сфере услуг.

Граждане реализуют свободу предпринимательства, действую самостоятельно, но в любом случае имущественные основы такой деятельности является частная собственность.

Существует так же предпринимательство, основанное на производных от права государственной или муниципальной собственности вещных прав, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления. Носителями этих прав являются государственные и муниципальные предприятия. В отношении таких предприятий осуществляется политика приватизации.

Виды деятельности могут быть лицензируемыми и тогда для их легитимации (законность) необходимо в установленном порядке получить лицензию.

Сфера предпринимательской деятельности определяется по предметно-отраслевому признаку.

Выбор территории определяется к моменту подготовки необходимых документов для регистрации. ИП регистрируется в налоговом органе по месту своего жительства, а юридическое лицо по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа.

Юридические лица расширяют свою деятельность создавая на других территориях, включая территории иностранных государств, свои филиалы.

Лицензия имеет юридическую силу на всей территории РФ.


Для осуществления предпринимательской деятельности в другом регионе достаточно уведомить лицензирующий орган соответствующего субъекта РФ.

Выбор организационно-правовой формы предпринимательства ограничивается перечнем, установленным ГК РФ.

Коммерческие организации как юридические лица создаются лишь в организационно-правовых формах, предусмотренных ГК РФ. Право привлекать трудовые и иные ресурсы для осуществления предпринимательской деятельности имеют как юридические лица, так и ИП. Право на управления своим бизнесом ИП осуществляет непосредственно, а так же через представителей.

Товарищи в полном товариществе от имени товарищества занимаются предпринимательской деятельностью и несут ответственность по его обязательствам, принадлежащим имуществам. Участниками полного товарищества могут быть только ИП и коммерческие организации. В полном товариществе и товариществе на вере вопросы внутреннего управления делами организации решаются полными товарищами непосредственно по принципу 1 участник - 1 голос если учредительным договором непредусмотренна зависимость количества голосов от размера вклада учредителей в капитал товарищества. Сделки от имени товарищества в праве совершать каждый полный товарищ, если только учредительным договором непредусмотрено что это делают все они совместно, либо совершение юридически значимых действий от имени товарищества поручено одному или некоторым из них.

В производственном кооперативе важнейшие вопросы деятельности организации, в частности изменение устава, приём и исключение членов из кооператива, решение о реорганизации и ликвидации кооператива относится к исключительной компетенции общего собрания членов кооператива. Производственный кооператив определяется ст.107 ГК РФ как добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами имущественных паевых взносов.

Законом и учредительными документами производственного кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц. Каждый член кооператива независимо от размера его вклада в имущество на собрании имеет 1 голос. Производственный кооператив - это организация, основанная на членстве и на личном трудовом участии граждан членов кооператива. Граждане (члены кооператива) работают в кооперативе приобретают трудовой стаж, право на пенсию по достижению пенсионного возраста. Они таким образом в экономическом смысле являются коллективными предпринимателями и собственниками имущества организации и одновременно выполняют функции аналогичные выполняемым наёмными работниками.

Они в одном лице и хозяева своего бизнеса и работники. В юридическом смысле собственником имущества является один предприниматель - это производственны кооператив. Производственный кооператив в праве привлекать специалистов, других работников на основе заключаемых трудовых договоров о выполнении работ. В кооперативе с числом членов более 50 может создаваться наблюдательный совет, который контролирует деятельность исполнительных органов кооператива.

В хозяйственных обществах вопросы управления решаются органами управления организации в пределах их компетенции, предусмотренной в законе и учредительных документах. Важнейшие вопросы деятельности общества решаются акционерами, участниками общества в составе общего собрания как высшего органа управления обществом. При этом членами совета директоров могут быть и не акционеры. Директор общества также может не быть участником общества акционеров. Также по решению собрания акционеров полномочия исполнительного органа общества могут быть переданы другой коммерческой организации или ИП. Управление делами общества товарищества проявляют себя как самоуправление (саморегулирование), составляют управленческий аспект, содержание самой предпринимательской деятельности.

2. Момент, с которого возникает право на осуществление предпринимательской деятельности.

Если объекты наследования являются предприятием преимущественное право на получение входящего в состав наследства предприятие при разделе наследства предприятия при разделе наследства в счёт своей наследственной доли имеет наследник, зарегистрированный в качестве ИП на день открытия наследства. При этом по наследству переходят предприятия как имущественный комплекс, а не права на осуществление предпринимательской деятельности.

Закон не регулирует вопросы государственной регистрации предприятия на имя малолетнего наследника. Государственная регистрация права управления предприятием при отсутствии договора о доверительном правлении. Заключение с законным представителем малолетнего наследника договора о доверительном управлении этим предприятием в качестве учредителя доверительного управления им.

Предпринимательская деятельность предполагает совершение разнообразных сделок.

Соотношение статей 18 и 23 гражданского кодекса предусматривает момент возникновения права граждан заниматься предпринимательской деятельностью. В силу общей правоспособности в содержание которой входит право заниматься предпринимательской деятельностью граждане в ряде случаев делают это без государственной регистрации.

В соответствии со статьёй 23 ГК РФ граждане в праве заниматься предпринимательской деятельностью с момента регистрации их в качестве ИП.

Соответственно субъекты приобретают права и обязанности, которые могут осуществлять только предприниматели, зарегистрированные в установленном порядке.

Имущественный комплекс унитарного предприятия может быть продан в собственность только тех граждан, которые зарегистрированы только в качестве ИП.

На основе юридического факта государственной регистрации граждане приобретают публично-правовой статус, т.е. комплекс прав и обязанностей, составляющих содержание их публичной правоспособности. Приобретают легитимный частноправовой статус предпринимателя, реализующего право заниматься предпринимательской деятельностью как специальное право целевого характера, направленный на получение прибыли.

С учётом изложенного можно утверждать что существуют различные способы реализации права на осуществление предпринимательской деятельности, фактический и легитимный, созданием юридического лица и без создания такового.

3. Запреты и ограничения права на осуществление предпринимательской деятельности.

Запреты формулируются в конституции и других законах.

Общее право заниматься предпринимательской деятельностью возникло ранее до государственной регистрации в составе прав, составляющих содержание гражданской правоспособности. При этом предпринимательская деятельность без государственной регистрации осуждается с позиции публичного права как неправомерное поведение, как незаконная предпринимательская деятельность. Указанное право в полном объёме возникает с момента регистрации граждан в качестве ИП.

Коммерческие организации приобретают статус юридического лица и гражданскую и публичную правоспособность.

Поскольку граждане в силу общей правоспособности обладают правом заниматься предпринимательской деятельностью с момента рождения регулярно совершаемые ими сделки с целью получения прибыли без регистрации в качестве ИП являются действительными.

Запреты могут быть:

1. Абсолютными.

2. Относительными.

Большинство запретов в предпринимательском праве строится как ограничение. Также выделяют:

Запреты на совмещение различных видов деятельности

Запреты на установленные для ИП

Совмещение предпринимательской и государтсвенно-властной деятельности

Запрет установленный законом или учредительными документами

Установленными в процессе права применения органом исполнительной власти или решением суда. По решению суда может быть приостановлено предпринимательская деятельность полностью или частично

Эксплуатация отдельных объектов

Целесообразно учитывать, что для отдельных категорий граждан законодательством введены ограничения и запреты на участие в предпринимательской деятельности. В качестве наиболее общих примеров подобных ограничений можно привести правила, установленные в ФЗ от 27.07.2004 "О государственной гражданской службе Российской Федерации" , ст. 17 которого запрещает гражданскому служащему, в частности, осуществлять предпринимательскую деятельность. Статья 11 ФЗ от 08.01.1998 "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" запрещает муниципальному служащему заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц.

СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.

СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 224; 1999. N 16. Ст. 1933; 2002. N 16. Ст. 1499, N 30. Ст.

Подобные запреты установлены также в отношении судей, депутатов представительных органов государственной власти и некоторых других лиц. Соответствующие правовые нормы содержатся не только в федеральном законодательстве, но и в законодательстве субъектов Российской Федерации. Например, согласно ст. 106 Конституции (Основного Закона) Республики Саха (Якутия) судьи не вправе заниматься предпринимательской деятельностью; в соответствии со ст. 73 Устава Вологодской области такой запрет установлен в отношении депутатов Законодательного Собрания, работающих на постоянной основе, губернатора области; ст. 97 Устава (Основного Закона) Самарской области запрещает заниматься предпринимательской деятельностью губернатору области.

ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" называет еще четыре категории граждан, которые временно не вправе быть индивидуальными предпринимателями. Не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, если: а) не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве; б) не истек год со дня принятия арбитражным судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью; в) не истек год со дня принятия судом решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя; г) не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью.

Согласно ч. 2 ст. 47 УК РФ, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания.

СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3431; 2003. N 26. Ст. 2565.

Временный запрет на осуществление предпринимательской деятельности по управлению юридическим лицом может быть обусловлен также применением к индивидуальному предпринимателю, осуществляющему функции управляющего, административного наказания в виде дисквалификации (ст. 3.11 КоАП РФ) за конкретное административное правонарушение. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет. При этом осуществление дисквалифицированным лицом в течение срока дисквалификации деятельности по управлению юридическим лицом образует состав самостоятельного административного правонарушения и влечет наложение административного штрафа в размере 50 минимальных размеров оплаты труда (ст. 14.23 КоАП РФ).

Управляющим может быть, например, индивидуальный предприниматель, которому по договору с хозяйственным обществом переданы полномочия исполнительного органа общества. Принятие решения о передаче полномочий исполнительного органа управляющему в таких случаях относится к исключительной компетенции общего собрания участников (акционеров) общества. Управляющим может быть также арбитражный управляющий, назначенный по правилам ФЗ от 26.10.2002 "О несостоятельности (банкротстве)" // СЗ РФ. 2002. N 43. Ст. 4190.

Кроме того, не может претендовать на государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя лицо, не имеющее определенного места жительства, поскольку государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется только по месту его жительства (п. 3 ст. 8 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").

Еще по теме § 3. Ограничения предпринимательской деятельности:

  1. § 2. Субъекты ограничений предпринимательской деятельности иностранных лиц.
  2. § 2. Прямые ограничении предпринимательской деятельности иностранных лиц.
  3. § 1. Косвенные ограничения предпринимательской деятельности иностранных лиц.
  4. § 1. Объекты ограничений предпринимательской деятельности иностранных лиц.
  5. § 1. Социальная сущность ограничений предпринимательской деятельности иностранных лиц.
  6. § 2. Юридическая сущность ограничений предпринимательской деятельности иностранных лиц.
  7. ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ ОГРАНИЧЕНИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННЫХ ЛИЦ
  8. ГЛАВА 2. ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ ОГРАНИЧЕНИЙ предприниМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННЫХ ЛИЦ
  9. ГЛАВА III. ВИДЫ ОГРАНИЧЕНИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННЫХ ЛИЦ
  10. ШУГАЕВ Дмитрий Валентинович. ОГРАНИЧЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННЫХ ЛИЦ ПО РОССИЙСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ / Диссертация / Москва, 2009

УДК 347.451.031

ПРЕПЯТСТВИЯ И ИХ ОГРАНИЧЕНИЯ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Е.В. Вавилин

Доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского права

Саратовская государственная академия права. 410056, г. Саратов, ул. Вольская, 1

Заведующий сектором отраслевых проблем

Российская академия наук, Институт государства и права. Саратовский филиал

410028, г. Саратов, ул. Чернышевского, 135

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В статье рассматриваются вопросы деятельности предпринимателей и участие государства в регулировании предпринимательских отношений. Анализируются вопросы препятствий в осуществлении предпринимателями своих прав, дается их классификация, приводятся конкретные примеры и способы их ограничения. Также рассматриваются некоторые проблемы гражданско-правовой ответственности государства, требующие своего доктринального и законодательного разрешения.

Ключевые слова: предпринимательское право; ограничение прав; гражданское право; осуществление прав; защита прав; гражданско-правовая ответственность; нарушение права; компенсация

В соответствии с п. 2 ст. 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены в случаях, установленных федеральным законом, в целях защиты прав и законных интересов других лиц. Например, ст. 37 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. №52-ФЗ «О животном мире» установлена необходимость учета интересов местного населения, проживающего на территориях, предоставляемых для осуществления пользования животным миром. Абзацами 3, 4 и 5 этой статьи предусмотрены согласование условий предоставления этих территорий и соблюдение интересов местного населения .

Препятствия в процессе осуществления прав и исполнения обязанностей могут возникнуть на разных этапах. Во-первых, справедливо отмечено, что пределы реализации прав в ряде случаев определены законодательными актами, содержащими запрещающие и обязывающие нормы . Во-вторых, границы осуществления права могут устанавливаться соглашением сторон . В доктрине, как справедливо отмечено в литературе, существует необходимость системного обсуждения вопроса о препятствующих факторах: «Давно уже назрела потребность в разработке теории препятствий, связанной с вопросами оптимизации правового стимулирования и правового ограничения, с выявлением наиболее типичных и вредных для юридической организации общественных отношений и помех, с их понятием, классификацией, различным проявлением в правовой системе современного общества» .

Для того чтобы совершенствовать механизм осуществления прав предпринимателей и исполнения обязанностей, изживать препятствия, которые снижают его эффективность, необходимо прежде всего выявить и осмыслить эти препятствия.

А.В. Малько предложил развернутую классификацию препятствующих факторов в праве . Ценность подобного подхода обусловлена необходимостью системного выявления разного рода преград на пути осуществления прав и исполнения обязанностей и формирования целостного представления о «слабых местах» названного механизма. Поэтому ключевые моменты указанной позиции заслуживают особого внимания.

Так, исследователь справедливо отмечает, что препятствия можно подразделить на поддающиеся управлению и не поддающиеся . Последние – те, которые не зависят от воли человека, как-то: стихийные бедствия, природные явления, климатические условия и т.д. Воздействию поддаются те факторы, которые так или иначе связаны с деятельностью людей. В их числе дефекты правовой системы, которые могут быть подвергнуты корректировке. Например, на уровне законодательства можно выявить несоответствия различных норм Конституции РФ. В связи с этим исследователи предлагали понятие «псевдонормы», под которым подразумевали «то, что препятствует функционированию данной системы, является отклонением от нормы» , иными словами, те акты, предписания, которые противоречат действующему законодательству. Примером могут служить многочисленные предписания, связанные с приватизацией недвижимого имущества.

Кроме того, А.В. Малько разделяет препятствия, проявляющиеся как отсутствие необходимых для эффективного управления условий , и препятствия, представляющие собой наличие конкурирующих с управлением механизмов . Ко вторым относятся правонарушения, являющиеся результатом «теневого управления», например производство контрафактной продукции. Сфера «теневого управления» представляет собой наиболее острую и трудноразрешимую социальную проблему, поскольку противоправные действия в этом случае облекаются в псевдозаконную форму. К конкурирующим с властью факторам отнесена противоречивость (коллизионность, конфликтность) правовых средств. В качестве первых, по мнению А.В. Малько, выступают отсутствие необходимой юридической нормы, а также отсутствие решающего юридического факта.

Согласно приведенной позиции, с точки зрения субъектов права препятствия могут исходить от отдельных граждан, от юридических лиц, от государственных или муниципальных структур . Последние повсеместно приобретают все более изощренные формы. Так, в качестве препятствий могут выступать либо нормативный, либо правоприменительный акты.

Например, постановлением губернатора Саратовской области от 9 сентября 1998 г. №520 «Об упорядочении вывоза сельскохозяйственной продукции за пределы Саратовской области» был запрещен вывоз с территории области мяса и мясопродуктов, масла животного, продовольственного зерна, муки, круп, масла и семян подсолнечника, сахара. Перемещение сельскохозяйственной продукции могло осуществляться только по согласованию с министерством сельского хозяйства Саратовской области при условии полного выполнения сельскими товаропроизводителями обязательств перед бюджетами различных уровней, государственными внебюджетными фондами и продовольственной корпорацией министерства сельского хозяйства области. Таким образом, хозяйствующие субъекты были поставлены в разные экономические условия, были нарушены условия конкуренции и свободы предпринимательской деятельности, юридическое равенство субъектов (гражданского) торгового оборота. Положения данного нормативного акта противоречили Конституции РФ (п. 1 ст. 8) и ГК РФ (п. 3 ст. 1), в соответствии с которыми в Российской Федерации гарантируются свободное перемещение товаров, работ и финансовых средств, свобода экономической деятельности.

Другой пример. На основании распоряжения главы администрации г. Саратова от 28 декабря 1999 г. №1069-р «О продаже арендуемого земельного участка на Набережной Космонавтов» был приватизирован земельный участок, расположенный на Набережной Космонавтов перед речным вокзалом (в центре города), который относится к категории земель общего пользования и в соответствии законодательством не подлежит продаже. 22 ноября 2003 г. решением Волжского районного суда г. Саратова распоряжение мэра г. Сара­то­ва о продаже земельного участка справедливо было признано недействительным .

Актуальной мерой по предотвращению данного вида препятствий в сфере малого и среднего предпринимательства стал указ Президента РФ от 15 мая 2008 г. №797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности» . Положениями Указа преимущество справедливо отдается уведомительному порядку начала предпринимательской деятельности, кроме того, предусмотрено сокращение количества разрешительных документов, необходимых для ее осуществления. Таким образом, сокращено количество формальных препон на пути к осуществлению предпринимательской деятельности. Существенно снижает вероятность злоупотребления органов государственного контроля своими полномочиями подп. «а» п. 1 названного Указа, который предписывает сокращение плановых мероприятий по контролю в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (кроме налогового контроля) до одного раза в три года; проведение внеплановых мероприятий по контролю в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства теперь разрешено только в целях выявления нарушений, представляющих непосредственную угрозу жизни или здоровью людей, и только по согласованию с прокурором субъекта РФ.

Важным шагом в укреплении механизма осуществления и защиты прав предпринимателей является принятие Федерального закона от 30 апреля 2010 г. №68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» , а соответственно, и Федерального закона от 30 апреля 2010 г. №69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона “О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок”» . Названными нормативными правовыми актами устанавливается право на компенсацию и сам порядок компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок: основания (условия) возникновения права на компенсацию, процедура подачи заявления, подведомственность и подсудность рассмотрения дел, форма и размер компенсации, вопросы исполнения судебного решения о присуждении компенсации. Так, в соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» размер компенсации по данной категории дел зависит от: а) требований заявителя; б) обстоятельств дела, по которому допущено нарушение; в) продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя; г) принципов разумности и справедливости; д) практики Европейского Суда по правам человека. Присуждение компенсации не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Кроме того, по характеру воздействия препятствия подразделяются на противозаконные стимулы и противозаконные ограничения . Привилегии (незаконные льготы), взятки выступают в качестве таких стимулов, а произвольные запреты, необоснованные обязанности и наказания представляют собой противозаконные ограничения .

Возможна классификация и по иным основаниям. Так, по нашему мнению, целесообразно выделять препятствия формального и фактического характера .

К первым можно причислить все несовершенства (пробелы, коллизии, «нестыковки», утратившие актуальность предписания) законодательной базы, формального уровня правовой системы.

Так, отсутствуют нормы, четко определяющие статус государственных корпораций . В связи с этим нерешенным остается вопрос о праве собственности на принадлежащее государственной корпорации имущество. Следует учитывать, что право собственности указанных публично-правовых образований характеризуется сложной структурой и носит временный характер. Поэтому, как было справедливо отмечено, в законе должны содержаться четкие указания на то, в какой момент это право собственности возникает и прекращается, только в этом случае оно может быть осуществимо .

Большое внимание по устранению препятствий формального (нормативно-правового) порядка уделено в Концепции развития гражданского законодательства РФ от 7 октября 2009 г. . Она явилась результатом кропотливой аналитической работы по воплощению доктринальных научных разработок и обобщению значительного массива правоприменительной практики, в том числе по ликвидации пробелов и коллизий действующего законодательства . Устранение из ГК РФ планово-административной регламентации имущественных отношений не привело к становлению стабильного правопорядка, не обеспечило в должной мере развития цивилизованных рыночных отношений с участием юридических лиц. По мнению авторов Концепции, необходимо переосмыслить роль государства в развитии рыночной экономики . В связи с этим особенное внимание в Концепции разработчики уделили проблемам собственности и статусу юридических лиц разных видов.

Прежде всего предложено ликвидировать законы общего характера об отдельных видах юридических лиц как неэффективные в практическом применении. На наш взгляд, законодатель идет по пути формирования правового механизма, позволяющего обеспечить реализацию прав юридических лиц. На данном этапе создается система норм о статусе юридического лица, общих положений, регламентирующих их деятельность. Следующей мерой должна стать переработка типовых уставов юридических лиц, в которых должны быть четко регламентированы цели и виды их деятельности, а также соотношения этих видов деятельности. В указанный механизм должна входить система налоговых норм, предусматривающая существенные налоговые льготы для некоммерческих организаций, ведущих предпринимательскую деятельность, при условии полного соответствия этой организации ее целевому назначению, добросовестного ведения предпринимательской деятельности и ее прозрачности. Экономические условия и ответственность лиц, занимающихся коммерческой деятельностью, должны подчиняться принципу равенства участников гражданско-правовых отношений. Неравенство здесь возможно только в сфере налогообложения по отношению к некоммерческим организациям. В этом случае не затрагиваются интересы кредиторов. Предложенные в Концепции меры во многом способствуют формированию такого механизма.

Учитывая многочисленные злоупотребления в сфере деятельности юридических лиц, вызванные как неопределенностью организационно-правовых форм и статуса отдельных видов юридических лиц, так и неурегулированностью складывающихся отношений с их участием, намечены меры по усилению и повышению их гражданско-правовой ответственности.

Предложено детализировать в ГК РФ все виды разрешенной некоммерческим организациям деятельности. Мера вполне оправданная, сомнения может вызывать предложенная терминология, характеризующая предпринимательскую деятельность некоммерческих организаций в сферах, соответствующих профилю их основной деятельности. Было бы целесообразнее назвать эту деятельность не терминологическими новообразованиями («вспомогательная хозяйственная деятельность» или «деятельность, приносящая дополнительные доходы»), а устоявшимся словосочетанием «предпринимательская деятельность» с известным пояснением - «соответствующая профилю основной деятельности» (п. 1.4 ч. III Концепции). Это уточнение связано не с лежащими на поверхности лингвистическими аспектами, а с сущностным определением деятельности некоммерческих юридических лиц. На наш взгляд, целесообразно унифицированно подходить к виду деятельности, нацеленной на получение прибыли. Нет необходимости усложнять нормы ГК РФ дополнительными установлениями, характеризующими критерии деятельности, приносящей дополнительные доходы или вспомогательной хозяйственной. Справедливо также введение для некоммерческих организаций, предполагающих осуществлять предпринимательскую деятельность, обязанности формирования соответствующего уставного капитала.

Рекомендуется ввести институт солидарной ответственности лиц, составляющих орган юридического лица (п. 3 ст. 53 ГК РФ), возможность «снятия корпоративных покровов» независимо от наступления несостоятельности юридического лица (ст. 56 ГК РФ), ответственность юридического лица за несвоевременную и ненадлежащую актуализацию данных в Едином реестре юридических лиц. Предлагается включить в разд. II ГК РФ правила о публичных акционерных обществах, положения о возможности и последствиях оспаривания незаконной реорганизации юридических лиц, системы норм о бездокументарных ценных бумагах, о залоге прав по договору банковского счета и вклада, о «металлических счетах» и т. д.

Можно привести примеры формальных препятствий в предпринимательской деятельности, которые содержатся в положениях об отдельных видах обязательств ГК РФ. Так, §3 гл. 34 ГК РФ обозначил два основных, существующих в практике, вида аренды транспортных средств: с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации (с экипажем) и без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации (без экипажа). По данному основанию законодатель разделил §3 гл. 34 на два подпараграфа. Необходимо заметить, что обозначенные главные содержательные условия, разграничивающие два вида договора аренды транспортных средств, по-видимому, могут комбинироваться сторонами, исходя из конкретной практической целесообразности и необходимости. В договоре аренды транспортного средства с экипажем можно выделить договоры с условиями технического обслуживания и договоры без технического обслуживания (лишь с предоставлением услуг по управлению); аналогично в договоре аренды транспортного средства без экипажа – без предоставления технического обслуживания и с предоставлением услуг по техническому обслуживанию (но без предоставления услуг по управлению).

Без сомнения, выделенные подвиды рассматриваемых договоров аренды транспортных средств с экипажем и без экипажа требуют достаточного внимания как в теории, так и в законодательстве. Актуальность их для гражданского оборота подтверждается не только практическими примерами, но и наличием предшествующего нормативно-правового регулирования. Однако в практике применения сторонами выделенных подвидов договора аренды транспортных средств закономерно возникнет вопрос: какими положениями, в том числе ГК РФ, необходимо руководствоваться при этом? Отсутствие в ГК РФ общих норм, рассчитанных на любые договоры аренды транспортных средств, а не только на два его вида, приводит к определенной дилемме, необходимости выбора между различными, как правило взаимоисключающими и коллизионными, вариантами:

1) признание существующего нормативно-правового регулирования исключительно только названных в ГК РФ рассматриваемых видов договора пробелом в праве по отношению к другим его разновидностям. Следовательно, при заключении подвидов договора аренды транспортных средств, не предусмотренных ГК РФ, необходимо применять гражданско-правовые нормы, регулирующие сходные отношения (аналогия закона);

2) недопустимость использования в практике иных вариантов договора аренды транспортных средств, чем те, которые прямо указаны в §3 гл. 34 Кодекса. Данный вариант противоречит общим началам и смыслу гражданского законодательства, в частности принципу свободы договора, и, значит, неприемлем. «Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законами или иными правовыми актами» (п. 2 ст. 421 ГК РФ);

3) обозначение в отраслевых транспортных кодексах и уставах разновидностей договора аренды транспортных средств, необходимых для применения в соответствующей области. Один из реальных и не противоречащих ГК РФ вариантов, однако не реализуемых в указанных нормативно-правовых актах: новые Воздушный кодекс РФ, Устав железнодорожного транспорта РФ и Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта не содержат ни одной нормы, прямо регулирующей аренду соответствующих транспортных средств;

4) применение общих положений об аренде. Последний вариант предпочтительнее других, так как имеет легальное основание. Статья 625 ГК РФ предусматривает применение к договорам аренды отдельных видов имущества общих положений об аренде (§1 гл. 34 ГК РФ) в случае, когда иное не установлено правилами Кодекса об этих договорах.

К сожалению, аналогичный подход законодателя прослеживается и в положениях Кодекса торгового мореплавания РФ. В КТМ РФ предусмотрены две главы, непосредственно посвященные аренде судов: договор фрахтования судна на время (тайм-чартер) и договор фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер).

Асимметричный, полярный подход законодателя к регулированию отношений передачи транспортных средств во временное владение и пользование, выражающийся в четко обозначенных критериях наличия или отсутствия полного комплекса услуг арендодателя по управлению и техническому обслуживанию, по-видимому, ограничивает, нормативно сужает потенциально возможное сочетание условий договора аренды транспортных средств и противоречит концепции полисистемного развития цивилистики в целом.

Как видим, установление законодательных пределов реализации прав, направленное на поведение субъектов, не исчерпывает всех возникающих на пути правоосуществления преград. Часто к этим препятствиям присоединяются преграды организационного характера , связанные непосредственно с самим процессом осуществления прав предпринимателями. Данный вид преград представляет собой фактические препятствия . Сюда войдут недостатки правоприменения, противозаконные действия (бездействие) граждан и государственных органов, конфликт законных интересов сторон и т. д., а также проблемы материального обеспечения того или иного вида деятельности, в частности, экономическая необеспеченность исполнения актов судебных и иных органов: отсутствие у должников денежных средств и имущества, на которое может быть обращено взыскание, или наличие у них только неликвидного имущества.

Наиболее распространенными являются препятствия организационного характера – нарушение юридических процедур. Они проявляются на стадии правоотношения, когда возникло право, но корреспондирующая этому праву обязанность не исполняется либо исполняется в ненадлежащей форме. Например, организация-взыскатель обратилась в арбитражный суд с иском к покупателю и специализированной организации – продавцу имущества о признании недействительными публичных торгов по продаже объекта недвижимости. Суд требование удовлетворил по следующим основаниям. Порядок проведения публичных торгов в процессе исполнительного производства в данном случае регулируется ст. 447, 448 ГК РФ. Согласно п. 2 ст. 448 ГК РФ извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене. Как следовало из материалов дела, содержание опубликованного извещения не соответствовало требованиям названной нормы закона, поскольку не содержало сведений о форме проведения торгов и о порядке оформления участия в них.

Нарушение указанных требований к процедуре торгов является обстоятельством, достаточным для признания торгов недействительными по иску взыскателя, заинтересованного в надлежащем проведении публичных торгов для обеспечения конкуренции покупателей и получения наибольшей цены за продаваемое имущество. Отсутствие таких сведений в информации о проведении торгов лишает потенциальных покупателей возможности принять участие в торгах, препятствуя реализации цели выставления имущества на публичную продажу .

Другой пример. Акционерное общество (должник в исполнительном производстве) обратилось в арбитражный суд с иском к организатору торгов и организации – победителю торгов о признании недействительными публичных торгов по продаже недвижимого имущества истца. Суд требование удовлетворил по следующим основаниям. Извещение о проведении торгов было сделано по радио. Между тем вся необходимая информация (перечень объектов недвижимости, их характеристики, данные о первоначальной цене, месте, времени и правилах проведения торгов) – значительная по объему, сложная для восприятия на слух – требовала иного способа донесения до потенциальных участников торгов, а именно посредством опубликования ее в печати.

Извещение о проведении торгов направлено на привлечение наибольшего количества заинтересованных лиц с целью выявления наилучшего предложения об условиях продажи (наивысшей цены). В местной периодической печати, специальных информационных изданиях, публикующих сведения о продаже объектов недвижимости, объявления о проведении торгов не публиковались. Информация о проводимом аукционе в нарушение ст. 448 ГК РФ оказалась практически недоступной для лиц, потенциально заинтересованных в приобретении реализуемого имущества. Суд признал, что указанные действия не соответствуют требованиям закона и существенно нарушают интересы заявителя.

В другом случае суд признал ненадлежащим способом сообщения информации о торгах извещение, однократно переданное по местному каналу телевидения, констатировав, что в данном случае не обеспечивается возможность однозначного восприятия и беспрепятственной фиксации сведений потенциальными участниками торгов. Эти обстоятельства отрицательно сказываются на привлечении внимания к торгам со стороны возможных покупателей .

Приведенные примеры позволяют сделать выводы о том, что: 1) требование беспрепятственного осуществления прав распространяется не только на обладателя права, но и на всех участников правоотношения; 2) на преодоление препятствий необходимо направить эффективный и адекватный комплекс последовательных мер.

Таким образом, суть проблемы кроется не в основаниях классификаций, а в выработке действенных мер по устранению препятствий на всех уровнях правовой и в целом социальной системы.

Таким образом, можно констатировать, что наиболее продуктивные изменения отечественного законодательства связаны с последовательными, системными мерами по формированию механизмов осуществления прав предпринимателей (вещных, обязательственных, корпоративных). Когда система норм регламентирует выверенную последовательность действий, приводящих субъекта к фактическому получению блага. Это задача любого развитого правопорядка, связанная с колоссальными интеллектуальными, материальными, временными затратами. И если законодательную базу, провозглашающую широкие гражданские права и их защиту, можно создать сравнительно быстро, обращаясь к накопленному отечественному, зарубежному и международному правовому материалу, то элементы механизма осуществления гражданских прав и исполнения обязанностей могут быть сформированы лишь за довольно продолжительный срок кропотливой работы: научной, правотворческой, просветительской, правоприменительной, организационной.

Библиографический список

  1. Архив Волжского районного суда г. Саратова. Дело № 33-3492 от 2001 г.
  2. Вавилин Е.В . Развитие российского законодательства в сфере осуществления и защиты гражданских прав // Гражданское право. 2009. №1. С. 11–14.
  3. Информационное письмо ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. №101 // Вестник Верховного арбитражного суда Российской Федерации. 2006. №4 (Обзор).
  4. Концепция развития гражданского законодательства РФ / вступ. ст. А.Л. Ма­ковского. М.: Статут, 2009. 160 с.
  5. Кузнецова О.А. Нормы-принципы российского гражданского права. М.: Статут, 2006. 269 с.
  6. Маковский А.Л. О Концепции развития гражданского законодательства РФ // Концепция развития гражданского законодательства РФ. М.: Статут, 2009. С. 7.
  7. Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1994. 184 с.
  8. Мозолин В.П. Право собственности в Российской Федерации в период перехода к рыночной экономике / Рос. акад. наук, Ин-т государства и права. М., 1992. 176 с.
  9. Мозолин В.П. Правовой статус государственной корпорации и юридическая природа права собственности на принадлежащее ей имущество // Журнал рос. права. 2009. №1. С. 20–26.
  10. О железнодорожном транспорте в Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 10 января 2003 г. №17-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. №2, ст. 169.
  11. О признании утратившим силу постановления Губернатора Саратовской области от 9 сентября 1998 г. №520: постановление Губернатора Саратовской области от 22 октября 1998 г. №580 // Собр. законодательства Саратовской области. 1998. №4. С. 318.
  12. О садоводческих , огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан: Федер. закон Рос. Федерации от 15 апреля 1998 г. №66-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. №16, ст. 1801.
  13. Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий): Федер. закон Рос. Федерации от 19 июля 1998 г. №115-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 30, ст. 3611.
  14. Об утверждении порядка продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий, расширении и дополнительном строительстве, а также представленным гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности: указ Президента Рос. Федерации от 14 июня 1992 г. №631 // Ведомости Совета нар. депутатов и Верхов. Совета Рос. Федерации. 1992. №25, ст. 1427.
  15. Определение Верховного Суда РФ от 8 февраля 2002 г. по делу №58-Г02-5. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»
  16. Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №17, ст. 1462.
  17. Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. №2, ст. 218.
  18. Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. №20, ст. 2293.
  19. Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. №18, ст. 2144.
  20. Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. №18, ст. 2145.
  21. Собрание законодательства Саратовской области. 1998. №3. С. 443.
  22. Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта: Федер. закон Рос. Федерации от 8 ноября 2007 г. №259-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. №46, ст. 5555.
  23. Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 10 января 2003 г. №18-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 2, ст. 170.
  24. Щербак Ф.Н. Мораль как духовно-практическое отношение. Методологический аспект. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. 176 с.

В настоящее время данные отношения регулируются положениями п. 8 ст. 27 Земельного кодекса РФ.

Право на осуществление предпринимательской деятельности реализуется в общедозволительном режиме на основе принципа: разрешено все, что не запрещено законом.

Запреты формулируются непосредственно в Конституции РФ (в силу ч. 2 ст. 34 Конституции не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию) и в других законах. При этом неукоснительно должен соблюдаться принцип ст. 55 Конституции РФ: права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Запреты и ограничения для предпринимателей в целях защиты публичных интересов государства и общества устанавливаются путем предъявления к ним требований*(152).

Запреты могут быть:

1) абсолютными (предпринимательская деятельность невозможна, поскольку запрещена законом) и относительными (ограничения). В последнем случае запрещено заниматься предпринимательской деятельностью без специального разрешения, государственной регистрации, но регистрация, получение лицензии любым субъектом, соответствующим установленным требованиям (например, лицензионным требованиям и условиям), делают ее легитимной

Абсолютным запретом является, например, запрет деятельности, направленной на недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34 Конституции РФ), на ограничение конкуренции, запрещено злоупотребление доминирующим положением на рынке (п. 2 ст. 10 ГК РФ). При наличии таких запретов органы государственной исполнительной власти не имеют права разрешать подобную деятельность, а, напротив, обязаны пресекать ее.

Право на осуществление внешнеторговой деятельности может ограничиваться путем предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров. Перечни таких товаров, а также организации, имеющие исключительные права на их экспорт и (или) импорт, устанавливаются федеральными законами. В отношении всех других хозяйствующих субъектов, которым исключительные права не предоставляются, действует абсолютный запрет на экспорт и (или) импорт соответствующих товаров.



Лицо, обладающее исключительным правом на экспорт (импорт) отдельных товаров, действует на основе лицензии. Сделки, совершенные без лицензии на осуществление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, являются ничтожными (ст. 26 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности").

Большинство запретов в предпринимательском праве конструируются как ограничения: нельзя заниматься предпринимательской деятельностью без регистрации, лицензии, иного разрешения, но можно, получив соответствующее разрешение.

Выделим также:

Запреты на совмещение различных видов деятельности. Например, осуществление деятельности по ведению реестра не допускает ее совмещение с другими видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (ст. 10 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг"*(153)). Виды деятельности, совмещаемой с деятельностью фондовой биржи, указаны в ст. 11 этого Закона);

Запреты, установленные для индивидуальных предпринимателей. Такие запреты следуют из анализа норм, предусматривающих соответствующие виды деятельности, которыми могут заниматься только юридические лица. Например, бюро кредитных историй может быть только коммерческая организация (п. 6 ст. 3 ФЗ от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ "О кредитных историях"*(154)). Фондовой биржей может быть только юридическое лицо в форме некоммерческого партнерства или акционерного общества (п. 2 ст. 11 Закона о рынке ценных бумаг);

Запрет на совмещение предпринимательской и государственно-властной деятельности (п. 3 ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках").

2) установленными законом (так, нельзя продавать товары без сертификата соответствия или зарегистрированной в установленном порядке декларации о соответствии товара требованиям безопасности, предусмотренным техническими регламентами) и (или) учредительными документами. Например, учредители хозяйственного товарищества, общества могут предусмотреть в учредительных документах возможность этих организаций заниматься строго определенными видами предпринимательской деятельности. Следовательно, пока не будут внесены изменения в учредительный договор, товарищество совершает только те сделки, занимается теми видами деятельности, которые соответствуют указаниям на этот счет, содержащимся в учредительном договоре. Все остальные виды деятельности для товарищества им же самим ограничены;

3) установленными в процессе правоприменения органом исполнительной власти (например, приостановление лицензии федеральным органом исполнительной власти в области связи означает для предпринимателя запрет заниматься лицензируемым видом деятельности на период приостановления действия лицензии (до 6 месяцев) или решением суда.

В связи с принятием Федерального закона от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях и другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов РФ"*(155) внесены изменения в более чем 20 законов, которые предусматривали возможность приостановления деятельности предпринимателей на основе акта ненормативного характера (предписания). В КоАП РФ введена новая мера ответственности - административное приостановление деятельности.

Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды и проч.

Дела об административных правонарушениях, влекущих приостановление деятельности, рассматриваются судьями районных судов. Административное приостановление деятельности назначается судьей на срок до 90 суток.

По решению суда может быть приостановлена:

Предпринимательская деятельность полностью или частично. Например, нарушение юридическим лицом правил оборота веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, влечет либо наложение штрафа с конфискацией веществ, инструментов или оборудования или без таковой, или административное приостановление деятельности с конфискацией этого имущества или без таковой. При этом преследуется цель пресечения всей цепочки неправомерной деятельности: производства, переработки, изготовления, реализации, продажи, распределения, перевозки, пересылки, хранения, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения веществ, инструментов, оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ.

Частично предпринимательская деятельность юридического лица приостанавливается, например, при временном прекращении деятельности филиалов и других структурных подразделений юридического лица;

Эксплуатация отдельных объектов (агрегатов, зданий, сооружений).

Предусматривается также приостановление деятельности некоммерческих организаций (например, образовательных учреждений) при наличии соответствующего правонарушения.

Право на осуществление предпринимательской деятельности, будучи основанным на Конституции РФ (ст. 8, 34), имеет конституционные гарантии:

Политические. Все равны перед законом (ст. 19 Конституции РФ) независимо от убеждений, принадлежности к общественным объединениям (например, политическим партиям). Разделение властей (ст. 10 Конституции) на законодательную, исполнительную и судебную призвано гарантировать компетентное регулирование общественных отношений, судебный контроль за деятельностью органов исполнительной власти. К сожалению, следует отметить, что высокий уровень коррупции в органах исполнительной власти, в том числе в процессе осуществляемого ими контроля за предпринимательской деятельностью, свидетельствует о недостаточности контроля за деятельностью самих органов исполнительной власти и их должностных лиц;

Экономические. Предприниматели могут вести деятельность на основе различных форм собственности, каждая из которых признается и защищается равным образом (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ). Гарантируются единство экономического пространства, свобода экономической деятельности, поддержка конкуренции;

Юридические. Каждому гарантируется защита его прав и свобод, действует презумпция невиновности лица, привлеченного к уголовной ответственности. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ст. 46, 49 Конституции РФ).

Право на осуществление предпринимательской деятельности реализуется в общедозволительном режиме на основе принципа: разрешено все, что не запрещено законом.

Запреты формулируются непосредственно в Конституции РФ (в силу ч. 2 ст. 34 Конституции не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию) и в других законах. При этом неукоснительно должен соблюдаться принцип ст. 55 Конституции РФ: права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Запреты и ограничения для предпринимателей в целях защиты публичных интересов государства и общества устанавливаются путем предъявления к ним требований.

Запреты могут быть:

1) абсолютными (предпринимательская деятельность невозможна, поскольку запрещена законом) и относительными (ограничения). В последнем случае запрещено заниматься предпринимательской деятельностью без специального разрешения, государственной регистрации, но регистрация, получение лицензии любым субъектом, соответствующим установленным требованиям (например, лицензионным требованиям и условиям), делают ее легитимной

Абсолютным запретом является, например: запрет деятельности, направленной на недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34 Конституции РФ), на ограничение конкуренции, запрещено злоупотребление доминирующим положением на рынке (п. 2 ст. 10 ГК РФ). При наличии таких запретов органы государственной исполнительной власти не имеют права разрешать подобную деятельность, а, напротив, обязаны пресекать ее.

Право на осуществление внешнеторговой деятельности может ограничиваться путем предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров решением Комиссии Таможенного союза, а в случаях, предусмотренных международными договорами РФ, Правительством РФ.

Отдельные виды товаров, на экспорт и (или) импорт которых предоставляется исключительное право, и порядок определения Правительством Российской Федерации организаций, которым предоставляется исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, устанавливаются решением Комиссии Таможенного союза. Перечень организаций, которым предоставлено исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, устанавливается Правительством Российской Федерации (ст. 26 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»).

Большинство запретов в предпринимательском праве конструируются как ограничения: нельзя заниматься предпринимательской деятельностью без регистрации, лицензии, иного разрешения, но можно, получив соответствующее разрешение.

Выделим также:

Запреты на совмещение различных видов деятельности. Например, осуществление деятельности по ведению реестра не допускает ее совмещение с другими видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (ст. 10 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»). Виды деятельности, совмещаемой с деятельностью фондовой биржи, указаны в ст. 11 этого Закона);

Запреты, установленные для индивидуальных предпринимателей. Такие запреты следуют из анализа норм, предусматривающих соответствующие виды деятельности, которыми могут заниматься только юридические лица. Например, бюро кредитных историй может быть только коммерческая организация (п. 6 ст. 3 ФЗ от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ «О кредитных историях»). Фондовой биржей может быть только юридическое лицо в форме некоммерческого партнерства или акционерного общества (п. 2 ст. 11 Закона о рынке ценных бумаг);

2) установленными законом (так, нельзя продавать товары без сертификата соответствия или зарегистрированной в установленном порядке декларации о соответствии товара требованиям безопасности, предусмотренным техническими регламентами) и (или) учредительными документами. Например, учредители хозяйственного товарищества, общества могут предусмотреть в учредительных документах возможность этих организаций заниматься строго определенными видами предпринимательской деятельности. Следовательно, пока не будут внесены изменения в учредительный договор, товарищество совершает только те сделки, занимается теми видами деятельности, которые соответствуют указаниям на этот счет, содержащимся в учредительном договоре. Все остальные виды деятельности для товарищества им же самим ограничены;

3) установленными в процессе правоприменения органом исполнительной власти (например, приостановление лицензии федеральным органом исполнительной власти в области связи означает для предпринимателя запрет заниматься лицензируемым видом деятельности на период приостановления действия лицензии (до 6 месяцев) или решением суда. Следует отметить, что высокий уровень коррупции в органах исполнительной власти, в том числе в процессе осуществляемого ими контроля за предпринимательской деятельностью;

Экономические. Предприниматели могут вести деятельность на основе различных форм собственности, каждая из которых признается и защищается равным образом (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ). Гарантируются единство экономического пространства, свобода экономической деятельности, поддержка конкуренции;

Юридические. Каждому гарантируется защита его прав и свобод, действует презумпция невиновности лица, привлеченного к уголовной ответственности. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ст. 46, 49 Конституции РФ).



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: