Как устроены школы в разных странах мира. Системы образования в странах мира

Выберите страну из представленного списка и узнайте все особенности учебы в ней. Прочитайте подробные обзоры системы образования и уровней обучения, самых популярных учебных заведений, советы по поступлению и обустройству быта.

Европа

Северная Америка

Азия и страны Океании

Учеба за границей открывает перед студентами множество привлекательных перспектив: возможность приобрести колоссальный международный опыт, завести новых друзей из разных стран, в совершенстве овладеть как минимум одним иностранным языком, получить хорошее образование мирового уровня и ознакомиться с другой культурой. Сейчас, когда географические границы между странами становятся больше условностью благодаря высокой мобильности людей по всему миру, у каждого есть шанс получить образование за рубежом.

Фактически в каждой стране есть вузы и колледжи, которые охотно принимают у себя международных студентов и предлагают специальные программы и стипендиальные схемы для зарубежных абитуриентов. Имея настолько обширный выбор - почти весь земной шар, - будущему студенту не так-то просто определиться с будущим местом учебы. Если вы уже начали задумываться о том, как выбрать страну для дальнейшего обучения, есть несколько ключевых факторов, которые следует принять во внимание.

Самое важное - это оценить, насколько высоко котируются вузы той или иной страны в области, которую вы планируете изучать.

Многие европейские страны традиционно сильны в гуманитарной сфере. Италия и Франция пользуются большой популярностью у будущих искусствоведов, культурологов, историков и, конечно же, модных дизайнеров. Сильными дизайнерскими школами также славится Великобритания, которая, впрочем, заслуженно занимает одно из первых мест по качеству образования во всех областях. Вы мечтаете сделать карьеру в бизнесе, экономике или финансах? В Европе немало хороших бизнес-школ, но бесспорный лидер в данном направлении - это США. Немало перспективных возможностей откроется перед будущими инженерами и специалистами в области точных наук в Германии, особенно если в дальнейшем вы планируете научную карьеру.

Другой немаловажный фактор для выбора страны обучения - это язык. Иногда студенты выбирают ту или иную страну именно потому, что они уже владеют соответствующим иностранным языком. Некоторые, наоборот, сначала определяются со страной обучения, а потом уже начинают осваивать язык. Кстати, во многих странах, например в Голландии, Германии, Китае или Сингапуре, обучение ведется как на государственном, так и на английском языке. В любом случае хорошее владение языком имеет существенное значение и дает дополнительные преимущества при поступлении, поэтому стоит уделить языковой практике побольше внимания.

Важную роль также играет ваше отношение к менталитету той страны, где вы будете учиться. Как и в случае с языком, для некоторых студентов именно любовь к местной культуре становится решающим критерием при выборе места обучения. Благодаря многовековой богатой культуре огромной популярностью у студентов пользуются такие страны, как Великобритания, Франция и Италия. Но следует учитывать, что в данное понятие входят не только история и искусство, но еще и традиции, кухня, религия, манера одеваться, особенности менталитета и многое другое. Поэтому для успешной культурной адаптации необходимо не только знать язык и прошлое страны, но и хорошо представлять себе ее современный стиль жизни, оценить, насколько хорошо вы сможете в него вписаться.

Учеба за рубежом - это в некоторой степени вызов.

Особенно для совсем молодых людей, впервые оторвавшихся от дома. Это серьезная проверка на прочность и на готовность к взрослой жизни, но в то же время и один из лучших, незабываемых периодов для любого студента. Если вы хотите расширить свой кругозор, получить новый источник вдохновения и познать мир, то оптимальный способ это сделать - отправиться на учебу в другую страну.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реферат

Системы образования в странах мира

Введение

образование начальный высший

Одной из движущих сил прогресса в любой области человеческой деятельности и знаний является синтезирование накопленного мирового опыта. В условиях реформы системы образования в нашей стране все большую важность приобретает изучение и анализ тенденций развития образования за рубежом.

Как известно, в системах образования в ведущих странах мира в настоящее время происходят процессы демократизации. Существенным ее признаком - наряду с доступностью, вариативностью и дифференциацией, децентрализацией управления - является открытость, преемственность всех ее ступеней.

В наши дни мировое сообщество определяет содержание нового образования, разрабатываются и внедряются новейшие технологии обучения, постоянно совершенствуется образовательный процесс. Этому способствуют многие важные факторы: всевозрастающий объем знаний, умений и навыков, необходимых школьникам, результаты исследований природы детства, опыт работы учебных заведений разных стран. Кроме того, мировому образованию необходимо соответствовать новому уровню производства, науки, культуры. А значит, обновление системы образования является актуальной, неизбежной задачей.

Образованность - одна из решающих жизненных ценностей. Тяга к образованию обусловлена не только стремлением обрести знания как гарант извлечения материальных благ, но и осознанием необходимости широкой культуры. При ранжировании жизненных ценностей большинство населения развитых стран мира отдает предпочтение образованию.

Следовательно, можно сказать, что анализ различных систем образования и выявление их достоинств и недостатков дают возможность выделить предпосылки и тенденции формирования единого образовательного пространства.

Исходя из этого, целью данной контрольной работы является изучение современных систем образования (на примере США, Великобритании, Германии).

Объектом изучения являются образовательные системы современных стран, а его предметом выступает анализ различных сторон систем образования в развитых странах.

Задачи исследования:

Изучить педагогическую литературу по проблеме исследования;

Проанализировать образовательные системы современных стран (на примере систем США, Великобритании, Германии);

Выявить специфические особенности развития образовательных систем данных стран.

Цель и задачи исследования обусловили выбор его методов:

Анализ педагогической литературы и публикаций периодической печати.

Конспектирование, реферирование источников.

В структуру данной работы входит: введение, три главы, заключение и список литературы.

1. Характеристика образовательных систем

1.1 Великобритания

Начальное и среднее образование

В последние десятилетия образование в Великобритании стало одним из наиболее приоритетных направлений в государственной политике вне зависимости от того, какие политические силы находятся у власти. Принятие решений, определяющих перспективу развития отрасли, осуществляется на самом высоком уровне в иерархической структуре управления парламентом, правительством. Первым актом общенационального значения считают Закон об образовании 1944 г., который, хотя и был в основном, посвящен школьному образованию, в значительной мере упорядочил систему образования в целом и определил органы ее управления. Затем принятые акты пересматривались и дополнялись. Но к 60-м годам возникла необходимость пересмотра и повышения качества образования, она имеет тенденцию существовать и в современной Англии. Так, Национальная комиссия по образованию Великобритании опубликовала в 1993 г. доклад с красноречивым названием «Учимся преуспевать. Радикальный взгляд на образование сегодня и стратегия на будущее», в котором представлены рекомендации, как добиться положительных перемен в образовании.

В соответствии с административным делением и сложившимися традициями система образования Великобритании подразделяется на три подсистемы: 1) Англия и Уэльс, 2) Северная Ирландия и 3) Шотландия. Системы образования Англии, Уэльса и Северной Ирландии по своей структуре отличаются незначительно, в системе образования Шотландии имеются свои традиционные особенности. Современная система образования Великобритании включает в себя: дошкольное воспитание, начальное образование, общее среднее образование, систему дальнейшего образования и высшее образование.

В Великобритании около 50% трех-четырехлетних детей воспитываются в детских садах или малышовых центрах. С 5 лет начинается обязательное обучение, и дети поступают в школу для малышей.

Система обязательного образования охватывает детей и подростков с 5 до 16 лет. В соответствии с Актом о реформе образования (1988) период обязательного образования подразделен на четыре «ключевые стадии»: с 5 до 7 лет, с 7 до 11 лет, с 11 до 14 лет, с 14 до 16 лет.

Начальное образование охватывает первые две стадии (с 5 до 11 лет). Дети обычно группируются по возрастным классам. Все предметы преподает один учитель. Урок длится от 15 до 45 мин. После окончания учебы дети не сдают экзамены и не получают свидетельств об окончании учебного заведения. В начальной школе основное время посвящено изучению английского языка (40% учебного времени), 15% занимает физическое воспитание, около 12% ручной труд и искусство, остальные часы распределены между уроками арифметики, истории, географии, природоведения и религии.

В системе среднего образования Великобритании выделяются два основных вида школ: грамматические и объединенные (кроме них функционируют также технические и современные средние школы). Наиболее массовым видом школ являются объединенные школы. В них обучается около 90% учащихся Англии. В объединенную школу принимают выпускников начальных школ с различным уровнем умственных способностей и возможностей. Объединенные школы были организованы с целью создания равных возможностей для получения образования. Они должны были обеспечить совместное обучение учеников с различными способностями, интересами и возможностями. В грамматических школах дается общее полное среднее образование и осуществляется подготовка учащихся к обучению в высших учебных заведениях. После окончания 5-го класса примерно 60% учащихся, сдавших экзамены и получивших общее свидетельство об образовании на обычном уровне, уходят из школы. Остальные 40% продолжают обучение по индивидуальным учебным планам в двухгодичном 6-ом классе, который является выпускным.

Система дальнейшего образования (в нашем понимании «среднее профессиональное образование») представляет собой конгломерат большого количества разнообразных колледжей, учебных центров, институтов, в которых осуществляется подготовка на различных уровнях от профессионально-технического до высшего. В общей сложности в системе дальнейшего образования насчитывается около 700 специализированных учебных заведений от местных колледжей, в которых обучается без отрыва от работы на производстве молодежь в возрасте 16-18 лет, до политехнических, комплексных учебных заведений, в которых осуществляется подготовка на различных уровнях, включая и высший.

Все заведения системы дальнейшего образования находятся под контролем местных органов. Исключение составляют учебные заведения, имеющие королевские хартии. По сравнению с предыдущими годами, в общем студенческом контингенте растет численность учащихся дневного обучения. С 60-х годов в системе дальнейшего образования произошли значительные изменения. Ее учебным заведениям было дано право присуждать академические степени, т.е. появилась возможность получить высшее образование не только в университетах, но и в политехнических учебных заведениях, открытых на базе наиболее крупных технических и коммерческих колледжей. В настоящее время политехнические колледжи являются основными заведениями системы дальнейшего образования, в которых сосредоточена подготовка специалистов с высшим образованием.

Профессиональное обучение осуществляется в объединнных школах, технических (профессиональных) колледжах, центрах профессиональной подготовки на производстве и центрах занятoсти. На особом месте находятся профессиональные колледжи. Здесь существует наиболее широкий спектр подготовки - от квалифицированного рабочего до специалиста промежуточного уровня. Колледжи тесно связаны с обучением на производстве. Сроки обучения в профессиональном колледже колеблются от одного до пяти лет.

Развитие системы высшего образования

Высшее образование в Великобритании представлено университетами и политехническими колледжами. До 60-х гг. оно осуществлялось исключительно в университетах. Но в 50-60-х гг. в Великобритании начинают резко обостряться противоречия между возможностями системы образования на всех ее уровнях и общественными потребностями социально-экономического характера. Реформы образования в Великобритании начались с высшей школы. В начале 60-х годов в стране стал ощущаться острый дефицит высококвалифицированных кадров.

60-е годы знаменуются бурным ростом университетского образования. За этот период в стране было создано 23 университета или половина существующих в настоящее время.

В 1964-1977 гг. был создан новый тип высшего учебного заведения для Великобритании - технологический университет. Технологическими университетами стали 10 бывших " колледжей передовой технологии.

В 1969 г. был создан первый в мире университет дистантного обучения - Открытый университет. За период 60-70-х годов численность студентов университетов более чем удвоилась (в 1970 г. в университетах Великобритании обучалось 259 тыс. студентов), а общее число университетов возросло до 45.

Параллельно развитию университетского образования происходит становление и расширение общественного сектора высшего образования, профессионально-ориентированного и рассчитанного на удовлетворение местных потребностей. Его основу составили 30 политехнических колледжей, созданных в 1969-1970 гг. в результате слияния ряда технических, коммерческих колледжей и колледжей искусств. Значение альтернативного сектора высшего образования непрерывно возрастает.

Таким образом, в 60-е - начале 70-х годов в Великобритании формируется бинарная система высшего образования, представленная, с одной стороны, университетами, с другой - политехническими колледжами и другими учебными заведениями общественного сектора высшего образования.

Пришедшее к власти в 1979 г. консервативное правительство начало проводить тактику сближения двух секторов высшего образования, выравнивания правовой основы деятельности всех высших учебных заведений вне зависимости от их статуса. Основные мероприятия этого периода были направлены на поощрение деятельности высших учебных заведений по совершенствованию механизмов управления и финансирования в целях удовлетворения социально-экономических потребностей страны.

Основным рычагом воздействия на систему высшего образования стало финансирование. В начале 1980-х гг. правительство проводит ряд мероприятий по сокращению расходов на университетское образование с целью более рационального их использования. В основном развиваются естественнонаучные и инженерно-технические направления подготовки, поощряется коммерческая деятельность университетов, расширение их контактов с промышленными и коммерческими сферами. Автономия университетов резко ограничивается, поскольку правительство требует отчетности по расходной части бюджета, что было новым в университетской жизни, а также вводит контроль за регулированием численности и распределением их по направлениям подготовки студентов, формированием содержания обучения, направлений научных исследований. Осуществляется и прямой контроль за деятельностью университетов со стороны Королевской инспекции. В первую очередь это относится к постановке педагогического образования в университетах.

Если для университетов основной проблемой стала профессионализация образования, то для политехнических колледжей - усиление общенаучной и общепрофессиональной подготовки. Последние с самого начала имели прочные связи с промышленными и коммерческими предприятиями, фирмами. Однако они в значительной мере зависели от местных органов образования как в финансовом, административном, так и учебном отношении. Поэтому основной задачей этих колледжей стало ограничение «мелочной» опеки местных властей и переход под юрисдикцию центральных органов образования. В этом отношении цели университетов и политехнических колледжей имели противоположный характер.

Также нужно отметить, что по структуре университеты подразделяются на коллегиальные и унитарные. Наиболее яркий пример коллегиальных университетов - Оксфордский и Кембриджский, в состав которых соответственно входят 39 и 29 колледжей. В состав унитарных университетов входят факультеты и учебные отделения.

Деятельность университетов регулируется их королевскими хартиями или уставами.

Формально университет возглавляет канцлер, назначаемый королевой и являющийся, как правило, церемониальной фигурой. Реально главой администрации университета является вице-канцлер или ректор. Руководящие органы университетов - совет и сенат. Совет - высший административный орган, который формирует преподавательский и вспомогательный состав, решает финансовые вопросы. Сенат - академический орган. Председателем совета и сената является вице-канцлер, который выбирается. Состав органов управления также избирается. В органы управления в последнее время стали входить на паритетных началах представители профессорско-преподавательского состава, студентов и внешних организаций, заинтересованных в подготовке специалистов.

Учебный год в вузах Великобритании начинается в октябре и делится, как правило, на триместры по 8-10 недель каждый. Продолжительность летних каникул четыре месяца - с 1 июня по 30 сентября.

Система экзаменов в университетах определяется хартиями, однако в большинстве случаев проводится два основных экзамена - в конце 1-го и 3-го годов обучения; по результатам экзаменов обычно устанавливается вид и уровень присваиваемой степени. Выпускникам высших учебных заведений присваиваются академические степени; университетские и Совета по национальным академическим квалификациям.

Реформа высшего образования, проводимая в настоящее время в Великобритании в соответствии с Законом о дальнейшем и высшем образовании, предполагает:

создание единой структуры финансирования университетов, политехнических институтов и колледжей системы высшего образования;

дальнейшее совершенствование качества подготовки специалистов и с этой целью организацию внешнего контроля за качеством подготовки с помощью общенационального аудиторского органа, созданного вузами;

установление более тесных связей вузов с промышленными предприятиями и коммерческими структурами для дальнейшего экономического развития страны;

расширение доступа к высшему образованию взрослого населения страны

Таким образом, совершенствование системы образования Великобритании в последние десятилетия является одним из заметных процессов общественной и культурной жизни страны, надежным инструментом решения социально-экономических проблем государства.

1.2 Германия

Система образования в Германии представляет собой классическую трехстепенную структуру, состоящую из начальной, средней и высшей школы. На всех уровнях этой структуры представлены как государственные, так и частные образовательные учреждения, хотя количество последних незначительно. Германское государство гарантирует всем гражданам получение обязательного среднего образования, поэтому обучение в государственных начальных и средних школах бесплатное. В большинстве случаев бесплатным является и обучение в государственных университетах.

Основные черты современной системы образования в Германии сформировались в период Веймарской республики (1920-е годы), когда произошло разделение средней школы на полную народную школу, реальную школу и гимназию. До начала 1950-х годов обучение в реальной школе и гимназии было платным .

Сеть дошкольных детских учреждений в Германии развита слабо. Небольшое число детских садов, находящихся в основном в частном ведении, охватывают детей возраста 3 - 5 лет.

Обучение в школе начинается в возрасте 6 лет и обязательно в течение 9, а в некоторых землях 10 лет.

Первой ступенью в школьной системе является начальная школа: I-IV классы, в некоторых землях I-VI классы. В начальных классах, особенно в первые 2 года, широко применяется комплексное обучение. Немецкий язык, арифметика, краеведение, музыка, физкультура, религия преподаются в комплексе. Лишь в III и IV классах выделяются отдельные предметы, хотя язык, краеведение и музыка продолжают преподаваться в комплексе.

Обучение в полной народной школе продолжается до IX или X класса. Этот вид учебного заведения нацелен, прежде всего, на получение профессии: уроки профессионального мастерства в целом посещаются учениками охотнее, чем занятия по другим предметам.

Образовательная система Германии не создает тупиковых ситуаций в смысле продолжения обучения, и окончившие полную народную школу при выполнении ряда условий (дополнительное посещение занятий, сдача экзаменов) могут получить свидетельство реальной школы. Реальная школа характеризуется западногерманскими педагогами как «теоретико-практическая». В отличие от полной народной школы, в реальной преподаются как обязательные предметы физика, химия, биология и английский язык. На более высоком уровне ведется преподавание математики. Хорошо успевающие учащиеся реальных школ могут переходить в гимназии.

Гимназии - единственные учебные заведения, дающие доступ к высшему образованию. На младших ее ступенях учится не более 16% подростков соответствующего возраста. В течение учебы происходит отсев школьников, который особенно велик после X класса, а также на переходе из средней на старшую ступень гимназии (XI-XIII классы). Оканчивают гимназию в XIII классе лишь половина из тех, кто поступил в нее.

В бывшей ГДР после воссоединения первым шагом при переходе системы среднего образования на новые условия функционирования стало создание трех видов школы: полной народной, реальной и гимназии. Однако пока они существуют как бы друг над другом: окончание X класса приравнивается к окончанию полной народной школы, причем IX класс разделяется на выпускной класс полной народной школы и IX класс (начальный) реальной школы. Выпускник X класса получает свидетельство об окончании реальной школы, а XI-XII классы имеют статус гимназической ступени обучения. Первое полугодие X класса считается пробным, и в этот период происходит значительный отсев, так что число выпускников реальной школы, обучающихся в гимназии, составляет около 16%.

Государственная система профессионального образования обязательна для выпускников полной народной школы. Из всех обучающихся в ней подавляющее большинство посещают занятия в профессиональной школе низшего типа без отрыва от производства, где они проходят курс ученичества. Занятия в школе продолжаются в течение 3-х лет по 6 - 8 часов в неделю.

Система профессиональных школ повышенного типа весьма разнообразна. Она включает множество «школ специальностей» - домоводческие, медицинские, сельскохозяйственные и др. со сроком обучения 1 - 4 года. Эти школы готовят квалифицированных работников главным образом для сферы обслуживания.

Система высшего образования Германии объединяет 326 учебных заведений, подавляющее большинство которых являются государственными (негосударственные вузы обязаны иметь государственную лицензию на преподавание).

Также необходимо отметить, что политика федерального правительства нацелена на усиление сотрудничества вузов с промышленными фирмами. С 50-х гг. распространена форма «совместных исследований», когда малые и средние фирмы определенной отрасли создают с вузом (или с научно-исследовательским институтом) союз для работы над проблемами, в решении которых заинтересованы фирмы - члены объединения.

Важно, что практикуются не только стажировки работников фирм в вузах, но и работа студентов и молодых ученых в фирмах. В особенности это характерно для специальных (профессиональных) вузов, где даже преподаватели обязаны периодически сами проходить практику на фирме.

Одной из перспективных особенностей системы образования Германии, в том числе высшего, является Закон о стимулировании образования. Для студентов он предусматривает ежемесячные выплаты примерно 600 марок, причем половина средств передается в качестве безвозмездных дотаций, а другая - как кредит (школьникам же средства выплачиваются исключительно в виде дотаций, однако для получения права на подобную стипендию они должны представить документы, свидетельствующие о том, что родители не в состоянии их содержать).

Современная немецкая школа представляет собой уникальное педагогическое пространство, в рамках которого происходит не столько территориальное воссоединение, сколько духовное, мировоззренческое развитие немецкой нации. При этом одной из приоритетных задач в настоящее время является вхождение в «единую европейскую школу» при обязательном сохранении лучших национальных традиций. В связи с этим в Германии осуществляется пересмотр целей и задач среднего образования, модернизация его содержания в предвосхищении требований будущего мира.

1.3 США

Современная система образования США, сложившаяся под влиянием исторических, экономических и социальных факторов, характеризуется рядом особенностей, которые во многом отличают ее от западноевропейских стандартов. В США отсутствует единая государственная система образования, каждый штат вправе определять ее структуру самостоятельно.

Современная система образования США строится на принципах самоуправления, самофинансирования и самоопределения при эффективном взаимодействии федеральных и местных властей.

Идея местного самоуправления школы рассматривается как существенно важная для нации. На практике это означает, что комитеты отдельных штатов разрабатывают региональную школьную политику, устанавливают обязательные стандарты учебных программ, распределяют ассигнования между округами, определяют квалификационные требования для преподавателей, занимаются материально-техническим оснащением школ. Как видно, основные вопросы - чему учить, кто и за какую плату учит, как оценивать и переводить школьника в очередной класс, при каких условиях вручать свидетельства об образовании, какими пользоваться учебниками - находятся в компетенции штатов.

Современная система образования США включает в себя дошкольные учреждения, общеобразовательную «всеохватывающую» школу (полное среднее образование - 12 лет обучения) и так называемые послесредние учебные заведения (профессиональные и высшие).

Дошкольные учреждения почти до середины XX в. воспринимались большинством населения как организации социальной помощи малоимущим. Во 2-й пол. XX в. в условиях широких возможностей выбора занятий c неполным рабочим днем около половины американских матерей все же предпочитает воспитывать детей в возрасте 3-5 лет дома. Среди белых доля таких матерей выше. Программы дошкольного воспитания и обучения ставят своей целью подготовку детей к начальной школе. Они разнообразны, гибки по сути и демократичны по содержанию, нацелены на обучение самостоятельности, инициативности, навыкам взаимного общения. При этом дошкольные учреждения поддерживают тесный контакт c родителями.

С 6 до 12 лет дети учатся в начальной (элементарной) школе. В программе начального обучения представлены английский язык и литература, математика, естествознание, граждановедение, трудовое обучение, цикл эстетического образования (музыка, рисование, пение, ваяние), спорт и физическое воспитание. Оно дает элементарные навыки и знания, вырабатывает сознательное отношение к учебе.

Средняя школа (колледж среднего образования) обычно состоит из двух звеньев: младшая и старшая. В младшей средней школе (юниор хай скул) (VII-IX классы) треть учебного времени отведено на общую для всех программу, а остальное на изучение предметов по выбору (элективных). Старшая средняя школа (X-XII классы) обычно предлагает обязательный набор из пяти учебных предметов и множество учебных профилей академической и практической направленности.

B 1993 общее образование давали свыше 85 тыс. учебных заведений. На уровне начального и неполного среднего в них насчитывалось свыше 35 млн. учащихся; полное среднее образование (или соответствующую профессиональную подготовку) получали свыше 12 млн. учащихся. Преподавательской работой на уровне начальной и неполной средней школы было занято 1,4 млн. учителей, на уровне полной средней - около 1,1 млн. учителей.

Профессиональное обучение осуществляется в средних школах, региональных профессиональных центрах (организуются посредством кооперации нескольких средних учебных заведений) и в центрах профессиональных навыков. Учащиеся приобретают различные специальности на уровне квалифицированного рабочего. Масштабы профессионально-технического обучения весьма внушительны. Обычно ученикам предлагают не менее двух-трех курсов профессионального обучения. В ряде школ этот набор достигает шести курсов. Не менее двух третей учащихся средней школы обучаются, по крайней мере, по одной программе профессиональной подготовки.

Высшее образование США характеризуется значительным разнообразием учебных программ, изучаемых курсов и дисциплин, представляя собой единый социальный институт, осуществляющий важные экономические, социальные и идеологические функции.

В 90-х гг. система высшего образования - наиболее динамично развивающаяся отрасль образования США.

Американские вузы обычно представляют собой учебные городки, так называемые кампусы. В них имеются учебно-лабораторные здания, библиотеки, общежития, жилые дома для профессорско-преподавательского состава, объекты общественного питания, спортивные и культурные сооружения.

Актуальной проблемой высшего образования остается привлечение способной молодежи в технические вузы, необходимость реорганизации системы обучения для получения степеней магистра (2-й академической) и ученой - доктора. По прогнозам ученых, в предстоящем столетии будет ощущаться значительная нехватка специалистов инженерно-технического профиля.

Важный показатель уровня вуза - так называемая степень селективности. Почти 1400 вузов принимают всех, подавших заявлении о приеме; свыше 100 вузов отдельных штатов относятся к высокоселективным, хотя и на них распространяется правило преимущественного зачисления «местных» абитуриентов. Частные высокоселективные вузы принимают около 30% подавших заявления. Выявление лучших и создание им благоприятных условий продолжается в течение всего срока обучения. Другой важный показатель качества вуза - соотношение студентов и преподавателей. В лучших вузах США на одного преподавателя приходится 6 студентов; среди вузовских наставников доля докторов наук - около 97%.

Качественная реализация принципов совершенствования высшего образования, адаптация их к постоянно изменяющемуся обществу, позволит подняться на уровень осознания новых, необходимых современному человеку знаний и умений, по достоинству оценить новую информационно-технологическую эру.

2. Общий анализ систем образования

2.1 Среднее образование

Во второй половине ХХ века в ведущих странах мира прошли реформы системы общего образования. Увеличились сроки обязательного бесплатного образования. Действует промежуточная ступень между начальной и полной средней школой.

По завершении начального и неполного среднего обучения учащиеся распределяются по трем основным учебным потокам: полная общеобразовательная школа, которая ориентирует на теоретическую подготовку и дальнейшее обучение в университете; средняя школа c упором на подготовку к обучению в техническом вузе; профессионализированные учебные заведения.

Наряду c государственными существуют частные учебные заведения. Они, как правило, платные. Часть из них являются привилегированными (английские «паблик скулз», американские независимые школы и т.п.).

Государственная политика в отношении частных школ в различных странах базируется на разных принципах. B США власти уделяют им меньше внимания, чем общественным учебным заведениям, что выражается, прежде всего, в предпочтениях при финансировании. В Англии при субсидировании частные и общественные школы пользуются равными правами.

Почти во всех ведущих странах мира школа - приоритетный объект финансирования. В начале 90-х годов удельный вес затрат на образование в общей сумме расходов составлял: США, Англия - около 14%, Германия - около 10%. Школьные ассигнования в этих странах в 80-х годах росли быстрее, чем в целом национальный доход, утвердившись как одна из основных статей бюджета.

Поддержание школьного образования на достаточно высоком уровне - важная предпосылка динамичного развития общества. Высокоразвитые индустриальные государства добились впечатляющих экономических достижений во многом, благодаря притоку из системы образования квалифицированных и обученных кадров.

Заметим, что не существует неизменного сочетания критериев и показателей эффективности образования. Речь идет не только о подготовке хорошо обученной молодежи, но и формировании в стенах учебных заведений дееспособного, инициативного, следующего идеалам гуманизма поколения.

В основном в педагогических кругах всех изученных стран считают, что для повышения уровня образования, прежде всего, необходимо модернизировать содержание, формы и методы школьного образования.

В ведущих странах мира предпринимаются активные попытки для повышения результативности образования. На Западе во главе движения за улучшение качества образования стоят США. В этой стране на основе общих стремлений улучшить результативность школы объединяются центральные и местные власти, учителя и общественность. Для стимулирования соответствующей деятельности отдельных учебных заведений применяется определенная процедура аккредитации. В случае успешной аккредитации, когда подтверждается состоятельность учебного заведения, обеспечивающего качественное образование, школа получает дополнительные кредиты.

Не меньше заботятся о повышении качества образования и в других странах. Так, Национальная комиссия по образованию Великобритании опубликовала в 1993 г. доклад с красноречивым названием «Учиться преуспевать. Радикальный взгляд на образование сегодня и стратегия на будущее». Рекомендации, как добиться положительных перемен, сформулированы в виде нескольких целей: сокращение объема обязательного образования, совершенствование системы повышения квалификации преподавателей, сосредоточение управления образованием и подготовки кадров преподавателей в руках одного органа, увеличение инвестиций в образование, расширение участия общественности в деятельности школы.

В заключение можно выделить несколько основных закономерностей общего среднего образования изученных стран:

* длительность обучения в полной средней школе составляет около 12 лет;

* полная средняя школа преимущественно подразделяется на 3 уровня: начальная, средняя и старшая;

* обязательным является обучение только в средней школе, после окончания которой ученик выбирает дальнейший путь получения образования: академический - с целью поступления в вуз или профессиональный - для получения среднего специального образования;

* в старшей школе (это, как правило, 10-12 классы) обучение профильное - с количеством направлений специализации от двух до четырех;

* количество обязательных учебных дисциплин в старшей школе значительно уменьшается, как правило, до 58, на изучении которых и делается акцент в течение последующего периода обучения;

* в некоторых страна аттестат об окончании старшей средней школы (диплом, сертификат) получают далеко не все его соискатели;

*в большинстве стран зачисление в вуз происходит по конкурсу аттестатов (дипломов, сертификатов) либо по результатам тестирования, единого по стране или индивидуального по вузам, основанного, как правило, на измерении уровня способностей абитуриента.

2.2 Высшее образование

В изученных странах мира за последнюю четверть столетия резко расширились сети высшего образования. Этот процесс отразил возрастающую роль высшей школы в экономическом прогрессе, обогащение представлений о жизненных идеалах. Заметно переменился социальный состав студенчества: он стал более демократическим. Меняется содержание программ университетского и неуниверситетского высшего образования.

Ключевой проблемой политики ведущих стран мира в отношении высшей школы является поддержание качества образования. Для решения этой проблемы реформируется механизм государственного контроля за деятельностью высшей школы. Так, в Англии с 1993 г. действует система оценки качества высших школ, осуществляемой Советом по высшему образованию. Размеры государственных субсидий на отдельные учебные заведения зависят от результатов такой оценки. Аналогичная система действует в США. В отдельных штатах подобную оценку осуществляют особые агентства проверки качества образования.

Усилившееся соревнование государств в сфере высшего образования - это, по сути, соревнование экономическое, так как образование в современных условиях стало основным источником экономического роста. По данным американских ученых, исследующих проблемы экономики образования, на долю последнего приходится 15-20% роста национального дохода. Кроме того, от 20 до 40% роста дает совершенствование научных знаний и их применение - процесс, в котором ведущая роль принадлежит высшим учебным заведениям, а именно там во всех странах Запада сконцентрирована подавляющая часть фундаментальных исследований.

Значимость вклада высшей школы в реформирование общества подтверждается мировым опытом. Он показывает, что все страны, успешно преодолевшие переход к современным рыночным отношениям, рассматривали сферу высшего образования как приоритетную и исходили из этого в своей инвестиционной политике.

Политической элитой в Великобритании, Германии и США был сформирован своеобразный культ образования, поддерживаемый регулярными встречами глав государств с лучшими студентами, аспирантами, преподавателями и представлением их перед общественностью как «интеллектуальной ценности страны».

Такие встречи подчеркивают, что образование - основной показатель качества жизни, сердцевина экономического могущества и творческого потенциала каждого человека.

Заключение

Закономерно, что проблемы образования всегда занимали важнейшее место в деятельности любого государства: именно образование является одним из основополагающих средств воспроизводства и развития культуры общества и человека, духовного, интеллектуального и профессионального потенциалов социума. Последнее время, обозначенное переходным периодом для развития общества, тематика образования, в силу целого ряда объективных и субъективных условий, выдвинулась в центр общественных идей и дискуссий, в которых участвуют практически все слои и группы населения, представители науки различных стран, всех ветвей и уровней законодательной и исполнительной властей.

Необходимость осмысления реальных проблем образования в современных условиях становится все более актуальным и значимым. Это обусловливается не только причинами социально-экономического порядка, а в значительной мере сменой парадигм общественного развития. Все это, безусловно, отражается на состоянии и перспективах развития образования как важнейшей части социальной сферы, феномена культуры, одного из движителей поступательного общественного движения.

Проанализировав современные тенденции развития систем образования ведущих западных стран, можно сделать вывод, что каждая из этих стран обладает определенными сложившимися традициями в области образования, которые связаны с особенностями их социально-экономического развития, историческими и национальными условиями. Но в то же время они обладают и определенным сходством проблем реформирования школы, связанных с модернизацией содержания образования, что приводит к объединению усилий всего мирового сообщества для разрешения данных проблем.

Следовательно, можно сказать, что сравнительный анализ различных систем образования и выявление конкретных подходов к содержанию образования дают возможность выделить предпосылки и тенденции формирования единого образовательного пространства.

Список использованной литературы

1. Алферов Ю.С. Мониторинг развития образования в мире // Педагогика, 2002, №7.

2. Барбарига А.А. Среднее и среднее специальное образование в современной Англии. - Киев, 2005.

3. Вейзеров В.А. Дошкольное образование и воспитание в Британии // Образование в современной школе, 2005, №4.

4. Воробьев Н.Е., Иванова Н.В. Модернизация учебного процесса в средней школе Германии // Педагогика, 2002, №7.

5. Вульфсон Б.Л. Сравнительная педагогика. - М., 2003.

6. Высшее образование в США // Педагогика, 2004, №3.

7. Галаган А.И. Финансирование образования в развитых зарубежных странах. - М., 2003.

8. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. - М., 1999.

9. Парамонова Л.А. Дошкольное и начальное образование за рубежом. - М., 2001.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Анализ образовательных систем современных стран (на примере систем Соединенных Штат Америки, Великобритании, Германии). Основные закономерности, специфические особенности и проблемы развития дошкольного, начального, среднего и высшего образования.

    контрольная работа , добавлен 19.10.2010

    Распределение общемировой численности студентов. Рейтинг высшего образования в странах мира. Региональная структура системы высшего образования в США. Роль федерального правительства в области образования. Система финансирования высшего образования.

    реферат , добавлен 17.03.2011

    Получение высшего образования за рубежом и в России. Некоторые особенности и положительные черты систем образования Великобритании, США, Франции, Австралии, Канады, Новой Зеландии, Германии, Австрии, Японии. Дании, Нидерландов, Швеции и России.

    курсовая работа , добавлен 04.03.2011

    Особенности образовательных систем Великобритании, Ирландии, США, Канады, Новой Зеландии и Австралии. Описание принципов обучения на разных этапах: в школе, колледже, университете. Виды языковых школ и услуги ими предоставляемые. Обучение иностранцев.

    реферат , добавлен 10.12.2012

    Особенности системы образования в странах Древнего Востока. Методы воспитания и образования в Античном мире и у восточных славян. Отличительные черты системы образования в средневековой Западной Европе, исламском мире, на Руси и в Русском государстве.

    реферат , добавлен 26.11.2012

    Понятие образовательной системы, ее свойства. Общие черты систем образования в зарубежных странах. Основы некоторых успешных стратегий. Главное отличие католических школ от обычных учреждений. Системы образования в Нидерландах, США, Англии, Германии.

    курсовая работа , добавлен 04.07.2010

    Система начального общего образования в РФ и Германии. Состояние действующей системы начального образования в Успенской общеобразовательной школе Татарского района. План-конспект интегрированных уроков русского языка с ИЗО и математики с конструированием.

    дипломная работа , добавлен 13.10.2011

    Классификация системы образования. Австралийская система образования, ее деление на пять секторов. Характеристика дошкольного образования. Система начального и среднего образования. Специфические особенности профессионального, высшего образования.

    реферат , добавлен 03.11.2009

    Современное состояние системы образования, цели и этапы ее реформирования, изменения в деятельности образовательных учреждений. Этапы введения в России двухуровневой системы высшего образования (бакалавр и магистр). Противники и сторонники ЕГЭ.

    реферат , добавлен 07.05.2016

    Географическое положение и границы Азии, происхождение названия, физико-географическое районирование. История развития образования в странах Азии в период колониализма. Образование в странах Азии на современном этапе. Кризис системы образования.

Сыктывкарский государственный университет

Кафедра менеджмента

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Системы образования в странах мира.

Сыктывкар 2009


Введение

1.1 Великобритания

1.2 Германия

2. Общий анализ систем образования

2.1 Среднее образование

2.2 Высшее образование

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Одной из движущих сил прогресса в любой области человеческой деятельности и знаний является синтезирование накопленного мирового опыта. В условиях реформы системы образования в нашей стране все большую важность приобретает изучение и анализ тенденций развития образования за рубежом.

Как известно, в системах образования в ведущих странах мира в настоящее время происходят процессы демократизации. Существенным ее признаком – наряду с доступностью, вариативностью и дифференциацией, децентрализацией управления – является открытость, преемственность всех ее ступеней.

В наши дни мировое сообщество определяет содержание нового образования, разрабатываются и внедряются новейшие технологии обучения, постоянно совершенствуется образовательный процесс. Этому способствуют многие важные факторы: всевозрастающий объем знаний, умений и навыков, необходимых школьникам, результаты исследований природы детства, опыт работы учебных заведений разных стран. Кроме того, мировому образованию необходимо соответствовать новому уровню производства, науки, культуры. А значит, обновление системы образования является актуальной, неизбежной задачей.

Образованность – одна из решающих жизненных ценностей. Тяга к образованию обусловлена не только стремлением обрести знания как гарант извлечения материальных благ, но и осознанием необходимости широкой культуры. При ранжировании жизненных ценностей большинство населения развитых стран мира отдает предпочтение образованию.

Следовательно, можно сказать, что анализ различных систем образования и выявление их достоинств и недостатков дают возможность выделить предпосылки и тенденции формирования единого образовательного пространства.

Исходя из этого, целью данной контрольной работы является изучение современных систем образования (на примере США, Великобритании, Германии).

Объектом изучения являются образовательные системы современных стран, а его предметом выступает анализ различных сторон систем образования в развитых странах.

Задачи исследования:

Изучить педагогическую литературу по проблеме исследования;

Проанализировать образовательные системы современных стран (на примере систем США, Великобритании, Германии);

Выявить специфические особенности развития образовательных систем данных стран.

Цель и задачи исследования обусловили выбор его методов:

1. Анализ педагогической литературы и публикаций периодической печати.

2. Конспектирование, реферирование источников.

В структуру данной работы входит: введение, три главы, заключение и список литературы.


1. Характеристика образовательных систем

1.1 Великобритания

1.1.1 Начальное и среднее образование

В последние десятилетия образование в Великобритании стало одним из наиболее приоритетных направлений в государственной политике вне зависимости от того, какие политические силы находятся у власти. Принятие решений, определяющих перспективу развития отрасли, осуществляется на самом высоком уровне в иерархической структуре управления парламентом, правительством. Первым актом общенационального значения считают Закон об образовании 1944г., который, хотя и был в основном, посвящен школьному образованию, в значительной мере упорядочил систему образования в целом и определил органы ее управления. Затем принятые акты пересматривались и дополнялись. Но к 60-м годам возникла необходимость пересмотра и повышения качества образования, она имеет тенденцию существовать и в современной Англии. Так, Национальная комиссия по образованию Великобритании опубликовала в 1993 г. доклад с красноречивым названием «Учимся преуспевать. Радикальный взгляд на образование сегодня и стратегия на будущее», в котором представлены рекомендации, как добиться положительных перемен в образовании.

В соответствии с административным делением и сложившимися традициями система образования Великобритании подразделяется на три подсистемы: 1) Англия и Уэльс, 2) Северная Ирландия и 3) Шотландия. Системы образования Англии, Уэльса и Северной Ирландии по своей структуре отличаются незначительно, в системе образования Шотландии имеются свои традиционные особенности. Современная система образования Великобритании включает в себя: дошкольное воспитание, начальное образование, общее среднее образование, систему дальнейшего образования и высшее образование.

В Великобритании около 50% трех-четырехлетних детей воспитываются в детских садах или малышовых центрах. С 5 лет начинается обязательное обучение, и дети поступают в школу для малышей.

Система обязательного образования охватывает детей и подростков с 5 до 16 лет. В соответствии с Актом о реформе образования (1988) период обязательного образования подразделен на четыре «ключевые стадии»: с 5 до 7 лет, с 7 до 11 лет, с 11 до 14 лет, с 14 до 16 лет.

Начальное образование охватывает первые две стадии (с 5 до 11 лет). Дети обычно группируются по возрастным классам. Все предметы преподает один учитель. Урок длится от 15 до 45 мин. После окончания учебы дети не сдают экзамены и не получают свидетельств об окончании учебного заведения. В начальной школе основное время посвящено изучению английского языка (40% учебного времени), 15% занимает физическое воспитание, около 12% ручной труд и искусство, остальные часы распределены между уроками арифметики, истории, географии, природоведения и религии.

В системе среднего образования Великобритании выделяются два основных вида школ: грамматические и объединенные (кроме них функционируют также технические и современные средние школы). Наиболее массовым видом школ являются объединенные школы. В них обучается около 90% учащихся Англии. В объединенную школу принимают выпускников начальных школ с различным уровнем умственных способностей и возможностей. Объединенные школы были организованы с целью создания равных возможностей для получения образования. Они должны были обеспечить совместное обучение учеников с различными способностями, интересами и возможностями. В грамматических школах дается общее полное среднее образование и осуществляется подготовка учащихся к обучению в высших учебных заведениях. После окончания 5-го класса примерно 60% учащихся, сдавших экзамены и получивших общее свидетельство об образовании на обычном уровне, уходят из школы. Остальные 40% продолжают обучение по индивидуальным учебным планам в двухгодичном 6-ом классе, который является выпускным.

Система дальнейшего образования (в нашем понимании «среднее профессиональное образование») представляет собой конгломерат большого количества разнообразных колледжей, учебных центров, институтов, в которых осуществляется подготовка на различных уровнях от профессионально-технического до высшего. В общей сложности в системе дальнейшего образования насчитывается около 700 специализированных учебных заведений от местных колледжей, в которых обучается без отрыва от работы на производстве молодежь в возрасте 16-18 лет, до политехнических, комплексных учебных заведений, в которых осуществляется подготовка на различных уровнях, включая и высший.

Все заведения системы дальнейшего образования находятся под контролем местных органов. Исключение составляют учебные заведения, имеющие королевские хартии. По сравнению с предыдущими годами, в общем студенческом контингенте растет численность учащихся дневного обучения. С 60-х годов в системе дальнейшего образования произошли значительные изменения. Ее учебным заведениям было дано право присуждать академические степени, т.е. появилась возможность получить высшее образование не только в университетах, но и в политехнических учебных заведениях, открытых на базе наиболее крупных технических и коммерческих колледжей. В настоящее время политехнические колледжи являются основными заведениями системы дальнейшего образования, в которых сосредоточена подготовка специалистов с высшим образованием.

Профессиональное обучение осуществляется в объединнных школах, технических (профессиональных) колледжах, центрах профессиональной подготовки на производстве и центрах занятoсти. На особом месте находятся профессиональные колледжи. Здесь существует наиболее широкий спектр подготовки – от квалифицированного рабочего до специалиста промежуточного уровня. Колледжи тесно связаны с обучением на производстве. Сроки обучения в профессиональном колледже колеблются от одного до пяти лет.

1.1.2 Развитие системы высшего образования

Высшее образование в Великобритании представлено университетами и политехническими колледжами. До 60-х гг. оно осуществлялось исключительно в университетах. Но в 50-60-х гг. в Великобритании начинают резко обостряться противоречия между возможностями системы образования на всех ее уровнях и общественными потребностями социально-экономического характера. Реформы образования в Великобритании начались с высшей школы. В начале 60-х годов в стране стал ощущаться острый дефицит высококвалифицированных кадров.

60-е годы знаменуются бурным ростом университетского образования. За этот период в стране было создано 23 университета или половина существующих в настоящее время.

В 1964-1977 гг. был создан новый тип высшего учебного заведения для Великобритании - технологический университет. Технологическими университетами стали 10 бывших " колледжей передовой технологии.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ЖУРНАЛИСТИКИ И СО

Реферат

«Системы образования в разных странах мира»

Классическое образование Великобритании

Великобритания по праву имеет репутацию страны качественного классического образования, история которого насчитывает не одну сотню лет. Выдаваемые дипломы котируются во всем мире.

В Великобритании создана разветвленная система, позволяющая получить хорошее образование и профессиональную подготовку любого уровня. В стране насчитывается около 30 тыс. школ, из которых 2500 - частные, и более 170 высших учебных заведений. Одна из традиций страны - открытость системы образования для иностранцев. Из 2 млн. студентов 214 тыс. составляют люди, приехавшие из-за границы. По данным Британского совета, по состоянию на 12 сентября 2001 года в разных учебных заведениях Великобритании получали образование 13,4 тыс. российских граждан. Из них 1360 человек - студенты вузов.

Система образования построена так, что иностранец может «войти» в нее практически на любой стадии. Но требования высоки, и сделать это не так просто. К тому же надо учесть, что российский аттестат зрелости не признается эквивалентным британскому (для его получения в российской школе надо учиться 11 лет, а в британской - 13).

Школы. Английские дети начинают учиться в школе в 5 лет и заканчивают ее в 16, получая сертификат о среднем образовании (General Certificate of Secondary Education, GCSE). До 14-летнего возраста они изучают базовые общеобразовательные предметы по обязательной единой государственной программе. Затем в течение двух лет идет подготовка к сдаче экзаменов на GCSE по 6-10 предметам. После сдачи этих экзаменов программа обязательного среднего образования считается завершенной. Но этого не достаточно для поступления в университет. Надо еще два года учиться на программе A-level, предусматривающей углубленное изучение от трех до шести предметов. Результаты экзаменов A-level служат и англичанам, и иностранцам «путевкой в жизнь» для продолжения образования: по конкурсу аттестатов можно поступить в вуз.

Чтобы ребенок из России получил качественное английское образование, неплохо было бы начать прямо с английской школы. Более 90% средних школ в Великобритании - государственные и бесплатные. Однако иностранцев туда, как правило, не принимают, поэтому остается поступать в частную школу. Хотя их посещают лишь около 6% всех учеников, частные школы обеспечивают около 50 % поступающих в элитные Оксфорд и Кембридж. В целом же 90% выпускников английских частных школ без труда поступают в ведущие университеты Великобритании, США, Канады. Частные школы принимают иностранцев в возрасте от 8 до 18 лет, школы-пансионы - от 7 до 16 лет.

Колледжи. Среднее и специальное образование английская молодежь получает в колледжах. Туда принимают и иностранцев. В английский колледж можно поступить и после окончания российской школы. Колледжи дают профессиональную подготовку и представляют собой промежуточную ступень между школой и вузом.

Учебные программы колледжей ориентированы, прежде всего, на практическую подготовку к профессиональной деятельности. Но все чаще их используют и для подготовки в университет, а высшая из присваиваемых ими квалификаций эквивалентна аттестату зрелости A-level. Фактически эти колледжи позволяют студентам пройти двухгодичную программу A-level ускоренными темпами - за год.

На базе ряда британских колледжей и университетов действуют подготовительные курсы Foundation. Их продолжительность - один год, в программу входит углубленное изучение английского языка и основных профилирующих предметов.

Университеты. Высшие учебные заведения Великобритании делятся на три вида. Есть колледжи (Colleges of Higher Education), которые, как и университеты, присваивают ученые степени (только уровня бакалавра) и выдают дипломы о высшем образовании. Но в отличии от университетов они являются узкоспециализированными учебными заведениями в таких областях, как живопись и дизаин, музыка, театральное искусство, образование. Есть политехнические институты, в которых обычно приобретают инженерные специальности. Есть университетские колледжи, которые, как правило, являются составной частью университетов. Наконец, есть классические университеты, которые, как и прежде, остаются центрами акдемичесского образования и научной работы.

Языковые школы. В Великобритании насчитывается около 1500 учебных заведений, преподающих иностранцам английский язык, около 800 из них - частные специализированные языковые школы. Более 370 школ аккредитованы Британским советом - это значит, что они соответствуют жестким стандартам качества и рекомендованы для иностранных учащихся.

Система образования Ирландии

В Ирландии действует более 3000 начальных, свыше 800 средних, более 150 языковых школ, 14 технологических институтов, несколько частных педагогических и бизнес-колледжей, семь университетов.

Все учебные заведения контролируются на государственном уровне специальными органами, которые следят за соответствием образовательного процесса принятым стандартам.

Богатые традиции и высокое качество образования, возможность легально подрабатывать привлекают в Ирландию множество иностранцев. Только в ирландские языковые школы ежегодно приезжает свыше 150 тыс. учащихся. Доля студентов из-за рубежа в ирландских вузах варьируется от пяти до десяти процентов, в зависимости от вуза.

Средние школы в Ирландии бывают государственные и частные, смешанные и раздельные, дневные и пансионы. Большинство средних школ Ирландии - частные. Детей из-за рубежа принимают как в частные, так и в государственные школы. В последнем случае плата весьма умеренна и ниже, чем в частных школах. После 6-8 лет обучения в начальной школе обычно проводится тест на общее развитие и знание основных предметов школьной программы. В 12 лет ирландский ребенок переходит в среднюю школу, где в течение шести лет изучает английский и ирландский языки, математику, экономические и естественнонаучные дисциплины.

Желающие получить высшее образование должны провести в школе еще три года. В течение последних двух лет ирландские школьники изучают 6-8 предметов, по которым сдают экзамены на получение аттестата о полном среднем образовании - Leaving Certificate.

Для российских школьников школы-пансионы доступны уже в возрасте 9-12 лет.

Колледжи. Специфика Ирландии заключается в том, что колледжи и университеты в ее образовательной системе не разделяют, считая, что они вместе образуют так называемый «третий уровень». Поэтому многие программы бакалавриата организованы на базе колледжей.

Профессиональное образование можно получить в технологических институтах и частных независимых колледжах. В них можно изучать информационные технологии, гостиничный менеджмент, бухучет и прочие направления прикладного характера.

Университеты. В Ирландии семь университетов, и большинство из них построено по классической модели, т.е. предлагают обучение на степени бакалавра, магистра и доктора наук по широкому спектру дисциплин.

На базе университетов активно ведутся научные исследования. В рамках «Программы передовых технологий» финансируются научные проекты в области биотехнологий, оптоэлектроники, информационных технологий и телекоммуникаций.

Педагогические колледжи готовят учителей начальной школы. В них за три года можно получить степень бакалавра. Для преподавания в средней школе необходима университетская степень или диплом, поэтому многие колледжи либо входят в состав ирландских университетов, либо заключают с ними соответствующие соглашения.

Второй вариант - подготовительные отделения (Foundation), впервые появившиеся в Ирландии не так давно. Эта программа аккредитована NCEA и признается как ирландскими, так и зарубежными учебными заведениями.

Языковые школы. Костяк ирландского образования составляют школы, входящие в ассоциацию MEI-RELSA (Marketing English in Ireland - Recognized English Language Schools Association), созданную для укрепления престижа ирландского образования за рубежом. Контроль за качеством и аккредитацию школ осуществляет Консультативный совет школ английского языка (Advisory Council for English Language Schools - ACELS).

По количеству высших учебных заведений, а следовательно, и числу студентов, получающих в них образование, США занимают первое место в мире. В американских вузах учится более 15 млн. человек, 500 тыс. из которых иностранцы. Их привлекает высокий уровень жизни, огромный выбор учебных программ, достойное качество академической подготовки.

Образование в США

образовательный обучение колледж университет

Считается, что США - наилучший вариант для магистратуры и докторантуры. Многие американские университеты играют первую роль в исследовательских проектах, имеющих международное значение. Их уровень определяется отличной лабораторно-технической базой, легким доступом колледж всем мыслимым источникам (научная периодика, фонды библиотек и т.д.) и наличием преподавателей с мировым именем.

Школы. Американские дети идут в школу в 6 лет и учатся до 18-летнего возраста, т.е. 12 лет. Школы делятся на государственные и частные. Из-за отсутствия унифицированной общенациональной учебной программы выпускники средних учебных заведений имеют разный уровень подготовки. Наилучшие знания получают ученики престижных частных школ-пансионов.

Подготовка к поступлению в университет осуществляется в старших классах американской средней школы, где изучается широкий спектр общеобразовательных предметов - английский и иностранные языки, история, естественные науки и т.д. Многие частные школы в качестве альтернативы предлагают обучение по международной программе Бакалавриата.

Колледжи. Характерная черта американской системы образования - развитая система колледжей. В США более 3000 колледжей, которые делятся на несколько основных типов: двухлетние технические, местные и колледжи четырехлетнего обучения, которые по статусу приравниваются к университетам. Последние могут быть как самостоятельными высшими учебными заведениями, как и входить в состав других университетов.

Иностранцы часто препочитают Community Colleges, потому что в них проще поступить. Эти учебные заведения не только обучают профессиям, но и предлагают программы академической подготовки, соответствующие первым двум курсам университета. Обычно местные колледжи имеют договоры с государственными вузами своего штата о переводе студентов.

Университеты. Американские вузы подразделяются на частные и государственные. И те и другие могут быть различного уровня: наряду с блестящим Йелем и Гарвардом существует целый ряд небольших и ничем не примечательных учебных заведений. Курс наук в них стоит намного дешевле, но и диплом котируется значительно ниже.

Получение степени бакалавра предусматривает четырегода обучения. Учебные планы американских вузов отличает возможность максимально широко комбинировать предметы по выбору.

Иностранные студенты предпочитают изучать бизнес-администрирование, менеджмент, экономику, т.е. дисциплины, в которых американцы занимают бесспорно лидирующее положение в мире. Весьма популярны программы MBA американских бизнес-школ.

Языковые курсы. Одно из основных требований к тем, кто собирается учиться в США, - отличное знание английского языка. Вам придется сдавать тест на знание английского как иностранного TOEFL, а он требует продолжительной специальной подготовки. Тест нацелен на проверку умения понимать устную и письменную речь, формулировать свои мысли и составить эссе. Обычно для поступление в университет требуется набрать 550-600 баллов.

Все крупные международные лингвистические центры - LAL, Aspect, EF, International House, Regent и др. - имеют свои отделения в разных регионах США. Многие фирменные языковые программы предусматривают сочетание учебы с отдыхом на американских курортах.

Система образования Канады

Канада относится к числу государств, дипломы которых котируются во всем мире. Это неудивительно: Канада расходует на развитие системы образования больше средств, чем многие другие развитые страны.

Канада является одним из мировых лидеров в области высоких технологий, аэрокосмической индустрии, микроэлектроники. Как следствие, все эти направления преподаются здесь на очень высоком уровне. Хорошей репутацией пользуется канадское инженерное образование, а также программы в области бизнеса и естественных наук. Дипломы канадских учебных заведений признаются во всем мире. Все эти преимущества привлекают в Канаду более 100 тыс. иностранных учащихся в год.

Поскольку в Канаде два иностранных языка - английский и французский, иностранный студент может учиться в вузе, где преподавание ведется на любом из них. Более широко распространен английский (в Квебеке - французский).

Среди канадских учебных заведений есть как государственные, так и частные. Качество образования, которое они обеспечивают, примерно одинаковое. А вот содержание учебных программ в той или иной провинции может несколько различаться, т.к. по конституции Канады вопросы образования находятся в компетенции местных властей.

Школы. В школах Канады учится более 5 млн. учеников. Для иностранцев - обучение платное. Размер оплаты определяет само учебное заведение. Частные школы предлагают платные программы. Выбор таких школ очень велик - с раздельным или совместным обучением мальчиков и девочек, с полным пансионом или только дневным обучением.

Частных школ в Канаде сравнительно немного и в них довольно высокий конкурс. В среднем, частные школы-пансионы оборудованы лучше, чем государственные. Выпускники известных канадских частных школ без труда поступают в ведущие канадские университеты Великобритании, США и Канады.

Дети идут в первый класс в 6-летнем возрасте. Обучение в начальной и средней школе ведется на одном из официальных языков страны - английском или французском. В большинстве провинции полное среднее образование, открывающее дорогу в вуз, занимает 12 лет, затем, кто хочет подготовиться к поступлению в университет, еще 2 года учится на подготовительном отделении в колледже.

Колледжи. В Канаде насчитывается около 175 государственных и частных колледжей. В системе профессионального образования обучается около 300 тыс. человек. За качеством обучения следят представители ассоциации ACCC (Association of Canadian Community Colleges).

Канадские колледжи подразделяются на общественные, технические и уже упоминавшиеся колледжи системы CEGEP. Основная задача колледжей - готовить профессиональные кадры для промышленности и бизнеса. В частности, технические колледжи - это нечто вроде российских профессионально-технических училищ, студенты которых за короткий срок получают какую-либо профессию. Обычно в колледже учатся два года, и большая часть учебного времени проходит не в аудиториях, а в лабораториях и мастерских. По окончанию студентов ждут сертификаты и профессиональные дипломы.

Во многих колледжах действуют программы сотрудничества с университетами на получение бакалаврской степени. Выпускники такого колледжа зачисляются сразу на второй курс университета-партнера.

Университеты. В Канаде нет частных высших учебных заведений (за исключением нескольких закрытых религиозных вузов), все они на две трети финансируются из государственного бюджета и общественных фондов. Все университеты входят в Ассоциацию университетов и колледжей Канады (AUCC).

Канадские университеты оснащены современным материально-техническим оборудованием, имеют хорошие библиотеки. Сильной стороной канадской высшей школы является тесная связь науки и практики. Университетские клиники считаются лучшими в стране, бизнес-школы активно участвуют в консультировании предпринимателей и налогоплательщиков. По официальной статистике, канадская университетская наука создает в стране ежегодно 150-200 тыс. рабочих мест.

В общей сложности в вузах Канады учится более 1,5 млн. студентов, включая около 30 тыс. иностранцев. Студенты из-за рубежа составляют примерно 5% общего числа студентов. Но среди выпускников таких учебных заведений, как Windsor University и New Brunswick University, каждый четвертый - иностранец.

Обучение в Австралии

Австралияв последние десятилетия вошла в число лидеров международного образовательного рынка. Обучение на «зеленом континенте» имеет много плюсов: английский в качестве государственного языка, высокий уровень жизни, возможность круглый год наслаждаться всеми прелестями теплого климата. Поэтому в эту страну ежегодно приезжает более 160 тыс. студентов из-за рубежа.

Сегодня в Австралии насчитывается около 10 тыс. школ, более 300 государственных колледжей и 40 университетов, два из которых частные. Все учебные заведения - и государственные, и частные - находятся под контролем Министерства образования, соблюдают государственные стандарты и гарантируют высокое качество обучения.

В зависимости от штата система образования имеет некоторые различия. В среднем австралийские дети идут в школу с 6 лет. До 12 лет они учатся на первой, до 16 лет - на второй, до 18 лет - на третьей ступени среднего образования. В целом оно рассчитано на 12 лет, именно поэтому российский аттестат о среднем образовании не признается эквивалентным австралийскому.

Учеников-иностранцев в Австралии не так много - они составляют около 5% (примерно 15 тыс.). Детям, приезжающим в Австралию из-за рубежа, более всего подходят школы-пансионы. Подавляющее большинство иностранных школьников сконцентрировано в двух последних выпускных классах. Их цель - получить австралийский аттестат о среднем образовании (Higher School Certificate) и поступать в университет на общих основаниях.

Иностранцу, желающему получить австралийское образование, необходимо предоставить заполненные анкеты, справку об оценках в российской школе, сдать тест на знание английского языка. Самые престижные школы иногда требуют также сдачи тестов по основным предметам.

Колледжи. Австралийские колледжи осуществляют профессиональную подготовку по широкому спектру направлений. Колледжи делятся на государственные и частные. Государственные, объединенные в систему TAFE (Technical and Further Education), считаются более престижными.

Типовой набор предложений колледжа включает программу по бизнесу, менеджменту, маркетингу, бухучету, информационным технологиям, секретарскому делу, дизайну, туристическому и гостиничному менеджменту. Обучение имеет выраженную практическую направленность. По ряду специальностей можно пройти практику (чаще всего оплачиваемую).

Университеты. Университеты Австралии занимают ведущие позиции в Тихоокеанском регионе, их дипломы признаются во всем мире. В университетах страны обучается более 680 тыс. студентов. Перечень только бакалаврских программ включает более 2000 позиций.

Для иностранных абитуриентов действуют подготовительные курсы (Foundation). Они рассчитаны в среднем на 24 недели обучения. Успешное окончание программы Foundation гарантирует место на первом курсе.

Система образования Новой Зеландии

До 1907 года Новая Зеландия оставалась британской колонией, поэтому английское влияние чувствуется здесь во всем, даже в системе образования, построенной по британской модели.

Иностранцам нравится учиться в этой стране. Каждый год сюда приезжают около 30 тыс. студентов из-за рубежа. В Новой Зеландии их привлекают безопасность, высокий уровень жизни и отличная экология.

Школы. В Новой Зеландии около 440 школ, порядка 20 из которых - частные. Как и во многих европейских странах, школы бывают раздельного (только для девочек или только для мальчиков) и совместного типа. Большинство из них - государственные, следовательно, бесплатные, но иностранцев они, как правило, не принимают. Наряду с государственными существуют частные школы - пансионы, доступ в которые открыт и школьникам из-за рубежа. Эти школы предлагают иностранцам очень хорошее образование и базовую подготовку, с которой без проблем можно поступить в лучшие университеты англоязычных стран.

В школу обычно идут с 5-6 лет. Обучение в начальной школе продолжается 8 лет - с первого по восьмой класс. В возрасте 13 лет дети переходят в одну из средних школ, которые иногда называют «колледжами» или «школами высшей ступени». В 9-13 классах ребят готовят к поступлению в университет и политехнические институты. В старших классах школьникам предстоит выбрать 6 профилирующих предметов. Полный список дисциплин насчитывает до 30 позиций и утверждается Новозеландской организацией по признанию квалификаций (NZQA).

В конце 11 класса ученики, успешно сдавшие экзамены, получают аттестат о среднем образовании. 12-й класс заканчивается сдачей экзаменов на сертификат Sixth Form Certificate, а в конце 13 класса ученики сдают выпускные экзамены, которые одновременно являются вступительными в вузы. На этих экзаменах - по сути, они являются аналогом британского A-level - осуществляется проверка знаний по 4-6 профилирующим предметам.

Колледжи. Большой популярностью среди молодежи Новой Зеландии пользуются профессионально-технические учебные заведения - «политехи». В них можно получить профессиональную квалификацию или степень бакалавра.

Учеба продолжается от шести месяцев до двух лет. Занятия проводятся в небольших группах. После прохождения каждой ступени студент получает соответствующий документ: сертификат, профессиональный диплом или диплом бакалавра (последний выдается после завершения трехгодичной программы). Программы построены таким образом, что студенты, отучившись один год, могут прейти сразу на второй курс университета, имеющего партнерские отношения с институтом.

Помимо традиционных программ по гостиничному менеджменту, туризму, информационным технологиям, некоторые учебные заведения предлагают менее распространенные варианты. Например, в Восточном технологическом институте можно прослушать курс «Виноградарство и виноделие».

Университеты. Общая численность студентов в университетах Новой Зеландии превышает 110 тыс., 3-10% - иностранцы. Первые университеты в Новой Зеландии возникли около полутора веков назад. За основу при их создании была принята британская модель.

Так как продолжительность обучения в российской средней школе не соответствует принятой в Новой Зеландии, поступить в университет этой страны с российским аттестатом зрелости пока нельзя. Как правило, претендентам надо закончить один или два курса российского вуза либо город другой отучиться в Новой Зеландии - на подготовительном отделении или в профессионально-техническом учебном заведении. Еще один способ - закончить новозеландскую среднюю школу.

Плата за обучение в Новой Зеландии значительно ниже, чем в странах Европы и Австралии. При этом дипломы новозеландских вузов признаются в большинстве стран мира (70 % выпускников работают за пределами Новой Зеландии). Тот, кому жизнь в Новой Зеландии придется по вкусу, имеет возможность после трех лет учебы получить разрешение остаться здесь работать по приобретенной специальности на срок да двух лет.

Языковые курсы. В Новой Зеландии существуют как языковые центры, организованные при школах и университетах, так и отдельные частные языковые школы. В новозеландских языковых школах широкое распространение получили программы «английский + спорт». Разнообразие видов спорта, которыми в Новой Зеландии можно заниматься круглый год, поражает воображение: горные лыжи, подводное плавание, альпинизм, парусный спорт, гольф, верховая езда.




Система государственного образования в Великобритании начала складываться в 1870 году, а в 1944 году была учреждена система бесплатного обязательного начального и среднего образования. Государственные школы Англии финансируются государством и управляются местными образовательными организациями. Частные школы в Англии также носят названия «независимых» и «публичных». Они существуют исключительно на деньги, которые платят родители за обучение детей.




Национальная программа разрабатывается государством и является обязательной для всех школ. Большинство частных школ придерживаются национальной программы обучения, но имеют право варьировать преподавание предметов. В национальную программу входят следующие предметы: · Английский язык · Технология и дизайн · География · Математика · Информатика · Музыка · Естествознание · Иностранные языки · Искусство · Физ. Подготовка · История


Школьное образование в Англии включает в себя два модуля: Начальное – для детей в возрасте от 4 до 11 лет (до 7 лет – в школе для малышей, а с 7 до 11 лет – в младшей школе) Среднее - для детей от 11 до 16 лет. Имеется три основных типа неполных средних школ: «грамматические» школы «современные» школы «Единые» школы


Учебный год с 1 сентября по 31 августа. Как правило, учебный год разделен на семестры: осенний (до Рождества), весенний (до Пасхи) и летний (до конца июня). Школы работают, как правило, с 9.00 до 16.00, учебная неделя обычно 5-дневная. Родительских собраний нет. Родителям каждого ребенка отводится 5–10 минут для индивидуального общения с учителем. Обязательна школьная форма Большое внимание в учебных заведениях уделяется благотворительности. С малых лет детей учат помогать тем, кто нуждается в этом. Учащиеся многих британских школ обязаны заниматься социальными работами, например, на бензоколонках или в домах престарелых.


В США отсутствует единая государственная система образования, каждый штат вправе определять ее структуру самостоятельно. Школьные советы устанавливают школьные программы, нанимают учителей и определяют финансирование программ. Штаты регулируют образование в своих границах, устанавливая стандарты и экзаменуя школьников.


Дошкольные учреждения, где воспитываются дети в возрасте 3-5 лет; начальная школа (1-8 классы), в которой обучаются дети в возрасте 6-13 лет, средняя школа (9-12 классы) с задачей обучения юношей и девушек в возрасте лет; учебные заведения последнего уровня обучения, входящие в систему высшего образования.


Элементарная школа - это самостоятельно существующее учебное заведение, где один учитель ведет все занятия с классом, но часто есть еще помощник учителя. Хаpактеpным для элементаpной школы является комплектование классов по способностям учащихся. После опpеделения "ай-кью" появляются гpуппы А, В и С - "одаpенных", "ноpмальных" и "неспособных" и обучение диффеpенциpуется.


Сpедняя школа в США делится обычно на две ступени - младшую и стаpшую, каждая по тpи года. Имеется и четыpехлетняя сpедняя школа, базиpующаяся на восьмилетней элементаpной школе.. В 8 классе появляется система выбоpа пpедметов. Сpедние школы бывают pазных типов: "академические", "пpофессиональные "и "многопpофильные".


А – 15% учащихся – постоянно высокий уровень готовности, глубоких знаний и оригинальность (отлично). В – 25% учащихся – уровень, откровенно более высокий, чем средний (хорошо). С – 35 % учащихся – средний уровень выполнения заданий (средне). Д – 15 % учащихся – минимальный уровень знаний (ниже среднего). F – 10% учащихся – неудовлетворительные результаты или полное незнание учебного материала.


Учебный год пpодолжается в амеpиканской школе дней; дети обучаются 5 дней в неделю. Продолжительность учебных занятий в день – 5-6 часов (с 8.30 до 15.30). Состав класса меняется каждый год, чтобы сделать их примерно одинаковыми как по половому и расовому составу, так и по уровню подготовки, знаний, навыков и поведения учеников. Учителя узко специализированы: учитель 1-го класса всю свою профессиональную жизнь учит только детей 1-го класса, учитель 5-го только детей 5-го, и т. д.


Выпускникам должны получить зачеты по 16 академическим курсам в течение последних четырех лет обучения. Каждый такой курс состоит из одного урока ежедневно в течение 18 или 36 недель. Последние четыре года рекомендуется обязательное изучение современных достижений пяти "базовых дисциплин»: английский язык (4 года), математика (3 года), естественные науки (3 года), социальные науки (3 года), овладение компьютерной грамотностью (0,5 года). Кроме того, учащиеся, желающие продолжить обучение в высшем учебном заведении, должны пройти 2- летний курс иностранного языка.


В этих странах государство гарантирует бесплатное среднее образование Все системы школьного образования делятся на несколько ступеней: начальная школа, основная и старшая школа. Однако распределение учебного времени разное В России есть государственный стандарт образования, в Великобритании национальная программа, а в США нет единой государственной программы. Однако во всех странах определен обязательный перечень предметов к изучению Во всех странах школьное образование завершается экзаменами в письменной форме Наряду с государственными школами существуют частные, где обучение ведется на платной основе.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: