Внешнеэкономической деятельности предприятия. Внешнеторговая деятельность

Развитие рыночных отношений в России требует от руководителей предприятий умения управлять не только производством, но и сбытом своей продукции на внутреннем и внешнем рынках. В связи с этим к традиционным видам деятельности предприятий производственной, социальной, финансовой, технической, научной, маркетинговой, добавляется внешнеэкономическая деятельность.

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) – это предпринимательская деятельность юридических и физических лиц в области международного обмена товарами, услугами, перемещения материальных, финансовых, интеллектуальных ресурсов.

К видам внешнеэкономической деятельности относятся: внешняя торговля товарами, услугами, информацией, интеллектуальной собственностью; международная производственная кооперация; международное инвестиционное сотрудничество; валютные и финансово-кредитные операции. Субъекты предпринимательской деятельности самостоятельно определяют вид внешнеэкономической деятельности, выбор формы зависит от их реальных возможностей.

Все сферы деятельности регулируются сложной системой законодательных актов, которые обеспечивают правовое управление процессами ВЭД. Система государственного регулирования включает: законодательно-правовую базу; организационную структуру регулирования; государственное планирование ВЭД; квотирование и лицензирование внешнеторговых сделок; сертификацию импортных товаров; регистрацию экспортных контрактов; обязательную экспортную оценку количества, качества и цены экспортируемых товаров; таможенное регулирование; валютное и кредитно-денежное регулирование ВЭД.

В соответствии с действующим законодательством государственное регулирование ВЭД осуществляется на основе следующих принципов: единство внешнеэкономической и национальной (внутренней) экономической политики; единство системы государственного регулирования и контроля за его реализацией; перенос центра тяжести с административных на экономические методы; четкое разграничение прав и ответственности РФ и ее субъектов; обеспечение равенства всех участников ВЭД.

К органам, регулирующим ВЭД в Российской Федерации, относятся:

Президент РФ – осуществляет общее руководство внешнеэкономической политикой;

Государственная Дума и Совет Федерации – разрабатывают и принимают законы, регламентирующие ВЭД;

Правительство РФ – проводит в стране единую внешнеэкономическую политику, осуществляет разработку соответствующих программ, участвует в организации и проведении международных переговоров, в формировании экспортного и импортного режимов, регулирует размеры ставок таможенных тарифов, принимает конкретные меры по защите интересов отечественного рынка от иностранной конкуренции.

Кроме того, вопросами ВЭД занимаются Центральный Банк РФ, Государственный таможенный комитет, Торгово-промышленная палата РФ и ряд других государственных органов.

Начало формирования правового механизма регулирования ВЭД было положено Указом Президента РСФСР “О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР” от 15 ноября 1991 г. В соответствии с принятым указом была отменена действующая почти 3 года обязательная регистрация предприятий и организаций как участников ВЭД;

отменены ограничения на бартерные операции;

банкам, уполномоченным на ведение валютных операций, было разрешено открывать валютные счета всем юридическим и физическим лицам;

отменены ограничения на покупку наличной валюты;

Центральному Банку было предложено принять меры к развитию валютного рынка, расширению сети обменных пунктов;

Правительству РСФСР было предложено существенно сократить перечень лицензируемых и квотируемых товаров;

установлено, что курс рубля к иностранным валютам будет определяться на основе спроса и предложения на межбанковском валютном рынке.

Глубокие преобразования во внешнеэкономической сфере России, направленные на переход к открытой экономике, были неразрывной составной частью радикальной экономической реформы, осуществляемой в России.

Одной из приоритетных задач экономических преобразований в России стала либерализация внешней торговли, которая была призвана способствовать равноправной интеграции российской экономики в мировое хозяйство. Это предполагало в свою очередь формирование базирующегося на рыночных принципах механизма государственного регулирования внешнеторговых потоков, снятие неоправданных ограничений в этой сфере.

За годы реформ были заложены основы правовой инфраструктуры ВЭД, приняты важнейшие законы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность.

Важнейшей сферой внешнеэкономической деятельности являются валютные операции. В связи с этим 9 октября 1992 г. был принят Закон “О валютном регулировании и валютном контроле”.

В 1993–1994 гг. имела место частичная либерализация экспортного режима: спи­сок квотируемых товаров постепенно сокращался, уменьшался также перечень товаров, облагаемых экспортными пошлинами, а их ставки снижались. В отношении импорта товаров экономические меры регулирования (таможенные тарифы и налоги) дополнялись обязательной сертифика­цией на предмет их безопасности и соответствия российским стандартам.

21 мая 1993 г. был введен в действие Закон РФ “О таможенном тарифе”. Закон определил место таможенного тарифа в системе государственных методов регулирования ВЭД и послужил основой для последующих изменений в сфере формирования нормативной базы. С 21 июня 1993 г. начал действовать Таможенный Кодекс РФ. Одним из главных его достоинств является то, что он соответствует международным стандартам.

В течение второй половины 1994 г. и в начале 1995 г., по существу, был отменен прежний порядок регулирования российского экспорта на основе квот и лицензий. С этого времени в перечень товаров, подпадающих под лицензионный режим, стали входить:

продукция, вывоз которой регламентируется квотами, установленными “извне”, т.е. на базе подписанных Россией международных обязательств;

товары, по которым сохранен особый порядок экспорта.

Важнейшие сдвиги в области государственного регулирования ВЭД произошли в 1995 г., когда вступил в действие Закон РФ “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности”. Его законодательная база определила: принципы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности; разграничение сферы компетенции Федерации и ее субъектов; методы государственного регулирования внешнеэкономических связей.

В 1996 г. были полностью отменены экспортные пошлины и введена единая система обязательной экспертной оценки количества, качества и цены экспортируемых товаров.

В 1998 г. был принят закон “О лизинге”, который определил формы и порядок осуществления операций по международному лизингу. С 1998 г. активизируется переговорный процесс по присоединению России к Всемирной торговой организации, реализуется соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС. В этом же году Россия присоединяется к Азиатско-Тихоокеанскому экономическому сообществу.

1 января 1999 г. вновь введены экспортные таможенные пошлины на широкий круг товаров. Новый закон “Об иностранных инвестициях” способствовал привлечению в экономику РФ иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта и создал условия соответствующие нормам международного права и международной практики инвестиционного сотрудничества.

Эволюция, которую претерпел механизм регулирования внешнеэкономической деятельности в последние годы, сводится в основном к следующему:

ликвидация высокомонополизированной системы внешней торговли, при которой экспортно-импортные операции были сосредоточены в руках достаточно ограниченного круга специализированных внешнеторговых объединений;

весьма значительное расширение числа субъектов, участвующих во внешней торговле, в том числе и в качестве посредников;

упразднение жесткого централизованного воздействия на объем, структуру и географическое направление внешнеторгового оборота;

сглаживание и использование действующих, а не формально существующих, как это было раньше, экономических регуляторов экспорта и импорта – ставок таможенного тарифа и курса рубля, а также организация внутреннего валютного рынка, что предоставляет хозяйствующим субъектам свободный доступ к валютным ресурсам;

уменьшение роли государства в финансировании внешнеторговых операций.

Формы внешнеэкономической деятельности

Средством реализации различных видов внешнеэкономической деятельности являются коммерческие операции.

Внешнеэкономическая коммерческая операция – это комплекс действий по подготовке, заключению и выполнению международной сделки (договора).

Договор признается международным, если заключен между сторонами, находящимися на территории разных государств. Международные коммерческие операции подразделяются на основные , осуществляемые на возмездной основе между непосредственными участниками операций, и вспомогательные, связанные с продвижением товара покупателю (табл. 11.1).

Внешнеторговая деятельность является одним из важнейших факторов развития народного хозяйства и экономической стабилизации страны. В настоящее время нет практически ни одной отрасли в промышленно развитых странах, которая не была бы вовлечена в сферу внешнеторговой деятельности.

На всех исторических этапах развития государства внешнеторговая деятельность оказывает влияние на решение экономических проблем на различных уровнях: народного хозяйства на рынке в целом, отдельных регионов, объединений, предприятий.

Как часть общей структуры народного хозяйства внешнеторговая деятельность воздействуют на совершенствование внутрихозяйственных пропорций, размещение и развитие производственных сил. Еще ни одной стране не удалось создать здоровую экономику, изолировавшись от мировой экономической системы.

Одной из важнейших сфер деятельности российских предприятий на современном этапе является внешнеторговая.

Внешнеторговая деятельность реализуется как на уровне государства, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов. В первом случае внешнеторговая деятельность направлена на установление межгосударственных основ сотрудничества, создание правовых, торговых и политических механизмов, стимулирующих развитие и повышение эффективности внешнеторговых связей. Рациональная внешнеторговая политика государства может привести к повышению темпов роста национального дохода, ускорению научно-технического прогресса, повышение концентрации производства и эффективности капитальных вложений.

Предприятием является хозяйствующий субъект, который на основе использования экономических ресурсов производит и реализует товары, выполняет работы, оказывает услуги. Внешнеторговая деятельность предприятия - это сфера хозяйственной деятельности, связанная с международной производственной интеграцией и кооперацией, экспортом и импортом товаров и услуг, выходом на внешний рынок. На уровне предприятия внешнеторговая деятельность направлена на заключение и исполнение контрактов с иностранными партнерами. Внешнеторговая деятельность является составной частью всей работы большинства предприятий России.

Развитие внешнеторговой деятельности дает предприятию новые возможности, такие как использование преимуществ международной кооперации производства и свобода в принятии решений для осуществления своих производственных задач. Для российских предприятий это такие задачи, как:

  • · свободный выбор производственных ресурсов с опорой на возможности мирового рынка;
  • · свобода выбора направлений и форм реализации произведенной продукции с максимальной прибыльностью;
  • · свобода выбора производственного партнера по кооперации, в наибольшей степени отвечающего коммерческим интересам предприятия;
  • · свобода выбора путей и возможностей повышения технического уровня производства и конкурентоспособности производимой продукции, укрепления экспортного потенциала;
  • · включаясь в международную кооперацию производства, предприятие становится участником международного воспроизводственного процесса как единого целого, отдельные элементы которого взаимосвязаны и взаимозависимы. Это создает основу для экономической стабильности отдельных его звеньев.

Отличия внешнеторговой деятельности предприятия от внутриторговой заключаются в том, что внешнеторговая деятельность осуществляется на валютной основе, регулируется специальными мерами государства.

На внешнеторговую деятельность предприятия оказывает влияние уровень развития и стабильность национальной экономики, система мировых цен, а также правовая система собственной страны и правовые системы стран, в которых предприятие осуществляет внешнеторговую деятельность.

Законом Российской Федерации «О предприятиях и предпринимательской деятельности» предприятиям разрешено самостоятельно осуществлять внешнеторговую деятельность. Указом Президента Российской Федерации «О либерализации внешнеторговой деятельности» всем зарегистрированным на территории Российской Федерации предприятиям и их объединениям независимо от форм собственности разрешено осуществление внешнеторговой деятельности без специальной регистрации.

Экспорт стратегически важных сырьевых товаров осуществляется предприятиями и организациями, зарегистрированными МВЭС РФ для этих целей. Зарегистрированные предприятия вносятся в специальный реестр, который публикуется в периодической печати. Отказ в регистрации и исключение их из реестра могут быть в случае нарушения действующего законодательства РФ или зарубежных стран, повлекшего за собой экономический и политический ущерб для России; невыполнение обязательств по экспортным поставкам. Перечень стратегически важных сырьевых товаров установлен соответствующим постановлением Правительства РФ и содержит 13 позиций (топливо, электроэнергия, зерно и другие).

Предприятие самостоятельно определяет вид своей деятельности и принимает решения по выполнению поставленных задач. Критерием выбора той или иной правовой формы внешнеторговой деятельности являются рыночные возможности и потребности предприятия.

Предприятие может осуществлять любые виды внешнеторговой деятельности, если они не запрещены законом и отвечают целям, предусмотренным в уставе.

Все предприятия - участники ВЭД являются самостоятельными юридическими лицами, обладающими обособленным имуществом, имеющими право от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, а также быть истцами в суде. Как участник внешнеэкономического оборота предприятие обладает гражданской право- и дееспособностью.

Имущество предприятия составляют основные фонды, оборотные средства и иные ценности, стоимость которых отражается в балансе предприятия. Имущество может находиться в собственности предприятия и в хозяйственном ведении.

За неисполнение обязаельств по договорам предприятие несет полную ответственность своим имуществом.

Все предприятия - производители конкурентоспособной продукции имеют право на самостоятельное осуществление экспортно-импортных операций.

В связи с этим в хозяйственной деятельности любого производителя, выходящего на внешний рынок, существенную роль может играть внешнеторговая деятельность. Выход на внешний рынок предприятия могут осуществлять как самостоятельно, так и через внешнеторговые организации-посредники. Эти организации, как правило, реализуют продукцию мелких и средних фирм на мировом рынке, но к их услугам могут прибегать и крупные предприятия, не имеющие своего внешнеторгового аппарата.

Внешнеторговые организации оказывают и другие посреднические услуги, например: кредитование покупателей, заключение контрактов с транспортными и страховыми компаниями, посредничество в платежных операциях и другие. Иногда внешнеторговые фирмы осуществляют предпродажную доработку товаров, повышая их конкурентоспособность. В настоящее время более половины мирового товарооборота осуществляется через фирмы-посредники. Их привлечение преследует цели повышения эффективности внешнеторговых операций, использования конъюнктуры, предоставления необходимых торговых услуг.

Таким образом, любое предприятие, выходящее на мировой рынок, может самостоятельно осуществлять внешнеторговую деятельность, образуя при этом собственные внешнеторговые фирмы, которые могут создаваться на общем балансе предприятия или на самостоятельном балансе с правом юридического лица. Либо предприятие может прибегать к услугам посреднических организаций, в случае небольшого объема выпуска продукции.

Критерием выбора способа выхода на мировой рынок служит минимизация расходов на осуществление внешнеэкономической деятельности. Кроме того, предприятию необходимо располагать информацией о валютно-финансовых, правовых аспектах выхода на мировой рынок, конъюнктуре мирового рынка, системе цен и определять эффективность осуществления экспортно-импортных операций. Внешнеэкономическая деятельность осуществляется на основе контракта. Российское законодательство предписывает обязательную письменную форму внешнеэкономического контракта. Сделка может быть заключена либо путем составления и подписания одного документа, либо путем обмена письмами, телеграммами. Внешнеэкономический контракт содержит несколько разделов, расположенных в определенной последовательности. При этом каждый контракт имеет определенные юридические атрибуты, без наличия которых он теряет правовую силу, и права, из него вытекающие, не могут быть защищены. Внешнеэкономический контракт должен содержать полное официальное наименование сторон и их юридические адреса, полное имя и фамилию лица, представляющего организацию, его должность, а также указание, на основании чего осуществляется представительство.

Основными формами ВЭД предприятий в России является внешнеторговая деятельность и международная кооперация производства.

Внешнеторговая деятельность представляет собой обмен товарами и услугами, связанными с осуществлением товарооборота. В основе внешнеторговой деятельности лежат внешнеторговые операции. Внешнеторговая операция - это комплекс действий контрагентов, то есть иностранных партнеров во внешнеторговой операции, направленных на совершение товарного обмена и обеспечивающих его. В полный комплекс, характеризующий внешнеторговую операцию, могут входить: изучение рынка конкретного товара, его реклама, создание сбытовой сети, проработка коммерческих предложений, проведение переговоров, заключение и исполнение контрактов.

Внешнеторговые операции осуществляются на основе заключаемых сделок. Под международной торговой сделкой понимают договор между двумя или несколькими фирмами, находящимися в разных странах, по поставке товара и / или оказанию услуг в соответствии с согласованными условиями.

Основным признаком международной торговли является пересечение границы страны-продавца товаром, если это материальный объект. Также международную торговую сделку характеризует и то, что она сопровождается платежом в иностранной валюте по отношению к одной или обеим сторонам. Однако этот принцип может не соблюдаться, например, при товарообменных сделках.

Среди прочих форм ВЭД российских предприятий наиболее значительная роль принадлежит экспорту. Но, выходя на внешний рынок, руководство предприятия должно понимать, что в современном мировом хозяйстве обычная торговля все быстрее уступает место более сложным отношениям между продавцами и покупателями.

Международная кооперация производства - это скоординированная или совместная, обычно долговременная производственно-экономическая, и, как правило, научно-техническая деятельность партнеров из разных стран, основанная на разделении производственно-сбытовых программ, равноправном и взаимовыгодном сотрудничестве.

В современном мире МКП занимает ведущее место среди остальных форм внешнеэкономических связей, в силу присущих ей объективных преимуществ.

Однако во многих случаях российским предприятиям приходится довольствоваться лишь подрядной кооперацией, и другими простыми формами МКП. Скачку к наиболее развитым, комплексным формам МКП в России препятствуют:

  • · отсутствие у многих предприятий опыта кооперационного сотрудничества;
  • · ограниченный научно-технический и производственно-технологический потенциал, существенно уступающий ведущим компаниям развитых стран;
  • · отсутствие средств, особенно валютных, на перестройку производства.

На начальной стадии привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику получила распространение такая форма внешнеэкономической деятельности, как создание совместных предприятий. Они создавались на основе договора между отечественным государственным предприятием, которое выделяло определенную часть имущества, имевшегося в его распоряжении (здания, оборудование, научно-технические знания), в качестве вклада в уставный фонд среднего предприятия. Доля иностранного инвестора в уставном фонде определялась стоимостью поставляемых им машин, оборудования, современных технологий и наличных денег в СКВ. С самого начала в процессе создания среднего предприятия наиболее остро встала проблема определения реального соотношения вкладов российского и иностранного партнеров. Уже на первых этапах выявились определенные недостатки этой формы предпринимательства для нашей страны, поскольку занижалась реальная доля отечественных участников при формировании уставных фондов среднего предприятия.

В настоящее время серьезных западных инвесторов интересует не столько партнерство с российскими предприятиями, сколько приобретение надежных элементов контроля над производством. Поэтому все большую роль в привлечении иностранных инвестиций играет создание предприятий со 100%-ным иностранным участием. Когда предприятие создается полностью за счет иностранного инвестора, то не возникает вопрос о правильной оценке российского вклада. И в этом смысле такие предприятия даже предпочтительнее средних предприятий.

Говоря о состоянии внешнеэкономической деятельности России есть все основания считать, что ситуация на мировых рынках в обозримой перспективе не будет особо благоприятной для большинства российских товаров.

Во-первых, хотя и замедлившийся, но, тем не менее, продолжающийся процесс глобализации будет способствовать увеличению численности игроков на рынке в секторе предложения.

Во-вторых, вопреки прежним прогнозам, в большинстве экономически развитых стран платежеспособный спрос не проявляет серьезных признаков оживления, а в ряде случаев даже продолжает снижаться. В-третьих, в ряде экономически развитых регионов будет усиливаться стремление минимизировать российский экспорт, возводя на его пути дополнительные преграды.

Очевидно, что в этих условиях неизбежно должна возрастать роль государственных институтов как гаранта успешной внешнеэкономической активности российских производителей.

Предварительно можно обозначить несколько направлений организационной деятельности в данной области:

  • 1. Разработка на уровне правительства концептуальной, системной внешнеэкономической программы на обозримую перспективу, которая бы предусматривала как оптимальные объемы внешней и внутренней торговли по конкретным видам продукции, так и предпочтительную ориентацию товаропотоков.
  • 2. Политическая защита внешнеторговых интересов российских экспортеров. Любые существенные внешнеполитические контакты должны содержать постановку вопроса о предоставлении России статуса наибольшего благоприятствования в торговых отношениях и отмену существующих дискриминационных мер против товаров российского происхождения. Отсутствие позитивных сдвигов в этой области должно автоматически вызывать введение адекватных мер торговой защиты.
  • 3. Оказание экспортно-ориентированным производителям эффективной и доступной информационной поддержки. Целесообразно не создавать для выполнения этой задачи новые государственные органы, а возложить выполнение этой функции на существующие институты, например, Торгово-промышленную палату РФ).
  • 4. Регулирование объема и направления экспортных товаропотоков. При этом вовсе не обязательно использовать финансовую поддержку соответствующих экспортеров. Такая поддержка может иметь негативные последствия, в частности, введение странами-импортерами запретных мер под предлогом противодействия демпингу.

Экспансия российского предпринимательства за границу представляет собой важный фактор наращивания экономического потенциала страны путем расширения экспорта, перевода доходов из-за рубежа, включения российских компаний в глобальные цепочки создания добавленной стоимости. Ключевыми моментами экономического развития российского экспорта являются:

  • 1. Увеличение масштабов и совершенствование отраслевой структуры внешнеэкономического присутствия России на зарубежных рынках, с ростом доли компаний обрабатывающего сектора и услуг;
  • 2. Предотвращение контрпродуктивной конкуренции между российскими компаниями, производящими сходную продукцию, на внешних рынках; заключение между ними стратегических соглашений о совместной реализации проектов международной экспансии;
  • 3. Образование стратегических объединений российских и зарубежных компаний для совместной деятельности на внешних рынках с целью разработки, производства и реализации конкурентоспособной продукции.

Таким образом, в современных условиях развития международных экономических связей базовыми приоритетами внешнеторговой деятельности России на федеральном уровне являются, прежде всего, политика активной поддержки национального экспорта, которая подразумевает под собой не только финансовую, но и административную поддержку, повышение качества экономического роста, повышение эффективности бюджетных расходов и подготовка квалифицированных кадров.

Предпринимательская деятельность в России реализуется в рамках создаваемой производственно-хозяйственной структуры, которую можно рассматривать как предпринимательскую единицу.

В России предпринимательская деятельность осуществляется в основном в рамках малых предприятий. Мировой опыт показал, что в настоящее время малое предпринимательство, малые фирмы являются основой динамичного экономического развития в следствии:

  • · организационно-технологической мобильности;
  • · высокого темпа внедрения инноваций;
  • · активной конкурентной политики;
  • · отсутствия жесткой бюрократической структуры и громоздкогоуправленческого аппарата;
  • · создания новых рабочих мест;
  • · быстрой реакции на потребности рынка;
  • · возможности государства получать доход от их налогообложения.

Развитие предпринимательства в России осуществляется двумя основными путями:

  • 1) В качестве субъекта предпринимательской деятельности выступает частное лицо - предприниматель, создающий новые организационные производственно-хозяйственные структуры;
  • 2) В качестве субъекта предпринимательской деятельности выступает действующее предприятие (его руководство).

Первый путь, основанный на частной инициативе и частной собственности, представляется наиболее соответствующим классическому пониманию предпринимательства.

Второй путь заключается в том, что действующее предприятие создает или участвует в создании производственно-хозяйственных предпринимательских структур.

Были выявлены основные трудности на пути развития индивидуального предпринимательства в России (таблица 1).

Таблица 1. Основные проблемы на пути развития индивидуального предпринимательства в России

Анализируя развитие предпринимательства в стране, необходимо установить, какие цели преследовали все участники этого процесса.

Участниками процесса развития предпринимательства являются:

Каждый из участников преследует свои цели, которые в идеале должны сочетаться. Цели развития предпринимательства в России представлены на рис. 1.3.

Государство, создавая условия для развития предпринимательства, преследовало следующие основные цели:

  • · Повышение эффективности народного хозяйства за счет развития частной инициативы и новаторской деятельности предпринимателей.
  • · Создание новых рабочих мест.
  • · Создание среднего класса мелких предпринимателей и квалифицированных специалистов, являющихся основой демократического общества.
  • · Повышение благосостояния населения.

Целью предприятия является:

  • · Получение дополнительного экономического эффекта от предпринимательства.
  • · Создание условий для его эффективного развития на базе новых технологий, товаров, услуг, разработанных в предпринимательских структурах.
  • · Целью руководства является: получение дополнительных возможностей для поддержания и развития базового предприятия, для удовлетворения своих материальных и социальных потребностей. Целью персонала является обеспеченность рабочими местами и дополнительные возможности в удовлетворении своих материальных и социальных потребностей.

Цели предпринимательской единицы и предпринимателя идентичны:

  • 1. Экономическая эффективность бизнеса.
  • 2. Социальное положение, престиж и т.п.

Цели персонала предпринимательской единицы:

  • 1. Экономическое благополучие.
  • 2. Сохранение рабочих мест.

Развитие предпринимательства в определенной степени позволило реализовать поставленные цели (рисунок 1, приложение 1).

В настоящее время в России около 900 тыс. малых предприятий. Развитие малых предприятий позволило в значительной степени ликвидировать дефицит товаров и услуг и в условиях экономического спада и кризиса государственных предприятий создать рабочие места для 8 млн. человек, а с учетом вторичной занятости для 15 млн. человек и довести долю малых и средних предприятий во внутреннем валовом продукте до 10%. Причем отдача вкладываемых средств в малых и средних предприятий вдвое выше, чем в целом по российской экономике.

В то же время, если сравнивать возможности и достижения малых предприятий в мире и в России, очевидно, что возможности реализованы явно недостаточно:

  • · так в Германии на 1000 жителей 37 малых и средних предприятий, в США - 74 малых и средних предприятий, а в России - 6 малых и средних предприятий;
  • · доля малых и средних предприятий в общей численности занятости в Германии 46%, в США - 54%, в России - 10%;
  • · доля малых и средних предприятий в Германии - 53%, в США - 51%, в России - 11%.

В настоящее время существует пропасть, которая разделяет применяемые сегодня подходы при решении проблем управления предприятиями от понимания того, какие подходы реально приведут к повышению эффективности систем управления.

На мой взгляд, следует проследить зависимость между следующими группами явлений:

  • · проблемами российских предприятий, которые директора называют основными;
  • · существующими подходами в решении проблем управления предприятиями;
  • · истинными причинами болезней предприятий, лечение которых реально привело бы к положительным результатам.

Наглядность такого сопоставления хорошо представлена в таблице, где перечислены проблемы и подходы к их устранению.

Мною были изучены материалы по анализу деятельности более чем 20 предприятиях (большинство промышленных, несколько предприятий, оказывающих услуги), расположенных на Урале, в Сибири, Поволжье, Санкт-Петербурге, Подмосковье и Москве численностью от 300 до 20 тыс. работников.

Руководители этих организаций - лучшие директора в России, поскольку возглавляемые ими предприятия удержали объемы выпускаемой продукции в период 2008-2010 на прежнем уровне, а по некоторым направлениям даже увеличили объемы продаж. Усредненный портрет современного российского директора, возглавляющего успешное предприятие, следующий: умный, болеющий за свое предприятие, опытный, великолепно разбирающийся в технологиях своего производства.

В начале, директор обычно не допускает даже мысли о возможности существования управленческих ошибок на его предприятии, он сетует исключительно на правительство, на поставщиков, на своих рабочих, на отсутствие нормальных законов в России. После обсуждения конкретных случаев некачественной работы его предприятия и, в частности аппарата управления, он соглашается с тем, что недостатки в системе управления есть, но утверждает, что хорошо знает проблемы и их причины, полон уверенности, что разберется с теми из них, которые в его силах. Желание директора скрыть проблемы своего предприятия от стороннего взгляда столь естественное и сильное, что вызывает уважение. Иногда, правда, трудно отделаться от ощущения, что это желание того же рода, что и у студента, который стремится скрыть от преподавателя свой уровень непонимания предмета.

Например, многие российские руководители считают отсутствие оборотных средств одной из основных причин всех своих проблем и пытаются лечить ее путем поиска инвестиций или новых заказов. Но на всех этих предприятиях, без исключения, идет значительное дублирование различных операций и функций, а также постоянное пересечение деятельности различных подразделений. По некоторым направлениям деятельности вовсе не учитываются расходы, например, ни разу еще не видел, чтобы где-нибудь в России подсчитали эффективность работы отдела качества или отдела маркетинга. При таком разбрасывании ресурсов, при издержках, которые позволяют себе российские предприятия, никакие оборотные средства не помогут. В российской экономике продолжает действовать принцип натурального хозяйства. Предприятия во времена административно-командной системы заводили вспомогательные производства для того, чтобы обезопасить себя от низкого качества продукции смежников, быстрее и в нужном количестве получать требуемые комплектующие. Сегодня ситуация изменилась, но предприятия не считают эффективность вспомогательных производств, а потому не знают, какие придется закрывать, а какие надо оставить.

Предприятие, получив долгожданные финансовые средства, тратит их на нужды, кажущиеся первоочередными, заключает договоры, не вчитываясь в их текст, не видя в них двусмысленностей и грамматических ошибок. (Первоочередными для руководителей являются расходы на те мероприятия, которые отмечены в 3-м столбце таблицы.) Все руководители уверены, что решить возникшие проблемы в арбитражном суде практически невозможно, жалуются на трудность взимания долгов с неплательщиков, на недобросовестность партнеров, не задумываясь о том, что само предприятие тоже может что-нибудь сделать для уменьшения числа неплатежей, для повышения своевременности платежей.

Таблица 2

Проблемы в формулировке руководителей

Подходы и методы, применяемые для устранения этих проблем

Реальные причины проблем

Ухудшение качества комплектующих и материалов, поступающих от поставщиков

Введение 100%-ного входного контроля. Внедрение системы оценки поставщиков, попытки ранжировать поставщиков

Отделы снабжения предприятий находятся вне систем управления. Отсутствует сотрудничество с поставщиками по созданию у них эффективных систем качества для повышения качества их продукции и снижения ее себестоимости

Слабая подготовка руководителей различных уровней в вопросах менеджмента. Недостаток менеджеров

Курсы общего менеджмента. Подбор новых менеджеров

Отсутствие четких требований к результатам работы менеджеров. Контроль управленческой деятельности проводится от случая к случаю

Отсутствие управленческого учета. Деятельность аппарата управления непрозрачна. Автоматизация привела к лишним неоправданным расходам

Автоматизация финансово-хозяйственной деятельности предприятий с помощью своих программистов либо с помощью приобретения информационных технологий

Бизнес-процессы не описаны, не определены ключевые процессы. Предприятия не ориентированы на управление процессами. Не определены все виды расходов, нет системы учета издержек. Система учета «затрат на качество» не соответствует требованиям: не подсчитаны многие типы затрат на «плохое качество»

Недостаток оборотных средств

Создание дочерних фирм. Оптимизация налогообложения. Поиск инвестиций. Продажа и сдача в аренду недвижимости и оборудования

Неэффективная система управления качеством. Дублирование операций, функций и производств порождает чрезмерные расходы, невероятные издержки

Постоянный пересмотр организационной структуры не приводит к положительным результатам

Создание новых отделов, дробление или укрупнение существующих подразделений

Принципы управления не пересмотрены. Используется на всех российских предприятиях самый неэффективный тип организационной структуры - функциональный

Уменьшение числа потребителей некоторых видов продукции

Усиление отдела сбыта. Сертификация системы качества по ИСО 9001. Поддержка убыточных производств за счет бюджетов различного уровня

Незнание предприятием проблем и пожеланий своих потребителей. Отсутствие обратной связи с потребителями. Не определены: полный перечень потребителей; все типы продуктов предприятия; секторы и рыночные ниши, занимаемые продукцией

Нечетко определена ответственность руководителей

Разработка матрицы ответственности на основе существующей организационной структуры

Не определены и не измеряются количественные и качественные показатели деятельности менеджеров. Не установлены требования к работе управленцев

Неравномерное распределение ресурсов среди подразделений и направлений деятельности

Волюнтаристическое администрирование при перераспределении ресурсов между расходами различных подразделений

Борьба отделов друг с другом за ресурсы. Отсутствуют учет и контроль расходования ресурсов по различным направлениям деятельности предприятия

Оборудование изношено и морально устарело

Приобретение нового оборудования

Не измерена производительность существующих производственных участков и оборудования. Не исследуется предполагаемая эффективность закупаемого оборудования

Длительный цикл разработки новой продукции

Приобретение информационных технологий в области проектирования

Проектный стиль управления неизвестен. Отсутствует практика управления процессами

Низкие цены на продукцию российских предприятий. Выпуск морально устаревшей продукции

Создание отдела маркетинга для поиска потенциальных клиентов. Проведение выставок и издание рекламных материалов

Длительный цикл разработки новой продукции. Эффективность рекламных мероприятий не прогнозируется, не оценивается

Руководство предприятия не является дружной командой

Тренинги и деловые игры с целью образования команды руководителей

Цели руководителей различны и не согласованы. Отсутствует стратегия предприятия

Недостаток у работников информации о деятельности их предприятия

Приобретение информационных технологий для автоматизации документооборота

Отсутствие обратной связи с персоналом. Руководство не знает об информационном голоде сотрудников. Отсутствует практика учета мнений персонала

Частая смена посредников-поставщиков

Постоянный поиск новых поставщиков

Отсутствует контроль собственников предприятия за процессами закупок

Неплатежи

Взаимозачеты. Бартер. Внедрение заменителей денег

Редко и не полностью проводится «анализ контракта». Неэффективная организационная структура не позволяет оперативно принимать решения и управлять ситуацией

Плохие законы, слабое правовое поле. Всевластие надзорных, регулирующих, а также сертифицирующих органов. «Ограничительные» законы зарубежных рынков по отношению к российской продукции

Считается почти невозможным решить эту проблему на уровне предприятия. (ОАО «Планета» из Новгорода имеет три сертификата на свою систему качества от трех разных органов - двух российских и одного зарубежного)

Отсутствие культуры работы с текстами различных документов. Отношение к документированию как к процессу, который не стоит смешивать с непосредственной деятельностью. Допустимо руководителю не информировать персонал по основным вопросам. Отсутствуют попытки решить проблемы до их возникновения, например, ИСО 9001:2000 будет внедряться в России с таким опозданием, которое окончательно закроет для России экспорт продукции

Следующие проблемы, на первый взгляд, не связанные между собой, являются следствием всех вышеперечисленных, но руководители часто называют их как факторы, которые мешают развитию системы управления: «низкое качество продукции - это низкая цена, что приводит к очень маленькой заработной плате у рядовых сотрудников предприятия. Из-за низкой зарплаты работники не могут участвовать в деятельности по повышению качества продукции, саботируют процессы создания систем качества предприятий»

Низкое качество выпускаемой продукции

Поиск инвестиций.

Соотношение доходов и ответственности у рабочих и руководителей обратно пропорционально, что не позволит повысить качество выпускаемой продукции, не даст построить эффективную систему управления предприятием

Российские работники недовольны, прежде всего, низкой зарплатой, из-за чего и не хотят повышать качество продукции

Приобретение нового оборудования. Поиск новых заказчиков. Ужесточение контроля изготовления продукции

Рассмотрим таблицу соответствия причин, подходов и проблем. Некоторые проблемы одновременно являются причинами других проблем, они расположены в разных столбцах и в разных строках таблицы. Проблемы помещены в таблице в случайной последовательности, задача определения приоритетов проблем автором пока не поставлена. Перечень проблем, скорее всего, неполон, поскольку в таблице помещены только те из них, которые чаще всего звучали из уст руководителей. Отличия между иллюзиями руководителей в вопросах улучшения систем управления (2-й столбец) и эффективными подходами (3-й столбец) предлагаю определять самим читателям.

В таблице сосуществуют понятия «система качества» и «система управления», так как сегодня при обсуждении вопросов управления качеством говорить можно и нужно уже не о «системе качества», а более широко о «системе управления предприятием». Любые управленческие проблемы касаются сегодня вопросов управления качеством. Вся деятельность по созданию и развитию систем качества предприятий сливается с развитием систем управления этими предприятиями.

Отсутствие поддержки отечественного производителя со стороны правительства и парламента, как проблема наших предприятий, которую руководители называют одной из основных, не имеет отражения в таблице. Это серьезная проблема, но ее решение находится не на уровне предприятий.

Сегодня руководители мыслят в основном только в категориях 2-го столбца таблицы. Улучшение систем управления происходит исключительно с помощью старых, непроверенных методов, которые никогда еще никому не помогали.

Сегодня российские руководители управляют людьми и деньгами, и не знают, что их управление будет эффективным только тогда, когда они будут управлять процессами и проектами. Управление процессами и проектами, без которых немыслимы эффективные системы управления во всем мире, порождены рыночными отношениями, равноправной конкурентной борьбой.

Далеко не во всех отраслях промышленности в России существуют рыночные отношения. Не все российские предприятия поставлены в условия равной конкуренции. Такое неравенство приводит к следующим результатам:

  • · предприятия, которым вместо реальной помощи оказывается спонсорство (например ОАО «АВТОВАЗ»), совершенно не заинтересованы развивать свою систему управления, и не делают многого из того, что отмечено в 3-м столбце таблице;
  • · монополисты занимаются только тем, что отмечено во 2-м столбце таблицы;
  • · все остальные предприятия фактически находятся в жесточайших рыночных условиях, имеют стимул для развития своих систем управления, первыми начнут применять отмеченные в 3-м столбце подходы.

В любой точке земного шара невыполнимая задача - внедрение эффективных систем управления при отсутствии конкуренции. Поэтому системы управления некоторых московских промышленных предприятий, которым власти изо всех сил помогают не закрывать убыточные производства, заметно отстают в своем развитии от систем управления аналогичных предприятий других российских городов. Региональные власти, если и хотят поддержать местное неэффективное предприятие, то не могут этого сделать из-за отсутствия средств, что приводит к более интенсивному освоению современных методов управления в провинции по сравнению с некоторыми московскими предприятиями.

Существующие в России системы управления неэффективны, а существующие подходы по улучшению систем управления абсолютно неэффективны. Проблемы российских предприятий никогда не будут решены при нацеленности системы управления на устранение следствий, а не истинных их причин.

Зарубежные предприятия непрерывно модернизировали свои системы управления на протяжении достаточно длительного времени, последовательно решая вопрос за вопросом, проблему за проблемой. Российским предприятиям сегодня предстоит решить несколько более сложную задачу: одновременно улучшить систему управления по всем направлениям, в первую очередь, изменяя принципы управления. Придется применить все подходы одновременно, сделать «залп» всеми известными миру инструментами по всей системе управления.

Практика показывает, что в начале деятельности по улучшению неэффективных систем управления сразу можно достичь очень хороших результатов, позволяющих быстро изыскать ресурсы для продолжения более затратных вложений в улучшение систем управления. Затраты и издержки на российских предприятиях так велики, что простой контроль некоторых управленческих операций дает фантастический эффект.

Таким образом, необходимо:

  • · начать с контроля системы управления;
  • · получить в начале стартовые ресурсы для более глубокой перестройки системы управления;
  • · планировать одновременные улучшения по всем запущенным управленческим проблемам.

В ситуации одновременного применения всего арсенала менеджмента есть свои плюсы для российской промышленности, поскольку мы обладаем информацией о некоторых ошибках зарубежных фирм, совершенных на пути улучшения систем управления, и российские предприятия должны учесть этот опыт.

Осуществить такой залп и учесть мировой опыт предприятия смогут только при помощи высококвалифицированных консультантов по вопросам управления.

Внешнеэкономическая деятельность представляет собой процесс реализации внешнеэкономических связей. Понятие внешнеэкономической деятельности в настоящее время наиболее приемлемо к внешнеэкономической деятельности субъектов хозяйствования. Связано это с результатом реформирования внешнеэкономической сферы, в результате которой: роль государства во внешнеэкономической деятельности коренным образом изменилась. Во внешнеэкономическая деятельность государство выступает в основном регулятором этой деятельности, в отличие от его роли при осуществлении межправительственных экономических связей, где оно является непосредственным субъектом этих связей; центром внешнеэкономической деятельности становятся субъекты хозяйствования, а сама внешнеэкономическая деятельность осуществляется в основном на уровне производственных структур (фирм, организаций, предприятий и т.д.) с полной самостоятельностью в выборе иностранного партнера, номенклатуры товара для экспортно-импортной сделки, в определении цены и стоимости контракта, объемов и сроков поставок.

Внешнеэкономическая деятельность реализуется как на уровне государства, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов. В первом случае внешнеэкономическая деятельность направлена на установление межгосударственных основ сотрудничества, создание правовых, торговых и политических механизмов, стимулирующих развитие и повышение эффективности внешнеэкономических связей. Рациональная внешнеэкономическая политика государства может привести к повышению темпов роста национального дохода, ускорению научно-технического прогресса, повышение концентрации производства и эффективности капитальных вложений.

Предприятием является хозяйствующий субъект, который на основе использования экономических ресурсов производит и реализует товары, выполняет работы, оказывает услуги. Внешнеэкономическая деятельность предприятия - это сфера хозяйственной деятельности, связанная с международной производственной интеграцией и кооперацией, экспортом и импортом товаров и услуг, выходом на внешний рынок. На уровне предприятия внешнеэкономическая деятельность направлена на заключение и исполнение контрактов с иностранными партнерами. Внешнеэкономическая деятельность является составной частью всей работы большинства предприятий Российской Федерации. Развитие внешнеэкономической деятельности дает предприятию новые возможности, такие как использование преимуществ международной кооперации производства и свобода в принятии решений для осуществления своих производственных задач. Для предприятий это такие задачи, как:

свободный выбор производственных ресурсов с опорой на возможности мирового рынка;

свобода выбора направлений и форм реализации произведенной продукции с максимальной прибыльностью;

свобода выбора производственного партнера по кооперации, в наибольшей степени отвечающего экономическим интересам предприятия;

свобода выбора путей и возможностей повышения технического уровня производства и конкурентоспособности производимой продукции, укрепления экспортного потенциала;

включаясь в международную кооперацию производства, предприятие становится участником международного воспроизводственного процесса как единого целого, отдельные элементы которого взаимосвязаны и взаимозависимы. Это создает основу для экономической стабильности отдельных его звеньев.

Отличия внешнеэкономической деятельности предприятия от внутрихозяйственной заключаются в том, что внешнеэкономическая деятельность осуществляется на валютной основе, регулируется специальными мерами государства. На внешнеэкономическую деятельность предприятия оказывает влияние уровень развития и стабильность национальной экономики, система мировых цен, а также правовая система собственной страны и правовые системы стран, в которых предприятие осуществляет внешнеэкономическую деятельность.

Предприятия, организации, фирмы, участвующие во внешнеторговой деятельности, то есть осуществляющие экспортно-импортные операции, можно подразделить на следующие группы:

Предприятия-товаропроизводители, которые производят продукцию. Это многочисленные объединения, предприятия и организации промышленности, сельского хозяйства, перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса, строительства и т.д. В зависимости от масштаба, объема экспортируемой продукции предприятие-производитель может иметь специальное подразделение, иногда выделяемое во внешнеторговую структуру на правах юридического лица. На предприятиях - товаропроизводителях с небольшим объемом экспортно-импортных товаров создаются отдельные подразделения. Внешнеторговое подразделение в составе производственного или научного объединения, предприятия, организации или кооператива является его структурным подразделением, не обладает статусом юридического лица и имеет право заключать внешнеторговые сделки, а также хозяйственные договоры с другими организациями от имени и по поручению той организации, в составе которой она создана.

Организации, фирмы, коммерческие структуры-посредники. К ним относятся биржи, брокерские конторы, сбытовые, торговые фирмы и другие торгово-посреднические структуры.

Организации, фирмы, которые обслуживают, обеспечивают внешнеторговую деятельность. К этой группе относятся коммерческие банки, страховые компании, рекламные и маркетинговые агентства, аудиторские фирмы, транспортные организации (авто-, авиа-, железнодорожные, морские и речные), организации средств связи, консультативные компании и другие. К этой группе организаций, фирм относятся:

  • ·инженерно-консультационные (инжиниринговые) фирмы; фирмы, специализирующиеся на предоставлении инженерно-консультационных услуг на внутреннем и международном рынках. Инженерно-консультационные фирмы пользуются статусом формально независимых, т.е. не подчиняющихся каким-либо промышленным, торговым или строительным фирмам. Осуществляют предпроектные работы, управление строительством объектов, подготовку кадров, оказывают многие другие услуги;
  • ·консалтинговые фирмы предоставляют услуги по исследованию и прогнозированию рынка (товаров, услуг, лицензий, ноу-хау и т.д.), цен мировых товарных рынков, по оценке торгово-политических условий, экспортно-импортных операций, по разработке технико-экономических обоснований на объекты международного сотрудничества и создание совместных предприятий, разработке экспортной стратегии, проведению комплекса маркетинговых исследований, разработке маркетинговых программ, анализу финансово-хозяйственной деятельности предприятия с учетом внутренней и внешней среды, а также характеристик конкретных рынков, на которых предприятие осуществляет экспортно-импортные операции;
  • ·инаудит - организация по оказанию помощи и консультированию предприятий в области финансов. Задача инаудита - предоставлять консультационные услуги и контролировать состояние финансовой деятельности и бухгалтерского учета на предприятиях.

Законодательством предопределено, что предприятиям разрешено самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность.

Предприятие самостоятельно определяет вид своей деятельности и принимает решения по выполнению поставленных задач. Критерием выбора той или иной правовой формы внешнеэкономической деятельности являются экономические возможности и потребности предприятия.

Предприятие может осуществлять любые виды внешнеэкономической деятельности, если они не запрещены законом и отвечают целям, предусмотренным в уставе.

Все предприятия - участники внешнеэкономической деятельности являются самостоятельными юридическими лицами, обладающими обособленным имуществом, имеющими право от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, а также быть истцами в суде. Как участник внешнеэкономического оборота предприятие обладает гражданской право- и дееспособностью.

Гражданская правоспособность предприятия носит специальный характер (в соответствии с целями деятельности) и определяется в уставе. При совершении сделки, противоречащей целям, указанным в уставе, данная сделка может быть признана недействительной с последствиями в виде двусторонней реституции.

Гражданская дееспособность - это способность юридического лица к реализации своих прав и обязанностей. Дееспособность наступает с момента государственной регистрации юридического лица и реализуется через его исполнительные органы. Имущество предприятия составляют основные фонды, оборотные средства и иные ценности, стоимость которых отражается в балансе предприятия. Имущество может находиться в собственности предприятия и в хозяйственном ведении. За неисполнение обязательств по договорам предприятие несет полную ответственность своим имуществом.

Все предприятия - производители конкурентоспособной продукции имеют право на самостоятельное осуществление экспортно-импортных операций. В связи с этим в хозяйственной деятельности любого производителя, выходящего на внешний рынок, существенную роль может играть внешнеторговая деятельность. Выход на внешний рынок предприятия могут осуществлять как самостоятельно, так и через внешнеторговые организации-посредники. Эти организации, как правило, реализуют продукцию мелких и средних фирм на мировом рынке, но к их услугам могут прибегать и крупные предприятия, не имеющие своего внешнеторгового аппарата.

Внешнеторговые организации оказывают и другие посреднические услуги, например: кредитование покупателей, заключение контрактов с транспортными и страховыми компаниями, посредничество в платежных операциях и другие. Иногда внешнеторговые фирмы осуществляют предпродажную доработку товаров, повышая их конкурентоспособность. В настоящее время более половины мирового товарооборота осуществляется через фирмы-посредники. Их привлечение преследует цели повышения эффективности внешнеторговых операций, использования конъюнктуры, предоставления необходимых торговых услуг.

Критерием выбора способа выхода на мировой рынок служит минимизация расходов на осуществление внешнеэкономической деятельности. Кроме того, предприятию необходимо располагать информацией о валютно-финансовых, правовых аспектах выхода на мировой рынок, конъюнктуре мирового рынка, системе цен и определять эффективность осуществления экспортно-импортных операций.

Внешнеэкономическая деятельность осуществляется на основе контракта. Законодательство предписывает обязательную письменную форму внешнеэкономического контракта. Сделка может быть заключена либо путем составления и подписания одного документа, либо путем обмена письмами, телеграммами. Внешнеэкономический контракт содержит несколько разделов, расположенных в определенной последовательности. При этом каждый контракт имеет определенные юридические атрибуты, без наличия которых он теряет правовую силу, и права, из него вытекающие, не могут быть защищены. Внешнеэкономический контракт должен содержать полное официальное наименование сторон и их юридические адреса, полное имя и фамилию лица, представляющего организацию, его должность, а также указание, на основании чего осуществляется представительство.

Одним из основных условий для успешного осуществления внешнеторговых операций является выбор подходящего партнера (контрагента).

Контрагентами в международной торговле называются стороны, находящиеся в договорных отношениях по купле-продаже товаров или оказанию различного рода услуг.

Иностранными контрагентами предприятий, организаций выступают фирмы, являющиеся противоположной стороной в коммерческой сделке.

Контрагентом экспортера является импортер, подрядчика - заказчик, арендодатели - арендатор, дебитора - кредитор и т.д.

В процессе подготовки и осуществления внешнеторговых операций участники прибегают к детальному изучению как потенциального круга возможных контрагентов, так и конкретных фирм и организаций, с которыми заключаются соглашения. Изучение деятельности контрагента является общепринятым элементом проведения внешнеторговой операции, которому уделяют внимание все участники внешнеэкономической деятельности. В условиях неустойчивой мировой конъюнктуры и резких, неожиданных изменений ее к выбору иностранной фирмы - партнера, в особенности при сотрудничестве на длительный срок, подходят очень осторожно.

Выбор контрагента в большой степени зависит от характера внешнеторговой сделки и от предмета сделки.

Выбирая страну, наряду с экономическими соображениями, учитывают характер торгово-политических отношений с этой страной. Предпочтение отдается тем, с которыми имеются нормальные деловые отношения, подкрепленные договорно-правовой основой, и которые не допускают по отношению к нашей стране дискриминации.

При выборе фирмы важно изучить различные аспекты деятельности потенциальных партнеров, а именно:

технологический - изучение технического уровня продукции фирмы, ее технологической базы и производственных возможностей;

научно-технический - сведения об организации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и затратах на них;

организационный - изучение организации управления фирмы;

экономический - оценка финансового положения и возможностей фирмы;

правовой - изучение норм и правил, действующих в стране потенциального партнера, и имеющих прямое или косвенное отношение к сотрудничеству.

Внешние рынки предъявляют более высокие требования к предлагаемым на них товарам, их упаковке, сервису, рекламе и т.д. Это объясняется острой конкуренцией между фирмами - производителями товара и преобладанием "рынка-покупателя", т.е. заметным превышением предложений над спросом.

Изучение внешних рынков, их возможностей более трудоемко и сложно, поскольку требует изучения большого количества информации из различных источников.

Эффективная работа на внешнем рынке невозможна без творческого и гибкого использования комплекса маркетинговых методов: правильного выбора сбытовой организации, контроля за работой торговых посредников, выбора и применения различных методов стимулирования сбыта, деловой деятельности, рекламы и др.

Для эффективной работы необходимо учитывать требования внешней среды маркетинга: особенности действующего законодательства, международные правила, социально-культурную среду, обычаи, правила валютно-финансовых расчетов, политику и др.

В современных условиях можно выделить три основных способа проникновения на зарубежные рынки:

Создание собственной сбытовой сети. При выборе этого способа проникновения на зарубежные рынки необходимо хорошо знать рынок, возможно, иметь там постоянных представителей, которые являются сотрудниками данной фирмы-экспортера, хорошо знают ее продукцию, защищают интересы своего предприятия и т.д. Такой способ работы на зарубежных рынках оправдывает себя, если объемы реализации продукции достаточно велики, что позволяет окупать те затраты, которые необходимы на создание собственной сети сбыта. Преимущество такого способа работы в том, что предприятие-экспортер имеет достаточно детальную информацию о рынке и может оперативно контролировать и управлять реализацией товара на этом рынке;

Использование независимых торговых, сбытовых посредников. Целесообразность этого способа несомненна при внедрении на новые рынки, когда собственная система сбыта еще не создана, а, может быть, создание ее и неэффективно. Особое значение имеет использование независимых посредников в случае, когда предприятие заинтересовано в обеспечении потребителя сопутствующими услугами, которые оно не в состоянии оказывать самостоятельно, тогда, как сбытовые фирмы занимаются оказанием таких услуг. Работа через торговых посредников требует от предприятия тщательной проработки вопросов передачи полномочий по экспорту товара, а также способов вознаграждения и ответственности за реализацию товара и других вопросов. Все это оговаривается в контрактах на оказание торгово-посреднических услуг;

Проникновения на зарубежный рынок в отличие от рассмотренных, предполагающих, что товар (продукция) создается на предприятиях фирмы-экспортера и в готовом (или почти готовом) виде поставляется на рынок, означает производство продукции, создание товара (полностью или частично) в стране, на рынок которой стремится предприятие. Такой способ целесообразен, очевидно, если данный рынок для фирмы чрезвычайно перспективен и, кроме того, производство товара на месте может дать ощутимые экономические выгоды, в том числе экономию на транспортных издержках, таможенных пошлинах, обхода нетарифных ограничений, а также экономию производственных затрат (стоимости сырья, энергии, заработной платы, отчислений на социальное страхование и др.). Производя товар в стране потребления, предприятие в значительной степени повышает эффект от внешнеэкономической деятельности. Такой способ работы на внешних рынках позволяет в наибольшей мере получить выгоды от международного разделения труда. Однако необходимо хорошо знать законы страны, непременное условие - социально-экономическая стабильность.

При организации производства за рубежом необходимо учитывать множество факторов, основные из которых можно сгруппировать следующим образом:

Глобальные факторы:

политические конфликты внутри страны;

социальные конфликты;

перестройка международных политических союзов.

Локальные факторы:

изменение условий рынка;

нестабильность экономики;

инфляция;

трение с политическим группировками;

трение с местными деловыми кругами.

Инвестиционные факторы:

возможность национализации (с компенсацией или без);

возможный ущерб имуществу из-за высокого уровня преступности (вымогательство, рэкет, налет банд и др.);

потеря прав на возвращение доходов и имущества в страну материнской фирмы;

ускоренный износ оборудования из-за климатических условий и небрежного отношения местного персонала и др.

Факторы управленческого характера:

сложности управления местным персоналом;

конфликты с профсоюзами и др.

Таким образом, любое предприятие, выходящее на мировой рынок, может самостоятельно осуществлять внешнеторговую деятельность, образуя при этом собственные внешнеторговые фирмы, которые могут создаваться на общем балансе предприятия или на самостоятельном балансе с правом юридического лица. Либо предприятие может прибегать к услугам посреднических организаций, в случае небольшого объема выпуска продукции.

Развитие внешнеэкономической деятельности дает предприятию новые возможности, такие как использование преимуществ международной кооперации производства и свобода в принятии решений для осуществления своих производственных задач. Для российских предприятий это такие задачи, как:

  • · свободный выбор производственных ресурсов с опорой на возможности мирового рынка;
  • · свобода выбора направлений и форм реализации произведенной продукции с максимальной прибыльностью;
  • · свобода выбора производственного партнера по кооперации, в наибольшей степени отвечающего экономическим интересам предприятия;
  • · свобода выбора путей и возможностей повышения технического уровня производства и конкурентоспособности производимой продукции, укрепления экспортного потенциала;

Включаясь в международную кооперацию производства, предприятие становится участником международного воспроизводственного процесса как единого целого, отдельные элементы которого взаимосвязаны и взаимозависимы. Это создает основу для экономической стабильности отдельных его звеньев.

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) представляет собой совокупность методов и средств торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, валютно-финансовых и кредитных отношений с зарубежными странами. Важнейшей частью ВЭД выступает внешняя торговля, которая определяется как предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией и результатами интеллектуальной деятельности.

Предприятие-участник ВЭД - это самостоятельное юридическое лицо, обладающее обособленным имуществом, имеющее право от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, а также быть истцом в суде, арбитраже и третейском суде. Являясь участником ВЭД, предприятие должно иметь четко очерченные цели деятельности, которые определяются в его учредительных документах. Цели и задачи внешнеэкономической сделки не должны вступать в противоречие с тем, что определено в уставе или прочих учредительных документах предприятия.

Под внешнеэкономической деятельностью понимаются экономические отношения в сфере внешней деятельности хозяйствующих субъектов при взаимодействии с зарубежными организациями и фирмами. Основой внешнеэкономической деятельности являются соответствующие связи, возникающие при заключении различных внешнеторговых сделок или разных видах внешнеэкономического сотрудничества.

Внешнеэкономическая деятельность -- это совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических и коммерческих функций фирм и предприятий. ВЭД также представляет собой процесс реализации ВЭС, включая основные формы ВЭС.

Предметом изучения ВЭД является современное мировое хозяйство (мировая экономика), развивающиеся в его рамках международные экономические отношения в их сложной и противоречивой взаимосвязи и взаимодействии, и конкретные формы, методы и средства современного международного бизнеса.

Объектом изучения являются международные коммерческие операции в совокупности их видов, направленные на получение прибыли, а также операции, обеспечивающие международный товарооборот.

Основные направления ВЭД: внешняя торговля; технико-экономическое сотрудничество; научно-техническое сотрудничество.

Внешняя торговля представляет собой обмен товарами в материально-вещественной форме и услугами, связанными с осуществлением товарооборота. К ним относятся операции:

  • · по международным перевозкам грузов;
  • · таможенные;
  • · по страхованию;
  • · по международным расчетам;
  • · транспортно-экспедиторские;
  • · по хранению.

Технико-экономическое сотрудничество включает содействие в области промышленного и гражданского строительства и предоставление услуг инженерно-технического характера.

ВЭД в сфере научно-технического сотрудничества представляет собой обмен достижениями науки и техники и совместное осуществление научно-технических работ.

Субъектами внешнеэкономической деятельности могут также быть общественные организации и объединения. Они могут вступать в международные неправительственные объединения, поддерживать прямые международные контакты, заключать соответствующие соглашения.

При существующей самостоятельности участников ВЭД государство оставляет за собой право регулировать важнейшие аспекты этой деятельности. Основы государственного регулирования ВЭД концептуально определены в Федеральном законе «О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности». Государственное регулирование ВЭД базируется на определенных экономических и административных методах. К ним можно отнести таможенно-тарифное регулирование в виде применения импортно-экспортного тарифа; квотирование, лицензирование и т.д.

В России государственная внешнеторговая политика разрабатывается под руководством Президента Правительством РФ, а федеральные органы власти, непосредственно отвечающие за ее реализацию, - это Министерство промышленности и торговли РФ и Государственный таможенный комитет (ГТК).

Понятие внешнеторговой деятельности

Внешнеэкономическая деятельность - это деятельность между субъектами хозяйствования России и иностранными субъектами хозяйствования, имеет место как на территории России, так и за ее пределами, но с обязательным пересечением таможенной границы предметом внешнеэкономического договора (контракта).

Предметом внешнеэкономического договора (контракта) могут быть вещи и другие ценности (в том числе в нематериальной форме), которые имеют выражение в денежной форме. В зависимости от экономической формы, которую имеют имущественные ценности, они могут относиться к основным фондам, оборотным средствам, финансовым средствам и товарам. В международной практике существуют следующие виды внешнеэкономической деятельности:

1. Внешнеторговая деятельность.

2. Производственная кооперация.

4. Валютные и финансово - кредитные операции.

Внешнеторговая деятельность (ВТД) является одним из важнейших направлений ВЭД. В профессиональной литературе можно выделить следующее определение: внешнеторговая деятельность - это деятельность субъектов хозяйствования в области обмена товарами, работами, услугами, информацией и другими факторами производства на международном уровне.

Основной формой договора внешней торговли является , предметом которого является товар. Под товаром понимают продукцию, производимую предприятием или выполненные фирмой работы и\или услуги.

Регламентация внешнеторговой деятельности в международном праве

В соответствии с международным правом понятие товара в договорах купли-продажи также ограничено. Среди основных международных правовых средств регулирования отношений сторон по договору купли-продажи можно выделить три основных документа:

1. "Венская Конвенция ООН" о договорах купли-продажи товаров 1980;

2. Принципы международных коммерческих договоров УНИДРУА;

3. Правила интерпретации международных коммерческих терминов Инкотермс. Эти документы дополняют один другого.

"Венская Конвенция ООН" невозможно применить к продаже:

Товаров, которые приобретаются для личного или хозяйственного использования (за исключением случаев, когда продавец не мог знать, что товар приобретается для такого использования);

С аукциона;

Фондовых бумаг, акций, денег;

Электроэнергии;

Судов воздушного и водного транспорта;

В порядке исполнительного производства или иным образом в силу закона.

В соответствии с правилами ИНКОТЕРМС под товарами понимают только материальные товары. То есть к продаже нематериальных товаров (например, программного обеспечения, прав), а также работ и услуг Инкотермс не применяются.

Подытоживая вышеизложенное, под товарами в международных договорах купли-продажи следует понимать продукцию, которая имеет материальную форму и может быть идентифицирована в момент передачи ее покупателю. Такое понимание товаров и учета требований международного права, позволяет дать следующее определение внешнеторговой деятельности - это деятельность в области международного обмена материальными товарами между субъектами хозяйствования России и иностранными субъектами хозяйствования, имеет место как на территории России, так и за ее пределами без обязательного пересечения таможенной границы России. Ограничения внешнеторговой деятельности обязательным пересечением таможенной границы недопустимо и противоречит требованиям Венской Конвенции ООН, согласно которой товар может не пересекать таможенную границу страны, при условии, что стороны договора или одна из них, право которого используется в договоре, находятся в странах-участниках Конвенции.

Субъекты и виды операций внешнеторговой деятельности

Участниками внешнеторговой деятельности понимаются субъекты различных форм хозяйствования и собственности, взаимосвязи между которыми обусловлены не только формой договора, а распространяются на органы регулирования этой деятельности, участников расчетов по внешнеторговым операциям (ВТО). Эти связи осуществляются в двух направлениях:

  • вертикальном - между подчиненными предприятиями одной отрасли, а также между государством и субъектами ВТД;
  • горизонтальном - между отдельными субъектами ВТД и между отдельными государствами.

Анализ действующих нормативных актов России позволил определить несколько признаков участников ВТД и на их основе разработать классификацию участников ВТД (рис.1).

Благодаря разнообразию форм связей существует несколько основных видов ВТД. Их классификация, разработанная в соответствии с определением внешнеторговой деятельности приведена на рис. 2.

В России наиболее распространенными операциями являются операции, которые осуществляются в следующих видах .



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: